Фабрика станиславского что это
Фабрика станиславского что это
До шумящего Садового кольца ехать не боле 5 минут, а здесь все дышит покоем: старые особняки встречают редкие проезжающие машины, в воздухе пахнет весной и слышен колокольный перезвон.
Здесь располагается улица Станиславского, когда-то носившая название Малой Алексеевской в честь купеческой семьи, которая в конце 19 века построила золотоканительную фабрику, территорию которой сегодня занимает бизнес-центр «Фабрика Станиславского».
Семен Алексеев основал производство золотой и серебряной нити еще в 1810-х годах, и в те времена производство располагалось в районе Якиманки. Фабрика преуспевала: тонкие нити использовались для вышивки парадной одежды и были популярны не только у российской знати, но и продавались на экспорт.
Константин Алексеев (Станиславский) начал работать на семейной фабрике с 1880-х гг, а после смерти отца и братьев возглавил производство. В исторических источниках сохранились противоречивые сведения о периоде его руководства фабрикой. Одни называют его талантливым предпринимателем, который расширил ассортимент производства и добавил к нему меднопрокатный и кабельный цеха. Другие настаивают на том, что Станиславский гораздо больше интересовался театральной работой, чем делами предприятия.
После революции Фабрика была национализирована и преобразована в завод «Электропривод».
Константин Алексеев с детства увлекался театром. По принятой в зажиточных семьях традиции дома часто разыгрывались сцены из театральных постановок, но для Константина это увлечение переросло в настоящую страсть. В 1885 году он берет себе сценический псевдоним Станиславский, и много играет на сцене, совмещая свое увлечение с руководством фабрикой.
Интересно, что Константин Станиславский стремился к просвещению рабочих фабрики: он открыл хор и читальню, а позже создал театр рабочих – здесь он мог разрабатывать основы своего «метода», а рабочие получали возможность разнообразить свой досуг. Для размещения театра было построено отдельное здание на территории фабрики.
До нашего времени сохранилось несколько исторических зданий: краснокирпичный корпус 1912 года постройки, расположенный вдоль улицы Станиславского, здание театра и несколько строений датированных 1890-ми годами.
В советское время на территории было построено еще несколько корпусов, и к началу реновации фабрика представляла собой собрание построек разных стилей, часть из которых была абсолютна безлика. Сама фабрика находилась в запустении.
В 2005 году начался проект реновации территории фабрики, для которого в Москву пригласили британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Выбор не был случайным: британская архитектурная школа показывает выдающиеся примеры обращения с историческими зданиями, придания им новых смыслов и объединения исторических и современных строений в единый ансамбль.
В проекте «Фабрики Станиславского» задачу усложняло то, что территория завода застраивалась в основном хаотично без какого-то четкого плана, и нужен был центральный элемент, который бы объединил комплекс в единую логику. Им стало здание 1912 года постройки с длинным кирпичным фасадом, расположенное вдоль улицы Станиславского. Основной элемент здания – вертикальные колонны – делят здание на 24 отсека. Эта же идея была использована для прилегающего здания советской постройки, хотя в его отделке были использованы другие материалы. В результате оба здания, выходящие фасадом на улицу Станиславского, объединены общей визуальной идеей, но в каждом из них чувствуется дух своего времени.
Особое внимание было уделено озеленению территории, которая должна была превратиться в сад и соединить все части комплекса в единый ансамбль. Авторам удалось создать целый комплекс садов, благодаря чему на территорию бизнес-центра вернулась жизнь – здесь не только высажено большое количество растений, но и живут птицы и насекомые. Озеленение проводилось согласно четкому плану, который можно сравнить с повторяющейся мозаикой, в которой чередуются несколько шаблонов. Благодаря этому плану удалось связать воедино и создать гармоничное пространство на территории, в которой отсутствовала логичная геометрия и внутренняя организация.
Особого внимания заслуживает лобби центрального здания, вдохновением для создания которого являлся театр – очень необычное решение для бизнес-центра. В просторном, двухуровневом пространстве расположены кафе и лаунж зона. Особенно красиво здесь в солнечную погоду, когда свет от окон создает геометричные рисунки на стенах.
Здание бывшего театра сегодня снова живет – здесь работает Студия театрального искусства. Перед театром разбит вишневый сад, что придает этому месту особенный колорит.
Территория «Фабрики Станиславского» и лобби центрального здания открыты для посещения.
Фабрика станиславского что это
Трудно поверить, но в Москве все же существуют уютные офисные здания. Стоит только чуть подальше пройти от станции метро, петляя по улочкам и блуждая в переулках. Так и мой герой — бизнес-центр «Фабрика Станиславского» — затерялся где-то между Таганкой и Площадью Ильича. Название, конечно, появилось не из воздуха — ранее здесь действительно располагалась золотоканительная фабрика Алексеевых, построенная еще в XIX веке. Полная реконструкция фабрики (проект реконструкции принадлежит лондонскому бюро John McAslan + Partners) завершилась в 2007 году. А в 2011 году Фабрика получила премию Королевского института британских архитекторов. И, хотя я в общем-то не слежу за событиями архитектурного мира, кажется странным, что я до сих пор не знала об этом прекрасном месте (да и не узнала бы, если бы не менее прекрасный театр Сергея Женовача «Студия театрального искусства», расположенный в этом же комплексе зданий).
Впрочем, и тот самый Константин Сергеевич Станиславский (урожд. Алексеев) фигурирует в названии БЦ не просто так — в 1888 году он организовал с единомышленниками “Общество искусства и литературы”, ставил спектакли, играл в них ведущие роли, благодаря чему приобрел славу выдающегося актера своего времени. Театральную деятельность сочетал с работой в директорате фабрики “Товарищества Владимира Алексеева” (после революции достойно перенес национализацию семейной фабрики и потерю капитала, оставаясь вне политики и фанатично служа театру).
Теперь для меня это почти паломничество: за три недели, что мы знакомы, я побывала здесь уже раза четыре или пять — ходила в театр, гуляла, приводила друзей, а вот сегодня наконец-то вернулась с фотоаппаратом. Вы только посмотрите, ребята, как здесь все человечно устроено, как приятно глазу: и зелень, и беседки, и столики во дворе. Словом, после таких открытий, теплится в сердце надежда на светлое будущее и хорошую архитектуру этом городе.
Как найти «Фабрику»: выйдя из метро «Таганская-кольцевая» или «Марксистская», дойти до улицы Солженицына (бывшая Большая Коммунистическая). Ориентир – торговый центр «Звездочка». И далее идти по этой улице до Храма Святого Мартина. Перед ним — свернуть налево, и Вы окажетесь на улице Станиславского. Пройдя по левой стороне улицы, Вы сначала увидите ряд современных зданий, а также особняков середины 19 века, а затем большое красно-желтое кирпичное здание. Путь от метро займет примерно 10 минут.
Адрес: улица Станиславского, дом 21, стр. 2
Текст и фотографии — Мария Лоцманова
Улица Станиславского, 21 – Фабрика Станиславского
Бывшие заводские корпуса по улице Станиславского, 21 в Москве, как это не удивительно, связаны с началом трудовой деятельности Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева), но не как великого театрального режиссёра, а в качестве … успешного предпринимателя и организатора производства.
История владения
Стоит сказать, что Константин Сергеевич принадлежал к весьма известной династии купцов Алексеевых, которые еще с середины XVIII столетия занимались изготовлением канители из золота и серебра – тончайшей нити, которая применялась в изготовлении фурнитуры и использовалась для вышивки церковного парадных мундиров и одеяния для священнослужителей.
Производство в Москве было открыто в 1785 году Семеном Алексеевым, основавшим «Фабрику волочения золота и серебра».
После войны 1812 года Алексеевы выкупили городскую усадьбу на Большой Алексеевской улице (сегодня – улица Александра Солженицына, 29) и перевели туда свое основное производство.
В 1829 году для расширения бизнеса была приобретена «Строгановская дача» на нынешней Волочаевской улице, 40, где открыли прядильный цех золотоканительной фабрики.
В 1850-м производство с Большой Алексеевской переводят на нынешнее место по тогда Малой Алексеевской улице, отстроив для производства новые фабричные корпуса.
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) стал директором-распорядителем фабрики в 1882 году и оставался в этом качестве вплоть до событий 1917 года.
В 1890-х им была проведена грандиозная реорганизация производства с закупкой современнейшего оборудования, после чего Товарищество «Владимир Алексеев и Ко» стало крупнейшим из подобных в Российской империи.
В 1898 году на фабрику приходит талантливый инженер и будущий учёный-металлург Тихон Михайлович Алексенко-Сербин. К 1900-му году именно здесь им было налажено производство канительной проволоки диаметром от 0,011 до 0,03 мм., которая по эластичности и мягкости не уступала нитям для вышивания. Эта технология была отмечена главной наградой парижской Всемирной выставки 1900 года – «Гран-при», а самому Тихону Михайловичу вручили золотую памятную медаль этого форума.
По инициативе Алексенко-Сербина к 1909 году на фабрике Алексеевых, после слияния с Товариществом «П. Вишняков и А. Шамшин», было налажено меднопрокатное и кабельное производство – востребованная продукция того времени.
В 1912 году на производстве были отстроены и два последних корпуса: строение 3, протянувшееся вдоль красной линии улицы, и примыкавшее к нему с внутренней территории Г- образное в плане строение №5. Эти два корпуса являются уникальными образцами производственно-промышленной архитектуры начала XX столетия и сохранились до сих пор.
Особый интерес вызывает первое из них (с3), которое линией фасада повторяет изогнутый контур улицы, а благодаря чередованию разноразмерных оконных проёмов и лопаток с объёмными накладками в верхней части, фасадная плоскость приобретает живость и ритмичность.
Интересно было узнать, что стараниями Станиславского при фабрике был открыт рабочий театр. Специально для него в 1904 году даже возвели небольшое здание (№21с7), которое в 1909-м пришлось переформатировать под нужны кабельного производства.
Пришедшие к власти большевики алексеевское производство национализировали и со временем основали на его базе завод «Электропровод».
В советское время это было одно из самых передовых и высокотехнологичных предприятий страны. Так, именно здесь были выпущены первые в СССР полиэтилены и пластикаты, совершенствовались технологические процессы производства радиочастотных кабелей, а также, опять впервые в Советском Союзе, начали производить в 1981 году волоконно-оптические кабеля.
К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века производство пришло в упадок. Часть помещений начали сдавать в аренду коммерческим структурам, а со временем вся территории была отдана под размещение бизнес-центра.
Завод «Электроприбор» в 2003 году полностью перевели в подмосковную Ивантеевку, а в 2011-м в город Подольск, где во вновь отстроенных корпусах продолжают выпуск современных кабелей и проводов.
Сегодня владение №21 по улице Станиславского занимает БЦ «Фабрика Станиславского». Из прежних строений были оставлены лишь два корпуса, представляющих архитектурную ценность, а на месте остальных были построены новые здания.
Стоит отметить, что дизайнерские оформления офисов компаний, располагающихся здесь, а также весь обновленный комплекс строений БЦ отмечены престижными международными архитектурными премиями.
На территории также сохранился бывший главный дом городской усадьбы В.А. Шибаева (Станиславского, 21с22), построенный в 1820-е годы. Он внесен в «Красную книгу» общественного движения «Архнадзор», а также в список столичных памятников архитектуры как «вновь выявленный объект».