1992 год в истории россии события
В декабре 1991 года прекратил существование СССР, а со 2 января 1992 года началось написание новейшей истории России, как самостоятельного государства, выбравшего «тернистый» путь рыночной экономики.
Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 года создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку, в которой прозвучало предложение о радикальном изменении экономической системы страны. Президент РСФСР Ельцин заявил о либерализации цен и торговли; также предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю – продажу земли. Начинался переход от советской экономической системы к рынку.
Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года «О либерализации цен» было принято, болезненное для народов России, решение о либерализации цен, на которое, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки. В этом указе, в частности, говорилось:
«Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно – технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги… Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам».
Ответственным за проведение программы реформ стал один из её авторов и сторонник радикальных мер – вице – премьер правительства РСФСР Егор Тимурович Гайдар, внук известного советского писателя.
В стране началась «шоковая терапия», которая больно ударила по многим категориям граждан России. Особенно пострадали бюджетники: учителя, врачи, работники государственных предприятий и учреждений, которым месяцами не выплачивали их «нищенскую» заработную плату. Пострадали и пенсионеры, не получавшие своевременно свои пенсии. Безработица в промышленности приобрела массовый характер.
Переход на рыночные отношения ликвидировал товарный дефицит и даже наполнил прилавки магазинов товарами, которые оказались недоступными для большинства населения из – за отсутствия денег. Начавшаяся осенью 1992 года ваучерная приватизация не улучшила материальные условия россиян и не стала стимулом для развития производства. Но главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировалась прослойка частных собственников. Однако процесс приватизации сопровождался небывалыми махинациями в сфере экономики.
Решение о разработке новой российской Конституции было принято ещё на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года. В 1992 году работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал за создание президентской республики, а его оппоненты ставили в центр новой политической системы Верховный Совет. По сути, началось противостояние Президента и Верховного Совета, которое к осени 1993 года переросло в неразрешимый политический кризис.
21 сентября 1993 года Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый орган законодательной власти – Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона – Конституции Российской Федерации.
2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, другая часть – впервые в современной России – по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. Первое место заняли представители ЛДПР – Либерально – демократической партии России, во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским. Значительное количество избирателей проголосовали за движение «Выбор России» и Коммунистическую партию Российской Федерации (КПРФ).
За предложенный проект Конституции высказались 58,4% участников всенародного голосования. Новый Основной закон России ликвидировал советскую систему власти. Конституция закрепила принцип разделения властей. Страна получила название – Российская Федерация (РФ).
Глава Российского государства – Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.
Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.
Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат – Совет Федерации и Государственная дума. Порядок принятия законов таков: проект закона обсуждает и принимает Госдума, а затем его утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту, который подписывает закон и публикует его. Если глава государства отказывается подписать закон, то Госдума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.
Третья ветвь власти – судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий экономические споры между хозяйствующими субъектами. Забегая вперёд необходимо сказать, что наличие двух судебных систем являлось избыточным и приводило к разночтению законов. Поэтому было принято судьбоносное решение объединить Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. С августа 2014 года в России начал работать единый Верховный суд РФ.
В 1990 – е годы получила развитие российская многопартийность. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. В ней работают 450 депутатов, объединенные по партийной принадлежности в группы – фракции.
Настоящей трагедией для России стала Первая чеченская война, в период с 11 декабря 1994 по 31 августа 1996 годов, унёсшая жизни более чем 5 тысяч военнослужащих «федеральных» войск и около 20 тысяч раненых. Кроме того, по оценке секретаря Совета безопасности РФ А. И. Лебедя, потери гражданского населения Чечни составили 80 тысяч человек погибшими. Итог войны: подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня стала де – факто независимым, но де – юре непризнанным ни одной страной мира государством. Однако мир и спокойствие в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступили.
Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 года, в которых участвовали 11 претендентов. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и лидер коммунистов Г. А. Зюганов. 3 июля 1996 года победу во втором туре одержал Борис Николаевич Ельцин.
Решительные меры Президента РФ Владимира Владимировича Путина во время Второй чеченской войны, которая началась 7 августа 1999 года, с вторжения чеченских боевиков в Дагестан, высоко подняли его авторитет в глазах российского народа. Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 годы. Затем на территории Чеченской республики был введён режим контртеррористической операции (КТО), который был снят с 0 часов 16 апреля 2009 года. Потери «федеральных» сил составили более 6 тысяч погибшими и более 16 тысяч ранеными.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские вооруженные силы внезапно напали на столицу самопровозглашенной республики Южная Осетия город Цхинвали и обстреляли расположение российских миротворцев, убив при этом 12 и ранив 150 человек. Россия была вынуждена начать войсковую операцию по принуждению Грузии к миру. В течении нескольких дней грузинские войска были изгнаны на территорию Грузии. Россия признала независимость двух самопровозглашенных республик: Южной Осетии и Абхазии. На Россию началось давление со стороны США и европейских государств, с требованием отказаться от принятых решений.
В конце декабря 2008 года, были внесены поправки в Конституцию РФ, увеличивающие сроки полномочий Президента РФ до 6 лет и депутатов Государственной думы до 5 лет.
Украина отказывается признавать итоги крымского референдума, называет полуостров оккупированной территорией и требует вернуть его. Россия же настаивает, что вся процедура была проведена в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН.
В связи с крымскими событиями, на Россию были наложены санкции США и странами Европейского Союза. В ответ РФ ввела запрет на экспорт продовольствия из большинства стран, поддержавших антироссийские санкции. Дестабилизировалась финансовая система России. Страны ЕС и США стремятся изолировать экономику России, обрушить её финансовые рынки, заставить её играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из – под контроля, а экономика РФ была переориентирована на новые рынки сбыта. Россия выстояла и научилась выживать в условиях санкций.
18 сентября 2016 года, в единый день голосования, прошли выборы в Государственную думу РФ, по новым правилам. По результатам народного голосования в Госдуму прошли 4 политические партии, которые были в ней и ранее: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все «думские» партии активно поддержали присоединение Крыма к России и одобряют внешнюю политику Президента РФ В. В. Путина.
Источники: 1.Википедия – Свободная интернет – энциклопедия.
2. Данилов А. А. История России, ХХ – начало ХХ века/А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М., 2009.
Становление новой России (1991-2000 гг.)
Политический кризис сентября — октября 1993 г
С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название — Российская Федерация.
Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти, привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.
В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.
Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.
21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными Президенту. В результате вооружённых столкновений 3-4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры — А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов — были арестованы.
Политический кризис сентября — октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.
Принятие Конституции Российской Федерации
На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно Президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власти принадлежат соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Исполнительная власть у правительства (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.
Общественно-политическое развитие России во 2-й половине 1990-х гг. Чеченская проблема
Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России 2-й половины 1990-х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы.
Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов.
Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования». Сепаратисты отказались его удовлетворить, и 10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни.
Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 — 31 августа 1996) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 г.), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.
Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996) временно остановило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995-1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.
Политические партии и движения Российской Федерации
В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.
Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказались на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы В. Жириновского.
На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во II туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Экономические неурядицы, частые смены правительства, чеченская проблема подорвали его авторитет в обществе, участились кадровые перестановки. С апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров. На этом фоне вновь обострилась чеченская проблема, республика превращалась в оплот международного терроризма. В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил — «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.
РФ и страны-участницы Содружества Независимых Государств
Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами содружества (Россия, Беларусь, Казахстан и др.) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.
Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.
Несмотря на то, что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.
Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990-х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения.
Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.
Однако реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Многие предприятия охватил кризис неплатежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн руб. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-Инвест» и др.).
Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 °% от начала 1990-х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.
Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990-х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, товариществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся почти на протяжении всех 90-х гг.
Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности и теневую экономику, и коррупции. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.
Правительство В. Черномырдина (1993-1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики путём сочетания упрочения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.
Падение производства к августу 1998 г. достигло 50 %. В этой ситуации страна пережила дефолт. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко 2-й половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, хотя жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.
Внешняя политика России в 1990-х гг
В 1990-х гг. главная задача внешней политики России состояла в сохранении территориальной целостности и независимости государства, обеспечении благоприятных условий для развития рыночной экономики и интеграции в мировое сообщество.
После распада СССР Россия стала его правопреемницей, заняв место постоянного члена Совета Безопасности ООН и закрепив за собой статус ядерной державы. Тем не менее, многое в международных отношениях приходилось выстраивать заново. Распалась социалистическая система, непросто складывались взаимоотношения с бывшими союзниками по соцлагерю и республиками СССР, нестабильное внутриполитическое положение и экономический кризис вынуждали Россию идти на значительные уступки Западу в обмен на экономическую помощь.
В 1992 г. между Россией и США были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения, что символизировало окончание холодной войны. После завершения вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы РФ присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» (1994). В то же время наша страна всегда последовательно выступала против расширения Североатлантического альянса на восток и включения в его состав государств Восточной Европы и Прибалтики, что могло привести к росту напряжённости в регионе.
В 1997 г. было подписано соглашение об отказе от силовых решений любых спорных вопросов во взаимоотношениях между Россией и странами НАТО. Однако принятие в его состав Венгрии, Польши и Чехии (1999) заставило усомниться в искренности руководства этого военно-политического блока. Отношения с НАТО ещё более обострились вследствие бомбардировок Сербии в марте-апреле 1999 г. Ответом России стало замораживание большинства совместных программ с альянсом.
В 1993-1994 гг. Россией были подписаны партнёрские соглашения практически со всеми государствами Европейского союза (ЕС), она стала членом Совета Европы (1996). В июне 1999 г. была принята «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Страна вошла в состав Международного валютного фонда, что позволило достичь с западными партнёрами договорённости о частичной реструктуризации долгов СССР. Россия оставалась основным экспортёром природного газа и нефтепродуктов в страны Западной Европы. Партнёрские отношения были установлены с США, Японией, Китаем, Индией, Ираном. Российские военные стали постоянными участниками миротворческих миссий под эгидой ООН в разных странах мира.
Культурная жизнь России 1990-х гг
Несмотря на отсутствие идеологического диктата и отмену цензуры, в 1990-е гг. российская культура и наука, как и общество в целом, переживали тяжёлые времена. Практически полное отсутствие государственного финансирования, отток талантливых людей за границу, замораживание многих перспективных научно-исследовательских проектов, массовая коммерциализация культуры, ведущая к обесцениванию её духовной составляющей, — всё это способствовало кризису гуманитарной сферы.
В этих условиях чрезвычайно большое значение имела федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства», реализация которой началась ещё в 1-й половине 1990-х гг. Её целью было сохранение важнейших культурных объектов. В рамках программы осуществлялась реставрация памятников в Новгороде, Изборске, Угличе, Великом Устюге и др. Значительная часть средств была освоена в ходе масштабных реконструкционных работ, проведённых в Москве. Были восстановлены многие жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность, Гостиный двор, Большой Кремлёвский дворец.
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
С какими трудностями пришлось столкнуться России при переходе к рыночной системе хозяйствования?
Ответ. Разрыв устоявшихся экономических связей, инфляция, обесценивание денежных вкладов граждан, ошибки при проведении приватизации, рост коррупции и теневой экономики.
Политический кризис сентября — октября 1993 г. 1) привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов и 2) ускорил принятие Конституции.
Запишите термин, о котором идёт речь.
Процедура привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц государства. Её результатом, как правило, является досрочное прекращение полномочий президента или другого представителя власти с последующим снятием его с должности.