72 дня каннибализма авиакатастрофа в андах
Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми
Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.
История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.
Пропавшие среди горных вершин
13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.
В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.
Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.
Обломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org
Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.
Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.
В снежном плену
Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.
В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.
Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.
Лайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org
Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.
Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.
Каннибализм поневоле
Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.
К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.
Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.
Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.
Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.
Снежная лавина, пополнившая запасы съестного
Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.
Использовать единственный шанс на спасение
В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.
Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.
Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.
Нандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт
Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.
Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.
Пример для подражания
Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.
Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.
Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.
Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.
Братская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org
В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…
Драма в Андах: Спасенные каннибалы
Уцелевшим в крушении пассажирам удалось выжить и продержаться более семидесяти дней в холодных и безлюдных горах, пока к ним не пришла помощь. Правда, при этом им пришлось питаться мертвыми телами своих погибших товарищей, то есть встать на путь людоедства.
12 октября 1972 года самолет уругвайских ВВС вылетел из аэропорта Карраско, направляясь в столицу Чили, город Сантьяго. Он совершал чартерный рейс, на борту лайнера находилась уругвайская юниорская команда по регби, летевшая на матч в Сантьяго.
Молодых спортсменов сопровождали родственники, тренеры и спонсоры. Всего на борту самолета вместе с экипажем находилось 45 человек. Из-за плохой погоды самолет приземлился в аргентинском аэропорту Мендоса и вынужден был остаться там на ночь. На следующий день полет продолжился, и 13 октября стало действительно несчастливым днем для пассажиров рейса №571.
Непогода усилилась, и пилоты стали совершать сложные маневры, чтобы преодолеть циклон. Но когда самолет вышел из циклона, прямо перед ним оказалась большая гора. В итоге лайнер зацепил вершину, рухнул на скалу, а затем на огромной скорости скатился вниз по склону. Двенадцать человек погибли во время аварии, на следующий день от полученных ран скончались еще шестеро пассажиров.
Уцелели двадцать семь человек, однако они находились на грани выживания. Полностью отсутствовали еда, вода, медикаменты, теплая одежда и обувь. А вокруг были суровые Анды.
К счастью, в составе регбийной команды оказалось два студента-первокурсника из медицинского колледжа. Они оказали раненым первую помощь, изготовили шины из обломков самолета и перевязали их подручными средствами.
Без всякой надежды
Так случилось, что эту новость услышал по своему личному радиоприемнику, уцелевшему во время авиакатастрофы, один из выживших пассажиров, Рой Харли.
Вокруг не было ни растений, ни птиц, ни зверей. Добыть еду не представлялось возможным. Оставалось либо умереть с голоду, либо начать есть тела погибших людей. Первым это предложил сделать студент-медик Роберто Канесса. Поначалу такая идея вызвала ужас, но затем вопросы морали отошли на второй план.
Канесса отрезал кусочки мяса от трупа в снегу. Пришедшим в ужас своим товарищам по несчастью он объяснил, что их главная задача — выжить, а нормы морали сейчас не должны действовать. Нормальным цивилизованным людям поначалу сделать это было не так-то просто: рассудок противился. Однако голод оказался сильнее разума. Да к тому же Роберто Канесса их успокаивал: «Эта мертвая плоть абсолютно такая же, как говядина, которую мы едим каждый день».
Сначала в дело решили употребить тела пилотов, которые были малознакомы оставшимся в живых пассажирам. Мясо срезали осколками стекла, используя их как режущие инструменты.
Я долго смотрел на свой кусок перед тем, как отправить его в рот. Один или два раза я пожевал его, не чувствуя вкуса. Потом сделал усилие и проглотил.
Нам больше неоткуда было ждать помощи, мы могли рассчитывать только на себя. В один и тот же день четверо или пятеро ребят заговорили об одном и том же. Я обсудил это с Карлито. Не помню, кто из нас начал этот разговор, но уже 5-6 часов спустя об этом говорили все.
Мы заключили соглашение. Каждый разрешил остальным в случае смерти съесть его тело, чтобы хотя бы один из нас мог выбраться отсюда. В жизни случаются вещи настолько ужасные, что нормальный человек просто не может себе такого представить».
Но и это был временный выход. В связи с прекращением поисковой операции пассажирам требовалось самим предпринимать шаги для спасения. Примерно определив место авиакатастрофы, пассажиры поняли, что на западе от гор находится обитаемая местность. Туда надо было добраться и вызвать помощь для эвакуации остальных.
Такая находка в немалой степени способствовала их успешному переходу через Анды. И все же по пути Визинтин ослабел. Поэтому его отправили обратно, смастерив самодельные санки, сделанные из обломков фюзеляжа. С их помощью он добрался до основной группы жертв крушения.
Паррадо и Канесса пешком продолжили путь к спасению. Им удалось без специального альпинистского снаряжения преодолеть ледник и спуститься в долину. После 9 дней пути по заснеженным Андам без снаряжения, карты и теплой одежды, преодолев по снегу 55 км, они вышли к горной речке. На другом берегу они заметили человека.
Но он оказался очень сообразительным – он нашел камень и привязал к нему бумагу и маленький карандаш, потом размахнулся и перебросил камень на мою сторону. Тогда я написал эту записку:
«Наш самолет упал в горах, мы из Уругвая. Мы шли сюда пешком 10 дней, нас двое, я и мой друг. Он болен. Около самолета остались еще 14 человек, они все в тяжелом состоянии. Нам нужно как можно скорее отсюда выбраться, но мы не знаем, как это сделать. У нас нет еды, наши силы на исходе. Когда вы за нами вернетесь? Пожалуйста, поторопитесь. Где мы находимся?»
Самым важным для меня был этот последний вопрос. Мы ведь понятия не имели, где находимся. Мы знали, что мы где-то в Андах, но больше ничего не знали».
Местный житель, прочитав записку, умчался на лошади, перед этим бросив Нандо и Роберто небольшой кусок хлеба с сыром. Ничего подобного они не ели уже два с лишним месяца. Фермеру пришлось скакать на лошади 10 часов до ближайшего поселения. Там он разыскал военный гарнизон и привел 5 или 6 человек к тому месту, где оставались Роберто и Нандо.
Оставшиеся на месте крушения узнали по радио, что в Андах найдены живыми два пассажира рейса 571.
Это означало свободу, о которой мы так долго мечтали. Мы скакали вокруг приемника, как безумные. Даже сегодня у меня по коже бегут мурашки, когда я вспоминаю этот день, хотя я уже рассказывал об этом сотни раз за почти 40 лет, прошедшие после катастрофы».
22 декабря 1972 года к месту авиакатастрофы вылетели два вертолета, которые эвакуировали оставшихся в живых пассажиров. Вместе с Паррадо и Канессой спаслись шестнадцать человек. Всех их затем долго лечили от высотной болезни, обезвоживания, цинги, недоедания и обморожения.
При общении со спасателями, прессой и полицией Паррадо не стал скрывать, какой ценой им удалось выжить в горах без пищи.
Его сообщение о каннибализме подтвердилось, когда спасательные команды извлекли из снежных могил трупы погибших. Поэтому сообщение об авиакатастрофе и людоедстве в Андах стало мировой сенсацией.
Нандо Паррадо спустя годы
Впрочем, правоохранительные органы, большинство спасателей и профессиональных путешественников отнеслись к этой информации сдержанно, с пониманием. Было признано официально, что пассажиры действовали так под влиянием чрезвычайных обстоятельств.
В 1973 году американские кинематографисты сняли об этой потрясающей истории художественный фильм «Живые». И в ней на первом плане были не вынужденный каннибализм, а мужество, стойкость и взаимопомощь людей, выживших в чрезвычайных обстоятельствах.
Все 16 выживших в катастрофе живы до сих пор. Они встречаются каждый год в годовщину своего спасения.
72 дня в вечности. 49 лет назад пассажиры упавшего лайнера месяцами выживали в горах. Как им это удалось?
Почти 50 лет назад над Андами произошла авиакатастрофа: пассажирский лайнер врезался в безымянную вершину и рухнул. Весь мир считал произошедшее ужасной трагедией, унесшей жизни всех пассажиров. Однако позднее выяснилось, что большинство из них уцелели. Ради выживания они пошли против собственных моральных принципов, выдержали испытание голодом и холодом, боролись со стихией — и из схватки со смертью победителями вышли не все. «Лента.ру» изучила мемуары выживших и разобралась, что же произошло с десятками пассажиров и экипажем рейса 571.
Последний полет
Самолет Fairchild FH-227D был зафрахтован любительской командой по регби Old Christians. Спортсмены направлялись в Сантьяго — там должен был пройти матч против английского клуба Old Boys. На борту оказались 19 членов команды, члены их семей, друзья и болельщики — всего 40 человек, чей полет обеспечивали пять членов экипажа. Путь лежал через Анды.
Самолет вылетел из Монтевидео 12 октября 1972 года. Но все сразу пошло не по плану: из-за штормового фронта над горным хребтом экипаж совершил вынужденную посадку в аргентинской Мендосе. Поскольку циклон не ослабевал, там и переночевали.
Вылет разрешили лишь на следующий день в 14:18. Летели фактически в обход, так как погодные условия по-прежнему оставляли желать лучшего. По радиосвязи пилот сообщил диспетчерам аэропорта в Маларгуэ, что к 15:21 он долетит до перевала Планчон: там можно взять курс на город Курико и начать снижение в направлении Сантьяго.
Из-за ошибки в расчетах экипаж подал запрос на снижение раньше, чем следовало. Позднее выяснилось, что пилот не учел сильный встречный ветер, который существенно замедлял самолет. В результате лайнер попал в циклон, и пилоту пришлось вести самолет вслепую. Столкновение со скалой было неизбежно.
Примерно через 90 минут полета мы попали в воздушную яму, потом в другую, еще глубже, и я услышал, как пилот крикнул: «Дайте мне сил». Я чувствовал, что самолет находится на крутом склоне, и мы направляемся прямо к горе. Затем раздался громкий треск, крыло ударилось о скалу. Я зажал голову между ног и закрыл глаза, убежденный, что умру в 24 года
Самолет врезался в гору, сразу лишившись обоих крыльев и хвостовой части. Оставшаяся часть фюзеляжа рухнула на ледник с высоты 725 метров. В результате крушения погибли более десятка пассажиров: несколько человек выпали из салона в момент первого столкновения, еще пятеро — сразу после падения. До следующего утра дожили 27 человек, но для нескольких пассажиров и одного члена экипажа полученные травмы стали фатальными. 24 человека чудом остались практически невредимыми.
Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»
Вопрос выживания
Согласно записям Нандо Паррадо, который был одним из выживших, в первые часы после катастрофы «не было ничего — ни страха, ни печали, ни ощущения течения времени, ни даже проблеска мысли или воспоминания, только черная и совершенная тишина».
Сознание просачивалось в мой мозг, как медленное кровотечение, и я с большим трудом проснулся в сумеречном мире на полпути между сном и осознанием. Я слышал голоса и ощущал движение вокруг себя, но мои мысли были неясными, а зрение затуманенным. Я видел только темные силуэты и пятна света и тени. Когда я в замешательстве уставился на эти расплывчатые фигуры, то увидел, что некоторые тени двигаются, и наконец понял, что одна из них нависла надо мной.
— Nando, podés oírme? Ты меня слышишь? Ты в порядке?
Тень приблизилась ко мне, и, пока я тупо смотрел на нее, превратилась в человеческое лицо. Я увидел спутанные темные волосы и пару глубоких карих глаз. В глазах была доброта — это был кто-то, кто знал меня, — но за добротой было что-то еще. Дикость, жесткость, сдерживаемое чувство отчаяния
Попытавшись выбраться и тут же провалившись в глубокий снег, выжившие избрали выжидательную тактику. Они укрылись в обломках фюзеляжа, соорудили стену из чемоданов и понадеялись на профессионализм спасателей. К тому же новости обнадеживали: найденный в обломках радиоприемник транслировал сводки о поиске пропавшего самолета. В операции участвовали представители трех стран — Уругвая, Аргентины и Чили.
Пассажиры были абсолютно уверены, что их быстро найдут, но этого не произошло. Проблема заключалась в том, что никто не знал точного маршрута лайнера, ведь даже сам пилот при снижении дал диспетчеру неверную информацию. А разглядеть место катастрофы с воздуха было почти невозможно: белый самолет сливался с ледником.
Врач регбийной команды погиб во время крушения, поэтому его обязанности легли на непрофессионалов — двух регбистов, которые учились на первом курсе медицинского колледжа. Они организовали импровизированный травмпункт и накладывали товарищам самодельные фиксаторы и шины, сделанные из обломков самолета.
Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»
Вопрос с водой решили легко: приспособили несколько металлических листов, чтобы топить на солнце снег, которого на леднике было в избытке. Настоящей проблемой была пища. Имевшихся в самолете продуктов даже при жесткой экономии хватило бы только на несколько дней. А выжившим требовалась энергия, чтобы восстановиться и не замерзнуть в условиях экстремального холода.
На самом деле цепляться за надежду на спасение было своего рода безумием. Я знал, что выбраться невозможно, но этот внутренний голос не оставлял мне другого выбора. Здесь был только один вариант — бросить вызов горам. С мрачной решимостью, которая теперь укоренилась еще яростнее прежнего, я всем сердцем принял простую истину, что никогда не перестану бороться за то, чтобы покинуть это место. Я был уверен, что усилие убьет меня, но отчаянно стремился начать восхождение
Мое внимание привлек испуганный голос. Это был Коко Николич, стоявший рядом со мной.
— Нандо, пожалуйста, скажи мне, что это неправда! — пробормотал он.
— Правда, — прошипел я. — Carajo. Нам конец.
— Они нас убивают! — завопил Николич. — Они оставляют нас здесь умирать!
Выжившие снарядили первую экспедицию: трое мужчин добрались до оторвавшегося хвоста самолета и отыскали багаж, где было немного еды и одежды. Они планировали идти в сторону Чили, но мороз вынудил их вернуться. Идея принести к фюзеляжу аккумуляторы также провалилась — те оказались слишком тяжелыми. Однако после этой вылазки стало ясно, что именно потребуется для похода.
Страшные решения
Чтобы выжить, уцелевшим пришлось есть тела погибших товарищей. Почти все, кто летел в самолете, были верующими католиками и находили эту идею отвратительной. Но иначе пережить голод было невозможно. Как в итоге признал кто-то из пассажиров, ради спасения остальных он и сам в случае смерти охотно отдал бы свое тело на съедение. «Есть человеческую плоть нелегко, — рассказывал Хосе Луис Инсиарте. — Нужно, чтобы разум заставил тело это сделать. Я не мог открыть рот, а потом с трудом заставлял себя глотать».
Решение съесть погибших станет последним решительным шагом в нашей трансформации. Последнее прощание с невинностью. Мы раздвигали границы нашего страха. Я знал, что белок поможет нам выжить. И я также знал, что если мы еще немного отложим наше решение, то слишком ослабеем и не сможем оправиться от голода. Мы не могли ждать вечно, иначе изменения в организме станут необратимыми
Выжившие понимали, что помощи ждать неоткуда, придется спасаться самостоятельно. Но спустя 16 дней после катастрофы стихия вновь разрушила их планы.
Выжившие в фюзеляже самолета
Пока выжившие спали, с гор сошла лавина и погребла их в фюзеляже самолета. В снежной тюрьме оказались заперты живые вперемешку с трупами. Чтобы выбраться, пришлось прорыть тоннель до кабины пилота и выбить ногой стекло в кабине.
Следующие часы были одними из самых мрачных. Хавьер горько оплакивал Лилиану, почти все остальные оплакивали потерю по крайней мере одного особенно близкого друга. У Роберто погиб ближайший друг Даниель Маспонс. Карлитос потерял Коко Николича и Диего Сторма. Мы все оплакивали Марсело и Энрике Платеро. Из-за гибели друзей мы чувствовали себя еще беспомощнее и уязвимее, чем прежде. Гора еще раз продемонстрировала нам свою силу, и мы ничего не могли сделать в ответ
Этот случай сильно подорвал здоровье и моральный дух тех, кто остался в живых. Однако, по признанию Инсиарте, они очень заботились друг о друге. У него воспалилась нога, он мучился от сильной боли и за считаные недели похудел на 45 килограммов, — но друзья всегда были рядом и следили за тем, чтобы он пил достаточно воды и не забывал есть.
Лавина «утеплила» фюзеляж и защитила их временное жилище от холодных ветров, а тела погибших из-за нее товарищей помогли продержаться еще более месяца. Уцелевшие стали готовить новую экспедицию. Весь ноябрь трое избранных получали больше еды, чтобы набраться сил перед походом. Благодаря первой неудачной вылазке они знали, что им не обойтись без спальных мешков. Их удалось сшить из остатков одежды.
Путь к спасению
12 декабря Нандо Паррадо, Антонио Визинтин и Роберто Канесса отправились в сторону Чили, чтобы оповестить мир о спасшихся пассажирах Fairchild FH-227D и попросить помощи. Через два дня Визинтину пришлось вернуться, но Паррадо и Канесса, несмотря на болезни и трудности, все же добрались до населенных мест. На девятый день пути они встретили местного жителя Серхио Каталана, который и сообщил властям о группе спасшихся после катастрофы.
Хосе Луис Инсиарте остался в лагере и не знал, что помощь уже близка. Позднее он рассказывал, что решил умереть, если их не вытащат до католического Рождества. Спасатели прилетели 22 декабря.
Чилийские медики осматривают Нандо Паррадо после спасения. Слева в очках — Роберто Канесса, еще один уцелевший пассажир разбившегося самолета
Уцелевших два дня эвакуировали на вертолетах — быстрее не вышло из-за плохих погодных условий. Всем спасенным, страдавшим от горной болезни, недоедания, обезвоживания и обморожений, оказали медицинскую помощь.
Уцелевшие в подробностях рассказали о произошедшем на пресс-конференции, а позднее написали об этом несколько книг. Кроме того, об их жизни и спасении было снято несколько фильмов. Все они занимаются общественной деятельностью, поддерживая сограждан в сложных ситуациях. Так, в 2010 году они поддержали чилийских шахтеров, запертых под землей в результате несчастного случая. А годом ранее стало известно, что все 16 уцелевших после того полета решили поддержать программу донорства органов. По их словам, когда-то они сами заключили «договор с жизнью», и гражданам Уругвая стоит также участвовать в госпрограмме донорства.
Много лет мне хватало и того, что мои друзья и семья понимали, через что я прошел. Делиться своей личной историей с кем-то за пределами нашего круга было незачем. Даже давая интервью журналам и газетам или участвуя в документальных фильмах к годовщинам катастрофы, я избегал полностью открываться перед посторонними. Я верил, все, что нужно было знать публике, было мастерски освещено в книге «Живые». Правда, она касалась только фактической стороны нашего испытания. У читателей не было ни малейшего представления о моей внутренней борьбе или о бурлящих эмоциях, которые заставили меня выжить. Но я не хотел слишком углубляться в такие вещи. Пусть читатели получают драму, ужас и приключения. А самые интимные и самые болезненные воспоминания я бы оставил себе