25 апреля день черкесского флага

Жители юга России отмечают День черкесского флага массовыми мероприятиями

В Адыгее к Дню черкесского флага проходят праздничные мероприятия. Торжественное собрание и бесплатный концерт с участием творческих коллективов и звёзд адыгской эстрады состоится в Госфилармонии в 12.00 мск, говорится 24 апреля в сообщении на странице сообщества «Типичная Адыгея» в соцсети «ВКонтакте». Праздничный концерт-фестиваль также пройдет в Доме культуры аула Тахтамукай в 18.00 мск, говорится в сообщении в группе.

Сегодня в сообществе под постом с поздравлением с праздником пользователя соцсети выложили несколько фотоснимков с черкесским флагом.

Общественная организация «Нарт Хэку» опубликовала на своей странице в Instagram серию фотоснимков и видеороликов людей с черкесским флагом. На странице организации также опубликованы видео с чтецами стихов на родном языке.

В городе Баксан в Кабардино-Балкарии 23 апреля состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню адыгского флага, говорится в сообщении на странице Tcherkessie в Instagram.

В Карачаево-Черкесии сегодня с 10.00 мск проходит автопробег по нескольким аулам республики. Кроме того, в филармонии Черкесска в 11.00 мск состоится бесплатный показ фильма режиссера А. Нагаплева «Черкесия», говорится в сообщении движения «Молодежное Адыгэ-Хасэ» в Instagram.

Напомним, в 2020 году черкесские общественные организации из-за пандемии коронавируса отказались от проведения массовых мероприятий в День черкесского флага, который традиционно отмечается 25 апреля жителями Карачаево-Черкесии, Адыгии и Кабардино-Балкарии. Активисты вывешивали флаги на балконах, обменивались постами с поздравлениями в соцсетях.

Материалы о положении черкесов в России и за рубежом публикуются «Кавказским узлом» на тематической странице «Черкесский вопрос».

Автор: Кавказский Узел

Источник

День черкесского флага решено отмечать онлайн с символикой на балконах

В условиях самоизоляции День черкесского флага будет отмечаться в онлайн-формате. Черкесам предложено 25 апреля демонстрировать флаги с балконов, установить их на крышах домов и на автомобилях.

Как писал «Кавказский узел», черкесские общественные организации по причине распространения коронавируса отказались от проведения массовых мероприятий в День черкесского флага, который отмечается 25 апреля в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии.

О динамике распространения вируса на юге России и на Южном Кавказе можно прочитать в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа». На главной странице «Кавказского узла» минимум шесть раз в сутки обновляется карта, на которой указано число зараженных на юге России и Южном Кавказе.

Флаг стал символом единства черкесов в разных странах

Аслан Бешто отметил, что черкесский флаг является символом единства черкесов, проживающих как в России, так и за ее пределами.

25 апреля день черкесского флагаЧеркесские организации требуют, чтобы власти России признали геноцид черкесов во время Кавказской войны, после которой большая часть черкесов была вынуждена расселиться в более чем 40 странах мира, а на родине остались, по разным оценкам, от 5 до 10% от предвоенного населения, говорится в справке «Адыги», размещенной в разделе «Справочник» на «Кавказском узле». Материалы о положении черкесских репатриантов в регионах юга России «Кавказский узел» публикует на тематической странице «Черкесский вопрос».

Черкесские активисты работают над сохранением родного языка

По словам председателя «Кабардинского конгресса» Аслана Бешто, национальные черкесские организации серьезно озабочены проблемой сохранения языка. В то время, как федеральные власти принимают беспрецедентные меры по укреплению статуса русского языка, черкесский язык остается в стороне, посетовал он.

В марте российский и региональные парламенты поддержали проект изменения Конституции, в котором русский язык назван «языком государствообразующего народа». Это положение вызвало критику со стороны ученых на Северном Кавказе. Черкесский писатель из Иордании Адель Башкауи попросил ПАСЕ проверить, соответствует ли эта поправка обязательствам России перед Советом Европы.

Материалы о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе «Кавказский узел» отслеживает на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».

Автор: Анна Грицевич источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Адыгские активисты назвали черкесский флаг символом единства адыгов

Жители Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии сегодня отметили День черкесского флага шествиями, автопробегами и участием в танцевальных игрищах Адыгэ Джэгу. Черкесский флаг стал символом единства для всех адыгов, заявили адыгские активисты.

День черкесского флага отмечается адыгами всего мира 25 апреля. В эту дату черкесская общественность организует конные переходы, автопробеги, черкесские танцевальные игры, спортивные состязания и другие праздничные мероприятия. Черкесский флаг является одним из главных символов адыгского (черкесского) народа. Он представляет собой зелёное прямоугольное поле, на котором изображены три скрещённые золотые стрелы и 12 золотых звёзд. В разделе «Справочник» на «Кавказском узле» размещен материал о Дне черкесского флага.

День черкесского флага отметили шествиями и автопробегами

В Майкопе в рамках празднования Дня черкесского флага сегодня прошли конные скачки, конное и пешее шествия, на вечер запланированы концерт в филармонии. В ауле Тахтамукай (Адыгея) также планируется проведение вечернего праздничного концерта, сообщается на сайте “Адыгэ Хэку”.

Согласно информации, размещенной на данном сайте, шествия, автопробеги и концерты в рамках празднования Дня черкесского флага также прошли в Черкесске и ауле Хабез (Карачаево-Черкесия). В Нальчике празднование Дня черкесского флага началось с автопробега. Помимо этого, в городе прошли выставка мастеров прикладного искусства, старинные состязания, состоялось выступление ансамбля «Бзабзэ».

По данным организаторов, все праздничные мероприятия завершаются в Майкопе, Черкесске, Нальчике, аулах Тахтамукай и Хабез массовыми черкесскими танцевальными игрищами Адыгэ Джэгу, которые вбирают в себя элементы игры, танцевального искусства и пения.

День черкесского флага в первый раз отмечался в 2010 году. Автор блога на «Кавказском узле» «Северный Кавказ сквозь столетия» Наима Нефляшев в своем посте ранее отметила, что по версии английского путешественника Эдмунда Спенсера, черкесский флаг был создан высокопоставленной черкешенкой из Турции и привезен на ее родину. Существует также версия, что флаг, на зеленом шелковом поле которого изображены три скрещенные стрелы и 12 звезд по числу основных черкесских субэтнических групп, был изготовлен в Великобритании и привезен в Западную Черкесию секретарем английского посольства в Константинополе Дэвидом Урквартом.

“Стрелы на флаге символизируют мир, а не войну”

“В судьбе этого флага отражена история черкесского народа”

По информации председателя “Адыге Хасэ” Кабардино-Балкарии Аслана Бешто, сегодня участниками автопробега, посвященного Дню черкесского флага, стали около 200 машин.

Автопробег стартовал сегодня из Нальчика, его участники проехали по селам и городам Кабардино-Балкарии. К 17:00 участники автопробега финишировали на площади Абхазии в Нальчике, откуда и стартовали утром, рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Аслан Бешто.

“В 1836 году именно в этот день, 26 апреля, черкесский флаг был впервые поднят в районе нынешнего Краснодара. Как символ всех адыгских племен. Под этим флагом была завершена Кавказская война. Под этим же флагом черкесы выселялись на Ближний Восток. В судьбе этого флага отражена и сама судьба черкесского народа. В настоящее время, как только черкесы осознали себя единым народом, оказался востребован общий символ, который в виде флага стал реять над нашими головами. И во всех местах компактного проживания черкесов поднимается флаг, везде люди празднуют и приобщаются к единству своего народа”,- заявил Аслан Бешто.

“Данный флаг является нашим главным национальным маркером”

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Черкесские организации настаивают на том, что власти России должны принять решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны.

“Собранные экспонаты рассказывают об адыгской истории”

25 апреля день черкесского флага24 апреля в Малом выставочном зале Национального музея Кабардино-Балкарии открылась выставка “Адыгэ нып”, приуроченная ко Дню черкесского флага. На выставке представлены более 50 экспонатов, собранных Национальным музеем, в том числе флаги с родовыми знаками княжеских фамилий, флаг, который был с добровольцами на войне в Абхазии, свадебные флаги и флаги с родовыми знаками, предоставленные из частных коллекций, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.

По ее словам, один из экспонатов выставки “представляет отдельный интерес”. Речь идет о платке адыгской женщины, вывезенной из Кабарды в подростковом возрасте в годы Кавказской войны, Хани Сижажевой.

“В книге Спенсера есть гравюра с изображением черкесского флага”

Автором черкесского флага является первый секретарь британского посольства в Стамбуле, шотландский дворянин Дэвид Уркварт, в свою очередь заявил в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” черкесский активист, бывший директор краеведческого музея Майкопа Альмир Абрегов.

По его словам, чтобы “побудить адыгские племена к единству, Уркварт выступил с идеей и реализовал ее, сделав общий флаг для черкесов”.

“Эскиз флага был подготовлен на основе гравюры Спенсера”

Вместе с тем, как отметил Абрегов, Дэвид Уркварт пользовался расположением султанского двора и султан “даже предлагал ему стать своим советником”.

По его утверждению, хотя Уркварт “был вхож к английскому королю и мог склонить того к поддержке, однако в Британии все политические вопросы решает правительство во главе с премьер-министром”.

Альмир Абрегов указал, что образец черкесского флага в советское время хранился в краеведческом музее Майкопа, но затем был утерян, остались лишь его фотографии. В начале 1990-х гг на основе рисунка из книги Спенсера в краеведческом музее Адыгеи, где Абрегов был директором, подготовили эскиз флага и передали в геральдическую комиссию Адыгеи.

В этническую общность «адыги» входят черкесы, адыгейцы, кабардинцы и шапсуги, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарском крае. Материалы о положении черкесов в России и за рубежом «Кавказский узел» публикует на странице «Черкесский вопрос».

источник: корреспонденты «Кавказского узла»

Источник

День черкесского флага

25 апреля черкесы всего мира отмечают День черкесского флага. В Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии и черкесская общественность организует конные переходы, автопробеги, танцевальные игры, спортивные состязания и другие праздничные мероприятия. «Кавказский узел» собрал информацию о символике флага адыгов, истории его возникновения и о некоторых традициях празднования Дня черкесского флага.

Символика черкесского флага

Черкесский флаг является одним из главных символов адыгского (черкесского) народа. Он представляет из себя зелёное прямоугольное поле, на котором изображены три скрещённые золотые стрелы и 12 золотых звёзд.

Символика флага – звезды, стрелы, сочетание цветов – трактуется по-разному.

Наиболее распространенная трактовка 12 звезд состоит в том, что они символизируют 12 основных черкесских племен (субэтносов): абадзехи, бесленеи, бжедуги, жанеи, кабардеи (кабардинцы), мамхеги, махоши, натухаи, темиргой, убыхи, хатукаи, шапсуги.

По одной из версий, три перекрещенные стрелы символизируют три главных княжеских рода.

Другая версия гласит, что три перекрещенные стрелы являются символом единства и мира. В мирное время черкесы, принадлежавшие к элитарному воинскому сословию, обычно носили с собой три стрелы в колчане: стрелы, направленные наконечником вверх, означали мир, а перекрещенные стрелы – единение. Они восходят к символике, связанной с героем нартского эпоса Тлепшем, покровителем кузнечного ремесла.

История флага

25 апреля день черкесского флагаО происхождении черкесского флага высказываются различные версии, хотя все они относят появление этого символа к 1830-м годам.

Существует версия, приведенная корреспонденту «Кавказского узла» журналисткой газеты «Черкесс Хэку» Диной Куштовой, в соответствии с которой флаг был предложен черкесским князем Заном Сефер-беем. Также есть мнение, что этот флаг был впервые доставлен в район долины Шерегеш (совр. Сочи) британским агентом Джеймсом С. Беллом в 1837-1840 годах.

После выхода Адыгейской автономной области из состава Краснодарского края и провозглашения самостоятельного субъекта Федерации – Республики Адыгея он в марте 1992 года был утверждён Верховным Советом республики в качестве её государственного флага.

День черкесского флага

25 апреля день черкесского флагаПо традиции празднование дня флага начинается с конного перехода или автопробега и завершается Адыгэ Джэгу (черкесское танцевальное игрище).

День черкесского флага в первый раз отмечался 25 апреля 2010 года, когда праздновалось его 180-летие. Как сообщил один из организаторов праздника, помощник члена Совета Федерации Асфар Куек, дата 25 апреля выбрана произвольно, «хотелось провести праздник весной, поскольку именно это время года символизирует рождение».

25 апреля 2011 года День черкесского флага широко отмечался в Адыгее и Карачаево-Черкесии.

В Карачаево-Черкесии праздничные мероприятия были пресечены полицией. В 10.00 около 15 представителей черкесской молодежи начали конный переход из аула Жако Хабезского района Карачаево-Черкесии в Черкесск. По дороге всадников начали останавливали сотрудники полиции. В город Черкесск им запретили въезжать на лошадях. Всадники въехали в город через лесной массив, но совершить церимониальный круг почета и передать флаг участникам празднования полиция не позволила. Флаг все же был передан участникам праздника, а традиционное черкесское мероприятие «Адыгэ Джэгу» началось с опозданием на 2 часа. Праздничные танцы прошли организованно, без каких-либо инцидентов.

В Грузии праздник был организован Черкесским культурным центром и проходил в Национальной библиотеке. На мероприятии присутствовали сотрудники центра, ученые, общественность Грузии, студенческая молодежь.

25 апреля 2015 года более 100 машин участвовали в Кабардино-Балкарии в автопробеге в честь Дня черкесского флага. Автопробег проходит по маршруту Нальчик, Чегем 1, Дыгулыбгуей, Баксан, Альтуд, Прохладный, Майский, Джулат, Арик, Терек, Александровская, Аргудан, Старый Черек, Нижний Черек, Кахун, Нарткала, Урвань, Нальчик.

Однако «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии и Координационный совет адыгских общественных организаций отказались от участия в автопробеге в честь Дня черкесского флага в Нальчике, поскольку власти потребовали поименный список участников пробега.

Также в Тбилисском государственном университете прошла выставка работ черкесских художников, а также прошла презентация книги «Черкесия — боль моя».

В 2016 году мероприятия в День черкесского флага прошли более масштабно, чем в прошлые годы: общественным движением «Молодежное Адыгэ Хасэ» и движением «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» были организованы в Хабезском районе автопробег, в Черкесске – шествие, Адыгэ Джэгу (национальные танцы) и церемония зажжения свечей по контуру флага.

День черкесского флага отмечается в более чем 50 странах мира, где проживают потомки черкесских эмигрантов.

Примечания

Автор: Кавказский Узел

Источник

25 апреля – День черкесского флага

25 апреля день черкесского флагаВ 2010 году Исполкомом Международной Черкесской Ассоциации был учреждён «День адыгского флага», который символично отмечается с тех пор черкесами всего мира 25 апреля.

Впервые о черкесском флаге упомянул англичанин Эдмунд Спенсер, который находился в Черкесии в 1830-х годах. В своей книге Спенсер рассказал, как на одном собрании был вынесен и поднят флаг.

Флаг, на зелёном шёлковом поле которого изображены три скрещённые стрелы и 12 звёзд, по числу основных черкесских субэтнических групп, по одной версии, был изготовлен в Великобритании и привезён в Западную Черкесию секретарём английского посольства в Константинополе Дэвидом Урквартом.

Адыгский флаг. Откуда он?

Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображе­нием 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из истори­ческой ситуации девятнадца­того века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюн­хене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвен­ция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черке­сы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Тур­цию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобили­зацию. Символом черкесского единства служил националь­ный флаг 1830 года зелено­го цвета с тремя скрещен­ными стрелами и 12 звезда­ми по количеству основных племен и округов Объединен­ной Черкесии…».

Нам кажется, будет инте­ресно читателям узнать о том, как было встречено зна­мя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание ан­гличанина Эдмунда Спен­сера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой стра­нице книги есть цветная ил­люстрация черкесского зна­мени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолеп­ных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужест­венный вождь Херсис Султун-оглу развернул велико­лепное национальное знамя, которое он получил из Стам­була, разрисованное прек­расными руками черкесской княжны, занимавшей высо­кое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого на­ционального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый воз­глас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого ве­личайшего выражения энту­зиазма, ни столько твердой решимости, выраженной на­родом, защищать их отече­ство. Их общая опасность пробудила в их душах впер­вые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимо­го элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не вхо­дить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не под­держивать никакие отноше­ния с ними ни под каким предлогом».

Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыг­ских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под зем­лей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объя­снения которого мы обратим­ся к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими ма­териалами эпохи бронзы (вре­мя хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смыс­ловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., ко­торую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как мож­но предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой пе­реработки адыгами герба девятнадцатого века.

Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по гори­зонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распростра­нен среди солнцепоклонни­ков всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоу­гольная решетка с тремя вертикальными и горизон­тальными пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных ли­ний, проведенных через пе­рекрестия прямоугольной ре­шетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного кален­даря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных ро­зетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окруж­ность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя цент­ральными верховыми «пика­ми», у которых вместо ост­рия – антропоморфные фи­гурки- с зооморфными голо­вами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в се­бе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза май­копских племен. Овал сол­нечного диска – символ атыхов, древнейших горных ско­товодов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.

Двенадцать пик по внеш­ней дуге овала выражают ха­рактер племени ариев (вер­нее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячеле­тии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала сол­нечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по ко­торой оставлены 9 звез­дочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоми­нание о трех языческих бо­жествах и одновременно за­вершение солнечного кален­даря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решет­ки древнего скипетра, в которой прямоугольная, из­начально хаттская мирная земледельческая часть опу­щена, но, напротив, в силу военно-политической ситуа­ции подчеркнута воинствен­ная «арийская» часть и да­же прямолинейно обозначе­на в виде оперений и нако­нечников стрел.

Пятиконечные звездочки – это графическое реше­ние скульптурной формы 12 пикообразных оконча­ний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральди­ка майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии по­пала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в част­ности, иероглифическая над­пись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселе­нии атхов и хаттов с Север­ного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археоло­гия. На речке Хатыпс (пра­вый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, наре­занными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская архео­логическая культура поздне-средиевековых адыгов) по­заимствовали из более глу­боких слоев эпохи бронзы этого же памятника.

Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от обще­национальных до этнических групп. Но, несомненно, са­мым дорогим было и остает­ся первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защища­ли свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. По­этому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тре­мя скрещенными стрелами и12 звездами вновь попу­лярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам ка­жется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знаме­ни. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти пред­ков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.

Нурби ЛОВПАЧЕ, к. и. н., преподаватель Адыгейского госпедин­ститута

Асфар КУЕК, к.ф.н., ведущий науч­ный сотрудник адыгейского научно-исследовательского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *