72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

Фильм-катастрофа с элементами драмы «72 метра» в главных ролях с Маратом Башаровым и Сергеем Маковецким вышла на экраны в 2004 году. Об интересных фактах, связанных со сьемками этого фильма мы расскажем в этой статье.

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

1) В основу сюжета фильма Владимира Хотиненко «72 метра» положена одноименная повесть Александра Покровского — офицера-подводника, неоднократно выходившего в морское плавание.

Согласно сюжету, подлодка «Славянка» натыкается на мину времен Великой Отечественной войны, в результате взрыва которой повреждается левый борт подлодки. После нескольких неудачных попыток залатать пробоину экипажу «Славянки» остается только ждать спасателей.

72 метра реальная история или нет

Примечательно, что произведение Покровского было написано задолго до того, как произошла страшная авария 2000 года, когда затонула российская подлодка «Курск», входившая в состав Северного флота России. На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

2) Съемки фильма «72 метра» проходили на базах ВМФ в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Кроме этого, фильм снимали в двух павильонах «Мосфильма», в одном из которых был специально построен бассейн для съемки эпизодов в затопленных отсеках.

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

3) В роли ДПЛ «Славянка» в съёмках участвовали лодки проекта 877 и 877В — Б-471 «Магнитогорск» Северного флота и Б-871 «Алроса» Черноморского флота России.

72 метра реальная история или нет

4) Андрей Краско, сыгравший в фильме капитана 1-го ранга Геннадия Янычара, по собственной инициативе отошел от сценария в эпизоде на пирсе: грозно отчитав мичмана Легкоступова, он оборачивается и благоговея бежит к своей жене. Изначально, по сценарию, Янычар должен был покинуть пирс, не проявляя слабости в отношении супруги.

5) В том самом моменте, где капитан Янычар отчитывает мичмана Легкоступова за рапорт, написанный бедным языком, мы можем увидеть, что первый держит в руках лист с этим рапортом. Если присмотреться, то видно, что на листе написан монолог капитана Янычара.

6) Во время съемок фильма актеры отдыхали в одном из кафе, находящемся на берегу Черного моря. При этом одеты они были в съемочные костюмы. Тогда-то к их столику и подошел офицер ВМФ и сказал Андрею Краско: «Товарищ капитан первого ранга, мне очень нравятся фильмы с вашим участием, можно попросить автограф?»

72 метра реальная история или нет

7) Российский прокат фильма принес 2,6 миллиона долларов США – на миллион больше затраченного.

8) В 2004 году картина Владимира Хотиненко «72 метра» стала лауреатом кинопремии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» в номинации «Лучший игровой фильм».

Источник

Клайпедская ассоциация

российских граждан

АЛЕКСАНДР ПОКРОВСКИЙ: «Я ужасное превращал в смешное»

72 метра реальная история или нет

«Культура» (№207-2008) — «Новейшая история».

Беседу вела Татьяна КОВАЛЕВА Сегодня Александр ПОКРОВСКИЙ — известный писатель, но в прошлом он — подводник. Поэтому все его сочинения (он автор 17 книг) посвящены подводному флоту. Читать их и смешно, и страшно. А по его повести «72 метра» Владимир Хотиненко снял одноименный фильм.

— Александр, история, рассказанная в «72 метрах», основана на реальных событиях?

— Да, так утонули 4 лодки. Из двух люди выбрались, из двух — нет.

— Вы консультировали создателей фильма, снятого по вашим рассказам?

— Книга «72 метра» попала на глаза Александру Любимову. Это он захотел снять фильм и начал доставать деньги. Надо было еще получить разрешение руководства ВМФ — ведь множество съемок происходит на натуре, а она в ведомстве ВМФ. Огромное время ушло на согласование технических вопросов.

Тут работал не только сам Любимов, но и режиссер фильма Владимир Хотиненко, который ездил, уговаривал, убеждал.

Когда фильм уже был запущен, Любимов ушел из проекта, и его место заняли менеджеры «Первого канала».

Согласно договору с каналом, к кинопроекту я не имел никакого отношения, автором сценария стал Валерий Залотуха. Он — профессионал, знает все тонкости процесса. Его я консультировал, но не консультировал режиссера. Более того, я слышал, что при съемках фильма Владимир Хотиненко запрещал актерам читать мои рассказы. Пожалуй, только Андрей Краско их читал, и то потому, что какое-то время работал продавцом книг. Вот тогда он и познакомился с моими произведениями.

— Вам фильм понравился?

— Фильм затягивает, не отпускает до самого конца. Пожалуй, немного растянуто начало. Над своими текстами, которые вошли в фильм, я смеялся — куда ж деться.

А теперь о правде и вымысле.

Заботливое начальство я видел в жизни только один раз — в фильме «72 метра». Беременную третьим ребенком Чулпан Хаматову, когда она интересуется, где пропадает ее муж, в жизни должны были встретить фразой: «Вас сюда никто не приглашал! Сюда приглашали ваших мужей, а вас сюда не звали!»

Одна жена лейтенанта, в мои времена, металась целую неделю, и ее отовсюду гнали, чуть ли не взашей, так и не объясняя, куда же делся ее муж, ушедший в патруль. А мужа прямо из патруля забрали в «автономку». Офицерские жены в гарнизонах — это удивительное явление. Памятник бы им поставить, хотя бы в виде беременной Чулпан.

Режиссерские придумки (рыбки, птички), которые должны у зрителя рождать всякие образы, — это из области фантастики и самого «киношного кино», но они глаз режут, только пока не привык. А привык — ладно. На самом деле пресноводная рыбка в соленой воде при восьми градусах плавает намного меньше человека — минуты полторы.

А то что, когда смерти ждут, байки травят, так это правда. На «К-8» после пожара сидели в отсеке, от угарного газа тихо дохли и анекдоты при этом травили. А что делать? При таком напряжении человеку смех нужен. Палец покажи — будет хохотать до упаду. Потом умрет. Но это потом.

— Вы написали «72 метра» до гибели «Курска». Что-то предчувствовали?

— Я писал это за год до трагедии, причем тоже в августе. Пока писал, испытывал все, что переживали мои герои: задыхался, плыл в темноте, искал воздушные подушки, умирал. Это было натурально, иначе не напишешь.

— У вас есть версия, почему это случилось?

После взрыва случился пожар. Сильнейший, и через две минуты снова взрыв… «Курск» только что прибыл с «автономки» — это дальний поход длиною примерно 78 суток. Сразу после него загонять лодку в море не рекомендуется: люди устали, им нужен отдых. Под водой создается искусственная атмосфера для дыхания. К ней привыкаешь, а домой, на базу, лодка идет в надводном положении: появляется возможность дышать свежим воздухом.

Сначала — это эйфория, счастье, а потом начинается совершенно другой обмен веществ. Организм резко перестраивается. Сразу худеешь на несколько килограммов. Все время тянет в сон. Это выдерживают только молодые.

Наш экипаж многократно загоняли так в море. Это проходит один, десять, сто раз, а на сто первый случается трагедия. Люди не адекватны. Они вымотаны и могут совершить все что угодно. Особенно страшны рваные режимы, когда лодка то всплывает, то погружается.

— На «Курске» несколько дней люди оставались живыми, мучились…

— Да, в корме. Вот здесь я никогда не соглашусь с официальной версией. Потому что никто заранее не пишет записки — плохая примета. А когда уже нет надежды, тогда и пишут. Или пишут, когда хотят что-то предпринять, например, решают выйти самостоятельно из лодки. Но не выходят сразу, ждут, когда их спасут. Тем более что глубина небольшая — сто метров. Ждут, стучат.

72 метра реальная история или нетЭти стуки слышали. О них есть упоминание в материалах расследования. Через трое суток помощь не пришла, они решили выходить сами. Перешли в 9-й отсек, начали его затапливать. И тут случилась трагедия. Видимо, при затапливании отсека на поверхность выдавилось турбинное масло из цистерны.

— Вы гордитесь тем, что служили на Северном флоте и участвовали в боевых походах?

— У меня их двенадцать — это автономное плавание. Весь мировой океан поделен на квадраты. Внутри каждого на глубине почти в 100 метров ходит лодка. Она ежедневно всплывает на 17 метров и вытаскивает из-под воды антенну, на которую принимается сигнал о начале боевых действий, о начале войны.

Я застал двадцать лет «холодной войны», из них десять — на подводных лодках.

— Долгое пребывание в лодке меняет характер человека?

— Под водой характер не меняется, просто все обостряется и вылезает наружу. Если человек подл, он станет более подлым, если труслив — более трусливым. Умный умнеет. Глупый глупеет. Там не спрятаться. Про тебя все всё знают. Хорошему специалисту многое прощается. Ценятся быстрая реакция, выдержка, стойкость, самообладание. Подводник никогда не должен расслабляться. Расслабился — погиб. И не один. Весь корабль погиб.

Поэтому пребывание более 10 лет там не желательно. Лодки — для молодых. 38 лет — предел. В 40 можно уже выглядеть, как в 50. В романе «Иногда мне снится лодка» я попытался передать, как от долгого пребывания в замкнутом пространстве у человека меняется психика и он едва не сходит с ума. Так меня критики обвинили бог знает в чем, вплоть до гомосексуализма.

— Такая проблема существует на флоте?

Недаром на царском флоте матросы назвали друг друга «братишками». Было и такое прозвище — «братва». После восстания на броненосце «Потемкин» царскую каторгу наводнили матросы. Они и принесли эти слова в уголовную среду.

— А как вы начали писать?

— Когда я служил на подводной лодке, мой командир почему-то решил, что меня надо, как он выражался, «гноить». Вот он меня вместе со старпомом и «гноил». А я все это описывал, потом читал и смеялся — такой способ выживания. Я ужасное превращал в смешное. Меня иногда спрашивают: «Неужели все это правда?» — и я говорю: «Что вы, я все смягчил».

— Поэтому вы избрали сатирическо-ироническую форму повествования?

— Скорее, она меня выбрала. Подводники не признают пафоса. Никогда не произносят фразы типа: «За Родину! За доблестный военно-морской флот!» Если подводник такое скажет, подумают, что у него с головой не все в порядке. А вот шутим в любой обстановке. Шутка — жизнь. Кто-то из критиков сравнивает меня с Зощенко, кто-то с Конецким, хотя я на них совсем не похож. Даже интонация другая. И потом, когда я писал свои рассказы, под рукой не было ни Зощенко, ни Конецкого. У нас с книгами вообще было неважно. Читать любили, а книг не было.

— Почему на флоте надо выживать?

— Потому что к человеку относятся как к вещи. Любое начальство может тебя унизить.

Так оно управляет: унижая человеческое достоинство. А его достоинство унижает вышестоящее начальство. Это давно повелось. В Советской армии очень боялись возрождения кастовости. Офицеры — это же каста. Особые люди, готовые к смерти. Без них нет армии.

Офицер должен в любую минуту показать, как надо умирать. А это предполагает наличие огромного человеческого достоинства и чести. Имеющий же достоинство может покуситься на власть. В советские времена этого боялись больше всего. Поэтому унижали, оскорбляли. Тут без инструкции по выживанию не обойтись.

— А что из написанного вам особо близко?

— У меня всегда на столе великий роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна — очень его люблю, из него у меня куча цитат.

А из своего, наверное, первые рассказы. Все, что со мной случается, я немедленно тащу на бумагу. «Офицера можно», «У-тю-тю, маленький!», «Ботик», «Химик», «Флот в выражениях», «Полудурок» и так далее — все это про меня.

Полноценной книгой можно считать «Расстрелять», она же и самая известная. Мои книжки иногда называют «инструкцией по выживанию», хотя писал я для себя. Когда стал издаваться, флот разделился на тех, кому нравится Покровский, и на тех, кому он категорически не нравится. Кто-то почитал и сам начал писать. У меня много последователей.

— Они объединились в «Покровских братьев»?

— «Покровские братья» родились спонтанно. Однажды пришел ко мне друг Вадим Федотов и сказал: «Саня! Пикуль писал вместе с литературными неграми, которые все готовили, а он обрабатывал и выпускал под своим именем. Давай, я стану твоим негром».

Я взял его рассказ «Гвардия», переделал и включил в очередную свою книгу. Потом отредактировал еще два рассказа, но предложил собрать пишущий народ, и издать сборник, где каждый опубликуется под собственным именем.

Идею поддержал Сергей Литовкин — нынешний наш секретарь. Сами себя мы называем громко: «Содружество военных писателей». Выпускаем сборник «В море, на суше и выше», вышло 10 номеров, готовится 11-й. В проекте «Покровский и братья» примерно сто авторов. Это моряки, летчики, разведчики и пехота — люди, прошедшие армию. Все их рассказы биографичны.

— Запас ваших «подводных историй» не иссяк?

— Лодка скоро из человека не выходит. Что-то еще осталось.

Сейчас чаще пишу дневниковые заметки, которые включаю в «Бортовые журналы», готовлю 5-й выпуск.

— Откуда эта поговорка: «В каждой чайке — душа погибшего моряка»?

— Это поверье, придуманное береговыми жителями. Матросы всех морей не любят трех живых существ: акулу, крысу и большую морскую чайку, которую за фантастическую прожорливость назвали «бакланом».

Может быть, потому что все эти существа появляются рядом с моряком тогда, когда он особенно беспомощен. Крыса приходит ночью, акула и чайка — тогда, когда моряк за бортом. Чайка воспринимает водную гладь, как большой обеденный стол: все, что упало и плавает по поверхности, — ее.

72 метра реальная история или нет У этой птички потрясающее зрение и она прекрасно чует ослабевших. Первым делом, стая птиц с лету пытается ослепить моряка. Десятки ударов в голову и лицо. Ее клюв, размером с хорошее долото, с одного удара убивает больную утку-гагу, крысу он просто протыкает насквозь. Помеченную же птицу убивают сородичи — она чужая, пока краска не смоется. Сколько раз я боролся с матросами: они ловили бакланов и рисовали им на груди тельняшки — все без толку.

— Вы однажды написали, что настоящего военного отличает умение петь в любое время и в любом месте — вы шутили или серьезно?

— Шутил, конечно, но доля правды в этой шутке есть. Тот, кто служил, понимает, о чем идет речь.

В нашем городе живет один из тех, о ком речь идет в этой статье.

Моряк-подводник с Северного флота ШИШКЕВИЧ Валерий Николаевич входит в правление Клайпедского общества военных пенсионеров. Для него мы и предназначаем эту статью, так как многое из его рассказов перекликается с тем, о чем говорится в интервью.

Источник

Фильм «72 метра»: интересные факты о съемках картины

В 2004 году впервые на экранах отечественных кинотеатров побежали кадры снятой режиссером Владимиром Хотиненко картины про моряков-подводников — российский зритель увидел фильм «72 метра». Произвела лента впечатление и на жюри «Золотого орла» — в 2005 году кинопроизведение получило две премии. О том, как и где снимали полюбившуюся миллионам россиян картину, а также об интересных фактах, сопутствующих появлению ленты на свет, — в материале 24СМИ.

Грозы морей

Когда снимали фильм «72 метра», роль «Славянки» исполняла российская подводная лодка «Алроса», для которой это был уже не первый кинематографический опыт — прежде субмарина уже «засветилась» в картине «Первый удар» с участием Джеки Чана. Также в киноленте сняли подлодку «Магнитогорск» Северного флота.

О невеселом

Когда фильм «72 метра» вышел на экраны, многие зрители ассоциировали картину с недавней трагедией подводной лодки «Курск» и считали, что лента посвящена именно тем событиям. Однако в действительности в основу картины положены сюжеты рассказов и повестей Александра Покровского, написанных задолго до ЧП с подлодкой.

Но без беды в качестве первоисточника не обошлось. Описанные в картине события близки к случаю, произошедшему в 1983 году: затонула подводная лодка у Камчатки — во время учений при погружении через вентиляционную систему хлынула вода, на борту практически не оказалось исправных дыхательных аппаратов, а на берег были посланы два добровольца. В тот раз спасти удалось 104 человека из 120.

Локации

Съемочную группу на «Алросу» не допускали, так что все внутренние «апартаменты» подводной лодки снимались в мосфильмовских павильонах. А вот натуру кинематографисты запечатлевали в Полярном, Североморске, Гаджиево и Севастополе — на базах российского флота.

Только хорошее

Без Андрея Краско фильм «72 метра» лишился бы собственного очарования во многом — артист доработал многие реплики в картине, как и поведение своего персонажа. Так, нововведением от актера стал момент, когда только что отчитавший мичмана грозный Янычар, в роли которого снимался Андрей Иванович, к супруге торопится на полусогнутых ногах.

По первоначальному замыслу сценаристов, командир покидал пирс, не проявляя в отношении жены неподобающих капитану первого ранга и офицеру ВМФ слабости. Зато сами моряки, фильм посмотревшие, отмечали поразительную достоверность эпизода — сильные мужчины порой удивительно слабы, когда речь заходит об их вторых половинках.

Также внимательные зрители заметили, что в моменте, когда Андрей Краско в образе Янычара отчитывает Легкоступова на пирсе, на рапорте мичмана, который держит суровый командир в руках, возможно заметить реплики-подсказки для актера — собственно, там написан весь монолог.

Остальное приложится

Музыку для проекта написал Эннио Морриконе — режиссер Владимир Хотиненко лично написал музыканту письмо, в котором отметил, что российскому кинематографу, как и стране, требуется надежда и красота. И оба этих качества присутствуют в произведениях композитора. Подумав, Морриконе согласился — это был первый опыт сотрудничества автора с российскими кинематографистами.

«Товарищ капитан первого ранга!»

Рассказывают, что во время отдыха актеров «при полном параде» в приморском кафе, коих масса водится на курортном побережье, к Андрею Краско подошел флотский офицер и, поприветствовав артиста как каперанга, попросил у того автограф, предварительно признавшись в любви к творчеству актера.

Варианты

Фильм «72 метра» имеет несколько редакций. Телевизионный вариант, который, как правило, демонстрируется по Первому каналу, лишен доброй части флешбэков, содержащихся в версии для DVD.

Источник

За кадром драмы «72 метра»: как съемочной группе удалось правдиво передать реалии службы моряков-подводников?

72 метра реальная история или нет

Военная драма «72 метра», рассказывающая о несчастном случае, произошедшем с подводной лодкой «Славянка» во время штатных учений, вышла через четыре года после гибели атомной подлодки «Курск». Картину Владимира Хотиненко многие зрители считали экранизацией реальной истории. На самом деле фильм снят по рассказам подводника Александра Покровского, написанным до трагических событий.

По сюжету подводники должны были поразить флагманский корабль условного противника, уйти от преследования и затаиться на сутки. Однако взрывы потревожили «спящую» морскую мину времен Великой Отечественной войны. В результате подрыва подлодка затонула и легла на грунт на глубине 72-х метров. Капитан и несколько подводников погибли, а оставшиеся в живых оказались запертыми в нескольких незатопленных отсеках. Дополнительную остроту этой истории добавляет любовная линия.

72 метра реальная история или нет

Андрей Краско сам дописал некоторые реплики своему капитану Янычару и придумал ему черты характера. После выхода фильма «72 метра» на экран все моряки и подводники считали Краско «своим». Так же, как актеров, сыгравших в картине главные роли, – Дмитрия Ульянова и Марата Башарова. Но этого и добивался режиссер Владимир Хотиненко. Он не раз говорил, что, прежде всего, снимал фильм не о катастрофе, а о «конкретных людях, которые сидят в полной темноте, рассказывают анекдоты и ждут, ждут».

О том, что осталось за кадром драмы «72 метра», смотрите в документальном проекте «Наше кино. История большой любви» 25 июля в 8:30 на телеканале «МИР» и на нашем YouTube-канале.

Источник

72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

72 метра: 72 метра ниже ватерлинии

72 метра реальная история или нет
72 метра реальная история или нет72 метра реальная история или нет
72 метра реальная история или нет
72 метра реальная история или нет72 метра реальная история или нет72 метра реальная история или нет

72 метра реальная история или нет

Отзывы

Децл. и советские рубли. что за времена в фильме. концовка типа додумйте сами?

Я знаю, что фильм этот был снят не так уж и недавно, в 2004 году, но посмотрела его только сегодня. И впечатлил он меня до такой степени, что не могу об этом не написать!

Некоторые зрители раскритиковали этот фильм из-за многих технических ошибок и несоответствий действительности в устройстве и работе подлодки. На мой взгляд, это слегка необоснованно, ведь картина в первую очередь о чвуствах и жизни людей. О любви и предательстве. Мелочности и героизме. О том, что перед страхом смерти все равны, и о воле к жизни.

Я сам не кинокритик и не политик, и не моряк-подводник. Просто зритель. Фильм очень хароший и лично меня тронул до глубины души. Смотрел несколько раз. Такого же мнения и мои знакомые. У многих при просмотре выступали слезы. Разве нужны иные доказательства, что фильм если не шедевр, то весьма удачный?

Не надо перекладывать на плечи и голову создателей фильма проблемы всего морского флота и высшей политики государства.

Правда, есть один ньюанс. Слишком уж вевелое настроение у моряков после аварии. А так все класс!

Фильм не удался! Покровский написал шутливые рассказы про жизнь подводников но никак не драму. Хотя и та у режиссёра не получилась.Фильм не захватывает!

Не буду вдаваться в режиссуру фильма, но фильм-хороший! Это я Вам говорю,как бывший подводник ракетных субмарин. И все эти негативные отзывы, это незнание подводной службы, особенно на Крайнем Севере. Спасибо Хотиненко за его фильм и актерам Краско, Галкину, Башарову, хаматовой и другим. Капитан 2 ранга В.С.

DAS BOOT вот фильм про жизнь подводников. Фильм снят по повести, написанной немецким капитаном ПЛ 2-й мировой. Все как есть! 100% исторического соответствия.

хотя мне понравился.

Этот фильм был бы скучным без Галкина, Краско и Башарова. Хоть и этот фильм-драма, напоминающая нам про подлодку «Курск», эти актеры придали фильму немного юмора. Только я так и не поняла, кв конце концов их спасут?

Н-да. Тяжело спорить с профессионалами:)

Сегодня 12 ноября и, наверное, скоро сайт обновят, и коммент мой никто не прочтет, но я попробую.

Ни разу не было такого, чтоб объективно плохой фильм (речь идет о массовом кинематографе) нравился абсолютному большинству. Массовый зритель, как ребенок, всегда увидит фальшь.

Как легко формировать популярность фильма используюя рекламу. Как здорово откровенно наживаться на реальной трагедии (конечно книга была написана раньше, но ведь фильм-то сняли позже) преподнося ее в виде бестолкового месива знакомых актеров на фоне удручающего технического несоответствия. Собственно сама трагедия-то где?

Нуднейшая из всех киномузык (выдохся Морриконе, Нино Рота пародировать решил)

Где по-настоящему жизненный юмор, а не показушное быдловское хохотание? Кстати, этого хохотания слишком много для «трагедии»

Этот фильм напоменает «Щуку» про 2-ю мировую

Интересно, почему золотая рыбка не сдохла в холодной соленой воде?

«Даунов на флот, а тем паче атомный небрали даже в 60-х.»

разумеется, не брали. их там и без того хватало, если верить товарищу покровскому, автору одноименной книжки. вероятно, даунами на флоте становились во время прохождения срочной службы.

— вечно ваш, Котовский, гроза Бессарабии, младший сержант сухопутных войск.

Судить о вкусе апельсина можно только его попробовав! Кто из кинокритиков служил на ПЛПЛ?

Кто знает историю подплава России? Конечно «К-19» с Фордом тоже о нашем флоте,но подводники разгромили эту пародию и в хвост и в гриву.Особенно эпизод когда матросы под балалайку пляшут трепака.Вспомните сами кто с высшим образованием в 60-е плясал под балалайку?

Даунов на флот, а тем паче атомный небрали даже в 60-х.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *