agile подход и методы формирования гибких навыков
Agile: методологии управления проектами
Agile: методологии управления проектами
Менеджер проектов в инвестиционной компании «Русский стартап». Специалист в сфере стратегии, инвестиционного и управленческого анализа. Закончил МГУ и ВШЭ, первый профессиональный опыт приобрел в УК «Рослокомотив», затем совершенствовал его в течение 8 лет в департаменте финансов АО «Московская биржа». Имеет более 18 лет опыта реализации проектов в производственной, финансовой сферах, образовании, девелопменте и управлении недвижимостью.
Гибкий подход в управлении проектами подразумевает, что для описания продукта проекта не нужно подробно указывать все его параметры, делать спецификацию, которая как конституция не подлежит изменениям на всем протяжении проекта.
В рамках гибких методов проектного управления не предполагается поэтапное планирование проекта и фиксация его в отдельном документе. Как не предполагается и следование такому плану – гибкие методологии построены на коротких спринтах, временных отрезках, – в неделю–две между встречами команды, на которых ставятся задачи и оценивается выполнение задач, поставленных на предыдущей встрече. Гибкий подход не предполагает формализации функций сотрудников, иерархии внутри команды и отчетной документации. Гибкость также в том, что команда тесно взаимодействует с окружающей средой и заказчиком и финальная форма продукта проекта может значительно отличаться от первоначальной концепции.
Вы наверняка слышали такие термины как SCRUM, Crystal, DSDN, Extreme programming – все это подмножества множества Agile, есть и другие agile-методики, которые упоминаются не так часто.
Как возник Agile
Первоначально гибкие методологии стали применяться при разработке программного обеспечения, особенно предназначенного для массового использования. Финальный продукт в этом случае было сложно формализовать и зафиксировать документально, и сама попытка такой формализации превращалась в трудозатратный и дорогой процесс, причем полученная спецификация в большинстве случаев не соответствовала реальным «плодам» проекта. То есть стоимость планирования проекта оказывалась сопоставима со стоимостью расходов по проекту в целом, а зависимость результата и удовлетворенности клиента от качества реализации этого этапа оказывалась низкой.
На тот момент в ходу был метод «водопада» (waterfall) – последовательной разработки программного продукта из шести стадий:
Этот метод жив и по сей день и применяется при разработке сложных промышленных программных комплексов, где четко определены конечные требования к решениям.
Но в конце 70-х годов особенности метода последовательной разработки стали ее недостатками: отсутствие гибкости в ответ на изменение условий; жесткость в отношении этапов проекта; зарегламентированность / бюрократия – все это мешало разработке массового программного обеспечения. Особенно в условиях растущей конкуренции, когда вопросы скорости предоставления готового продукта, оптимизации затрат на единицу выпуска выходили на первый план.
Гибкие методы появлялись органично в ответ на условия конкуренции:
В какой-то момент, когда мир изменился достаточно сильно не только для отрасли разработки программного обеспечения, но и для других инновационных отраслей, а также для массового производства в целом, Agile-методики стали востребованы гораздо шире и стали конкурировать с классическим проектным менеджментом. Сейчас Agile противопоставляют в основном как раз классическому менеджменту проектов, а не методологиям разработки программного обеспечения.
О принципах Agile четко и ясно
Все основные принципы гибкой разработки изложены в одном документе – Манифесте (Agile Manifesto, 2001). Выше я уже несколько раз упоминал отдельные принципы, лежащие в методологиях объединяемых Agile.
Ключевые принципы гибкой разработки, изложенные в Манифесте:
На примере калькулятора для анализа проекта:
Области применения Agile
Agile в своем максимальном объеме применим и эффективен при создании продуктов, которых:
Таким образом, применение agile-методов оправданно в следующих сферах бизнеса:
Надо помнить один важный факт – Agile строится на предпосылке, что проект реализуется высокопрофессиональной мотивированной самоорганизующейся командой, принимающей и понимающей все принципы гибкой разработки. В противном случае – фокус не сработает.
Применение отдельных инструментов гибких методологий в проектном управлении и внедрение культуры agile в компаниях может оказаться вполне эффективным решением. При этом надо учесть несколько моментов:
AGILE – гибкая система управления проектами
Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься проектами или хотя бы принимать участие в проектной работе? Если да, то наверняка вы заметили, что наладить работу команды может быть достаточно сложно. И даже если она налажена, есть риск, что все усилия окажутся напрасными, ведь требования к необходимому результату часто меняются.
Однако существенно упростить работу над проектом и научиться им управлять, тем самым повысив эффективность команды, можно при помощи системы гибкого управления проектами под названием Agile («Аджайл» или «Эджайл»). Вообще, мы уже вкратце рассказывали о ней в нашем курсе по управлению проектами (четвертый урок), но сейчас поговорим на эту тему более подробно.
Метод Agile: определение и краткая история
Как бы непривычно это ни звучало, но серьезно разрабатывать программное обеспечение и управлять проектами начали уже в 70-х годах прошлого века. Именно в 1970 году американский ученый-компьютерщик Уинстон Ройс составил документ, называвшийся «Управление развитием крупных программных систем». В нем он приводил критику последовательной разработки, указывая на то, что разработка программного обеспечения не должна походить на работу сборочной линии (как, например, делается в автомобильном производстве), где новые детали по очереди добавляются в последовательные фазы.
Вместо того чтобы ждать, пока будут поочередно завершены все этапы (фазы), Ройс предложил применять фазовый подход. Суть его в том, что изначально собираются все требования, необходимые для проекта, после чего завершается вся архитектура, создается дизайн, записывается код и т.д.
На основе этого в 90-х удалось создать комплекс гибких методов разработки ПО, способных заменить сложные и трудоемкие методы. Происходило это так:
Все вместе эти методы объединились под общим названием гибких методов разработки ПО.
Четыре года спустя – в 2001 году в штате Юта (США) на курорте Snowbird собрались семнадцать разработчиков программного обеспечения. В результате обсуждения методов разработки был опубликован «Манифест о гибкой разработке программного обеспечения Agile» (в переводе с английского понятие «agile» означает «подвижный», «проворный» или «быстрый», но в большинстве случаев его переводят именно как «гибкий»). Он и задал темп всей дальнейшей работе над созданием ПО.
Манифест Agile
Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.
Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.
Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.
Ключевые моменты в применении Agile
Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.
Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.
Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.
Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо. Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.
Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.
Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.
И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.
Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.
Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:
Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:
В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.
Примеры: правительство Новой Зеландии, правительство Нигерии, Норвежский пенсионный фонд, компания Return Path (программное обеспечение), компания Oreo (производство печенья), компания Aviasales (крупнейший поисковик авиабилетов), компания Hewlett-Packard (крупнейшая американская IT-компания), «Сбербанк» (наверное, знаете, что это).
Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile. И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии.
Популярные методы управления проектами
Существует немало методов проект-менеджмента, которые применяются разными современными компаниями. Но самыми известными и востребованными среди них по праву считаются Scrum (Скрам) и Kanban (Канбан).
Метод Scrum
Среди всех методов системы Agile Scrum отличается тем, что делает основной упор на качественный контроль рабочего процесса. Впервые описавшие его японские специалисты по стратегическому менеджменту Хиротака Такуэти и профессор в области научно-технических знаний Икуджиро Нонака называют метод «подходом в рэгби», где Scrum является «борьбой за мяч».
Метод заключается в том, что разработка проекта разделяется на спринты, по окончании которых клиент получает улучшенное ПО. Спринты строго фиксируются по времени, и могут длиться от 2 до 4 недель. Рабочий процесс в одном спринте включает в себя несколько стадий:
В большинстве случаев Скрам применяется в работе со сложным ПО и для разработки продукта с использованием инкрементных и итеративных методов. Благодаря ему серьезно повышается производительность команды и сокращаются временные затраты на достижение цели.
Scrum улучшает результаты, помогает адаптировать проект к изменениям, обеспечивает более точную оценку при меньших трудозатратах на анализ и позволяет эффективнее контролировать этапы работы и сценарий проекта. Все это как нельзя лучше соответствует бизнес-целям.
Метод Kanban
Канбан – еще один метод, делающий командную работу более результативной и продуктивной. Смысл его сводится к приданию процессу разработки максимальной прозрачности и равномерному распределению нагрузки среди участников проекта. Важная особенность Kanban еще и в том, что он мотивирует людей на постоянное сотрудничество, совершенствование и обучение.
Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой – это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.
В отличие от Скрам, Канбан обрел популярность намного позже, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств и не делает менее эффективным. Метод полезен как в IT-области, так и в бизнес-сфере.
Это лишь примеры основных методов управления проектами, основанных на Agile. Но не стоит пренебрегать и другими методами, такими как PRINCE2, Lean, Six Sigma, XP, CCPM, ECM, Waterfall и другие. К тому же у Аджайл, наряду с преимуществами, есть и некоторые недостатки.
Плюсы и минусы Agile
Постигая Agile, важно знать как о положительных, так и об отрицательных сторонах этой методологии. Начнем с плюсов.
В первую очередь стоит отметить, что Agile-управление очень гибкое. Если, например, традиционная методология указывает на конкретные этапы работы, то Эджайл легко подстраивается под потребителя конечного продукта и требования заказчика.
Собственно, и в конечном продукте число дефектов минимизируется, ведь он является результатом тщательной проверки качества, которая проводится по завершении каждого этапа-спринта.
Кроме того, Agile быстро запускается, легко реагирует на изменения, позволяет команде разработчиков и клиентов поддерживать постоянную связь в реальном времени. Преимущества очевидны, но давайте поговорим и о минусах.
Недостатки методологии состоят в том, что, во-первых, постоянная обратная связь может приводить к тому, что все время будет переноситься и дедлайн проекта, тем самым создавая угрозу бесконечно продолжающейся работы. Если заказчик видит, например, только результаты, но не имеет представления об усилиях, потребовавшихся для их достижения, он будет все время требовать улучшений.
Второй недостаток заключается в необходимости адаптировать под изменяющиеся условия проекта проектную документацию. При отсутствии надлежащего информирования команды об изменениях или дополнительных функциях документы с функциональными требованиями или архитектурой могут оказаться неактуальными на текущий момент времени.
Третьим существенным минусом Аджайл можно назвать необходимость в частых встречах. Они, конечно, способствуют повышению эффективности работы, но все же постоянное отвлечение членов команды может сказаться на процессе отрицательно, ведь внимание людей систематически уходит в сторону от решаемых задач.
Сюда же можно отнести такие вещи как необходимость в постоянном присутствии клиента, невозможность выстраивать долгосрочные планы и потребность в мотивированных и высококвалифицированных специалистах. Кстати, последнее в огромной степени касается и внедрения Agile-управления в деятельность организации. И, постигая Agile, с темой ее внедрения тоже нужно познакомиться.
Внедрение Agile
Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.
Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом. Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований.
Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.
На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.
Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.
Заключение
Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.
Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, генерировать необычные идеи. Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.
Да пребудет с вами Agile: гайд по основным терминам + курсы.
Понятия Agile и Scrum давно и прочно вошли в словарь ИТ-специалистов. Но не каждый, кто руководствуется в своей работе принципами манифеста Agile (или так думает), делает это правильно.
Мы составили краткий гайд по Agile в вопросах и ответах и подготовили список курсов, которые помогут разобраться в том, как организовать настоящую команду Scrum и эффективно применять Agile на практике, даже если вы далеки от ИТ.
Понятия Agile и Scrum давно и прочно вошли в словарь ИТ-специалистов. Но не каждый, кто руководствуется в своей работе принципами манифеста Agile (или так думает), делает это правильно.
Мы составили краткий гайд по Agile в вопросах и ответах и подготовили список курсов, которые помогут разобраться в том, как организовать настоящую команду Scrum и эффективно применять Agile на практике, даже если вы далеки от ИТ.
Содержание
Ищем людей, которые проходили образовательные онлайн-курсы и готовы поделиться отзывом о них. Если это вы, напишите нам в чат-бот.
Что такое Agile?
Agile часто определяют как гибкую методологию разработки, что не совсем верно, т. к. Agile — это подход к разработке ПО, совокупность принципов, которые лежат в основе целого набора конкретных фреймворков. Их объединяет сосредоточенность на клиенте и его целях, работа короткими циклами-итерациями, стремление к максимальному упрощению правил, процессов, структур и т. д., большое значение обратной связи и расширение полномочий сотрудников. Другими словами, Agile — это образ мышления, философия и культура, суть которой изложена в Манифесте Agile.
Кто придумал Agile?
Agile, а точнее Agile Манифест или Манифест гибкой разработки программного обеспечения был сформулирован в 2001 году в США группой Snowbird 17, которая состояла из ИТ-специалистов. Их виденье того, как упростить работу и повысить ее эффективность, и легло в основу Манифеста.
Какие основные идеи и принципы Agile?
Главных идей и принципов Agile, которые составляют суть этого подхода и так или иначе определяют любую гибкую методологию разработки, не так уж много.
4 идеи Agile
12 принципов Agile
Какие методологии разработки основываются на принципах Agile?
Это гибкие методологии Scrum, Kanban, экстремальное программирование (XP), DSDM, Crystal, FDD. Самой популярной из них считается Scrum. Ее используют более половины компаний, которые используют Agile-подход.
Scrum представляет собой набор правил, цель которых — создать условия для гибкой, ускоренной разработки и эффективного выстраивания рабочих процессов. В Scrum продукт создается поэтапно, а за адаптацию всех процессов отвечают одна или несколько самоорганизованных команд. У этого фреймворка есть свой набор ценностей, которые помогают создать атмосферу доверия, необходимую для эффективной работы. Это смелость, сосредоточенность, ответственность, уважение и открытость.
Scrum называют эвристической методологией, т. к. в его основе лежит идея о постоянном совершенствовании через обучение и адаптацию. Команда проекта не знает изначально, как точно он будет развиваться. В процессе работы она осваивает навыки самоорганизации, приспосабливается к меняющимся требованиям, анализирует успехи и неудачи и использует полученный опыт для того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной.
Как проходит процесс разработки в Scrum?
Процесс создания продукта начинается не с составления или изучения технического задания, которого в принципе нет в Scrum, а с бэклога.
Бэклог — это список задач, составленный на основе желаний и требований заказчика к системе, ее функциональности. Все задачи располагаются в бэклоге в порядке их приоритетности. Это помогает команде понять, какие из них стоит выполнить в первую очередь. Бэклог не создается раз и навсегда: в него постоянно вносятся изменения, т. к. может возникнуть необходимость в добавлении новой функциональности, измениться приоритеты и т. д.
Весь процесс разработки делится на спринты — итерации фиксированной длинны, в течение которых команда выполняет определенный объем работы. Обычно они занимают от 1 до 4 недель.
Команда забирает из бэклога часть задач, которые согласованны и должны быть выполнены за итерацию, и приступает к их выполнению. Такие задачи называются бэклогом спринта. В идеале в конце каждого спринта создается инкремент продукта — готовый к использованию конечный продукт, например, работающая функция ПО, его прототип и т. п.
Бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент объединяются термином «артефакты Scrum» — это работа, которую нужно выполнить, чтобы завершить спринт или проект.
Как организована работа команды?
В Scrum очень важно постоянное обсуждение работы, полученных результатов, проблем и вариантов их решения. Поэтому процесс создания продукта включает набор мероприятий или Scrum-событий, на которых члены команды оценивают свои достижения и возникающие сложности.
К ним относятся:
Как распределяются роли в команде Scrum?
Scrum предусматривает три основные роли, которые определяют структуру Scrum-команды. Это Product Owner (владелец продукта), Scrum Master (Scrum-мастер, Scrum-менеджер) и Scrum Development Team (команда разработки, команда разработчиков). Каждая из этих ролей имеет свой набор функций и зону ответственности.
Владельца продукта можно назвать посредником между заказчиком и разработчиками. Он собирает концепцию продукта на основе требований стейкхолдеров, доносит их до технических специалистов, формулирует задачи, определяет их приоритет, ведет бэклог продукта, управляет релизами и заинтересованными сторонами.
Scrum-мастер отвечает за эффективную реализацию методики Scrum. Он помогает наладить групповую коммуникацию, оптимизировать процесс поставки продукта и «защищает» команду от любых отвлекающих факторов. В зону ответственности Scrum-мастера также входит координирование ежедневных процессов: фиксация начала спринта, дедлайнов, добавление оценок и т. д.
Команда разработчиков — специалисты, которые выполняют все технические задачи по созданию продукта. Т. е. под этим термином понимаются не только программисты, но и дизайнеры, аналитики и другие участники команды. Команда разработчиков обычно состоит из 5–7 человек (иногда встречается формула 6 ± 3). Важно, чтобы команда была стабильной и все члены группы понимали, как работает продукт, ведь именно команда разработчиков отвечает за его поставку и качество.
Зачем применять Agile?
Гибкие методологии разработки позволяют максимально быстро реагировать на изменяющиеся требования заказчиков и ситуацию на рынке, а это дает компании конкурентное преимущество и помогает удержать клиентов. Кроме того Agile и Scrum позволяют снизить экономические издержки без ущерба для эффективности работы. Немаловажен и человеческий фактор. Все гибкие методологии подразумевают гуманистический подход: полномочия (и ответственность) сотрудников растут, стимулируя их мотивацию и давая возможности для самореализации, что положительно влияет на результаты работы.
Где и когда стоит использовать Agile-подход?
Несмотря на то, что в Agile-манифесте речь идет о разработке ПО, применять принципы Agile можно не только в ИТ-сфере. Они будут работать практически в любой области, которая связана с проектной деятельностью. Если вам важна ориентация на клиента, его потребности и командная работа, у вас нет точно сформулированных конечных задач, но есть множество факторов, способных повлиять на итоговый результат, а все члены вашей команды мотивированны и организованны, то Agile вам точно подойдет.
Курсы по Agile
spoiler#handleClick»>Примечание редакции
Стоимость указана на момент подготовки материала и носит ориентировочный характер.
Управление по Agile: Scrum, Kanban, Lean (Нетология)
Курс для проджект-менеджеров, тимлидов и владельцев бизнеса, которые хотят научиться применять Agile в своей работе.
Программа обучения включает знакомство с самыми популярными Agile-подходами и предполагает большое количество практики. Всю теорию вы будете отрабатывать во время выполнения заданий в группах или вместе с экспертами на вебинарах. Студенты научатся Agile-планированию, смогут оценивать и декомпозировать задачи, освоят такие инструменты работы над продуктом, как User Stories, Jobs-To-Be-Done, Lean Canvas.
Занятия проходят в формате предзаписанных видеолекций и онлайн-вебинаров. Преподают на курсе ведущие специалисты и практики Agile. На протяжение всего курса доступна поддержка кураторов и экспертов. Выдается удостоверение о переквалификации установленного образца.
Продолжительность: около 3 месяцев (18 марта — 28 июня).
Agile и Scrum в работе над проектами и продуктами (Coursera)
Курс рассчитан на менеджеров проектов и тимлидов, но пользу от него получат все, кто хочет применять в работе Agile и Scrum, даже далекие от ИТ-сферы люди.
Эта программа — совместный продукт Национального исследовательского Томского госуниверситета, Фонда развития онлайн-образования и ScrumTrek, а преподают на курсе аккредитованные ICAgile коучи и тренеры. За несколько недель на доступных примерах вы разберетесь с системой ценностей Agile и принципами Scrum. Изучите основные преимущества Agile-подходов, особенности процесса разработки в Scrum, познакомитесь с сервисом Trello и поймете, как грамотно организовать работу в Scrum-команде.
Продолжительность: примерно 5 недель (по 1-4 часа в неделю).