26 ияра день спасения и освобождения
26 Ияра — День Спасения и Освобождения
В этом году мы будем отмечать 26 Ияра — День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала) 2 и 3 июня. В честь 26 Ияра по инициативе и поддержке президента Фонда СТМЭГИ, вице-президента РЕК Германа Захарьяева будут проводиться многочисленные мероприятия в разных странах мира.
Расписание на 26 Ияра в 2016 году
Как и почему День Победы попал в еврейский календарь?
«День Спасения и Освобождения»
Очень важно использовать именно еврейский календарь для обозначения различных дат. Конечно, когда существует такая возможность.
Постараемся объяснить, важность использования еврейских дат вообще.
Обозначение года
Называя еврейский год — такой-то от создания мира, — человек декларирует свою веру в то, что мир был создан.
Обозначение месяца
Еврейские названия месяцев несут в себе глубокий смысл, и его зачастую рассматривают наши источники. Нееврейские же месяцы названы в честь римских императоров или языческих божков. Это тоже говорит о важности использования названий еврейских месяцев.
Нумерация месяцев
При выходе из Египта Творец повелевает Моше: «Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года» (Шмот 12, 2). Пишет Рамбан: это значит, что Тора повелевает начинать отсчет месяцев с Нисана (Нисан должен быть первым месяцем, Ияр — вторым и т.д.), месяца, в котором мы вышли из Египта, — чтобы мы постоянно помнили и напоминали себе о выходе из Египта. Поэтому очень важно употреблять именно еврейские названия месяцев.
Обозначение знаменательных дат
Еще важнее отмечать те или иные знаменательные события именно в еврейскую дату. Ведь, отмечая их по гражданскому календарю, мы еще больше поднимаем его значение.
То же воздействие с Небес
И еще важно помнить, что праздник называется на иврите «хаг» — от слова «лахуг», т.е. «крутиться», «описывать окружность». Маараль объясняет: каждый год в тот день (разумеется, по еврейскому календарю), когда произошло то или иное событие, с Небес приходит то же самое воздействие. Поэтому, когда человек отмечает какое-либо событие в соответствии с еврейским календарем, он отмечает его в «тот самый» день.
9-ое мая
Как известно, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года представители вооруженных сил нацистской Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Так 9-мая был установлен праздник Победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией. До сих пор он отмечается как День Победы и как день славы вооруженных сил России.
Однако мы, евреи, во всех событиях видим руку Творца. И понимаем, насколько великое чудо произошло в этот день, когда Г-сподь окончательно избавил наш народ от одного из самых страшных врагов, которые когда-либо существовали. Талмуд в трактате Мегила говорит, что наш праотец Яаков пророчески предвидел огромную опасность, которую будут представлять нацисты для нашего народа и для всего мира, и просил Творца о спасении от них. «Если они преуспеют в своих замыслах, — уничтожат весь мир» — таковы были слова Яакова. Сама Победа над самым сильным государством, которое желало разрушить весь мир и уничтожить, не дай Б-г, всех евреев, является огромным чудом. Более того – на протяжении всей истории мы практически не находим прецедентов, чтобы армия сильного государства подписала акт о капитуляции. Поэтому, несомненно, важно вспоминать в этот день о великом чуде, которое совершил Творец, и об огромной милости, которую Он проявил к нам, и благодарить Его в этот день.
И следует отмечать эту дату по еврейскому календарю — 26-го Ияра, ведь, как мы помним, очень важно отмечать знаменательные даты именно в соответствии с еврейским календарем.
Захарьяев: цель праздника 26 Ияра – сохранить память о Победе в веках
Российские евреи 3 июня, или 26 Ияра по иудейскому календарю, празднуют День Спасения и Освобождения — религиозный День Победы. Инициатор включения даты в еврейский религиозный календарь, президент Международного фонда горских евреев СТМЭГИ Герман Захарьяев рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости о том, почему 26 Ияра не дублирует 9 Мая, в чем его сходство с праздником Хануки и где в этот день пройдет акция «Бессмертный полк».
