a п чехов литературный праздник

Сценарий литературного вечера, посвященного 155-летнему юбилею А. П. Чехова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сценарий литературного вечера «Смех сквозь слезы»,

посвященный 155-летнему юбилею А. П. Чехова

Разработка сценария и проведения мероприятия Бережновой С.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Налимская СОШ»

Дата проведения: ноябрь, 2015г

В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и тело…

Цель: Вызвать интерес у учеников к творчеству А. П. Чехова. Показать всё разнообразие его творчества. Через глубокое проникновение в текст учить понимать смысл художественного произведения. Воспитывать дух творчества, ответственность, умение работать в разновозрастной группе, расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.

Добрый вечер, друзья! Сегодня мы вновь собрались в этом зале праздновать завершающее мероприятие Недели Русского языка и литературы, посвященное Году Литературы.

Кондакова В.С., учитель русского языка и литературы

Ведущий. Из записок И.А.Бунина о детстве А.П.Чехова:

«Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая…мать и строгий отец, заставлявший сыновей по ночам петь в церковном хоре, требовавший, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке».

Ведущий. «Чаще всего страдал Антон,…отец заметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда самому нужно было отлучиться». Лавка Павла Егоровича – это особенный мир. Чем здесь только не торговали! Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами «Эсс-Букет», маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку.

Ведущий: Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.

Ведущий. Детей в семье было шестеро: Александр, Николай, Иван, Михаил, Антон и Мария. Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона самым радостным и беззаботным временем. И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

3 Слайд –«Дети в семье Чеховых»

В 1869-1879 годах Антон Чехов обучается в таганрогской гимназии.В1879 году едет в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет, который закончит в 1884 году. Именно в студенческие годы Чехов начинает писать маленькие рассказы для юмористический изданий «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».

24 декабря 1879 года можно считать началом моей литературной деятельности. Редакция «Стрекозы» ответила: «Совсем недурно. Присланное помещаем. Благословляем и надальнейшее подвижничество. Гонорар прилагается в размере 5копеек со строки».

Антоша Чехонте умел видеть комическое в обыденном, умел подмечать смешное в жизни, любил юмор, ценил юмор и ценил людей, юмор понимающих.

Чехов вошел в русскую литературу в начале 80-х годов 19 столетия как автор юмористических рассказов. Смех Чехова беззаботен до слез. Его задача – развлекать, а не высмеивать. Основным жанром раннего творчества писателя становится рассказ-сценка. В чем же секрет чеховских рассказов-миниатюр? В начале дана краткая экспозиция (описание места и обстановки последующего действия), далее сама сценка, в которой авторские комментарии сведены до минимума. Но а самое главное – неожиданный финал произведения, как, например, в рассказе-миниатюре «Лошадиная фамилия», который исполнит коллектив 5 класса.

Что же все-таки сделало произведения Чехова вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность автора в жизнь, вера в ее преображение. Писателю интересно все: природа, человеческие отношения, лица, манера говорить, двигаться. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну и свежесть. На сцене школьного театра сегодня для вас выступит коллектив 6 класса с интерпретацией рассказа «Репетитор»

У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. В своих произведениях художник чутко уловил непостоянство человеческой природы: чувство грусти сменяет чувство радости, состояние одиночества недолговечно, его сменяет устремленность человека к полноте бытия, к житейскому счастью. Таковы герои рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Чеховских героев сегодня представляет коллектив 7 класса.

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина. С Щедриным писателя сближает тема обличения в человеке рабской угодливости, хамелеонства, чинопочитания и такие приемы творчества, как говорящие фамилии, контрастное сопоставление образов и событий.

Вспомните фамилии героев рассказа «Хамелеон»: Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Да и название рассказа требует особого осмысления. Кого в нем можно назвать хамелеоном?

В этом разобраться нам поможет коллектив 8 класса. Вашему вниманию интерпретация рассказа «Хамелеон».

Стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и недостатков пришел в русскую литературу Антон Павлович Чехов.

Наши сегодняшние герои попробуют сегодня передать эти противоречивые стороны человеческой натуры. Рассказ посвящается землемеру, который любит похвастаться, да чуть «пересолил». Выступает коллектив 9 класса с интерпретацией одноименного рассказа «Пересолил».

Следующий рассказ тоже олицетворяет пошлость. Встречаем коллектив 11 класса с интерпретацией рассказа «Смерть чиновника».

Все творчество великого художника можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего.

Чехов – это целый мир необъятный, неизмеримый, талант его многогранен. В чеховский день рождения мы отметили лишь одну грань величайшего таланта Чехова – его юмор, его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, усмешки. Эта особенность чеховского таланта проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко изобразить правду повседневной жизни.

Жизненный путь Чехова – яркий пример для подражания:

— сотни произведений, посвященных своему народу;

— героическая поездка на остров каторжников – Сахалин;

— бескорыстная врачебная деятельность;

— организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых;

— неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры;

— строительство на личные средства школ для крестьянских детей;

— строительство городской библиотеки в Таганроге.

Ведущий. В 1887 году автору присуждена Пушкинская премия.

Ведущий.…Вот он глядит на нас, чуть прищурившись, со своего хрестоматийного портрета. Кажется мягким, интеллигентным, вежливым, чутким. Таким он и был, наш милый, добрый, до конца так и не понятный, вечно ускользающий Чехов.

На этом завершается наш сегодняшний вечер и слово для награждения предоставляется уважаемому жюри!

Источник

Литературная гостиная, посвященная 160-летнему юбилею А.П. Чехова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ a п чехов литературный праздник

ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Врачующий жизнь»,

посвященная 160- летнему юбилею Антона Павловича Чехова.

Александровна, преподаватель русского языка и литературы первой категории

На заседании ЦК общеобразовательных дисциплин

Председатель: ______Жужгова И.И.

Протокол от «__» 2019г.

Методист Жужгова И.И. _____________

Горшкова Л.В. «__»______2019г.

1. Пояснительная записка……………………………..3-5

2. Методическая разработка мероприятия…………..6-19

1. Пояснительная записка.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Врачующий жизнь», посвящена 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова.

Перед собой я поставила цели и задачи:

— привлечь внимание студентов к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями;

— показать жанровое разнообразие тематики рассказов;

-активизировать самостоятельную работу студентов;

— развивать творческие способности учащихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;

-создать условия для творческой самореализации учащихся и развития их познавательных способностей;

-показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время;

-развивать способность творческого чтения и умения вступить в диалог «автор – читатель»;

-способствовать формированию позитивных моральных качеств на примере жизни и творчества А. П. Чехова;

29 января 2020 года весь мир отмечает 160-ю годовщину со дня рождения АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА. Имя этого великого русского писателя знакомо нам с детских лет. Одни читали его юмористические рассказы, другие с удовольствием погружались в мир его пьес, а третьи, порой сами того не зная, частенько пользовались его выражениями, ставшими афоризмами.

Чехов объединяет самых разных людей литераторов, историков, краеведов, преподавателей, библиотекарей, студентов – всех поклонников и ценителей творчества Чехова, всех, кому дорого это имя. Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету. Рассказы, повести и пьесы Антона Павловича не только свидетельствуют о его уникальном таланте, но и проливают некий свет, раскрывающий тайну его личности. Чехов не только писал произведения, но прекрасно рисовал, ведь, как известно, талантливый человек – талантлив во всем. Он рисовал карикатуры к своим произведениям. Своим наследием Чехов напоминает всем нам, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения известного писателя, драматурга Антона Павловича Чехова. И это событие не должно остаться незамеченным, т. к. творчество Чехова по сей день радует, удивляет, заставляет думать современных читателей, а значит и вас, и не только отечественных, но и зарубежных.

Из своих 44 лет жизни 25 лет он отдал литературе, создал несколько сотен замечательных произведений – рассказы и театральные пьесы. Эти произведения учат понимать жизнь и людей, ненавидеть пошлость и любить труд.

Что за люди населяют сей необъятный простор, именуемый Россией?

О чем они думают? От чего страдают? Чего больше всего хотят?

Какой же силой обладает русский человек, способный выжить в жестокой будничности жизни?

Никто не понимал так ясно и тонко трудности мелочей жизни, как Антон Павлович Чехов. Сам Чехов был человеком, требовательным к жизни, и очень хотел видеть людей простыми, красивыми и гармоничными. Эти вопросы раскрываются на заседании в литературной гостиной.

Эта методическая разработка поможет преподавателям литературы провести литературный юбилей великого человека. Я приветствую всех, читающих эту методическую разработку, и приглашаю в гости к талантливому человеку, писателю-драматургу АНТОНУ ПАВЛОВИЧУ ЧЕХОВУ!

Большая предварительная работа предшествует проведению литературной гостиной. Ребята рисуют афиши театральных постановок или фильмов по произведениям Чехова, готовят презентации, буктрейлеры, отрабатывают выразительное чтение в лицах, инсценирование. Подготовлена инсценировка отрывка из рассказа «Палата № 6», этюд «Спор Рагина и Ивана Дмитриевича Громова», инсценировка отрывка из пьесы «Чайка»: диалог Тригорина и Аркадиной (из 3 действия), чтение в лицах рассказа «Толстый и тонкий».

К внеклассному мероприятию готовится оформление: портрет А.П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение, видео. Просматриваются фильмы по произведениям Чехова, перечитываются рассказы писателя, делается литературный журнал о писателе, оформляется в холле учебного корпуса стенд «Антон Павлович Чехов», выставка фотографий и книг писателя – классика, высказывания о Чехове.

В качестве музыкального сопровождения используются следующие произведения:

Подготовлены презентации по темам:

« Последние годы жизни Чехова. Ялта в судьбе писателя»

«Врачебная деятельность Чехова».

Проводится демонстрация афиш, просмотр буктрейлеров по произведениям Чехова.

В заключение литературного праздника проводится просмотр афиш. «Знаете ли, что через триста – четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна…» – эти слова великого писателя, эта мысль о красоте грядущей жизни помогают понять нам, что Чехов – это не писатель прошлого, он – писатель будущего!

Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже малую память о тысячах живущих ныне людей. Но далёкие, грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе.

Источник

Литературный сценарий к 155-летию А.П. Чехова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литературная гостиная к 155-летию Антона Павловича Чехова

Оформление зала в библиотеке:

портреты А.П.Чехова, в т.ч. нарисованный почти в полный рост;

выставка книг писателя;

репродукции к его произведениям;

стол с лампой, чернильница, стул, два кресла в глубине;

экран для презентаций.

герои рассказа «Шуточка» (молодой человек и Наденька);

чтец от автора (Чехов).

Звучит музыка И. Шварца «Фортепианный концерт». Потом звуки замолкают.

Вступительное слово преподавателя:

Под тихую музыку выходят ведущие:

Ведущие уходят. Вновь звучит «Фортепианный концерт». А ктер в роли Чехова выходит вперёд к большому нарисованному портрету и читает монолог под тихие звуки музыки:

« И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем люди вообще мешают жить друг дру гу? Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы? »

Актёр в роли Чехова уходит. Музыка продолжает звучать. Выходит 1 Чтец.

Чтец 1: Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Чуткий мой доктор, нижайший поклон Вам земной,

Тело и души людей вы лечили своей добротой.

Грустная желтая лампа в окне мезонина.

Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем.

Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена. 1

Съедутся гости, покинутый дом оживет,

Маятник медный качнется, струна запоет.

Дышит в саду запустелом ночная прохлада.

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.

Мы уже были, но мы еще будем потом.

Старые ружья на выцветших, старых обоях.

Двое идут по аллее — мне жаль их обоих.

Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.

Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

Чтецы и Актёр в роли Чехова уходят одновременно. Появляется Ведущий. Музыка замолкает.

Ведущий не уходит. Звучит музыка Е. Крылатова «Инструментальная тема»

Чтец 1: Переулки маленького города:

Длинные высокие заборы,

Окна ставнями закрыты плотно,

На воротах крепкие запоры.

Чтец 2: Дворик небольшой. В саду беседка.

Домик. Здесь увидел свет Антоша Чехов.

Море. Бухта: там ловил бычков с друзьями.

Тишина тенистых улиц, запах родины пьянящий

Музыка замолкает. Чтецы уходят со сцены. Появляются Ведущие

Ведущая : Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Ведущие уходят. Появляется 1 Чтец

Чтец 1: Отцовская лавка – отцовская гордость.

И золотом надпись: «Чай, сахар и кофе».

Табак и селедка, сигары и вакса,

Матросы, монахи, Антон за прилавком,

Вино, разговоры, и смех, и закуска,

И частые крики: «Антон, заткни уши

Ведущий: Сначала Чехов учился в школе в Таганроге. Тогда ему было 6 лет. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

Ведущая: Спустя 2 года Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Окончившие восемь классов молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться даже за границу.

Ведущие уходят со сцены. На первое место выходит 2 Чтец

и читает под тихо звучащую мелодию А. Рыбникова «Встреча»

Чтец 2: Лавка, хор и …

Зубрежка латинских глаголов,

Непонятный ряд греческих падежей…

И попытки в театр пробираться тайком на галерку,

И рассказы в журнале, и прозвище Чехонте…

2 Чтец уходит. Ведущие появляются

Ведущая: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача. Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.

Музыка перестаёт играть

Ведущий: Ещё в 1874 году дела у отца, Павла Егоровича, пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был признать себя банкротом, бежать от кредиторов, тайно уехать из Таганрога. 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии.

Ведущая: 16-летний Антон остался в Таганроге один. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание, давал уроки купеческим сынкам. От матери из Москвы шли тревожные письма с просьбой о поддержке. Как мог, он помогал семье. И так до конца дней своих он будет главной опорой, материальной и духовной поддержкой многочисленной семьи Чеховых.

Ведущий: В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. Там он поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известного профессора Николая Склифосовского. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра).

Звучит музыка Е. Крылатова «Инструментальная тема»

Ведущая: Чехов уже студентом, в 1880 году, начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в московских и петербургских журналах. В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, но не “смех сквозь слёзы”, что было традицией русской литературы, а смех до слёз.

Ведущий: Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных юмористических произведений, как «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». В основе творчества писателя – истории из жизни. Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене. (Тихо начинает звучать музыка А. Рыбникова «Встреча»)

Ведущая: И мы предлагаем вашему вниманию послушать и посмотреть инсценировку рассказа «Шуточка». История …несостоявшегося…. счастья…

ШУТОЧКА, или Предчувствие Любви…

Чтение рассказа «Шуточка» в музыкальном сопровождении, с презентацией и

игрой двух актёров.

Ясный, зимний полдень. Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.

— Съедемте вниз, Надежда Петровна! — умоляю я. — Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.

Но Наденька боится. Всё пространство от ее ног до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У неё замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.

— Умоляю вас! — говорю я. — Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость! (Музыка постепенно смолкает)

Наденька, наконец, уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.

Санки летят как пуля. ( Звучат звуки вьюги. Световые эффекты) Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Окружающие предметы сливаются в одну длинную линию. Вот-вот ещё мгновение, и, кажется — мы погибнем!

— Я люблю вас, Надя! — говорю я вполголоса.

Санки начинают бежать всё тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы, наконец, внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит. Я помогаю ей подняться.

Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою и внимательно рассматриваю свою перчатку.

(Звучит музыка А. Рыбникова «Встреча»)

Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, жизни, счастья, вопрос очень важный. Наденька нетерпеливо, грустно заглядывает мне в лицо, ждет, не заговорю ли я. Ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость.

— Знаете что? — говорит она, не глядя на меня.

— Давайте еще раз. прокатим.

Мы вновь идём к горе. Я вижу, как она борется с собой. О, какая игра на этом милом лице! Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, ( звучат звуки вьюги, световые эффекты) опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса.

— Я люблю вас, Наденька!

Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. И на лице у нее написано: «В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?»

Эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.

— Не пойти ли нам домой? — спрашиваю я.

— А мне. мне нравится это катанье, — говорит она, краснея. — Не проехаться ли нам еще раз?

Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как и в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.

Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами. (Звучат звуки вьюги) Но я прикладываю к губам платок, кашляю и, когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:

И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает. Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и всё ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать:

— Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!

Звучит 1 куплет песни «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко. Герои уходят со сцены. Читает только автор и презентация на экране

На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:

(Звучит музыка А. Рыбникова «Встреча»)

Скоро Наденька привыкает к этой фразе. Она жить без нее не может. Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу. Подозреваются всё те же двое: я и ветер. Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно.

(Герои выходят на сцену из разных кулис). Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня. Затем она робко идет вверх по лесенке. Страшно ехать одной! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места. (Звучат звуки вьюги). Слышит ли Наденька те слова, я не знаю. Я вижу только, как она поднимается из саней обессиленная. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать.

Звучит музыка Шопена «Апрель мечты», на тихом фоне читается текст

Но вот наступает весенний месяц март. Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает, наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург — надолго, должно быть, навсегда.

Музыка перестаёт играть. Появляется герой и читает свой монолог

Как-то перед отъездом, дня за два, сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором. Еще достаточно холодно, деревья мертвы, но уже пахнет весной. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель. Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо. Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо. Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным. И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:

Боже мой, что делается с Наденькой! Она улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая и такая красивая… А я иду укладываться.

Звучит продолжение песни «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко

Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни.

А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…

Звучит вновь песня «Предчувствие любви» в исп. Г. Бесединой и С. Тараненко.

Все участники сценки выходят на поклон

Ведущая: В 1886 году Антон Павлович получил предложение о сотрудничестве от главного редактора газеты «Новое время» Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. К середине 80-х годов в творчестве Чехова намечается некоторый перелом. Весёлый и жизнерадостный смех всё чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим интонациям.

Ведущий: Начиная с повестей «Степь», «Скучная история» и пьесы «Иванов», поставленной в петербургском театре, перед читателем предстал уже зрелый, серьезный Чехов, в сочинениях которого слышится тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа.

Звучит тихо музыка И. Шварца «Фортепианный концерт»

Ведущая: Но была ещё и постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь. В письме к 30-летнему брату Николаю 26-летний Антон объясняет, что такое воспитание.

Ведущие уходят, а на первый план выходят Чтецы

Чтец 1: “. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы.

Чтец 2: Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом.

Чтец 1: Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.

Чтец 2: Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. ”

Ведущий: Было и ещё одно дело, которое Чехов считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов”.

Ведущая: А в одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу”. Да, Чехов – доктор. И где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.

Ведущий: На исходе 80-х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными “малыми (как он сам их называл) делами” – медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек.

Ведущая: И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех через всю Россию едет к Тихому океану, на остров Сахалин, чтобы сделать перепись ссыльных. Там он пробыл 3 месяца и 2 дня. Видел всё и вынес горькие впечатления: “Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, которые могут довести до отчаяния”. Вернулся и написал свой труд – книгу очерков “Остров Сахалин”.

Ведущая: А ещё Чехов много работал на земле. Уже известным писателем приобрёл в 1892 году небольшую усадьбу в селе Мелихово Московской губернии, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Вырубленные вокруг Мелихово участки засеял елями, клёнами, соснами, разбил вишнёвый сад – сотни саженцев посадил своими руками.

Ведущий: В мелиховский период, с 1892 по 1898 годы, было написано 42 произведения. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения .

Звучат тихо звуки основной темы Р. Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

Ведущая: В 1898 году Чехов познакомился с актрисой Московского художественного театра Ольгой Книппер. Первая встреча Ольги Леонардовны с Чеховым проходила на репетиции спектакля «Царь Фёдор». Она вспоминала так «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».

Ведущий: С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. «Здравствуй, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», — писал Чехов Ольге из Ялты. Так начался их «почтовый роман», длившийся много лет и плавно переросший в «супружество в письмах».

Ведущая: Переписка отражает последние годы жизни писателя. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была Ольга Леонардовна Книппер. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту.

Ведущий: В июне 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Актриса добавила фамилию мужа к своей – Книппер-Чехова.

Музыка перестаёт играть

Ведущая: Последние годы жизни Чехов из-за болезни прожил в Ялте (нужен был морской воздух). Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. (Начинает тихо звучать песня Пугачёвой «Монолог») Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра. В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер.

Ведущий: 15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь выпил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Он умер он на руках у своей жены.

Ведущая: Антон Павлович Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Рядом с ним и могила его супруги, которая умерла на 91 году жизни. Ольге Книппер-Чеховой было суждено пережить супруга на 55 лет. Больше замуж она так и не вышла.

Песня перестаёт играть после слов «Я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о любви…»

Ведущий: Антон Павлович напоминал в своё время, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Ведущая: Вспоминаются и другие чеховские слова: “Веровать в бога нетрудно, нет, вы в человека уверуйте”. Уверуйте в Чехова, перечитайте его рассказы, повести, пьесы, его письма. А он поможет вам обрести веру в Человека.

Ведущий: Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже самую память о тысячах живущих ныне людей. Но потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе.

Ведущая: Вот он глядит на нас, чуть прищурившись, с портрета. Кажется мягким, интеллигентным, вежливым, чутким. Таким он и был, наш милый, добрый, до конца так и непонятный, вечно ускользающий Чехов.

Выходит студент в роли А.П.Чехова и говорит слова-напутствия потомкам:

« К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущно сти, много довольных людей! Надо, что бы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! » (Остаётся на сцене)

Все участники выходят на сцену и под инструментальную тему Е. Крылатова читают стихи:

Чтец 1: Таганрог – это всё же Россия,

Хоть не густо там русских людей…

Шумный порт, паруса кораблей…

Чтец 2: Сахалин – это тоже Россия:

Ссыльно-каторжных злая юдоль.

Беспросветны там муки людские,

Безысходны страданья и боль.

Ведущий: Антон Павлович – тоже Россия:

И улыбка её, и слеза.

Увлажнялись и самые злые

От его сочинений глаза!

Ведущая: Он любил всех живущих в России:

Даже злобных, бесчестных, тупых,

Будь они сколь угодно плохие,

Но не топчет – жалеет он их!

Молодой человек из «Шуточки»: У него нет героев, злодеев –

Все лишь жертвы неправды земной:

И прощая, любя и жалея,

Как бы просит: жалейте со мной!

Наденька из «Шуточки»: Будто совесть больная стучится

К нам в сердца со страниц его книг.

И живою водою струится

Слов его драгоценный родник!

Звучит музыка И. Шварца Фортепианный концерт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *