4 апреля день рождения тарковского
Андрей Тарковский
советский кинорежиссер и сценарист
Андрей Арсеньевич Тарковский
Андрей Арсеньевич Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского и будущий режиссер, родился 4 апреля 1932 года в небольшом селе Завражье (сегодня – село в Костромской области).
Первое высшее образование получил в Московском институте востоковедения. В 1960 году оканчивает факультет режиссуры ВГИКа. Первая, она же и дипломная работа режиссера – короткометражная лента «Каток и скрипка».
После окончания института работал на «Мосфильме», был автором и соавтором различных работ, наиболее известные из них «Антарктида – далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Берегись! Змей!».
Всемирную известность ему принесла картина «Иваново детство». Эта лента получила много наград, в том числе и премии Венецианского фестиваля «Золотой лев святого Марка».
Все последующие фильмы Андрея Тарковского становились известными и отмечались критиками. Его картина «Страсти по Андрею» была включена в 100 лучших фильмов истории кино.
Кроме того, он ставит фильмы по книгам известных писателей-философов – С. Лема и братьев Стругацких. Это картины «Солярис» и «Сталкер». Особую известность получил его автобиографический фильм «Зеркало».
С 1982 года Тарковский работает в Италии на съёмках фильма «Ностальгия». По окончании съёмок в 1984 году режиссёр принял решение не возвращаться в СССР. Последний фильм режиссера был поставлен в Швеции под названием «Жертвоприношение».
Умер режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский в Париже от тяжелой болезни 29 декабря 1986 года. Похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела» был позже сделан Эрнстом Неизвестным. Посмертно Андрею Тарковскому была присуждена Ленинская премия.
День рождения Андрея Тарковского: каково быть гением мирового кинематографа
В 2021 году празднуется 60 лет со дня первого полета Гагарина в космос. Действительно, это событие, за которое потомки всегда будут помнить XX век как век космических достижений. Андрей Тарковский совершил аналогичный прорыв в мировом кинематографе и вошел в историю как человек, благодаря которому будут помнить XX век. Он вывел советское кино на необозримые, космические высоты. До него этого не удавалось сделать никому.
— Почему Андрей Тарковский стал классиком мирового кино?
— Он вывел советское кино на необозримые высоты, показал, как с помощью кадра можно говорить с людьми. Он превратил зрителя в собеседника, созерцателя. До этого такое никому не удавалось ни в советском, ни в мировом кино. Неслучайно все великие режиссеры мира признавали Тарковского как величайшего.
Другое дело, до сих пор существуют теории и загадки, как это ему удавалось. Ответ прост – он гений. Вот так повезло мировому и советскому кино: именно у нас в стране появился такой гений, во многих смыслах непростой человек.
— Сложность характера – это один из секретов гения Тарковского?
— Тарковский был человеком, с которым трудно ужиться и договориться. Такой человек «не для всех», что очень многим не нравилось. Многие от него уходили, а на Мосфильме вообще не понимали, как человек может не знать, чем закончится его фильм.
Допустим, фильм «Зеркало». Он изменял его огромное количество раз, что было для советского кино непонятно. Тогда все было по графику, по плану, и считалось, что по-другому человек не может работать. Понять это могут только гении.
— Почему Тарковский не стал «медийной» фигурой?
— Он не был открыт массовому зрителю. Действительно, сегодня он не является такой же гордостью как Гагарин. Он, как и очень многие гении XX века, все еще находится «под занавесом». Более того многие не могут простить Тарковскому то, что он уехал из страны во Францию, хотя было много попыток его вернуть. Когда советские киночиновники поняли, кого они потеряли, вернуть его уже не могли. Мы знаем, что работать ему все-таки мешали.
Так же, как и другому советскому таланту – Василию Шукшину. Он был прекрасный, ни на кого не похожий режиссер. Тарковский и Шукшин были теми двумя, которые, как кость в горле, стояли у киноначальства.
Василий Шукшин мечтал снять свой последний фильм про Стеньку Разина, но ему постоянно запрещали под разными предлогами. Когда он умер, на киностудии Мосфильм повесили табличку, что здесь снимал свой фильм режиссер Василий Шукшин. Совершили настоящую подлость! Мне эту историю рассказывал Лев Дуров. Этот пример хорошо характеризует киноначальство того времени, которое не понимало, с кем имеет дело и вообще, что такое кино и искусство.