— Герман Рашбилович, 26 Ияра является заменой религиозным (еврейским) аналогом светского праздника 9 Мая? Зачем он нужен?
— Хочу уточнить: речь не идет о замене или дублировании 9 Мая. Как многие знают, еврейский религиозный календарь отличается от григорианского, и в связи с этим введение 26 Ияра, Дня Спасения и Освобождения — это создание еврейской памятной даты в честь Победы над фашизмом. Это дата в еврейском религиозном календаре, которую будут отмечать евреи по всему миру. Мы не дублируем советский и российский праздник День Победы, мы вводим новую памятную дату для религиозных евреев и тем самым сохраняем этот великий день в веках.
— Какое у него официальное название?
— Мы совещались с главными раввинами Израиля по поводу названия, и религиозные авторитеты остановились на названии День Спасения и Освобождения, потому что 26 Ияра 5705 года, или 9 мая 1945 года, еврейский народ был спасен от угрозы полного уничтожения и освобожден от самого страшного врага за всю свою историю.
— Есть ли аналогичные примеры в еврейском календаре?
Конечно, есть. И Пурим, и Ханука, которые мы отмечаем каждый год, посвящены чудесному спасению еврейского народа от угрозы уничтожения. В дни этих праздников мы славим Всевышнего, даровавшего спасение нашему народу. И я уверен, что и Победу над нацизмом мы должны отмечать так же — благодаря Всевышнего за наше спасение и вспоминая тех, кто, не щадя себя, спасал мир от зла.
— Как известно, вы выступили с инициативой включить праздник в государственный календарь Израиля. Кто там поддержал вашу инициативу? С чем это связано?
— Первыми мою инициативу поддержали главные раввины Израиля, мудрецы Торы и духовные авторитеты, и это было самой важной и существенной поддержкой. Затем к ним присоединились общественные деятели и политики. Это связано с тем, что все прекрасно помнят, какие жертвы понес еврейский народ во время войны и все понимают, как важно сохранить память об этом, чтобы это никогда не повторилось.
— Какие мероприятия ожидаются в этом году в связи с этим днем?
— В этом году мы уже в третий раз будем отмечать День Спасения и Освобождения. Программа мероприятий более чем насыщена. Я бы разделил характер мероприятий на две группы — религиозные и светские. В религиозном плане вечером 2 июня во многих синагогах состоятся молитвы. Речь идет о десятках городов в разных странах мира — это Россия, Израиль, Беларусь, Украина, Азербайджан, Литва, Латвия, Германия, Австрия, США. В Москве 2 июня пройдет съезд раввинов России, посвященный 26 Ияра.
Что касается светских мероприятий, то утром 3 июня в Москве состоится возложение венков к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду с последующей молитвой в синагоге, и похожие мероприятия пройдут в более чем 40 городах России и других стран. Хочу отметить, что в Израиле в этот день состоится шествие «Бессмертный полк», посвященное Дню Спасения и Освобождения. После чего участники шествия направятся к Мемориалу Победы в израильском городе Нетания, где состоится торжественная церемония в честь 26 Ияра.
— Насколько для горских евреев значимы эти даты – 9 мая и 26 ияра?
— Для горских евреев, как и для любых других евреев, помнящих ужасы войны, очень важны эти даты. В эти дни произошли основополагающие события, повлиявшие на историю нашего народа, поэтому любой еврей, будь он горский, ашкеназский, сефардский, какой угодно — чтит и помнит подвиг солдат Красной армии, разгромившей нацистов и избавившей мир от чумы нацизма.
— А для России в целом этот праздник важен, на ваш взгляд, и почему?
— Я уверен, что это значимо для России, потому что Россия борется с попытками реабилитации нацизма и его пособников, с попытками переписать историю. Сейчас, когда в некоторых европейских странах открыто отрицают решающую роль Красной армии в Победе над нацизмом — особенно ценно показать всему миру, что еврейский народ помнит имена своих спасителей и имена своих палачей.
— Как российские евреи приняли это нововведение?
— Российские евреи больше, чем другие понимают, насколько это важно для истории и для нашего народа, ведь мы десятки лет отмечаем 9 мая и знаем суть этого дня, поэтому нововведение было принято единогласно, что подтверждается широкой поддержкой мероприятий, посвященных 26 Ияра.
— Можете ли вы утверждать, что мировая общественность прислушивается к позиции России о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны и решающей роли советских воинов в Победе над фашизмом? Ведь праздник введен на религиозном уровне для евреев всех стран.
— Очень хороший вопрос. Столкнувшись с этой темой, могу однозначно сказать, что еврейская общественность полностью разделяет позицию России о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Евреи прекрасно помнят все, что произошло и как всё закончилось.
26 Ияра: все, что нужно знать о Дне спасения и освобождения
26 Ияра — это новый праздник в честь победы над фашизмом, «еврейский День Победы», который был внесен в еврейский религиозный календарь по инициативе президента фонда горских евреев СТМЭГИ, вице-президента Российского еврейского конгресса Германа Захарьяева.
Главный смысл 26 Ияра — не дать миру забыть о том, каким страшным злом был фашизм и кто победил это зло, не дать забыть тех людей, которые ценой своих жизней освободили мир от чумы нацизма, отмечает Захарьяев.
День спасения и освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала) впервые стал широко отмечаться с 2015 года — года 70-летия Победы, когда Захарьяев получил поддержку обоих главных раввинов Израиля, израильских политиков и международных еврейских организаций, а презентация новой даты прошла в кнессете и в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
День спасения и освобождения отмечают в России, Израиле, Азербайджане, Германии, США — и всех государствах, где проживает еврейская диаспора.
Как ранее писал «Ридус», накануне в Московской хоральной синагоге полтысячи прихожан собрались на главную молитву во славу воинов-освободителей. Воинов Красной Армии и стран-союзниц, в том числе и представителей еврейского народа, почтили минутой молчания, прочли кадиш, после чего в синагоге выступил мужской хор.
Еврейский народ обязан своим существованием победе над фашизмом в Великой Отечественной войне — ведь если бы Красная Армия и ее союзники не одержали победу над фашистской Германией, то вполне вероятно, что гитлеровцам удалось бы довести до конца свой чудовищный план по „окончательному решению еврейского вопроса“, то есть полному физическому уничтожению евреев во всем мире. За время Второй мировой войны фашистам удалось уничтожить шесть миллионов евреев — почти половину всего еврейского народа, рассказывают в СТМЭГИ.
На празднование в столицу России приехал израильский раввин Шмуэль Элиэзер Штерн, глава раввинского суда, один из ведущих религиозных законотворцев Израиля, автор многочисленных книг по Галахе. Он родился в послевоенном Будапеште в семье узников фашистских концлагерей. Об этом он рассказал в своем обращении к московской общине.
Сегодня представители еврейской общины Москвы возложили цветы к Могиле Неизвестного Солдата, а в Иерусалиме состоится возложение цветов к памятнику павшим воинам на горе Герцля.
Новый праздник в еврейском календаре дополняет День катастрофы, когда иудеи вспоминают жертв Холокоста. Вместе с тем, в День спасения и освобождения вспоминают солдат-евреев, погибших не в концлагерях, а в борьбе с фашизмом, и благодарят Бога за то, что часть евреев осталась жива, за то, что они были освобождены.
«Грандиозные церемонии, посвященные этому дню, прошли не только в Москве, но и во многих городах и общинах мира», — рассказывает Герман Захарьяев о праздновании 26 Ияра.
Везде прозвучали молитвы благодарности за спасение вместе с поминальными молитвами для вознесения душ погибших в те страшные для нашего народа годы. Очень радует, что с каждым годом все больше людей понимают ценность этого дня для еврейского народа и отмечают его вместе с нами. В этот день хочу пожелать всем мира и благополучия, а самое главное, чтобы благословение Вс-вышнего всегда сопутствовало нам. С Днем Спасения и Освобождения!
По словам представителей СТМЭГИ, День спасения и освобождения создан для того, чтобы наравне с Песахом и Пуримом стать одним из главных еврейских праздников, которые символизируют победу над врагами и избавление от смертельной опасности.
«Чтобы наши внуки и правнуки и их внуки отмечали этот день и вспоминали тех, кто отдал свои жизни ради спасения евреев из лап безжалостных палачей. Чтобы евреи всего мира могли сказать свое нет попыткам реабилитации фашистов и их пособников и попыткам переписать историю. Чтобы показать некоторым европейским народам пример благодарности и доброй памяти», — отмечают в фонде горских евреев.
Йом Шихрур вэ Ацала – День Спасения и Освобождения
9 мая 1945 года – День Победы над гитлеровской Германией. Во Второй мировой войне погибло 6 миллионов евреев. Освобождение Европы от фашистского ига, силами антигитлеровской коалиции, и спасение евреев от рук фашистских палачей положило начало новой эры в истории еврейского народа. Итогом стало возрождение и создание собственного государства в Эрец Исраэль.
По еврейскому календарю 9 мая 1945 года выпало на 26 Ияра 5705. С недавних пор главными раввинами Израиля и Европы было принято решение внести эту дату в еврейский календарь. И отмечать 26 Ияра как День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур вэ Ацала).
День Спасения и Освобождения (26 Ияра) в 2021 году выпадает на 8 мая.
По григорианскому календарю дата празднования приходиться на промежуток с мая по июнь и каждый год уточняется. Поскольку в 2021 году 26 Ияра выпадает на 8 мая (шаббат), то основные мероприятия пройдут 6 мая.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
«Как известно, по еврейской традиции, если праздник не определен Торой, то он должен быть связан с Божественным вмешательством. Именно 9 мая 1945 года, или 26 Ияра 5705 года, стало поворотным моментом в еврейской истории, благодаря которому наш народ не только был спасен от полного уничтожения, но и обрел свой национальный дом – Государство Израиль.
Всевышний не оставил свой народ и послал спасение. Именно поэтому эта дата должна быть не просто отражена в еврейском религиозном календаре, а сохранена в нем навеки – чтобы и наши дети и внуки и их дети всегда знали, кому еврейский народ обязан своей жизнью. К сожалению, с каждым годом все меньше ветеранов Великой Отечественной (пусть дарует им Всевышний 120 лет жизни!). Недалек тот день, когда их не останется совсем. И тогда только от нас – детей и внуков тех, кого освободили войны Красной армии и армии союзников, будет зависеть память об их Великой Победе».
Автором этих слов является – Герман Захарьяев, президент Фонда СТМЭГИ, инициатор внесения 26 Ияра в еврейский религиозный календарь.
С недавних пор главными раввинами Израиля и Европы было принято решение внести эту дату в еврейский календарь. И отмечать 26 Ияра как День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур вэ Ацала).
В еврейских общинах по всему миру День спасения и освобождения празднуется с 2014 года. Декларацию о важности праздника выпустила Конференция европейских раввинов. Для праздника составлен особый перечень молитв.
В Израиле постановлением Кнессета от 7 мая 2018 года день 26 Ияра был внесен в реестр праздничных дат наряду с Пуримом, Ханукой и Песахом.
ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ
После внесения даты 26 Ияра в религиозный еврейский календарь была установлена специальная церемония, в ходе которой в синагогах зажигают три свечи: во славу Всевышнего, в честь солдат – освободителей и в память о погибших. Звучат поминальные молитвы и молитвы благодарности за спасение.
Традиционно в День Спасения и Освобождения проводится также молитва у Стены Плача в Иерусалиме. На ней присутствуют главные раввины Израиля, члены правительства, депутаты Кнессета, другие почетные гости.
День Спасения и Освобождения был создан для того, чтобы наряду с Песахом, Ханукой и Пуримом, стать одним из главных еврейских праздников, символизирующих победу над врагами и избавление от смертельной опасности.
Новый праздник в еврейском календаре дополняет День Катастрофы, когда иудеи вспоминают жертв Холокоста. Вместе с тем, в День Спасения и Освобождения вспоминают солдат – евреев, погибших не в концлагерях, а в борьбе с фашизмом, и благодарят Всевышнего за то, что еврейский народ был освобожден и остался жив.
26 ияра день спасения и освобождения
Все мы знаем, что еврейский народ особо внимателен к традициям, многим из которых уже тысячи лет. И всё это время установленные Торой праздники дарили надежду, что злодеи и враги непременно сгинут, а народ Израиля пребудет во веки вечные. Они помогали нам сохраниться как единому народу, не растворившись в зачастую враждебном окружении.
Современность стала эпохой долгожданного возрождения еврейской нации. Но этому предшествовала череда событий мирового масштаба. И конечно же, в первую очередь речь о Второй мировой войне, когда мрачная тень нацизма нависла над всеми евреями, ведь Гитлер и его соратники планировали тотальное уничтожение еврейского народа. Сейчас трудно представить, но еще восемь десятилетий назад в европейских лагерях смерти систематически уничтожали людей по национальному признаку. Всё же нашему народу чудом удалось спастись. Немногие выжили в концлагерях, а до кого-то кровавые руки нацистов просто не дотянулись. Но главное, что спасло нас в те страшные годы, – это мужество воинов Красной армии и армий-союзников, которым Вс-вышний ниспослал силы разгромить черное воинство нацистской Германии.
Разгром нацистов ознаменовал и начало долгожданного воссоздания еврейского государства в Эрец Исраэль. Недаром же в этом году все мы с великой радостью отмечаем 70-летие провозглашения независимого Государства Израиль!
Еще с детства помню, как рассказывал о Великой Отечественной войне наш светлой памяти дед Хагай Захарьяев, всеми уважаемый ветеран-орденоносец, вспоминаются и рассказы других ветеранов нашего поселка Красная Слобода. В те ранние годы мы относились к подвигу солдат Красной армии с безмерной благодарностью. Но, став взрослым, я всё чаще спрашивал себя: что будет через десятилетия, когда не останется ветеранов, напоминающих людям о великой Победе?
Евреи мира – увы, со свойственной нам беспечностью! – уже начинают забывать о спасении… Память о Холокосте – это великий траур и бесконечная скорбь, но, несмотря на это, нам следует восхвалять Вс-вышнего за сегодняшнее наше существование. И значит, необходимо утвердить в веках память о Победе над нацизмом и о том, каких жертв она всем нам стоила. А разве что-то подойдет для этого лучше, чем день окончания войны – 9 мая 1945 года, или 26 Ияра 5705 по еврейскому календарю, – день, когда рукой союзнических войск и прежде всего силами Красной армии Вс-вышний спас евреев от полного уничтожения?!
И тут невольно возникает вопрос: если уже есть праздник 9 Мая – зачем нужна еще одна дата, пусть и в еврейском календаре?! Но всё не так просто. Например, еще чуть более столетия назад в Российской империи каждый год праздновался День Победы в Отечественной войне 1812 года – но сейчас никто даже не вспомнит о таком празднике… Как ни печально, жизнь идет своим чередом: покинут нас и ветераны Второй мировой войны, и даже их внуки, и праздник 9 Мая постепенно утратит остроту – но мы, евреи, не имеем права забыть ту войну. Слишком много горя принес нацизм нашему народу. Потомки не должны забыть страшные уроки истории – но сделать это можно, только внеся 26 Ияра в еврейский календарь. Точно так же, как некогда в нем появились 25 Кислева (Ханука – празднование изгнания греко-сирийских войск и очищения Храма) и 14 Адара (Пурим – победа над злодеем Аманом). Дату 26 Ияра – день, на который пришлось 9 мая 1945 года, – необходимо изучать в каждой еврейской школе!
Именно поэтому уже в 2013-м я отметил для себя, что одним из моих важнейших религиозных и общественных проектов будет инициатива по установлению праздника 26 Ияра. Эту инициативу с пониманием и радостью встретили раввинаты и общины России и Израиля, и было решено продолжать работу в этом направлении – чтобы День Победы над нацизмом стал общим праздником всех евреев мира. Причем эта инициатива должна была послужить важным шагом к объединению евреев, живущих в диаспоре. Разумеется, в еврейских календарях на 5774 год впервые появился праздник 26 Ияра.
Но особо памятен мне насыщенный событиями 2014 год…
В начале февраля 2014-го в ходе моей двухдневной поездки в Израиль мое предложение отмечать День Победы как традиционный еврейский праздник одобрили известные раввины – бывший главный ашкеназский раввин Исраэль Меир Лау, главный сефардский раввин Ицхак Йосеф, известный галахический авторитет рав Хаим Каневский, главы крупнейших израильских ешив. На политическом уровне инициативу поддержали министр иностранных дел Авигдор Либерман, его заместитель Зеэв Элькин, председатель Кнессета Юлий Эдельштейн, замминистра внутренних дел Фаина Киршенбаум, мэр Иерусалима Нир Баркат. Главные раввины России Берл Лазар (ФЕОР) и Адольф Шаевич (КЕРООР) поддержали инициативу в Москве. Положительное отношение искренне выразил также глава Конференции раввинов Европы рав Пинхас Гольдшмидт.
А 21 мая я выступил в Кнессете, и в стенах израильского парламента прозвучало решение впервые в еврейской истории увековечить дату 26 Ияра как День Спасения и Освобождения.
26 мая в Москве в Хоральной синагоге впервые прочли официальную утреннюю молитву праздника 26 Ияра. Молитва прозвучала также в Азербайджане, Соединенных Штатах, Канаде и, конечно, в Израиле. Торжественное мероприятие состоялось в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Тогда же прошло собрание с участием дипломатов, журналистов, ветеранов Великой Отечественной и представителей общественности в Еврейском доме в Баку.
Идея отмечать День Победы как еврейский религиозный праздник оказалась долгожданной и естественной – окончательно это стало ясно 2 июня 2014-го, когда в иерусалимском концертном зале «Бейт Шмуэль» был официально отмечен День Священной Победы во Второй мировой войне и спасения европейских евреев от нацистов.
Через год, 12–14 мая 2015-го, в Тулузе прошел съезд Конференции раввинов Европы. Более 200 еврейских религиозных лидеров и главных раввинов Европы и Израиля обсудили формат празднования 26 Ияра – Дня Спасения и Освобождения (Йом Шихрур вэ Ацала). В итоговой «Декларации 26 Ияра» говорилось, что этот день должен навсегда стать частью еврейской традиции.
…Сейчас, когда все мы встретили 26 Ияра уже в пятый раз, я могу уверенно и с гордостью сказать, что праздник занял достойное место в еврейском календаре. А теперь – займет его и в официальном календаре Израилья, ведь на минувшей неделе Кнессет принял во втором и в третьем чтениях закон о признании 26 Ияра государственным праздником. На эту дату обращено теперь особое внимание еврейского сообщества, и с каждым годом его встречают молитвами всё больше общин в самых разных странах мира.
Добавлю, что утром 10 мая 2018 года, в гостинице «Рэдиссон Славянская» в Москве прошла Вторая Международная научная конференция «Победа в Великой Отечественной войне как историческое событие в жизни еврейского народа». А вечером того же дня в Московской хоральной синагоге состоялись торжественная церемония и молитва, посвященные 26 Ияра. Отметить важность этого дня на мероприятия в Москву прибыл главный раввин Израиля Давид Лау.