30 одрап история создания

Они первыми летали на ТУ-22. Ветераны 30 ОДРАП отмечают 75-летие своего полка

30 одрап история создания

«Та самая, с косой», так иносказательно говорит Виктор Ступак, подходила 7 раз за время службы. Майор свой полк не покинул, хотя по примете лётчиков, после третьей встречи с «костлявой» пора в отставку. Виктор Семёнович провёл в небе 25 лет. В Крыму штурман изучил новую разработку советских инженеров – сверхзвуковой самолёт ТУ-22.

Преемники полка и сейчас базируются в Сакском районе.

Если машины ветеранов ОДРАП были ограничены в возможностях, то современные самолёты многофункциональны, как например, вот этот Су-30 СМ. Он может выполнять задачи штурмовика, истребителя, разведчика и даже воздушного командного пункта.

Машина надёжная, комфортно управляется и легко ремонтируется. Сверхманёвренный самолёт показал себя в разных условиях. Выпускать модернизированный вариант начали в 2012 году.

Перед вылетом экипажи инструктирует целая бригада специалистов – от врача до метеоролога. Потом надевают снаряжение. Костюм яркого цвета на случай катапультирования. Поплавки не дадут утонуть, а ткань – замёрзнуть.

После военных училищ экипажи дополнительно учат работать с конкретной моделью самолёта. А чтобы получить самый высокий 1 класс, нужно прослужить около 10 лет.

43-й авиационный морской штурмовой Севастопольский Краснознамённый авиационный полк – таково полное название части. Обо всех задачах и особенностях современного подразделения пока рассказывать нельзя, засекречены и некоторые архивы предшественников – 30-го авиационного полка.

Елена Носкова, Александр Губарев, «Новости 24», Сакский район.

Источник

30 одрап история создания

30 одрап история создания

30 одрап история создания 30 одрап история создания 30 одрап история создания

30 одрап история создания

30 одрап история создания

Справка: 30й ОДРАП ВВС ЧФ был образован 25 мая 1943 года, расформирован в 1995 году.

НА фото Аэродром Саки с высоты 10 тыс.метров.

30 одрап история создания

До 1962 года на вооружении полка были самолёты ИЛ-28Р.

С 1962 по 1964 годы полк дважды переходил на ТУ-16 и обратно на ИЛ-28.

В феврале 1964 лётный и технический состав были направлены в Казань, а затем в Рыбинск для изучения самолёта ТУ-22 и двигателя ВД-7.

В июле 1965 года полк начал полёты на ТУ-22. Обучали лётчиков лётчики-испытатели КБ Туполева Э.Елян и В.Борисов и полковник Макаров из 15го ОДРАП (Калининград), который уже к тому времени освоил ТУ-22.

Уже в августе 1967 года полк участвовал в параде в г.Пловдив (Болгария).

Первыми командирами 30го полка на самолётах ТУ-22 были: Г.Кузнецов, В.Волков, В.Мышко, Чариков, Золотарь.

К 1969 году полк был укомплектован 3мя эскадрильями: 1я АЭ – самолёты РТР, 2я АЭ – самолёты бомбардировщики, 3я АЭ – самолёты постановщики помех.

Для проведения немедленной (срочной) разведки в полку были организованы ДС (дежурные средства). В ДС находились 2 экипажа, которые дежурили неделю, затем они сменялись другой парой. Дежурный экипаж находился (жил) вместе с тех.экипажем в спец.домике на аэродроме возле самолёта, полностью готового к вылету. Готовность к вылету – 30 минут. Второй экипаж (поддежуривавший) жил дома, но не мог никуда отлучаться, готовность к вылету 1час 20 минут. Если дежурный экипаж вылетал на разведку, то поддежуривавший экипаж переходил в режим «дежурства».

Основные задачи полка.

Основными задачами полка были:

1. Ведение воздушной разведки (ВР) на ЮЕ ТВД (южно-европейском ТВД). В сектор ЮЕ ТВД входили 3 страны НАТО: Турция, Греция, Италия с прилегающими к ним морями (Чёрное, Мраморное, Ионическое моря, восточная часть Средиземного моря и т.д.).

Воздушная разведка включала в себя: визуальную, фоторазведку, радиолокационную и радиотехническую разведку.

2. Участие в учениях ЧФ, ВМФ СССР, МО СССР с целью – тренировать подразделения полка взаимодействию с кораблями и подв.лодками ЧФ, с другими родами войск СССР и авиацией соц.стран.

3. Совершенствование мастерства л.с., а также – участие во многочисленных исследованиях и испытаниях вооружений.

Ведение ВР включало в себя:

А. Постоянную ВР (вскрытие морской обстановки в районе ЮЕ ТВД каждый лётный день)

Б. Срочную ВР в районе Чёрного моря (обычно по приказу Командования ЧФ, когда в ЧМ входили боевые корабли стран НАТО).

Постоянная ВР 30го полка велась во время обычных регулярных полётов при полёте по стандартному маршруту всеми экипажами, которые летали в этот день. Для этой цели был проложен маршрут, который проходил вдоль гос.границ Румынии, Болгарии, Турции.

30 одрап история создания

Расписываюсь в ЖПС (журнал подготовки самолёта)

30 одрап история создания

Этот маршрут сначала проходил через основной полигон 30го полка Свободный Порт (под Одессой), где экипажи выполняли б.метание с помощью оптического или радиолокационного прицелов, затем на удалении 40-50 км от берега Румынии поворачивал на юг, вдоль берега Румынии и Болгарии, затем поворачивал на восток вдоль берега Турции на удалении также 40-50 км. После того, как в 1972 году экипаж капитана Бойченко при выполнении перспективной аэрофотосъёмки Стамбула на сверхзвуке, в результате ошибки экипажа, прошёл над южной частью Стамбула, получился дипломатический скандал, и в результате нам было запрещено подходить к берегам Турции ближе 60 км (сыграл эффект «ефрейторского зазора», когда старший начальник говорит, не подходить ближе 40, начальник ниже говорит, не подходить ближе 50, а последний начальник на всякий случай говорит, не подходить ближе 60 км). После прохода основной части Турции маршрут поворачивал на северо-запад и через восточный Крым к аэродрому Саки. Все экипажи, имеющие на борту станции РТР, включали их весь полёт. После посадки их информация обрабатывалась и классифицировалась в штабе полка. При полёте по маршруту все экипажи вскрывали всю надводную обстановку в пределах дальности бортовых РЛС. Фиксировались все суда в зоне видимости РЛС и по возможности основные параметры движения (курс, ход), производилось их опознавание, а если суда были видны визуально, то определялись их тип и, по возможности, размеры и тоннаж. Турецких истребителей в процессе этих полётов мы практически никогда не наблюдали.

Пара ТУ-22х патрулирует заданный район. Несколько часов только море вокруг.

30 одрап история создания

Часто производились полёты в Болгарию и Румынию (обычно – без посадки). В западной части Болгарии по бортовой РЛС вскрывалась морская обстановка у берегов Греции и Италии, а станции РТР определяли работу всех РТС в этом районе.

Срочную ВР полк выполнял по приказу Командования ЧФ при входе боевых кораблей стран НАТО в Чёрное море. Такие заходы происходят каждый год обычно в феврале-марте, когда в этом районе наиболее плохая погода (туманы, низкая облачность, плохая видимость). Как правило, заходят два корабля ВМС США (чаще всего фрегат и эсминец). Командование ЧФ устанавливало за ними скрытое наблюдение. Обычно за ними недалеко следовало развед.судно, замаскированое под гидрографическое судно (ГИСУ). «Американцы» всегда устраивали какие-нибудь «сюрпризы», а если точнее, то – провокации. То подойдут довольно близко к берегам Крыма и запустят беспилотный самолёт-разведчик в сторону Крыма, обеспечив тем самым себе полную проверку всех береговых средств нашей ПВО. То, пользуясь преимуществом хода перед ГИСУ, сделают неожиданный маневр и оторвутся от наблюдения. Во всех подобных случаях Командование ЧФ немедленно обращалось за помощью к нашему развед.полку и мы всегда помогали найти корабли «супостата» опознать и сфотографировать их. В таких случаях перспективное фотографирование зашедших кораблей НАТО было обязательным.

Проходим парой над берегом Крыма в районе Евпатории

30 одрап история создания

2) Участие в учениях ЧФ, ВМФ СССР, МО СССР.

Практически в каждых учениях экипажи полка выполняли дневную и ночную аэрофотосъёмки кораблей и береговых объектов. Для проведения ночной фотосъёмки в качестве подсветки целей использовались ФОТАБ или САБ.

Для совершенствования мастерства лётного состава в 30м полку было разработано три различных маршрута. Первый маршрут – стандартный, о нём я уже говорил, был продолжительностью около 3х часов, высота полёта 10-12 тысяч метров.

Второй маршрут служил для тренировки л.с. в технике пилотирования на малых и предельно-малых высотах. Он проходил примерно в середине Чёрного моря, между Крымом и Турцией, вдали от воздушных трасс и маршрутов миграции птиц. Минимальные высоты на этом маршруте составляли днём – 100 метров, ночью – 200 метров. Скорость по маршруту 700 км.час (приборная), время полёта около 1 час 30 мин.

Третий маршрут служил для полётов на максимальную дальность. Он проходил вдоль Главного Кавказского хребта на восток от Крыма в район Каспийского моря. При полёте обратно все экипажи обязательно проходили через полигон Свободный Порт (под Одессой) с б.метанием и последующим возвратом на аэродром. В этих полётах отрабатывались навыки по взлёту с максимальным взлётным весом, умение держаться в плотных, а также рассредоточеных боевых порядках в режиме радиомолчания, отрабатывались тактические приёмы прикрытия б.порядков активными и пассивными помехами, противоракетные и противоистребительные маневры, велась разведка в Каспийском море. Такие полёты длились 4 – 4час 30 мин. Высота полёта 10000-12000 м, скорость по маршруту 1000 км.час. Иногда маршрут продлевался до Аральского моря. Такие полёты л.с. в шутку называл «хождение за 4 моря», т.к. за один полёт мы проходили Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское моря.

30 одрап история создания

Эти полёты продолжались около 5 часов. Иногда в длительных полётах происходили «казусы». Так в 1978 году на учениях МО СССР наш полк выполнял полёт на Каспийское море. Экипаж командира АЭ подполковника Гречухина В.Д. из-за ошибки штурмана АЭ майора Ступак «прозевал» на 2 минуты точку разворота на обратный курс и, естественно, оказался далеко позади «своего» места в строю полка. А на КДП полка находились проверяющие МО СССР. Экипаж решил увеличить скорость и встать на своё место, но. полк шёл на околозвуковой скорости, 1000 км.час. Поэтому, как только он разжёг форсажи, самолёт почти сразу перешёл на сверхзвук. А мы шли в этот момент в районе Донецка, где летать на сверхзвуке нельзя, т.к. здесь расположены многочисленые угольные шахты. На одной из законсервированых шахт от ударной волны самолёта обрушилась крепь. Догнать-то своё место Гречухин сумел, но. когда мы сели и зарулили, нас всех Особый отдел направил на КДП – писать объяснительные, с самолётов были сняты МСРП и магнитофонные записи разговоров. К утру экипаж Гречухина «вычислили», нас всех отпустили домой, а командира и штурмана этого экипажа серьёзно наказали. Хорошо ещё, что в злополучной шахте не было людей, иначе последствия для экипажа, а тем более для людей в шахте могли быть гораздо хуже.

ТУ-22 заходит на посадку

30 одрап история создания

Экипаж после успешного выпонения задания. Слева направо: шт-н к-н Байбурин, командир корабля м-р Бутковский, оператор ст.л-нт Колотилин.

30 одрап история создания

Вот ещё один пример исследований, которые проводили у нас на аэродроме Саки.

Летом 1976 года на нашем аэродроме какой-то НИИ проводил исследования уровня шума от двигателей наших самолётов. В первый же лётный день они расставили два прибора для измерения уровня шума среди стоящих самолётов. И вот самолёты запустили двигатели и начали пробу двигателей и проверку управления. Когда два рядом стоящих самолёта вывели двигатели на форсаж, то оба их прибора зашкалили и вышли из строя. Горе-учёные жаловались нам в лётной столовой, что даже не подозревали, насколько сильный шум производят наши двигатели. Оказалось, что этот шум намного превосходит возможности их приборов, поэтому они и сломались. А теперь, говорили они, надо полностью пересматривать все наши расчёты.

Источник

30 одрап история создания

все фото и коментарии любезно предоставил Бутковский Борис

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ В УТОЧНЕНИИ ПОДПИСИ К ФОТО И ПОНИМАНИЕ!

Золотарь Иван Федорович, (командир в 1959-66) участник войны, при нем в 30 полку ВСЕ летчики и штурманы имели 1 класс! Пока он был командиром ни один самолет или летчик не был потерян, включая переучивание с Ил-28 на Ту-22.

Мышко Владимир Антонович (1966-72)(приемный сын маршала Гречко) после 30-го командовал полком на Чкаловской, возил космонавтов на Байконур и на невесомость

А что были за взлеты-посадки Стасенко-Фесенко? Были соседями.

Чариков Анатолий Павлович (1972-1974) живет в Николаеве, хранит архивы воздушных съемок над Средиземным

Здравствуйте уважаемые!
Вот как тёмному, нельзя ли рассказать какими маршрутами проходил выход разведчиков в Средиземное море и как соотносилось колличество вылетов туда и в другие районы (Чёрное или ещё что)?

и для Сергея Борисовича:

Борис говорил что фотографией занимались. Если можно поподробнее а так же что сохранилось из отпечатков, плёнок?
Ещё он фото как спарку расчехляют прислал, я думал советские цветные материалы или Fomacolor.
А он сказал что подкрасили =:-)

2 Сергей Бутковский:

А разве не Шевченко был в экипаже Корниец-Филипповский оператором? Ване дали тогда Красного знамени, а экипажу по Красной Звезде.
У Филипповского был еще один звонок за несколько лет до катострофы: едва не столкнулись с Ту-16 из Октябрьского и он сбросил люк, готовясь катапультироваться. К тому времени самолеты разошлись. Так и сели со сквозняком. Самолет потом стоял 2 месяца пока новый люк не привезли из Ленинграда (почему оттуда?).

все фото и коментарии любезно предоставил Russ2:

фото и коментарии любезно предоставил Бутковский Борис

To Сергей Бутковский:

Хорошо ветка пошла!

Источник

30 одрап история создания

все фото и коментарии любезно предоставил Бутковский Борис

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ В УТОЧНЕНИИ ПОДПИСИ К ФОТО И ПОНИМАНИЕ!

Золотарь Иван Федорович, (командир в 1959-66) участник войны, при нем в 30 полку ВСЕ летчики и штурманы имели 1 класс! Пока он был командиром ни один самолет или летчик не был потерян, включая переучивание с Ил-28 на Ту-22.

Мышко Владимир Антонович (1966-72)(приемный сын маршала Гречко) после 30-го командовал полком на Чкаловской, возил космонавтов на Байконур и на невесомость

А что были за взлеты-посадки Стасенко-Фесенко? Были соседями.

Чариков Анатолий Павлович (1972-1974) живет в Николаеве, хранит архивы воздушных съемок над Средиземным

Здравствуйте уважаемые!
Вот как тёмному, нельзя ли рассказать какими маршрутами проходил выход разведчиков в Средиземное море и как соотносилось колличество вылетов туда и в другие районы (Чёрное или ещё что)?

и для Сергея Борисовича:

Борис говорил что фотографией занимались. Если можно поподробнее а так же что сохранилось из отпечатков, плёнок?
Ещё он фото как спарку расчехляют прислал, я думал советские цветные материалы или Fomacolor.
А он сказал что подкрасили =:-)

2 Сергей Бутковский:

А разве не Шевченко был в экипаже Корниец-Филипповский оператором? Ване дали тогда Красного знамени, а экипажу по Красной Звезде.
У Филипповского был еще один звонок за несколько лет до катострофы: едва не столкнулись с Ту-16 из Октябрьского и он сбросил люк, готовясь катапультироваться. К тому времени самолеты разошлись. Так и сели со сквозняком. Самолет потом стоял 2 месяца пока новый люк не привезли из Ленинграда (почему оттуда?).

все фото и коментарии любезно предоставил Russ2:

фото и коментарии любезно предоставил Бутковский Борис

To Сергей Бутковский:

Хорошо ветка пошла!

Источник

ВВС ВМФ. Морская разведывательная авиация

Разведывательная авиация Балтийского флота

Балтика по праву может претендовать на роль родоначальника разведывательной авиации ВМФ. Именно там, в Санкт-Петербурге, летом 1912 г. была сформирована первая опытная морская авиационная станция, задачей которой была подготовка лётчиков и мотористов для формируемой Морской Авиации. Эта авиастанция стала первой авиационной частью, в состав которой входили самолёты-разведчики.

30 одрап история созданияДо лета 1917 г. морская авиация БФ была представлена только разведывательными самолётами, сведёнными в Воздушную дивизию Балтийского моря. Всего к этому времени насчитывалось свыше 100 самолётов-разведчиков.

С конца апреля 1918 г. Балтийская Авиация подверглась реорганизации — вместо Воздушной дивизии была сформирована Воздушная бригада особого назначения, которая имела в своём составе два гидроавиадивизиона (пять гидроавиаотрядов) летающих лодок-разведчиков.

К лету 1919 г. в составе разведывательной авиации Балтийского моря имелось 25 гидросамолётов М-9, М-15 и М-20.

После окончания Гражданской войны, в конце 1920 г. вся Морская Авиация РСФСР была реорганизована, в том числе и разведывательная авиация на Балтике. На базе гидроавиационных дивизионов были сформированы два разведывательных гидроавиаотряда, общим числом 33 гидросамолёта различных типов.

Только в конце 1929 г. начинается подъём Морской Авиации в целом, и разведывательной авиации БФ — в частности. Тогда была сформирована 4-я авиационная бригада ВВС БМ, в состав которой вошли 62-я ОМРАЭ, 62-й и 66-й ОМРАО, вооружённые летающими лодками «Дорнье Валь» и «Савойя» S-626hc.

Во второй половине 1930-х гг. формируется ряд новых морских разведывательных авиационных эскадрилий. Помимо количественного роста, происходит и качественное изменение разведчастей ВВС БФ: на их вооружение во всё возрастающих количествах стали поступать летающие лодки МБР-2.

В 1939 г. в составе ВВС БФ была сформирована разведывательная часть нового типа — 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Кроме него, имелись также отдельные морские разведывательные эскадрильи и отряды.

К началу Великой Отечественной войны разведывательная авиация БФ была представлена 15-м ОМРАП трёхэскадрильного состава и семью отдельными разведэскадрильями (15-я, 41-я, 43-я, 44-я, 58-я, 81-я и 85-я ОМРАЭ), вооружёнными, преимущественно, самолётами МБР-2.

С первых дней войны разведывательная авиация БФ стала нести ощутимые потери, ввиду тихоходности и слабой защищенности её самолётов. Это привело к тому, что к ноябрю 1941 г. большинство разведэскадрилий было расформировано, а оставшиеся части свели под командование 15-го ОМРАП.

Новый этап развития разведывательной авиации на Балтике начался весной 1943 г., когда на базе 26-й ОРАЭ (сформирована в мае 1942 г.) и 15-го ОМРАП был сформирован новый 15-й ОРАП двухэскадрильного состава. Этот полк был укомплектован истребителями Як-9 и бомбардировщиками Ил-4, Пе-2 и Дуглас А-20 «Бостон», используемыми в качестве разведчиков. Помимо колёсных самолётов, в его составе оставалось несколько летающих лодок МБР-2.

Уже в самом конце войны, в дополнение к 15-му ОРАП, в составе ВВС БФ были сформированы три эскадрильи разведки и ПЛО (15-я, 16-я и 17-я ОАЭ), вооружённые импортными самолётами PBN-1 «Номад». Такими силами разведывательная авиация БФ встретила Победу.

В мае 1946 г. на базе 15-й и 16-й ОАЭ был сформирован 69-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. С этого времени силы разведки на Балтике были поделены между ВВС 4-го ВМФ (15-й ОРАП и 17-я ОМДРАЭ) и ВВС 8-го ВМФ (69-й ОМДРАП).

После «хрущёвского» сокращения ВС СССР, в 1961 г. в составе разведывательной авиации на Балтике остался только 15-й ОРАП (17-я ОМДРАЭ стала противолодочной частью, а 69-й ОМДРАП — расформирован), вооружённый самолётами Ту-16р и Ил-28р.

С 1962 г. полк получил на вооружение сверхзвуковые разведчики Ту-22р.

В 1967 г. разведывательная авиация пополнилась двумя самолётами Ан-12рр, которые вошли в состав 263-го ОТАП Авиации БФ. Эти самолёты, оснащённые специальной аппаратурой, использовались для ведения радио- и радиотехнической разведки сопредельных государств над акваторией Балтики.

В апреле 1994 г. 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП ВВС БФ были переформированы в 846-й гв. ОРАП, на самолётах Су-24м и Су-24мр.

Ещё через два года в 1996 г. полк был свёрнут в 846-ю гв. ОРАЭ.

К 1997 г. были сняты с вооружения самолёты Ан-12рр 316-го ОСАП ВВС БФ (бывш. 263-й ОТАП).

Окончательно разведывательная авиация на Балтике прекратила своё существование в мае 1998 г., когда 846-я гв. ОРАЭ и 4-й гв. ОМШАП ВВС и ПВО БФ были слиты в один 4-й гв. ОМШАП. С этого времени задачи попутной воздушной разведки стали решать все летательные аппараты ВВС и ПВО БФ, но отсутствие специализированных самолётов-разведчиков стало существенно сказываться на её качестве.

Разведывательная авиация Черноморского флота

Практически одновременно с Балтикой, в 1912 г. на Чёрном море было сформировано отделение морских лётчиков. К этому времени там уже имелось 12 лётчиков и 5 гидросамолётов.

Весной 1913 г. была открыта первая авиастанция в Севастополе. Отсюда следует вести отсчёт разведывательной авиации ЧФ.

К началу Первой мировой войны главной задачей Морской Авиации на Чёрном море была воздушная разведка. И если в войну Черноморская авиация вступила составом 8 гидросамолётов, то в январе 1917 г., когда было завершено формирование Воздушной дивизии Чёрного моря, в ней насчитывалось 110 самолётов разных типов. Основную долю этих летательных аппаратов составляли разведчики.

Октябрьский переворот в Петрограде и бесславный выход России из войны привели весной 1918 г. к полной ликвидации Черноморской авиации. Вернулась она туда только к середине 1920 г. (хотя годом раньше были попытки создать Морскую Авиацию в составе Вооружённых сил Юга России).

После окончания Гражданской войны, весной 1921 г. вся авиация на Чёрном море была реорганизована. На основе 3-го и 4-го гидроавиадивизионов, были сформированы 3-й и 4-й отдельные морские разведывательные отряды в Одессе и Севастополе.

В 1926 г. к двум имеющимся разведотрядам добавился ещё один — 5-й ОМРАО в Николаеве, и в этом же году все они были переименованы, соответственно, в 53-й, 64-й и 55-й ОМРАО.

В 1929 г. эти отряды были сведены в 9-ю авиационную бригаду — первое соединение Морской Авиации Советской России на Чёрном море. С августа 1933 г. она была переименована в 106-ю авиабригаду.

В 1934 г. к ней добавилась 107-я авиабригада, которую сформировали из отдельных корабельных разведывательных авиазвеньев.

В 1938 г. произошла реорганизация частей и соединений ВВС ВМФ. На Чёрном море эскадрильи, составлявшие 106-ю авиабригаду, были обращены на формирование 119-го ОМРАП, а эскадрильи, ранее входившие в состав расформированной 107-й авиабригады, стали отдельными разведчастями.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС ЧФ имелся один разведывательный полк (119-й ОМРАП), шесть отдельных разведывательных эскадрилий (16-я, 45-я, 60-я, 80-я, 82-я, 83-я ОМРАЭ) и два отдельных разведотряда (98-й ОМРАО и ОКА). Всего в них насчитывалось 150 самолётов-разведчиков, в том числе, 139 МБР-2 и 11 ГСТ. [1] Вплоть до мая 1942 г. специализированных колёсных самолётов-разведчиков в составе ВВС ЧФ не было (не считая нештатных разведчиков в минно-торпедном и бомбардировочном полках, которые вели воздушную разведку, в основном, «на себя»).

В феврале 1942 г. разведывательная авиация ВВС ЧФ подверглась очередной реорганизации. Причиной тому послужили большие потери в гидросамолётах в боях за Крым и Севастополь. Тогда, на базе ряда расформированных отдельных разведэскадрилий, был сформирован 116-й ОМРАП, который, вместе с 119-м ОМРАП, вошёл в состав вновь сформированной 2-й морской авиационной бригады. В неё также вошли и три оставшихся отдельными эскадрильи — 60-я, 80-я и 82-я ОМРАЭ. Просуществовав всего два месяца, эта бригада в середине мая была расформирована.

В сентябре 1942 г. 116-й ОМРАП был расформирован, а в декабре 1943 г. 119-й ОМРАП переформирован в дальнебомбардировочный полк. Таким образом, из разведчастей лодочной авиации к окончанию боевых действий на Чёрном море остались только 18-я ОМРАЭ, 60-я ОМРАЭ (обе эскадрильи входили ранее в состав 119-го ОМРАП) и 82-я ОМРАЭ. На вооружении этих эскадрилий состояли самолёты МБР-2, Бе-4, Че-2 (МДР-6) и PBN-1 «Номад».

В мае 1942 г. разведывательная авиация пополнилась первой частью, укомплектованной колёсными самолётами Ил-4, А-20 «Бостон», Пе-2 и Р-40 «Киттихаук», — 27-й ОРАЭ. Через год эта эскадрилья была развёрнута в 30-й отдельный разведывательный полк ВВС ЧФ.

За отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками, из частей разведывательной авиации, 30-й ОРАП был награждён орденом Красного Знамени и получил почётное наименование «Севастопольский», 18-я ОМРАЭ была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Констанцская». Кроме того, 119-й ОМРАП был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре после переформирования в дальнебомбардировочный был преобразован в 13-й гвардейский полк и в последующем получил наименование «Констанцский».

В послевоенное время состав разведывательной авиации ЧФ менялся незначительно. Кроме 30-го ОРАП, там имелось три лодочные разведэскадрильи: 18-я, 82-я и 60-я ОМДРАЭ (последняя была расформирована в конце 1947 г.).

В мае 1952 г., на базе 132-й ОМДРАЭ (бывш. 18-я ОМДРАЭ) и 82-й ОМДРАЭ, был сформирован новый 1772-й ОМДРАП, на самолётах Бе-6. В это же время в Крыму, на аэродромах Гвардейское и Саки были сформированы две разведывательные эскадрильи, на самолётах МиГ-15р, — 1000-я и 1916-я ОРАЭ; однако, они просуществовали недолго и к середине 1950-х гг. были расформированы.

К 1960 г. в составе разведывательной авиации оставались два полка — 30-й ОРАП и 977-й ОМДРАП (бывш.

1772-й ОМДРАП), и одна морская разведывательная эскадрилья — 270-я ОМДРАЭ (сформирована на базе 2-й АЭ 1772-го ОМДРАП).

В результате «хрущёвского» сокращения ВС СССР, на Чёрном море осталась только одна разведывательная часть — 30-й ОРАП, на самолётах Ил-28р и Ту-16р.

К середине 1965 г. на вооружение полка поступили сверхзвуковые разведчики Ту-22р, однако лётный состав ещё некоторое время летал на Ту-16, ввиду частых запретов на полёты «двадцать вторых».

В конце 1960-х гг. силы разведки Авиации ЧФ пополнились тремя специализированными самолётами-разведчиками Ан-12рр, которые вплоть до 1996 г. продолжали выполнять вылеты на визуальную разведку, АФС, РР и РТР в район Чёрного моря, а также осуществляли транспортные перевозки.

Весной 1970 г. в состав Авиации ЧФ вошла новая часть — 90-я ОДРАЭ ОсНаз. Особенностью этой эскадрильи было то, что она формировалась из самолётов и экипажей различных частей Авиации ВМФ и даже ВВС СА, и базировалась в Египте. Спустя два года она была расформирована.

К 1990 г. ВВС ЧФ получили самолёт-разведчик Ил-20м, который попал в 917-й ОТАП из Монголии. Но «проявить себя» он так и не успел, и вскоре сгорел, в результате аварии на взлёте с аэродрома Кача.

До конца 1994 г. 30-й ОДРАП решал задачи воздушной разведки в интересах ВВС ЧФ, но общий развал в стране и Вооружённых Силах не мог не отразиться на его судьбе. Фактически, ещё до развала СССР в декабре 1991 г. самолёты Ту-22р перестали летать, и, в большинстве своём, были переданы в ВВС. Потом началась многолетняя тяжба по поводу раздела ЧФ между Россией и Украиной. Как ни парадоксально, но это позволило вплоть до конца 1994 г. сохранить полк как единицу, хоть и не летающую. На короткое время полк был переформирован в 198-ю ОДРАЭ, и в сентябре 1995 г. она окончательно была расформирована. А буквально на следующий год прекратили своё существование самолёты Ан-12рр, вместе с 917-м ОТАП, в который они входили.

К 2000 г. 43-я ОМШАЭ ВВС и ПВО ЧФ получила 4 самолёта Су-24мр, которые передали туда с Балтики и Тихого океана. Однако по прямому назначению эти разведчики так и не были использованы, так как специальной наземной аппаратуры приёма и обработки данных в эскадрилье не было. В большей степени, они использовались для поддержания навыков техники пилотирования лётным составом эскадрильи.

Так завершилась история разведывательной авиации ЧФ.

Разведывательная авиация Северного флота

Так же как и на Чёрном море с Балтикой, Морская Авиация Северного Ледовитого океана началась с разведывательных частей и подразделений.

В сентябре 1936 г. из Ленинграда в Мурманск было перебазировано разведывательное авиационное звено самолётов МБР-2, которое положило начало ВВС СФ.

В дальнейшем на базе этого авиазвена был развёрнут 118-й морской разведывательный авиационный полк. Вместе с 49-й ОМРАЭ на самолётах МБР-2 он вступил в советско-финскую войну 1939-1940 гг., а затем — и в Великую Отечественную войну.

В сентябре 1941 г. разведывательная авиация СФ была усилена 22-й ОМДРАЭ, на самолётах Че-2, которую перебазировали туда с Балтики. Она вошла в состав 118-го МРАП как З-яАЭ.

В сентябре 1942 г. на Север был переброшен 22-й МРАП, перебазированный с Каспия. Этот полк вошёл в состав 3-й авиационной группы (ВВС БелВФ).

В октябре 1942 г. в составе ВВС СФ была сформирована 28-я ОРАЭ — первая авиационная часть колёсных самолётов-разведчиков. Тогда же 49-я ОМРАЭ была обращена на укомплектование 22-го МРАП.

В марте 1943 г. 118-й МРАП и 28-я ОРАЭ были переформированы в один 118-й ОРАП (в отличие от других флотов, где были сформированы отдельные полки колёсных самолётов-разведчиков)

Весной 1944 г. части разведывательной авиации ВВС СФ претерпевают реорганизацию. В дополнение к имеемому разведполку, формируются три смешанных авиационных полка (44-й, 53-й и 54-й САП) в составе которых, кроме истребителей и бомбардировщиков, имелись эскадрильи самолётов МБР-2 и PBN-1 «Номад». На их формирование был обращен 22-й ОМРАП.

Во второй половине 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а на базе 53-го САП был сформирован морской дальнеразведывательный полк (этот полк просуществовал всего год, и в октябре 1946 г. также был расформирован). Тогда же были сформированы ещё три отдельные морские разведывательные эскадрильи: 25-я, 26-я и 27-я ОМДРАЭ. В мае 1947 г. на их базе был сформирован 337-й ОМДРАП ВВС СФ.

В послевоенное время в составе разведывательной авиации СФ было два разведывательных полка: 118-й ОМДРАП (с 1948 г. — 403-й ОМДРАП) и 337-й ОМДРАП (данные по расформированию ещё одной разведчасти ВВС СФ — 20-й ОМДРАЭ, требуют уточнения).

В июне 1951 г. из состава 403-го ОМДРАП была выделена эскадрилья колёсных самолётов-разведчиков, на базе которой был сформирован новый 1733-й ОРАП. Этот полк был укомплектован самолётами Ла-7p, Ту-2р и А-20 «Бостон», но уже на следующий год он начал перевооружение на МиГ-15р и Ил-28р.

С 1953 г. на вооружение лодочной разведывательной авиации ВВС СФ начали поступать самолёты Бе-6.

В апреле 1958 г. 337-й ОМДРАП был переформирован в 265-ю ОМДРАЭ на самолётах Бе-6.

В таком виде разведавиация дожила до середины 1960 г., когда был расформирована 265-я ОМДРАЭ, а 403-й ОМДРАП переформирован в противолодочный полк. С этого времени разведывательная авиация была укомплектована только колёсными самолётами.

С апреля 1955 г. 1733-й ОРАП был переименован в 967-й ОРАП, на самолётах Ил-28р, а с конца 1956 г. он начинает переучивание на самолёты Ту-16р. В сентябре 1963 г. в составе Авиации СФ формируется первый в истории ВВС

ВМФ полк стратегических разведчиков-целеуказателей Ту-95рц — 392-й ОДРАП.

Практически до середины 1990-х гг. в составе разведавиации СФ было два полка на самолётах Ту- 16р и Ту-95рц, которые решали задачи воздушной разведки от Северного полюса до экватора в Атлантике. Кроме того, с 1969 г. в составе 912-го ОТАП ВВС СФ имелся отряд самолётов радио- и радиотехнической разведки Ан-12рр.

В 1993 г. были списаны самолёты Ту-16р и Ту-95рц, в связи с чем, 967-й ОДРАП был переформирован в 146-ю ОРАЭ, на самолётах Су-24м и Су-24мр, а 392-й ОДРАП обращен на формирование 240-го гв. ОСАП (ИИ) 444-го ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ.

В декабре 1995 г. 146-я ОРАЭ была расформирована.

Ещё два года в составе транспортного полка сохранялись самолёты Ан-12рр, но в это время командование ВВС СФ меньше всего заботило выполнение задач воздушной разведки. По его мнению, «было слишком расточительно использовать для этих целей транспортные самолёты»!

В 1997 г. разведывательная авиация ВВС СФ, как и на других флотах, прекратила своё существование…

Разведывательная авиации Тихоокеанского флота и Северной Тихоокеанской флотилии

В 1932-1933 гг., одними из первых в состав создающихся ВВС Морских Сил Дальнего Востока, из Европейской части СССР прибыли три разведывательных авиационных части (55-й ОМРАО, 65-й ОМРАО и 111-й отряд ОСО), которые положили основу силам воздушной разведки на Тихом океане.

Но было бы несправедливо не отметить, что первые разведывательные гидроавиачасти на Дальнем Востоке появились четырьмя годами раньше: осенью 1928 г. были сформированы 68-й и 69-й ОРЕЧГАО на самолётах MP-1, которые вошли в состав Дальневосточной (Амурской) военной флотилии. Первый из них успел отличиться осенью 1929 г. в вооружённом конфликте на КВЖД, за что ряд авиаторов был награждён орденами.

В конце 1934 г. 68-й ОРЕЧГАО и 8-я ДРМАЭ (бывшая 111-я ДРМАЭ) были переданы Пограничным войскам ОГПУ, но тогда же разведывательная авиация на Дальнем Востоке была значительно усилена, за счёт перебазирования из Ейска на Амур 110-й морской авиационной бригады ВВС СКВО. На вооружении эскадрилий бригады состояли, в основном, летающие лодки «Савойя» S-62, которые вскоре заменили самолётами МБР-2.

В январе 1936 г., на момент переформирования ВВС МСДВ в ВВС ТОФ, в составе сил воздушной разведки числилось три эскадрильи и два разведывательных отряда, насчитывающих в своём составе свыше 190 самолётов. В большинстве, это были МБР-2, а также некоторое количество МБР-4 и «Савойя» S-626hc.

К маю 1938 г. число разведывательных эскадрилий на самолётах МБР-2 ВВС ТОФ увеличилось до четырёх (3-я, 17-я, 27-я, 28-я ОМРАЭ). Кроме того, на флоте имелась одна эскадрилья (30-я ОАЭ ВУ) и шесть авиазвеньев волнового управления (3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е и 15-е ОАЗ ВУ), также на самолётах МБР-2. Тогда была проведена реорганизация структуры ВВС флотов и флотилий. Вместо авиабригад старого типа, из эскадрилий, входящих в состав последних, были сформированы авиационные полки. Таким образом, на ТОФ появился 115-й ОМРАП, в состав которого вошли 3-я и 27-я ОМРАЭ, и на Амуре — 117-й МАП, сформированный на базе 110-й МАБ.

В 1940 г. в составе Морской Авиации формируется новое оперативно-тактическое объединение — ВВС Северной Тихоокеанской флотилии, штаб которых расположился в Советской Гавани. В их составе первоначально были только два авиационных подразделения: 2-е и 5-е ОАЗ ВУ, на самолётах МБР-2. Эти звенья, хотя и не были в чистом виде разведывательными подразделениями, но привлекались для воздушной разведки в северной части Японского моря и в Татарском проливе.

В конце 1940 г. в составе ВВС ТОФ в б. Кангауз (ныне — Суходол) формируется ещё один разведывательный полк — 16-й МБРАП, на образование которого были обращены 13-яи28-яОМДРАЭ.

К началу Великой Отечественной войны в составе сил разведки ВВС ТОФ имелось два разведполка (16-й и 115-й МРАП) и три разведэскадрильи (47-я, 53-я и 57-я ОМРАЭ). Ещё две разведэскадрильи (48-я и 55-я ОМРАЭ) имелось в составе ВВС СТОФ, а также 117-й МАП в составе АмВФ. К силам разведки можно отнести также авиационные части и подразделения волнового управления (63-я ОАЭ ВУ, 2-е, 4-е, 5-е, 6-е и 15-е ОАЗ ВУ), которые, в основном, использовались для ведения разведки.

В середине 1942 г. на Амуре формируется 4-я морская авиационная бригада. В её составе был сформирован ещё один разведывательный полк — 114-й МАП на самолётах МБР-2, который просуществовал всего полгода и был расформирован вместе с управлением бригады.

В середине 1943 г. к частям разведывательной авиации в Приморье добавился 50-й ОРАП (бывший 50-й МТАП), на вооружении которого состояли колёсные самолёты СБ и ДБ-3 (позднее к ним добавились истребители). А в районе Советской Гавани на базе 48-й ОМРАЭ формируется 48-й МАП, на самолётах МБР-2.

Начало войны с Японией разведывательная авиация встретила составом 266 самолётов различных типов и была представлена пятью разведполками (16-м, 48-м, 50-м, 115-м и 117-м ОРАП [2] ) и тремя разведэскадрильями (47-й, 57-й, 63-й ОМРАЭ). Боевые действия были очень скоротечными и завершились капитуляцией Японии. Разведчики ВВС ТОФ потеряли всего 3 самолёта, из которых один МБР-2 был сбит зенитной артиллерией противника и ещё 2 самолёта (МБР-2 и PBN-1) не вернулись с боевого задания. За мужество и героизм, проявленные в боях, 50-й ОРАП был преобразован в гвардейский, а 16-й ОМРАП, 48-й ОМРАП и 115-й ОМРАП удостоены почётных наименований «Порт-Артурский», «Сахалинский» и «Юкинский», соответственно. Кроме того, 16-й ОМРАП и 48-й ОМРАП были награждены орденами Красного Знамени.

В мае 1948 г. 16-й ОМДРАП был переименован в 289-й ОМДРАП.

В июле 1950 г. 115-й ОМДРАП был переформирован в 539-ю ОМДРАЭ, базирующуюся на ст. Океанская.

В 1951 г. на базе 33-й ОМДРАЭ в Порт-Артуре был сформирован 1744-й ОРАП, на вооружении которого состояли летающие лодки PBN-1 «Номад» и истребители Ла-11р. Кроме того, ещё две разведывательные эскадрильи самолётов Ла-11р были сформированы в Приморье и в районе Советской Гавани — 1918-я и 949-я ОРАЭ, которые в июне 1953 г. прекратили своё существование.

Весной 1952 г. 50-й гв. ОРАП начал переучивание на реактивные самолёты Ил-28р, к которым в июне 1953 г. добавились МиГ-15р из расформированной 1918-й ОРАЭ.

В 1955 г. части морской разведывательной авиации начали получать новые отечественные летающие лодки Бе-6. В мае была расформирована 1744-я ОМДРАЭ (переформирована из 1744-го ОМДРАП в 1953 г.).

В 1956 г. 48-й ОМДРАП был свёрнут в 167-ю ОМДРАЭ, на самолётах Бе-6, а на следующий год эта эскадрилья была переформирована в аварийно-спасательную часть.

В январе 1958 г. 50-й гв. ОРАП ВВС ТОФ начал переучиваться на реактивные разведчики Ту-16р. В августе этого же года из состава полка была выделена эскадрилья на самолётах Ту-16р, которая получила собственный номер — 266-я ОДРАЭ, и была перебазирована на аэр. Каменный Ручей, а в середине 1960 г. — на камчатский аэр. Елизово. В этом же году 122-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ, на самолётах Бе-6, была переформирована в 122-ю ОМДРАЭ и перебазирована из б Суходоле б. Ягодная на Камчатке. С этого времени зона разведки ВВС ТОФ стала простираться на всю северо-западную часть Тихого океана.

В 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», была расформирована 539-я ОМДРАЭ на ст. Океанской, а 289-й ОМДРАП и 122-я ОМДРАЭ были переформированы в противолодочные. Таким образом, в составе сил разведки остались только части, вооружённые колёсными самолётами: 50-й гв. ОРАП и 266-я ОДРАЭ.

Со второй половины 1960-х гг. разведка Авиации ТОФ с оперативного уровня выходит на стратегический. В 1965 г. 867-й гв. ОМТАП, на самолётах Ил-28, был переформирован в 867-й гв. ОДРАП, с перевооружением на Ту-95рц и перебазированием с аэр. Николаевка на аэр. Хороль. После освоения личным составом новой авиационной техники, было начато освоение районов разведки в центральной части Тихого океана, Арктической зоне, Индийском океане, Южно-Китайском и Филиппинском морях. Основной формой разведывательной деятельности ВВС ТОФ становится выполнение вылетов на БС. Оснащение самолётов-разведчиков специальной аппаратурой, радио и радиотехнической разведки позволило выполнять задачи практически в любых гидрометеоусловиях днём и ночью и выдавать целеуказания ударным силам флота на значительных удалениях от объектов разведки.

В 1967-1971 г. г. в 593-м ОТАП Авиации ТОФ два Ан-126 были переоборудованы в самолёты радио- и радиотехнической разведки Ан-12рр. В эти же годы несколько самолётов Ил-38 77-го ОПЛАП ДД оснастили аппаратурой радиоразведки «Баклан». Это позволило расширить возможности сил разведки в ближней и средней зоне.

В 1973 г. 271-й гв. ОДРАП (бывш. 50-й гв. ОДРАП) был переформирован в 134-ю гв. ОДРАЭ. В это время в составе сил разведки остались 304-й гв. ОДРАП (бывш. 867-й гв. ОДРАП), на самолётах Ту-95рц, 134-я гв. ОДРАЭ и 266-я ОДРАЭ, на самолётах Ту-16р. Таким составом разведывательная авиация решала свои задачи до начала 1990-х гг. Кроме того, в конце 1982 г. 169-й гв. МРАП ВВС ТОФ был переформирован в смешанный полк и перебазирован с Хороля на аэр. Камрань в южном Вьетнаме. В состав этого полка из 304-го гв. ОДРАП были переданы 4 самолёта Ту-95рц.

В 1993 г., в связи с «реформированием» Вооружённых Сил страны, началось очередное значительное сокращение сил воздушной разведки, со списанием основного парка самолётов-разведчиков. В середине этого года были расформированы 304-й гв. ОДРАП и 266-я ОДРАЭ, а все самолёты Ту-16р и Ту-95рц сняты с вооружения и поставлены на хранение (134-я гв. ОДРАЭ ещё в декабре 1986 г. была расформирована, а её личный состав и авиатехника включены в 304-й гв. ОДРАП как 3-я АЭ). Но была сделана попытка сохранить разведывательную авиацию ВВС ТОФ, путём переформирования 173-го ОМШАП, вооружённого самолётами Су-17м, на аэр. Пристань, в 136-ю ОРАЭ, вооружённую Су-24м и Су-24мр, с базированием на аэр. Кневичи. Кроме них, оставались ещё два Ан-12рр и около десятка Ил-38 с аппаратурой «Баклан» (хотя их нельзя было называть полноценными разведчиками)

В 1995 г. была расформирована последняя в составе ВВС ТОФ лётная разведывательная часть — 136-я ОРАЭ. Ещё два года после этого в боевом составе ВВС ТОФ находились Ан-12рр, в составе 593-го ОТАП, но и они в 1997 г. были списаны по возрасту. С этого момента разведывательная авиация ВВС ТОФ прекратила своё существование.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *