904 год событие на руси
Поход Олега на Константинополь
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.
Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.
Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
Набег черноморских русов на Византию (904)
Набег черноморских русов на Византию (904)
Несколько строк из хроники Псевдо-Симеона (вообще довольно темных) позволяют предположить, что черноморские русы не признали прав Олега на киевское княжение. Они даже пытались перехватить у «светлого князя» первенство или, во всяком случае, вести самостоятельную политику. Очевидно, появление в Северном Причерноморье нового суверенного правителя русов поставило под сомнение действие «русско»-византийского договора 860 г. Этим обстоятельством и был вызван новый набег на Константинополь, предпринятый силами одной Черноморской Руси, о котором сообщает Псевдо-Симеон[220].
События этого времени восстанавливаются примерно так. Во второй половине июля 904 г. знаменитый арабский корсар Лев Триполитанский во главе большого флота двинулся на Константинополь и занял гавань Парий у входа в Мраморное море. Но приближение византийской флотилии Имерия заставило его снять блокаду пролива и отступить. Имерий устремился в погоню и настиг арабов у острова Фасос.
Тем временем (вероятно, в первых числах августа) в окрестностях Константинополя появились корабли русов. Вопрос о том, действовали русы самостоятельно или в союзе с Львом Триполитанским, не поддается решению ввиду отсутствия каких-либо указаний в источниках на этот счет. Приведенный Псевдо-Симеоном маршрут русов свидетельствует в пользу того, что вторжение началось с крымских владений империи и являлось делом «русской» вольницы Северного Причерноморья. По этой причине херсонский стратиг не успел оповестить константинопольские власти о нашествии «русского» флота, так что первые сообщения о русах пришли в Константинополь лишь из Месемврии (в Бургасском заливе), то есть уже с балканской границы империи.
Двигаясь вдоль берега, русы подвергли грабежу прибрежные районы вплоть до Силимврии (византийская крепость во Фракии). Однако идти далее к самому Константинополю они не посмели, вероятно узнав, что город отнюдь не был беззащитен со стороны моря, так как и после ухода Имерия в водах Мраморного моря осталась эскадра под командованием Иоанна Радина. Тогда, обогнув греческую столицу, русы направились к малоазийскому побережью. Последний упомянутый Псевдо-Симеоном пункт, где они побывали, был мыс Трикефал (в Опсикии, на южном побережье Мраморного моря). Надо полагать, что здесь эскадра Радина нагнала флотилию русов и разгромила ее. Как можно понять, от окончательной гибели русов спасло некое «божественное озарение» их вождя.
Видимо, для империи это был обычный «варварский» набег, мало чем отличающийся от десятков других набегов, ежегодно случавшихся на ее границах. Поэтому Псевдо-Симеон упомянул о нем вскользь и весьма туманно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Поход на Византию
Поход на Византию Время для похода была выбрано верное: война с персами ослабила Византию и сильно истощила ее материальные ресурсы. Пограничные византийские крепости находились в очень плохом состоянии, а приграничные арабские племена, которые традиционно получали
Волнения на окраинах халифата. Походы на Византию
Волнения на окраинах халифата. Походы на Византию На окраинах халифата продолжались волнения, в 788 и в 794 году вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте, имевшие в основном социальные корни: богатейшая провинция была задавлена налогами на армию, направленную в
Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии — По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке
Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии — По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке Прежде полного и окончательного исчезновения русов (решение «русского вопроса» на прародине русов) в данном регионе были еще Персидское и
Глава 7 Николай II и вопрос о черноморских проливах
Глава 7 Николай II и вопрос о черноморских проливах Обладание черноморскими проливами — это давнишняя мечта России. Босфор и Дарданеллы давали ключ к Европе, открывали возможность господства на важнейших морских коммуникациях. Но кроме этих геополитических причин,
Изгнание полоцких князей в Византию
Изгнание полоцких князей в Византию После смерти великого князя Всеслава Чародея Полоцкая земля разделилась на уделы, где правили его сыновья и внуки.Наиболее значительной личностью в том поколении полоцкой династии был менский князь Глеб. Он, как и Всеслав, вынужден
Поход 941 г. князя Игоря на Византию
Поход 941 г. князя Игоря на Византию План КонстантинополяОднако в Константинополе не спешили вступить в переговоры с новоявленным «архонтом Росии». По словам Лиутпранда, император Роман провел немало бессонных ночей, «терзаясь раздумьями». Мы видели, что незадолго перед
Глава 8 НАБЕГ РУСОВ НА БЕРДАА
Глава 8 НАБЕГ РУСОВ НА БЕРДАА Состав войска русов В то время как Игорь собирал силы для второго похода на греков, князья таврических русов замышляли набег совершенно в другом направлении — на Каспий. Вероятно, они так и не смогли преодолеть страха перед греческим
Глава VI Проблема Черноморских проливов перед Первой мировой войной (1914 г.)
Глава VI Проблема Черноморских проливов перед Первой мировой войной (1914 г.) В 1913–1914 гг. ситуация на Балканах характеризовалась ростом напряженности во взаимоотношениях между Россией и Австро-Венгрией. Ближайшая задача российского правительства в регионе состояла в
У Черноморских твердынь
У Черноморских твердынь Неувядаемой славой покрыли себя морские пехотинцы в дни обороны Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска. После ухода советских войск с дунайского рубежа в августе 1941 года моряки Дунайской флотилии сражались на позициях южно-бугского
Глава 4. Плавание в Византию
Глава 4. Плавание в Византию Что касается Прокопия – но это не должно быть большой неожиданностью, – победителей не было.«Назвать точное число тех, кто был им уничтожен, не смог бы никто, я думаю, даже Бог. Думаю, что быстрее можно сосчитать все песчинки, чем огромное число
Измышление о черноморских варягах
Измышление о черноморских варягах – Бэрримор, в библиотеке Баскервиль-холла есть что-нибудь о Синопе?– Не знаю, сэр, я там редко бываю. В библиотеке пыль вытирает миссис Бэрримор. По вторникам. Но Евангелие там, безусловно, имеется.[55]– Ох, Бэрримор, у тебя все, что не от
Поход Олега на Царьград: описание, история
Содержание статьи
Князь Олег в истории
Олег Вещий (или Ольгъ на древнерусском) стал князем Новгородским, как регент при маленьком Игоре, сыне Рюрика после смерти последнего. Позже Олег захватил Киев, перенеся туда столицу и стал первым киевским князем, тем самым объединив Киев и Новгород. Потому именно он зачастую рассматривается историками как основатель самого крупного Древнерусского государства.
Князь покорил древлян и славянские племена, живущие вдоль Днепра, наложил дань на племена дулебов, хорватов и радимичей, совершил победоносный поход на Царьград, давший Руси выгодный торговый и союзнический договор. Олег прозван Вещим за доблесть и воинскую удачу. Умер в 912 году и был похоронен близ Киева.
Причины похода на Царьград
Информация о набеге Олега на Царьград содержится лишь в древних русских летописях, а в писаниях Византии об этом событии нет никаких фактов. На самом деле это ничего не доказывает, тем более, что в «личных» записях крупных деятелей Византии того времени не раз возмущенно упоминается грабительское и вероломное нападение русов.
Победоносный поход нового правителя Днепровской Руси Олега Вещего преследовал несколько целей: добиться признания своего статуса, продлить русско-византийский договор, потребовать от правителей «Второго Рима», не желающих иметь отношения с язычниками, торговых и других льгот.
Постоянные стычки между русами и греками, в которых доходило дело до кровопролития, тоже не устраивали Олега. В отношении остальных причин, побудивших князя собрать огромное войско и совершить набег на Царьград, историки расходятся во мнениях.
Это могло быть и повторением относительно недавнего успешного набега правителя Дании Рагнара Лодброка, который буквально за 15 лет до похода Олега Вещего совершил настоящий бандитский налет на Париж, столицу Франкского королевства, умудрившись всего со 120-ю кораблями взять город в осаду, разгромить войско Карла Лысого и увезти домой огромные для молодого Парижа отступные – 7 тысяч фунтов серебром.
Возможно, Олег предполагал наказать ромеев за неподобающее отношение к могучей Киевской Руси, которую просвещенная Византия считала варварским краем и не признавала ее статус государства, не желая заключать союзов и вступать в торговые отношения. Еще бы, греки победили Римскую Империю, и заносчивости византийских правителей можно было только позавидовать.
Датировка похода
«Повесть временных лет», основной источник информации о походе Олега, была написана спустя две сотни лет после события и изобилует неточностями, преувеличениями и противоречивыми датировками. С самого начала правления Олега было сложно установить точные даты. Календарь менялся, а летописцы путались во времени. И потому все деяния князя сегодня относят обычно к периодам начала, середины и конца его правления, не называя точных календарных чисел.
Но есть и противоречие. «Повесть временных лет» называет началом похода год 907-й. Но в этой же летописи утверждается, что Олег вел переговоры с правителями греков «Леоном и Александром». Но этого не могло быть в 907-м, так как Лев VI Мудрый назначил молодого Александра соправителем лишь в 911 году, так что, скорее всего, поход все же был немного позже. Тем более, что и окончательное подписание документов о торговом союзе датируется в «Повести. » 911 годом. Логично предположить, что поход состоялся тоже в этом году, а «русь стояла» под стенами Царьграда весь август 911 года, вплоть до заключения знаменательного договора 2 сентября.
Замысел Вещего Олега
Все критические замечания относительно реальности этого похода, который почти нигде не упоминается, верны в том смысле, что полномасштабной войны с Византией у Киевской Руси действительно не было.
Стратегия Олега состояла в том, чтобы прорваться в считающую неприступной бухту Золотого рога, гавань Константинополя, напугать греков демонстрацией военной мощи и хитрости и склонить к подписанию нужных Руси договоров. Со стороны морского входа бухта надежно закрыта, и тогда русы применили известную им еще с 860-го года хитрость – перетащили корабли посуху через полуостров, отделяющий Царьград от внешнего моря.
В этой авантюре хитроумному князю помогли фракийские леса, покрывающие весь полуостров – их можно было рубить «на ходу», подставляя под днища кораблей круглые вальки. А густые виноградники и холмы надежно прятали передвижение кораблей по суше.
Увидев русские суда, беспрепятственно плавающие в неприступной бухте и битком набитые вооруженными воинами, императоры-соправители тут же уселись за стол переговоров. Тем более, что граждане Константинополя вспомнили недавнее предательство (в 904 году империя не помогла жителям осажденным арабами Фессалоник) и решили, что невесть откуда взявшееся войско – это наказание святого Дмитрия, покровителя Константинополя. Нежелание императоров договариваться с русами могло вылиться в открытый мятеж.
Некоторые упоминания о подробностях похода есть в старинных летописях. Венецианский историк Иоанн Диакон писал о том, что «норманны на 360-ти кораблях осмелились приблизиться к Константинополю», но так как город оказался неприступным, опустошили окружающие земли и перебили много людей. Папа Римский Николай Первый упоминал поход Олега, говоря о том, что русы ушли восвояси, избежав мести. В византийских хрониках «Продолжатель Феофана» написано, что русы оцепили город и предали огню все вокруг, а насытившись своим гневом вернулись домой. Словом, Олег Вещий не взял Царьград, но очевидно, это и не было его целью.
Последствия похода, торговый договор
Контрибуция, которую взял Олег с Царьград, составила по разным оценкам около двух тонн золота, а это невероятные по тем временам деньги, позволившие Руси спокойно развиваться долгое время. По окончании успешных переговоров русы пошили для своих ладей паруса из паволоки – настоящего атласа, самой дорогой тогда ткани.
В договоре есть четыре основных пункта:
1. Правила расследования и осуждения за преступления, совершенные на землях Византии. За убийство казнили и отбирали имущество в казну, за драки налагались штрафы, а пойманный вор должен был вернуть втрое больше украденного, причем все приговоры могли быть вынесены только при наличии весомых доказательств преступления. За лжесвидетельство казнили, а сбежавших преступников Олег и императоры обязались выдавать друг другу.
2. Союз о взаимопомощи на чужих территориях и правила взаимной торговли. Так как большая часть торговли в то время была морской, в случае кораблекрушения или нападения на торговый караван Византии ближайшие русские купцы должны были взять потерпевших под свою защиту и сопроводить на родину. О том, что также должны поступать греческие торговцы, в договоре нет ничего. Возможно, это связано с тем, что Русь снаряжала для торговых караванов целые флотилии с изрядным количеством воинов, и им мало кто мог угрожать.
Другим важным пунктом были «уклады» – правила торговли для русских купцов в Константинополе. Надо сказать, они были весьма выгодными. Русы могли заходить в город свободно, им предоставлялись абсолютно все условия и товары «елико им надобе», с них не взималась пошлина, а содержание оплачивалось за счет Византийской казны.
3. Поиск сбежавших рабов и выкуп невольников. Путешествуя по разным странам, купцы обоих государств отныне должны были выкупать на невольничьих рынках пленников своего союзника (русы – греков и наоборот). На родине освобожденного выкуп компенсировали золотом. Любопытен пункт относительно рабов – русские в поисках своих невольников могли спокойно обыскивать дома греков по всей Византии, невзирая на чины и положение обыскиваемого. Отказавшийся сотрудничать грек считался виновным.
4. Условия для русов, нанимающихся на службу в Византийское войско. Отныне империя была обязана принимать в свое войско всех русских, которые этого пожелают, причем на срок, удобный самому наемнику. Имущество, нажитое на службе (а наемники не были бедными людьми, без зазрения совести мародерствуя и занимаясь грабежами), отправлялось близким «в Русь».
Перед тем, как оставить величественную столицу «Второго Рима», Олег прибил щит на ворота Царьграда, заявляя о победе и символизируя свое покровительство Византийской империи. И отправился домой под атласными парусами, сотворив своим походом потрясающую легенду, на много веков пережившую своего создателя.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
В одной из предыдущих статей я делал краткий обзор походов русских князей против Византии. В этой статье пойдет речь о наиболее славном и удачном из них. Этот смелый поход на Константинополь воспетый в сагах и описанный во многих источниках предпринял Вещий Олег предположительно в 907 году. Повесть временных лет вот так рассказывает нам о нем:
«В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги».
Какой можно сделать вывод из этого текста? Вещему Олегу удалось создать коалицию небывалых масштабов. В ней представлены как скандинавы (летописец здесь называет их варяги и они перечислены отдельно от остальных народов), практически все славянские народы в том числе и древляне, которые как я обращал внимание в предыдущих статьях обладали относительной самостоятельностью, а также неславянские народы меря, чудь. Часть войска двигалась по суше, часть на кораблях. Число кораблей в 2000 безусловно преувеличение. Например в Новгородской летописи младшего извода указано число в 200 кораблей.
