25 декабря рождение нового солнца
25 декабря – первый день зимнего солнцеворота, с этого дня солнце поворачивает к свету. И этот момент в годовом цикле есть День Рождения Пути.
Мало кто сейчас знает, что именно в этот день волхвы руссов каждый год на протяжении многих тысячелетий отправлялись в путь к Истине, ведомые Звездой. Волхвы, то есть поклоняющиеся звездам. И Звезда, именно, время и место Рождества Сына Божия – События, от века чаемого всеми поклонниками звезд, то есть ведающими.
Из песнопений церковной службы: «Поклоняющиеся звездам звездой научаемы поклониться Единородному».
Почтение христиан к звездам живо и поныне.
«Светом проникшись внутренним
Светится Млечный мост,
Правит святую утреню
Хор православных звезд.»
Поэтому столь сходен дух христианской православной веры и ведической, славящей Правь. При всем различии ритуалов, сложившихся исторически. Ведическая вера почитает двенадцать малых богов (или Сил) соответствующих 12-и созвездиям зодиакального круга. Но – в отличие от языческого многобожия – ведизм полагает богов не самосущими, но исходящими от Всевышнего Триединого Бога. Подчеркивая этот важнейший момент, древнерусское богословие именует малых богов – прибоги, то есть творящие силы при Боге Всевышнем Триедином (Великий Триглав). Формула наидревнейшей на Земле веры ясно запечатлена во Влесовой Книге, начертанной рунами на буковых дощечках: «се бо тайна велика есе – якожде Сварог есе и Перуно, и Свендовит» (дощ. 11-а).
Согласно православному церковному канону, именно с 25 декабря богослужения начинают строиться таким образом, что ход их как бы предвосхищает празднование пришествия в мир Сына Божия. Читаются места из священного писания, толкующие о Боговоплощении.
И в народе с 25 декабря начинаются РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ, главный обряд которых – КОЛЯДОВАНИЕ. Длятся СВЯТКИ 12 дней, вплоть до Рождественской Ночи с 6 на 7 января.
Суть обряда колядования такова. В полночь собираются в храме 12 волхвов, чтобы отправиться в символическое странствие за «три-девять земель», встречать Спаса-Даждьбога. (Так звали Сына Сварога Небесного до Рождества. А после благовествования Апостола Андрея на Руси, стали звать именем, которое Сын Божий носил при жизни на земле). Волхвы-странники берут с собой подарки – приветствовать Божественное Дитя, которому предстоит родиться. Подарки не простые, со смыслом. Каждый из волхвов олицетворяет собой одну из 12 творящих энергий вселенной (12 малых богов, 12 созвездий Зодиака, 12 месяцев в Году). И каждый волхв выбирает такой подарок, чтобы он символически выражал его, скажем так, звездное Качество. Например, жрец Белояра, покровителя воинского искусства, дарил оружие: меч или лук и стрелы. Служитель Лады, богини разных полезных ремесел, дарил диковинные поделки-игрушки, богато украшенные резьбой. Волхв Китовраса, покровителя зодчих, дарил в подарок плотницкий инструмент, и так далее…
Народ в деревне собирался за праздничной трапезой. В канун 25 декабря постились, до первой звезды ничего не ели. Как только взошла звезда – подавали круглый пирог обязательно с крестообразной ямкой посредине, куда вкладывали посевные зерна, лечебные травы, облатку и т. п. символы деятельности, в которой хотели обрести удачу в грядущем году. Своего рода магическое действо, при котором не забывали почтить все 12 основных сторон жизнедеятельности общины. Кроме пирога-коляды (символа Нового Года), на праздничную трапезу подавали: курники – пироги с курицей; различным образом приготовленную птицу; обязательным было сочиво, которое раньше называлось коливо, а также другие блюда из пшеницы, зерновых и орехов. Славили братиной предков и желали блага потомкам. Пили братину посолонь, наливали в нее сурью, мед или вино, в разных славянских странах – по-разному. Первым «испивал» Царь, затем по кругу все домочадцы, оставшимся напитком снова «угощали» Царя. Со славами: будь благословен, Царь, ныне, присно и от века до века! Такое вино (сурью или просто воду), слитое с рождественского дубового полена (бадняк), которое изображало Царя, хранили бережно весь год в божнице за образами, пользовали им при исцелении.
После трапезы все жители деревни ждут гостей – колядующих. Когда-то их было строго 12, были то лучшие из лучших сельчан, люди знающие, мастеровитые, волхвы одним словом. Ныне число не соблюдают, присоединиться к колядующим может любой пожелавший. Мы же расскажем, как обычай все-таки воистину исполнялся. Итак, в полночь 12 волхвов выдвигались из храма в путь. Но прежде смотрели Божью Волю, пророчествовали о грядущем, ведь путь предстоял неблизкий, опасный. Для гадания нет лучшего средства, чем царственная птица – петух. Его выпускают в светлицу и разбрасывают перед ним пшеничные зерна. Петушок клюет по зернышку, а все смотрят и примечают. Прямо идет – значит светлый, прямой путь открыт, дорога стелется скатертью. Кругами клюет – предстоит путь окольный, полный перемен и препятствий. После того, как открылось Двенадцати будущее, отправляются они в символическое странствие за «три-девять земель». Идут по деревне строго посолонь, по солнышку. Начинают с самого высокого холма или горы на северной стороне деревни (обыкновенно там и стоял храм или капище), потом идут на восток и так далее. Обходят почетной процессией всю деревню по кругу. Это красивое зрелище, потому что идут по деревне колядники с зажженными факелами, с песнями, играют на музыкальных инструментах. Заходят в каждый дом, поют: Коляда родился, Коляда растет. Он приезжает на конях, ходит по дворам, собирает, пока не соберет, ищет, пока не найдет. А Кого он ищет? Царя! А кого он кличет? Кресеня-Коляду!
[Кресень или Крышень-Коляда – одно из иносказательных протоимен Сына Бога, как например, Мост, Врата, Агнец… Имя Кресень-Коляда означает единство Вечности (Крес, крест) и времени (Коло, год). Символ имени: крест в круге].
Порой, чтобы обмануть злые силы, в предрождественские дни выпущенные на волю через Дверь, открывшуюся меж мирами, чтобы не было помех в пути, мудрые волхвы рядятся в личины. А с другой стороны – это испытание хозяевам: ждут ли, узнают ли под масками добрых странников, вестников Божиих или же погонят их со двора, тогда не видать им в будущем году удачи. Но нет, конечно же, узнают добрые люди предвестников Великой Радости на земле, Рождества Сына Всевышнего, Спаса Даждьбога (одно из величальных протоимен Иисуса Христа в русском традиционном богословии), привечают гостей, называя: «Божьи слуги», «Божьи посланники», «Божьи угодники», «Гости небывалые», приходящие на землю только раз в году. А волхвы-колядники при входе в дом говорят: «мы в дом и Бог с нами!». Пируют с хозяевами, дарят им «подарки со значением», которое те пытаются разгадать. Ведь, если поймешь смысл послания – узнаешь будущее на ближайший год. Еще хозяева гостей кормят, поят и в дорогу обязательно дают еды с собой. Меры в хлебосольстве не знают, но отказываться нельзя. При выходе гости произносят радушным хозяевам: «мы отсюда, а Господь сюда!».
Народ по 12 святошным дням, по событиям забавным и курьезным, которые происходят в это сказочное время, гадают, соотнося каждый день – месяцу в будущем году. Как день проведешь – так и весь месяц будет. А еще: как встретишь Коляду – так и весь год проведешь.
Итак, перескажем еще раз символы древнерусского Нового Года – Коляды: Полночь, Рассветная пророческая птица – Петух, 12 волхвов, отправляющихся в путь на поиски Царя, неся ему подарки. Трапеза с Царем, которого изображает в обряде рождественское полено – бадняк. Вспомним речение Христа: «Я – Свет, который на всех. Я – все. Все вышло из Меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево – Я там. Подними камень и ты найдешь Меня». (Апокрифическое, то есть признанное Церковью неофициально, Евангелие от Фомы, строка 81).
Из вышеназванных атрибутов древнего праздника, пожалуй, непонятным может оказаться только одно, почему Полночь?
На Северном Полюсе, на самом куполе мира, день зимнего солнцестояния – это Полночь Божьего Дня. Весеннее равноденствие – Утро. Летнее солнцестояние – Полдень, осеннее равноденствие – Вечер. А весь День Божий – это ГОД, КОЛО-КОЛЯДА. С точки зрения Северного Полюса Солнышко рождается на Юге, отсюда странствие волхвов на юг через восток. И еще, именно с момента зимнего солнцестояния Солнце, сдвигается, обращается навстречу к Северу. С каждым днем становится ближе Рассвет (весеннее равноденствие). Известно, что перед рассветом тьма сгущается. Но кричит солнечная птица – петух, предчувствуя близкое Утро. Пусть ночь еще кромешная, но от одного только радостного петушиного пения зло бежит, прячется в своих норах, чары колдовские развеиваются. Радость и покой вселяется в сердца людей, надеющихся, ждущих пришествие Спасителя.
Согласно преданию, и кровь, и обычаи мы, руссы, унаследовали от Арктов, жителей Полярного континента Арктида, ныне сокрытого под водой и льдом. Аркты были народом пророков и знали наперед время и место Первого Пришествия. Они провидели точное расположение звезд, под которыми Сын Божий родится в мир. И для События этого даже предуготована была определенная дата – “День, егоже сотворил Бог” – День Даждьбога.
Солнце почиталось Арктами образом Сына Бога Всевышнего. (Именно образом почитали Солнце. А не то, что Солнце – это будто бы Он Сам и есть!) Современный писатель-мистик Даниил Андреев именно в этом смысле называет Солнце: Живая Икона.
Древние русы поклонялись Всевышнему как Триглаву, то есть Единому в Трех Лицах: Отцу (Его именовали Есь – Сущий), Сыну (Его называли Туисто – Двойной) и Духу (Он именовался Рус, и следом этого сохранилось до сего времени слово парус, имеющее диалектный синоним подух).
Пророчество о том, что Всевышний некогда пошлет Сына своего на землю, чтобы спасти мир от зла, самое древнее на земле. Оно распространилось с севера на юг по всей планете и ныне можно встретить изложение его в той или иной форме в священных текстах древних традиций самых разных народов. Примером таковых служат Русская и Восточная Веды. Бхавишья Пурана индусов, написанная не раньше, чем за три тысячи лет до пришествия Сына Божьего Иисуса Христа указывает это Имя, место Его рождения, имя Его Матери и предсказывает Его страдания. (Бхавишья Пурана, пророчество Махараджа Шалевахина.) Согласно мнению известного индийского ученого из высшего сословия брахманов Гангадхара Тилака, древние предки народа Индии были посвящены в Знание Арьями – людьми полярного континента.
Далее, пророчества о пришествии в мир Сына Бога сохранила Авеста зороастрийцев, Кельтский и Хеттский эпос и другие писания, много более древние, чем хрестоматийный Ветхий Завет. Причем не только евразийские источники содержат пророчество. О Сыне Бога – Спасителе – упоминает и традиция американских индейцев. И африканский континент знаком с нею. Английский египтолог Джеймс Фрэзер свидетельствует: «В древнем Египте празднование рождения Солнца было особенно интересным. Его участники удалялись во внутренние приделы храма и в полночь выбегали оттуда с криком: “ДЕВА РОДИЛА! Свет прибывает!” (Ср.: “Я Свет миру.”)
Предания самых различных народов называют в качестве своего Истока северных предков. “Люди северной земли”; “белые боги, живущие во льдах”, “пришедшие оттуда, где один день длится целый год”; “обитатели Подсолнечного Царства”; жители «земли, где витает Свет» (Свентовит русов, Шведатвипа индусов (Ригведа)), “жители Беловодья”, – так называют самые разные народы своих учителей, от которых их предание ведет Традицию. Главный символ веры этих народов выражен в именах: Триглав, Троян, Стрибог руссов, скандинавский Трискаль, индуистский Тримурти …
Итог вышесказанному подводит речение святого Августина Блаженного: «То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних, и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, с которого времени истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианство».
Интереснейшая деталь: только русские иконописцы обязательно изображали Путь волхвов к Солнцу Истины. Религиозные живописные произведения Запада обыкновенно изображают волхвов подносящими дары. Русский же иконописный канон: все трое волхвов обыкновенно на конях. Так именно и на Рождестве Суздальском (16 в.).
Фигурка коня изображена и в левом верхнем углу дощечки 16а Влесовой Книги, говорящей о Рождестве. Пиктограмма коня, как и высокий пафос начальной фразы, отличает данную дощку от остальных. По-видимому, Посвященный далеких веков стремился дать ясный знак: речь идет о реальном длительном путешествии и о Событии, не сопоставимом по важности ни с каким другим. Такая пиктограмма коня присутствует и на знаменитом руническом «микоржинском камне». Конь изображен идущим «с востока» (справа налево). Камень обнаружен археологами при раскопках на Днепре и отнесен к т.н. «черняховской культуре», а это I-IV в. от Р.Х.
В известнейшем историческом повествовании «Слово о полку Игореве» сказано о тропе Трояновой. Это и есть та тропа, по которой волхвы однажды дошли до Христа. Добрались только трое, остальные, видимо, погибли в пути. В те времена в землях палестинских странники подвергались серьезной опасности. Кто же они были, эти трое жрецов-царей?
Церковное предание передает их имена: Бальтазар, Каспар и Мельхиор. А также великое разнообразие имен, схожих с данными, которые здесь мы, конечно же, приводить не будем. Слава Богу, Русская Северная Традиция сохранила имена трех волхвов, не искаженные иностранным озвучиванием.
Бальтазар – Балтов царь, так прозвали в народе жреца Перуна, первого из волхвов, он принес в дар Богомладенцу символ Солнца-Даждьбога – золото, как знак Сына Бога и свершившегося пророчества.
И третий – Мельхиор – имя его означает: священник по чину Мельхиседека, волхв Макоши. Он принес ладан – символ Лады. В знак того, что Богочеловек рожден Девой.
В Велесовой книге на дощечке 16а есть подробный отчёт русских волхвов о странствии в Палестину к Божичу. А также запечатлена на буковой дощечке и древнейшая рождественская формула, произнесенная волхвами Богу живому:
И вот мы отправились в странствие, имея [дары] до Бога нашего, которому речена хвала: будь благословен, Царь, ныне, присно и от века до века!
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Накопилось множество фактов о том, что церковники постоянно нам врут, даже не заботясь о том, чтобы враньё выглядело хоть мало-мальски правдоподобно. Это происходит не только потому, что верующие, в основном, люди недалёкие, ведь для того чтобы верить, ума не нужно! Но и потому, что сами клирики – поголовно люди невежественные, не имеющие никакого внятного образования, ведь нельзя же назвать образованием зубрёжку массы нелепых молитв в течение нескольких лет в духовных семинариях.
Вот поэтому-то им и приходится постоянно врать: информации и природе нашей реальности, в том числе и богов, они и близко не знают. Поэтому им приходится выкручиваться, обманывая верующих для того, чтобы они не прекращали носить в церковь подаяния, чтобы не исхудали мордатые священники, и чтобы постоянно пополнялись церковные кладовки для золота. Враньё для этих целей годится любое, поэтому всё, о чём спрашивают верующие, имеет дремучую окраску «священного» церковного невежества и мракобесия.
Религия вообще ведь создавалась не для чего-то там особенного, а для постоянного обмана верующих с целью манипуляции их сознанием и удержания в стаде полуграмотных овнов (баранов). Поэтому и враньё у церковных безпредельщиков всегда было незамысловатым, рассчитанным на тех людей, кто знанию предпочитает веру. Каких-либо ограничений или запретных тем у клириков для вранья не существует, поэтому они не стесняются и врут абсолютно на любые темы, вплоть до своих богов.
Это стало следствием того, что нашу планету оккупировали «Тёмные Силы» – космические бандиты (социальные паразиты), которые из племени гиксосов воспитали себе помощников – иудеев, и с их помощью навязали Человечеству множество религий. Для каждой религии они придумали своего бога, но, чтобы не сильно морочить себе голову, «биографии» им сделали очень похожими!
В фильме «Дух времени» содержится информация, которая это подтверждает! Оказалось, что у Иисуса Христа было несколько «близнецов по судьбе», тоже родившихся именно 25 декабря. Но это ещё не всё! Оказалось, что некоторые из этих «близнецов» тоже были распяты, и тоже все как один, воскресли! Некоторые – тоже через 3 дня! Например, вот такие персонажи:
1. Гор, Египет, 3000 лет до н.э. Родился 25 декабря от Изиды-девы. Когда он родился, загорелась звезда на востоке, при помощи которой 3 царя нашли место рождения Спасителя. В 12 лет он учил детей богача. В возрасте 30 лет принял дух посвящения от человека по имени Ану. У него было 12 учеников, с которыми он совершал чудеса – исцелял и ходил по воде. Его называли Истина, Свет, Сын Божий, Пастырь, Агнец Господен и др. После предательства Тифоном, Гор был распят на кресте, похоронен, а через 3 дня воскрес.
2. Аттис, Фригия, 1200 лет до н.э. Рождён девой Наной 25 декабря. Распят, воскрес через 3 дня.
3. Митра, Персия, 1200 лет до н.э. Рождён девой 25 декабря. У него было 12 учеников. Творил чудеса. После смерти был захоронен и через 3 дня воскрес. Его называли Истиной, Светом… Днём поклонения Митре было воскресенье.
4. Кришна, Индия, 900 лет до н.э. Рождён девой Деваки. Приход обозначила звезда на востоке. Творил чудеса со своими учениками. После смерти воскрес.
5. Дионис, Греция, 500 лет до н.э. Рождён девой 25 декабря. Путешествовал и творил чудеса, такие как превращение воды в вино. Его называли Царём Царей, Альфа и Омега и др. эпитетами. После смерти воскрес.
Все эти совпадения совсем неслучайны. Это модификации одного и того же лунного культа, культа смерти – культа Осириса, которым заменили ведический культ Солнца, и который социальные паразиты подкладывали разным народам, слегка изменив внешнюю форму, с учётом местных реалий: 25 декабря в Древнем Египте отмечали рождение Озириса, в Древней Греции – Дионисия, а в индоиранском мире – Бога Митры (Непобедимого Солнца) и т.д.
Эта замена производилась социальными паразитами по «принципу кукушки», когда новые традиции накладывались на привычные так, что принципиальная подмена практически не замечается. Празднование происходит в то же самое время, практически с такими же обрядами, может быть слегка модифицированными, только суть того, что празднуют, изменялась до противоположного. В день зимнего солнцестояния, когда ведический мир тысячелетиями праздновал «рождение» нового Солнца, паразиты навязали празднование «дня рождения» бога, который будет затем жестоко убит якобы во искупление человеческих грехов.
Придуманного паразитами Иисуса Христа на самом деле звали Радомиром! Он был сыном Белого Волхва и ведуньи Марии. У него был родной брат – Радан. Единственной женой Радомира была Мария Магдалина. У них родились дети – Светозар и Веста. Веста была убита вместе со своей матерью шпионами Ватикана во Франции. А от Светозара род Радомира тянется до сих пор.
Об этом и о многом другом написала Светлана Левашова в своей книге «Откровение».
Радомир действительно был казнён (принесён в жертву) иудеями на праздник иудейской Пасхи, но не 2000 лет, а 900 лет назад – 16 февраля 1086 года нашей эры. И произошло это трагическое событие не в Иерусалиме, а в Константинополе (Царь-Граде), на горе Бейкос. Об этом подробно написал Ярослав Кеслер в статье «Где был распят Христос, и когда жил апостол Павел».
Вся эта история является убедительным примером того, что церковники врут беззастенчиво обо всём, что составляет суть их веры. Поэтому людям разумным я бы очень посоветовал не верить религиозным болтунам, а всегда пытаться самостоятельно докапываться до истины, т.е. узнать! Возможностей сегодня для этого гораздо больше, чем раньше, поэтому не использовать их всегда будет себе дороже…
Правда о жизни и смерти Иисуса Христа
Славянский Праздник Коляда
Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).
В 2021 году Карачун приходится на 20, 21, 22 декабря
Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.
Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?
Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.
Карачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.
Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.
Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.
Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.
В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.
За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.
Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.
Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.
В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.
Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.
Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.
Славянский Праздник Коляда
Коляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.
Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».
Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.
В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.
По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!
Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!
Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:
Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!
Колядки чередовались присказками и прибаутками:
Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!
Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.
Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.
Суть праздника Коляды
Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:
— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.
Рекомендуемые записи
Что такое Новолетие. Читает Елена Андреева. Есть одна памятная дата в календаре наших славных предков…