200 лет со дня рождения фета биография

Быть потомственным дворянином, но в одночасье стать незаконнорожденным иностранцем. К 200-летию Афанасия Фета

200 лет со дня рождения фета биография

Такой непростой и насыщенной была жизнь великого русского поэта Афанасия Фета. Интересно, что по данным опроса, который мы провели в Instagram, среди аудитории от 13 до 30 лет, только 20% участников знают историю борьбы этого поэта за свою фамилию и статус. А 87% хорошо знакомы с его творчеством и запросто могут узнать лирика по изображению.

5 декабря исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта-лирика — Афанасия Фета. Вспоминаем его биографию, известные стихотворения и узнаём о причинах ненависти к собственной фамилии.

История знакомства, достойная экранизации

Родители Фета, Афанасий Шеншин и Шарлотта Фёт, познакомились в Германии. Орловский помещик приехал туда на лечение и остановился в доме супругов Фёт (именно так правильно звучала их фамилия). Между ним и женой хозяина дома вспыхнули чувства.

В тот момент Шарлотта вынашивала второго ребенка своего мужа, но влюбленных это не остановило, и в сентябре они тайно уехали в Россию. Уже 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки родился мальчик, отцом которого записали Шеншина.

В 14 лет Афанасия признали незаконнорождённым. В отцы ребёнку определили немца. Будущий поэт лишился дворянского титула и подданства Российской империи.

На восстановление статуса у него ушло почти 40 лет. Всё это время у поэта был «неопределённый социальный статус». Он должен был носить имя не потомственного русского дворянина Шеншиным, а «иностранца Афанасия Фёта». Букву «Ё» в фамилии он заменяет на «Е» в начале 40-х годов и становится тем самым Фетом, память о котором дойдёт до наших дней.

Лишь в возрасте 53 лет поэту удаётся вернуть себе фамилию названого отца и статус дворянина по высочайшему указу императора Александра II.

200 лет со дня рождения фета биография

200 лет со дня рождения фета биография

Творческий путь

Первые публикации Фета появились в журналах еще в студенческие годы. О том периоде жизни лирик позднее вспоминал в поэме «Студент».

Творчество Фета начали признавать еще с первого курса. Николай Гоголь, ознакомившись с его работами, заявил: «Фет — это несомненное дарование».

Собственный стиль у поэта сформировался очень рано. Основные мотивы ранней лирики Фета были связаны с природой. Например, в произведении «Буря», можно увидеть характерные для поэта мелодии. Есть у Фета и более сложные и образные стихи-мечтания, например, «Фантазия».

После 1863 года Фет стал более метафизичным. Он обращался к философским сюжетам и размышлял о вечных вопросах. Поздние стихи Фета («‎Месяц зеркальный плывет»‎; «Ласточки»; «Я потрясён, когда кругом…»; «Среди звезд») более напряжённые, сжатые и осмысленные. Принципы его позднего творчества мистицизм, символизм, близость к природе.

Личная жизнь: любовь и расчёт

Есть мнение, что лирику Фета после 1848 года нельзя понять, не зная их истории с Марией Лазич.

Поэт влюбился в неё в 28 лет. Девушка заворожила поэта, стала его музой (Поэма «Талисман»). Они отлично понимали друг друга, как это могут делать только родственные души. С появлением Марии в творчестве поэта появилась тонкая «фетовская» любовная лирика, в которой преобладало трагическое звучание.

Девушка была бесприданницей. Расчётливый и практичный Фет, помнящий историю родителей, отказался от союза с Марией как от заведомо неблагополучного.

«Спасите письма»

В 1850 году Мария Лазич погибает, трагично и случайно: от непотушенной спички загорелись постель и платье. Мария получила сильные ожоги и скончалась через четверо суток. Пока её платье горело вместе с кожей, она только повторяла по-французски: «Спасите письма».

Фет считал себя виноватым в том, что произошло. В течение сорока лет после смерти Марии он создаёт цикл стихов, посвященный своей возлюбленной: «Старые письма» (1851), «Ты отстрадала, я еще страдаю» (1878), «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» (1887).

200 лет со дня рождения фета биография

Бессмертный вплоть до 2020 года?

В преддверии 200-летнего юбилея Афанасия Фета, мы решили проверить, какая часть молодой аудитории действительно знакома с историей поэта.

Эксперимент проводился среди аудитории 13-30 лет.

Аудитории были предложены три фактора, по которым нужно было узнать личность Фета: история его фамилий, строчки из стихотворений школьной и внешкольной программы и описание внешности и характера поэта.

По результат эксперимента стало понятно, что главный пробел в знаниях, касается истории борьбы Фета за фамилию отца — только трое из пятнадцати узнали в данном описании Афанасия Афанасьевича.

Но не всё так плохо. 13 из 15 опрошенных мгновенно узнали строчки стихотворений поэта на тему природы и его любовной лирики.

Последним шагом стала внешность: участники эксперимента узнали поэта только благодаря изображению, а не письменному описанию его внешности.

Источник

Фет, которого вы не знали. К 200-летию поэта

Приблизительное время чтения: 8 мин.

«Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»: Афанасий Фет чаще всего воспринимается неискушённым читателем как автор незамысловатых и позитивных стихотворений о любви. «Где-то, что-то веет, млеет…», — именно так пародировал лирику Фета Иван Тургенев. О Фете говорят, что он — добродушный эстет. Говорят, что атеист. Но так ли это? Мы собрали для вас несколько интересных и неожиданных историй о русском поэте.

История о том, как Фету неожиданно поменяли фамилию

Рождение Фета связано с запутанными обстоятельствами, которые во многих деталях до сих пор остаются непроясненными. Он родился и вырос в семье помещика Афанасия Шеншина и его жены-немки, урожденной Шарлотты Беккер (Фёт). До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншин. Но однажды фамилия Афанасия Шеншина была неожиданно изменена, когда он учился в пансионе. Ему было велено носить фамилию первого мужа матери — Фет. Оказалось, что Афанасий якобы родился до того, как брак его отца с Шарлоттой был освящен.

Фет вспоминал: «Как ни горька была мне эта неожиданная новость, но я считал, что у отца была к этому достаточная причина, я считал этот вопрос до того деликатным, что ни разу не обратился за разрешением его ни к кому. «Фет так Фет», — подумал я, — видно, так тому и быть. Покажу свою покорность и забуду Шеншина, именем которого подписаны все мои учебники». Тогда юноша еще не знал, что именно фамилия Фет принесет ему известность и именно ею будут подписаны все его многочисленные стихи, статьи и переводы.

История о том, как Фет-путешественник восхищался религиозной живописью

Афанасий Афанасьевич Фет был впечатлительным и страстным путешественником. Одним из его любимых городов был Дрезден. В знаменитой картинной галерее его больше всего поразила «Мадонна» Гольбейна. Размышляя об этом полотне немецкого живописца, Фет отмечал, что при работе над ней душа художника явно была в нездешних мирах, ведь только благоговейной душе под силу создать такое изображение Богоматери. Главная же картина галереи «Сикстинская Мадонна» Рафаэля также произвела на Фета сильнейшее впечатление. Поэт просидел перед образом Божией Матери два часа и, согласно его воспоминаниям, понял, «почему народ толпою следовал за Рафаэлем. Из галереи я вынес неподдельный восторг и счастье, которого уже не утрачу в жизни».

История о том, как стихи Фета одобрил Николай Гоголь

Поэзия занимала Фета в студенческие годы и была его искренней страстью и любимым увлечением. Сочинял он, как он сам признавался, едва ли не по стихотворению каждый день. Стихи записывал в «желтую тетрадку», которая постоянно увеличивалась в объеме. Первыми читателями лирики Фета были его соседи по пансиону, где он обучался. Однажды Фет решил показать свои стихотворные опыты (получить «приговор моему эстетическому стремлению», как вспоминал Фет) известному литератору и историку Михаилу Погодину. Тот в свою очередь сказал: «Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю. Он в этом случае лучший судья». Через неделю Фет получил от Погодина свою тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал: это несомненное дарование».

История о том, как Тургенев стихи Фета переделывал

В 1853 году Фет вошел в круг журнала «Современник», авторитетным членам которого, Тургеневу, Дружинину и другим, многие стихотворения Фета казались темными, косноязычными и неясными. В начале 1855 года Фет получил письмо от Ивана Тургенева: «Весь наш дружеский кружок Вам усердно кланяется. Мы предлагаем поручить нам новое издание Ваших стихотворений, которые заслуживают самой ревностной очистки и красивого издания для того, чтобы лежать на столике всякой прелестной женщины». Фет согласился, не зная, что его ждёт.

Тургенев стал лихо исправлять стихи Фета: исключал целые строфы, переписывал, что-то дополнял. Да и все литераторы «Современника» получали большое удовольствие и искренне веселились, пытаясь расшифровать и переделать нелепые, на их взгляд, строки. Фет вспоминал: «Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчёркнутыми стихами и требованиями их исправлений». Мнение самого поэта учитывалось мало: «Я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице «один в поле не воин» вынужден был отступить». Никто и предположить не мог, что для Фета вовсе не было первостепенным, чтобы его сборник держала в руках каждая первая любительница поэзии. Пропасть между эстетическими вкусами Фета и литераторов «Современника» была огромна. Например, в стихотворении Фета «Когда мечтательно я предан тишине. » невинная и нежная нота стихотворения была заменена на страстные порывы героини. В финальной части стихотворения строчка «Ты руку подаешь, сказавши: до свиданья!» изменена на «Ты предаешься вся для страстного лобзанья».

В результате сборник вышел устрашающим, удивившим и поклонников Фета, и обычных читателей и исследователей. Как замечают литературоведы, по количеству переделок это издание фетовских стихотворений являет пример едва ли не уникальный в истории русской литературы. Сам же Фет говорил, что «издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным». В конце концов Фет разорвал свои отношения с «Современником».

История о том, как Фет находил сюжеты для своих стихотворений

Поэт Яков Полонский вспоминал, как однажды он разговаривал с Фетом о поэтическом вдохновении и о том, где же брать сюжеты для лирических текстов: «Юный Фет, бывало, говорит мне: «К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу, брось на стул женское платье, или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет». В этом забавном предложении, однако, скрывается настоящее открытие Фета-поэта. Именно он одним из первых в русской поэзии открыл новый способ самовыражения — показывать внутренние переживания через внешнюю атрибутику — и довел этот способ до совершенства (достаточно вспомнить знаменитые «Шепот, робкое дыханье. » или «На заре ты ее не буди. »). Все, что находится вокруг автора, вся лирическая одухотворённая картина, и является самым подлинным выражением чувств. Надо только искренне всё запечатлеть. Фет писал стихотворения до самой смерти в 1892 году, и главная тема поздней лирики Фета — это любовь. Поэт пишет о любви так же тонко и проникновенно, как писал в юности. Порой даже невозможно поверить, что эти строки написал уже стариком:

Качаяся, звезды мигали лучами
На темных зыбях Средиземного моря,
А мы любовались с тобою огнями,
Что мчались под нами, с небесными споря.

История о том, как Фет увлекался мрачной философией

В середине жизни Фет увлекался непопулярной в его время в России философией немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра, чьими трудами особенно начнут восхищаться писатели и философы ХХ века. Фета же особенно привлекали идеи Шопенгауэра о том, что разум не является главным способом познания. Есть что-то более высшее. По Шопенгауэру, это так называемая воля, которая проявляется в любой деятельности человека: все явления исходят из нее. Фет также никогда не признавал приоритета рационального начала. Однако для него только сердечным опытом, опытом чувства можно проникнуть в суть вещей. Поэт утверждал, что «Бог сидит в чувстве, и если Его там нет, разум Его не найдет». Прекрасное и Великое, по Фету, можно отыскать только с помощью интуитивного творческого прозрения.

Фет решил первым перевести на русский язык главный труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и ему прекрасно удалась эта работа. Философия Шопенгауэра довольно мрачна, но именно она заставила Фета перейти от довольно простых по форме и содержанию стихотворений к созданию глубокой философской лирики:

Идем. Надолго ли еще не разлучаться,
Надолго ли дышать отрадою? Как знать!
Пора за будущность заране не пугаться,
Пора о счастии учиться вспоминать.

История о том, как Фет «Фауста» переводил

Фет был талантливым переводчиком. Уже первый лирический сборник Фета «Лирический пантеон» включал не только стихи молодого автора, но и талантливые переводы из Ламартина, Гёте, Шиллера и Горация. Но самым грандиозным переводческим подвигом Фета стал перевод на русский язык бессмертной трагедии Иоганна Гёте. Перевод первой части был начат осенью 1880 года, а закончен уже в январе 1881 года. Перевод второй части вышел в 1883 году. Знатоками перевод Фета назван очень точным, хоть и наименее поэтичным, чем, например, перевод Николая Холодковского. Также Фет снабдил свой перевод подробным комментарием и примечаниями, где делился своими соображениями по поводу трагедии, и писал, что Гёте здесь «выдвигает на авансцену историю развития человеческого духа»: «Ни одно произведение искусства не захватывает такой широкой идеи, как “Фауст”. Если под верностью природе разуметь природу искусства, то на каждом шагу мы будем изумлены той очевидностью, с какой трагедия вводит нас из мира будничных явлений в мир самых волшебно-несбыточных».

История о том, как Фета посчитали атеистом

Долгое время в читательских кругах Фета считали атеистом: слишком много было в его стихотворениях античных образов и чувственных мотивов. В 80-х годах ХХ века на страницах журнала «Вестник русского христианского движения» вспыхнула полемика: каков религиозный характер и направление поэзии Фета. Вопросы веры и религии занимали ум Фета на протяжении всей жизни, однако это был сложный поиск. Фет, получивший традиционное религиозное воспитание, хорошо разбирался в библейских образах. Например, в стихотворении «Когда Божественный бежал людских речей. » представлена евангельская история об искушении сатаной Христа во время его многодневного поста в пустыне. А стихотворение «Чем доле я живу, чем больше пережил. » является прекрасным переложением молитвы «Отче наш». Религиозная тема постоянно возникает в контексте других «вечных» тем в лирике Фета: любви, жизни и смерти, искусства и красоты. У поэта можно найти много стихотворений с христианскими мотивами, и с каждым фетовским сборником религиозная тема по-своему развивается, а в позднем творчестве окрашивается в философские тона. Фет постоянно находился в поиске Божественного, поэтому вопрос о религиозности Фета, скорее, навсегда останется предметом споров. Однако можно сказать наверняка одно: Фет никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, размышления о вере волновали его на протяжении всего жизненного и творческого пути, о чем наилучшим образом говорят его религиозных стихотворения. Так, «Когда кичливый ум, измученный борьбою…» — прекрасный пример духовных исканий автора, где он обращается к евангельскому образу блудного сына. Лирический герой Фета сравнивает себя с блудным сыном, осознавшим свою греховную ошибку: «О, как мне хочется склонить тогда колени, / Как сына блудного влечет опять к Отцу! — / Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу».

«Когда кичливый ум, измученный борьбою…»

При подготовке статьи использовались материалы из книги Михаила Матвеева «Фет» (серия ЖЗЛ).

Источник

Новое в блогах

200 лет со дня рождения Афанасия Фета.

200 лет со дня рождения фета биография

Афанасия Фета называют настоящим гением литературы, его творчество признано во всем мире. Лирические стихотворения этого автора затрагивают самые возвышенные, тонкие струны человеческой души. О природе в своих произведениях Фет умел говорить так, что перед читателем сразу возникала яркая, целостная картина. Все его творчество пронизано любовью к человеку, ко всему живому. Сквозь призму гениальных творений нетрудно понять душу самого поэта – благородную, нежную и чуткую.

Произведения Фета давно и прочно вошли в школьную программу. На примере его творчества дети учатся любить свою родину, получают правильные представления о высоких чувствах – любви и дружбе. В биографии этого поэта очень много тайн и загадок, которые до настоящего времени не смогли расшифровать многочисленные исследователи. К ним относятся и обстоятельства рождения великого поэта, так ясно и точно умевшего передавать все нюансы человеческих чувств, все оттенки красоты русской природы.

Детство

Тайны Афанасия Фета начинаются с самой даты его рождения. Биографы называют две даты, по их мнению, Афанасий Афанасьевич Шеншин родился в Мценске 10 ноября, либо это событие произошло 11 декабря 1820 года. Сам же поэт считал датой своего рождения 5 декабря 1820 года, именно в этот день он отмечал праздник в кругу семьи.

200 лет со дня рождения фета биографияПортрет Афанасия Фета в детстве

Фамилию Шеншин поэт носил в течение тридцати трех лет (первые 14 и последние 19 лет жизни). Его отцом был Афанасий Неофитович Шеншин, орловский помещик, офицер, ушедший в отставку в чине ротмистра. Он был представителем многочисленного и богатого рода, владевшего доброй половиной Мценского уезда. Мать поэта, Шарлотта-Елизавета Беккер, дочь немецкого бюргера, до брака с Шеншиным уже была замужем.

Отец будущего поэта приехал в Германию лечиться на воды. Мест в гостинице города Дармштадта не было. Орловский помещик воспользовался гостеприимством обер-кригскомиссара Карла Беккера, поселился в его доме. Беккер был вдовцом, вместе с ним проживала его замужняя дочь с зятем, носившим фамилию Фет, и маленькой дочкой. Дочь Беккера, Шарлотта-Елизавета Фет, на момент знакомства с Шеншиным была беременна вторым ребенком. Молодой женщине было 22 года.

Афанасий Шеншин был старше Шарлотты на 23 года, и его никак нельзя было назвать красавцем. Тем не менее, молодая немка прониклась теплыми чувствами к русскому помещику. Он очень отличался от ее мужа Беккера, с которым Шарлотта никак не могла найти общий язык. Их отношения зашли в тупик задолго до знакомства с Шеншиным.

200 лет со дня рождения фета биография

Материальное положение женщины тоже оставляло желать лучшего, Иоганн наделал столько долгов, что расплатиться по ним было просто нереально. Беспутного Фета не останавливало даже то, что в семье росла маленькая Каролина. Все это отравляло жизнь Шарлотты, она поневоле обратила внимание на спокойного, выдержанного Шеншина. Шарлотта развелась с мужем, вышла замуж во второй раз – за русского помещика. Все это произошло в Дармштадте.

После этого новоиспеченная семья спешно покинула немецкий город. Маленькая Каролина осталась в доме Беккера. Именно это обстоятельство никак не мог принять добропорядочный бюргер Беккер – как его дочь посмела бросить на произвол судьбы маленького, горячо любимого ею ребенка. Он ругал Шарлотту, называл ее искательницей приключений. Поступок дочери подействовал на него удручающе, отец прямо говорил, что его дочь лишилась рассудка. Как оказалось впоследствии, Беккер не ошибался. У его дочери на самом деле было выявлено психическое расстройство.

В России у молодой семьи родился младенец, это произошло через два месяца после приезда из Дармштадта. Мальчик прошел обряд крещения по православному обычаю, в честь отца его назвали Афанасием. Это имя в переводе с греческого языка имеет значение «бессмертный». Родители малыша оказались настоящими провидцами, творчество их сына, знаменитого литератора, поистине оказалось бессмертным. Исследователи биографии поэта высказывают предположение, что мальчика записали Шеншиным за взятку, которую Шеншин-старший вручил духовному лицу.

200 лет со дня рождения фета биографияАфанасий Фет

Шарлотта приняла православие и новое имя, ее стали называть Елизаветой Петровной. Она сочеталась браком с Шеншиным, произошло это через два года после рождения Афанасия. Женщина была очень благодарна Шеншину за его отношение к приемному сыну, он любил мальчика как родного, был заботливым, внимательным отцом. После Афанасия в семье Шеншиных родилось еще шестеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Поэт в своем автобиографическом произведении «Ранние годы моей жизни» вспоминал о болезни своей сестренки Анюты, которая была младше его на год. Когда девочка заболела, родные сделали все возможное, чтобы поставить ее на ноги, день и ночь дежурили возле постельки ребенка. Но усилия докторов и родственников не увенчались успехом, Анюта умерла, а маленький Афанасий, узнав об этом, упал в обморок.

Иоганн Фет не забыл обиду, которую ему нанесла жена. Он шантажировал свою сбежавшую супругу, предлагая ей погасить его долги в обмен на признание Афанасия своим ребенком. Воспитанием Каролины занималась гувернантка, которая в 1824 году стала его второй женой. Через два года после женитьбы Иоганн умер. Перед этим он вычеркнул из списка наследников своего сына Афанасия, живущего в России. Данный факт чрезвычайно огорчил Елизавету Петровну, в письме к своему брату она возмущалась, что Иоганн в порыве злости отрекся от законов природы.

Когда будущему поэту было 14 лет, духовная консистория аннулировала крещальную запись, касающуюся признания Афанасия законным сыном Шеншина.

Подростку присудили немецкую фамилию Фет, поскольку по законам православия он был рожден вне брака. Лютеранское благословение, которое супруги получили в Дармштадте, не имело силы в России. Вместе с русской фамилией юноша утратил и право на потомственное дворянство. Он получил статус «гессендармштадтского подданного», иностранца сомнительного происхождения.

Надо ли говорит, каким ударом это стало для юноши, который горячо любил своего русского отца и считал себя истинно русским человеком. Почти вся его последующая жизнь ушла на восстановление справедливости. Но поэту удалось вернуть себе русскую фамилию, с 1873 года он вновь стал Шеншиным.

200 лет со дня рождения фета биографияУсадьба Новоселки

Детство мальчик провел в имении Новоселки, расположенном в Орловской губернии. Отцу принадлежала прекрасная усадьба, дом с мезонином, двумя флигелями. Новоселки были расположены в живописной местности, Афанасий любил смотреть на зеленые луга, могучие деревья, кроны которых были пронизаны солнцем. Крестьянские домики с дымящимися трубами и белоснежная церковь со звонкими колоколами на фоне яркой зелени тоже вызывали умиление.

Мальчику, растущему на таком приволье, умные родители не ограничивали свободу. Он вставал в пять утра, в одной пижаме убегал к горничным, ведь они рассказывали такие интересные сказки. Служанки не сидели сложа руки, строгая хозяйка с раннего утра заставляла их прясть, но мальчик всегда умел добиться их расположения и очередной сказки.

Детство юного Фета было счастливым и безоблачным, воспоминания о нем всегда находили место в творчестве поэта. В течение двух лет, с 1835 по 1837 годы, подросток обучался в немецком частном пансионе Крюммера. Он был очень старательным и прилежным учеником. Любимым предметом Фета была литература, в это время он и сам пробует писать стихи.

Литература

После окончания обучения молодой человек отправился в столицу. Он нуждался в репетиторе, которым стал Михаил Петрович Погодин, знаменитый издатель, писатель и журналист. Через шесть месяцев Фет становится студентом Московского университета. Он учился на юридическом факультете, но очень скоро понял, что выбрал неправильное направление. Студент перевелся на факультет русской словесности. Уже на первом курсе он стал писать стихи. Несколько лучших стихотворений Фет отдает на суд Погодина.

200 лет со дня рождения фета биографияОбложка Журнала «Москвитянин»

Михаил Петрович сразу понял, что у этого юноши есть литературный талант. Но он решил подкрепить свои выводы о способностях Фета мнением еще одного известного литератора. Им стал Николай Гоголь. Ознакомившись с рукописями молодого стихотворца, он вынес свой вердикт, назвав Фета «несомненным дарованием». Похвала такого мастера художественного слова окрылила юного поэта. В 1840 году он выпустил свой первый сборник, назвав его «Лирическим пантеоном». С этого времени Фет начинает печататься в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки».

Однако первый сборник стихов не принес их автору славы. Многие современники просто не обратили внимания на его дебют, Фет показался им одним из многих, ничем не примечательных стихотворцев. Жизнь самого поэта в этот период кардинально изменилась, ему было уже не до творчества. О пере и чернильнице пришлось надолго забыть. Он окончил университет и собирался дальше работать на литературном поприще, но в 1844 году скончалась Елизавета Петровна. Это стало большой трагедией для поэта, он относился к своей матушке с большой любовью. Следом пришла еще одна невосполнимая утрата, умер дядя Фета, с которым у него тоже сложились теплые отношения.

200 лет со дня рождения фета биография

От своего состоятельного дядюшки Афанасий ожидал наследства, но его надежды были напрасными. Деньги богатого родственника таинственным образом исчезли. Оставшись без каких-либо средств к существованию, литератор поступил на военную службу. Он надеялся поправить свое материальное положение, заработать состояние. В течение тринадцати лет Фет служил в кирасирском полку. Он начал службу в чине унтер-офицера, закончил ее гвардейским штаб-ротмистром, был участником Крымской войны. Во время военных действий Фет находился в составе войск, охранявших эстонское побережье.

Но поэтический дар этого человека не давал ему покоя даже во время военной службы. В 1850 году Фет выпускает второй сборник стихов. Эта книга получила много восторженных отзывов от любителей поэзии и критиков. Третий сборник стихов талантливого литератора читателям пришлось ждать долго, книга вышла под редакцией Ивана Тургенева. В 1863 году увидело свет двухтомное собрание сочинений Афанасия Фета.

Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений. Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения – баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр – «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения.

Афанасий Фет был талантливым переводчиком. Он отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов, перевел с немецкого языка «Фауста» Гете.

Личная жизнь

Современники никак не могли понять Афанасия Фета. Этот практичный, рачительный хозяин, сумевший сделать приобретенное им имение рентабельным, совершенно не сочетался с тонким лиризмом его стихотворений. Он часто пребывал в мрачной задумчивости, и не слишком располагал собеседников к себе.

200 лет со дня рождения фета биографияАфанасий Фет и Мария Лазич

Афанасий влюбился в 28 лет, встретив свою Музу на балу в гостеприимном доме М. И. Петковича. Его избранницей стала Мария Лазич, дочь отставного кавалерийского генерала, темноглазая красавица сербского происхождения. Девушка заворожила поэта, она хорошо знала его стихи, была умна, начитанна, прекрасно музицировала. Они с первого слова понимали друг друга, как это могут делать только родственные души.

К сожалению, девушка была также бедна, как и Афанасий. Практичный, расчетливый Фет, с ранних лет страдавший от необдуманного поступка своих родителей, не решился создать заведомо неблагополучный союз.

Убитый горем Фет нашел утешение в творчестве. Его стихи наконец-то стали приносить большие гонорары, он смог отправиться в путешествие по Европе. Здесь он познакомился с представительницей известной российской династии, Марией Боткиной. Состоятельная, но не слишком привлекательная женщина была на редкость добродушной, имела легкий нрав. Брак по расчету, который заключил с ней Фет, оказался очень удачным. Офицер ушел в отставку, на приданое жены купил имение в Мценском уезде, стал заниматься хозяйством и писать стихи. Детей у этой пары не было, но они и без того были очень счастливы.

Причина смерти

В ноябре 1892 года поэт скончался от сердечного приступа. Он был похоронен в селе Клейменово Орловской губернии, в родовом имении Шеншиных. За 19 лет до этого Фету высочайшим указом была возвращена русская фамилия и дворянство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *