90 дней для резидентства в 2021

Все равно я буду резидентом

Как Россия помогла налогоплательщикам, задержавшимся за рубежом из-за пандемии

90 дней для резидентства в 2021

В статье «После пандемии придется платить больше налогов» мы упоминали, что из-за изоляции за рубежом человек мог утратить статус налогового резидента РФ, а это привело бы к обложению его российских доходов налогом по более высокой ставке – 30% вместо 13%. Тем же, кто приобрел этот статус из-за вынужденного пребывания в России, пришлось бы платить налог со всех своих мировых доходов.

В статье мы также рассуждали о мерах, которые принимает мировое сообщество для поддержки граждан, оказавшихся в условиях локдауна из-за пандемии, а именно о смягчении требований к определению их налогового статуса. Соответствующие разъяснения еще в апреле дала Организация экономического сотрудничества и развития. ОЭСР признала пандемию форс-мажором, который не должен стать основанием для изменения налогового статуса человека, оказавшегося в непривычном для себя месте пребывания. Такая же логика постепенно появлялась и в национальном регулировании ряда государств.

Поправки в Налоговый кодекс РФ – в поддержку налогоплательщиков

До середины лета Россия хранила молчание по этому вопросу, а представители власти высказывались, что изменения в правила определения налогового резидентства вводить не планируется.

Напомним: человек считается налоговым резидентом РФ с правом применения ставки НДФЛ 13% с полученного дохода, если проводит на российской территории более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если же в период пандемии человек не смог вернуться в Россию и более полугода находился за рубежом, то он автоматически становится налоговым нерезидентом и его доходы от источников в России облагаются по ставке 30% вместо 13%. Последствия ощутимые, поэтому многие ожидали реакции от российских властей в поддержку налогоплательщиков.

Поправки представляют собой всего один дополнительный абзац в ст. 207 НК РФ. Регламентов, разъясняющих писем Минфина или ФНС России, которые бы детализировали порядок использования нововведений, – нет.

Какие выводы можно сделать из новых положений Налогового кодекса РФ?

Во-первых, возможность признать себя резидентом при нахождении в России от 90 дней действует только в 2020 г. Это значит, что в 2021 г. будут действовать старые правила о 183 днях (если не последуют новые изменения). То есть это краткосрочная мера, которая была вызвана «ковидными» обстоятельствами. Во-вторых, в связи с этим настораживают молчание правоприменителя и отсутствие инструкций с четкими полномочиями налоговых органов, которым граждане будут направлять заявления о признании их резидентами.

Если мы исходим из того, что эта мера временная и вынужденная, обусловленная пандемией, то будет ли она распространяться на всех, кто пожелает? Или же она предусмотрена для тех, кто оказался в «ковидной» ловушке за границей и не смог вовремя вернуться? Станет ли инспектор на месте выяснять, мог ли г-н Петров, подавший заявление о признании его резидентом, вернуться в Россию и пробыть в стране должные полгода?

Здесь уместно напомнить комментарии министра финансов А.Г. Силуанова в отношении принятых изменений. Он указал, что они предполагают сохранение условия налогообложения доходов для тех граждан, у которых не было возможности вернуться в Россию по объективным причинам (из командировки или отпуска, после учебы или лечения). Право признать себя резидентом означает недопущение ухудшения условий для граждан из-за сложившейся ситуации с коронавирусом.

То есть направленность новых правил очевидна – сохранить прежние условия для тех, кто не смог вернуться. Хотя ни из текста закона, ни из каких-либо разъясняющих писем контролирующих органов это не следует, и из буквального прочтения кажется, что эти правила действуют для всех.

Примечание редакции: 15 сентября на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой является ИД «Коммерсантъ», с докладом выступил заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач. Он упомянул о том, что поправками в Налоговый кодекс РФ предусмотрена «возможность учета срока, меньшего, чем было установлено ст. 207 НК РФ, если пребывание резидента на территории РФ сократилось по причинам, не зависящим от него. В 2020 г. мы будем учитывать эти обстоятельства для определения налогового резидентства». Также Дмитрий Вольвач напомнил о прошлогоднем законопроекте, который предусматривает изменение основного критерия определения налогового резидентства уже не как временную меру – срок пребывания в России для получения статуса налогового резидента РФ может быть сокращен до 90 дней. Но пока судьба законопроекта неясна. Выводы о развитии института налогового резидентства будут делаться на основании опыта, полученного в 2020 г. Кроме того, Дмитрий Вольвач напомнил о сервисе на сайте ФНС, который позволяет получить сертификат, подтверждающий статус налогового резидента РФ. По его словам, срок выдачи сертификатов сократился до 10 дней, но чаще его выдают и раньше.

Советы налогоплательщикам

Для тех, кто планирует воспользоваться нововведением, с учетом вышесказанного рекомендуем:

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Источник

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

Раньше и сейчас

В скором времени

183 дня в календарном году

90 дней в календарном году

Если дней меньше

Налоговую однозначно не интересует общемировой доход

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна

Кол-во дней в году

Какие критерии центра жизненных интересов применяются?

Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)

Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи

Гражданство; вид на жительство

Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)

Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи

Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР

Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.

Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*

Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование

ПМЖ (в собственности или арендованное)

182 (или 60, если за 4 года – более 365)

183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)

Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи

Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности

ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи

Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство

1 год (только для экспатов)

ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов

Гражданство; Наличие «грин-карты»

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Место жительства семьи и экономические связи

ПМЖ (в собственности или арендованное)

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tiebreaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

Остаются вопросы

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

Однозначных ответов пока нет.

Крат кие выводы

[1] Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@; от 13.11.2015 N ОА-3-17/4271@

[2] Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П

Источник

Правительство из-за пандемии сократило срок для налогового резидентства

90 дней для резидентства в 2021

Застрявшие за рубежом россияне останутся налогоплательщиками в России, даже если провели в стране менее 183 дней в год. Правительство одобрило соответствующие поправки в Налоговый кодекс, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов.

Из-за закрытия границ для сдерживания распространения коронавируса некоторые граждане не могли вернуться в Россию по объективным причинам — из командировки, отпуска, с учебы или после лечения, отметил министр.

Такие граждане получат право остаться налоговыми резидентами России, если срок их фактического пребывания в стране составит от 90 до 182 дней в течение 2020 года. «Это позволит им сохранить неизменным размер налоговой ставки по НДФЛ и не утратить право на применение налоговых вычетов», — сказал Силуанов. Для подтверждения статуса нужно будет подать заявление в налоговый орган.

90 дней для резидентства в 2021

В начале пандемии Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендовала странам изменить законодательство, чтобы изоляция не влияла на налоговое резидентство. Эти рекомендации, например, применили в Великобритании. Изначально Минфин не хотел идти на уступки, сообщал Forbes.

Ослабление правила 183 дней можно позволить застрявшим за рубежом по уважительным причинам россиянам избежать неприятных налоговых последствий в иностранной стране, пояснил РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров. Для бизнесменов, которые раньше, наоборот, покидали страну, чтобы не отчитываться об иностранных активах и платить налоги в России, «ничего не меняется», подчеркнул эксперт.

Утрата налогового резидентства России — одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению налогов. Многие предприниматели пользуются лазейкой, уезжая за рубеж, чтобы не отчитываться перед Федеральной налоговой службой (ФНС) об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли, отмечал ранее министр финансов Антон Силуанов.

Пандемия коронавируса могла заставить богатых россиян платить налоги в России, сообщал РБК. По данным Forbes, в России остались как минимум 50 бизнесменов из рейтинга 200 богатейших предпринимателей. Большинство из них решили переждать ограничения в Москве и Московской области.

Росавиация продлила запрет на международные полеты до 1 августа. Пока никаких решений об открытии границ России нет, подчеркивал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В июне премьер-министр России Михаил Мишустин частично снял ограничения на въезд и выезд из страны: только для ухода за родственниками за рубежом, лечения, работы или учебы.

Источник

Налоговое резидентство за 90 дней в России сделают добровольным

90 дней для резидентства в 2021

Базовым условием признания физического лица налоговым резидентом России останется фактическое нахождение в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, сообщил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Но по желанию налогоплательщика срок для признания налогового резидентства может быть сокращен до 90 дней, заявил он.

Тревоги бизнеса

В сентябре Минфин раскрыл в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2020–2022 годы, что рассматривает возможность сократить минимальный срок пребывания в стране для признания граждан налоговыми резидентами с 183 до 90 дней. То есть сейчас, если человек провел в стране, например, 100 дней из 365, он не считается налоговым резидентом (перестает им быть), а по предложенному новому критерию он бы автоматически становился налоговым резидентом.

Налоговый резидент России уплачивает подоходный налог со своих общемировых доходов, а не только с доходов, полученных в России.

Инициатива Минфина встревожила бизнес, так как от ужесточения критерия пострадали бы, например, россияне — владельцы зарубежных счетов, которые проводили в стране от 90 до 183 дней. Минфин готов отложить реформу резидентства, если ее не поддержит крупный бизнес, заявил Силуанов 9 октября.

Теперь чиновник сообщил, что срок 90 дней будет применяться добровольно, по желанию налогоплательщика. В прежних предложениях Минфина критерий добровольности отсутствовал.

Кому-то выгодно, кому-то нет

Есть разные категории физлиц: для одних сокращение срока для признания резидентом может быть выгодным, для других нет. Например, иностранные высококвалифицированные специалисты, которые приезжают в Россию, но проводят много времени и в других странах, могут быть заинтересованы в облегченном приобретении налогового резидентства, поскольку здесь одна из самых низких ставок подоходного налога в мире — 13%. Для сравнения, в Германии ставка — до 45%, во Франции — до 49% (и там, и там действует прогрессивная шкала).

Однако есть и категории, которым сокращение срока будет невыгодным. Если человек является налоговым резидентом страны (по ее объективным критериям), с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), то такое лицо при пребывании в России от 90 дней было бы вынуждено платить налог с мировых доходов в двух странах.

При наличии СИДН налоговый резидент России должен доказать другой стране, что именно в России находится его центр жизненных интересов, чтобы разрешить конфликт налоговых резидентств, либо получить взаимное согласие налоговых органов двух стран на то, чтобы считаться резидентом только России.

Источник

Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства

90 дней для резидентства в 2021

Предыстория и оценка критерия «90 дней пребывания в РФ»

В 2015 году ФНС России уже пыталась изменить критерии налогового резидентства граждан. Тогда инициатива не получила развития. В связи с глобальным трендом на деофшоризацию в ближайшее время могут быть введены более строгие критерии по определению налогового резидентства и последующего его налогообложения.

Сегодня физическому лицу достаточно находиться за пределами РФ более 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев, чтобы не быть налоговым резидентом РФ (согласно п. 2 ст. 207 НК РФ) и не отчитываться о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК), указанных в ст. 25.13 НК РФ. Таким образом, некоторые налогоплательщики минимизируют свои обязательства по КИК перед Федеральной налоговой службой (ФНС).

Новая инициатива по признанию физлица налоговым резидентом РФ подразумевает уменьшение количества дней пребывания в России до 90 и введение нового критерия – «центр жизненных интересов». Это затронет не только вопросы НДФЛ физлица, но и его зарубежные активы. Иностранные юридические лица, которыми владеет это физическое лицо, будут автоматически признаны КИК, и, следовательно, увеличится совокупная административная и фискальная нагрузка. Именно поэтому вопросы налогового резидентства необходимо рассматривать в контексте международных норм и законодательства о КИК.

Предыстория и оценка критерия «центр жизненных интересов»

Сама возможность определить резидентство с помощью критерия «центр жизненных интересов» указана в Постановлении Правительства РФ от 24.02.2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), но не содержится в НК РФ. Сейчас критерий «центр жизненных интересов» используется для признания налоговым резидентом в тех случаях, когда физлицо соответствует условиям налогового резидентства в двух государствах одновременно (т. е. имеет место жительства и проживает примерно равное количество дней в обеих странах). Такие принципы определения налогового резидентства применяются в Италии, Румынии, Франции, Англии, Китае и других странах. В этих юрисдикциях для определения данного критерия особенно важны семейные и социальные отношения физлица, его профессиональная, культурная или иная деятельность, место самой предпринимательской деятельности, а также место, откуда ею управляют.

Очевидно, что семья как центр жизненных интересов физлица может легко поменять территорию пребывания. Например, в зависимости от комфорта проживания и налогообложения в стране. А вот основной источник доходов чаще всего не обладает такой мобильностью. С точки зрения наиболее эффективного налогообложения фундаментальным фактором становится именно страна происхождения доходов – место, где осуществляется основная предпринимательская деятельность. Поэтому юрисдикция этого центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства бенефициара.

«Хитрить» при выборе удобного с точки зрения налогообложения центра жизненных интересов и игнорировать при этом законы государства, в котором находится основной источник доходов, может быть крайне опасно. Согласно данным ОЭСР, на 1 июня 2019 года в рамках автоматического обмена налоговой информацией (CRS) банки более 90 стран передали фискальным органам данные о 47 млн счетов физических лиц с €4,9 трлн и всю имеющуюся информацию об источниках происхождения денежных средств. А в случае непредоставления налоговой службе физическим лицом информации о своих зарубежных счетах контролирующие органы без труда смогут получить данные сведения при взаимодействии с коллегами из других государств.

Последствия правил «90 дней» и «центра жизненных интересов»

Предположим, что физическое лицо – фактический получатель дохода (ФПД) – является налоговым резидентом Кипра и проживает там более 183 дней в году. Сейчас он создает кипрскую компанию с реальным экономическим присутствием, которая владеет в России прибыльным дочерним обществом. При этом управление российской компанией и контроль за ней осуществляются строго через кипрскую компанию с соблюдением корпоративной иерархии, положений и преференций СОИДН. Тем не менее специфика этого бизнеса требует личного присутствия в России от трех до пяти месяцев в году. По действующему законодательству указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ и, следовательно:

Так, по обозначенным операциям риски признания резидентом РФ и инкриминирования необоснованной налоговой выгоды минимальны при условии, что соблюдены все требования текущего законодательства.

Однако в случае вступления в силу новых критериев в рассматриваемом примере у владельца бизнеса возникает риск признания его налоговым резидентом РФ. При реализации такого риска его зарубежная компания соответствует пп. 2 п. 1 ст. 25.13 НК РФ и управляется резидентом РФ, а ему следует применить ставку налогообложения 13% в отношении распределения дивидендов (вместо 5% в рамках СОИДН), задекларировать КИК и проверить все зарубежные транзакции на предмет соответствия валютному законодательству РФ.

Дополнительно к возросшей фискальной нагрузке в случае правонарушений возникнут штрафные санкции и риски доначисления:

Теперь рассмотрим эту историю в цифрах. Например, сейчас российская дочерняя компания при перечислении 100 млн руб. дивидендов в пользу материнской компании на Кипр, владелец которой бывает в России около 100 дней в году, заплатит налог в размере 5 млн руб. А в случае принятия новых правил налоговые издержки по такой операции составят 13 млн руб. Кроме того, собственнику необходимо будет отчитываться обо всех зарубежных компаниях (КИК) и транзакциях перед ФНС России. Также возможен штраф до 100% от суммы операций, совершенных не через уполномоченный банк при дальнейшем движении денежных средств из Кипра в другую страну, и другие вариации фискальных последствий, это зависит от конкретных обстоятельств.

В итоге даже прозрачная на сегодняшний день структура и модель ведения бизнеса нерезидентом на территории России после нововведений становится рискованной и противоправной.

Таким образом, небольшие изменения критериев признания физического лица налоговым резидентом могут в несколько раз увеличить фискальную нагрузку на всю корпоративную структуру с иностранным элементом, а не только на персональный доход этого лица.

Если основное внимание будет уделено именно «источнику доходов», то грядущая новелла российского налогового права о «центре жизненных интересов» может быть весьма эффективной для достижения основных целей: предотвращения оттока капитала и полного налогообложения доходов у источника выплат, полученных в России. Судебная практика в рамках концепции фактического получателя доходов может приобрести новое развитие.

В целом данная норма четко разделит владельцев российских активов на отечественных и иностранных бенефициаров, которые очень редко бывают в России.

Если бизнес требует регулярного личного присутствия бенефициара на территории РФ и он не планирует инвестировать за рубеж, то будет целесообразным признать себя резидентом РФ и соблюдать требования российского законодательства в полной мере, а также распределять дивиденды по полной ставке НК РФ и тем самым минимизировать риски фискальных санкций. Если же фактический получатель дохода преследует цель выхода на международный рынок с проживанием за пределами РФ, а российский бизнес способен эффективно существовать и не нуждается в его постоянном присутствии, то полный переезд в другую комфортную юрисдикцию становится эффективным и низкорискованным решением с точки зрения налогообложения.

Владельцам бизнеса для исключения фискальной или даже уголовной ответственности за свои действия, совершенные чаще всего по неосторожности, необходимо своевременно понять персональные цели и цели компании в долгосрочной перспективе и реорганизовывать корпоративную структуру в соответствии с ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *