2 июля праздник церковный ильин день

Ильин день

2 июля праздник церковный ильин день

С того дня прошло уже почти десять лет, но и сейчас вспоминаю произошедшее с трепетом и благодарностью.

Родители мои живут на Украине, и по вероисповеданию они протестанты, адвентисты седьмого дня. Когда сестра отправляла на лето к бабушке свою дочь, мою племянницу и крестницу, мой духовник отец Василий, мудрейший и добрейший, сама любовь, сказал:

– О, Наташутка… Ваша мамушка девочку-то в веру свою и увлечет.

А батюшка, надо отметить, человек необычный. И если что говорит – слушать нужно о-очень внимательно. И сказал-то как-то между прочим, вскользь.

Уж потом вспомнилось.

Но мы были заняты, всё было уже решено, билеты куплены, и девочка отправилась на всё лето к бабуле в Полтаву.

Первого августа, в субботу, звоню я своей подруге с просьбой причастить крестницу в воскресение, на праздник пророка Илии. Подруга с радостью согласилась. Но через короткое время перезвонила и как-то невнятно и непонятно попросила меня саму позвонить домой, чтобы выяснить, что там происходит.

Я набрала Украину и узнала следующее.

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение

Мою племянницу бабушка решила повести на их адвентистское крещение, пока что в качестве зрителя. А, если кто не знает, «крещение» у адвентистов обычно массовое (по 30 и более человек), на реке, много надувных шаров, музыки, песен и подарков. В общем, для девочки шести лет – очень увлекательно. И в наш храм, на Причастие, уже нет ни настроя, ни желания идти.

Вот тут-то и вспомнились слова нашего батюшки…

Наши с мамой переговоры зашли в тупик, на ребёнка давить нельзя, чтобы не отвратить от храма и не вызвать протеста.

Я разозлилась страшно, в голове зрели всякие «мстительные» и непродуктивные планы. Помолиться, как вы понимаете, мысль в голову не приходила. Позвонила батюшке, обрисовала ситуацию, попросила молитв. От злости и бессилия, казалось, лопну.

Наутро примчалась к нам в Сретенский ‒ и бегом на Исповедь. Попала к одному из наших замечательных отцов. Эх…

Как же он меня причесал! Как же отчехвостил:

– Да вы что?! Это же ваша крестница! Да ведь они Матерь Божию не почитают! Да ведь они Креста Христова не признают. Вот вы бы свою дочь в публичный дом отпустили?! Нет? Так вот – как хотите, а чтобы ваша девочка там не была!

Стою, рыдаю. Спросила благословения причаститься, очень была не Божья в тот момент. Посмотрел на меня. Благословил.

А я, надо отметить, женщина решительная, всё всегда могу, всё должно быть по-моему, и тотчас же. Та ещё христианка. А вот стою и понимаю, что ничегошеньки не могу – ни долететь, ни доехать. НИ! ЧЕ! ГО! Только враг нашептывает – позвоню маме и скажу, что всё! Если поведёшь – промеж нами всё кончено, и далее в том же духе.

Вернулась к священнику и говорю:

– А можно я, батюшка, с мамой буду говорить, а не с крестницей?

– Можно, – говорит,– но с любовью.

Да где ж её взять, любовь-то?! Одна злость, война и диктатура.

Стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом

Вошла я в храм, стою около пророка Илии ‒ и первый раз в жизни возопила всем своим существом и каждой клеточкой:

– Пророк Илия! Ты жрецов Ваала сокрушил – сокруши и врагов вокруг моей девочки! Ты дрова, залитые водой, поджег по вере своей – защити мою девочку! ‒ И так же вопила просто ко Спасителю и Матери Божией. Так всю службу и припадала. Причастилась. И на душе мирно очень стало, тихо и покойно.

Вышла я на улицу, позвонила маме и сказала:

– Пожалуйста, не веди внучку на крещение своё.

– А куда? В храм ваш вести?!

– Нет, – говорю, – никуда не веди.

Мама помолчала ‒ и вдруг говорит как-то нервно:

– Хорошо. Не поведу. Да ведь и крещения не будет. Сатана работает. – И положила трубку.

Минут пять я стояла просто как столб, без движения. Не понимала до конца, что же случилось. Думаю, может, погода (в Москве дождь стеной). Звоню подруге:

– Нет, – отвечает, – солнце светит.

Бросилась я к священнику и кричу почти:

– Батюшка! Крещения-то не будет!

– Ну, вот и слава Богу! Видите, как всё хорошо, слава Богу…

Примчалась домой. Сестре рассказываю, у неё кожа и волосы дыбом. Прошу: «Позвони, узнай, что случилось».

А теперь, мои дорогие, прошу вас предположить, что же могло произойти. И чуть-чуть потерпеть, и не читать дальше. Я, когда рассказываю эту историю, всегда об этом прошу. Никто ни разу не догадался.

Заболел пастор? – нет.

Заболели крещаемые? – нет.

Выходы рек из берегов, финансовый кризис и т.д. – нет, нет, нет и ещё раз нет.

ВСЕ. крещаемые (36 человек) усомнились и отказались креститься

А произошло следующее.

ВСЕ. крещаемые (а их было 36 человек) усомнились в таинстве и отказались креститься. Все сразу.

Вот так. Милостивый Господь. В этом месте я всегда плачу.

С тех пор я точно и опытно знаю, что для Бога нет ничего невозможного. Что сила Его только в немощи и совершается. Мешает только наше своеволие, упрямство и самонадеяние. И с тех пор я прикипела сердцем к пророку Божию Илие, бесконечно благодарю Бога за это чудо в жизни.

Поделилась этой историей с одним батюшкой, который книги пишет, как сюжетом для рассказа о чуде, а он:

– Тоже мне, нашла чудо. Это наша каждодневная жизнь. Просто молиться надо.

Источник

История и традиции Ильина дня

Ильин день — старинный христианский праздник. Назван так в честь вознесшегося живым на небеса пророка Ильи. Этот день повсеместно отмечали наши предки. И сейчас Ильин день празднуют многие современные люди. Предлагаем вам ознакомится с обрядами, традициями и приметами этого праздника. История праздника и его суть Пророк Илия является самым почитаемым не только в христианстве, но […]

2 июля праздник церковный ильин день

Ильин день — старинный христианский праздник. Назван так в честь вознесшегося живым на небеса пророка Ильи. Этот день повсеместно отмечали наши предки. И сейчас Ильин день празднуют многие современные люди. Предлагаем вам ознакомится с обрядами, традициями и приметами этого праздника.

История праздника и его суть

Пророк Илия является самым почитаемым не только в христианстве, но и в иудаизме и исламе. Жил он за 900 лет до Рождества Христова. В момент рождения Ильи его отцу было послано видение, в котором ангелы кормили его сына огнем и пеленали пламенем. Младенцу дали имя Илья, что значит “Крепость господня”. Это определило его дальнейшую жизнь.

Подросший мальчик по собственному желанию ушел жить в пустыню, где предавался молитвам и размышлениям. Вернувшись из добровольного затворничества, Илья стал бороться с язычеством. Как раз в это время в Израильском царстве наступила долгая засуха. Люди страдали и гибли без воды и пищи, но оставались идолопоклонниками.

2 июля праздник церковный ильин день

Тогда Илья решил наглядно доказать существование Бога. Он поставил на горе Кармель два жертвенных камня — один для бога Яхве, другой — Валу. И обоим богам принес жертву. Вал никак не отозвался на призывы жрецов, а во второй жертвенный камень ударила молния и пошел дождь. Явленное чудо так поразило израильтян, что они приняли христианство. За эту заслугу Илью взяли живым на небеса — за ним спустилась огненная колесница, запряженная четверкой белых лошадей.

Христиане верят, что Илья-пророк совершает справедливый божий суд. Наказывает грешников, стращает неверных и держит нечисть в узде.

От Ильи-пророка, по убеждениям наших предков, зависел будущий урожай и плодородие нивы Если наступала засуха, о дожде просили именно его. Незамужние девицы молили об удачном браке.

Какого числа Ильин день

Ильин день — один из важных праздников, который почитается наравне с Рождеством, Крещением и Пасхой.

Вознесение Ильи-пророка празднуется православными христианами 2 августа по новому стилю (20 июля по-старому) молитвами и служениями. Кроме того проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Еще во времена язычества наши предки посвящали этот день богу войны и воинской доблести Перуну. Его атрибутами, как позже и у Ильи-пророка, были гром и молния. По народным представлениям, Илья-пророк, также, как и Перун, является покровителем военных. Не даром, день ВДВ отмечают именно 2 августа.

Обряды на Ильин день

Раньше обитатели сел и деревень отмечали этот праздник всей общиной. К празднованию готовились заранее. В Ильин день собирались все вместе и водили хороводы. Традиционное блюдо — молодой бык или барашек, которого символически приносили в жертву.

Что нужно было делать

К Илие-пророку обращались, как к исполнителю закона Божьего и как к защитнику от темных нечистых сил.

У наших предков существовали традиции, которые были связаны с этим днем:

Чего нельзя делать на Ильин день

Считается, что 2 августа — это день, когда Илья-пророк гоняет и уничтожает коварную и хитрую нечисть. Наши предки ограждали себя и свое имущество от козней и происков злых сил. Для этого они:

Приметы про Ильин день

Как любой значимый день в жизни наших предков, Ильин день также имеет большое количество примет. Многие из них актуальны и теперь.

Погодные приметы

Погода всегда имела важнейшее значение в жизни крестьян. От погодных условий всегда зависело, как они переживут наступающую зиму: будут ли голодать или нет, появится прибыль в хозяйстве, или убыток. Потому существует такое большое количество примет связано с различными природными явлениями.

2 июля праздник церковный ильин день

Погодные приметы на Ильин день — 2 августа:

Общие приметы на Ильин день

В Ильин день заканчивалось лето и начиналась осень. Наши предки говорили: ”На Илью до обеда — лето, после обеда осень”.

После этого дня запрещалось купаться в реках и озерах. Считалось, что нечисть прячется от Ильи-пророка в водоемы, потому купаться строго воспрещалось, чтобы водяные и русалки не утащили на дно. Кроме того, если искупаться 2 августа, то можно было серьезно заболеть.

На Ильин день запрещалось работать по дому или в поле. Опасались, что работающий человек может навлечь недовольство грозного пророка на все селение. Потому, если кто-то нарушал запрет, то его инструменты отбирались и сжигались.

На Ильин день не выходили на перекресток, так как это излюбленное место нечистой силы. 2 августа наши предки предпочитали оставаться дома или участвовать в праздновании.

Традиции на Ильин день

Раньше церковь занимала центральное место в жизни каждого человека. Потому церковные праздники были главными значимыми событиями. Празднование Ильина дня — не исключение.

Традиция “братчина”

Важной традицией на Ильин день стало проведение общих трапез с закланием барана или быка, которые также известны под названиями “быкобои” или «мольбы».Эта была жертва для урожая, семейного благополучия и плодовитости домашней живности.

2 июля праздник церковный ильин день

Обряд проводили мужчины. Жители близлежащих к церкви селений пригоняли к церковному подворью весь рогатый скот. Священник окроплял животных святой водой. После завершения святой обедни купленное на общественные деньги животное забивали. Жертвоприношение совершал самый уважаемый в селении человек.

Мясо быка или барашка варили в общем котле и раздавали за символическую сумму каждому из присутствующих. Собранные деньги отдавали в церковь.Кровью жертвенного животного наносили мазки на лоб и глаза, а детям и на щеки, для того, чтобы людям передались сила и здоровье животного.

Традиции плодородия

Сразу после праздника, в некоторых местностях даже в тот же день вечером, селяне приступали к жатве. Хозяйки вечером шли в поле, для того, чтобы сплести из трех колосьев или трех пучков колосьев символический крест, и оставить его на поле.

В первый день жатвы пекли хлеб, молились и, оставив этот хлеб с солью на столе, шли на работу в поле. Уборка хлеба сопровождалась обрядами и специальными песнями. Сжатые колоски несли в дом, и ставили в красный угол за иконами. На Спас — 19 августа — их обмолачивали, и обязательно сеяли в следующем году.

2 июля праздник церковный ильин день

Считалось, что колоски обладают целебной силой. Из девяти ржаных колосьев плелся пояс. После того, как был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Этот обряд защищал от поясничной боли.

На поле обязательно оставляли небольшой несжатый участок, для того, чтобы поблагодарить Илью-пророка за урожай. Этот обряд называли “завивание бороды”. Колосья связывались пучком и пригибались к пашне, а под них клали кусочек хлеба, и говорили: “Вот тебе, Илья, борода — на будущее лето уроди нам ржи и овса”.

Приметы про животных

Наши предки считали,, что вся нечисть спасается от молний Ильи-пророка, оборачивается не только в диких зверей, но и в домашних. Потому в этот день в дом не впускали и не выпускали ни одно животное, опасаясь оборотней. Ведь Илья мог поразить молнией тот дом, в котором находится дух тьмы.2 июля праздник церковный ильин день

В этот день крестьяне открывали охоту на лесных хищников. Они считали, что убивая лис и волков в этот день, уничтожали и нечистую силу, вселившуюся в них. Особенно хорошим знаком считалось завалить матерого волка.

Рыбаки выкидывали рыбу, пойманную во время грозы, если у нее были красные глаза. Они верили, что в такую рыбу вселился бес.

Традиции, касающиеся домохозяйства

Традиции Ильина дня не обошли стороной и женские хлопоты. Женщинам в этот праздник не должны были ходит в огород: огурцы могли сгнить, а капуста стать мягкой. И тогда никаких заготовок из них не приготовить.

Но, в то же время, если выкопать в этот день молодую картошку, и приготовить ее, то урожай картофеля в этом году будет отменный.

2 июля праздник церковный ильин день

Верить ли во все приметы на Ильин день, соблюдать ли традиции и обряды — каждый решает для себя сам. Но к традициям предков нельзя полностью игнорировать и относиться к ним с иронией. Возможно, прабабушки и прадедушки и не обладали той информацией, которая доступна сейчас, но они умели наблюдать и делать выводы. А это уже немало. И почему бы не применить такие знания на практике?

Источник

Ильин день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

2 июля праздник церковный ильин день

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Громобой, Сухой и М о крый, Илья сердитый, Купальня, даже просто – Ильюшечка – все это народные названия церковного празднования одному из любимых святых Греции, России, славянских земель вообще, а также всего христианского Востока. Ильин день отмечается каждый год в один и тот же день — 2 августа.

Избранник Божий

Пророчество – особое Божие избрание, когда Сам Господь, видя внутреннее устроение человека, его готовность стать возвестителем воли Создателя, определяет святого на служение Себе. Само это призвание – тайна, остающаяся между пророком и Самим Господом. А потому так редки случаи, когда о жизни до Божьего призвания, о начале пророческого пути остаются хоть какие-то свидетельства. Нет и х и об Илие. Лишь место, где он родился – город Фесва области Галаад.

«Жив Господь, пред Которым я стою…»

На страницах Библии (3 Цар. 17) он предстает уже как подвижник, возвещающий израильскому царю Ахаву, поправшему отеческую веру, Божие наказание: засуху как отмщение за нечестие царя и большей части еврейского народа. Настолько грозны, страшны были слова святого, что потрясенный царь не только не повелел выгнать дерзкого из дворца, но, судя по Библейскому тексту, даже не смог ничего ответить. А пророк, исполнив Божие повеление, просто ушел – туда, куда повелевала воля Божия. Такова вся его жизнь – судьба человека, полностью доверившего себя Творцу. На страница Ветхого Завета мы видим Илию:

Наконец, по окончании времени гнева Божия не кто иной как тот же Илия молитвой низводит с неба так долго ожидавшийся евреями дождь – но не раньше их покаяния в отступлении от Создателя.

Возможно, самое потрясающее чудо пророка – удивительное жертвоприношение Богу на горе Кармил. Пророк с дерзновением требует как бы состязания со жрецами языческого Ваала при стечении всего народа, к которому святой обратился так: «Д олго ли вам хромать на оба колена? Е сли Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Так было сооружено два жертвенника, по слову пророка: « Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, ест ь Бог» (3 Цар.18:24). Библия подробно рассказывает, как до самого полудня читали свои заклинания язычники, не получая ответа, как Илия, наконец, начал насм ехаться не только над ними, но также над их ложным богом. И, наконец, как сам пророк, возгоревшись духом, велел вылить на свой жертвенник как можно больше воды, так, что земным огнем поджечь ее было попросту невозможно. Но после молитвы с вятого огонь небесный попалил не только жертву, но даже самые камни.

Вознесшийся на небо

Жизнь святого после этого чуда, впрочем, не стала легче или спокойней. Жена Ахава, язычница Иезавель, обозленная гибелью жрецов, во всеуслышание грозила Илие смертью, так, что он должен был вновь уйти в пустыню. Слабохарактерный Ахав скоро снова обратился к нечестию, недолго продолжалось и религиозное воодушевление народа.

Какого числа праздник Илии Пророка

Почитание святого исторически сложилось на Востоке, ведь именно здесь находятся святые места, связанные с ним – горы Кармил и Хорив, место при Иордане, откуда праведник был взят на небо.

Сейчас утвердилось празднование памяти подвижн ика 2 августа, хотя ранее различные церковные общины праздновали память св. Илии в разные дни, например, очень распространено было празднование пророку на другой день после Преображения Господня – как память о его явлении на горе Фавор.

История установления

Центром празднования пророку с древности была Палестина, однако с распространение христианства расширяется «география» почитания святого. В Константинопольском храме Святой Софии бережно хранили часть пояса и милоти (плаща) пророка . Особо почитать святого начинают с царствования Василия Македонянина (2 пол. IX в.) : по преданию, прор. Илия явился его матери, предсказав, что ее сын станет императором. Именно царь Василий построил только в столице империи не менее 4 храмов пророка . П очитание его распространяется по другим городам Византии. Возможно, именно с IX в. празднование пророку становится поистине всенародным, а позже распространяется за пределы Византии.

Однако бывшие язычники далеко не всегда понимали высоту образа пророка и суть его деятельности:

Подобным образом – причудливым сочетанием христианства и древнего язычества – выглядел Ильин день у славянских народов. Здесь Илию, как в Греции, тоже считали громовержцем, а потому молились ему о защите дома от молнии, дождя. Однако молнии также считались «стрелами Илии», которые он пускает на нечестивых. Новым по сравнению с Грецией стало почитание святого как покровителя урожая: именно с начала августа появлялись первые плоды. Наконец, святого, при земной жизни аскета, любителя уединения, стали считать покровителем семьи, брака : просто Ильин день в славянских землях был своего рода «поворотом» на осень, когда обычно играли свадьбы.

Почитание Пророка на Руси: обычаи

Известно, что древнейший из известных христианских храмов Киева был посвящен пророку. А по Крещении русичей по крайней мере один храм пророка имелся практически в каждом городе. При этом:

Однако на ряду с церковным существовало народное почитание святого, где пе реплелись библейское предание с народными легендами, христианство с язычество м.

«Житие»?

«Илья сердитый»

Считалось, что св. Илия – «пророк-громобой». День его памяти падал на важное для крестьян время созревания урожая, когда труды всего лета могли действительно погибнуть от стихии – ливня, града, а дом – пострадать от попадания молнии. Считалось, что, дабы защититься от гнева святого, необходимо на Ильин день:

Еще раз о защите дома

Кроме того, ради защиты от нечистой силы запрещалось:

Если начиналась гроза, следовало плотно занавесить окна, зажечь лампады и молиться Господу и св. Илие.

Братчины

Затем одно из животных, на покупку которого собирались деньги сельским обще ством, закалывали, мясо варили, раздавали за небольшую плату всем. А собранные деньги отдавали… на храм. Сельские священники, зная о крайней сомнительности с христианской точки зрения этого обряда, тем не менее, видимо, не находили сил противостоять своей пастве, убежденной в его нужности и даже, видимо, богоугодности.

Запрет на работу

Считалось, что на Ильин день категорически нельзя работать ни на поле, ни даже на собственном огороде: такие труды неугодны святому. Народные предания сохранили множество свидетельств того, как у нарушивших запрет погибал урожай, молния во время грозы сжигала стога сена, а иногда из-за одного своевольного могла погибнуть от пожара целая деревня. Наученные опытом, крестьяне строго следили, чтобы на праздник не работал никто. В Калужской губернии, например, у не подчинившихся запрету всем сельским обществом распрягали лошадей и забирали сбрую.

Почему не принято купаться после Ильина дня

Этот запрет также имеет древнее происхождение. Сохранилась повесть о чуде в Нижнем Новгороде, относящемся к 1418 г. Ильин де нь тогда выдался очень жарким, так что некий горожанин Григорий, «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» решил искупаться, в результате был унесен течением, а затем утонул у слияния Оки с Волгой . Там, однако, благочестивый, пусть неразумный , нижегородец был спасен самим св. Илией. Чудо это стало известно далеко за пределами Нижегородчины, так что его иногда изображают на клеймах иконы пророка, посвященных его чудесам.

О чем моляться святому

Все эти, а также многие другие обычаи приметы Ильина дня переплетались с вполне церковной практик ой совершения молебнов святому.

Как относиться к святому правильно, не оскорбляя его память языческими обрядами

Почитание всенародно любимого святого – отражение не только церковной традиции, но также очень непростого пути народа к вере. Здесь остатки язычества, сплавившиеся с христианской традицией, почти детская, непосредственная любовь к святому и суеверные страхи, чистая вера в Бога, но одновременно также в «магическую» силу молебна о дожде у «Ильи Мокрого».

Современные пастыри неоднозначно относятся с дошедшим из глубины веков традициям Ильина дня. Например, не имеет никаких религиозны х оснований запрет на купание, а также распространенное представление, что якобы после 2 августа «Илья пророк портит воду».

Протоиерей Димитрий Сальников в интервью новостному порталу Новосибирска в канун Ильина дня, 31 июля 2020 г, говорит об этом так:

Понятно, что совершенно не обоснованы разного рода страхи христианина перед якобы «разгулом нечистой силы» во время грозы, бесами, входящими в животных. Некоторые же «народные обычаи» связанные с пророком, откровенно кощунственны: например, его имя часто употреблялось деревенскими з нахарями в различных заговорах, магических заклинаниях. Так н е является ли пугающий образ «Ильи сердитого» просто следствием обличений совести наших предков за вопиющие отступления от христианского учения? Читая Библию, не понимали ли они, как именно отнесется св. Илия, ревностный послушник Истинного Бога, к подобным вещам?

Празднование святому – повод хотя бы попытаться понять его дух, проникнуться им. Постараемся сделать это без налета языческих суеверий, с должным почтением к праведнику, посвятившему жизнь проповеди веры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *