Ф гизо что создал

Гизо, Франсуа

Франсуа Гизо
François Guizot
Ф гизо что создал
22-й премьер-министр Франции
19 сентября 1847 — 23 февраля 1848
Монарх:Луи-Филипп I
Предшественник:Жан де Дьё Сульт
Преемник:Луи Моле
Рождение:4 октября 1787 ( 1787-10-04 )
Ним
Смерть:12 сентября 1874 ( 1874-09-12 ) (86 лет)
Сент-Уан-ле-Пен

Содержание

Биография

Франсуа Гизо родился в Ниме в протестантской буржуазной семье. Его родители были тайно обвенчаны протестантским священником. 8 апреля 1794 года его отец был гильотинирован, обвиненный в федерализме, в разгар революционного террора. Мать, женщина принципиальная, либеральная и принявшая учение Ж.-Ж. Руссо, увезла мальчика в Женеву, и там, в эмиграции, он получил хорошее образование.

Мадам Гизо была типичной гугеноткой XVIII века, глубоко верующая, непоколебимая в своих принципах, хорошо понимающая свои обязанности. Она сформировала характер своего сына, и разделила с ним все превратности его жизни. В период могущества своего сына, она, всегда в трауре по своему мужу, была с его друзьями. В момент его изгнания, мать последовала за ним в Лондон, там и умерла в глубокой старости.

В 1805 году Гизо возвращается в Париж, чтобы продолжить обучение юриспруденции. Вскоре он пишет критическую статью о Шатобриане, и его литературный талант привлекает благосклонное внимание этого писателя.

В 1832 году Гизо назначается в новом кабинете министром образования. Под его руководством число начальных школ во Франции достигло 23 тысяч за 15 лет.

В 1836 году Франсуа Пьер Гийом Гизо вошел в кабинет министров Луи Моле, но в 1837 году, вместе с своими друзьями, вышел из кабинета и несколько времени спустя примкнул к большой коалиции, образовавшейся против Моле из всех оттенков оппозиции.

В 1840 году, уже в новом кабинете министров, Гизо возглавляет министерство иностранных дел, но фактически становится лидером правительства.

Политическая деятельность

Участвовать в политической жизни Франсуа Гизо начинает, дождавшись Реставрации. Между 1826 и 1830 годами он публикует несколько больших работ по истории Франции и Англии.

В январе 1830 года он избран депутатом Лизье, и подписывает обращение 221 против политики Карла X.

Он был за конституционную монархию, защищал Луи-Филиппа, которого приводит на трон Июльская Революция. Благодаря этим событиям Гизо попадает в правительство, сначала как министр Внутренних Дел (1830), затем, как министр образования (народного просвещения) 1832—1836. В качестве министра народного просвещения, он полностью пересматривает политику государства в этом вопросе. В этот же период он находится в постоянной оппозиции к Тьеру. Отставка Тьера, слишком воинственного для главы правительства, приводит к назначению маршала Сульта официальным главой правительства, но именно Гизо является в этот период настоящим руководителем кабинета министров 1840—1847.

Избрав мирное направление своей политики, Гизо понимает необходимость мирных и дружеских отношений с Великобританией. Он жертвует гордостью некоторых, и с помощью Сэра Роберта Пиля, устанавливает дружеские отношения с Англией.

В Англии этому противостоит лорд Пальмерстон, который, будучи таким же воинственным как Тьер, считает что Францией надо управлять извне, ослаблять её, учитывая возможность войны в будущем.

Лорда Пальмерстона заменяет лорд Абердин, мирный дипломат, защищающий сближение двух либеральных наций Европы.

Политические кризисы продолжаются, но регулярно смягчаются обеими сторонами.

Падение британского кабинета министров Роберта Пиля, возвращение лорда Пальмерстона, противника англо-французских отношений, кризис испанского наследства привели к разрыву либеральных англо-французских отношений, и заставляют сблизится Францию с Австрией в лице Миттерниха, приверженца абсолютной монархии.

Гизо становится премьер-министром в 1847 году, хоть и на короткий срок, но он собирает вокруг себя консервативную партию, стараясь удержать равновесие между демократизацией общества и возвратом к революции.

Результаты экономической деятельности

С точки зрения развития экономики, Франсуа Гизо поощряет предпринимательство, создавая условия для процветания. Но прежде всего он поддерживает сельскохозяйственную деятельность, торговлю и финансы.

В полную противоположность индустриалистам под руководством Сен-Симона, он считал что индустриализация опасна, может повлечь за собой появление пролетариата, которого Франсуа Гизо рассматривал как социально нестабильный и политически опасный класс.

Однако, за период его руководства кабинетом министров, Франция развивалась индустриально как никогда активно:

За четырнадцать лет производство угля и железа удвоилось. Количество паровых промышленных машин выросло в восемь раз. Создавались первые индустриальные районы Лион, Париж и Мюлуз, на севере Франции и в нижнем течение Сены. Первые поглощения привели к возникновению крупного капитала в металлургии, легкой промышленности и в добыче угля.

Результаты политической деятельности

Франсуа Гизо был либералом- консерватором, он считал, что нет особой связи между политическим и экономическим либерализмом. Он не был экономическим последователем теории свободного обмена, потому что считал, раз теория свободного обмена пришла из Англии, то и выгодна она в первую очередь англичанам. Он всегда придерживался мнения, что сельское хозяйство Франции нуждается в защите.

С другой стороны промышленная буржуазия, организованная в союзы, сама толкала правительство на повышение таможенных пошлин.

По мнению Гизо, основные проблемы с которыми надо было бороться Франции, не экономические, а политические и социальные. Он полагал, что после пятидесяти лет революций и войн породили в обществе большую неуверенность, раздираемую двумя крайностями. С одной стороны, роялисты, ностальгирующие по старому режиму, и никогда не теряющие надежду реставрировать старый феодальный порядок, а с другой стороны, республиканцы, некоторые из них даже пытались вернуться к революционному террору.

Он думал, что либералы призваны создать общество, основанное на свободах и мире, не теряя при этом завоеваний революции, и в особенности закрепить победу буржуазии над аристократией. Для него, французская революция была борьбой враждующих интересов, третье сословие восстало против привилегированных классов, затем народ против буржуазии. Речь шла о войне между классами, исход которой надолго определял развитие Истории.

Гизо был частично создателем теории борьбы классов, которую позже систематизировал Карл Маркс. Его рассматривают как отца-основателя подобного изучения истории.

Однако, он не считал, что пролетариат предназначен для главной роли. По его мнению, пролетариат должен оставаться на подчиненной позиции, как и была у него в обществе. Пролетариат это деклассированные элементы, потерявшие свою связь с землей, и потому они не могут быть ответственными гражданами.

Связывая демократию в Европе с Античной Грецией, он считал, что демократия — слишком серьёзная вещь, чтобы всякие люмпены могли сказать в ней свое слово. Избирательное право должно быть предоставлено только тем, у кого есть собственность и кто платит налоги: это был период цензурированного избирательного права.

В 1848 году падение его кабинета министров связано с его упорным отказом изменить закон о выборах. На нём основная ответственность за политическое недовольство, которое спровоцировало революцию февраля 1848 года и уничтожило Июльскую монархию.

В его социальных достижениях необходимо указать закон о запрете эксплуатации детей 1841 года, на мануфактурах до восьми лет, закон, который на деле никогда не был реализован ввиду отсутствия трудовых инспекций. Кроме того, он много раз поднимал вопрос отмены рабства в колониях. В мая 1844 года, основные принципы отмены рабства были приняты Национальной Ассамблеей. в 1845 и 1846 году проблема рабства опять обсуждалась, без каких-либо видимых результатов. По факту закон предусматривал отмену рабства… но позже. Однако, предварительно сделанная работа была использована Республиканцами, когда они голосовали по инициативе Виктора Шельшера за окончательную отмену рабства в 1848 году.

Жизнь в отставке

Английское общество, несмотря на протесты некоторых политиков, приняло с распростертыми объятиями Франсуа Гизо. Ему была оказана честь как послу короля 8 лет назад. ему предлагали существенное денежное содержание, от которого он отказался. Также он не принял место профессора в Оксфорде. Он оставался в Англии примерно год, и посвятил это время изучению истории. Он опубликовал два дополнительных тома об английской революции, в 1854 году Историю Английской Республики и Кромвеля (1649—1658). Также он перевел большое количество произведений Шекспира

Гизо пережил падение монархии и правительства, которым он служил 26 лет. Он мгновенно перешел из состояния крупного государственного деятеля европейского уровня в состояние философа, наблюдающего за человеческой суетой. Он отдавал себе отчет в том, что отставка была безвозвратной, но никаких жалоб на неудовлетворенные амбиции от него никто никогда не слышал.

Больше всего времени он проводил в бывшем старинном аббатстве, теперь принадлежавшем его семье, в Валь-Рише, около Лизье в Нормандии. Он был отцом большого семейства. Обе его дочери вышли замуж за братьев из голландской семьи Де Витт, так подходящих мировоззрению французских гугенотов. Один из зятьев руководил поместьем. Благодаря этому, Гизо посвятил свои последние годы писательскому творчеству с неиссякаемой энергией. Он оставался гордым, независимым, простым борцом до конца своей жизни. Может быть годы отставки были самыми счастливыми и светлыми в его жизни.

Около сорока лет, на посту академика он боролся за чистоту и независимость науки. При избрании новых членов Академии его голос был очень значим.

Таким же влиянием он пользовался в Пресвитерии Парижа. Его образование и жизненный опыт только усилили его религиозный пыл. Он всю жизнь оставался глубоко верующим, и один из его последних трактатов был посвящен христианству.

Несмотря на то что он всегда был предан церкви своих предков, и для себя в своей вере боролся с современными тенденциями, которые могли разрушить церковь, тем не менее в нём не было кальвинистской непримиримости.

Он уважал Католическую веру, веру большинства. Сочинения отцов Церкви Жака Боссюэ и Луи Бурдалу, изучались его семьей наряду с произведениями протестантских священников.

Быстро и спокойно текли годы отставки, занятые литературным творчеством и внуками. Для своих внуков он сочинил историю Франции, доступную, полную и глубокую. «История Франции, рассказанная моим внукам» стала его последним трудом. Эта История заканчивалась 1798 годом, и была продолжена его дочерью, Генриеттой Гизо де Витт, по запискам отца.

До 1874 года, года его смерти, он вел научную деятельность. Говорят, он мирно умер, перед смертью читая наизусть стихи Корнеля и тексты Святого Писания

Творчество

Для истории литературы имеют большое значение его труды о Корнеле (1813) и о Шекспире (1825). Вместе с романтиками Гизо проповедывал во Франции культ Шекспира, а у Корнеля отмечал в особенности те элементы творчества, которые выходят из рамок классического канона. Любопытна историко-социологическая трактовка Гизо театра Шекспира как результата неудовлетворённости английской буржуазии народным театром, процветавшим в Англии до Шекспира.

Несколько менее ясно анализирует Гизо творчество Корнеля, театральная реформа которого, по Гизо, произошла в результате установления во Франции абсолютистского строя после борьбы с гугенотами. Социологизм Гизо есть лишь проявление его историзма; в литературе его можно назвать представителем «исторического метода».

Критические работы Гизо, целиком связанные с его историческими штудиями, явились предвестниками социологического изучения литературы. Для лингвистики большое значение имел составленный Гизо словарь синонимов французского языка.

Источник

Ф гизо что создал

Краткая информация

Личность Гизо для истории Франции — более чем значима. Рождённый между революциями, он рано потерял отца, узнав при этом, что политические режимы всегда находят своих жертв. Поэтому дипломатия, основанная на налаживании дружеских отношений с соседними странами — была главной идеей Франсуа Гизо.

Семья и детство

Франсуа Гизо родился в городке Ним. Его родители были протестантами, которые взяли брак в тайне ото всех. Поэтому рождение Франсуа не было официально подтверждено никакими документами. Оба рода его родителей были ярыми противниками католицизма, поэтому придерживались тех прав и свобод, которые им обещали со времён эдикта Фортенблю — а именно, свободу гражданского права и вероисповедания. После того, как протестантов перестали преследовать, они немного смягчили свои позиции и стали более умеренными к властям того времени. Отец Гизо — Андре — пошёл работать адвокатом. Его ум и деликатность отмечали все, поэтому семья жила в довольно хороших условиях — деньги у них были. Но со временем Андре Гизо поддержал идеи якобинцев, потом его увлекли политические действия жирондистов, на него написали донос и после недолгих разбирательств суд вынес решение о смертной казни. На суде в тот момент присутствовал и сам Франсуа — мать привела его и ещё одного сына, чтобы те в последний раз увидели отца. Франсуа ещё не было и семи лет, когда его отец погиб на эшафоте.

Эта детская травма навсегда изменит его отношение к людям — за внешней сдержанностью будет жить холодная ненависть к тем, кто всегда может предать.

Ф гизо что создал

Жизнь в Женеве

Через два с половиной года после казни Андре, мать Франсуа забирает обоих сыновей и переезжает в Женеву. Во Франции им оставаться было небезопасно: республиканцы при поддержке центральных властей начали преследовать инакомыслящих, к которым принадлежали и протестантская буржуазия, а значит, и семья Гизо. Поскольку Женева как раз стала частью Французской Республики, переезд туда даже не считался эмиграцией и не требовал никаких дополнительных документов.

В Женеве Франсуа получил образование. Сперва Гизо закончил классическую гимназию, которую основал ещё Кальвин. Там мальчик выучил пять языков: английский, итальянский, немецкий, греческий и латынь. Потом, в 1801, он пошёл учиться в Женевскую академию, где изучал риторику, арифметику и геометрию — на те времена данные науки были основой среднего образования, хотя учился Гизо на филологическом факультете. Через два года он перевёлся на курс философии. Интеллектуальная работа больше увлекала юношу. Как он сам потом признавался, только после перевода на факультет философии он начал жить. Он так жадно вбирал в себя все знания, что конспекты тех годов хранил до самой своей смерти.

Мать Гизо продолжала заниматься его воспитанием в соответствии с идеями Жан-Жака Руссо. Поскольку тот в своих трудах писал, что с 15 до 18 лет каждый человек должен научится ремеслу, то Франсуа пошёл в мастерскую, где приобрёл знания в столярном и токарном мастерстве. Он умел самостоятельно сделать любой предмет мебели, чем вызывал гордость у матери. К слову, мать всегда поддерживала его во всех начинаниях, до самой своей смерти сохранив верность убитому мужу.

Но физический труд не слишком радовал Франсуа, чтение — вот что увлекало Гизо. С детства он читал почти всё, что удавалось находить: и труды эпохи Просвещения, и трактаты греческих философов. Жизнь в Женеве дала Франсуа возможность в совершенстве овладеть немецким языком, а также английским, поскольку в то время с Англией у города были экономические связи.

Ф гизо что создал

Возвращение в Париж

Когда Гизо исполнилось восемнадцать, мать разрешила ему вернуться в Париж, чтобы получить юридическое образование.

Осенью 1805 Франсуа записался в школу права, где каждое воскресенье была возможность вести дискуссии с практикующими адвокатами. Именно там Гизо здорово преуспел не только в юриспруденции, но и в ораторском искусстве. Преподаватели прочили ему блестящее будущее в этой сфере, но Гизо… передумал. Поэтому, сдав экзамены, бросил школу уже через год.

Франсуа решил общаться с интеллектуалами Парижа, поэтому начинает часто навещать разные салоны, где знакомится с множествами светил того времени.

Восемнадцатилетним, чтобы заработать себе на жизнь, Гизо стал гувернером для детей швейцарского министра в отставке Стапфера. Франсуа интересовала не столько работа, как общение с этим человеком, у которого можно было многому поучиться. Бывший посол разрешал ему пользоваться личной библиотекой.

Литературная деятельность

В 1807 Гизо познакомился с известным французским литератором Сюаром, тот взял его под свою опеку и всячески помогал в изучении философии. В то время Гизо слыл поэтом, кроме того был литературным критиком, писал в журнал «Публицист», где получал 200 франков в месяц. Редактором издания был сам Сюар.

Там же Гизо встретил Полин де Мелан. Старше его на 14 лет, она была из числа аристократов, разорившихся во времена революции, поэтому зарабатывала на жизнь литературой. Сперва Гизо и Мелан просто дружат — у них много общих интересов, которые дают свои плоды: за три года они вместе написали почти 250 статей о литературе. В 1812 они поженились и прожили 15 лет до самой кончины Полин. После её смерти он женился на племяннице Полин, поскольку нужно было позаботиться о сыне. Во втором браке у него было две дочери и сын. Вторая жена умерла, родив сына, в 1833.

Ф гизо что создал

Становление политика

В 1826 Гизо начинает писать политические статьи, а также исторические материалы об Англии и Франции. В стране как раз продолжается период, который назовут Реставрацией, и Гизо поддерживает политику монарха Луи-Филлипа. В 1830 он становится депутатом от округа Лизье. Тем временем происходит Июльская революция, Луи-Филлипа возводят на трон, а Гизо становится министром внутренних дел, через два года — он уже заведует образованием и просвещением во Франции. На этой должности он остаётся до 1836. Вклад Гизо в этой сфере огромен: за годы его управление министерством образования в стране резко увеличилось количество школ — до 23 тысяч.

После отставки Тьера, к котором Гизо был в оппозиции, он входит в новый состав кабинета министров. Ему достаётся министерство иностранных дел, хотя на самом деле именно Гизо до 1847 решает все важные для страны вопросы.

Наконец с Англией устанавливаются мирные отношения. Многим это не нравится, но Гизо как истинный дипломат сумел объяснить, почему важно дружить, а не воевать с соседями. Но политическая нестабильность в Англии и Европе того времени влияют на разрыв дипломатических отношений между двумя странами в 1847, в то же время Гизо наладил связи с Австрией.

В том же году его избирают премьер-министром Франции. Поскольку он был либеральным консерватором и считал, что иметь право избирать правительство могут только избранные, уже через год в стране начались волнения, которые закончились падением его кабинета министров — в стране разгорелась революция. А Гизо уехал в Англию.

Жизнь после революции

Там ему предложили место профессора в Оксфорде, но Гизо отказался. Не принял он и денежного пособия, которое ему предложили как бывшему послу. За год жизни в Англии он перевёл множество исторических работ, а также сонеты Шекспира.

Вернувшись во Францию, он поселился в поместье в Нормандии. Поскольку всеми бытовыми проблемами занимался его зять, сам Гизо писал труды о политике, истории и литературе. Также он активно участвует в жизни и развитии Пресвитерия и Французского Института.

Живя вдалеке от больших городов, Гизо много времени отдавал внукам, для них он написал «Большую историю Франции».

Умер Франсуа Гизо в родовом поместье на 86 году жизни.

Источник

Историческая концепция Франсуа Гизо

Главным вкладом либеральных историков периода Реставрации в развитие исторической мысли была разработка буржуазной концепции общественных классов и роли классовой борьбы в истории. Эту их заслугу высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. «Историки периода Реставрации, — писал Ф. Энгельс, — от Тьерри до Гизо, Минье и Тьера» принадлежат к числу тех, кто постоянно указывает на факт классовой борьбы «как на ключ к пониманию французской истории, начиная со средних веков».

Центральной проблемой, которая волновала историков этой школы, была Французская революция конца XVIII в., и шире — буржуазная революция как таковая. Осмысливая ее, одни из них (Тьерри, Гизо) занялись средними веками, желая отыскать далекие исторические корни революции, другие (Минье, Тьер) обратились к изучению Французской революции. Живой интерес их вызывала история Англии, прочно вступившей на путь буржуазного развития и конституционно-монархического правления. Понятно и внимание этих историков к Английской революции XVII в., которой они посвятили ряд трудов и документальных публикаций.

Одним из основателей школы историков периода Реставрации был Опостен Тьерри (1795—1856). В 1817—1820 гг. он выступил с серией статей, объединенных позднее в сборнике «Десять лет исторических исследований»; в 1825 г. вышел его главный труд 20-х годов «История завоевания Англии норманнами»; в 1827 г. — его «Письма об истории Франции».

Среди выдающихся историков этой школы Тьерри в наибольшей мере присущи черты, характерные для романтического направления в историографии. Поднимая в своих статьях 20-х годов «знамя исторической реформы»5, он ополчался на метод «абстрактного изложения истории» в духе просветительского рационализма XVIII в. Важной задачей историка он считал воссоздание прошлого в его неповторимом своеобразии, проникновение в «дух времени» с помощью художественного воображения, «сопереживания».

В историю исторической мысли О. Тьерри вошел как «. отец «классовой борьбы» во французской историографии. ». Идею борьбы классов он положил в основу своей концепции истории Франции, а возникновение борьбы связывал с германским завоеванием Галлии. В итоге завоевания, утверждал он, на территории Франции оказались две непримиримо враждебные «расы», два народа — завоеватели-франки, предки дворянства, и порабощенные галло-римляне, предки третьего сословия. Их борьба пронизывает дальнейшую историю страны. Ее великими вехами были «коммунальные революции» XII в., Французская революция XVIII в. Борьба возобновилась со времени Реставрации, ее законным завершением должно быть окончательное торжество третьего сословия.

История классовой борьбы носит у Тьерри своеобразную «расовую» форму, выступает как возникшая в результате завоевания борьба различных национальностей. С этих позиций он подходил и к истории Англии. Но концепция Тьерри ничего общего не имеет с теорией Гобино и других реакционных теоретиков расизма. По существу у Тьерри речь идет о борьбе социальных классов, дворянства и третьего сословия. При помощи тезиса о завоевании он пытался решить непосильную для него и других буржуазных историков проблему происхождения общественных классов.

Однако борьба классов, которая занимает такое большое место в исторической концепции Тьерри, сводилась им исключительно к борьбе между привилегированными и третьим сословием. Идея единства третьего сословия — краеугольный камень его концепции истории Франции. Вопреки фактам, никаких оснований для классовой борьбы внутри третьего сословия Тьерри не видел.

Во время Реставрации были созданы лучшие труды и другого представителя либеральной школы — Франсуа Гизо (1787—1874). Крупный историк, Гизо был и активным политическим деятелем. В 20-е годы он находился в оппозиции к монархии Бурбонов и играл большую роль в умеренно-либеральной партии «доктринеров».

Подобно Тьерри, Гизо изучал преимущественно средневековую историю Франции, но в сфере его внимания было и новое время. Его главные труды 20-х годов, посвященные истории Франции, — «Опыты по истории Франции» (1823), особенно же знаменитые книги (курсы лекций, читанные в Сорбонне) «История цивилизации в Европе» (1828, доведена до Французской революции) и «История цивилизации во Франции» (1829—1830, доведена до времени Гуго Капета).

Гизо не разделял романтических увлечений Тьерри методами «сопереживания» и художественного постижения прошлого. Историк, обладавший незаурядным аналитическим умом, он стремился к выделению главных линий в развитии общества, к созданию «философской», т. е. обобщающей, генерализирующей истории. В этом отношении Гизо продолжал вольтеровскую традицию в историографии. Развивая ее, он отстаивал и идею прогресса в истории. Свойственная и другим либеральным историкам, у Гизо она была выражена особенно последовательно и рельефно. Поступательное развитие в сторону совершенствования общества и человека он считал главной чертой цивилизации, в особенности европейской, которая «существует уже пятнадцать столетий и находится постоянно в состоянии прогресса» 9.

Наряду с Тьерри Гизо был одним из создателей буржуазной теории борьбы классов; на этой основе он строил свою концепцию истории Франции и Европы: «. борьба между сословиями» (т. е. классами. — А. А.) наполняет всю новую историю, «из нее, можно сказать, родилась новейшая Европа» 10. Гизо, как и Тьерри, считал эту борьбу результатом германского завоевания. Но в своих главных работах он давал ей более глубокое объяснение, связывая ее не с завоеванием, а с последующим развитием имущественных отношений, прежде всего отношений земельной собственности. «Изучение земельных отношений должно предшествовать изучению положения людей. Чтобы понять политические учреждения, надо знать различные общественные слои, существующие в обществе, и их отношения. Чтобы понять эти различные общественные слои, надо знать природу отношений собственности»11. Однако Гизо не мог сколько-нибудь последовательно применить свой принцип приоритета социальной истории и отношений собственности к конкретному анализу истории. Его идеалистические взгляды вели к тому, что в конкретно-исторических построениях ведущим началом у него выступала борьба между отвлеченными политическими принципами (так, политическая борьба во Франции XVII—XVIII вв. объяснялась борьбой между «принципом абсолютной монархии» и «принципом свободного исследования»).

Очень высоко оценивая коммунальное движение, Гизо считал, что уже тогда в неимущих низах существовала враждебность к богатым, «необузданный и дикий» демократический дух. Только имущие слои были истинными носителями духа третьего сословия, из них вышел новый социальный класс — буржуазия. Возвышение ее — главное содержание последующей истории Франции. В конечном торжестве буржуазии, в установлении конституционной монархии, соединяющей «традицию» со свободой, он видел неизбежное завершение истории, как бы предначертанную провидением цель прогресса европейской цивилизации.

Ф. Гизо много занимался историей Английской буржуазной революции XVII в. В 1826—1827 гг. вышли первые два тома его «Истории Английской революции», доведенные до казни Карла I. В отличие от английских буржуазных историков, которые отказывались (а некоторые отказываются и в наши дни) рассматривать Английскую революцию как борьбу классов, Гизо считал, что она, несмотря на особенности, однотипна Французской. Религиозная и политическая борьба «скрывала и социальный вопрос, борьбу различных классов за влияние и власть» 12. Гизо сделал ряд метких наблюдений относительно расстановки социальных сил, определивших возникновение революции. В то время как английская монархия стремилась к абсолютизму, а пришедшая в упадок высшая аристократия сблизилась с двором, «в глубине общества совершался переворот противоположный»: в городах быстро развивались торговля и промышленность, земельная собственность перемещалась в руки простого дворянства, фригольдеров, горожан, которые богатели и «овладевали всеми общественными силами, истинным источником власти» 13.

Либеральные историки периода Реставрации создали и важные труды, посвященные конкретной истории Французской революции конца XVIII в. Широкий отклик вызвали «Рассуждения о главных событиях Французской революции» (1838), написанные на склоне лет Жерменой де Сталь, дочерью известного министра Людовика XVI, Неккера. Книга, носившая публицистический характер, содержала историческое оправдание Французской революции с позиций весьма умеренного либерализма. Большой успех имела «История Французской революции» (8 тт., 1823—1827) Адольфа Тьера. Будущий палач Коммуны принадлежал в годы Реставрации к либеральной оппозиции и в этом духе написал свою книгу. В 1825 г. появилась «История Французской революции» Франсуа Минье (1796—1884). Среди других работ о революции либеральных историков первой трети XIX в. она в наибольшей мере выдержала проверку временем, ее переиздавали вплоть до начала XX в.

Не будучи историком такого масштаба, как О. Тьерри или ф. Гизо, Минье, однако, смог создать стройную концепцию Французской революции, выдержанную в духе общих принципов либеральной исторической школы. Революцию он считал явлением закономерным и благотворным. Во Франции до революции «еще существовали средневековые формы общества». Этот старый порядок «революция заменила новым, более справедливым и более соответствующим требованиям времени»; она «изменила не только политическую власть, но произвела переворот во всем внутреннем состоянии нации» 14. Историю революции Минье рассматривал как борьбу различных классов; все годы ее «прошли в стараниях утвердить господство одного из классов, составлявших французскую нацию» 15. Он различал в революции три главные борющиеся силы: привилегированные классы, которые хотели установить свой порядок против двора и буржуазии; «средний класс» (буржуазия), принципом которого была свобода и который боролся против привилегированных и народной массы — его интерес воплотился в конституции 1791 г.; наконец, народ (la multitude, масса), его принципом являлось равенство, попыткой «толпы», «массы» захватить власть были конституция 1793 г. и якобинская диктатура.

Разумеется, все симпатии либерала Минье были на стороне «среднего класса», конституции 1791 г. и Директории. Однако он считал необходимыми и неизбежными все этапы Французской революции. «Крайности» якобинства были вызваны контрреволюцией и необходимы для ее подавления. Как можно было «победить иностранных врагов без фанатизма, обуздать партии, не наводя ужаса, прокормить толпу без максимума и содержать армию без реквизиций?» «три года диктатуры были потеряны для свободы, но не для революции». Эти знаменитые слова Минье вызвали негодование некоторых вождей либералов; «оправдывать 1793 год, — заявил один из них, Бенжамен Констан, — значит вредить священному делу (либерализма. — А. А.)».

Особенно глубокое и многогранное воздействие на развитие общественной, в том числе исторической, мысли оказали идеи Клода Анри де Сен-Симона (1760—1825), великого социалиста-утописта и одного из крупнейших мыслителей нового времени. Подвергнув глубокой критике буржуазное общество, Сен-Симон противопоставил ему грядущее новое общественное устройство, свободное от нищеты и эксплуатации. Это идеальное общество он считал необходимым и естественным продолжением всей прошлой истории. Критику настоящего, размышления о будущем Сен-Симон органически связывал с изучением и истолкованием прошлого. Он утверждал, что, подобно наукам естественным, история должна стать положительной («позитивной») наукой, основанной на наблюдениях и фактах.

Главный вклад Сен-Симона в развитие исторический мысли — его выдающаяся для своего времени философско-историческая система. Разрабатывая ее, он опирался на достижения просветительской философии, преодолевая при этом многие ее слабые стороны, и прежде всего антиисторизм, абстрактно-рационалистический подход к истории.

Идеи закономерности и прогресса — стержень историко-социо-логической концепции Сен-Симона. Впервые в истории общественной мысли он последовательно разработал эти идеи в духе историзма. Он выдвинул понимание истории как поступательного процесса закономерной смены исторически обусловленных общественных систем. Каждая общественная система, по мысли Сен-Симона, до конца развивает составляющие ее элементы — присущие ей идеи, формы собственности и покоящиеся на них классы, после чего наступает период ее кризиса и упадка. В недрах отживающей системы рождаются новые элементы, вступающие в борьбу со старыми. Победив, они образуют более высокую общественную систему. Таким образом, взгляд. Сен-Симона на историю содержал зримый элемент диалектического подхода; он делал шаг в сторону понимания общества как целостного, закономерно развивающегося организма.

Общее представление Сен-Симона о движущих силах истории оставалось идеалистическим. Последовательную смену эпох в истории он объяснял изменением господствующих в обществе религиозно-философских и научных идей. Так, основой средневековой «феодально-богословской» системы он считал христианство, а начавшую, по его мнению, утверждаться с XV в. новую «метафизическую систему» (т. е. буржуазное общество) связывал с прогрессом светского знания, в результате которого на смену церковникам и феодалам пришли ученые, носители светского знания, и «промышленники» ‘(«индустриалы»), под которыми он разумел все слои, занятые в процессе производства (земледельцев, ремесленников, рабочих, буржуазию). Последняя, «позитивная» эпоха наступит с установлением «новой промышленной системы», устроенной в соответствии с утопическим идеалом Сен-Симона.

В воззрениях Сен-Симона есть яркие проблески материалистического подхода к истории. Большую роль в развитии и смене общественных систем он отводил изменениям в процессе производства («индустрии») и отношениях собственности. Разложение средневековой «феодально-богословской системы» он объяснял не только интеллектуальными, но и экономическими и социальными сдвигами. Происходивший интенсивно с XV в. экономический подъем класса «промышленников» вел, утверждал он, к перемещению собственности и реального могущества в его руки и упадку утратившего полезные социальные функции праздного класса феодалов.

Важной научной заслугой Сен-Симона является развитое им представление о роли борьбы классов в истории (хотя он и не мог материалистически объяснить происхождение социальных классов). В его теории «классовая борьба есть общий признак всякого исторического человеческого общества»19; кризис и крушение изжившей себя общественной системы осуществляются в острой борьбе классов. С этой точки зрения он рассматривал вопрос о происхождении Французской революции XVIII в. — она явилась результатом борьбы феодальной и промышленной систем и соответственно двух классов: феодалов и «промышленников». Сен-Симон указывал также, что в революции был и другой классовый конфликт — между собственниками и неимущими, которые во время якобинской диктатуры даже захватили на короткий момент власть. «. Понять, — отмечал Ф. Энгельс, — что французская революция была классовой борьбой, и не только между дворянством и буржуазией, но также между дворянством, буржуазией и неимущими, — это в 1802 г. было в высшей степени гениальным открытием».

В соответствии с относительной неразвитостью в то время основного классового антагонизма буржуазного общества Сен-Симон не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, был противником революционных методов борьбы. Будущее общество он мыслил как «научную и промышленную систему» с планируемой экономикой, которая обеспечивает полное благосостояние и гармоничное развитие всех членов общества и управляется учеными и техниками, промышленниками и банкирами. На этом основании современные буржуазные историки объявляют Сен-Симона зачинателем «деидеологизированной социологии» и теории «индустриального общества»21. Этот ложный вывод, искажающий облик великого мыслителя, основан на игнорировании сердцевины его учения — поиска путей уничтожения классовой эксплуатации пролетариата, стремления открыть историческую альтернативу капитализму.

Самая сильная сторона воззрений другого крупнейшего теоретика критико-утопического социализма Шарля Фурье (1772—.’ 1837) — глубокая и разносторонняя критика буржуазной цивили-, зации. Фурье, отмечал Ф. Энгельс, «. ловит на слове. вдохновен! пых пророков дореволюционного времени и ее подкупленных льсте-1 цов, выступивших после революции. Он беспощадно вскрывает все материальное и моральное убожество буржуазного мира. »22.’ Гениальные прозрения и догадки о коммунистическом строе содержатся в разработанном Фурье утопическом идеале гармонического общества будущего.

В системе исторических воззрений Фурье причудливо перепле-? таются унаследованные от просветителей естественноправовые идеи и провиденциалистские, теологические представления; есть I них и совершенно фантастические элементы. В то же время филеи софии истории Фурье присущи некоторые черты материализма и стихийной диалектики.

Подобно Сен-Симону, Фурье рассматривал исторический процесс как закономерное движение от низших форм к высшим. Законы этого движения созданы богом, который управляет миром, сообразуясь с не зависящими от него законами математики. Конечная цель исторического развития — предусмотренный божественным кодексом строй гармонии. Поэтому вся история человечества— этапы на пути постижения божественного социального кодекса, честь открытия которого случайно выпала на долю Фурье.

В отличие от просветителей и Сен-Симона главным фактором прогресса Фурье считал не разум, а присущие природе человека «страсти», под которыми он понимал стремление к здоровью, к любви, соревнованию, творчеству и т. д.; закон социального движения, по Фурье,— влечение страстей. Все эти «страсти» полезны и необходимы, но их действие чудовищно извращено существующим, т. е. буржуазным, строем.

Вся человеческая история, согласно Фурье, должна длиться 80 тысяч лет. Следуя распространенному еще в XVIII в. взгляду, он делит ее на четыре фазы, соответствующие возрастам индивида: детство, юность, зрелость и старость. Три последние фазы (75 тысяч лет) людям еще предстоит пройти, затем земное существование человеческого рода окончится. Первая фаза (5 тысяч лет) —детство—составляет уже прошедшую историю.

Рассматривая первую фазу, Фурье сделал целый ряд реалистических наблюдений и выводов. В своем развитии, полагал он, человечество прошло самый ранний, «эденический» (т. е. «райский», счастливый) период, периоды дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Движущим началом смены периодов является противоречие между потребностями растущего населения и наличными ресурсами их удовлетворения. Противоречие преодолевается ростом производства, каждому периоду соответствуют определенная стадия «индустрии» (мелкая, средняя, крупная) и форма общественной организации. Перестав удовлетворять потребности общества, социальный строй данного периода распадается, ему на смену приходит новый. Абсолютно необходимой предпосылкой идеального гармонического строя будущего Фурье, как и Сен-Симон, считал высокий уровень материального производства, создаваемый крупной промышленностью.

У Фурье не было ясного представления о классах. Подобно утопистам XVIII в., он разделял общество на богатых и бедных. Нет в его системе и того понимания классовой борьбы, которым так ярко отмечена историческая концепция Сен-Симона. Отвергая основанное Французской революцией буржуазное общество, он отрицательно относился и к революции в целом, не видя в ней никакого позитивного начала.

От борьбы с дворянской аристократией она перешла к поискам союза с ней; само дворянство постепенно обуржуазивалось. Широкое развитие получило республикан-ско-демократическое движение, опиравшееся на передовые элементы мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, ремесленников и рабочих. Рабочий класс выходил на арену самостоятельной борьбы. Социалистические и коммунистические идеи, хотя и в утопической форме, начали проникать в его среду.

В новых условиях политические позиции и исторические идеи либеральных историков, выдвинувшихся во время Реставрации, существенно изменились. С самого начала они безоговорочно поддержали буржуазную Июльскую монархию, стали ее официальными историками, а Тьерри и в особенности Гизо, — ее виднейшими государственными деятелями. Либеральные историки полагали, что с утверждением буржуазной конституционной монархии борьба классов в истории исчерпала себя.

О. Тьерри в 40-е годы создал одно из главных своих произведений — «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» (издана в 1853 г.). Сохранив в нем идею о роли борьбы классов в истории Франции, он существенно притупил ее прежнюю остроту. Тьерри считал нужным теперь указать на исторические заслуги дворянства (к ним он относил, в частности, военную доблесть, патриотизм). Но особенно настойчиво он проводил мысль о великом значении союза королевской власти и третьего сословия, «благодаря которому возникла современная Франция». Этим Тьерри хотел исторически обосновать Июльскую монархию. Оставил он и былые демократические порывы. Историк, некогда называвший себя потомком участников Жакерии, теперь писал о ней, как о «диком и странном зрелище варваров-крестьян», «кровавый мятеж которых оставил о себе лишь ненавистное имя и печальное воспоминание».

С общественно-политическими и идейными сдвигами во Франции во время Июльской монархии связано и появление буржуазно-дворянского направления в историографии. Его наиболее ярким представителем был политический писатель и историк Алексис де Токвиль (1805—1859). Широкую известность приобрела его книга «О демократии в Америке» (1835—1840), написанная после’ поездки в США (до 1850 г. выдержала 13 изданий). Токвиль оказал большое и длительное влияние на буржуазную историографию и политическую мысль.

Нормандский помещик, граф, Токвиль неизменно сохранял, :ак отмечал русский историк В. И. Герье, «элегическое сожаление погибшем (феодально-абсолютистском.— А. А.) строе». Ари-тократию с ее традициями и культурой он считал лучшей частью нации. Но Токвиль хорошо понимал, что возврат к старому порядку невозможен, и выступал за компромисс между дворянством и буржуазией в рамках буржуазного общества.

Главная проблема, занимавшая Токвиля, политического мыслителя,— как в условиях демократии (в понимании Токвиля, формального равенства) обеспечить «свободу», т. е. особые права имущего меньшинства, защитить его от «тирании большинства». Этому и посвящена его книга «О демократии в Америке».

Вдумчивый наблюдатель, Токвиль считал неизбежным повсеместное утверждение демократии и боялся его последствий. Опасность он усматривал в том, что гражданское и политическое равенство, уничтожение сословных и местных привилегий могут привести, по его мнению, к утрате свободы и цезаристскому режиму. Токвиль, в частности, заявлял, что причиной установления бонапартистского режима в стране после Французской революции были якобы не контрреволюционные устремления буржуазии, а введенная революцией демократия.

Но опасения, которые внушало Токвилю неизбежное торжество демократии, имели и более глубокие корни, связанные с усилением тревоги всех имущих классов за прочность своего социа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *