8 февраля день российской науки мероприятие в библиотеке

Библиотечный урок «День российской науки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель: познакомить учащихся с историей праздника и с профессиями, которым посвящен этот праздник. Расширить знания о значение науки и научного прогресса в современных условиях.

8 февраля в Российской Федерации отмечается День науки. Этот праздник учрежден указом Президента РФ от 07.06.1999 года № 717 и приурочен образованию Российской академии наук императором Петром 1 08.02.1724 года. Это профессиональный праздник ученых.

Традиция праздника в России такова: поздравляют научных сотрудников с профессиональным праздником, вручают дипломы, присваивают звания. В Кремлевском дворце происходит церемония награждения ученых за выдающиеся достижения. Министерство образования и науки выделяет гранты для проведения исследовательских работ.

В этот день устраиваются научные семинары, конференции. В учебных заведениях проходят викторины.

Научно-исследовательские институты проводят дни открытых дверей, встречи с учеными. Показывают по телевидению новые достижения ученых и их открытия.

Дети подготовили стихотворения к празднику.

Сегодня особенный праздник,

Науку прославить пора.

Хотим мы ученых поздравить

И громкое крикнуть «»Ура!»

Труды ученых не напрасны,

Важны законы и открытия.

Изобретений много разных,

И знаменательных событий.

Давно наука появилась, В Древней Греции еще.

Веками знания копились,

Познать пытаясь бытие.

Ученые, вы- наша сила,

И мы поздравляем вас всех!

Пусть в жизни легко и красиво

К вам слава придет и успех!

В разные эпохи Россия подарила миру много разных ученых.

(Библиотекарь предлагает детям назвать ученых, которых они знают)

Михаил Васильевич Ломоносов – простой деревенский мальчик, который пришел из Петербурга в Москву. Он стал одним из самых выдающихся ученых, основавший Московский университет и сделавший много открытий.

Дмитрий Иванович Менделеев создавший таблицу химических элементов.

Русская ученая Софья Ковалевская (1850-1891) стала первой в мире женщиной- профессором математики.

И выдающиеся ученые 20 столетия: Академик Иван Петрович Павлов,

Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев, Петр Капица, Игорь Курчатов и много других ученых наших соотечественников.

( Дети зачитывают подготовленные заметки об ученых)

Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации.

Россия стала первым государством, где разработано учение о биосфере, введена в эксплуатацию первая атомная станция, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли. Российские физики ядерного центра в Саратове в 1990 годы под руководством Александра Павловского разработали метод получения рекордно-мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле.

Последнее крупное географическое открытие на Земле – обнаружение последнего озера Восток в Антарктиде.

Сибирские археологи обнаружили новый, третий по счету вид человеческих существ. Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре- одну из семи «задач тысячелетия» из списка Математического института Клэя. Это всего лишь небольшая часть открытий российской науки.

Многие наши научные достижения стали мировыми открытиями, определив будущее человечества. Ведь именно наука является фундаментом прогресса, мощным толчком преобразований во всех сферах жизни.

(Стихотворения читают учащиеся)

В суетном мире, сквозь пространство, годы,

Для человечества другого нет пути:

Секреты отнимать и тайны у природы,

Искать, учиться и вперед идти!

Пусть вам, светилам, русским интеллектам,

Поможет Бог, а средствами страна.

Здоровья вашим умным серым клеткам,

И чтоб любовь спрягала ваши имена.

Библиотекарь. Российская академия наук – это целый город разбросанный по разным просторам большой России. В Российской академии наук 3 региональных отделения. 15 больших научных центров. Российская академия наук включает в себя 9 направлений в зависимости от сферы изучения. Они расположены в Москве.

Во всем мире ученые делают все новые и новые открытия.

В 2016 году ученые обнаружили в человеческом теле новый орган- брыжейку. Он находится в пищеварительной системе.

Американский ученый физик Д.Нельсон из университета штата Аризона отметил, что количество разновидностей снежинок определяется числом с 768 нулями. Идентичных снежинок в природе не существует.

Британские ученые назвали основную проблему мировой науки – это отсутствие перевода всех исследований на английский язык.

Открытий много вами сделано,

Ваш вклад в прогресс неоценим,

И сколько областей неведомых

Еще освоить предстоит!

Луций Сенека две тысячи лет назад говорил: «Природа не раскрывает тайны раз и навсегда». Много тайн предстоит ученым всего мира открыть. Может среди вас тоже будут те, кто сделает свое открытие. Главное правильно выбрать путь.

Источник

Познавательный час «Да здравствует российская наука!» 0+

8 февраля день российской науки мероприятие в библиотеке5 февраля в Пьяновской сельской библиотеке для юных читателей прошёл познавательный час «Да здравствует российская наука», посвящённый Дню российской науки.

8 февраля отмечается День российской науки В преддверии этого замечательного праздника и в рамках Года науки и технологий в России, Дятлова Г.Б., заведующая Пьяновской сельской библиотекой, провела познавательный час «Да здравствует российская наука!»

Заведующая библиотекой рассказала собравшимся об огромном пути, пройденном российской наукой, которая всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий. С помощью презентации юные читатели познакомились с выдающимися учеными, внесшими большой вклад в развитие российской науки: М.В. Ломоносовым, И.П. Павловым, Д.И. Менделеевым, Э.К. Циолковским, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатовым, А.П. Александровым, С.П. Королевым. Ребята узнали о том, что благодаря их открытиям, Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиацию и космонавтику, периодическую систему химических элементов, фотосинтез, лазеры и многое другое — все это придумали российские ученые.

Присутствующие приняли активное участие в эрудит – викторине «Хочу все знать», а также познакомились с выставкой — «О сколько нам открытий чудных…»

Дятлова Г.Б., заведующая Пьяновской сельской библиотекой.

Источник

Сценарий мероприятия, посвященного Дню российской науки

Вступление:

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»

Антон Павлович Чехов

Ведущий: Вот уже 16-й год подряд мы отмечаем День Российской науки. Если мы обратимся к истокам празднования Дня науки, то узнаем, что он берет свое начало от 8 февраля 1724 года, когда Петром I был подписан об образовании Российской Академии Наук.
Так что же такое наука?
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден.
День науки – это, прежде всего, возможность рассказать о старых и новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – яркий, радостный и незабываемый.
Сегодня я вам расскажу о знаменитых Российских ученых, и ученых, чье имя связано с Воронежским краем. А так же, об уникальном изобретении, которое, как оказалось, изобрели тоже в России. Слушайте внимательно, т.к. в конце нас с вами ждет увлекательная викторина «Хочу всё знать».
Первый человек, о котором мне хотелось бы рассказать – это Дмитрий Иванович Менделеев. Создал периодическую систему химических элементов. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. Вот как она выглядит (Просмотр слайда). Давайте посмотрим коротенький сюжет, где нам подробнее расскажут о трудах Дмитрия Ивановича Менделеева.

Идет просмотр видеофильма о Д.И.Менделееве (5 мин.)

Вопрос к обучающимся:

– Так в каких же областях науки работал Дмитрий Иванович Менделеев?
Ответы обучающихся: физика, химия, астрология и т.д.
– Каким ребенком в семье был по счету Дмитрий Иванович?
Ответы обучающихся:17-м.
– А сколько у самого Менделеева было детей?
Ответы обучающихся: 7.

Ведущий: Ребята, всем известно, что всякое вещество состоит из мельчайших частиц. Одна из таких частиц – это атом. Атом состоит из маленького, но очень тяжелого ядра, расположенного в центре, и электронов, движущихся вокруг этого ядра. Давайте попробуем представить, как может выглядеть атом, а потом сравним с существующими его моделями.

Обучающиеся на листах формата А-4 рисуют свое представление об атоме.

Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как же выглядит настоящий атом. (Показ изображения с объяснением, где находится ядро и электроны).
В науке были сделаны и другие важные открытия. Например, русский ученый М.В. Ломоносов. Он стал известен тем, что сделал множество открытий в различных областях наук. Ученый-энциклопедист, астроном, геолог, физик, химик и основатель Московского Университета.

Просмотр видео фильма о М.В.Ломоносове. (5 мин)

Хотелось бы добавить, что помимо тех трудов, которые мы увидели в фильме, он сделал еще множество открытий. Думал о связи электричества и света, создал новый тип отражательного стекла для телескопа, первым из ученых разгадал, что поверхность солнца представляет собой бушующую бурю и многое другое.

Вопрос к обучающимся:

– Так в каких же областях науки трудился М.В. Ломоносов?
Ответы обучающихся: физика, химия, риторика, стихосложение, геология и т.д.

Ведущий: Еще один замечательный, известный ученый – это Попов Александр Степанович. Русский физик, электромеханик, профессор, изобретатель, почетный инженер-электрик. Деятельность его заключалась в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. В 1899 году он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Первая радиограмма, переданная Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 года, содержание – приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ и 27 рыбаков было спасены. Но всем Александр Попов более известен как человек, который изобрел радио.
В России 19 век богат открытиями в области электротехники. И самое удивительное изобретение, которым мы пользуемся по сей день – это персональный компьютер.

Вопрос к обучающимся:
– Скажите, пожалуйста, знаете ли вы какие-нибудь факты о том, кто изобрел это изобретение?
Ответы обучающихся: да/нет.

Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем. В авторском свидетельстве №383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель. Но на промышленный образец денег не дали. Изобретателя попросили немного подождать. И он подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «Велосипед».
Имена многих известных ученых и просто удивительных людей связаны с Воронежской землей. Например, человек имя которого носит одна из школ г.Воронежа. Николай Геннадьевич Басов. Родился в деревне Усмань (Тамбовская область). В 1927 году с семьей переезжает в Воронеж. В 1941 г Басов окончил Воронежскую школу №13 (ныне гимн.им.Басова, гл. корпус), после школы прошел подготовку на ассистента врача в Куйбышевской военной медицинской академии. В 1943 году он ушел на фронт. После войны Басов отучился в МИФИ, защитил диплом, затем кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Благодаря его исследованиям и двух других ученых (Прохоров и Таунс) в области квантовой радиофизики, был изобретен Лазер. За фундаментальную работу в области квантовой электронике был награжден, совместно со своим науч.руком (Прохоровым) Ленинской премией в 1959 году, а затем и стал Лауреатом Нобелевской премии в 1964 году.
Помимо выдающихся ученых, в Воронеже проживали и просто удивительные люди. Первый человек, о котором хотелось бы рассказать – это Виктор Иванович Пивоваров. Воронежский конструктор-любитель, который совершил полет на самолете собственной конструкции. А самолет, кстати, он собрал сам в собственном гараже.
И, второй человек, – это абсолютный мировой рекордсмен, чье имя и рекорды вписаны в Книгу Рекордов Гиннесса. Юрий Иванович Баранов, он совершил 17.000 тысяч прыжков с парашютом. Более чем 40.000 тысяч километров, т.е, как длину земного экватора, он пролетел под куполом парашюта в небе.
Каждый человек должен обладать научными знаниями. С возрастом они значительно пополняются новыми фактами. А теперь давайте проверим на сколько вы хорошо обладаете знаниями в разных областях науки.

Викторина «Хочу всё знать!»

(Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в письменной или устной форме)

Ведущий: Ребята, вы наверняка знаете, чтобы присвоить себе изобретение его надо запатентовать, т.е. заполнить определенную форму, которая будет удостоверять то, что это изобретение действительно ваше и придумали его именно вы. (Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, либо промышленного образца).
Давайте представим, что мы с вами ученые, и нам надо придумать свое собственное изобретение, а потом запатентовать его.

Обучающимся раздается патент за изобретение (форму патента педагог разрабатывает произвольно), который надо будет заполнить. Дается 15 минут.

Рефлексия

Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Это праздник для ученых и всех нас.

Список источников и литературы:

Источник

Методические рекомендации «День российской науки (8 февраля)»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Автономное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области

«Региональный центр дополнительного образования детей»

Методические рекомендации

День российской науки (8 февраля)

Арапова Ольга Александровна, методист

АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей»

Аннотация

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической поддержки педагогическим работникам в организации и проведении тематических занятий, посвященных Дню российской науки.

8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, который учрежден Указом Президента Российской Федерации в 1999 году. В Указе говорится, что праздник был установлен, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук». Этот день был выбран не случайно.

8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года император Петр I Великий подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. Сегодня Российская академия наук (РАН) – высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук.

В структуру Академии наук входят региональные отделения Академии, региональные научные центры и представительства. Академия включает 13 отделений РАН (по областям и направлениям науки) и 3 региональных отделения РАН. При Академии состоят научные советы, комитеты и комиссии. Российская наука гордится нашими славными учеными: Ломоносовым М.В., Менделеевым Д.И., Павловым И.П., Королевым С.П., Лихачевым Д.С., и др. Эффективно и плодотворно развиваются гуманитарные, естественные и точные науки в современной России. Особые достижения отечественной науки можно отметить в области нано- и нейротехнологий, космических и биотехнологий, энергетики, беспилотного транспорта, логистических систем и генетики.

Рекомендации подготовлены на основе анализа и обобщения лучших педагогических практик по организации подобных мероприятий. Предлагаемые методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных организаций для оказания методической помощи в подготовке и проведении тематического занятия и других мероприятий, посвященных Дню российской науки. Они носят рекомендательный характер, что предполагает их использование с учетом региональных особенностей, типа учебного заведения, имеющихся материальнотехнических и информационно-коммуникационных ресурсов.

2021 год в Российской Федерации Указом Президента от 25.12.2020 г.

№ 812 объявлен Годом науки и технологий.

Пояснительная записка

День российской науки – это праздник тех, кто посвятил свою жизнь научной деятельности. Это праздник людей, которые верят в силу научной мысли, нацелены на познание нового. Мы гордимся выдающимися учеными, которые своими фундаментальными трудами, исследованиями и передовыми открытиями раздвинули горизонты познания, внесли огромный вклад в мировое научное наследие.

День науки призывает молодое поколение быть любознательным, начитанным, постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж, расширять кругозор, проводить первые научные опыты, совершать собственные открытия. Наука является сферой человеческой деятельности, нацеленной на выработку и систематизацию объективных знаний о реальности, об окружающем нас мире.

Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам в организации и проведении тематических занятий и мероприятий Дня российской науки.

Задачи методических рекомендаций:

— помочь педагогам в осмыслении актуальности и значимости проблемно-тематического и содержательного поля тематических занятий и мероприятий, в отборе и систематизации необходимой информации;

— предложить педагогам общеобразовательных организаций различные варианты проведения тематических занятий и мероприятий.

Цели проведения тематических занятий:

— выявление, поддержка и развитие интеллектуально, творчески одаренных детей с целью реализации социального заказа общества на новые научные достижения; на воспитание молодого поколения, способного быть ответственным за последствия научнотехнического прогресса;

— выявление и развитие познавательных и профессионально значимых интересов, склонностей, дарований и потребностей обучающихся; содействие реализации их творческого и интеллектуального потенциала.

Для достижения целей при проведении тематических занятий и мероприятий решаются следующие задачи:

— формирование представления о феномене науки, ее главных направлениях, о современном состоянии науки в неразрывном единстве с её историей;

— ознакомление обучающихся с вкладом выдающихся российских ученых в развитие мировой науки, воспитание патриотизма, гордости за отечественных ученых;

— формирование у обучающихся мотивации к научным исследованиям, к научнотехническому творчеству;

— вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, к исследованию окружающей социальной и природной среды и др.

Задачи тематических занятий и мероприятий должны конкретизироваться применительно к каждому возрастному уровню с учетом содержания конкретных занятий. Рекомендуется при проведении тематических занятий максимально эффективно использовать культурнообразовательный потенциал библиотек, музеев, учреждений профессионального образования, дополнительного образования детей. Основными нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами, определяющими образовательную, воспитательную, организационную деятельность по проведению Дня российской науки, являются:

— Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030

— Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р).

Основой проведения занятий и мероприятий по теме «День российской науки» являются метапредметный подход, реализация межпредметных связей. Формы проведения тематических мероприятий Дня российской науки.

Педагог может выбрать формы занятий с учетом особенностей образовательной организации, имеющихся материально-технических и информационно-коммуникационных ресурсов, а также интересов и уровня подготовленности обучающихся.

Для школьников организуют классные часы, стараясь привить интерес и любовь к науке, исследованиям и открытиям. В университетах на конференциях выдвигают новые теории и защищают их, презентуют проекты по научной тематике. Младших детишек знакомят с научными экспериментами и наблюдениями в игровой форме, что позволяет легче усваивать информацию и развивать творческие способности, мышление, способность думать и анализировать.

Этап подготовки Дня российской науки можно начать с организации тематических выставок. При проведении тематических мероприятий рекомендуется максимально эффективно использовать культурнообразовательный потенциал библиотек. Например, в школьной библиотеке можно предусмотреть открытие к этому дню книжной выставки «Наука – дорога в будущее», «От мечты к открытию», «Мудрые науки без назидания и скуки», которая расскажет об истории и традициях Дня российской науки.

Разделы выставки можно посвятить биографии и деятельности известных ученых, например, посвященной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова, где обучающиеся познакомятся с биографией учёного, его научными открытиями в области филологии, истории, химии, физики, астрономии, геологии и минералогии. Эпиграфом к этому разделу выставки может быть высказывание Александра Сергеевича Пушкина: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

На книжной выставке могут быть представлены тематические разделы: «Славные имена в российской науке», «История науки в лицах», «Великие учёные и их открытия», «Гении мировой культуры и науки», «Учёные современности», «Человек и мир науки», «Человек, культура, наука в новом тысячелетии», «Наука – дорога в будущее», «Необычные факты из жизни выдающихся людей», «Наука – высший разум человечества», «Наука открывает тайны», «О науке не скучно», «Шедевры инженерной мысли» и другие.

Книжные выставки ко Дню российской науки могут быть представлены в различных форматах:

— выставка-обзор «Гордость российской науки»;

— выставка-представление «Россия в лицах»;

— выставка-исследование «Что несёт человечеству наука?»;

— выставка мультимедийных изданий «Наука без скуки»;

— выставка-рекомендация «Твори, выдумывай, пробуй»;

— интерактивная выставка-просмотр «Очень интересно всё то, что неизвестно»;

— книжно-иллюстративная выставка «О, сколько нам открытий чудных»;  выставка информационных листов «Научные достижения XXI века».

Ярко, зрелищно начать праздник поможет флешмоб, участие в котором позволяет обучающимся выразить себя через творчество, получить заряд бодрости и позитивных эмоций. Обучающиеся готовят плакаты, популяризирующие науку. Плакаты и листовки могут быть разного содержания и призывать «Дружить с роботами», «Программировать будущее», сделать «Первый шаг в науку» и другое.

Конкурс творческих работ, посвященных российской науке.

Конкурсы творческих работ нацелены на то, чтобы привлечь внимание обучающихся к науке в разных ее проявлениях, показать, что наука – это увлекательно, креативно, весело и очень интересно.

Виды конкурсных работ: тематическая газета, бюллетень, календарь (можно оформить календарь праздника «День российской науки», календарь значимых дат, связанных с открытиями в науке, и т.п.), видеоролик, презентация, изготовление наглядных пособий, составление рассказовзагадок, коллажи из научных фотографий, стенгазета, рисунок и др.

Среди каждого вида конкурсных работ могут быть свои номинации. Например, рисунки могут быть в номинациях: «Портрет ученого», «Космические путешествия», «Техника будущего» и др. Тематическое занятие «День российской науки».

Предлагаем следующие виды тематических занятий:

— конкурс спортивных эрудитов «Путешествие по видам спорта»;

— математические КВНы: «Математика – волшебная страна», «Знаю, умею, отгадываю»;

— творческий конкурс на сочинение собственного текста по заданным условиям (определенного жанра, на определенную тему и т.д.). Например: написать инструкцию по применению ковра-самолета;

— виртуальные экскурсии на иностранном языке: «Путешествие по англоязычным странам», «Великие ученые англоговорящих стран», «Виртуальный тур по странам Европы» и др. Интеллектуальные игры.

Игра как форма проведения образовательных мероприятий представляет собой соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Виды игр отличаются разнообразием: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.

В День российской науки в образовательной организации можно провести следующие игровые мероприятия.

Игра «Я – ученый» предполагает вовлечение детей в учебное исследование через экспериментальную работу в лабораториях.

— археологическая лаборатория – разделить камни по их назначению:

режущие, колющие, скребущие и т.д.; найти критерии для их сравнения.

— физическая лаборатория – из Легоконструктора собрать гуманоида, придумать новую таблицу Д. Менделеева;

— химическая лаборатория – определить по конкретным признакам, где какое вещество;

— экологическая лаборатория – при помощи опытов определить свойства воды. Опытно-экспериментальная работа проводится командой. Каждая команда придумывает себе название, например: «Ученые», «Эрудиты», «Лидеры».

Можно организовать интеллектуальное путешествие команд по станциям – исследовательским лабораториям.

Викторина «Хочу всё знать!»

(Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в письменной или устной форме, для обучающихся 7 до 12 лет)

Вопрос 1. Какое животное считалось в Древнем Египте священным? При раскопках было найдено много статуэток из золота, серебра и бронзы, на которых оно было изображено. Если в семье умирало это животное, все члены семьи в знак траура выбривали брови, стригли волосы. (Кошка)

Вопрос 2. Правда ли, что на Земле больше соленой воды, чем пресной?

(Да. 97% соленой и 3% пресной)

Вопрос 3. Правда ли, что археологи проектируют здания? (Нет. Здания проектирует архитектор, а археологи проводят раскопки, находят старинные предметы в земле)

Вопрос 4. В какой стране находится Эйфелева башня? (Во Франции, город Париж)

Вопрос 5. Какое изобретение лишнее? Лупа, очки, часы, микроскоп и телескоп. (Часы, потому что в них нет увеличительного стекла)

Вопрос 6. Как в старину называли глаз? (Око)

Вопрос 7. А правда, что люди пользовались беспроводными утюгами?

Вопрос 8. Что во время звездного дождя падает с неба на землю? (Метеорит, небесное тело)

Вопрос 9. А правда ли, что Юпитер самая большая планета в солнечной системе? (Нет, некоторые источники утверждают, что в нашей солнечной системе существуют планеты массой, гораздо больше Юпитера)

Вопрос 10. Какой праздник мы отмечаем 8 февраля? (День российской науки)

Вопрос 11. Кто создал периодическую систему химических элементов? (Менделеев)

Вопрос 12. Кто из ученых, движимый знаниями, пришел в Москву пешком? (Ломоносов)

Вопрос 13. Где был изобретен первый персональный компьютер? ( В СССР)

Вопрос 14. Какая известная компьютерная фирма позже присвоила себе это изобретение? (Apple)

Вопрос 15. Кто из ученых посетил 32 раза Германию, 33 Францию, 10

Швейцарию, 11 Англию, 9 Австро-Венгрию, 6 Италию и многие другие? (Менделеев)

Вопрос 16. Как влияют научные открытия на нашу жизнь? (Жизнь ставится проще, благодаря новым изобретениям, например, интернет, телефон и т.д).

Викторина «Из истории открытия»

(Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в письменной или устной форме, для обучающихся 13-18 лет)

Вопрос 1. Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался астрономией, физикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он стал школьным учителем. Кто этот знаменитый ученый? (Константин Эдуардович Циолковский)

Вопрос 2. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны». Какое открытие сделал Альфред Нобель? (Динамит)

Вопрос 4. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому. Назовите его имя. (Александр Степанович Попов)

Вопрос 5. Говорят, что этот закон ученый открыл во сне. Это – один из фундаментальных законов природы. А в 1887 г. этот ученый поднялся на воздушном шаре, что бы наблюдать солнечное затмение, за что получил диплом от Французской Академии метеорологического воздухоплавания «за проявленное мужество». Как называется закон, открытый этим ученым?

(Периодический закон химических элементов)

Вопрос 6. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом». О ком эти слова? ( о М.В. Ломоносове)

Какой прибор использовал ученый и что он изучал? (Лейденскую банку, атмосферное электричество)

Вопрос 8. В этой династии четыре поколения связаны с Академией наук:

Научно-практическая конференция обучающихся «Дети в науке»

Цель проведения конференции развитие интереса обучающихся к наукам, научным исследованиям.

Как правило, все участники события собираются в актовом зале школы. Возможен вариант: участников конференции разделить по возрасту. Конференция для обучающихся начальных классов может начаться с диалога, в ходе которого выясняется, что такое наука, кто такой ученый, что делают ученые, как они работают, важно ли другим людям уметь действовать, как ученые, и т.п.

Можно пригласить на конференцию ученых, работающих в различных отраслях современной науки, в том числе ученых – выпускников образовательной организации. У обучающихся будет возможность задать выступающим вопросы, осмыслить значимость проведения научных исследований и экспериментов.

Вторая часть конференции может быть организована в виде защиты обучающимися своих учебно-исследовательских и проектных работ. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми выполняться в различных областях знаний и быть разной направленности: информационные, технические, исследовательские, творческие, социальные. Как разновидность может быть защита фантастических проектов.

Примеры проектов обучающихся «Что мы знаем о чипсах»,

«Кем быть?», «Бумага и ее влияние на окружающую среду», «Необычайный мир кошек», «Почему поют птицы», «Эти удивительные насекомые – пчелы», «Семь чудес света», «Как появились крылатые выражения», «Первые поселения человека», «Древнегреческий театр», «Великая Китайская стена», «Кто открыл Америку», «Русские географические памятники», «История появления

Олимпийских игр», «Колизей – главное место для зрелищ», «Магические числа», «История циркуля», «Английские артикли», «Благоустройство городской среды», «Умный дом», «Ферма будущего», «Инновационные теплицы», «Дизайн промышленных объектов», «Изобретения для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья» и другие.

Список рекомендуемой литературы

1. Барашкина С.Б., Наумова Н.И., Тихонова Н.Б. День науки в начальной школе // Социосфера, № 2, 2015. С. 96-101.

2. Бэрроу Дж. История науки в знаменитых изображениях. М.: Эксмо, 2014.

3. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012.

4. Губарев В.С. Прогулки по открытиям: Судьбы науки и ученых в России.

М.: ИКЦ «Академкнига», 2012. 5. Маколи Д. Как все устроено. Иллюстрированная энциклопедия устройств и механизмов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 6. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать. Москва: ЭКСМО, 2016. 7. Ревко П.С. Введение в историю науки и техники. Учебное пособие.

Таганрог: Изд-во Кучма, 2010. 8. Шейпак А.А. История науки и техники. Учебное пособие. М.: Прометей, 2017.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *