19 июля день памяти фаины раневской

Раневская Фаина Георгиевна
Феельдман Фанни Гииршевна

Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Заслуженная артистка РСФСР. Одна из величайших русских актрис XX века. Являлась «королевой ролей второго плана». Трижды лауреат Сталинской премии. Так же, известна в качестве автора крылатой фразы «Муля, не нервируй меня!», произнесенной актрисой в комедийном художественном фильме «Подкидыш».

Фейга Фельдман родилась 27 августа 1896 года в городе Таганрог, Ростовская область. Девочка выросла в еврейской семье. Мама Фаины являлась домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа, влиятельный фабрикант, который владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход. Девушка увлеклась театром в четырнадцать лет. Окончив таганрогскую Мариинскую женскую гимназию в 1915 году переехала в Москву, где, обучалась в частной театральной школе. Тогда же начала играть на театральной сцене взяв псевдоним Фаина Раневская. Правда премьеры происходили пока что лишь в провинциальных театрах Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону.

В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями того времени, поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским.

После Октябрьской революции 1917 года стала актрисой Передвижного театра «Первый советский театр», где проработала до 1924 года. С 1931 года являлась актрисой московского театра имени Пушкина, затем центрального театра Российской Армии. В годы Великой Отечественной войны эвакуирована в Ташкент, где работала на местной киностудии. В послевоенные годы Раневская играла на сцене Театра имени Маяковского.

В самом начале 1950-х годов Фаина перешла в Театр имени Моссовета, где ее пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссеров. У Раневской имелось свое видение игры, которое часто не совпадало с режиссерским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», полностью переписала ее и сыграла на свой лад.

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре имени Пушкина. С этого театра начиналась ее театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Не менее активно Фаина Георгиевна снималась и в кино, где дебютировала еще в в фильме Михаила Ромма «Пышка». Всего в фильмографии актрисы около тридцати киноролей, среди которых наиболее известные: «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Весна», «Золушка», «У них есть Родина», «Сегодня новый аттракцион».

Раневская, единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество Фаины, выступала подобранная ею дворняжка, которую любила так, как можно любить только единственного ребенка.

Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Ее остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды, после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?».

Раневская Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в городе Москва. Результатом смерти великой актрисы стал перенесенный ею инфаркт и пневмония. Похоронена на Донском кладбище столицы.

Заслуженная артистка России (1937)

Народная артистка России (1947)

Народная артистка СССР (1961)

Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)

Орден «Знак Почета» (1947)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «Ветеран труда»

Роли в театре

«Летний театр», Малаховка

«1-й Советский театр» в Крыму (1918-1924)

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925-1931)

Камерный театр Таирова

Центральный театр Красной Армии (1935-1939)

Московский театр драмы (1943-1949)

Театр имени Моссовета (1949-1955, 1963-1984)

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955-1963 гг.)

Фильмография

Телеспектакли

Киножурнал «Фитиль»

Озвучивание мультфильмов

Архивные кадры

Источник

Напишите на надгробии, что умерла от отвращения: 19 июля – День памяти уроженки Таганрога Раневской

Публикуем интересные факты из жизни известной советской и российской актрисы

19 июля день памяти фаины раневской

Ростов-на-Дону, 19 июля 2018. DON24.RU. Сегодня день памяти российской и советской актрисы Фаины Раневской – уроженки Таганрога. Корреспондент ИА «ДОН 24» собрал интересные факты из жизни Фанни Фельдман – именно такие имя и фамилию получила она при рождении.

Согласно данным сайта городской администрации Таганрога, Фанни Гиршевна родилась 27 августа 1896 года в этом приморском городке. Ее семья жила в доме на улице Фрунзе, 10, и считалась обеспеченной. Отец, которого актриса считала деспотом и потому не любила, был торговцем, владел фабрикой сухих красок, кроме того, ему принадлежали несколько домов, магазинов, складов и даже пароход.

19 июля день памяти фаины раневской

Дом в Таганроге, где жила Раневская

Мать Фаины обожала искусство и литературу, в том числе творчество писателя Антона Чехова. Некоторые считают, что от нее Фанни унаследовала любовь к поэзии, музыке и театру. Раневская не была счастлива в своей семье. Как пишет Збигнев Войцеховский в книге «Раневская, что вы себе позволяете?!», родители были недовольны увлечениями дочери. По его словам, в том числе им не нравилось, что она любила «перевоплощаться» в разных людей, копировать их внешность и манеры. Помимо этого Фанни не любила учиться в гимназии, так как учеба давалась ей тяжело, в связи с этим родители считали ее неспособной. Также девочка страдала от насмешек сверстников. Они были связаны с тем, что Фанни заикалась, заодно дети напоминали ей, что в отличие от своей сестры она некрасива.

«Моя «жизнь в искусстве» началась года в четыре (раньше просто не помню). Дворник так колоритно ругался! А еще мне очень нравилось, как кричал продавец мороженого, и нищенка, просившая милостыню. Я пыталась подражать: «цыкала» сквозь зубы, материлась, зазывала: «Сахарна морожена. » – и просила копеечку «Христа ради». «Сначала родители смеялись, потому что шамкающая старуха в изображении четырехлетнего ребенка явно была уморительной, потом смех поутих. И все же первые годы мне не мешали, но только первые. Среди игрушек, что часто бывало в те времена, оказался набор для спектакля «Петрушка». Небольшая ширма, простые куклы стали моей отрадой и моим домашним триумфом. Разыгрывать спектакль, а потом выходить из-за ширмы и степенно кланяться…» – писала Фанни Фельдман в своей книге «Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой».

Примерно с 14 лет девушка начала активно увлекаться театром, одна из первых постановок, которая ей очень понравилась, – по пьесе «Вишневый сад» Чехова. Позже именно в честь героини этого произведения, Раневской, актриса взяла себя псевдоним. Вышло это так: по дороге домой из ее сумки выпали деньги, их унес ветер, а она засмеялась и сказала: «Как красиво они летят!» Ее спутник в ответ заметил, что она как Раневская. Отец был против того, чтобы дочь стала профессиональной актрисой. В 1915 году Фаина уехала из Таганрога в Москву, однако там сначала не могла поступить в хорошие театральные школы, а затем, устроившись в частную, бросила ее, так как не было денег на оплату обучения. Несмотря на это, ей удалось вырваться на сцену, поначалу она играла в массовке. Впоследствии ни разу не возвращалась в Таганрог. Это было связано и с тем, что ее семья эмигрировала из России при смене политического режима. А советская власть к эмигрантам и людям, связанным с ними, относилась отрицательно.

19 июля день памяти фаины раневской

Памятник Фаине Раневской в Таганроге

В интернете можно найти десятки цитат Раневской, однако, как отмечал в интервью «Бульвару Гордона» один из немногих ее друзей, актер театра имени Моссовета Анатолий Адоскин, часть популярных фраз вовсе не принадлежит актрисе. При этом, безусловно, Фаина была остра на язык.

19 июля день памяти фаины раневской

Раневская в фильме «Александр Пархоменко»

«На репетиции нового спектакля «Модная лавка» у нее случился конфликт с главным режиссером Юрием Александровичем Завадским. Ему не понравилось, как Раневская работает над ролью, и он закричал ей из зрительного зала: «Своими выходками вы сожрали весь мой замысел!» Фаина Георгиевна, которая никогда за словом в карман не лезла, парировала: «То-то у меня такое чувство, будто дерьма наелась». – «Вон из театра!» – вне себя крикнул Завадский, а Раневская, подойдя к краю сцены, тихо и спокойно сказала ему: «Вон из искусства!» После этого несколько лет она скиталась по другим театрам, а затем попросилась обратно, сказав, что там, где она успела поработать, «дерьма еще больше», – рассказал в интервью Адоскин.

По его словам, в последние годы жизни Раневская была очень одинока, постоянно рядом с ней находился только любимый пес по кличке Мальчик.

«Судьба дала мне главное, о чем я так просила, – сцену и талант играть на ней. В качестве оплаты забрала все остальное, оставив одинокой, никому не нужной старухой уже много-много лет назад. Я больше не успела, чем успела, не сделала, чем сделала, а вот понять успела в жизни многое. Чужой опыт никогда никого не учил, не только дураки учатся на своих ошибках, умники тоже, но если мой опыт ничему не научит, то хотя бы наведет на умные мысли? Ошибки и глупые поступки тоже способны дать пищу к размышлению», – писала актриса в своей биографии.

Актриса прожила долгих 87 лет, умерла в 1984 году после перенесенных ею пневмонии и инфаркта. По интернету бродит фраза, приписываемая актрисе: «Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения». Из популярных цитат, которые находятся в Сети под ее авторством, также следующие: «Чтобы получить признание, надо, даже необходимо, умереть», «Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?», «Талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности», «Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте», и многие другие.

Незадолго до смерти, когда Раневская находилась в больнице, имел место эпизод, о котором впоследствии вспоминала советская и российская актриса Ирина Карташева: «Заметив, что даже в больнице после инфаркта Фаина Георгиевна не расстается с сигаретой, врач сделал ей замечание: «Вы дымите, как паровоз, чем же вы дышите?» И Раневская ответила: «Пушкиным».

Актриса очень любила читать произведения Пушкина, она также гордилась тем, что родилась в Таганроге, так как это родина Антона Чехова. Узнать, как играла в кино Раневская, можно, посмотрев фильмы «Подкидыш», «Золушка», «Осторожно, бабушка!», «Свадьба», «Весна» или «Сегодня – новый аттракцион».

В начале июля исполнилось 222 года со дня рождения русского императора Николая I. Мы рассказывали о том, какую роль он сыграл в жизни донского края.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы

19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской

Настольные игры онлайн

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✿ღ✿День памяти Фаины Раневской: Жизнь без взаимности✿ღ✿

В семье Герша Фельдмана, богатейшего человека Таганрога, Фаина была четвёртым, младшим, ребёнком. Девочке вечно недоставало тепла — того, о чём она всю жизнь лишь мечтала, каждый раз рыдая над фразой из пьесы Ибсена «Мама, дай мне солнца». В детстве Фаина была нехороша внешне, особенно это бросалось в глаза на фоне красавицы-сестры. Да ещё и сильно заикалась, и подруг у девочки не было. Отца она отчего-то не любила, но боготворила мать. А той вечно не хватало времени на дочку.
Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве.

Подросший гадкий утёнок Фаня проявила чудовищную «антиакадемичность» — уроки пения и музыки на дому она ещё терпела, но учиться в школе ей было тяжело и безумно скучно, и жизнь по-прежнему казалась беспросветно бессолнечной. Но вскоре выяснилось, что есть выход — 14-летняя Фаина влюбилась раз и навсегда. В театр! Она не пропускала ни одного спектакля, восхищаясь и впитывая всё-всё-всё, а «Вишнёвый сад» во МХАТе просто свёл её с ума и укрепил в мысли — вот она, настоящая жизнь. Семья не поддержала выбор младшей дочери-дурнушки, и тогда Фаина практически сбежала из дому, зажав в кулачке несколько купюр, втихомолку сунутых матерью, и словно в бреду повторяя цитату из любимого своего земляка Чехова: «В Москву, в Москву!»

Отняв семью, судьба была щедра на удивительные встречи и знакомства. Так, в Москве её «взяла под крыло» известная актриса Павла Вульф. Дружбу с этой замечательной женщиной Фаина Георгиевна бережно пронесла через всю жизнь. Начинающая актриса выбрала псевдоним Раневская — сама жизнь подсказала. Однажды она шла с поклонником по улице, и когда ветер вымел купюры из её раскрытого кошелька, улыбнулась: «Как красиво летят». Удивленный молодой человек сказал: «Да вы словно Раневская из «Вишнёвого сада». «Скорее уж Раневская — это потому, что я всё роняю», — грустно заметила Фаина.

Королева второго плана

Долгий театральный роман Фаины Раневской начался с массовки в Малаховском драматическом, затем скитания — от Ростова до Баку. Было всякое и разное, в том числе первая и, как грустно признаётся она потом в мемуарах, последняя любовь. Записной красавец, герой-любовник заставлял 19-летнюю актрису замирать от одного случайного взгляда.

Она и не мечтала о взаимности, как вдруг однажды тот сам напросился в гости. Фаина радостно накупила вина и закусок, прибрала комнату. «Не погуляете пару часов, дорогуша? А я вас тут пока подожду», — он ослепительно улыбнулся и извлёк из-за спины смущенно потупившую глаза хорошенькую девицу. Но любовная неудача была сущим пустяком по сравнению с настоящим ужасом, который пережила Раневская в Крыму времён гражданской войны и военного коммунизма. От голода умирала, шаталась на ветру, но играла отчаянно прекрасно, уже тогда не умела по-другому — только на всю катушку. «Я ведь упряма, как телеграфный столб!» — обмолвится потом. И вспоминать станет только смешное и хорошее: Максимилиана Волошина, приносившего какую-то рыбёшку и отвратительно пахнущее масло, чтобы её пожарить. Записку сгорающего от страсти красноармейца, адресованную «артистке в зелёной кофточке»: «Приходи — и попробуй только не прийтить». В старости Фаина Георгиевна шутила, что напрасно не сохранила послание, ведь не так часто за долгую жизнь её звали на свидания.

Затем был этап Театра Красной Армии, откуда Раневская со скандалом — не желали отпускать! — ушла в Малый, о котором всегда мечтала. Затем были Театр им. Моссовета, Пушкинский. Играла мастерски, но. ни разу и нигде не получила главной роли. Однако её второплановые персонажи выходили такими яркими и объёмными, что часто примы чувствовали себя рядом с Раневской неуютно. Так, её сняли с пьесы «Шторм», поскольку публика повадилась ходить исключительно на Раневскую в роли Маньки-спекулянтки и после первого акта уходила — любимая актриса после антракта уже не появлялась на сцене.

Да, она умела привлечь внимание, а кому из коллег такое понравится? К тому же характер Фаины Георгиевны был чрезвычайно. разнопланов: она готова была отдать последнее, раздарить всё, что имела, но при этом с её острого язычка регулярно слетали реплики, равносильные пощечине.

«Вот так и ждете моей смерти, чтобы плюнуть в гроб», — воскликнула как-то молодая артистка. — «Нет, ненавижу стоять в очереди!» — тут же осадила её Раневская.

Ф а и н а Р а н е в с к а я

Появилась Раневская на Мосфильме и сразу получила от Эйзенштейна дельный совет — удивлять. Была благодарна. Но когда он «изменил» Фаине Георгиевне (известная история: режиссёру запретили снимать Раневскую в роли Старицкой в «Иване Грозном» якобы из-за семитских черт её лица, но позволили снять Софью Бирман, которая по «семитскости» Раневскую значительно превосходила), Раневская не простила. «Лучше я буду продавать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна!» Режиссёру незамедлительно доложили, и он отреагировал телеграммой: «Как идёт продажа?»

Как можно было почти до сорока лет не снимать актрису, равной которой по мастерству гротеска и выразительности мимики в то время не было?! Риторический вопрос. То ли отсутствие мужа или любовника-режиссёра, то ли скверный её характер, то ли просто никто не потрудился увидеть её гениальное киношное дарование, то ли видели и. боялись — затмит ведь! Случилась, правда, «Мечта», которая прославила Раневскую даже за океаном, заставила Рузвельта восхититься талантом этой актрисы. Ну, а потом. всего 25 ролей в кино, да и то эпизоды. За исключением, пожалуй, мачехи в «Золушке». Но каждая её маленькая роль большой бриллиант.

«У меня не плохой характер, он просто есть»

Да, характер был. И не столько тяжёлый, сколько сильный. Немногие поддержали попавшую под «каток» Анну Ахматову. Кое-кто и вовсе забыл о знакомстве с опальной Анной Андреевной, когда та сидела и плакала в своей квартире. А Раневская была рядом. «Почему этой стране понадобилось всеми своими танками пройтись по груди одной дряхлой, больной старухи?!» — горько говорила поэтесса.

Раневская умела любить. Истово — Пушкина, даже сны видела о нём. Только комментировала, как обычно, едко, себя не щадила. «Он смотрит на меня и говорит: это ты, старая б. » Цветаеву обожала, называла её Чудо-Марина, помогала ей, чем могла. Восхищалась Блоком, хотя не была с ним лично знакома. Колени готова была преклонить перед талантом и достоинством.

Под старость у Фаины Георгиевны ненадолго возникла семья. Неожиданно актриса получила весточку от сестры Изабеллы (той самой красавицы, рядом с которой чувствовала себя в детстве уродиной). Она долго жила во Франции, а после смерти мужа уехала в Турцию. Изабелла хотела вернуться в СССР. Вряд ли бы это получилось, но Раневская просила о помощи Фурцеву (тогдашнего министра культуры), и та не отказала, похлопотала. Сестры, обе одинокие, напоследок воссоединились, да недолго радовались встрече. У Бэллы обнаружили рак, и как ни пыталась Раневская продлить ей жизнь — и врачей созывала, и в больницы укладывала, и ночами не спала у постели больной, но сестра умерла. А Фаина Георгиевна продолжала свою, как сама выразилась, «глупую жизнь»: играла в театре до 86 лет, болела и выздоравливала, курила так много, что врачи вообще не понимали, чем она дышит.

«Я рекомендовал вам выкуривать только по одной папиросе после еды. И вот результат: у вас прекрасный здоровый вид, вы заметно поправились», — с оптимизмом сказал актрисе врач. — «Хотите сказать, что жопа а стала ещё толще? Неудивительно, я ведь теперь ем по десять раз в день, чтобы покурить», — объяснила Фаина Раневская.

Ф а и н а Р а н е в с к а я

А ещё бездумно раздавала деньги всем нуждающимся. Правда, порой сокрушалась: «Отдала-то совсем не тем, кому надо было». Домработницы её обирали, а справляться с бытом самостоятельно она не могла — в силу рассеянности или невозможности считать «эти дурацкие деньги». А может, не королевское это дело — быт.

Мы улыбаемся, читая о ней, пересматривая фильмы с её участием, вспоминая её метко-едкие высказывания, и мало кто видит за умными злыми шутками чудовищно одинокого, неприкаянного человека. Как искренне она ответила фотографу, который просил её «быть повеселее» — готовили статью о Раневской и одновременно с интервью делали съёмку: «Моя жизнь ужасно грустна, а вы хотите, чтобы я воткнула себе в задницу куст сирени и сделала перед вами стриптиз».

Совсем не удивительно, что и сегодня мы вставляем в речь меткие афоризмы Раневской, забывая об авторстве. Её фразы стали поистине народными. И о Муле, и о пионэрах, и о плохом кино. Да, у Фаины Раневской почти совсем не было главных ролей, но её мачеху из «Золушки», тапершу из «Александра Пархоменко», домработницу из «Весны» или даму из «Подкидыша» — как их забыть. И отнюдь не парадоксально, что, заглянув в блоги современных девушек, вы неоднократно встретите в отношении Раневской странноватое, в общем-то, определение «шикарная». Она настоящая королева. Не хочется добавлять «эпизода». Потому что иногда весь фильм по сравнению со сценами Фаины Георгиевны Раневской выглядел «эпизодом».

Можно не пускаться в долгие рассуждения о профессионализме, таланте и фантастической работоспособности этой замечательной актрисы. Лучше просто и честно признаться в очередной раз: великая Раневская — такая одна.

Процитировано 14 раз
Понравилось: 26 пользователям

Источник

19 июля день памяти фаины раневской

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской

19 июля день памяти фаины раневской
19 июля день памяти фаины раневской

Детство

Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве. Почему же, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.

В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Раневская

Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Свое первое впечатление от увиденного она описывала так: Обомлела. Фильм был в красках, возможно, Ромео и Джульетта. Я в экстазе, хорошо помню мое волнение…

Чуть позже началось увлечение девочки театром. Первые посещения городского театра оставили в ее душе неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле Вишневый сад А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним Раневская именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: Как красиво они летят!. Ее спутник тогда заметил: Вы совсем как Раневская. Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.

Решение стать актрисой

Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.

Провинциальная актриса

Надеждам Фаины не было суждено исполниться. Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу. Но и ее вскоре пришлось оставить, поскольку у Раневской просто не было средств оплачивать обучение.

Зато повезло в другом. К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов. Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой.

Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли героинь-кокет и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь. В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помогал им выжить знаменитый драматург Макс Волошин.

Тогда же Раневская была принята в труппу Театра актера, главным режиссером которого был Павел Анатольевич Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в Романе, а затем играла в спектаклях: Живой труп, Последняя жертва, Без вины виноватые, На всякого мудреца…, Гроза, На дне, Ревизор, Женитьба и других. Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в Вишневом саде.

Снова в Москве

Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет письмо главному режиссеру московского Камерного театра Александру Таирову с просьбой принять ее. Первоначально следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого театра. Дебютирует в Москве Раневская ролью в спектакле «Патетическая соната». Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара…

Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе Чужой ребенок, сваху в пьесе Островского Последняя жертва, Оксану в пьесе Корнейчука Гибель эскадры и главную роль в пьесе Горького Васса Железнова.

В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Выступать на сцене, где играла великая Ермолова! Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы…

Дебют в кино

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме Пышка по знаменитой мопассановской новелле.

Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха…

Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник мопассановского рассказа и затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.

Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе Пышку продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

Муля, не нервируй меня!

После Пышки, несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться – слишком это все мучительно. Тем не менее, спустя три года она приняла предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме Дума про казака Голоту. К этому времени актриса как раз осталась без работы в театре, и кино захватило ее.

Мечта

Свадьба

Режиссер Исидор Анненский собрал великолепный актерский ансамбль. Помимо Фаины Раневской, в Свадьбе снялись: Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Николай Плотников, Михаил Пуговкин и многие другие. Фаина Раневская позже высказывалась о картине и о самом режиссере весьма отрицательно, считая, что Анненский, во-первых, полностью извратил чеховскую прозу, а во-вторых, не использовал в полной мере талантливых актеров.

Права или нет Фаина Георгиевна, но комедия Свадьба на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сколько фраз из фильма стали крылатыми. Вспомните коронное выражение Осипа Абдулова В Греции все есть, или фразу Фаины Раневской Хочут свою образованность показать. К тому же, представляя собой неиссякаемый кладезь российского остроумия, Свадьба беспристрастно описывает человеческие пороки и заблуждения. Пошлейшая история свадебных разборок в семье мещан Жигаловых, пытающихся во что бы то ни стало заполучить в женихи капризного чиновника Апломбова, превращается в подлинную энциклопедию национальных характеров.

Весна

После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова Весна с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.

Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, характерную, водевильную стихию. Помните разговор по телефону: Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович. В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

Золушка

В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке Золушка режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью. Г. Скороходов в книге Разговоры с Раневской говорил: В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные средневековые одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный. Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях…

Одна из самых замечательных сцен в фильме с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками внимания короля и принца на балу. Возвращаемся к книге Скороходова: В ней все смешно: и то, чем занимается милое семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт.

Другие работы послевоенных лет

Среди других работ Фаины Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме Слон и веревочка, где актриса впервые снялась с Наташей Защипиной – тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой.

Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме У них есть Родина, поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фильм рассказывал о том как советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии оказавшийся под присмотром английской разведки сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину.

Фаина Раневская так отзывалась о своей роли и о фильме: Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст – по-немецки колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки и под губы тоже чего-то напихала. Не рожа, а жопа. Но когда я говорю о михалковском дерьме, то имею в виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то тридцать сребреников не жгли руки?

50-е годы. Работа в театре

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле Рассвет над Москвой. Ее героиня по сценарию представляла этакую матерь-совесть, режущую правду-матку. Великая актриса от скуки и раздражения превратила свою роль в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене сопровождалось аплодисментами.

Раневская так великолепно играла свой эпизод в Шторме, что затмевала всех остальных актеров, включая и исполнителей главных ролей. Завадский не хотел мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.

Одиночество

Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева.

Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней – уже безнадежной – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла…

Кино. 50-60-е годы

Все это время Раневская практически не снималась в кино. Да и о тех редких работах актриса отзывалась так: …Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого достоинства, а впереди – провал, срам, если картина вылезет на экран.

Фильм Осторожно бабушка! (1960) Надежды Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Раневская восприняла это как личной оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой.

Роль в картине «Сегодня новый аттракцион» была последней работой в кино Фаины Георгиевны.

Великая актриса

В середине 60-х Раневская возвращается в театр к Завадскому. В театре Моссовета она работала до конца своих дней.

От непростого характера Раневской страдали окружающие. Так постоянными придирками она довела до слез Ию Саввину. Но потом звонила с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею.

Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *