25 июня день памяти высоцкого
День памяти Владимира Высоцкого
День памяти Владимира Высоцкого отмечается 25 июля 2022 года.
Дата появилась сразу после того, как перестало биться сердце знаменитого автора, певца и актера. Ежегодно в день смерти Владимира Семеновича Высоцкого поклонники творчества, друзья и товарищи народного кумира вспоминают его улыбку, слова, взгляд, слушают любимые песни. Они возлагают цветы к его могиле.
Высоцкий был одаренным актером театра и кино. Но признание и народную любовь он приобрел благодаря песням собственного сочинения. Его магнитофонные записи звучали на территории всего СССР, из каждого окна. Слова песен, трагических и шутливых, находили отклик в душе каждого человека. Он во весь свой хриплый голос пел о том, о чем люди тайком шептались на кухнях.
Официальные власти не приветствовали такое свободомыслие и всякими способами притесняли творчество Высоцкого. Но любовь народа к певцу нельзя было сдержать.
25 июля 1980 года Высоцкий ушел из жизни. В эти дни в Москве проходила Олимпиада, и власти страны боялись любых массовых волнений и сборищ. СМИ дружно промолчали о смерти певца. Только один человек не поступился принципами и опубликовал крохотную заметку на последней странице газеты, за что впоследствии лишился должности главного редактора. Благодаря ему новость распространилась, и в день похорон Высоцкого у театра на Таганке, где он работал, собрались десятки тысяч людей.
В каждой своей песне Владимир Семенович оставил частичку своей души. Его творения заставляют смеяться и плакать, а также думать. Высоцкого знал и любил каждый человек в СССР. Его помнят и сегодня.
Сегодня ему бы исполнилось 80
Высоцкий был одаренным актером театра и кино. Но признание и народную любовь он приобрел благодаря,из каждого окна. Слова песен,трагических и шутливых,находили отклик в душе каждого человека. Он во весь свой хриплый голос пел о том,о чем люди тайком
Официальные власти не приветствовали такое свободомыслие и всякими способами притесняли творчество Высоцкого. Но любовь народа к певцу нельзя было сдержать.
«Роман» с гитарой у Владимира произошёл в 50-е годы, во времена «блатной романтики». Вместе с ребятами они осваивали аккорды, и сочиняли песни.
(На фотографии : Высоцкий в окружении своих одноклассников)
Учёба Высоцкого.
Он не сразу понял, что хочет стать актёром. После школы будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, и бросил его через полгода.
Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно в этом театре Владимир Семенович проработал до самой смерти.
Юрий Любимов вспоминал, как Высоцкий пришел к нему устраиваться на работу. Артист предложил послушать несколько своих песен и Любимов, вместо плановых пяти минут, слушал барда полтора часа.
(На фотографии : актёр в любимом театре)
Первые композиции актёр написал в 60-х годах, и это была «дворовая романтика».
Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более 600 песен и 200 стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей.
Владимир Высоцкий и съёмки в фильмах
Во время 60-х годов актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.
Успех пришел к Высоцкому в 1967 году. На экраны вышла картина «Вертикаль». Особенно полюбились зрителям песни из фильма, написанные артистом.
Самую значительную роль Владимир Высоцкий сыграл в 1979 году. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Это была и самая любимая роль актера. Однако от нее Владимир Семенович отказывался, говоря, что ему мало осталось.
В этом фильме Владимир Семенович не поет, хотя изначально хотел. Против был режиссер, который считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.
(На фотографии : Владимир Высоцкий в образе Жиглова)
Личная жизнь актёра В. Высоцкого
На первом курсе Владимир Семенович познакомился со студенткой Изой Жуковой. Она стала его первой женой, они поженились весной 1960 года.
Через год Высоцкий на съемках фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Она стала его второй женой и родила Высоцкому двоих детей – Аркадия и Никиту. В 1968 году они разошлись.
Третьей супругой Владимира Высоцкого стала Марина Влади. Она появилась в жизни артиста в 1967 году. Марина Влади ввела супруга в круг европейских знаменитостей. На западе Высоцкий выпустил несколько пластинок. Она была его музой и надежной опорой.
(На фотографии : Владимир Высоцкий и Марина Влади)
Смерть артиста
Жизнь Владимира Семеновича неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких. По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств.
(На фотографии : похороны)
Кончину Высоцкого СМИ не афишировали.
25 июля 1980 года Высоцкий ушел из жизни. В эти дни в Москве проходила Олимпиада, и власти страны боялись любых массовых волнений и сборищ. СМИ дружно промолчали о смерти певца. Только один человек не поступился принципами и опубликовал крохотную заметку на последней странице газеты, за что впоследствии лишился должности главного редактора. Благодаря ему новость распространилась, и в день похорон Высоцкого у театра на Таганке, где он работал, собрались десятки тысяч людей.
(На фотографии : день похорон великого артиста)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
25 июня день памяти высоцкого
Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию. Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.
Ж.Владимирская: «Любимов два раза говорил. Второй раз он сказал:
— Чтобы понять, кем был Высоцкий, надо было видеть, как он шел по улицам КАМАЗа, как все окна были распахнуты, и как из них через усилители ревели песни Володи. И сквозь собственный голос он шел, как… гладиатор? Победитель? Нет, пожалуй, к нему это не подходит. Он, пожалуй, сквозь все это прошел, как страдавший и сострадающий.
Михаил Ульянов говорил много. Хорошо.
Знаменитые поэты стояли с удивленными, недоумевающими лицами. Они были в шоке, и создавалось впечатление, что за такое каждый поменялся бы с Володей».
«Прощание…»: «…Ульянов обвиняюще кричал в застывший зал:
— Сегодня всему русскому искусству нанесена незаживающая рана! Говорят, люди заменимы. А кем мы заменим его? Где возьмем другой, равный ему талант? Где возьмем другой, такой же, голос? Негде. »
М.Влади: «На улице бьет в глаза яркий свет. Волнуется людское море, растянувшееся на километры».
В.Акелькин: «Здесь нас ждало самое большое удивление, и если до того мы сдерживались, то на улице слезы потекли сами собой, да мы и не стеснялись их — вся Таганская площадь, с обеих сторон эстакады была забита людьми. Люди заполнили крыши и окна домов, метро, ресторана «Кама», киосков «Союзпечати», универмага…»
В.Янклович: «Потом я вышел на улицу, — увидел генеральскую машину у метро… И вот тут началось самое главное удивление! Конечно, все знали, что будет много народу, но чтобы столько! Чуть раньше Трифонов сказал в кабинете Любимова:
— Как умирать после Высоцкого?»
В.Смехов: «Любимов попросил всех артистов и актрис унести цветы, — и вот стоп-кадр: цветы уносили-уносили огромными охапками, а они стояли все тем же силуэтом… Я просто не могу представить, сколько это длилось времени — как-будто они откуда-то снизу опять появлялись — эти цветы».
В.Акелькин: «А в зрительном зале по обе стороны сцены — венки, венки… Их потом вывозили на двух грузовиках, по четыре ряда венков на машине».
М.Влади: «Мы садимся в автобус, гроб стоит в проходе, мы все сидим, как школьники, уезжающие на каникулы. Любимов машет большим белым платком людям, собравшимся на крышах, на каменных оградах, некоторые залезли на фонари. Автобус трогается».
Ю.Карякин: «И когда автобус с гробом отъехал от театра, люди долго-долго махали вслед автобусу руками, цветами. А мальчишки выпустили в небо голубей».
«Прощание…»: «Откуда-то поднялись в воздух сотни голубей и теперь, кружась, уходят все выше вверх по невидимой винтовой лестнице».
С.Дерков (из письма в Театр на Таганке): «Люди провожали маленький автобус, который увозил от них очень многое. Кто-то в толпе сказал:
— Кусочек свободной России умер».
В.Смехов: «Один из важных военных чинов, наблюдавший за рекой скорби 28 июля, молвил знаменитому писателю:
— Ну а вы-то зачем сюда подались? Зачем сюда пришли? Хоронят антисоветчика… Что? Кто хоронит? Да такие же, как он…»
Ж.Владимирская: «Вот помните у Маяковского: «Если в музее выставить плачущего большевика…» Я видела плачущих большевиков — в жизни, в кино, в театре. А вот плачущих милиционеров видеть как-то не доводилось… А здесь — увидела. Запомнился молоденький-молоденький, плакавший, не стесняясь, чуть не в голос».
В.Смехов: «Потом длинная кавалькада машин пошла вразрез Садовому кольцу. В нас была какая-то злая гордость, что олимпийские машины стоят, а Высоцкий едет… Машины шли по левой стороне, все прочие стояли, — все было оцеплено…»
«Прощание…»: «…От толпы… отделяется кучка молодых ребят и мчится вслед за процессией. Машины прибавляют ходу, ребята по одному отстают, продолжает бежать только какой-то совсем еще мальчик в черном кожаном пиджачке. Улица уходит вниз, толпа вдоль мостовой редеет. Уже становится виден Курский вокзал, а он все бежит.
…На него страшно глядеть: он мертвенно бледен, кажется, сейчас грохнется оземь…
…Если бы совесть могла в тот день каким-то чудом воплотиться в человеческом облике, я знаю, она была бы этим мальчиком в черном пиджачке!»
Ж.Владимирская: «Володина могила была как бы и не на кладбище. Место — будто между кладбищем и городом. Первый ряд. Чтобы виднее мы ему были. А он — нам».
В.Гордеев: «Вечером Москва обсуждала похороны Высоцкого… На улицах говорили, что Высоцкий похоронен в хрустальном(!) гробу… Что в могиле — магнитофон, который будет звучать, пока не кончатся батарейки…»
Со временем в классе мы разделимся на «битломанов», «металлистов» и любителей Modern Talking и Joy, но у всех у нас будет Высоцкий. Как бы за скобками. Над актуальностью. Что-то постоянное. Вечность.
Еще много лет спустя, я вдруг пойму, что Высоцкий — прекрасный поэт. Именно, как властитель слова. Но тогда, вначале это было неважно. Он был тоном … нотой нашей жизни… Той нотой, которая заставляла, по воспоминаниям Влади, плакать слушавшую его и не понимающую ни слова по-русски Лайзу Минелли…
А еще совсем много лет спустя я буду ставить в машине через Bluetooth со своего IPhone его песни для своей дочери… А еще потом я буду выключать радио с очередными свежими страшными новостями, чтобы услышать: Кто сказал: все сгорело дотла? Больше в Землю не бросите семя! Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время. Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя»
Лирическая Марине
«25 июля я на Ваганьково не хожу»
Никита Высоцкий считает, что от политизации и коммерциализации памяти отца никуда не деться, восхищается работой его бескорыстных поклонников и надеется уже в этом году показать в городах России проект «Сорок лет без Высоцкого». Об этом директор музея Владимира Высоцкого рассказал «Известиям» накануне дня памяти поэта.
— 25 июля музей Владимира Высоцкого примет участие в музыкальном марафоне. 12 часов все желающие будут исполнять его песни. Вживую или онлайн?
— Марафон готовит Институт русского языка имени Пушкина, мы со своей стороны, чем можем, помогаем и участвуем. К 25 июля готовится много событий, и я с уважением отношусь ко всем. Плохо, что они будут в основном в интернете. Кто-то говорит: «Да ничего, это просто новый формат», но есть традиции, и они будут нарушены.
На днях я встречался с ребятами из Красноярска. Последние 20 лет у них каждый год 25 июля проходит фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь». В этом году он тоже состоится онлайн. Хотя вроде бы уже разрешили собираться на открытом воздухе.
— Вас это огорчает?
— Таковы реалии, которые всех очень и очень ограничивают. При этом пропускать дату не имеет смысла. Она серьезная, важная. 40 лет прошло. За это время поменялось всё. Совсем другая жизнь в стране. Те, кто родились после 1980 года, не помнят ни времени Высоцкого, ни его самого. И могут судить о нем только по тому, что осталось на пленке, и тому, что делается людьми в его память.
— Ваш музей открылся после карантина. Как идет работа?
— Работаем, как и все музеи, с ограничениями. Но потихонечку люди начинают к нам возвращаться. Туристов сейчас в Москве нет, но и без них достаточно поклонников творчества отца. В фойе театрально-концертного зала, что на втором этаже, мы открыли небольшую выставку. Хотим, чтобы посетители посмотрели, что было 40 лет назад в день его смерти и 28 июля, в день прощания с ним в Театре на Таганке. Представлено все, что связано с уходом отца: реакция поэтов, друзей и простых людей в письмах и телеграммах, архивные фотографии, личные вещи.
Планировали мы еще и другой проект — масштабный и интересный. У нас была масса задумок и идей. В итоге решили сделать передвижную выставку «Сорок лет без Высоцкого» — с большим количеством экспонатов, с возможностью располагать их в нескольких залах и сопровождать программами, концертами, лекториями, встречами. Но пока не судьба. Подождем, что будет с отменой ограничений. Даст Бог, мы всё же соберем ее и повезем по стране.
Уже сейчас несколько городов обратились в музей с желанием видеть выставку у себя. В их числе площадки из ближнего зарубежья. Сроки обозначить пока не можем. Надеюсь сделать эту выставку как минимум в нынешнем году. О наших планах вы можете узнать на сайте музея Высоцкого. Как раз 25 июля мы запустим его обновленную версию. Сайт будет современный, насыщенный информационно и внешне, мне, во всяком случае, очень нравится.
Дом-музей Высоцкого на Таганке
— Театрально-концертный зал музея Высоцкого был некогда модным местом. Что сейчас там происходит?
— Да, здесь играли первый московский спектакль Кирилла Серебренникова «Пластилин». Мы, с одной стороны, в прошлом, с другой, это популярная площадка. Я уверен, что многие ждут, когда она откроется, когда там будут спектакли, концерты, связанные с Владимиром Высоцким, с авторской песней. У нас это всё востребовано. Но пока ничем обрадовать не могу. Кроме моей и общей уверенности, что рано или поздно всё восстановится, ничем свои слова не подкреплю.
— Была в музее традиция устраивать в памятные дни концерты во дворе. Коронавирус и ее нарушил?
— К сожалению, да. Поэтому мы и будем работать в интернет-проектах. А сделать концерт во дворе не сможем, нельзя собирать людей.
— Даже с соблюдением санитарных норм, на расстоянии полтора метра?
— В нашем дворе на расстоянии полтора метра друг от друга могут поместиться лишь 15–20 человек. А сделать так, чтобы музыку слышала вся округа, нельзя. Здесь жилые дома рядом. Эти концерты еще будут обязательно, но именно в нынешнем году, увы, нет.
— Интерес к Высоцкому за рубежом есть?
— Есть и будет. Например, меня пригласили принять участие в конференции, которую проводят наши бывшие соотечественники и те, кто интересуется Россией и искусством. Соберемся в онлайне, поговорим о Высоцком, об этой трагической дате, о сохранении памяти.
— Многие считают, что если бы вы не поддерживали интерес к жизни и творчеству Владимира Высоцкого, он мог бы постепенно сойти на нет. Согласны?
— Мне приятно, если кто-то думает, что я такой молодец. Но дело не во мне. В память о Высоцком работает огромное количество людей. Некоторые на коленке монтируют ролики, выкладывают их в YouTube, кто-то издает книги. Чтобы организовать какой-нибудь фестиваль, допустим, как в Красноярске, энтузиасты трудятся целый год. Им за это не платят.
В Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре есть объединения, связанные с именем Высоцкого. В Магадане, в Нагаевской бухте своими силами установили памятник Владимиру Семеновичу. Это совершенно удивительное место. В нем и суровость, и красота. Когда 25 января или 25 июля там собираются люди, ощущается, что эти даты всеобщие.
— У вас есть объяснение, почему люди сохраняют память о Высоцком?
— Они это делают, чтобы у Владимира Семеновича было место в сегодняшнем и завтрашнем дне.
— Вас никогда не раздражало то, как это делается?
— Иногда перегибают, что говорить. Бывает и коммерциализируют, и политизируют. Но от этого никуда не деться.
— Чтобы открыть музей, выставить какие-то вещи Высоцкого, у вас разрешения спрашивают?
— Кому важно, спрашивают. А кто-то не считает нужным. Но если мы видим серьезную работу энтузиастов, то, когда возможно, помогаем консультациями, информацией.
Музей Высоцкого в Екатеринбурге я считаю безусловной заслугой Андрея Гавриловского. Он не только его создал, профинансировал, но еще и сам многие годы собирает коллекцию артефактов, связанных с Владимиром Семеновичем.
Музей Высоцкого в Екатеринбурге
— А коллекция вашего музея еще пополняется?
— В таком объеме, как раньше, нет, но мы всё равно комплектуемся. Например, новыми музыкальными и книжными изданиями, берем на хранение различные вещи, которые вроде бы напрямую с Высоцким не связаны. У нас довольно большой изофонд, иногда нам дарят картины. Приносят очень много. Нарисовал человек что-то и хочет, чтобы это было у нас. Но далеко не всё мы берем. Тем не менее есть хорошие вещи, которые нужны музею.
— Как часто приносят вещи Высоцкого?
— Основная коллекция уже передана семьей и несколькими близкими людьми. В том числе рукописи. Тем не менее временами появляются фотографии, вещи, которые в какой-то момент принадлежали отцу. Как правило, владелец передает их в дар музею. Иногда нам предлагают купить артефакты. Но сделать это за большие деньги мы не можем.
— У вас богатые запасники?
— Скажу иначе. Выставлено 2% того, чем владеет музей. У нас ведь не только вещи, которые можно показать. Есть и информация, ценная для исследователей, филологов, искусствоведов. Не выставляем рукописи, они портятся. Если надо что-то показать, делаем копии.
— Бывают вещи, которых не ждешь. Например, я был уверен, что утрачено звуковое оборудование, на котором в последние годы работал отец. Оказалось, оно существует и находится у одного моего знакомого. Человек хранил, как реликвию, магнитофон отца. Сейчас он в постоянной экспозиции.
Иногда к нам попадают ценные вещи с аукционов. Один крупный банк приобрел и передал в музей то, что продавала Марина Влади. Скажем, две работы Михаила Златковского, которые были подарены отцу при жизни. Они хранились в доме и ему очень нравились. Сам по себе это очень достойный художник. Думаю, немало российских музеев хотели бы иметь его оригиналы.
— Что это за работы?
— Вывеска, на которой изображен кукиш и указан адрес «Колея В. Высоцкого». Еще Златковский сделал в подарок отцу арт-объект «Золотой диск». Его будто зубами надкусили. Эта работа символизирует то, как много Высоцкий создал, но при этом его не издавали, не тиражировали официально. Все его диски-гиганты были выпущены за границей.
— После ремонта музей открылся с новой современной экспозицией. Вам удалось расширить площади?
— У нас сравнительно небольшое выставочное пространство. Но саму площадь музея мы увеличили больше чем вдвое. От старой экспозиции нетронутым остался только мемориальный кабинет. Новая гораздо более насыщенная и количественно, и качественно. Мне кажется, в ней правильное сочетание интерактивной информации с документальной — с тем, что люди привыкли видеть в музее.
Появились мультимедийные экраны, видео- и звуковые инсталляции. Есть возможность увидеть и услышать редкие записи. Конечно же, остались в залах вещи, принадлежавшие отцу: гитары, магнитофоны, костюмы. Реквизит, с которым он работал, книги, которые читал. При этом вся информация хорошо организована. У нас ведь как? Зашел в интернет, набрал «Высоцкий» — и выпало 95% чуши. В музее собрана обработанная, достоверная информация, в которой можно не сомневаться.
— Вы оцифровали весь архив?
— Работа ведется, большая часть коллекции уже оцифрована. Но в музей люди приходят не за копиями, а за оригиналами.
— С чего начнется ваш день 25 июля?
— В последние годы 25 июля я на кладбище не хожу. Бываю там накануне или после. Приходить туда даже очень рано — значит встречать людей, которые на могиле отца начинают делать селфи со мной. Я не жалуюсь, понимаю их.
У памятника Владимиру Высоцкому на его могиле на Ваганьковском кладбище
Я отвечаю за отцовскую могилу, чтобы там был порядок. Но бываю на Ваганьковском не только у отца. Рядом с ним похоронена моя бабушка, его мама, Нина Максимовна. А чуть дальше дед — Семен Владимирович и его жена Евгения Степановна, кто-то называет ее второй мамой Высоцкого. За их надгробиями тоже я слежу.
Вообще 25 июля для меня рабочий день. Я в музее или на выездных мероприятиях, сам что-то провожу. А когда всё заканчивается, остаюсь с кем-то из близких. Без особой пьянки-гулянки, просто вспоминаем отца. Всё личное — не для публики. Оно потому и личное, что для меня, для моей семьи.
Никита Высоцкий в 1986 окончил Школу-студию МХАТ, курс Андрея Мягкова. С 1986 по 1988 год служил в театре «Современник-2». С 1996 года директор Государственного музея Владимира Высоцкого. Учредил благотворительный фонд имени отца. Профессор кафедры режиссуры и мастерства актера в Московском институте культуры. Снимался в фильмах «Слушатель», «Дом Солнца», «Дежа вю», «Пятница. 12», «Запасной инстинкт».