Ужиться и работать с Тарковским было трудно, и, конечно, мы не можем никого винить в том, что он уехал и последний фильм снял не в Советском Союзе. Он постоянно жалел, что уехал из родной страны. Жалел, но понимал, что, если он вернется, ничего не изменится.
— Не секрет, что Тарковский оказал огромное влияние на многих режиссеров. У кого сегодня особенно заметен «след» Тарковского?
— Из современных отечественных режиссеров – это Андрей Звягинцев, который порой рифмует Тарковского. Звягинцев – если не продолжатель дела Тарковского, то точно что-то делает с оглядкой на него, и в этом нет ничего плохого. Он сохраняет преемственность в киноискусстве и это, по-моему, хорошо.
Режиссер Александр Иньяритту в последнем фильме «Выживший» не скрывает, а напрямую цитирует Тарковского. И фильм получился хороший. Датский режиссер Ларс фон Триер тоже не скрывает, что любит советского режиссера и равняется на него.
Тарковский – это режиссер, который работает с подсознанием. Он гений, потому что великолепно разбирался в культуре и в истории, знал их от и до. Он жил этим, понимал, как образы Возрождения могут играть сегодня. Он был человеком искусства. А его фильмы оказывают и будут оказывать влияние на будущие поколения зрителей и режиссеров.
Андрей Арсеньевич Тарковский. Биографическая справка
80 лет назад, 4 апреля 1932 года, родился режиссер Андрей Тарковский.
Кинорежиссер, сценарист, Народный артист РСФСР Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского.
В 1951-1952 годах учился на арабском отделении ближневосточного отделения Московского института востоковедения.
В 1952-1953 годах работал в НИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию.
В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Рома). В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной «Каток и скрипка» (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке).
С 1961 года Андрей Тарковский стал режиссером киностудии «Мосфильм». Его полнометражным дебютом стал фильм «Иваново детство» по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван» (Гран-при «Золотой Лев» XXIII МКФ в Венеции (1962); премия «За лучшую режиссуру» на VI Международном кинофестивале в Сан-Франциско (1962), ряд других призов).
В 1966 году он завершил работу над фильмом «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Картина вышла в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне урезанном виде. В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат фильма, с успехом показала его на Каннском фестивале, где картина демонстрировалась вне конкурса и получила премию ФИПРЕССИ (1969). В 1978 году фильм был включен в список 100 лучших фильмов в истории кино.
После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский взялся за работу сразу над двумя сценариями: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, писался Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же была полностью автобиографическим проектом, создавалась режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин). Работу над «Солярисом» режиссер закончил в 1972 году. Фильм получил Специальный приз жюри в Каннах (1972) и Приз Международного евангелического центра.
В 1973 году Тарковский вернулся к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса». Рабочее название «Исповедь» в итоге было заменено на «Зеркало». Фильм «Зеркало» вышел в 1974 году и для многих любителей кино стал центральной работой Тарковского, но не получил проката и обострил противостояние режиссера и власти.
В этот период Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, поставил спектакль «Гамлет» в Театре Ленинского комсомола (1977).
В процессе поисков натуры для нового фильма в Италии Тарковский снял документальную ленту «Время путешествия» (1982).
В 1983 году он осуществил постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-Гарден (Лондон).
В 1983 году вышел фильм «Ностальгия» (Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983), который рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине.
В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе.
В 1986 году в Швеции режиссер снял фильм «Жертвоприношение» (специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне (1986), фильм награжден призом Британской академии киноискусства и телевидения (посмертно).
В 1994 году «Дневник» Андрея Тарковского получил премию салона кинокниги в Париже за лучшую книгу, написанную кинематографистом. В 2001 году в итальянском издательстве «Меридиана» Дневники вновь были изданы под названием «Мартиролог».
В 2008 году дневники Андрея Тарковского вышли и в России.
29 декабря 1986 года Тарковский умер от рака и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. 15 ноября 1994 года состоялось открытие и освящение надгробного памятника.
В 1990 году он стал посмертно лауреатом Ленинской премии.
Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией «Навичелла-96», учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом «Ревиста дель чинематографо». Премия была вручена сыну режиссера Андрею.
В 2002 году награжден премией Национальной академии кинематографических наук «Золотой Орел».
В 1992 году в городе Юрьевце, где жил режиссер, появилась улица Андрея Тарковского. На этой улице сохранился дом, где в 1941-1943 годах и в 1963 году жила семья режиссера.
В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвященные творчеству режиссера, ведет архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского.
Андрей Тарковский был дважды женат. С первой женой Ирмой Рауш они были однокурсниками, учились вместе во ВГИКе в мастерской Ромма.
Их сын Арсений Тарковский (1962 года рождения) кандидат медицинских наук, хирург.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Андрей Тарковский: фильмы, женщины и эмиграция непризнанного гения
Режиссера упорно не признавали на Родине, но считали гениальным за рубежом. Судьба вынудила его эмигрировать во Францию, где он и был похоронен. Какие фильмы прославили Андрея Тарковского и почему он уехал за границу?
Андрей Тарковский – советский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР.
Биография Андрея Тарковского
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец Арсений Тарковский был поэтом и переводчиком. Мать режиссёра, Мария Вишнякова, была из дворянского рода Дубасовых, окончила московский Литературный институт, работала корректором в Первой образцовой типографии в Москве, куда семья переехала, когда Андрею не было и года.
В 1934 году у Андрея родилась младшая сестра Марина, а через год Арсений Тарковский ушёл из семьи к другой женщине. Мария Ивановна воспитывала двоих детей одна, жили они впроголодь.
Андрей Тарковский с сестрой Мариной
Во время Великой Отечественной войны мать Андрея с детьми была эвакуирована в Юрьевец. Арсений Тарковский отправился на фронт добровольцем и потерял ногу.
Маленький Андрей ходил в музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, а также посещал художественные курсы. После школы он поступил в Московский институт востоковедения, где изучал арабскую культуру. Но уже после первого курса юноша забрал документы.
Андрей связался с плохой компанией и всё могло плохо кончиться, но мать, пользуясь связями, устроила его коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото. Год Тарковский провёл в глуши в Красноярском крае.
Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба»
В 1954 году, вернувшись в Москву, он поступил во ВГИК на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Этот период совпал с новой эпохой в советском кинематографе. После смерти Сталина производство фильмов увеличилось в полтора раза, пробовались разные подходы, снималось много картин про войну. Появилось модное веяние по примеру французского кинематографа – «отёр» (от французского auteur), когда один человек выступал автором картины на всех стадиях производства (от сценария до монтажа). Тарковский сразу загорелся идеей авторского кино.
Первой курсовой работой режиссёра стала короткометражка «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя, за ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет…».
На третьем курсе Андрей познакомился с Андроном Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Вместе они пришли к выводу, что хотят снимать более реалистичное кино, без грима и отутюженных костюмов. «Главная правда – в фактуре, чтобы было видно, что всё подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене», – вспоминал позже Кончаловский.
Кадр из фильма «Каток и скрипка»
Вместе друзья работали над сценарием «Антарктида, далёкая страна», отрывки из которого опубликовали в «Московском комсомольце», но «Ленфильм» его не принял. Следующий совместный сценарий «Каток и скрипка» Тарковский и Кончаловский успешно продали недавно созданному объединению «Юность».
Фильмы Андрея Тарковского
В 1960 году, едва окончив вуз, Андрей Тарковский сразу захотел снимать картину «Андрей Рублёв», но худсовет СССР отказал ему, посчитав работу слишком сложной для вчерашнего выпускника.
Андрей приступил к съёмкам фильма «Иваново детство», который создал за год в условиях дефицита бюджета. Картина была снята по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» и получила более 15 наград и призов, включая «Золотой лев». После успеха режиссёру доверили съёмки «Андрея Рублёва». Фильм также получил ряд наград.
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
В 1972 году Тарковский снял «Солярис» по мотивам научно-фантастического романа Станислава Лема. В сюжете мастерски сочетаются глубокий философский смысл и детективная составляющая. Герои картины на новой планете обнаружили, что и мысли могут материализовываться. В том же году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале, где получил Специальный приз жюри и приз экуменического жюри.
Кадр из фильма «Солярис»
В 1974 году режиссёр выпустил фильм «Зеркало», который стал его визитной карточкой. Главную роль в нём исполнила Маргарита Терехова. Эту работу Тарковского часто относят к арт-хаусу – настолько сложным оказался сюжет и его подача. На заседании коллегии Госкино и Союза кинематографистов картину признали неудачной и непонятной для массового зрителя.
Кадр из документального фильма «Один день Андрея Арсеньевича»
В 1977-м Тарковский попробовал себя в качестве театрального режиссёра и поставил «Гамлета» в Театре Ленинского комсомола.
Через два года он воплотил на экране повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фильм получил название «Сталкер». О нём сам Тарковский отзывался так: «Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года».
Кадр из фильма «Сталкер»
В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале. В этом же году Андрей Тарковский получил звание Народного артиста РСФСР.
Личная жизнь
Режиссёр был женат дважды. Первой его супругой стала актриса, однокурсница по ВГИКу Ирма Рауш. Роман между ними развивался стремительно. На третьем курсе они сыграли свадьбу, а в 1962 году у пары родился сын Арсений. Сын Тарковского стал хирургом и уехал жить в Венецию. Найти в интернете его фото практически невозможно.
Ирма Тарковская. Кадр из фильма «Иваново детство»
В 1970 году режиссёр ушёл от жены к ассистентке по фильму «Андрей Рублёв» Ларисе Кизиловой. В этом браке он удочерил девочку в возрасте двух лет, Ольгу, которая сейчас проживает во Франции.
Лариса Тарковская. Кадр из фильма «Зеркало»
Также во втором браке у Тарковского родился сын Андрей – он живёт во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, названного в честь отца.
Режиссёру часто приписывали романы с коллегами по съёмочной площадке. Известно, что от второй жены он хотел уйти к актрисе Наталье Бондарчук, но беременность Ларисы всё изменила. Также он звал замуж Валентину Малявину, когда та была в браке с Александром Збруевым.
Валентина Малявина. Кадр из фильма «Сотрудник ЧК»
В передаче «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом» появилась Дарья Приставко, которая вспомнила о своих отношениях с режиссёром. Они встречались в тот момент, когда Тарковский собирался уйти от первой жены. Роман длился три года, но Дарья решила порвать с Андреем.
Кадр из программы «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом»
Художница по костюмам Ингер Персон из Норвегии за несколько месяцев до смерти режиссёра родила от него сына Александра. По её признанию, она не смогла устоять перед очарованием Тарковского.
В 1984 году Андрей Тарковский не вернулся в СССР со съёмок в Италии. Он принял решение остаться за границей не из политических убеждений, как говорил сам режиссёр, а ради свободы творчества. Но позже пожалел о своём решении.
С самого начала идеи Тарковского не понимали и часто подвергали цензуре. Картину «Андрей Рублёв», над которой он долго работал, отправили «на полку» на четыре года, а после выпустили в ограниченном прокате. Похожая судьба ждала и «Зеркало». При этом за границей фильмы получили награды и высокие оценки критиков.
Кадр из фильма «Зеркало»
«Одна из дурных мыслей: ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для неё, ты ничтожество. А если серьёзно задают вопрос в Европе, да и где угодно: «Кто лучший режиссёр в СССР?» – Тарковский. Но у нас – молчок. Меня нет, и я – пустое место», – признавался режиссёр.
Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба. Возвращение»
Порой Тарковский позволял себе резкие высказывания, называя власть хамской, а тех, кто находится «у руля», – посредственными руководителями.
В начале 80-х режиссёру стали поступать предложения снимать фильмы в Великобритании, Швеции и других странах. В 1982 году он отправился в Италию снимать «Ностальгию». Тогда Андрей ещё не планировал становиться диссидентом. Он три года писал советским властям с просьбой разрешить ему задержаться за границей для реализации творческих планов, но не получил положительного ответа.
В 1984 году Тарковский принял решение остаться за рубежом. В СССР он сразу стал нежелательным лицом, и его имя было запрещено упоминать. Даже сын Андрея смог увидеться с отцом только когда тот был тяжело болен.
Кадр из фильма «Ностальгия»
В Европе режиссёр прожил всего два года и помимо «Ностальгии» успел снять картину «Жертвоприношение». 29 декабря 1986 года Андрея Тарковского не стало. Причиной смерти стал рак лёгких. Из-за этого же диагноза скончались жена Тарковского Лариса и актёр Солоницын, сыгравший главную роль в фильме «Сталкер». Это породило слухи о проклятии картины.
Тарковский на съёмках «Жертвоприношения». Кадр из документального фильма
Режиссёр последние месяцы своей жизни проживал в Париже, где и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Во время похорон произошёл неприятный казус. Под погребение выделили заброшенную могилу, так как на новое место денег не было. Также распорядитель слишком рано отпустил могильщиков с похорон, и родственникам ничего не оставалось, как закапывать гроб самостоятельно. Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. В 1994 году на могиле Тарковского был установлен памятник.
В 2020 году Кирилл Серебренников заявил о том, что планирует снять сериал о жизни Андрея Тарковского. Всего о режиссёре вышло в свет шесть документальных фильмов.
Художник, ознаменовавший эпоху: памяти Андрея Тарковского
Художник, ознаменовавший эпоху: памяти Андрея Тарковского
4 апреля исполнится 88 лет со дня рождения советского режиссера театра и кино, сценариста и народного артиста РСФСР Андрея Арсеньевича Тарковского (1932 — 1986). В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК. Свой дипломный короткометражный фильм «Каток и скрипка» по сценарию, написанному в соавторстве с Андреем Кончаловским, он снял на киностудии «Мосфильм». Впоследствии он снял здесь картины, принесшие ему статус классика кинематографа и всемирную славу: «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979). Свои последующие картины «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986) Андрей Тарковский снимал в сотрудничестве с зарубежными кинокомпаниями.
Архивное фото со съемок фильма «Каток и скрипка»
В статье «Режиссер и миф» кинокритик Дмитрий Салынский дал оценку всему творческому пути Андрея Тарковского и его кинематографическому наследию, размышлял о его месте в культуре (журнал Искусство кино № 12, 1988):
«Творчество Тарковского полно загадок и странностей. Контуры его художественного мира смыкаются с философией, мифологией, поэзией, живописью, но мы не знаем карты этого мира. Но стоит лишь высветить его, понять его масштабы, и Тарковский предстанет перед нами как продолжатель традиции русского философского искусства, так полно и самостоятельно выразивший эту традицию, что сам с полным правом может быть назван классиком. Тарковский классичен потому, что своими фильмами поставил перед современниками самые крупные, сущностные вопросы, которые всегда тревожили человечество: на что может претендовать человек и где те границы, за которыми кончаются его предельные возможности и начинаются права судьбы?
Тема борьбы героя с судьбой определила трагедийность фильмов Тарковского — в античном понимании трагедии, где герои противостоят не людям, но року, высшей неизбежности, перед которой пасуют и боги».
Кинокритик подчеркивает, что в числе ключевых мотивов в творчестве Андрея Тарковского — вопрос личной ответственности человека и проблема «спасения мира»:
«Еще в „Ивановом детстве“ и „Андрее Рублеве“ он поставил вопрос личной ответственности человека за все, что случилось с нашим миром. От фильма к фильму он исследовал этот вопрос с разных сторон, и когда пришел к тому, что человек стоит столько, сколько стоит то, за что он отвечает, тогда герой „Жертвоприношения заслонил собой весь мир от опасности.
В „Ивановом детстве“ спасение мира — победа над немцами. В „Жертвоприношении“ — уничтожение самой возможности войны. В „Андрее Рублеве“ — очищение совести, обретение духовной мощи, познание истинной сути искусства; Рублёв молчанием искупает свой грех и прерывает молчание, когда понимает, что надо, забыв о себе, творить искусство, которое спасет не одного, а всех. В „Солярисе“ спасение в том, чтобы идти к высшим ценностям, а не наперекор им. В „Зеркале“ — поиск гармонии в отношениях между людьми. „Сталкер“ кажется земным вариантом „Соляриса“, и здесь тайна Зоны помогает героям разгадать себя. Пытается обрести духовную силу герой „Ностальгии“, итогом фильма становится его видение — русский деревенский дом в развалинах готического храма…. Дом Криса на острове в океане Соляриса — это более ранний вариант той же идеи».
«В 1972 году я спросила Андрея, о его новой работе. „Хочу сделать фильм о нашей сумасшедшей семье“, — ответил он и усмехнулся. Слово „сумасшедший“ никак не вязалось с нашими родителями, эпитет показался мне незаслуженно обидным. Только позже, посмотрев фильм „Зеркало“, я поняла смысл сказанного и нашла оправдание горькой усмешке брата.
Эпиграф к фильму: „Я могу говорить“. Для меня он значит, что наконец Андрей освободился от табу, которому мы с ним, добровольно и не сговариваясь, следовали многие годы — никогда не говорить о том, что пережили в детстве. Мы были детьми с обычными детскими занятиями, радостями, играми, но мы были отмечены горькой печатью — нас оставил отец, горячо нами любимый.
Архивное фото со съемок фильма «Иваново детство»
„Мама, там кукушка!“ — эти слова, процитированные в „Ивановом детстве“, сказал трёхлетний Андрей в первое лето на хуторе.
Лес светлый, радостный березняк, мрачный ельник, где даже трава не растет, сырой осинник. В первых фильмах Тарковского, ещё не порвавшего связь с живой природной материей, ещё не ушедшего от неё в сферы философского осмысления мира, природа — одно из действующих лиц. Берёзовая роща в „Ивановом детстве“, зловещий, сулящий недоброе еловый лес в сцене ослепления мастеров из „Андрея Рублева“ не случайны. Они жили в душе и памяти автора, и, когда понадобилось, стали точным художественным образом».
Марина Тарковская делилась воспоминаниями о детстве во время Великой Отечественной войны:
«Война разделила нашу детскую жизнь на две неравные части. Было короткое „до войны“, которая смутно вспоминалось как прекрасное, но малореальное, и было тревожное, неуютное настоящее.
В середине мая 1941 года мама перевезла нас с бабушкой в село Битюгово на реке Рожайке, где мы должны были провести лето. Там нас и застала война (Андрею тогда было девять лет, мне — шесть). Сразу появились новые слова: налет, бомбежка, военная тревога. Местные жители рыли окопы. Вскоре мы вернулись в Москву. Взрослые говорили об эвакуации. Мама соглашалась ехать только нас, детей. Она не захотела эвакуироваться с семьями писателей в Чистополь. Мы уехали в Юрьевец на Волге».
В журнале «Литературное обозрение» (№ 9, 1988) вышло неопубликованное ранее интервью с Андреем Тарковским 1967 года. Режиссер рассказывал о своей картине «Андрей Рублев» и об отношении к жанру исторического кино:
«Воссозданная эпоха интересовала нас не только поисками ответа на вопрос, в чём смысл истинного творчества. Наш Андрей Рублев проходит через повествование не как главный персонаж. Он для нас повод и основание, чтобы сказать о главном — о духовной, нравственной силе русского народа, который, даже пребывая в абсолютно угнетенном состоянии, оказался способным создавать колоссальные духовные ценности. Подтверждение этому и сам Андрей Рублёв, и зодчие, ослепленные по приказу князя, и юный мастер Бориска, отливающий в конце нашей картины колокол. Мы ставили своей задачей увидеть и раскрыть в той далекой эпохе истоки несокрушимой творческой энергии русского народа, его силы, а значит и нашей авторской веры в эти силы. И тем самым мы как бы хотели рассказать зрителям о них самих, что ли, постучаться к ним в двери: „Каждый из вас способен на нравственный подвиг“, пробудить в них желание творить — в самом широком смысле этого слова; не обязательно писать иконы или лить колокола (ведь наш фильм исторический и потому он в мере иносказание), а, допустим, строить дома или делать любую другую нужную работу.
„Еще одна важная проблема картины — пресловутый обет молчания, который даёт Андрей Рублёв в ответ на страшные события окружающей его эпохи
Мы, авторы фильма, заставляем Андрея замолчать, но это не значит, что мы разделяем его позицию. Напротив, последующими эпизодами мы хотим убедить зрителя, что обет молчания, данный Рублёвым, нелеп, ничтожен перед лицом надвигающихся событий, на которые Андрей как художник уже ничем ответить не может, не способен в них вмешаться. Для нас это молчание исполнено самого широкого, отвлеченного, даже символического смысла. Именно в том эпизоде, когда он молчит, происходят основные события, связанные с развязкой».
Архивное фото со съемок фильма «Солярис»
Так сложилось, что не все творческие замыслы Андрея Тарковского удалось воплотить в жизнь. В упомянутом выше интервью он рассказывал о том, что хотел бы экранизировать «Житие протопопа Аввакума»:
«Но не сейчас, а спустя две картины, я хотел бы снять „Житие“ протопопа Аввакума“. Это колоссальная фигура. Потрясающая. Причём никакого сценария писать не нужно. Достаточно взять само „Житие“ и по нему ставить картину. Поразительный совершенно характер, глубоко русский — характер неистребимого человека. История, где побеждает человек. Трагедия, по силе равная эсхиловской. Гибель героя рождает в нас очищение, мы понимаем, сколь велика эта фигура, сколько грандиозный может быть сила человеческого духа. Это меня волнует. К этому хотелось бы обратиться».
Очень интересны высказывания Андрея Тарковского о режиссуре, о составляющих режиссерской работы. Его взгляды на кинопроизводственный процесс представлены в цикле публикаций журнала «Искусство кино» под названием «Лекции о кинорежиссуре».
Архивное фото со съемок фильма «Зеркало»
«Что же такое мизансцена? Обратимся к лучшим литературным произведениям. Финальный эпизод из романа Достоевского „Идиот“. Князь Мышкин приходит с Рогожиным в комнату, где за пологом лежит убитая Настасья Филипповна и уже пахнет, как говорит Рогожин. Они сидят на стульях посреди огромной комнаты, друг против друга так, что касаются друг друга коленями. Представьте себе всё это, и вам станет страшновато. Здесь мизансцена рождается из психологического состояния данных героев в данный момент, она неповторимо выражает сложность их отношений. Так вот, режиссер, создавая мизансцену, обязан исходить из психологического состояния героев, находить продолжение и отражение этого состояния во всей внутренней динамической настроенности ситуации и возвращать все это к правде единственного, как бы впрямую наблюденного факта и его фактурной неповторимости. Только тогда мизансцена будет сочетать конкретность и многозначность истинной правды.
Я никогда не понимал, как можно, например, строить мизансцену, исходя из произведений живописи. Это значит создавать ожившую живопись, а следовательно, убивать кинематограф.
Мизансцена выражает не мысли, она выражает жизнь». (журнал «Искусство кино» № 9, 1990)
«Монтаж в конечном счёте лишь идеальный вариант склейки планов. Но этот идеальный вариант уже заложен внутри снятого на пленку киноматериала. Правильно, грамотно смонтировать картину, найти идеальный вариант — это значит не мешать соединению отдельных сцен, ибо они уже как бы заранее монтируются сами по себе. Внутри них живёт закон, который надо ощутить и в соответствии с ним произвести склейку, подрезку тех или иных планов. Закон соотношения, связи кадров почувствовать иногда совсем непросто (особенно тогда, когда сцена снята неточно) — тогда за монтажным столом происходит не просто механическое соединение кусков, а мучительный процесс поисков принципа соединения кадров, во время которого постепенно, шаг за шагом, всё более наглядно проступает суть единства, заложенного в материале ещё во время съёмок.
«Зеркало» монтировалось с огромным трудом: существовало около двадцати с лишним вариантов монтажа картины. Я говорю не об изменении отдельных склеек, но о кардинальных переменах в конструкции, в самом чередовании эпизодов. Моментами казалось, что фильм уже вовсе не смонтируется, а это означало бы, что при съёмках были допущены непростительные просчёты. Картина не держалась, не желала вставать на ноги, рассыпалась на глазах, в ней не было никакой целостности, никакой внутренней связи, обязательности, никакой логики. И вдруг в один прекрасный день, когда мы нашли возможность сделать ещё одну, последнюю отчаянную перестановку, — картина возникла. Материал ожил, части фильма начали функционировать взаимосвязано, словно соединённые единой кровеносной системой, — картина рождалась на наших глазах во время просмотра этого окончательного монтажного варианта. Я ещё долго не мог поверить, что чудо свершилось, что картина склеилась». («Искусство кино» № 10, 1990)
Мы готовим цикл публикаций, посвященных истории создания фильма «Солярис», первый материал выйдет уже на следующей неделе.
Архивные фото: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».