Поводом для похода по всей видимости было не стремление к банальному грабежу, а неравноправное положение северных купцов в Константинополе, которые по всей видимости подвергались дискриминации. Целью похода было продемонстрировать силу и склонить греков к переговорам. Момент был выбран очень удачно. Византийский флот недавно был разбит флотом Рашида аль-Вардами во время захвата города Фессалоники. Кроме того Византия вела войну с Аббасидским халифатом. Греки видимо не смогли подготовить свой флот для отражения атаки, но успели поднять цепь перегораживающую бухту Золотой Рог. Упоминание в летописи того, что Олег поставил свои корабли на колеса видимо следует понимать как перетаскивание кораблей в обход цепи. Если со стороны суши Константинополь был неприступен и даже 500 лет спустя туркам понадобилась самая совершенная на тот момент артиллерия для штурма, то со стороны воды он был более уязвим. Греки, видя как разграбляются окрестности города и гибнут их соотечественники, не дожидаясь штурма запросили мира. Очевидно, что ситуация была не в пользу греков. Даже если бы штурм города Олегу сразу не удался, Константинополь оказывался отрезан и с суши и с моря. Армия воюющая с Абассидами видимо не могла помочь городу.
Олег принял мир только на своих условиях. Условия Олега были таковы: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Новгород не вошёл в список городов (по всей видимости там просто не было на тот момент князя и город управлялся посадником).
Чем этот поход отличается от всех остальных? Во первых он сам по себе очень удачный. Грамотно выбрано время когда греки не смогли дать отпор. Создав коалицию из разных народов Олег проявил себя отличным дипломатом.
Почему византийцы решили вовсе забыть о случившемся? Ведь в их хрониках эти события не упоминаются. Если посмотреть внимательнее, в других случаях они часто прибегали в летописях к таким построениям: дескать злобные язычники вторглись в наши земли подвергнув их насилию и грабежу, но заступничество высших сил помогло в конце концов от них избавится. То есть греки вроде проиграли, но как бы не совсем и даже наоборот было всем продемонстрировано, что христиане благодаря заступничеству Господа были избавлены от напасти. Почему в этом случае они не написали подобную историю, а предпочли вообще не упоминать о произошедшем?
Во первых, не произошло никаких событий, которые можно было бы счесть вмешательством высших сил. Не было бури или урагана нанесшего бы вред нападавшим. Господь не вразумил вождей нападавших, чтобы они удовольствовавшись малым покинули греческие земли. Наоборот Олег настоял на своих условиях и его войско видимо не понесло значительных потерь.
Во вторых, грекам даже не удалось склонить Олега принять крещение. В случае с походом на Сурож князя Бравлина или с князем Владимиром это им удалось. Есть мнение что им также удалось склонить к крещению Аскольда и Дира. Но с Олегом этот фокус не прошел.
На Руси на тот момент не велось летописания и греки вполне могли полагать, что их позорное поражение может быть предано забвению. Но этого не случилось. Кроме Повести временных лет упоминание о походе есть и в Иоакимовской летописи, которая по всей видимости является компиляцией отдельных источников:
«После того Олег обладал всей страной той, многие народы себе покорил, ходил воевать на греков морем и принудил тех мир купить, возвратился с честию великою и богатствами многими».
Также похожие события упоминаются в скандинавских сагах. Что самое интересное, в Византийские источники кое что об этих событиях все же возможно просочилось. По 904 годом есть упоминание о походе на Византию неких росов-дромитов, которые описаны дословно так:
«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться».
В вожде загадочных росов угадывается князь Олег, которого как раз и прозвали в то время Вещим. Упоминание о возможности росов быстро двигаться прекрасно согласуется с небольшими размерами и быстроходностью кораблей Олега, что связано с особенностями плавания по Днепру на котором были пороги. Именно небольшой размер кораблей позволил легко перетащить их волоком по суше в обход греческой цепи. С огромным драккаром вроде «Великого Змея» Олава Трюггвасона наверняка были бы сложности. При этом Византийцы по всей видимости были склонны считать случившееся карой за то, что не защитили город Фессалоники, покровителем которого считался святой Дмитрий. Об этом сказано в общем то прямо:
«Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом».
Очевидно, что своим походом Вещий Олег не только добился выгодных торговых условий, но и заставил заносчивых греков считаться с Русью.