Ф о шехтель архитектура что сделал
Гений русского модерна. Федор Шехтель.
Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, родился в Санкт-Петербурге 1859 году, скончался в Москве 1926 году в возрасте 66 лет.
Фёдор Осипович Шехтель (1890-е).
Русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20 столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца.
Семья Шехтелей (слева направо) Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип (1875).
Федор Шехтель с женой и сыном.
Архитектурный стиль:
Эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (дом-музей Горького) (1900).
Работал в городах:
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое (село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области).
Особняк Морозова на Спиридоновке (1883).
Усадьба Локалова в Великом (Ярославская область).
Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог.
Важнейшие постройки:
Особняк на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898—1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901—1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902—1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904—1906), собственный дом на Большой Садовой (1910).
Павильон на Триумфальной площади.
Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.
В настоящий момент известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
Проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923).
Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина в Москве (1924)
Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало (назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало на лекарства, тяжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете). Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:
«Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.»
В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23 На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие.
Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.
Надгробие семьи Шехтель.
Архитектура Шехтеля
Модерн Шехтеля в архитектуре Ярославского вокзала.
Архитектура Шехтеля расцвела в недолгую эпоху модерна и привнесла в столицу свежую струю модного направления европейского зодчества и особую философию искусства. Однако архитектор не ограничился оригинальным модерном, периодически возвращаясь к канонам классики. По его проектам возведено около пятидесяти сооружений, многие из которых охраняются государством и входят в Золотой фонд отечественной архитектуры. В архитектуре Шехтеля первым московским особняком стал дом Морозовых (1893 г.) на ул. Спиридоновка, 17 (Дом приемов МИД России), выполненный по заказу владельца по мотивам английской готики.
Дом 8 на ул. Мясницкой. 1898 г. Здание Торгового дома фарфоровых заводов М. Кузнецова.
В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас в здании расположен музей Горького.
Особняк Рябушинского. 1900 г.
В 1901-1902 гг. архитектор построил особняк примы оперы А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (сейчас здесь посла Австралии), соединив на его фасаде ковку, орнамент из лепнины, изображающей растения, женские головки.
Особняк А.И. Дерожинской. Кропоткинский переулок, 13.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28.
Здание Ярославского вокзала. 1906-1907 гг.
В 1910 г. на Большой Садовой, 10 был построен еще один особняк Шехтелей, ставший одним из замечательных образцов архитектуры Шехтеля в стиле классицизм с портиком из четырех колонн.
Особняк Шехтелей на Большой Садовой, 10.
Архитектура Шехтеля украшала и другие города и пригороды: усадьба Кирицы С.П. фон Девиза (1883-1889 гг.), усадьба Соха П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.), усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.) в Рязанской области, часовня Михайловской церкви (1887 г.) Таганрог, дом А.А.Шилова в Пруссах (1888г.), дом Локалова, дом Иродова в селе Великое (1888-1890 гг.), особняк П.М. Мальцева, храм Пресвятой Богородицы в г. Балаково (1900- 1912гг.) и многие другие здания, которые могут служить примером для современных архитекторов.
Шехтель — звезда русской
архитектуры
Известный зодчий немецкого происхождения Фёдор Осипович Шехтель (урожденный Франц-Альберт Шехтель) вписал своё имя в историю русской архитектуры золотыми буквами.
Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года. Корни его семьи уходят в Германию, но детство будущего архитектора прошло в Санкт-Петербурге, а в шесть лет он вместе с семьёй переехал в Самару. Его мать, Доротея Гетлих, была дочерью когда-то состоятельного купца, неудачно вложившего свой капитал в сибирские золотые прииски. Надеясь исправить ситуацию, хранительница очага отправилась в Москву, где волею судьбы попала в дом Павла Михайловича Третьякова и устроилась у него экономкой. Впоследствии зять создателя известнейшей картинной галереи, Александр Степанович Каминский, оказал огромное влияние на зодческую карьеру юного Шехтеля.
Фёдор Осипович оказался блистательным учеником, с лёгкостью превзошедшим своего наставника. За какой бы стиль он ни принимался — неоготический, неорусский, неоклассический или созданный им самим национальный вариант модерна – его везде ждал успех. Идеи молодого зодчего были свежи и смелы, а положение выходца из разорившейся интеллигентной семьи только разжигало огонь стремлений достичь новых вершин. Возможно, этим и объясняется невероятная плодовитость архитектора.
Пожалуй, венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал, расположенный в Москве около станции метро «Комсомольская». Проект был полностью составлен в 1901 году, а возведение этого поистине масштабного памятника архитектуры проходило с 1902 по 1904 год. На месте неказистых построек зодчий возвёл настоящий дворец в неорусском стиле. В его оформлении угадываются традиционные русские мотивы. Это огромная арка на входе, украшенная гербами Москвы, Архангельска и Ярославля, взмывающие вверх башни и высокая кровля, увенчанная ажурным гребнем, напоминающая крышу старинного терема.
До революций здание славилось богатым внутренним убранством, однако многочисленные реставрации и перестройки превратили когда-то роскошный интерьер в безличные и скучные казенные помещения.
Следующий шедевр – это всем известный в России и за рубежом МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Над этим проектом Шехтель работал безвозмездно, из любви к искусству, а все затраты по строительству взял на себя русский меценат Савва Морозов.
Безликое здание театра было перестроено по замыслу Фёдора Осиповича: в его новой версии царит атмосфера преклонения перед великим и вечным искусством. Идея была настолько близка архитектору, что он на время отказался от всех своих проектов и весь 1902 год посвятил планировке и строительству этого здания. Биограф зодчего писал:
«Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений»
И это действительно так, потому что продумано и тщательно распланировано было всё — от парадного входа до занавеса с изображенной на нем той самой знаменитой чайкой, которая и стала эмблемой МХТ им. А. П. Чехова.
Согласно всем традициям древнерусского зодчества, церковь была возведена за месяц, но простояла всего 45 лет, а закрыта была и того раньше – уже через 20 лет после завершения строительства. К сожалению, это деревянное сооружение не сохранилось до наших дней. Но сегодня в 300 метрах от первоначального расположения церкви стоит её копия, возведенная в 1997 году.
Огромную известность принесли архитектору возведенные им особняки. И первый среди них по значимости принадлежал супруге Саввы Морозова, Зинаиде Григорьевне.
Дом на Спиридоновке напоминает замок: он наполнен духом романтичности и аристократизма. Внутри можно увидеть настенные панно, скульптуры и витраж работы Михаила Врубеля, с которым Шехтелю посчастливилось работать над проектом особняка. Особый изыск помещению придает готическая парадная лестница из резного дерева.
Морозов сам выбрал для особняка стиль – английскую неоготику, вероятно, так сложилось из-за предпочтений хозяина, несколько лет прожившего в Манчестере. В остальном же он предоставил амбициозному архитектору полную свободу и неограниченные возможности.
Шехтель и Врубель вместе тщательно продумали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Кстати, считается, что именно это здание стало прообразом дома булгаковской Маргариты. Сейчас в особняке располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел России.
Особняк строился с 1902 по 1906 год. Во внешнем облике постройки и внутри нее рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Проект Шехтеля потрясает своей беспрецедентной смелостью: автор полностью игнорирует традиции классицизма, забывая о симметрии и чёткости форм.
Рамы огромных окон украшают узоры из переплетающихся ветвей, а решетка ограды выполнена в виде повторяющихся спиралей. Главным украшением дома стал венчающий его широкий майоликовый фриз с изображением орхидей и водорослей. Всё в интерьере словно рассказывает сказку о подводном царстве: на полу выложен рисунок в виде гальки, на стенах многочисленные витражи со стрекозами, парящими над волнами, а над лестницей сверкает лампа в форме медузы.
Ещё одно поразительное творение Шехтеля — Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из самых красивых домов в Москве. Скоропечатня А. А. Левенсона стала первой типографией в стиле модерн.
Она состоит из двух самостоятельных частей: первая — административное здание издательства и редакции, выполненное предельно просто и лаконично, вторая — административный корпус, отдалённо напоминающий романо-готический замок. Типография была закрыта в 1917 году, но любоваться объектом культурного наследия можно до сих пор.
И, конечно, никак нельзя забыть об особняках самого Шехтеля. Всего их было построено три. Один из них расположен в Ермолаевском переулке, совсем недалеко от станции метро «Маяковская». Этот дом построен с учётом личных капризов архитектора и полностью удовлетворял все его требования. В стиле почти ничего не осталось от Средневековья, зато чувствуется сильное влияние модерна.
Здание состоит из нескольких частей, заметно отличающихся друг от друга своим внешним видом. Это говорит о том, что Шехтель любил экспериментировать, и уж в своём-то доме он мог себе это позволить. Вот и вышло так, что башни соседствуют с выступающим вперед прямоугольным корпусом с высокой кровлей и пристроенным позднее корпусом в форме неправильного треугольника. К сожалению, в настоящее время попасть внутрь особняка не представляется возможным, поскольку сейчас в нем расположено посольство Уругвая.
Умер Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 в возрасте 66 лет. Невозможно переоценить его вклад в русское и европейское зодчество. Шехтеля по праву называют создателем нового языка архитектуры. Именно он превратил ар-нуво в русский модерн. Среди его работ насчитывается более 210 объектов культурного наследия, а 86 из них дошли до наших дней. Именно ему мы обязаны шедеврами русской архитектуры, которые легли в основу всемирного представления о старой Москве. Один из современников говорил о Шехтеле:
«Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…»
Так и вся его жизнь была наполнена яркими взрывами, водоворотами страстей и творческих побед. Фёдор Осипович Шехтель оставил глубокий след в истории отечественной архитектуры.