6 сезон киевская русь

Сказочная Русь

Сказочная Русь: 196 серий политической сатиры

6 сезон киевская русь

«Сказочная Русь» впервые вышла в эфир 16 ноября 2012 года в качестве постоянной рубрики информационно-аналитического шоу «Киев Вечерний», это еще одно творение от любимой всеми студии «Квартал-95». Представляет собой «Сказочная Русь» мультипликационный сериал, состоящий из короткометражных серий, его главные действующие лица — политики, артисты, медийные лица, а также другие популярные и узнаваемые в стране люди. Иногда появляются и фигурируют в сюжете политические лидеры стран ближайшего зарубежья, показывая, насколько в мире все взаимосвязано.

Конечно, самая актуальная тематика на данный момент — это политическая обстановка на Украине, сквозь призму юмораи легкой иронии многие события кажутся для телезрителя более доступными и простыми. Именно этой доступностью и объясняется популярность шоу среди телезрителей всей возрастов. В этом телешоу Вы встретите и Виктора Януковича, и Виктора Ющенко, и Савика Шустера, и Юлию Тимошенко вместе с Петром Порошенко, а также Владимира Зеленского, который является еще и режиссером «Сказочной Руси».

Не стоит думать, что других тем, кроме политики, представлено не бывает, встречаются и лирические отступления, именно они и разбавляют главную тематику, и преподносятся тоже с неизменным юмором, порой даже иронией. Создатели обещают, что уже в ближайшем будущем «Сказочная Русь» начнет выходить в эфир как самостоятельное телешоу, к этому есть все задатки и предрасположенности!

За время эфира, с 2012 по декабрь 2016, вышло 8 сезонов и 196 серий, последние 5 сезонов получили свои названия:

Источник

6 сезон киевская русь

Турецкий сериал Земли беззакония / Kanunsuz Topraklar Все серии (Турция, 2021) смотреть онлайн на русском языке. Канал Fox TV.

Захватывающий турецкий сериал, который откроет зрителю глаза на другую сторону Турции, где нет дорогих украшений, роскошных нарядов и прочей красоты. События разгораются на востоке страны в далеком 1940 году. Эти земли подчиняются современному законодательству, пренебрегая правилами полиции. Здесь главный закон – традиции и обычаи, которые порой поражают своей циничностью и жесткостью. Сериал рассказывает о жизни наиболее незащищенных и бедных жителей страны, которые вынуждены просто выживать в сложившихся условиях.

Добавлена 1-4 серия (русская озвучка); 5 серия (тур).

Бразильский сериал Спасайся, кто может / Salve-se Quem Puder Все серии (Бразилия, 2020) смотреть онлайн на русском языке.

Бразилия – это не только страна карнавалов, зажигательной самбы и великого футбола, она славится хорошими душевными мелодрамами. Новый сериал «Спасайся кто может» порадует любителей современной драмы с элементами романтики. В центре картины находится главная героиня по имени Алексия. Она самоуверенная, эксцентричная леди, которая мечтает получить главную роль в новелле. Мечты о всемирной славе вскружили голову красавицы. Мать Алексии была равнодушна к ее переживаниям, во всем ее поддерживал горячо любимый дедушка.

Добавлена 1-38 серия (русская озвучка).

Индийский сериал Я влюбилась в тебя / Laagi Tujhse Lagan Все серии (Индия, 2009) смотреть онлайн на русском языке.

Несмотря на свою красоту, ослепляющую окружающих мужчин, пока она не принесла ничего хорошего Накуше, кроме несчастья. Поэтому девушка делает все, чтобы выглядеть как можно более незаметной и серой и специально уродует свою внешность.
Но однажды она знакомится с Даттой – местным гангстером, красивым, сильным и уверенным в себе мужчиной. По неизвестным для нее причинам Датта влюбляется в нее, причем именно в ту ее ипостась, которую она демонстрирует окружающим.

Источник

Документальные фильмы 12+

«Рюриковичи». Документально-игровой фильм. Часть первая

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Восьмисерийный документально-игровой фильм рассказывает об одной из старейших династий Европы. Князья и цари из дома Рюриковичей правили страной непрерывно на протяжении 740 лет. За это время созданное ими Русское государство выросло до размеров 5,4 миллиона квадратных километров и стало больше всей Европы.

История династии началась одновременно с историей государства. Однако начало это скрыто в густом тумане легенд. Мы никогда не узнаем, кем на самом деле был легендарный варяг Рюрик и был ли он реальным историческим лицом. Зато мы знаем, кем были его потомки. Среди них были поэты и воины, святые и разбойники, законодатели и братоубийцы. Одни восходили на престол по праву рождения, другие — по приглашению, третьи — по трупам родных братьев, но законной их власть над огромной страной делала сама принадлежность к правящему дому Рюриковичей.

В истории династии было все: завоевания и потери, любовь и предательство, интриги и новые законы, яростная борьба за власть и высокое самопожертвование, пепел пожарищ и создание мировых шедевров. Рюриковичи укрепляли, обороняли, расширяли свое государство: кто-то — огнем и мечом, кто-то — миром и договором. Во время их правления сформировалась русская нация и возник феномен русской культуры. Именно Рюриковичи создали ту самую страну — трансконтинентальную полиэтничную державу, — в которой мы сегодня живем.

Согласно летописи, он пришел «из-за моря», откуда накатывались на Европу волны северных пиратов — викингов, но пришел не как завоеватель, а как наемник. Его позвали жители Ладоги, потому что им понадобился опытный воин и независимый правитель, способный предотвратить распрю. Вместе со своей дружиной Рюрик заключил с Ладогой договор и дал ладожанам клятву верности. Именно этот момент — по летописи 862 год от Р.Х., считается точкой отсчета Русского государства.

Игорь Рюрикович и княгиня Ольга

Первый князь Рюрикович, Игорь оказался на престоле совсем младенцем: Рюрик умер, когда его сыну едва исполнился год. Опекуном и регентом при малолетнем князе остался доверенный воевода Олег, вошедший в историю как Вещий. Почти сорок лет князь Игорь сопровождал его во всех походах. На его глазах Олег создавал государство — подчинял племена, собирал земли, ходил на Царьград. Но самостоятельное правление Игоря окончилось катастрофой, стоившей ему жизни. Его вдова, княгиня Ольга, сделала то, чего не сумел сделать ее супруг: укрепила разваливающееся государство и наладила отношения с Византийской империей.

Единственное, что интересовало его в жизни, — война. Но не защита рубежей, а бесконечное расширение территории. Он проигнорировал появление из Великой Степи новых воинственных кочевников — печенегов, зато за несколько лет разгромил Хазарский каганат, разграбил Волжскую Булгарию и ушел на юг — к границам Византийской империи. Чтобы его остановить, понадобилась едва ли не вся мощь греческого войска. Святославу пришлось вернуться на Русь, и на обратном пути его подстерегли у днепровских порогов печенеги, которых он когда-то не воспринял всерьез.

Владимир Святославич (Святой)

На Руси его называли Красное Солнышко и сочиняли о нем былины, которые на много столетий пережили его самого. В Европе он был известен как дикий язычник, о жестокости и распутстве которого ходили легенды. Именно он принес на Русь православие, чем определил всю дальнейшую историю своей страны. Владимир объединил русские земли под своей властью и создал большую державу, скрепив ее общей верой в единого Бога. В XIV веке князь Владимир Киевский был прославлен в лике святых равноапостольных, что почитается как католической, так и православной церковью.

Ярослав Владимирович (Мудрый)

Придя к власти после братоубийственной войны, он за короткое время воссоздал едва не рассыпавшееся Русское государство, сокрушил печенегов и превратил Киевскую Русь в одно из самых мощных и стабильных государств Европы. Он имел обширные династические связи: его женой была дочь шведского короля, невестками — польская, австрийская и византийская принцессы, зятьями — короли Норвегии, Венгрии и Франции. По его инициативе был создан первый на Руси свод законов — так называемая «Правда Ярослава». Вместе с «Правдой Ярославичей» и «Поучением Владимира Мономаха» этот кодекс называется «Русская Правда», он действовал на территории Руси на протяжении нескольких столетий. Канонизирован в лике благоверного.

Источник

Русь Киевская

Группа отвергает псевдонаучные взгляды.

Только объективная история!

Знание сделает нас сильнее!

6 сезон киевская русь

Русь Киевская запись закреплена

ВНОВЬ ПО СЛЕДАМ РАСКОПОК А.С. УВАРОВА: ИССЛЕДОВАНИЕ МОГИЛЬНИКА ГНЕЗДИЛОВО ПОД СУЗДАЛЕМ

Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея завершает первый сезон раскопок средневекового могильника у села Гнездилово под Суздалем.

Имя этого села хорошо известно археологам: курганы «на полях села Гнездилова» были в числе первых могильников, исследованных А.С. Уваровым в 1851 г. в рамках знаменитого проекта изучения суздальских древностей.
Показать полностью.

Раскопки селища Гнездилово 2, проводившиеся в 1980–1987 гг. В.А. Лапшиным в составе экспедиции Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, положили начало изучению средневековых сельских поселений в Суздальском Ополье.

Попытки нового обследования некрополя предпринимались не раз, но оказывались безрезультатными: место его не удавалось локализовать, поскольку в современных ландшафтах вблизи Гнездилова нет никаких следов курганных насыпей.

Новое открытие могильника стало возможно благодаря использованию ГИС-технологий для обработки полевой документации 1851 г., сохранившейся в ГИМ, и применению методов геофизики для выявления невидимых на современной поверхности средневековых объектов.

6 сезон киевская русь

Русь Киевская запись закреплена

ДВА ВИЗАНТИЙСКИХ ВОЕННЫХ ТРАКТАТА КОНЦА X ВЕКА
ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВИЛ В.В. КУЧМА.
СПб.: «Алетейя», 2002 год.

В.В. Кучма опубликовал давно ожидаемую книгу.
Показать полностью.

В самом деле, вряд ли кто-либо сомневался, что крупнейший знаток военного искусства Византии хранит в столе свои переводы трактатов из сокровищницы полемологической мысли империи.

Каждому тексту предпосланы обширные введения, созданные на основе ранее опубликованных статей.

Важное место занимают подробные комментарии, в которых автор
продемонстрировал эрудицию, выходящую далеко за пределы военной проблематики.

Во вступительном разделе к трактату «О боевом сопровождении» В.В. Кучма уделил пристальное внимание правильному пониманию смысла названия, кроющегося в понятии παραδρομή.

Подвергнув критике предложенные многими исследователями варианты интерпретации, автор предлагает тот, который, по его мнению, максимально адекватно соответствует замыслу автора трактата: «О боевом сопровождении», а в узко специальном смысле даже «Трактат о конвоях» или «регламент о конвоях» (с. 14).

Сложнейший вопрос об авторстве трактата рассмотрен исследователем с максимальной полнотой и объективностью.

В самом деле, ни в одном случае выдвинутые аргументы, при
всей их оригинальности, не могут быть сочтены убедительными. В связи с этим вполне логичной и обоснованной выглядит позиция автора рецензируемой работы, предлагающего считать трактат произведением анонимного военного специалиста достаточно высокого ранга (с. 29).

В этой формулировке выделяется объективная оценка аналитических возможностей, предоставляемых источником.

Время создания трактата «De velitatione bellica» исследователь относит КО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 70-х годов X в. (с. 30-31) и дальнейший обзор его содержания производит с учетом этой хронологической локализации.

В связи с исламской агрессией особую роль приобретает аспект религиозного противостояния.

Конфессиональные установки анализируемого сочинения выражены в идее «христолюбивого воинства», призванного защищать христиан от «исмаилитов» (с. 38-39).

Анализируя религиозную концепцию автора «De velitatione bellica», B.B. Кучма прослеживает изменения в глобальных доктринальных воззрениях ромеев, вызванных появлением фанатичного противника.

Во введении к тексту трактата представлены многие аспекты, касающиеся его конкретно-исторического содержания, а также развития военно-теоретической мысли Византии.

Особое внимание уделено методу παραδρομή, настойчиво предлагаемому составителем сочинения в качестве наиболее продуктивного средства борьбы с внезапно напавшим
неприятелем.

Главный смысл метода состоял в том, чтобы сковать и нейтрализовать численно превосходящего противника малыми силами уже на начальном этапе боевых действий.

Исследователь с исчерпывающей полнотой характеризует все компоненты метода, суть которого он усматривает в дистанционном боевом сопровождении (с. 90).

По мнению ученого, тактический репертуар трактата не является сугубо оборонительным.

Решительные, энергичные действия в каждом боевом эпизоде были нацелены на постепенный захват инициативы и достижение цели по вытеснению или разгрому противника.

Подчеркивая довольно узкую тематическую направленность трактата, его практицизм и локальную специфику, исследователь значительно объективней оценивает содержание, чем его многочисленные предшественники, искавшие в источнике тот уровень военно-теоретической мысли, который не был востребован ситуацией и потребностями эпохи.

Кризис фемного строя в Византийской империи, по мысли автора введения, стимулировал поиск простых, эффективных и опробованных на практике способов борьбы с противником.

Руководство для стратигов «De velitatione bellica» стало одним из результатов этого поиска.

Второй публикуемый трактат известен под названием «De castrametatione». B.B. Кучма полагает, что в русском переводе содержание было бы наиболее точно передано наименованием «О размещении армии лагерем» (с. 243). Проблема атрибуции источника чрезвычайно сложна, и по этой причине ей уделено большое внимание.

Исследователь не нашел убедительных аргументов ни в гипотезе, приписывающей сочинение перу Никифора Урана, ни в той точке зрения, которая признает общее авторство с трактатом «De velitatione bellica» (с. 277,279).

Кроме прочего, на это указывает несомненный хронологический разрыв между трактатами.

Рассматривая общую военно-стратегическую концепцию «De castrametatione», автор введения последовательно представляет все ее компоненты от подготовительных мероприятий и разведки до обеспечения безопасности армии в условиях заграничного похода.

Исследователь стремится найти элементы новизны, которые позволили бы определить место сочинения в византийской полемологической традиции. Таковые отыскиваются уже в описании устройства лагеря, однако серьезным вкладом в развитие военной
науки является разработка принципов и правил ведения войны в условиях горной местности.

Переводческие принципы, которыми руководствовался автор рецензируемого издания, являются классическими и прекрасно воплощены в работе.

Некоторые сомнения оставляет лишь понятие «контактное наблюдение», встречающееся в первом из текстов (с. 182). Разумеется, представить «неконтактное» наблюдение можно лишь теперь, когда для слежения за противником могут быть использованы сложные технические средства.

В трактате же речь идет о людях, обязанных пребывать рядом с лагерем врагов в том месте, где он располагается (оі οφείλοντες παραμένειν τφ των πολεμίων φοσσάτφ, έν φ τόπω αύλίζονται).

Именно они, судя по контексту, должны осуществлять наблюдение.

Оба текста источников, как уже было отмечено, сопровождаются подробными комментариями, которые касаются военных реалий, просопографии, этнонимии и многих других терминологических аспектов. Значение приведенной информации выходит далеко за рамки обычных пояснений.

Комментарии превращены в основательный обзор всей полемологической традиции Византии, как с точки зрения теории, так и практики.

Разумеется, не все представленные автором рецензируемой публикации выводы и наблюдения можно принять в качестве абсолютно бесспорных.

Так, к примеру, рассуждение об основном содержании трактата «De velitatione bellica», связанное с поиском наиболее адекватного наименования, не учитывает тех реалий, на которые обратил внимание Ж. Дагрон. Нет сомнения в том, что элемент сопровождения, как один из способов боевых действий, исключительно важен для раскрытия смысла сочинения и, по сути, является ключевым.

Однако, исходя из всего контекста источника, представляется не лишенным оснований и вариант французского историка: «Le traité sur la guérilla».

Действительно, это наименование страдает описательностью, но все же указывает на сердцевину метода борьбы, который рекомендован сочинителем трактата полководцам. Речь идет о засадах, внезапных дневных и ночных нападениях на небольшие подразделения противника, о захвате обоза, т.е. по существу о партизанских действиях.

Полагаю, не лишним было бы более подробное рассмотрение сюжета о понятии «христолюбивое воинство» и его связи с теорией «священной войны».

Насколько сложными и различными были в этом отношении позиции политиков, военных мыслителей и православных богословов, явствует из исследования А. Колья-Дермицаки.

Завершая обзор рецензируемой работы, считаю необходимым отметить, что гармоничное сочетание текстов трактатов с необходимой источниковедческой и военно-исторической информацией и с детально отшлифованными комментариями делает труд В.В. Кучмы образцом публикации переводов. Не сомневаюсь, что книга значительно оживит не только научный, но и общественный интерес к изучению военной истории Византии.

6 сезон киевская русь

И на этом всё, потому что нельзя объять необъятное.
Показать полностью.

Наверное, интернет отреагировал на это обсуждение.

В нашей группе на этом всё и закончилось тогда.

6 сезон киевская русь

Русь Киевская запись закреплена

ПИСЬМО ИМПЕРАТОРА ИОАННА ЦИМИСХИЯ К АРМЯНСКОМУ ЦАРЮ АШОТУ III.

6 сезон киевская русь

Русь Киевская запись закреплена

СТАРОЕ И НОВОЕ В КУЛЬТУРЕ НОВГОРОДЦЕВ

Грандиозные по объему раскопки в Новгороде, начавшиеся более полвека назад, открыли яркий и неповторимый мир древнего города.

Топография и хронология напластований, ремесло и торговля, быт и политическое устройство, культура и военное дело — вот далеко не
Показать полностью.
полный перечень тем, рассмотренных в многочисленных статьях и монографиях.

Конечно, не все стороны жизни древних новгородцев мы представляем одинаково полно.

Это зависит, прежде всего, от специфики археологических
источников.

Взять, например, такую, казалось бы, частную проблему — женский убор. Спору нет, в Новгороде часто находят и фрагменты тканей, и различные украшения. Но вся беда в том, что они встречаются разрозненно, не в комплексе, и поэтому конкретная реконструкция костюма, как правило, невозможна. Кроме того, в Новгороде — крупном торговом и ремесленном центре — неизбежно присутствуют и такие украшения, которые не были свойственны местным жителям. Они могли быть утеряны выходцами из других мест либо изготовлялись здесь специально для продажи на финно-угорских окраинах Новгородской земли, в соответствии со вкусами того населения.

Но как выглядел наряд коренных новгородок, живших в первые века русской истории?

Вопрос этот далеко не праздный.

Одежда женщин эпохи средневековья, красочная и своеобразная, вместе с сопутствующими ей украшениями, представляла сложный синтез проявлений материальной и духовной культуры.

В ней отражались и социальное положение, и этническая принадлежность, и другие, самые разные приметы того времени.

Наиболее полным археологическим источником для реконструкции женского убора являются погребальные памятники. В настоящее время это можно сделать лишь на материалах Деревяницкого могильника, о котором мы уже неоднократно упоминали. Конечно, в рыхлом песчаном грунте могильника органические вещества сохраняются далеко не во всех случаях, но тем не менее по расположению отдельных фрагментов ткани, металлических деталей и украшений можно представить и покрой одежды, и ее живописный облик.

Большое внимание имеют и данные этнографии, донесшие из глубины веков многочисленную информацию по этому вопросу.

Как считают ученые, древним типом восточнославянской одежды, сохранявшейся длительное время, была прямая длинная рубаха, по своему покрою напоминающая древнегреческую тунику.

У ближайших соседей славянского населения Новгородской земли — финно-угорских племен — женский костюм был другим.

В качестве непременной детали он предусматривал металлические застежки-фибулы разных типов.

У славян фибулы тоже изредка встречаются, но преимущественно на
пограничных территориях и, как правило, в мужских погребениях. Практическое отсутствие таких находок в Деревяницком могильнике (найден лишь один экземпляр, служивший к тому же для прикрепления украшений) говорит вполне определенно о господстве славянских
традиций в покрое одежды этого населения.

Наверное, во все времена и у всех народов женщины старались дополнить свою одежду украшениями. Конечно, это стремление выражалось по-разному.

Например, у некоторых финно-угорских народностей в традиционный праздничный убор, известный по этнографическим данным, входили металлические украшения, общий вес которых достигал буквально нескольких килограммов.

Комплекс украшений у древних славян характеризовался гораздо большей скромностью, хотя использование «УЗОРОЧЬЯ» или «ГРИВЕНКОЙ УТВАРИ», выражаясь словами древнего летописца, было им вовсе не чуждо.

Среди украшений в Древней Руси широкое распространение получили бусы, или, как назвал их летописец XII века, «глазки стеклянные». Изготовленные из полудрагоценных камней — сердолика и горного хрусталя, янтаря, разноцветного яркого стекла, они имели успех у разных слоев населения.

Арабский путешественник X века Ибн-Фадлан описывает, как встреченные им на Волге купцы — руссы — щедро платили за ожерелья бус для своих жен.

В Деревяницком могильнике найдены золото-стеклянные бусы, состоящие из двух слоев прозрачного стекла, между которыми помещена тончайшая золотая фольга. Пролежав в земле почти тысячу лет, они не потеряли своего яркого блеска. Не менее эффектны и изделия из цветного стекла, представленные большим разнообразием форм и расцветок. Желтые, синие, полосатые бусины — «лимонки», названные так за свое сходство по форме с лимоном, соседствуют с синими и красными бусами в форме прямоугольных призм, с глазчатыми многоцветными, свидетельствующими о немалой фантазии их изготовителей — мастеров Византии, Сирии и других
заморских стран.

Вместе с бусами носили порой СЕРЕБРЯНЫЕ ПРИВЕСКИ—монеты с приклепанными ушками, прекрасно дополнявшие живописный облик ожерелий. Будучи одним из главных источников для датировки погребений, они в тo же время свидетельствуют 6 широких международных связях Древней Руси.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И СТРАНЫ АРАБСКОГО ВОСТОКА, ВИЗАНТИЯ И ИРАН — вот диапазон мест, ОТКУДА ПРОИСХОДЯТ МОНЕТЫ, НАЙДЕННЫЕ НА ДЕРЕВЯНИЦКОМ МОГИЛЬНИКЕ.

Пожалуй, самая редкая из них — это ДРАХМА, отчеканенная в Иране при шахе Хосрове II из династии Сасанидов, который правил с 590 по 623 год нашей эры.

На лицевой стороне ее изображен стилизованный профиль грозного восточного монарха, а на оборотной — два стражника с мечами, охраняющие жертвенник, на котором горит священный огонь. Диковинная монета оказалась в XI веке в новгородском пригороде, где из нее сделали украшение.

Изделия новгородских ремесленников-ювелиров, найденные на Деревяницком могильнике, принадлежат, главным образом, К ОБЩЕРУССКИМ ТИПАМ XI—XII веков, но в них отразилось и местное своеобразие, заключавшееся в богатстве украшений и виртуозности исполнения.

Вполне отчетливо прослеживаются и традиции, уходящие корнями
в глубь столетий.

В XI ВЕКЕ вследствие бурного развития ремесла в ДРЕВНЕЙ РУСИ даже СЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА начали изготовлять в большом количестве несложную, но оригинальную и имевшую широкий спрос ювелирную продукцию.

В это время в женском уборе различных районов начинают проявляться особенности, которые, по мнению НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ, связаны со сложным племенным составом населения Древней Руси.

Наиболее ярким индикатором местного своеобразия считаются височные кольца, известные в средние века не только на Руси, НО И У ДРУГИХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ.

Для жителя НОВГОРОДСКОЙ ОКРУГИ, западных районов НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ и еще некоторых территорий были характерны ромбо-щитковые височные кольца, названные так из-за расширений ромбической формы, располагавшихся по периметру кольца. Щитки украшались обычно орнаментом. По материалам Деревяницкого могильника видно, как менялись эти кольца со временем: от небольших экземпляров из толстой проволоки с маленькими щитками развитие шло в направлении увеличения размеров щитков и усложнения орнамента на них.

Жительницы НОВГОРОДСКИХ ПРИГОРОДОВ любили прикреплять к височным кольцам треугольные и трапециевидные медные привески, украшенные концентрическими окружностями и зубчатой насечкой. Привески подвешивались в несколько ярусов, при этом их количество достигало семи — двенадцати. Очень эффектно выглядело такое украшение, сочетавшее белый матовый блеск СЕРЕБРА с яркостью красной меди.

Височные кольца, как ромбовидные, так и простые проволочные, входили в состав сложного женского головного убора.

Способы ношения этих украшений были разнообразны.

Иногда они использовались как серьги, но чаще или вплетались в волосы, или крепились к какой-нибудь твердой, например ременной или войлочной, основе.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались.

Если женщины должны были непременно накрывать голову, то девичий убор состоял из венчика — ленты, охватывавшей голову и лоб. Иногда такие венчики делались из ТОНКОЙ ПОЛОСЫ СЕРЕБРА. Однако, как полагают исследователи, очень часто использовались венчики из домотканой тесьмы, не дошедшие до наших дней.

Несомненно, что головные уборы, включавшие височные кольца и венчики, не носились повседневно, а были принадлежностью наиболее парадного, в том числе и свадебного, наряда.

Согласно ЯЗЫЧЕСКИМ представлениям, бытовавшим на Руси длительное время и после принятия христианства, умерших женщин хоронили тоже в свадебном убранстве.

Подобные обычаи сохранялись в некоторых районах России еще В ПРОШЛОМ ВЕКЕ.

В причудливый мир языческих представлений наших предков уводят и привески-амулеты, входившие в состав нагрудных и поясных украшений.

К расшифровке смысла, который вкладывался в эти предметы, неоднократно обращался академик Б.А. Рыбаков.

Среди таких привесок часто встречается плоская, украшенная кружковым орнаментом фигурка животного с вытянутыми ушами и загнутым в колечко хвостом, одновременно напоминающая и коня, и какого-то хищника.

Б.А. Рыбаков считает, что это — изображение «самого свирепого хищника наших лесов — рыси», или, как ее иносказательно называли в Древней Руси, «лютого зверя». Такой АМУЛЕТ служил в качестве «оберега», охраняя носившую его женщину от злых сил.

Водоплавающие птицы в поверьях древнего населения были, очевидно, связаны с водной стихией и ее животворящими свойствами. Среди «птичьих» привесок Деревяницкого могильника, кроме реалистической фигурки гуся с выпуклой грудью и вытянутой шеей, имеется
фантастическая птица, напоминающая утку, на голове у которой видны два отростка, похожие на рога.

Не только изображениям птиц и животных приписывалось магическое действие. Так, миниатюрные ложки являлись символом сытости и богатства, а маленькие бронзовые бубенчики своим звоном, видимо, должны были отпугивать возможное зло. Вероятно, что самыми
действенными «оберегами» считались настоящие клыки хищных животных, найденные в нескольких погребениях.

Иногда с этой же целью использовались просверленные
позвонки животных.

Амулеты подвешивались целыми наборами к цепочке, один конец которой крепился к одежде на груди, а другой либо свободно свешивался, либо пристегивался с помощью кольца к поясу.

Там же, у пояса, могли носиться и различные бытовые предметы, например игольник — футляр для хранения игл.

В наиболее простом варианте он представлял собой бронзовую трубочку с петлей для привешивания.

Существовали и более сложные типы с ажурным навершием. Такие игольники были широко распространены в Восточной Европе.

ТОЧНЫЕ АНАЛОГИИ экземпляру из Деревяницкого могильника найдены в Костромском Поволжье, в Приладожье и в Прибалтике.

Рядом с игольниками иногда находят маленькие железные ножи. Они встречаются лишь в богатых захоронениях. Признаком высокого общественного положения являются, вероятно, и ключи от замков. Они сопутствовали нескольким богатым погребениям первой половины
XI века.

Как и многие другие предметы убора, сделанные из металла, в XI—X II ВЕКАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСТНИ.

Считают, что возникновение этой категории украшений связано с
ОФОРМЛЕНИЕМ НОВЫХ СЕМЕЙНЫХ И БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Первоначально перстни встречаются в захоронениях наиболее знатной части населения, что, вероятно, связано с христианизацией правящих слоев общества. Материалы Деревяницкого могильника в какой-то мере подтверждают это. Действительно, в ранний период, на протяжении ПОЧТИ ВСЕГО XI века, перстни немногочисленны и найдены они в
богатых погребениях.

Иногда женский наряд дополнялся браслетами. Их носили на запястьях рук или у локтей. В последнем случае браслет надевался поверх длинного рукава рубахи.

Ассортимент этих украшений в Деревяницком могильнике невелик. Можно назвать лишь тонкие бронзовые, витые из трех проволок, и сохранившиеся в обломках стеклянные браслеты.

В целом можно считать, что комплекс традиционных женских украшений населения новгородских пригородных сел состоял из двух основных компонентов: украшений головного убора, главное место среди которых занимают ромбо-щитковые височные кольца, и нагрудных либо поясных украшений, состоящих из цепочки с привесками-амулетами. Оба эти компонента были распространены очень широко. Они известны повсюду у северных восточнославянских племен.

Правда, имеются здесь и различия, прежде всего в типах височных колец. Набор традиционных украшений Деревяницкого могильника имеет наибольшее сходство с материалами курганов восточного побережья Чудского озера. Эта территория была заселена выходцами из центральных районов Новгородской земли ИМЕННО В XI веке. Но все же во вкусах
жительниц Новгородской округи и Причудья были и различия. Состав и общее количество металлических украшений у населения северо-западной окраины Новгородской земли были богаче.

Однако самое интересное здесь то, что те типы украшений, которые отсутствуют под Новгородом, заимствованы у древнего финно-угорского населения. Как тут не вспомнить слова великого чешского ученого-слависта Л. Нидерле о том, что в славянских землях «роскошные одежды и украшения развились лишь там, где славяне соприкасались с соседними народами». И действительно, особенности набора металлических украшений из Деревяницкого могильника, в котором полностью отсутствовали гривны и были лишь единичные браслеты, невольно вызывают ассоциацию с погребальными древностями коренных славянских территорий.

Все это, наряду с уже упомянутым ТИПИЧНО СЛАВЯНСКИМ ПОКРОЕМ ОДЕЖДЫ, позволяет считать женский убор, реконструированный для ближайших окрестностей Новгорода, своего рода ЭТАЛОНОМ СЛАВЯНСКОГО УБОРА НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ.

Такой вывод представляется вполне убедительным, если учесть расположение Деревяницкого могильника в одном из важнейших центров славянского расселения на Северо-Западе.

Конечно, рассматриваемый набор украшений в чистом и полном виде встречен ЛИШЬ В ЧАСТИ ПОГРЕБЕНИЙ.

В Деревяницком могильнике в разных погребениях наблюдаются два типа наборов. Один тип связан с традиционным деревенским ремеслом, уходившим корнями в глубь веков и сочетавшим наследие языческой древности с местными племенными особенностями. Другой
представлен в изделиях городского ремесла, связи которого, по определению Б. А. Рыбакова, «распространялись не вглубь, а вширь». На изделиях ювелиров-горожан отражалось влияние торговых площадей, на которых продавали свои товары русские и иноземные купцы.

Какие же изделия предлагали городские ремесленники?
Височные украшения состояли из проволочного кольца с напущенными на него тремя полыми гладкими серебряными бусинами, изготовленными из двух штампованных половинок. Иногда такие бусины включали
в состав ожерелий.

Раньше считалось, что бусинные височные кольца делались в Киеве, поэтому их называли «серьгами киевского типа». Впоследствии новые находки и исследования показали, что украшения являются продукцией не
только киевских, но вообще городских ремесленников.

Хотя бусинные височные кольца находят иногда даже в сельских курганах, они в основном являлись украшением горожанок, причем отнюдь не бедных. Еще в большей степени это относится к изделиям, выполненным в технике зерни. В Деревяницком могильнике найдено немало предметов такого рода — прекрасных произведений прикладного искусства. Одна из наиболее ярких находок—серьга, состоящая из обычного кольца, на
которое были надеты три ажурные бусины. Б местах соединений проволочного «скелета» бусин припаяны маленькие колечки, в которых укреплено по одному шарику зерни. Полые серебряные бусы с зернью и сканью поражают разнообразием и изысканностью форм. Почти десяток их
разновидностей дает хорошее представление о возможностях городских умельцев. Из зерненых бус иногда делали серьги, закрепляя их на проволочных кольцах. Даже перстни украшались порой шариками зерни, правда, большего размера,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *