4 правовое положение населения киевской руси по русской правде

История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

4 правовое положение населения киевской руси по русской правде

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Правовое положение населения Киевской Руси

В IX в. в Древнерусском государстве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения. К господствующему классу относились:

2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы, бояре — вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Бояре в XI–XII вв. участвовали в боевых походах князя, управлении и судопроизводстве;

3) верхушка служилых людей (составляли удельные князья, служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата);

4) дружины князей, непосредственно подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю.

К зависимому населению относятся:

1) смерды (крестьяне) — это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов от князей выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;

2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях;

3) рядовичи — это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);

4) изгои — это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;

5) прощенники — это лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;

6) холопы (челядины) — это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны;

7) докладные холопы — это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;

Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на:

4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.)

Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т. к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Источник

Правовое положение населения по русской правде

4 правовое положение населения киевской руси по русской правде 4 правовое положение населения киевской руси по русской правде 4 правовое положение населения киевской руси по русской правде 4 правовое положение населения киевской руси по русской правде

4 правовое положение населения киевской руси по русской правде

4 правовое положение населения киевской руси по русской правде

Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись насубъекты, поименованные в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купе­чество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов, существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т. е. заем, в который могли включаться разные ценности, — земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Источник

8. Правовой статус населения по «Русской правде»

8. Правовой статус населения по «Русской правде»

«Русская правда» позволяет сделать вывод о составе, сословности и правах и обязанностях в древнерусском обществе. Жители Руси делились на три категориивласть имеющих, свободных людей и зависимых. Два юридических критерия выделяют эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя.

Эти привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан, т. е. феодалов и выполняющих служебную функцию при князе.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей.

Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых «Русская правда» упоминает как о зависимых людях.

Зависимыми людьми, т. е. не имеющими личной свободы, были закупы и холопы. Закуп — человек, продавший феодалу свою свободу за «купу» (земля, скот, зерно, деньги и пр.). Этот долг следовало отработать, но установленных норм не существовало, поэтому кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Если закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа.

С превращением закупа в холопа его правовой статус резко менялся.

Холоп — наиболее бесправный субъект права: он считался имуществом своего господина. Его имущество было собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

10. Виды преступлений и наказаний по «Русской правде»

10. Виды преступлений и наказаний по «Русской правде» Уголовное право Древней Руси было феодальным, т. е. оно защищало права обладающего властью класса крупных землевладельцев. Возведенное в статус позитивного, обычное право еще носило архаичные черты, присущие

31. Правовой статус населения по Соборному уложению 1649 г

31. Правовой статус населения по Соборному уложению 1649 г Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения и закрепляло произошедшие изменения в правовом статусе поместного землевладения.Вотчина считалась привилегированной формой

§ 1.3. Правовой статус личности

§ 1.3. Правовой статус личности Термин «правовой статус» широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д.Под правовым

49. Правовой статус прокурора

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

17.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры

17.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при

8. Судебный процесс по Русской Правде

8. Судебный процесс по Русской Правде Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:1) заклич;2) свод-отыскание ответчика (следствие);3) судоговорение;4) вынесение решения.1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что

9. Преступление и наказание по Русской Правде

9. Преступление и наказание по Русской Правде Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного,

Конституционно-правовой статус граждан в КНР

Конституционно-правовой статус граждан в КНР Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо

1. Понятие, правовой статус

1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных

§ 6. Правовой статус личности

§ 6. Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО Уполномоченный имеет право:• беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;• запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и

6.2. Правовой статус безработного

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан

Глава 10 РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XI-XVII вв.

Глава 10 РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XI-XVII вв. 1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета,

Источник

Реферат: Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси

Министерство образования РФ

НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права

По Дисциплине «История отечественного государства и права»

По Теме «Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси»

Тема 1. Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси:

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней, орудия производства и др.

В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Внешняя форма памятника (от лица князя нигде не говорится, и князья упоминаются в третьем лице), переработка отдельных статей в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в на­уке спорен. Некоторые авторы относят его даже к 7 в. Однако, большинство современных исследователей связывают Древнейшую Прав­ду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авто­ры допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Основное содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления. При сравнении отдельных ее частей ясно виден рост княжеской власти и расширение княжеского суда.

До наших дней дошло более ста списков Русской правды, но первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине 11 в. существен­но дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой ре­дакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более круп­ную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Рус­ской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно при­сваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет правды. За ней установилось название Правды Ярослава.

По заглавию над первой статьёй памятника в древнейших списках, можно узнать, что это – суд или устав Ярослава. В самой Правде не раз встречается замечание, что так судил или установил Ярослав. Первое заключение, к которому приводят эти указания, то, что Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей десятого века. В древней письменности сохранилась память о Ярославе как об установителе правды закона, ему давалось иногда прозвание »Правосуда». Однако, всматриваясь и анализируя текст памятника это первое впечатление разрушается. Скорее всего, она была частью церковного свода и составлена не только Ярославом

В образовании законов Русской Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 – 1125), которому принадлежит закон, направленный против ростовщичества и занесённый в Правду.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

Таким образом, Русская Правда жила и действовала в церковно-юридическом обществе.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и непол­ной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником зем­ли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киев­ской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от ве­ликого князя за службу, в основном военную или государствен­ную.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярос­лава, Владимира Мономаха).

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Не сложившись в глобальную систему производства, рабство Руси получило распространение как общественный уклад. Источником рабства был прежде всего плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды). Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за «наготу».

В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием), с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.

Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: «Ав смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список). В Археографическом списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен». В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд по другим источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.

Юридически и экономически не­зависимыми группами былипосадские люди исмерды-общинники(ониуплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Рус­ская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы на­селения, однако, следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у фео­далов. Свободный смерд-общинник обладал определен­ным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущест­во переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За со­вершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имуществен­ную ответственность. В судебном процессе смерд выступал пол­ноправным участником.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Крат­кая редакция Русской Правда не упоминает закупа, зато в Про­странной редакции помещен специальный Ус­тав о закупах. За­куп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» — заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, при­чем установленных нормативов и эквивалентов не существо­вало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нара­станием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установле­ны предельные размеры процентов на долг. Закон охранял лич­ность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать иму­щество. Если сам закуп совер­шал правонарушение, ответственность была двоякой: гос­по­дин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господи­на, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В ка­честве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначитель­ным делам («в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс «фео­дализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его иму­щественное положение особое: все, чем он обладал, явля­лось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа.

Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусмат­ривала следующие случаи: самопро­дажа в рабство (одного человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, «ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также со­вершение преступления (такое наказание, как «поток и раз­грабление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имуще­ство). Наиболее распространенным источником холопства, не упомяну­тым, однако, в Русской Правде, был плен.

За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот:

Неравноправие различных слоев населения является одним из столпов, на котором зиждется Русская Правда. В ней урегулированы основные аспекты отношений между всеми слоями населения. Нельзя представить себе древнерусское общество без разграничения на феодалов и холопов, угнетателей и угнетаемых, на свободных и зависимых.

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

2. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

3. Кузнецов И. Н. История государства и права России. Минск. 1999г

4. Ключевский П.О. Курс русской истории. 1том. Москва. 1987г

5. История отечественного государства и права 1часть. Под редакцией ЧистяковаО. И.М.1992г

6. История России с древнейших времен до конца 17 века. Под редакцией Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

7. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие. М. ВЮЗИ. 1984.

8. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

9. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по 10-12 векам. М. Наука. 1993.

10. Зимин А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Русская Правда. Правовое положение социальных групп Киевской Руси
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат Добавлен 10:27:41 04 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 3528 Комментариев: 16 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать