22 июня 1941 какой день в православии

О святых датах Великой Отечественной войны

22 июня 1941 какой день в православии

В этот день Русская Православная Церковь отмечала праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Это один из самых дорогих нам праздников. В этот день ревностные священники в церкви зачитывают имена абсолютно всех русских святых, и каждый прихожанин в храме терпеливо ждет, когда прозвучит имя святого, которое он носит. Гитлер для нападения выбрал именно этот день. Символический смысл этого был в том, что, нападая в День памяти всех святых, он нападал на всех, кто носит их имена. То есть он объявлял войну каждому лично.

Напасть на святых невозможно, поскольку они недоступны, но можно напасть на тех, кто носит имена этих святых, и своей победой доказать беспомощность русской святости и неспособность небесных покровителей защитить свой народ. Это было величайшее кощунство и надругательство над нашей страной, но именно это число и этот праздник принесли погибель Гитлеру и его нации.

Враги полагали, что гонимая, почти добитая перед войной Русская Церковь в надежде на новых покровителей будет помогать топить Россию, а затем и сама потонет вместе с ней. Но наши иерархи понимали, что безбожные власти — это ещё не весь народ. Народ как был, так и остался богоносным. Пусть людей пулями отгоняют от храмов, но их дети и правнуки всё равно туда вернутся, потому что не хлебом единым жив человек. Иерархи лучше других понимали, что история Церкви — это история её гонений, и эти новые гонения — не последние в её истории.

Источник

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны

22 июня 1941 какой день в православииВечная память павшим героям. (Фото: Shutterstock)

Этот день напоминает о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы своё Отечество.

Великая Отечественная война явилась составной частью и главным содержанием всей Второй мировой войны, в орбиту которой было вовлечено более 60 государств. Боевые действия велись на обширных пространствах Европы, Азии и Африки, на морских и океанских просторах.

В тяжелой кровопролитной войне советский народ внёс решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского господства и в разгром гитлеровских войск. 8 мая 1945 года был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Великая Отечественная война окончилась победой СССР, но какой ценой?! Ценой человеческих страданий и огромных потерь, которые выпали на долю советского народа. Мировая история еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, каким отмечен путь гитлеровцев по советской земле.

В странах постсоветского пространства 22 июня приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну и погибших в ней. В этот день проходят различные торжественные и памятные мероприятия с зажжением свечей, возложением цветов к памятникам и мемориалам.

Граждане России, Украины, Беларуси чтят память соотечественников, родных и друзей, сражавшихся за свободу Родины.

Другие праздники в разделе «Международные праздники» 22 июня 1941 какой день в православии

Источник

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. Это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.

Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, Брест — символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашисткой чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.

1418 дней и ночей войны.

Свыше 26 миллионов человеческих жизней.

Эти фотографии объединяет одно: они сделаны в первые часы и дни начала Великой Отечественной.

Накануне войны

Советские пограничники в дозоре. Фотография интересна тем, что она была сделана для газеты на одной из застав на западной границе СССР 20 июня 1941 года, то есть за два дня до войны.

Наши пограничники. Утром 22 июня 1941 года именно они первыми встретили натиск гитлеровских войск.

Немецкие генералы за 15 мин до нападения на СССР

22 июня 1941 какой день в православии

Налёт немецкой авиации

Немецкие солдаты пересекают государственную границу СССР

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Бой немецких ударных частей в районе Бреста

Брестская крепость

22 июня 1941 какой день в православии

Немецкие солдаты проходят по улице белорусского города Гродно, захваченного в ночь с 22 на 23 июня 1941 г.

Снимок сделан 24.06.1941г.

Немецкие солдаты рядом с горящей советской деревней. Время съемки июнь 1941

22 июня 1941 какой день в православии

Советский аэродром после немецкого авианалёта

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Митинг на ленинградском заводе имени Кирова о начале войны, июнь 1941

22 июня 1941 какой день в православии

Плакат 1941 года

В тот же день был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных 1905-1918 годов рождения на территории всех военных округов. Сотни тысяч мужчин и женщин получали повестки, являлись в военкоматы, а потом отправлялись в эшелонах на фронт.

Мобилизационные возможности советской системы, помноженные в годы Великой Отечественной войны на патриотизм и жертвенность народа, сыграли важную роль в организации отпора врагу, особенно на начальном этапе войны. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» был воспринят всем народом. Сотни тысяч советских граждан добровольно уходили в действующую армию. Только за неделю с начала войны было мобилизовано свыше 5 млн. человек.

Грань между миром и войной была незримой, и смену реальности люди восприняли не сразу. Многим казалось, что это всего лишь какой-то маскарад, недоразумение и скоро все разрешится.

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Сооружение советского противотанкового рва в Смоленской области

Упорное сопротивление фашистские войска встретили в боях под Минском, Смоленском, Владимиром-Волынским, Перемышлем, Луцком, Дубно, Ровно, Могилевом и др. И все же за первые три недели войны войска Красной Армии оставили Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии. Через шесть дней после начала войны пал Минск. Немецкая армия продвинулась в различных направлениях от 350 до 600 км. Красная Армия потеряла почти 800 тыс. человек.

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Снимок сделан 23 июня 1941 г.

Комсомольский экипаж советского танка БТ-5

22 июня 1941 какой день в православии

Советская железнодорожная станция в 8 километрах западнее Смоленска после немецкой бомбардировки

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Солдаты Вермахта

Солдаты вермахта в боях августа 1941 года

Немецкий пулеметный расчет MG-34 на углу дома в белорусском городе Рогачёв

Колонна советских военнопленных, Минск 1941

Минск 1941. Расстрел советских военнопленных

Разбитый поезд на Украине

Июль 1941 года, Украина

На страже московского неба. Осень 1941г.

Москвичи учавствуют в строительстве оборонительных сооружений

Победа под Москвой имела огромное стратегическое и морально-политическое значение, поскольку она была первой с начала войны. Непосредственная угроза Москве была ликвидирована.

Зимой части Красной Армии провели наступление и на других фронтах. Однако закрепить успех не удалось прежде всего из-за распыления сил и средств по фронту огромной протяженности.

22 июня 1941 какой день в православии

Взлет немецких пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87

22 июня 1941 какой день в православии

Генерал-лейтенант А.А. Власов, перешедший в 1942 году на сторону немцев, и солдаты, так называемой, Русской освободительной армии (РОА).

Повешенные советские граждане, подозреваемые немцами в связи с партизанами.

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Сотни тысяч наших соотечественников оказались более чем в 14 тысячах концентрационных лагерях, тюрьмах, гетто, разбросанных по всей Европе. О масштабах трагедии свидетельствуют бесстрастные цифры: только на территории России фашистские оккупанты расстреляли, душили в газовых камерах, сожгли, повесили 1,7млн. человек (в том числе 600 тысяч детей). Всего же в концлагерях погибло около 5 млн. советских граждан.

Прибытие эшелона с новыми узниками в концлагерь Освенцим (Биркенау-Аушвиц)

Прибытие заключенных в концлагерь Освенцим. Формирование колонн заключенных

Узники концлагеря Бухенвальд внутри барака

22 июня 1941 какой день в православии

Группа детей из концлагеря Освенцим (Аушвиц)

Груда трупов узников в помещении крематория концлагеря Дахау

Трупы узников концентрационного лагеря Бухенвальд, приготовленные для сжигания в крематории

Концлагерь Дахау

1942. Сталинград

22 июня 1941 какой день в православии

Победа советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Советских Вооруженных Сил.

Крупнейшее в истории танковое сражение

Курская битва

Советские зенитчики в районе Курской дуги

В сентябре были освобождены Левобережная Украина и Донбасс. 6 ноября соединения 1-го Украинского фронта вступили в Киев.

1943 Освобождение Харькова

22 июня 1941 какой день в православии

Тегеранская конференция «большой тройки» с участием И. Сталина (СССР), У. Черчилля (Великобритания) и Ф. Рузвельта (США).

Весной 1944 г. был очищен от врага Крым.

В этих благоприятных условиях западные союзники после двухлетней подготовки открыли второй фронт в Европе на севере Франции. 6 июня 1944 г. объединенные англо-американские силы (генерал Д.Эйзенхауэр), насчитывавшие свыше 2,8 млн человек, до 11 тыс. боевых самолетов, свыше 12 тыс. боевых и 41 тыс. транспортных судов, переправившись через пролив Ла-Манш и Па-де-Кале, начали крупнейшую за годы войны десантную Нормандскую операцию («Оверлорд») и в августе вступили в Париж.

В ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») была разгромлена группа армий «Центр», советские войска освободили Белоруссию, Латвию, часть Литвы, восточную часть Польши и вышли к границе с Восточной Пруссией.

Победы советских войск на южном направлении осенью 1944 г. помогли болгарскому, венгерскому, югославскому и чехословацкому народам в их освобождении от фашизма.

В результате военных действий 1944 г. государственная граница СССР, вероломно нарушенная Германией в июне 1941 г., была восстановлена на всем протяжении от Баренцева до Черного моря. Фашисты были изгнаны из Румынии, Болгарии, из большинства районов Польши и Венгрии. В этих странах были свергнуты прогерманские режимы, к власти пришли патриотические силы. Советская Армия вступила на территорию Чехословакии.

В то время как разваливался блок фашистских государств, крепла антигитлеровская коалиция, о чем свидетельствует успех Крымской (Ялтинской) конференции руководителей СССР, Соединенных Штатов и Великобритании (с 4 по 11 февраля 1945 г.).

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

22 июня 1941 какой день в православии

Празднование победы на Красной площади в Москве. Фейерверки, артиллерийский салют и иллюминация 9 мая 1945 года

В Москве в День Победы был произведен праздничный салют из тысячи орудий.

Великая Отечественная Война 1941-1945

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Источник

День памяти, скорби, веры и надежды

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь помогла нашей стране снять тот революционный накал, от которого за предшествующую четверть века едва не сгорела русская цивилизация.

«Господь нам дарует Победу»

22 июня 1941 года. Один из самых страшных дней русской истории. И вместе с тем большой православный праздник – Собор всех святых, в Земле Российской просиявших. Праздник относительно новый, хотя впервые установленный ещё в далёком XVI столетии, но впоследствии просто позабытый. Да, такое бывает, а потому, когда в самом начале русской революционной смуты в 1918 году Поместным собором Русской Церкви по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Тураева это празднование было возрождено, в этом был явный Божественный Промысл. Промысл, напомнивший о себе 23 года спустя.

Конечно, в тот июньский воскресный день 1941-го об этом не задумывались ни советские вожди, ни гитлеровские нацисты, в надменном бесовском помрачении рассчитывавшие в считанные месяцы поработить нашу страну. Но верующие люди (а ещё в 1937 году на всесоюзной переписи большинство советских граждан не испугались назвать себя верующими) нисколько не сомневались: по молитвам всех русских святых, чья соборная память совершалась в тот день, Господь нам дарует победу. Так, именно эти слова в тот страшный день прозвучали из уст Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха, обратившегося к народу задолго до Иосифа Сталина.

Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу.

В каждой русской семье хранится память об этом дне. В нашей она связана с моей родной бабушкой, а на тот момент 20-летней сельской учительницей Валентиной Алексеевной Арно. Валя Арно услышала известие о немецком вторжении в тамбовской глубинке, куда в XIX столетии перебрался с далёкого Запада её дед-француз, и уже очень скоро она вместе с тысячами таких же девчонок-комсомолок добровольно отправилась на тот же Запад. И била из своего ДШК по русскому небу, в котором оказались те, кто считал нас азиатскими «унтерменшами». Била до тех пор, пока не освободила сначала русское и столь же родное белорусское небо, а потом и соседнюю Польшу. А в 1945-м в Берлине на поверженном Рейхстаге написала четыре победные русские буквы своей французской фамилии. И только потом вернулась на родную Тамбовщину.

22 июня 1941 какой день в православии

Источник: «Журнал Московской Патриархии»

Промысл Божий порой совершается очень сложно, но затрагивает всех нас: в 1945-м Тамбовскую епархию возглавлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), впоследствии прославленный в лике святых как Святитель Лука Крымский. Едва ли молодая комсомолка-фронтовичка Валя Арно пересекалась с владыкой, но уже сам факт такого «совпадения» автору этих строк очень дорог. А потому на роли в Великой Отечественной войне ставшего одним из самых почитаемых в Русской Церкви святых Святителя Луки мне бы хотелось остановиться отдельно.

Святитель Великой Победы

Практически все 1920-30-е годы Святитель, профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, самоотверженно принявший сан в самом начале советских антицерковных гонений, провёл в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но даже в лагерном и тюремном заключении продолжал исцелять как души, так и тела. Казалось бы, владыка должен был озлобиться на власть. Но, как ни парадоксально, он был настоящим русским советским патриотом. И на чекистских допросах, отнюдь не пытаясь выгородить себя (прочесть опубликованные протоколы и удостовериться в искренности несложно), отвечал:

«Революция ужаснула меня жестокостью. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной армии, охранительницы мира».

А потому неудивительно, что уже в самом начале Великой Отечественной войны владыка Лука обратился к властям с просьбой вернуть его из ссылки, чтобы помочь Красной армии, ставшей в те страшные годы и дни Армией Божией. В первые же дни войны Святитель отправил телеграмму «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину:

Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука.

С октября 1941 года Святитель становится главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя. Уже на седьмом десятке, с подорванным здоровьем он делал по 3-4 операции в день, чем спас многие сотни жизней. Впоследствии за этот подвиг владыка Лука будет награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а за научные труды в области гнойной хирургии удостоится Сталинской премии I степени.

Все хирургические операции владыка Лука совершал с молитвой, более того, по многим воспоминаниям, чертил йодом крест на оперируемом, а в операционной держал икону. И советские руководители были вынуждены с этим считаться. Хотя в Москву впервые разрешили выехать только в сентябре 1943-го, после того, как в ночь с 4 на 5 сентября Сталин принял в Кремле необычных гостей, вот уже четверть века не посещавших это место, – иерархов Русской Православной Церкви.

22 июня 1941 какой день в православии

На фотоколлаже (слева направо): Иосиф Сталин, Митрополит Николай (Ярушевич), Митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский). Фото: www.globallookpress.com, «Журнал Московской Патриархии»

В ту историческую ночь в ходе долгой беседы с главой советского правительства митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) неожиданно для себя заручились сталинской поддержкой во многих вопросах: долгожданного избрания Патриарха, открытия духовных учебных заведений и даже освобождения многих архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах и лагерях. И именно в Поместном Соборе, избравшем Святейшего Патриарха Сергия.

А вскоре после этого владыка Лука напишет замечательную статью «Праведный суд народа», где наглядно покажет, что Русская Церковь не имеет ничего общего с толстовскими идеями, а православные идеалы всепрощения никак не распространяются на нацистских агрессоров. Приведём заключительные слова этой статьи, вышедшей во втором номере «Журнала Московской Патриархии» за 1944 год:

Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой «любите врагов ваших»? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим! Я назвал немецких оккупантов антихристами. По праву ли, по справедливости? Это право дал мне Св. Апостол Иоанн Богослов, вот что сказавший: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).

Рабоче-крестьянское Красное. христолюбивое воинство

Конечно, в те страшные годы на фронтах не было полковых священников. Но даже самые юные красноармейцы прекрасно понимали, что воюют не за Третий Интернационал и его идеи, но за свою родную землю. За свою земную Родину, без любви к которой, по словам многих святых, не может быть подлинной любви к Отечеству Небесному. Сегодня многие знают, и мы на Царьграде об этом говорили не раз, каков был материальный вклад Церкви в дело Победы. Здесь и танковая колонна «Дмитрий Донской», и эскадрилья боевых самолётов «Александр Невский», созданные на средства прихожан православных храмов. Но самое главное – то, что Церковь непрестанно молилась за наше Рабоче-крестьянское Красное. христолюбивое воинство. Несмотря на то, что среди красноармейцев были люди разных вероисповеданий и отсутствия оных. Впрочем, бывают ли атеисты «в окопах под огнём»?

22 июня 1941 какой день в православии

Танковая колонна имени Дмитрия Донского, построенная на средства верующих Русской Православной Церкви. Источник: «Журнал Московской Патриархии»

В итоге в годы Великой Отечественной войны именно Русская Православная Церковь помогла нашей стране снять тот революционный накал, от которого за предшествующую четверть века едва не сгорела русская цивилизация. И хотя советская власть осталась атеистической, она уже навсегда утратила то воинствующее богоборчество, которое в 1920-30-х годах привело к разрушению тысяч храмов и гибели десятков тысяч служителей Церкви. И в итоге через кровь и страдания нескольких поколений в 1945 году мы обрели Победу не богоборческого Третьего Интернационала, но исторической России.

А потому, как бы ни скорбен и трагичен был день 22 июня 1941 года, именно он промыслительным образом стал началом русского возрождения. И в память о том, сколь великие жертвы были тогда принесены за это возрождение и освобождение, нам, православным христианам, важно как можно чаще молитвенно вспоминать о воинах той страшной войны. И как бы кто ни относился к архитектурным особенностям новоосвящённого Храма Воскресения Христова в подмосковном парке «Патриот», главного храма Вооружённых сил России, именно он с 2020 года становится центром этой соборной молитвы.

Вечная память и слава павшим героям!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *