500 дней до конца

Как не состоялась программа «500 дней»

К началу 1990 г. экономическая перестройка в СССР окончательно забуксовала. Когда в 1987–1988 гг. были приняты важные решения об экономических реформах, предприятия стали более самостоятельными. Но самые важные вопросы – о свободном ценообразовании и других рыночных механизмах – все никак не решались. Горбачев и его команда не шли на это, опасаясь социального взрыва из-за всплеска цен. Чтобы смягчить последствия грядущего социального недовольства, Горбачев начал политическую реформу, надеясь выпустить пар протеста в политический свисток. Но политическая реформа привела к образованию разных центров власти, сильнейшим из которых оказался Верховный совет РСФСР во главе с его председателем Борисом Ельциным, политическим противником Горбачева. Согласовать условия перехода к рынку стало еще труднее.

Весной 1990 г. заведующий экономическим отделом Совмина СССР Григорий Явлинский вместе с экономистами Михаилом Задорновым и Алексеем Михайловым составили проект программы перехода к рыночным отношениям «400 дней». Этот документ предусматривал замораживание развернувшегося в стране хаотического роста рыночных элементов и предлагал провести целенаправленную подготовку рыночной инфраструктуры, прекратить финансирование нерентабельных предприятий, сделать возможным банкротство, начать приватизацию за деньги земли, мелких и средних предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, общепита и строительства. С проектом «400 дней» Явлинский пошел к своему учителю и политическому покровителю, зампреду Совмина академику Леониду Абалкину. Программа Абалкину не понравилась, он счел ее утопичной и настаивал на доработке.

Явлинский не имел публичной известности и высокого статуса. И то и другое имелось у других людей, которые один за другим стали превращаться в «отцов» новой программы реформ. Документ получил распространение, и им воспользовался (без указания авторства) депутат Михаил Бочаров, претендовавший на пост председателя правительства РСФСР. Ельцин пришел в восторг от того, что именно Россия может стать инициатором этих рыночных реформ в СССР, и был доволен Бочаровым. Подкупали четкие сроки программы и радикальный отказ от догм коммунистической идеологии.

Тут стало известно, что Бочаров не является автором программы, а Ельцин уже сделал ставку на проект, который получил название «500 дней». Узнав о Явлинском, Ельцин предложил ему сотрудничество. 14 июля Явлинский стал «российским Абалкиным», заняв посты заместителя председателя Совета министров РСФСР и председателя Госкомиссии РСФСР по экономической реформе.

Разработка программы стала полем для сближения союзного и российского руководства. 2 августа 1990 г. Горбачев и Ельцин образовали комиссию по подготовке совместной программы перехода к рынку во главе с академиком Станиславом Шаталиным – Явлинский казался недостаточно статусной фигурой. В основу деятельности комиссии легла программа «500 дней».

В доработке программы приняли участие такие известные в будущем экономисты, как Сергей Алексашенко, Андрей Вавилов, Леонид Григорьев, Борис Федоров и др. Но Госплан и другие ведомства не стали сотрудничать с комиссией. За этим сопротивлением стоял председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.

К концу августа программа была подготовлена. Она включала проект экономического соглашения с разграничением полномочий центра и республик и 20 законопроектов, предусматривавших начало приватизации при сохранении существующих цен на 100–250 дней. Верховный совет РСФСР программу поддержал.

Программа вызвала критику со стороны союзного правительства и ряда экономистов и политиков, выступавших за незамедлительное введение рыночных отношений еще до приватизации. У Рыжкова и Абалкина была готова своя программа перехода к рынку – не 500-дневная, а пятилетняя.

Столкнувшись с их сопротивлением Явлинскому и Шаталину, Горбачев стал искать компромисс и предложил объединить две программы в единую программу президента СССР. Эту задачу президент поручил академику Абелу Аганбегяну. 11 сентября Горбачев заявил, что ему «больше импонирует» экономическая программа Шаталина.

16 октября 1990 г. Ельцин выступил в Верховном совете РСФСР с программной речью, в которой критиковал Горбачева за нерешительность и нарушение взаимных договоренностей по реализации программы «500 дней», и объявил, что отныне Россия будет проводить программу сама, без Союза. Это заявление было чисто политическим, так как программа была рассчитана на общесоюзные реформы. После этого выступления Явлинский покинул посты в российском правительстве. Россия ускорила действия по достижению экономической самостоятельности от союзного руководства, а программа «500 дней» так и не стала воплощаться.

Впрочем, для репутации ее составителей так было даже лучше. Любая политика либерализации в тех условиях несла бы с собой социальные издержки и проклятия пострадавших. А нереализованные программы оставляют по себе идеализированный миф.

Источник

Почему программа 500 дней так и не была принята

Содержание статьи

500 дней до конца

Суть программы «500 дней»

30 августа 1990 года инициативная группа экономистов в лице С. Шаталина, Г. Явлинского, Н. Петракова, М. Задорнова и прочих создала документ, главной идеей которого было сохранение в составе Советского Союза республик в условиях мягкого вхождения в свободный рынок и предоставления им суверенитета. Он предлагал четырехэтапную программу преобразований:

1 этап. В течение первых 100 дней (с октября 1990 года) предполагалась приватизация государственной земли и недвижимости, акционирование предприятий и создание резервной банковской системы;
2 этап. В следующие 150 дней должна была произойти либерализация цен — государство постепенно отходит от контроля над ценами, при этом ликвидируется устаревший госаппарат;
3 этап. Еще 150 дней, в которые на фоне приватизации, свободного хождения товаров на рынке и либерализации цен должны произойти стабилизация рынка, наполнение госбюджета и повышение конвертируемости рубля;
4 этап. В последние 100 дней все предыдущие действия должны привести к подъему экономики, приходу эффективных собственников и полной перестройке госструктуры. К 18 февраля 1992 года эта программа должна была завершиться.

Итак, создатели программы планировали в течение 500 дней заложить основы рыночной экономики. Они понимали, что за такой короткий срок невозможно повернуть неповоротливую экономику огромной страны лицом к рынку поэтому создавали очень мягкий вариант реформ за счет государственных, а не частных ресурсов. Однако вместо этого граждане СССР испытали шоковую терапию. И причин тому было несколько.

Причины непринятия программы «500 дней»

1. Несогласованность политических и экономических действий. Не осознавая необходимость реализации срочных реформ, Верховный Совет СССР затянул обсуждение программы, в результате чего все запланированные до конца 1990 года мероприятия были отложены. Вместо того чтобы начать с финансового оздоровления, правительство провело реформу цен, в итоге переход к рынку пошел не через стабилизацию рубля, а через гиперинфляцию.

2. Разрушение союзных органов управления. Отсутствие единства в действиях РСФСР и других союзных республик привело к тому, что реализовать программу с участием всех хозяйствующих субъектов оказалось невозможно. Республики взяли курс на отделение и по сути бойкотировали проведение реформ и создание нового экономического союза, который бы стал полноценной заменой хозяйственных связей между частями СССР, не давая необходимой информации о реальном положении дел в стране. В результате экономисты не имели возможности разработать правильные стабилизационные мероприятия. Реализовать программу реформ «500 дней» можно было только при единодушном участии всех республик.

3. Упущение момента. Нарастание кризисных тенденций на фоне бездействия руководства страны подвело экономику к точке невозврата — уже сама ситуация диктовала необходимость решительных действий. Именно поэтому даже принятие программы уже не спасло бы экономику — время постепенных реформ было упущено.

Итак, парад суверенитетов, отпуск цен, сильнейшая инфляция, противостояние политических сил — все это не позволило реализовать мягкий переход от плановой к рыночной экономике и создать прочные связи между республиками. В результате потребовалась срочная реанимация экономики, которую назвали шоковой терапией. Однако часть наработок программы «500 дней» легла в основу дальнейших реформ.

Источник

Калькулятор дней

Калькулятор дней поможет рассчитать количество дней между двумя датами, определит дату через любое количество дней в будущем или прошлом, а также покажет количество дней до ближайших праздников и день недели для любой даты.

Это интересно!

Например, такой калькулятор дат удобен, если вам нужно посчитать просрочку по договору (пеня обычно рассчитывается за каждый просроченный день). Или вычислить, до какой даты хватит каких-либо запасов при заданном среднесуточном расходе. Или выяснить, попадет ли важная для вас дата Калькулятор ЕГЭ
Калькулятор беременности и родов
Калькулятор пенсии
Ипотечный калькулятор на рабочий день или на выходные, или узнать, сколько времени осталось у вас до намеченной даты.

Количество дней между двумя датами

Какая будет дата через Х дней?

500 дней до конца
до ближайшей субботы осталось дней: 4

до зарплаты осталось дней: 8 (считаем, что зарплату выдают 10 числа)

до Нового Года осталось дней: 60

до 23 февраля осталось дней: 113

до 8 марта осталось дней: 126

до 1 мая осталось дней: 180

до дня Победы осталось дней: 188

до дня России осталось дней: 222

до дня Народного Единства осталось дней: 2

Источник

500 дней до концаed_glezin

ed_glezin

Это была программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную основу в целях реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма». Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.
Второй этап (150 дней) — либерализация цен.
Третий этап (150 дней) — стабилизация рынка.
Четвёртый этап (100 дней) — начало подъёма.

500 дней до конца

500 дней до конца

500 дней до конца

Фрагмент книги Михаила Горбачева «Жизнь и реформы»:

Явлинский попросился ко мне на прием. Не знаю, по поручению Ельцина или по своей инициативе. Скорее первое. Я внимательно выслушал его рассуждения, они мне импонировали, в особенности признание необходимости единого подхода к проведению реформы в рамках Союза.
Дело выглядело так. С одной стороны, правительственная программа перехода должна быть представлена в Верховный Совет Союза к началу сентября. С другой — развернута широкомасштабная работа по линии Российской Федерации. Возникала опасность конфронтации между центром и Россией. Неясна была позиция других республик. Нельзя было исключать, что они поддержат российскую программу по политическим соображениям.
Тогда и родилась идея объединить усилия в разработке рыночной программы. Вскоре появился документ за подписью Горбачева, Ельцина, Рыжкова и Силаева, согласно которому создавалась рабочая группа, в которую вошли Шаталин, Петраков, Абалкин, Явлинский, другие экономисты, а также полномочные представители правительств союзных республик. Концепцию совместной программы поручалось подготовить не позднее 1 сентября.
Подписали документ 27 июля. Первоначально Ельцин предлагал подписать его вдвоем. Подпись Силаева для него не имела значения, а вот то, что подписывает Рыжков, было трудноприемлемым. Заупрямился и Рыжков, но в конце концов уступил, объясняя «нежеланием мешать наметившемуся налаживанию сотрудничества между Горбачевым и Ельциным».
В списке рабочей группы, которой было поручено составление совместной программы, первой стояла фамилия академика Шаталина. По сложившейся традиции это означало, что он является и руководителем группы.
Где-то в конце 1988-го — начале 1989 года академик стал моим неформальным советником по экономическим, и не только экономическим, вопросам. К зарождению концепции Явлинского Шаталин не имел прямого отношения. Он был подключен к этой работе, что называется, на ходу. С большим рвением отнесся к новому поручению, и с этой точки зрения вполне обосновано, что «500 дней» стали называть программой Шаталина — Явлинского.
Я уехал в отпуск, связь с рабочей группой поддерживал через своего помощника Петракова. Из Москвы стали поступать противоречивые и все более тревожные сигналы. Группа работала напряженно, состоялись встречи с представителями республиканских правительств, а вот с союзным Совмином никакого сотрудничества не получалось. Нарастало взаимное неприятие.
По моей просьбе состоялась встреча рабочей группы с Рыжковым и Абалкиным с участием Силаева. Но разговор получился жесткий, по сути дела, непримиримый. Совместная работа над программой фактически так и не была начата. Группа Шаталина—Явлинского продолжала работать сама по себе, отдельно от союзного правительства. А правительство Рыжкова — Абалкина трудилось над собственной программой перехода к рынку в соответствии с поручением Верховного Совета.

500 дней до конца

500 дней до конца

Родилась программа «500 дней» и программы «400 дней доверия» Явлинского. https://www.yabloko.ru/Publ/500/400-days.html

Из комментариев в Фейсбуке:

Преамбула разработчиков и соавторов программы:

500 дней
Человек, Свобода, Рынок

О ПРОГРАММЕ, РАЗРАБОТАННОЙ ГРУППОЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ АКАДЕМИКА С.С.ШАТАЛИНА
Москва, 1990 год

Эта программа могла появиться только в условиях перестройки и полностью лежит в русле политики, начатой в 1985 году. М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин выступили инициаторами ее подготовки. И осуществить ее можно только при их совместной поддержке.

Наше общество в результате многолетнего господства тоталитарной социально-политической системы оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства, допущенные им просчеты в экономической политике, поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее утрачиваются. Переломить ситуацию могут только хорошо продуманные и энергичные действия, поддержанные народом, опирающиеся на его солидарность и патриотизм.

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ, с которыми люди связывают теперь лишь изменения к худшему в своей жизни. Жизнь, к сожалению, научила их с большей готовностью верить в плохое, чем в хорошее. Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт.

Главное отличие состоит в том, что она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. Движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

Длительный период проводилась по сути антинародная политика: богатое государство при бедном народе. Государство сконцентрировало в своих руках огромные ресурсы, практически всю собственность на средства производства. Ресурсы бездумно тратились на гигантские и неэффективные проекты, раздуваемой военной мощи, внешнеполитический авантюры с идеологической подоплекой, хотя все это давно нам не по средствам.

Программа ставит задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям. Есть серьезные основания считать, что возвращение народу значительной части собственности и ресурсов на различных условиях обеспечит их гораздо более эффективное хозяйское использование и позволит избежать многих негативных явлений в процессе перехода к рынку. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе по скрытым от общества статьям.

И только тогда, когда все возможности и ресурсы, пожираемые сегодня гигантской государственной машиной, будут повернуты на нужды людей и когда они узнают об этом, только тогда руководство страны вправе обратиться к народу с призывом проявить терпение, вынести возможные тяготы во имя Родины, во имя будущего своего и своих детей.

Мы также должны обратиться за помощью к другим странам. Они поддержат нас, если признают нашу программу достаточно решительной и компетентной, если будут уверены в том, что предоставленная помощь будет использована разумно и эффективно на благо людей.

Каждый человек, каждое предприятие, каждая территория или суверенная республика увидят в предлагаемой программе отклик на свои кровные интересы и получат с ее помощью возможность действовать ради реализаций этих интересов сейчас же, немедленно.

В этом еще одна принципиальная особенность программы: люди должны не ждать чьих-то разрешений и указаний, а поступать в соответствии со своими интересами. Программа же показывает, как лучше и эффективнее действовать в этом направлении. Человек, заинтересованно читающий эту программу, может определиться, что выгодно для него лично, и заранее решить, когда и что следует делать, что, от кого, в каком объеме и на каких условиях требовать для реализации своих экономических прав и интересов.

Созданная у нас система экономических отношений и управления народнохозяйственным комплексом повинна в том, что в богатейшей стране трудолюбивый народ живет на уровне, совершенно не соответствующем богатству территории, его таланту и усилиям. Люди живут хуже, чем работают, потому что они либо делают не то, что нужно им самим, либо то, что ими делается, теряется или не используется.

Предлагаемая программа определяет пути перехода к экономической системе, способной устранить это положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Таким образом, программу можно рассматривать как программу реализации прав граждан на лучшую, более достойную жизнь.

Право человека на собственность

Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственной собственности гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет накоплено в будущем. Приватизация, что следует отметить особо, это форма распределения ответственности за состояние, и уровень развития общества между всеми ее членами, которые пожелают на себя эту ответственность взять. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот.

Программа предоставляет равные шансы всем. Однако это равенство шансов не должно восприниматься как зеркальное отражение уравниловки. Для того, чтобы приватизация не превратилась в способ легального и чрезмерного обогащения немногих, сама процедура должна обеспечивать участие в ней самых широких слоев: практически каждый, даже не имея первоначального значительного капитала, сможет при желании получить свою долю национального богатства. Равенство возможностей будет обеспечиваться разнообразием форм приватизации, что даст возможность либо взять возможность имущество в аренду, либо выкупить его в кредит, либо приобрести на паевых началах и т.д.

Принципиально важным является то, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Собственность необходимо заработать, ибо в даровое имущество человек плохо верит и мало ценит. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и оно может быть предоставлено им бесплатно или за символическую плату. Речь в первую очередь идет о давно занимаемых квартирах с минимальным метражом на человека, о небольших садовых участках и многом другом.

Немедленно вслед за этим должна начаться работа по созданию до конца года 50-60 акционерных компаний на базе крупных государственных предприятий, а также передача или продажа за символическую плату определенных (уже фактически заработанных) категорий жилья и земельных участков.

Должна быть проведена инвентаризация национального богатства страны, в первую очередь золотовалютных резервов, стратегических запасов, имущества общественных организаций, незавершенного строительства, имущества Вооруженных Сил и некоторых других видов госимущества (легковой автотранспорт, госдачи и пр.). Местные Советы (районные и городские) проводят инвентаризацию нежилых помещений. Местные Советы также замораживают большую часть производственных строек по итогам инвентаризации незавершенного строительства. Оценивается стоимость этих объектов, неустановленного оборудования, материальных запасов в строительстве. Проделанная таким образом работа позволит приступить к реализации населению, предприятиям, кооперативам части материальных запасов.

Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения анализа финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий: мастерских, магазинов, ателье, киосков. Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности. Перенесением значительной части спроса на эти цели удастся избежать и существенного роста цен при их поэтапном «освобождении».

Основная нагрузка по реализации прав граждан на собственность ложится на специально созданные органы по приватизации и на комитеты по земельной реформе при областных (районных) Советах народных депутатов.

Право граждан на экономическую деятельность обеспечивается перераспределением имущества между государством и гражданами в ходе разгосударствления, а также принятием Закона о предпринимательской деятельности. Государство создает такую хозяйственную среду, которая будет способствовать развитию инициативы и предприимчивости, максимально упростит процедуру открытия собственного дела, поможет правильно его поставить, поддержит льготными налогами и кредитами в конкуренции с крупными предприятиями. Программа исходит из того, что мелкое предпринимательство необходимо обществу для того, чтобы повернуть производство на удовлетворение потребностей каждого конкретного человека, для борьбы с диктатом монополистов на потребительском и производственном рынках, для создания необходимых условий быстрого освоения новых научно-технических идей, к которым наиболее восприимчиво мелкое и среднее предпринимательство.

Право граждан на экономическую деятельность

Как технически будет осуществляться право людей на собственность?

В первый же день начала реализации программы официально декларируется равенство прав любых физических и юридических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Объявляется программа приватизации, преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества, продажи мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. В этом же заявлении говорится о предоставлении гарантий прав собственности на любой вид имущества, кроме принадлежащего исключительно государству. Объявляется амнистия осужденных по статьям за предпринимательскую деятельность, сами эти статьи изымаются из уголовного и административного законодательства. Одновременно усиливается борьба с преступлениями против собственности граждан.

Законодательно обеспечивается благоприятная обстановка для вывода из государственной собственности предприятий по инициативе трудовых коллективов путем обращения их в Фонд государственного имущества или республиканские Комитеты по управлению государственным имуществом.

Государство будет стимулировать развитие международных хозяйственных связей, поездок за границу на работу или учебу. Попытки построить систему, отгороженную от внешнего мира, практически обрекли на деградацию и застой большинство отраслей нашей экономики. Открытие внутреннего рынка заставит отечественных предпринимателей конкурировать с дешевыми импортными товарами как внутри страны, так и за рубежом, что придаст нашему хозяйству динамичность и гибкость в удовлетворении потребностей рынка, а значит, и потребителя.

Право граждан на свободу потребительского выбора и справедливые цены

В числе прав и свобод новой экономической системы право потребительского выбора занимает не последнее место. Отечественный потребительский рынок на сегодня оказался практически полностью разрушенным, а наши потребители, то есть все мы, соответственно, бесправными. Граждане великой державы оказались заложниками пустых магазинов, практически попав под власть монополистов товаропроизводителей и монополистов товарораспределителей.

Реформа направлена на нормализацию состояния потребительского рынка путем либерализации ценообразования. А в переходный период путем формирования товарных резервов, в том числе за счет поставок по импорту с учетом предстоящего поэтапного перехода к свободным ценам на многие виды товаров. Вводится свободный курс купли-продажи валюты, разворачивается валютный рынок. Ряд крупных банков получит право торговли валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено хранить валюту в банках.

Существует мнение, что переход к рынку невозможен без административного повышения цен. Программа позволяет начать такой переход без централизованного повышения цен. Рынок знает рост и падение цен, а вот административная система, особенно в последние годы, меняет их только со знаком плюс. Мы видим по нашему пока еще безрыночному хозяйству, как дорожает жизнь, и это происходит гораздо быстрее, чем признает официальная статистика.

Переход к свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которые не входят в число предметов потребления первой необходимости и приобретаются в основном слоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет в первую очередь именно на них.

В соответствии с программой продукты должны быть дифференцированы по сортности. Широкая дифференциация цен на товары в зависимости от их сорта сочетается с низкими ценами на круг товаров первой необходимости. Поэтапно увеличивается доля свободных цен (по мере реализации мероприятий по финансовой стабилизации экономики). При продаже высококачественных продуктов на первых порах может взиматься специальный налог для поддержания низких цен на имеющиеся в продаже продукты массового спроса. Ни в коем случае нельзя начинать реформу с отмены государственных дотаций на мясомолочные продукты. Их следует сохранить, передав местным Советам право более справедливого распределения этой помощи.

Право граждан на рост доходов и социальные гарантии

Рынок, как очень мобильная система, не только либерализирует экономические процессы, но и создает механизмы, позволяющие регулировать изменения, происходящие в уровне жизни. К ним относятся индексация денежных доходов регулярный пересмотр уровней доходов в соответствии с динамикой минимального потребительского бюджета, система социального вспомоществования лицам, оказавшимся за чертой бедности.

Все большую роль в составе доходов населения будут играть доходы от собственности: получение более высоких, чем теперь, процентов по вкладам в банках и по облигациям государсевенных ценных бумаг, получение доходов от акций.

Социальная переориентация экономики невозможна без широкой структурной перестройки. Но никакая, даже самая лучшая централизованная, административно-командная экономическая система не в состоянии осуществить ее, как неспособна охватить и удовлетворить все потребности общества. Структурная перестройка потребует усилий и неизбежно временных жертв, но это не вина рынка, а результат его отсутствия. Однако без такой структурной перестройки в принципе невозможно добиться сколько-нибудь существенного роста уровня жизни. Конечно, закрытие и переналаживание многих производств потребует временного освобождения, переобучения большого числа людей. Тем самым будет формироваться новая, более эффективная структура занятости, сократятся тяжелые и вредные участки производства, ручной труд. А более квалифицированные работники на новых высокоэффективных производствах будут лучше зарабатывать.

Намечаются реорганизация службы трудоустройства и введение выплат пособий тем, кто по какой-либо причине ищет новую работу. Во время поисков работы с активным участием в этом государственных служб люди могут участвовать в общественных работах: строительстве дорог, домов, причем в первую очередь для себя. Желающие могут получить участок земли и обрабатывать его.

Планируется организация курсов и программ переобучения и переподготовки рабочих и служащих, формирование системы добровольных общественных работ.

Острота проблемы занятости будет существенно сглажена созданием дополнительных рабочих мест на новых производствах, торговли и в сфере услуг, стимулированием развития предпринимательства и мелких предприятий.

Регулирование занятости должно обеспечить незакрепленность за работником конкретного рабочего места, а создание условий для непрерывного роста квалификации и профессионального мастерства. Именно разработка такого постоянно действующего механизма и его совершенствования в соответствии с возникающими проблемами станут ядром государственной политики занятости.

Право предприятий на свободы экономической деятельности

Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночной конъюнктурой, самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, выбирать партнеров.

Практически уже с самого начала осуществления программы предприятия получают возможность поменять владельца: либо путем приватизации (главным образом для мелких и средних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно для средних и крупных). А значит, коллективы предприятий сразу после объявления программы могут начать подготовку и как можно менее болезненно пройти этот процесс, что в принципе отличается от нашей практики обрушивать подобные решения как снег на голову. Они смогут по своему усмотрению решить вопрос о найме высококвалифицированных управляющих по контракту.

В целях поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут, очевидно, заморожены до июля 1991 года. Однако вслед за этим предприятия получат право самостоятельно определять номенклатуру и объем производства, потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей стране.

Предприятия выйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими партнерами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы, в том числе объекты незавершенного строительства и т.п., свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного имущества, и сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено право непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия смогут покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке.

Обретая новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что программа предполагает для них жесткие ограничения: повышение платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная конкуренция. Осознание этих реалий поможет предприятиям лучше распорядиться обретаемой свободой.

Права республик на экономический суверенитет

Эти права обеспечиваются в соответствии с программой на основе с Договором об экономическом союзе суверенных государств и ряда соглашений, его дополняющих. Предполагается также заключение соглашений о межреспубликанских поставках, о поставках для общественных нужд, а также о механизмах поддержания хозяйственных связей в переходный период.

Главный тезис во взаимоотношениях республик и центра состоит в том, что никто никем не руководит и не командует. Вся программа исходит из уважения к принятым республиками декларациям о суверенитете. Экономическую реформу невозможно провести на основе распоряжений из центра, какими бы верными они ни были. Народы больше не желают терпеть положение, при котором коренные вопросы их жизни решаются в центре, без их участия. Программа учитывает стремительный рост национального самосознания, поэтому основная роль в проведении преобразований отводится республиканским правительствам и местным органам власти. Власть должна приблизиться к людям.

Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальным богатством своих республик, не допускать бессмысленной растраты ресурсов, сохранить для следующих поколений природу, богатства недр. Республиканские правительства теперь несут ответственность за развитие своих территорий и, соответственно, берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой.

В республиках будут определяться уровень основных налогов, формы и способы приватизации, регулироваться цены на большинство товаров. Каждая республика сама найдет пути к земельной и жилищной реформам. Республиканские правительства выработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно сформируют республиканский бюджет. Союзу передаются средства на финансирование только тех программ, в которых народы действительно заинтересованы.

Экономическая интеграция необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктате центра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнерстве. Вступая в экономический союз, суверенные республики договариваются об общих принципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованном проведении реформы. Органы управления союзом формируются на основе паритетного представительства всех республик. Формирование этих органов планируется уже в самом начале программы. Полномочия, предаваемые союзным органам управления, согласовываются всеми республиками и закрепляются в Договоре об экономическом союзе.

Участие в экономическом союзе должно быть выгодным для суверенных республик, поэтому следует предусмотреть добровольность вступления и право свободного выхода из союза. Вместе с тем член экономического союза должен взять на себя определенные обязательства, согласованные всеми его участниками. При отказе от выполнения этих обязательств, но при желании участвовать в некоторых социально-экономических программах союза, республика получает статус ассоциированного участника (наблюдателя), что сужает ее права в рамках союза.

Экономические права центра

Представляют собой сумму прав, делегированных суверенными республиками. В рамках этих согласованных прав центр осуществляет свои полномочия по управлению общественным имуществом и фондами, экономическими программами общесоюзного значения, а также обеспечивает максимально возможную согласованность в проведении реформы.

Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сегодня, а не в отдаленном завтра, и предлагаемая программа перехода к рыночной экономике нацелена на возможно более полную реализацию этого права.

Рабочая группа вполне осознает, что у предлагаемой программы есть недостатки, но верит, что окончательную ее доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего.

Мы выражаем благодарность сотням специалистов, представителям рабочих коллективов, ученым и целым научным учреждениям, оказавшим поддержку и практическую помощь в сложной работе.

С. ШАТАЛИН, Н. ПЕТРАКОВ, Г. ЯВЛИНСКИЙ, С. АЛЕКСАШЕНКО, А. ВАВИЛОВ, Л. ГРИГОРЬЕВ,
М. ЗАДОРНОВ, В. МАРТЫНОВ, В. МАЩИЦ, А. МИХАЙЛОВ, Б. ФЕДОРОВ, Т. ЯРЫГИНА, Е. ЯСИН

500 дней до конца

500 дней до конца

500 дней до конца

500 дней до конца

500 дней до конца

Из интервью Григория Явлинского:

Программа «500 дней» до сих пор обсуждается среди людей, интересующихся перестройкой. Несколько вопросов о ней: Это спасательный круг социализму (попытка пойти путем, которым успешно идет Китай) или ультиматум — резкий переход к капиталистическим отношениям?

Программа «500 дней» была про то, как надо было готовить страну к переходу к эффективной рыночной экономике от уже неработающей плановой системы, как это сделать без катастрофы, без погружения всей страны в бедность, без гигантского спада производства. Программа последовательно, профессионально и, что важно, открыто публично формулировала план действий на первые полтора года реформ.

Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти. Если бы люди получили возможность за свои сбережения купить магазины, рестораны, парикмахерские, мастерские, грузовые автомобили, автобусы и тому подобное, что тогда называли «средствами производства», то появилась бы реальная частная собственность, массовое предпринимательство, в России возник бы средний класс.

Вообще, одной из важнейших целей программы «500 дней» было заложить основу для создания в стране многочисленного и устойчивого среднего класса, чтобы на следующем этапе он смог стать участником акционирования крупных предприятий. Приватизацию можно и нужно было осуществлять именно так, а не через мошенничество с ваучерами и криминальные залоговые аукционы. Таким путем Россия могла построить эффективную экономическую систему современного капитализма.

Кроме того, «500 дней» была адресована всему Союзу, а не только России и предполагала сохранение общего экономического пространства между союзными республиками — банковский союз, единое таможенное пространство, свободная торговля, общее экономическое и трудовое законодательство…Подготовленный мною такой Экономический договор даже был подписан в Кремле 13 республиками, в том числе, кстати говоря, Украиной, осенью 1991 года. Но потом все это было уничтожено Беловежской пущей.

Явлинский и 500 дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *