85 лет со дня основания союзмультфильм
Союз с мультфильмом: главной анимационной студии исполнилось 85 лет
«Союзмультфильм» появился 85 лет назад. Тогда полукустарные мастерские объединились в одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. За эти годы были сняты тысячи мультфильмов, составивших славу отечественной анимации. «Известия» выбрали десять популярных и знаковых из них, без которых нельзя представить нашу культуру.
«Снежная королева» (1957)
Лев Атаманов, выпускник мастерской Льва Кулешова, случайно попал в анимацию еще в 1920-е годы — и остался в ней навсегда. После войны режиссер стал работать на «Союзмультфильме», где снял свои лучшие ленты. Из них в первую очередь приходит на ум полнометражная «Снежная королева» — один из первых настоящих хитов советской анимации.
«Золотой фонд» студии стал пополняться еще в 1930-е годы, первые международные награды она получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.
Автор типажей — художник Леонид Шварцман, которому в этом августе исполнится 101 год. Часть персонажей оживили методом «эклера» (артистов снимали вживую, а потом покадрово обводили их движения — технологию назвали в честь фирмы станка), но сказочник Оле Лукойе родился под пером мультипликатора Федора Хитрука.
«Шайбу! Шайбу!» (1964)
Борис Дежкин — один из первых мультипликаторов (одушевителей) и один из лучших за всю историю. В годы войны он потерял левый глаз, но успешно проработал художником еще полвека. Дежкин пришел в профессию, когда буквально всех аниматоров заворожил диснеевский трюковой фильм, но ему быстро удалось выработать собственную, легко узнаваемую манеру.
В рамках чужих замыслов Дежкину было тесно, поэтому вскоре он сам стал режиссером, а коронным жанром выбрал спортивные комедии с обаятельными плохишами — клоунский нос, улыбка до ушей, прыгающая походка. Раз увидев, забыть их невозможно. Маски с дежкинскими негодяями, например, носят злодеи из недавнего «Майора Грома».
Наверное, самый известный фильм этой серии — хоккейный «боевик» «Шайбу! Шайбу!». Всего Дежкин сделал с десяток спортивных фильмов, но работал и в других жанрах. Среди прочего, ставил и сказки («Чиполлино»).
«Крокодил Гена» (1969)
С 1954 года заработало кукольное объединение, а на 1960–1970-е годы пришелся расцвет объемной анимации. Считается, что дети кукольные мультфильмы не любят — но, как правило, речь идет о более поздних годах и производстве других студий. Такие картины «Союзмультфильма», как «Кто сказал мяу?», «Я жду птенца», «Клубок» и, конечно, же «Варежка» отлично смотрятся и сегодня.
Наибольший успех — причем, мгновенный — кукольной мультипликации принесла серия про Чебурашку и Крокодила Гену от создателей «Варежки», режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанная на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.
«Винни-Пух» (1969)
Кажется, секрет, куда идут Винни с Пятачком, все дети нашей страны будут знать всегда. Федор Хитрук, выдающийся мультипликатор, пришел в режиссуру довольно поздно, в 44 года, но ворвался громко — мультдетектив «История одного преступления» (1962) считается вехой в истории студии и всей советской анимации. Стало понятно, что мультфильмы могут быть разными, и необязательно детскими и просто развлекательными.
Любимый жанр Хитрука — философская притча, но наибольшую зрительскую любовь ему принесли два других фильма: ироничная комедия про кинематографическую кухню «Фильм, фильм, фильм» и сериал про мишку-философа Винни-Пуха по мотивам сказки Алана Милна. Художниками цикла стали Владимир Зуйков, ушедший от нас в феврале этого года, и Эдуард Назаров, будущий автор хита «Жил-был пес».
«Веселая карусель» (1969)
Свои фильмы 1960-х годов Хитрук создавал вместе с группой единомышленников. Начиная с самого раннего этапа активное участие в работе принимали мультипликаторы — и это была новация: обычно их привлекали на этапе производства, когда основной творческий процесс был позади. В конце 1960-х этот костяк талантливых мультипликаторов продавил идею сборника миниатюр, где они могли бы проявить себя как абсолютные авторы — сценаристы, режиссеры, художники, мультипликаторы. Так началась история альманаха «Веселая карусель», ставшего полигоном для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров.
Именно здесь появились знаменитые новеллы про Антошку, «На лугу пасется ко…», «Мы делили апельсин» и многие другие хиты нашего детства. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров, от «Шкатулки с секретом» до «Полигона». Выпуски «Веселой карусели» выходят до сих пор, в них дебютируют новые и новые поколения авторов.
«Ну, погоди!» (1969)
В первом же выпуске «Веселой карусели» появились и главные персонажи отечественной анимации — Волк и Заяц. Их придумали популярные молодые сатирики Аркадий Хайт, Александр Курляндский и Феликс Камов. Правда, выглядела знаменитая парочка несколько иначе — режиссер и художник Геннадий Сокольский (впоследствии он снимет «Пингвиненка Лоло») нарисовал их в более авангардном ключе — в духе загребской школы анимации.
Дирекция быстро разглядела потенциал в персонажах и передала сериал в руки более опытного режиссера и мультипликатора, ученика Дежкина Вячеслава Котеночкина. Именно он вместе с художником Светозаром Русаковым и запустил всем известную серию, придав Волку и Зайцу чуть более «народный», диснеевский облик. Классическая серия продержалась 20 лет и 16 выпусков — абсолютный рекорд «Союзмультфильма».
«Ежик в тумане» (1975)
Как Хитрук и многие другие режиссеры, Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Став режиссером, он, как и его коллеги по «Веселой карусели», в своих фильмах стремился к «рукодельному» творчеству — большинство функций он выполняет самостоятельно, и даже «под себя» усовершенствовал мультстанок. В то же время его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены.
«Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира. По результатам многочисленных международных опросов эта философская и глубоко личная сказка делит одно из первых мест среди лучших анимационных фильмов из всех когда-либо созданных. Причем нередко она пропускает вперед четвертый фильм Норштейна — «Сказку сказок».
«Трое из Простоквашино» (1978)
Главные сериалы советской анимации были сняты друг за другом в довольно короткий промежуток времени — на рубеже 1960–1970-х годов. Кроме упомянутых циклов про Чебурашку, Винни-Пуха и «Ну, погоди!», это две части про Малыша и Карлсона, а также дилогия «Бременских музыкантов». Чуть позднее студия выпустила еще один бессмертный хит — и снова по мотивам сказок Эдуарда Успенского.
Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.
Среди других сериалов позднего СССР также стоит отметить «38 попугаев», «Котенка Гав», «Мартышек» и «Блудного попугая».
«Жил-был пес» (1982)
Эдуард Назаров как режиссер тоже начал с «Веселой карусели» — для разных выпусков альманаха он снял две миниатюры (в том числе про принцессу и погоду, которые были прекрасные и ужасные попеременно). Но безусловный и ошеломляющий успех ему принесла вторая «полнометражная» десятиминутка «Жил-был пес» по мотивам украинской сказки.
Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».
«Очень одинокий петух» (2015)
Современный «Союзмульфильм» снова стал фабрикой и ежегодно выпускает анимационных минут больше, чем когда-либо. Среди его сериалов есть как перезапуски классических мультфильмов («Простоквашино», готовится «Ну, погоди!»), так и оригинальные проекты — вроде «Оранжевой коровы» или «Пластилинок».
Выпускает студия и авторскую анимацию, которая собирает призы на многих фестивалях. Из них трудно выбрать лучшую, поэтому пусть будет самая необычная — абсурдистский аттракцион Леонида Шмелькова про глупого и одинокого петуха.
Мульти-пульти. «Союзмультфильм» празднует 85-летие
Сегодня, 10 июня, исполнилось 85 лет со дня основания киностудии «Союздетмультфильм», которая стала известна всему миру как «Союзмультфильм». На студии за десятки лет были созданы шедевры советской мультипликации от «Ну, Погоди!» и «Кота Леопольда» до «Снежной Королевы» и «Простоквашино». Российская анимация пользуется успехом во многих странах мира, а картины «Маша и Медведь» и «Смешарики» давно стали интернациональными. Пандемия не ухудшила ситуацию в анимации, и эксперты прогнозируют рост рынка.
Аналогичный успех ждал и еще один анимационный продукт российского производства, детский мультсериал «Смешарики» анимационной студии «Петербург». Приключения забавных круглых героев, которые не только попадают в смешные ситуации, но и помогают малышам извлечь из них полезные уроки, приобрели поклонников, как в России, так и в других странах.
Еще одним подобным успехом можно назвать историю анимационного фильма «Три кота», выпущенного на созданной еще в «лихие 1990-е» студии «Метрафильмс». Историю о семействе котов и «одной кошечке» приобрел для показа в США американский телеканал Nick Junior, подразделение американского анимационного телеканала Nickelodeon, что дало возможность посмотреть его зрителям в 170 странах мира.
«Чиполлино» от Билла Мюррея
Популярностью у международной аудитории пользовался и мультфильм, «Чебурашка», который обрел бешеную популярность в Японии. В 2013 году японский режиссер Макото Накамура снял мультфильм «Чебурашка и цирк», который был выполнен в стилистике оригинального мультфильма режиссера Романа Качанова.
«Союзмульфильм»: запахи и звуки от «Сбербанка»
Сегодняшний «Союзмульфильм» празднует свое 85-летие выпуском парфюмерной коллекции с запахом популярных советских мультфильмов. Однако Атаманова, проработавшая художником на студии десятки лет, с грустью вспоминает «запахи» прежнего «Союзмультфильма»: «Даже многие фильмы того времени, которые тогда казались проходными, сделаны отлично. Сейчас мы видим много неудачных «ремейков» советских анимационных фильмов, но они не идут в сравнение с предыдущими, хотя сегодня немало талантливых ребят. Уходит зерно мультипликатора-творца, людей со своими лицом, почерком».
Советское наследие: права от продажи шедевров советской классики по-прежнему приносят студии 20% доходов, 80% выручки дают лицензионные сборы, рассказывала в 2018 году в интервью РБК председатель правления компании Юлиана Слащева. По ее словам, после прихода на студию новой команды главным ее делом стало возвращение прав. До этого, как отмечала Слащева, «Союзмультфильм» «разбазаривал права на своих персонажей направо и налево, часто за копейки».
В июле 2020 года владельцем 80% студии стал «Сбербанк». Компания заявила, что совместное предприятие с банком, в которое на первом этапе инвестируют более 1 миллиарда рублей будет выпускать не только мультфильмы, но и художественные фильмы. Таким образом из старого доброго «Союзмультфильма» планируется сделать нечто вроде студии Disney, которая выпускает как анимационное, так и художественное кино.
После успеха в России таких западных мультфильмов для более взрослой аудитории, как «Гриффины» и «Симпсоны», российский телеканал «2X2» стал снимать собственные анимационные фильмы, которые также обрели культовый статус у поклонников. В ноябре 2016 года канал даже открыл собственную студию, где снимают такие популярные мультсериалы «для взрослых», как «Подозрительная сова», «Осторожно, Земляне» и другие. У студии есть даже собственная школа, где желающих учат снимать мультики.
Елизавета Стратилатова, одна из авторов популярного мультсериала «Бандитский Петербургер», рассказывает Finam, что попала в команду создателей анимации на канал «2X2» совершенно случайно: «Появилось предложение, сделала тестовое задание и меня взяли, а заинтересовалась потому, что все фантазии у тебя в голове можно спокойно перенести на бумагу, а потом из этого делается мульт. И если ты поймешь сегодняшний мир, то идея твоя взорвет его. Ты смотришь на это и опять становишься ребенком, но уже в старом теле».
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
«Союзмультфильм» появился 85 лет назад, 10 июня 1936 года, при объединении мастерских «Межрабпромфильм» и «Мосфильм», которые в итоге образовали одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. За десятилетия были созданы более 1,5 тысячи мультфильмов, некоторые из которых вошли в золотой фонд анимации.
Газета «Известия» выбрала десять популярных и знаковых из них, без которых нельзя представить культуру России и всего мира.
1. «Снежная королева» (1957)
Мультфильм Льва Атаманова стал одним из первых хитов советской анимации. Первые международные награды полнометражная лента получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.
2. «Шайбу! Шайбу!» (1964)
3. «Крокодил Гена» (1969)
Анимационная лента, получившая самый большой успех у зрителей, несмотря на то, что дети не очень любят кукольные мультфильмы. Мультфильм режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанный на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.
4. «Винни-Пух» (1969)
Федор Хитрук, создавший мультфильм, сделал так, что все дети знают, куда идут Винни-Пух с Пятачком. Лента снята по мотивам всемирно известной сказки Алана Милна.
5. «Веселая карусель» (1969)
Альманах «Веселая карусель» стал своеобразным мультполигоном для для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров.
6. «Ну, погоди!» (1969)
Главных персонажей отечественной анимации Волка и Зайца придумали популярные молодые сатирики Аркадий Хайт, Александр Курляндский и Феликс Камов, но развивать главных героев отдали Вячеславу Котеночкину. Именно он вместе с художником Светозаром Русаковым и запустил всем известную серию, придав Волку и Зайцу чуть более «народный», диснеевский облик. Классическая серия продержалась 20 лет и 16 выпусков — абсолютный рекорд «Союзмультфильма».
7. «Ежик в тумане» (1975)
Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены. «Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира.
8. «Трое из Простоквашино» (1978)
Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.
9. «Жил-был пес» (1982)
Мультфильм принес режиссеру Эдуару Назарову безусловный и ошеломляющий успех. Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».
10. «Очень одинокий петух» (2015)
Современный «Союзмульфильм» снова стал фабрикой и ежегодно выпускает анимационных минут больше, чем когда-либо. Выпускает студия и авторскую анимацию, которая собирает призы на многих фестивалях. Из них трудно выбрать лучшую, поэтому пусть будет самая необычная — абсурдистский аттракцион Леонида Шмелькова про глупого и одинокого петуха.
«Картины «золотой коллекции» «Союзмультфильма» стали неотъемлемой частью культурного наследия нашей страны: невероятно добрые, глубокие, наполненные мудростью, эти сюжеты и в наши дни не теряют своей актуальности, – отметила министр культуры России Ольга Любимова. – И спустя 85 лет после своего основания киностудия продолжает традиции классической анимации».
Фабрика мультипликаторов: студии «Союзмультфильм» исполнилось 85 лет
Причем, при создании советских мультиков сначала всегда записывали звук, а затем садились отрисовывать. Вот так, например, выглядел кабинет мультипликатора: на стене развешены сценарии и раскадровки, у окна сушатся целлулоиды, это, кстати, оригинал, и от времени они вообще не выцветают. А за этим столом происходит магия создания мультфильма. И здесь две интересных детали. Первая – у каждого стула есть удлиненные ножки, так художники сами регулировали себе высоту. И второе – и это самое интересное – у каждого стола – зеркало, в которое мультипликатор периодически что-то говорил, менял выражение лица, чтобы скопировать собственную мимику и наделить ей персонажа. Так что каждый герой мультфильма – это автопортрет мультипликатора.
Кирилл Поликарпов по прозвищу Мультик рисовал и того самого Волка из «Ну, погоди!», и непоседливых обезьянок, и попугая Кешу. Даже сам чем-то на него похож – он весь в розовом и желтых очках.
«На что это было похоже – достаточно посмотреть «Фильм, фильм, фильм». Вот там очень хорошо показано. Мне кажется, Федор Саныч передал атмосферу киностудии «Союзмультфильм». Это был такой невероятный движ!» – говорит художник-мультипликатор Кирилл Поликарпов.
Сегодня на «Союзмультфильме» уже в новом здании тоже атмосфера максимально творческая. Только вместо красок и целлулоидов – передовые технологии.
Это называется Motion capture – захват движения. Сокращенно – мокап. В Голливуде у актера, обвешанного такими же датчиками, был бы огромный поролоновый нос и хвост. Там не умеют «мокапить» непропорциональных персонажей. Здесь же по случаю недавнего юбилея «Известий» даже вдохнули жизнь в газету.
«Она реагировала, удивлялась, пугалась, бегала, как обыкновенный живой мультипликационный персонаж – только газета», – объясняет руководитель отдела по захвату движения «Союзмультфильм» Сергей Лобанков.
В 2017 году «Союзмультфильм» совершил перерождение. В новом здании запустились десятки новых проектов. Спросите у своих детей: они точно уже знают, кто такие «оранжевая корова» и «зебра в клеточку». Но есть и незабытые старые. Вот – рисуют новый сезон «Простоквашино».
Дорогие друзья, настоящий эксклюзив. В эфире нашего канала можно сейчас увидеть, можно сказать, премьеру одной из сцен еще не вышедшего эпизода обновленного «Простоквашино». Хронометраж – 2 секунды! Его рисовали 4 дня.
«Здесь уже есть готовый персонаж. Он разрезан на разные части – ручки, ножки, ушки и все прочее – и мы выставляем позы персонажа, двигая за вот такие контроллеры», – показывает художник-аниматор Карина Ахметгареева.
На «Союзмультфильме» делают не только массовые, коммерческие мультфильмы, но и авторские. И в этих студиях все по старинке. Сначала куклы выставляются на макет в нужных позах. Делается снимок. После их положение чуть-чуть меняется. Фотографируют еще раз. При быстрой прокрутке эти фотографии складываются в анимированную сцену. 16 секунд – это 400 кадров. 4 дня работы.
Работа мультипликатора и тогда, и сейчас – это сложнейший кропотливый труд, который под силу только тем, кто очень любит мультфильмы. И здесь, в день 85-летия студии 25-летние художники этой работой поглощены и увлечены. Все для того, чтобы сказать спасибо «Союзмультфильму» могли не только мы за наше счастливое детство, но и чтобы нашим детям сегодня было что посмотреть.
Фабрика детских грез: 85 лет студии «Союзмультфильм»
Датой основания легендарной отечественной киностудии считается 10 июня 1936 года. За свою историю «Союзмультфильм» (раньше «Союздетмультфильм») пережил расцвет, упадок и возрождение, и сегодня остается одной из крупнейших анимационных фабрик в мире.
Считается, что решение о создании анимационной студии исходило лично от И. Сталина — ему нравились диснеевские мультфильмы. Изначально «Союзмультфильм» размещался в помещениях храмов Николая Чудотворца в Новой слободе и Спаса Преображения. Уже в первые годы студия выпустила ряд хитов — «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Дядю Стёпу» и «Муху-Цокотуха» Владимира Сутеева. В годы войны художники переключились на рисование агитплакатов и шаржей.
С первой половины 50-х и до начала 90-х «Союзмультфильм» переживал свой «золотой век». В это время вышли любимые всеми «Винни-пух и все-все-все», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», «Жил был пес», «Летучий корабль», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Крокодил Гена», «Чебурашка». За все время существования киностудия выпустила более 1500 мультипликационных фильмов — рисованных, кукольных, пластилиновых — многие из которых стали классикой мировой анимации. В музее «Союзмультфильма» — более 400 наград международных конкурсов.
Свое 85-летие киностудия отметит большим джазовым концертом в зале «Зарядье», в котором прозвучит музыка из самых популярных мультфильмов.
К юбилею киностудии «Союзмультфильм» на телеканале «Россия-Культура» транслировались документальные фильмы о корифеях отечественной анимации Владимире Сутееве, Иване Иванове-Вано, Эдуарде Назарове. 10 июня, в день рождения знаменитой студии в 17:15 смотрите последний фильм из этого цикла — о создателе «Чебурашки» Романе Качанове.