28 июня крещение руси картинки
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Николай Ломтев
Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
1848
Иисус Христос своим ученикам – апостолам – завещал идти в разные страны и там рассказывать людям о новой вере. Апостол Матфей ходил по Палестине, Марк отправился в Египет, Петру выпал Рим, а его брату Андрею нужно было плыть к скифам – в неведомые земли. Вот так Андрей и оказался на холмистых берегах Днепра. Поднялся он на самый высокий холм, поставил там крест и сказал, что на этом месте когда-нибудь будет построен прекрасный город и будут здесь верить в Иисуса Христа и его учение.
Как сказал апостол Андрей Первозванный, так и случилось: на берегах Днепра сначала возникло поселение славян, которое станет городом. По имени основавшего его князя он был назван Киевом. В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич крестил горожан, а следом за ними и всю Киевскую Русь. Сын Владимира Святославича, князь Ярослав Мудрый, построил прекрасный собор Святой Софии. Этот храм стоит и сегодня, удивляя всех своей красотой.
Из летописей известен ещё один интересный факт. После Киева Андрей Первозванный отправился в Новгородскую землю, где больше всего удивился тому, как местные жители посещают баню; бьют себя молодыми прутьями, обливаются квасом и студёной водой.
Антон Лосенко
Владимир и Рогнеда
1770
Павел Сорокин
Первые христианские мученики при святом Владимире
1852
Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение.
Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств.
Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру.
Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти.
На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.
Иван Эггинк
Великий князь Владимир избирает религию.
1822
Владимир, младший сын Киевского князя Святослава, став главным – великим – князем Киевской Руси, начал думать о вере для подданных. Решил он послать своих приближённых в разные страны: пусть выяснят, какой Бог сильнее, за кем “правда, сила и слава”.
Прибыли посланцы и стали рассказывать о том, что узнали: на Востоке, у хазар – иудейская вера, у волжских болгар – ислам, на Западе – католичество, у греков – православие.
В столице Византии, Константинополе (по-тогдашнему Царьграде), стоял храм Премудрости Бога – Софии. И была эта церковь такая красивая, что нельзя было от неё взгляда отвести. Сразу было понятно – тут и есть дом Бога. Значит, византийская вера самая правильная и русским она подходит больше всего. Решил Владимир храм такой же в Киеве пострить, чтобы в Киевской Руси был дом у Бога.
— В Византии сам Бог с людьми пребывает! – сказали князю посланцы.
Православная вера понравилась князю, помнил он, что княгиня Ольга, бабка его, была одной из первых христианок на Руси. Видел Владимир, что христиане, на которых тогда совершались гонения, умирали с именем Иисуса Христа на устах.
Андрей Иванов
Крещение великого князя Владимира в Корсуни.
1829
Перед тем как крестить Русь, великий князь Владимир Святославич крестился сам, а произошло это, согласно одному из преданий, в Корсуни. Так во времена Киевской Руси называли древний город Херсонес Таврический в Крыму. Теперь этот древний город находится на территории современного нам Севастополя.
Всё началось с того, что византийский император Василий II Болгаробойца направил к Киевскому князю посольство с просьбой помочь подавить мятеж Варды Фоки, вспыхнувший в Византии. Владимир Святославич согласился, но при условии, что сестра императора, царевна Анна, станет его женой. Василий II согласился, но поставил ответное условие – крещение Владимира. На том и порешили. Киевский князь направил русское войско на помощь византийцам, а сам стал дожидаться невесты. Но принцесса Анна не прибыла.
Тогда разгневанный Владимир Святославич выступил в поход против Корсуни, которую захватил после продолжительной осады. Василий II был вынужден исполнить своё обещание. Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, стала женой Киевского князя, который, в свою очередь, принял крещение.
Существует ещё одна легенда. Прибыв в Корсунь, князь Владимир неожиданно ослеп и прозрел только после принятия святого крещения, тем самым ещё более утвердившись в православной вере. Этот момент и изображён на картине Андрея Иванова.
Виктор Васнецов
Крещение князя Владимира
1885-1896
На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.
Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы.
Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы?
У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.
Клавдий Лебедев
Крещение киевлян
Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год.
В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна.
В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.
Виктор Васнецов
Крещение Руси
1885-1896
Крещение Руси произошло в Киеве в 988 году. Изображение этого события можно увидеть в киевском кафедральном соборе, названном в честь Крестителя Руси Владимирским собором. Роспись Владимирского собора была поручена Виктору Васнецову. Художник поначалу отверг это предложение, но вскоре согласился. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы изучить монументальную живопись эпохи Возрождения.
Долгих десять лет шла работа над росписью собора; вместе с В. Васнецовым трудились М. Врубель, Н. Нестеров и другие художники. Васнецов расписал в соборе почти 3 тысячи квадратных метров, создав 15 картин и 30 фигур святых, в числе которых княгиня Ольга, Александр Невский, Нестор-летописец, князь Владимир, святые Борис и Глеб и другие.
Василий Верещагин
Закладка Десятинной церкви
Виктор Васнецов
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
1918
На картине герой русских былин Добрыня Никитич сражается со Змеем Горынычем. Прототипом Добрыни Никитича был Добрыня – дядя по матери великого князя Владимира Святославича. Дядя по велению князя крестил новгородцев. Жители Великого Новгорода неохотно принимали новую веру и отказывались от старых богов. Статую Перуна скинули с высокого берега в Волхов.
Бой Добрыни со сказочным Змеем Горынычем символизирует победу православной веры над язычеством.
Икона
Борис и Глеб
XIV век
Иван Билибин
Суд во времена “Русской Правды”
1907
Перед палатами князя пылает костёр. Сам старый князь правит суд. Возле него стоит его наследник. В правой части картины боярин объясняет гостю то, что здесь происходит. Спорщики стоят слева. Один из них преклонил колени перед пламенем: сейчас он протянет руку и огонь опалит её. Если он сможет выдержать эту боль, все решат, что он невиновен. Если отдёрнет руку и закричит от боли, то дружинник, который стоит за костром, отрубит виновному руку…
В левом углу картины стоит второй спорщик, он – с длинной седой бородой. Вот он подался вперёд, видно, хочет разглядеть происходящее, ведь ему тоже предстоит сунуть руку в пламя, чтобы доказать свою правоту. Он так и сделал бы, если бы его не удерживали двое княжеских дружинников. Перед костром на престоле великий князь Ярослав Мудрый – именно при нём был составлен первый свод законов “Русской Правды”.
Изменяющиеся и совершенствующиеся нормы “Русской Правды” действовали до конца XV века, когда был введён Судебник (1497 год).
Андрей Иванов
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году (Поединок Яна Усмаря с печенегом)
Не позднее 1812
Иван Билибин
Съезд князей
1907
Киевская Русь состояла из отдельных княжеств, в которых правили потомки Рюрика. Кто кому должен подчиняться, определяло лествичное (“лестничное”) правило. На самом верху “лестницы” должен был находиться старший родственник – великий князь Киевский. После него должен был править его младший брат, затем сыновья великого князя, потом сыновья его младшего брата. Но случалось, что отец хотел оставить власть сыну.
Чтобы решить все споры о власти, князья собирались на съезды. Один из таких съездов показан на картине.
Справа великий князь Киевский, возле него – его братья. Слева – молодые князья. Похоже, они не собираются уступать власть в крупных городах престарелым родичам. Но спор лучше войны!
Один из самых известных съездов князей произошёл в 1097 году в городе Любече на Днепре (сейчас город на Украине). Именно этот съезд и запечатлел художник. Великий князь – Святополк Изяславич. Он получил во владение (удел) Киев, Туров и Пинск. Владимир Мономах и Олег Святославич стали править в Переяславле и Чернигове. Давыд Святославич получил в удел Рязань. Давыд Игоревич – Владимир-Волынский, а Василько Ростиславич – Теребовль. На этом же съезде лествичное право отменили, решив, что каждый наследует землю своего отца.
Сергей Иванов
Христиане и язычники. 1074 год.
1909
Алексей Кившенко
Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. 1103 год.
1880
В богатом шатре собрались русские князья с воеводами. Слева – Переяславский князь Владимир Мономах. Его южное княжество больше всех страдало от набегов половцев. Напротив него – Киевский князь Святополк Изяславич. Великий князь Киевской Руси, он не всегда вёл себя мудро и подчас захватывал земли удельных князей. От распрей выигрывали кочевники: пока русские дрались между собой, степняки их грабили.
В 1103 году князья собрались неподалёку от Киева, чтобы объединиться против внешнего врага. Этот съезд был назван “Долобским” – по месту, где стоял княжеский шатёр. Владимир и Святополк послали за другими князьями, Олегом и Давыдом Святославичами. Давыд откликнулся на призыв: “Пойдём на половцев и выйдем живыми либо мёртвыми”. А Олег не захотел принять участия в общем походе.
Сразу после совещания дружины на конях и ладьях по Днепру двинулись в половецкие степи. 4 апреля у Сутени состоялась великая битва, из которой русские вышли победителями. Было ещё несколько совместных боевых походов Святополка, Владимира и других князей, и вновь половцы были разбиты. Угроза с юга была уничтожена.
Василий Раев
Блаженный Алипий, иконописец печерский.
1848
Икона
Богоматерь Владимирская
XII век.
Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых русским народом. Она очень древняя: существует предание, что её написал ещё евангелист Лука. А доску для иконы он взял из столешницы дома, в котором жил в юные годы Иисус Христос. За этим столом Он ежедневно принимал пищу вместе с Богоматерью и Иосифом.
Вероятнее всего, на Русь икона была привезена из Константинополя митрополитом Михаилом в подарок Мстиславу Изяславичу, который в то время был великим князем Киевским. Князь решил, что самое подходящее место для иконы – храм, и отдал её в женский монастырь в Вышгороде рядом с Киевом. Андрей Боголюбский, который княжил в Вышгороде, взял икону и уехал с ней во Владимир, где и остался править Русью. Икону он отдал в Успенский собор.
Там она и находилась 240 лет, пока великий князь Московский не потребовал привезти её в Москву. И повод для этого был важный: на Москву двигалось огромное войско Тамерлана. Только и была надежда на заступничество Богородицы. И Она помогла – Тамерлану пришлось убраться прочь. С тех пор Владимирская Богоматерь считается заступницей перед врагами. С этой иконы было сделано несколько копий (списков), и все они также обладают чудесными свойствами.
Долгое время икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в настоящее время она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Аполлинарий Васнецов
Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.
1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год, именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”. В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.
А спустя девять лет возвёл новый “град”, деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Николай Рерих
Поход Игоря.
1942
Игорь Святославич – главный герой “Слова о полку Игореве”. В течение восемнадцати лет он правил в Новгород-Северском княжестве, а затем три года, до самой смерти, был правителем в самом большом княжестве Киевской Руси – Черниговском.
Игорь Святославич не один раз ходил на половцев. Его поход 1185 года и был воспет в “Слове о полку Игореве”.
Игорь с небольшой дружиной отправился в степь, чтобы проучить половцев. Однако началось солнечное затмение. Тревожный знак, по древним поверьям. Но князь пренебрёг “предупреждением небес”. Между Светом и Тьмой – красные щиты, как всполохи утренней зари. Князь потерпел поражение и русские воины остались лежать в степи…
Эту картину Рерих написал в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Тогда исход войны был неясен, но была надежда: мы обязательно победим! Именно об этом и хотел сказать Николай Рерих: всё повторяется, и поход древних русичей против кочевников поначалу складывался неудачно. Войско было разбито, князь взят в плен. Но Игорю удалось бежать, он собрал новое войско и разгромил половцев.
Так же произошло и в войне с фашистами: в 1943 году наступил “коренной перелом”, и русские воины гнали агрессора до самого Берлина.
Виктор Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами.
1880
Эта картина является иллюстрацией к выдающемуся памятнику древнерусской литературы – “Слову о полку Игореве”, написанному в конце XII века неизвестным автором вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев.
Произведение сохранилось только в одном рукописном списке XVI столетия, который приобрёл для своей коллекции известный собиратель старины А.И. Мусин-Пушкин у бывшего архимандрита упразднённого Спасо-Ярославского монастыря. К сожалению, рукопись сгорела во время московского пожара 1812 года, но текст, сохранившийся в копии, сделанной для Екатерины II, выписках историка Карамзина и в содержащем ошибки печатном издании, оказал огромное влияние на творчество Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя, Блока и многих других выдающихся поэтов и писателей.
Вновь открытый для читателя великий памятник древнерусской литературы поразил всех своей удивительной многогранностью, исторической значимостью, эмоционально насыщенной целостностью всех граней художественного образа. Многие образы этого уникального эпического произведения восходят к исконно русской, народной символике, например, стихийная связь людей с природой и упоминание языческих богов служат историческим свидетельством поэтических воззрений описываемой эпохи.
Алексей Максимов
В усадьбе князя
Князь – крепкий старик с седой бородой – вышел на расписное крыльцо своих хором. Перед ним стоят его подданные. Наверное, пришли к князю, чтобы обсудить с ним важные вопросы.
В центре картины – крестьянин с хомутом в руках. Двое молодцов держат провинившегося. Меру его вины должен определить князь: украл ли мужик хомут, или взял на время – и не вернул в оговоренные сроки.
Справа, за хоромами князя, тянутся жилые и хозяйственные постройки. В левой части картины – большой дом для слуг. Мы видим девушек у колодца, домашнюю птицу, лошадей… Князь был и богатым хозяином, и полководцем, и главным судьёй. Только духовной властью он не обладал.
В Киевской Руси главным был великий князь, во главе удельных княжеств были свои князья. Они не всегда подчинялись Киевскому князю, и по этой причине происходили междоусобные войны, которые не способствовали единству государства, делали его слабым и не во всякое время способным обороняться от внешних врагов.
Со временем Россия расширит свои пределы и станет царством, а потом и империей, но титул князя не исчезнет. “Великими князьями” и “княгинями” стали называть членов царской семьи.
Николай Неврев
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III
1875
Князь Роман Мстиславич Галицкий (умер в 1205 году) – один из самых известных и могущественных правителей Киевской Руси, потомок великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Княжил князь Роман Мстиславич сначала в Новгороде Великом, потом во Владимире-Волынском, чуть позднее станет править и в Галиче.
Роман Мстиславич подчинил своей власти своевольных бояр. Заставил уважать Киевскую Русь все соседние державы: Византию, Польшу, Венгрию.
Католическая церковь, видя, как крепнет Русское государство под руководством князя Романа, решила соблазнить его: ему предложили короноваться – был князем, станешь королём! Но стать королём князь смог бы, лишь перейдя в католическую веру. А вслед за верховным правителем из православия в католичество перешли бы и все его подданные, чего так жаждали католические священники.
Но Русь уже избрала православную веру и менять её не хотела. Да и корона мало что прибавила бы к могуществу князя Романа Мстиславича.
На картине князь показывает посланцу папы на дверь.
«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси
28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.
«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?
Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.
И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.
А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?
Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.
Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.
Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?
Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.
Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.
Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».
Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся
То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.
А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?
Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.
Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.
Почему православие, а не католицизм и не другая вера?
Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.
Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.
А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.
Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.
Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.
Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс
Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.
Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?
К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.
Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.
В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения
И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.
Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?
Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.
А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?
Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.
Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?
В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.
Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.
Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.