2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.

Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.

Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.

В 2016 году День распространения информации о проблеме аутизма посвящен теме «Аутизм и повестка дня на период до 2030 года: инклюзивность и нейроразнообразие». В сентябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включающую 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач.

Идея нейроразнообразия противопоставлена патологизирующей модели. Согласно взглядам сторонников нейроразнообразия, люди с аутизмом — не больные, они по-другому устроены. Их мозг имеет другие скрытые механизмы, они по-другому думают.

Психологи из Австрии и Италии опровергли расхожий миф об асоциальности и аморальности людей с аутизмом. Психологические эксперименты показали, что носители этого синдрома не являются асоциальными, социопатическими людьми. Утилитарный характер мышления был свойственен многим людям с аутизмом, но он являлся следствием развития так называемой алекситимии — неспособности воспринимать эмоции. Как объясняют ученые, данная черта психики характерна и для обычных людей. По мнению ученых, люди с аутизмом, наоборот, чаще проявляют эмпатию и ставят себя на место других людей и максимальным образом стараются не причинять им вреда и боли.

В 2016 году в День распространения информации о проблеме аутизма в российских городах пройдет ставшая уже традиционной акция «Зажги синим», в рамках которой городские здания подсветятся синим светом. Проект реализуется при поддержке региональных администраций. Также на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Воронежа, Костромы будут размещены билборды с информацией о первых признаках аутизма у детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Ежегодно 2 апреля во всем мире отмечается День распространения информации о проблеме аутизма

Именно эта информация, наш общий ключ к пониманию этих особенных, необычных, часто очень талантливых людей. По данным ВЦИОМ, каждый пятый респондент знает хотя бы одного человека с аутизмом. Они смотрят на мир и воспринимают его иначе, чем мы. И даже обычное интервью – уже победа.

«Представьте, что вы стоите посреди Кутузовского проспекта в час пик, у вас на голове ведро, и со всех сторон по этому ведру стучат», — поясняет руководитель проекта поддержки людей с аутизмом Антонина Стейнберг.

Коротко и образно Антонина информировала об аутизме. Она всегда приводит этот пример на семинарах и вебинарах, что читает по всему миру. Взгляд изнутри.

«Как будто всем другим раздали правила общения, а нам — нет», — отмечает она.

Чтобы несколько часов вот так разъяснять тему, сложные медицинские термины, не реагировать на яркий свет камеры, считывать мимику и интонации, нужно долго овладевать ремеслом общения.

«Ты приходишь в мир, а с людьми общаться у тебя не получается. Ты их не понимаешь, они тебя не понимают. Ты смотришь на них и видишь какое-то непонятное существо», — объясняет врач-психиатр Елисей Осин.

Долго не начинают говорить. Складывание слова в предложения, законы речи вне логики человека с аутизмом. Оглядываясь на молчаливое детство, научившиеся говорить рассказывают удивительное. История Ирис Йохансон стала хрестоматийной.

«Она начала обращать внимание на артикуляцию, так как в школе очень много говорили. И она поняла, что это что-то значит», — говорит директор реабилитационного центра Ольга Азова.

При этом речь у них часто отдельно от мыслей. Сложно представить, но думать можно картинками.

«Меня всегда озадачивало, как нелогично думают люди. Когда я была младше, я не знала, что остальные люди думают словами, я-то мыслю картинками», — говорит профессор, писательница Тэмпл Грэндин.

Тэмпл Грэндин — самый знаменитый мировой пример того, на что способна педагогика. Да, таблетки от аутизма не существует, но коррекция делает на чудеса. Мировым сообществом подсчитано: приблизительно люди с аутизмом — это около 1,5% от населения. Нам в помощь свежий опрос ВЦИОМ:

«У 20% респондентов, то есть у каждого пятого, в окружении есть люди с аутизмом, при этом значительная часть — 63% — респондентов не готовы видеть ребенка с аутизмом в одном школьном классе вместе со своим ребенком. Многие — 73% людей — считают, что хорошо осведомлены об аутизме. При этом почти половина уверены: люди с аутизмом предпочитают изолироваться от общества и не хотят общаться с другими людьми».

«Когда люди знают, что у человека такой диагноз, они понимают, что с ним тяжело, что это как-то странный человек. Они не могут понять, что с ним такое, и тогда считают такого человека ненормальным, безумным, сумасшедшим. И они должны понять людей с проблемами, что надо с ними общаться как-то», — говорит Сергей Лобачев.

Мама Сергея говорит: ей очень повезло. Она училась на врача, поэтому когда родился сын, избежала депрессии и начала действовать. А теперь для своих студентов учебники переписывает. Ее учили: им спорт противопоказан. А она убедилась: полезен. Развивает координацию и уверенность в себе. Вместе с наукой меняется и общество.

«У нас были страшные ситуации, когда весь автобус поднимался и скандировал «выйдите!» Хотя он ничего такого уж страшного не делал, ну, мог громко песни петь. Но так как это казалось пугающим и странным, нас неоднократно выгоняли. А вчера Сергей сам сходил в МФЦ, ему помогли заполнить заявление и он оформил новую карту, вот это просто чудо», — делится Елена Лобачева.

Слава увлеченно разгадывает многоголосные ребусы прелюдий и инвенций Баха. Талант заметили случайно. Память фотографичная. Порядок мироустройства — четкий.

— Вот я вот этот стульчик возьму.

— Хорошо, но только это не стул. Кресло.

«Будешь пианистом?» — интервью начинаем со стандартного вопроса. «Нет, машинистом», — мечтательно отвечает Слава. Его воображение уже нарисовало фантастический мир, в котором множество городов и в каждом красивейший метрополитен. Московское метро описывает как по фотографиям.

Так было не всегда. До шести лет Слава не говорил и, казалось, мира вокруг не замечал. Но мама настойчиво стучалась в закрытую дверь. И все опять получилось не по учебникам.

«Когда мы с ним вместе поехали на самокате, и он обернулся ко мне, и я сквозь его очки увидела это состояние, его счастье, что он что-то делает вместе со мной. Такое ощущение, что он открылся этому миру и захотел в нем жить», — делится Марина Герсаева.

С точностью об аутизме нельзя сказать ничего. Наука не знает ни этиологию заболевания, ни в какой момент и что именно конкретному человеку поможет. Работать во всех направлениях. И в некоторых ученые на пороге сенсаций.

«Взаимосвязь работы кишечника и мозга, она прямая, то есть бактерий, которые влияют на развитие мозга. А раньше думали наоборот, что это мозг влияет на бактерии», — рассказывает директор реабилитационного центра Ольга Азова.

Но больше, чем в научных открытиях, они нуждаются в простом понимании. Да, гиперчувствительные, с иным образом мыслей, но такие же люди. Им важно знать: чтобы тебя любили, не обязательно быть уникальным.

Источник

2 апреля всемирный день распространения информации о аутизме

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

“Что нужно знать об аутизме”

2 апреля в Екатеринбурге уже традиционно состоится масштабная городская акция «Зажги синим», посвященная Всемирному дню распространения информации об аутизме.

Начиная с 2007 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, 2 апреля является международным Днем распространения информации об аутизме. В этот день по всему миру знаковые здания и памятники освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма, проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам аутизма.

Каждый год, к сожалению, таких людей становится все больше. По данным ВОЗ уже сейчас у каждого 59-ого ребенка диагностируют расстройства аутистического спектра, причем этот показатель продолжает увеличиваться. Аутизм более распространен, чем синдром Дауна и детский церебральный паралич.

Акция проводится в знак солидарности с людьми, страдающими аутизмом, и их семьями. Ее цель заключается в информировании общественности, так как без понимания проблемы никогда не будет готовности общества принять людей с расстройством аутистического спектра.

Во всех муниципальных учреждениях культуры Екатеринбурга на информационных стендах, на сайтах учреждений и в социальных сетях будет размещена информация об аутизме.

С 20:00 до 23:00 некоторые городские здания будут подсвечены синим цветом. Также планируется подсветка синим цветом здания Администрации города Екатеринбурга и работа праздничной иллюминации по проспекту Ленина и по улице Свердлова. На видеоэкранах Екатеринбурга с 30 марта по 2 апреля запланирована трансляция роликов с краткой информацией об аутизме.

Акцентом акции станут «Уроки доброты», которые состоятся дистанционно для учеников всех школ общего и дополнительного образования Екатеринбурга и 68 муниципалитетов. Для педагогов и учеников создан специальный сайт, где размещена вся необходимая достоверная информация об аутизме, включая фото и видеоматериалы.

Запланированные Региональным ресурсным центром по комплексному сопровождению детей с РАС на территории Свердловской области серия выставок, семинаров и лекций для специалистов и семей, воспитывающих детей с аутизмом и фестиваль «Люди как люди», а также запланированный в Президентском центре Б.Н. Ельцина фестиваль «День открытых людей» с циклом лекций, концертом и показом спектакля инклюзивного театра «ЗаЖивое», в котором играют молодые люди с аутизмом, состоятся после снятия ограничительных и профилактических мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.

Варианты участия в акции:
● размещение информации об аутизме (плакат и памятка) на информационных стендах, на сайтах и в социальных сетях;
● показ видеороликов на экранах;
● организация синей подсветки здания;
● проведение дистанционного «Урока доброты» с использованием специально разработанного сайта;
● участие в информационном флешмобе. Для этого необходимо зайти на сайт культура для всех.рф, прочитать информацию, посмотреть любой из видеороликов и, используя кнопку «поделиться», рассказать об аутизме в своих аккаунтах в социальных сетях.

Источник

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Возможность понять, принять и помочь тем, кто беззащитен перед окружающим миром. Необыкновенные, ранимые, тонкие. Они часто закрываются даже от самых близких. Аутизм поддается коррекции, с ним можно быть самостоятельным. Но для преодоления нужны любовь, терпение и грамотный подход.

Обычная домашняя съемка, если не знать, что Влад — особенный ребенок. Еще в раннем детстве мама стала замечать, что он ведет себя очень странно.

«Утром он выходит, проходит мимо меня, абсолютно не глядя, не замечая. Садится в песочницу и начинает пересыпать песок. И он может так сидеть весь день. Его зовешь, а он не реагирует никак вообще», — рассказывает Елена Вдовина.

Елена звала Влада по имени с расстояния двух метров, папа подводил его за руку, а мама обнимала и целовала. И так сотни, тысячи раз, пока у ребенка не появилась потребность в родительской ласке. Через год, услышав свое имя, Влад прибегал маме из другой комнаты. Это была маленькая, но настоящая победа родительской любви. И так учились всему шаг за шагом. Сегодня Влад ходит в обычную школу и во многом опережает сверстников.

Мама Андрея Демина тоже могла бы защитить диссертацию по родительской любви и терпению. Но ее сын в свои 30 лет почти не разговаривает, не может ответить на телефонный звонок. Мама научила сына рисовать, и картины Андрея — это все, что мы знаем о его внутреннем мире.

«Он ко мне приходит и смотрит просящими глазами: «Ну, давай, спроси меня, чего мне надо». А я не знаю, что я должна у него спросить», — рассказывает Светлана Демина.

Никто не знает, откуда берутся эти цвета и образы. Но его картины висят в выставочных залах, их хвалят профессиональные художники, а за некоторые работы любители живописи платят по 30 тысяч рублей. Но мать думает только об одном: что с Андреем будет дальше?

Больше всего она боится, что ее сын попадет в психоневрологический интернат. Она очень надеется, что в России примут закон о распределенной опеке. Тогда у Андрея появится шанс, что над ним возьмет шефство один из фондов, где умеют работать с людьми с аутизмом.

«Ни один человек с аутизмом не заслуживает изоляции, сегрегации и отправки в гетто. Мы их очень часто отталкиваем и боимся, потому что не понимаем», — говорит руководитель фонда «Выход» Авдотья Смирнова.

Маргарита Полисская работает с особенными детьми уже восемь лет и до сих пор учится понимать их.

«У них такие же нужды, как у всех. Они хотят, чтобы их принимали, хотят работать, хотят жить в своем доме, хотят дружить со своими друзьями, но то, что нам дается легко, им дается сложно», — отмечает руководитель мастерской «Мастера и Маргарита» Маргарита Полисская.

Самое сложное — это научиться принимать самостоятельные решения. Самому сесть в автобус, самому приготовить ужин или хотя бы позвонить в скорую помощь. Мечта Маргариты открыть пекарню, где все ученики могли бы работать: «У нас же не бывает выпускного. Если бы я работала в обычной школе, я бы их довела до средней школы и выпустила. А тут такая история, что если мы ничего не придумаем, то мне их некуда выпускать».

Освоить профессию и начать самостоятельную жизнь. Это обыкновенное человеческое желание, а для многих людей с аутизмом — заветная мечта. Ольга Орлова сама ходит в школу танца, учится на швею и даже сделала для своего ансамбля сценические костюмы. В них танцоры выходят на сцену и встречаются глазами со зрителями. Для людей с аутизмом это почти подвиг.

Но Ольга мечтает не о подвигах и не о славе, а простом человеческом счастье, которое понятно всем: «Цель — чтобы кого-то найти и жить как все, отдельно, чтобы семья была, все. Вот это мечта».

Источник

2 апреля 2019 – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма«>2 апреля 2019 – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается 2 апреля ежегодно во всем мире.

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Ведь численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей и общества. Предполагается, что это День специализированные государственные и общественные организации должны посвящать распространению информацию об этом заболевании — например, проводить лекции или выпускать буклеты.

Признаки и симптомы аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации.

2. Нарушено развитие социальных навыков.

3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Причины заболевания

Ученые до сих пор не могут установить истинные причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически.

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Существует мнение и о возможном наличии врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитии аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Распространенность заболевания

Уровень болезненности аутизмом составляет 1-2 человека на 1000 человек населения.

Исторические аспекты заболевания

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм». В записях застольных бесед афроамериканского оратора Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

Термин «autismus» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого термина, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово «αὐτός» — «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на которые воспринимается как нестерпимая назойливость».

Психиатр Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса в Англии, впервые внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык.

Начиная с середины 1960-х понимание стабильного пожизненного характера аутизма, демонстрация его отличий от умственной отсталости, шизофрении, других расстройств развития укрепили понимание того, что аутизм представляет собой отдельный синдром. Появление Интернета позволило людям, страдающих аутизмом, формировать онлайн-сообщества и находить удалённую работу, избегая тягостной интерпретации невербальных сигналов и эмоциональных взаимодействий. Социальные и культурные аспекты аутизма также претерпели изменения: в то время как некоторых аутистов объединяет стремление найти метод исцеления, другие заявляют о том, что аутизм — просто один из многих стилей жизни.

Терапия и лечение аутизма

2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Основные цели терапии – это снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. В медицине не существует единого оптимального метода терапии аутизма — она, как правило, подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи — это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии при аутизме на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. develompental models), структурированное обучение, логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию.

Куда обращаться, если у Вас растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Учреждения, осуществляющие психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей

1. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр
г. Томск, ул. Северный городок, 52, т. 65-18-05
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

3. Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социаль­ного обслуживания населения Томской области
г. Томск, ул. Мокрушина, 20/3, т. 41-08-22
Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.

4. ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама – крепкий малыш»
г. Томск, ул. Пушкина, 63 ст. 10, т. 8 953-926-57-72
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

5. Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитаци­онный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Томская обл. п. Калтай, т. 96-72-43, с. 8-906-958-32-73
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

6. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико–социальной экспертизы по Томской области»
г. Томск, ул. Котовского, 19, т. 55-95-75
Специалисты: логопед, психолог, психиатр.

7. ООО «Центр сопровождения семьи «Инклюзия»
г. Томск, ул. Алтайская, 8/3, т. 52-91-61
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

8. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 22 г. Томска
г. Томск, ул. Елизаровых, 37, т. 54-28-41
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.

9. Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстано­вительного лечения»

г. Томск, ул. Елизаровых, 53, т. 54-00-21
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.

10. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного об­разования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»
г. Томск, ул. Елизаровых, 70А, т/ф. 24-44-47
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

11. Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Се­мья» г. Томска
г. Томск, ул. Куйбышева, д.1, т. 72-02-10
Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.

12. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
г. Томск, ул. Киевская, 86, т. 43-58-51
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог.

13. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья
г. Томск, пер. Батенькова, д. 1, т. 51-56-33
Специалисты: психолог, педагог, библиотекарь.

Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

1. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
г. Томск, ул. Тверская, 74, т. 71-39-98

2. Департамент социальной защиты населения Томской области
г. Томск, ул. Шевченко, 24, т. 60-27-00

3. Центр социальной поддержки населения Кировского района
г. Томск, пр. Кирова, 48, т. 43-13-80

4. Центр социальной поддержки населения Советского района
г. Томск, ул. Тверская,74, т. 71-40-13

5. Центр социальной поддержки населения Октябрьского района
г. Томск, ул. Суворова, 17, т. 68-37-79

6. Центр социальной поддержки населения Ленинского района
г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, 11/2, т. 90-47-40

Если у Вас растет ребенок с ОВЗ, Вам помогут рекомендации психолога

Материал подготовлен специалистами ОГБУЗ «ЦМП».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *