18 октября день духовного согласия в казахстане
Содержимое разработки
Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!
Цель мероприятия: способствовать формированию межличностных, межнациональных ценностей, ориентированных на взаимопонимание, согласие и мир.
VI съезд лидеров мировых и традиционных религий
Первый Всемирный конгресс духовного согласия
Всемирный конгресс духовного согласия
Всемирный конгресс Духовного согласия в
Республике Казахстан впервые прошёл
по инициативе Первого Президента
Казахстана – Елбасы Н.А. Назарбаева
В мероприятии участвовали представители различных конфессий, духовных школ и гуманитарных общественных движений.
Они приняли манифест, в котором и объявили 18 октября Днём духовного согласия – днём моратория на конфликты и столкновения, днём поиска примирения, днём милосердия и помощи ближнему.
Президент Республики Казахстан
В Казахстане действуют различные религиозные организации
Нас объединяет одна земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь самое ценное достояние духовного согласия – МИР на Планете!
Слово толерантность возникло на рубеже XVIII-XIX веков во Франции , где жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.
С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
Высшая ценность казахстанской государственности
«У Бога нет религии» /Махатма Ганди/
«Наши церковные перегородки
Митрополит Платон Городецкий
Поздравляем всех жителей планеты Земля с Днем духовного согласия! Желаем в этот светлый день счастья, здоровья, благополучия и духовной гармонии!
Пусть в сердце каждого живет любовь к Богу,
к ближним, к окружающему миру.
Содержимое разработки
«18 октября — День духовного согласия Республики Казахстан»
Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!
Цель классного часа: способствовать формированию межличностных, межнациональных ценностей, ориентированных на взаимопонимание, согласие и мир;
Задачи: формировать, пропагандировать и прививать уважительное отношение к человеку вне зависимости от его происхождения, вероисповедания и положения в обществе;
Развивать понимание понятия “толерантность”, знакомясь с основными чертами толерантной личности;
Воспитывать чувство патриотизма, духовности и уважения к человеку другой вероисповедания.
Первый Всемирный конгресс духовного согласия состоялся в 1893 году в американском городе Чикаго. Спустя более века эта благородная инициатива была реализована на казахской земле.
В 1992 году в Алматы по инициативе Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева впервые прошёл Всемирный конгресс духовного согласия.
В мероприятии участвовали представители различных конфессий, духовных школ и гуманитарных общественных движений.
Они приняли манифест, в котором и объявили 18 октября Днём духовного согласия – днём моратория на конфликты и столкновения, днём поиска примирения, днём милосердия и помощи ближнему.
НА Съезде лидеров мировых и традиционных религий: глобальный диалог цивилизаций, который состоялся в октябре 2018 года, ныне действующий президент Республики Казахстан отметил
«Форум получил широкое признание в мировом сообществе, став узнаваемым брендом казахстанской внешней политики. Вклад Съезда в продвижение глобального диалога между религиями и культурами отмечен резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН»
В Казахстане действуют различные религиозные организации Казахстан поддерживает тесные контакты с центрами ведущих мировых религий.
Мировая религия — это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. Она объединяет людей общим вероучением независимо от их этнических, языковых или политических связей, учит ценить моральные ценности.
В число главных мировых религий, широко распространенных на территории Республики Казахстан, входит ислам и христианство.
Мы – разные, но мы – равные. Нас объединяет одна земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь самое ценное достояние духовного согласия – МИР на Планете!
Одним из необходимых условий этого согласия является толерантность.
Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Слово толерантность возникло на рубеже XVIII-XIX веков во Франции, где жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В Казахстане эти понятия неотделимы друг от друга
«Толерантность и готовность к диалогу в наших душах; мечеть, православный храм, костел и синагога рядом друг с другом в наших городах; мир и согласие на нашей земле — это очевидные истины и реалии жизни казахстанцев. Пусть День духовного согласия превратится в дни единения и милосердия, добра и процветания!»
сказал Нурсултан НАЗАРБАЕВ
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу
18 октября — День духовного согласия: Высшая ценность казахстанской государственности, Смирением возвышаемый, Пропуская через себя,
18 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ
День духовного согласия можно считать одним из синонимов независимости нашего государства. Этот праздник отмечается с 1992 года и берет начало с первой сессии Всемирного конгресса духовного согласия. Он символизирует духовность, нравственность, толерантность и взаимопонимание. Именно это сегодня является основой стабильности и процветания нашего молодого государства. Как отметил Президент страны, Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев, гражданский мир и межнациональное согласие — главные ценности народа Казахстана. А казахстанская модель формирования и упрочения мира и согласия справедливо признана мировым эталоном.
Высшая ценность казахстанской государственности
«Толерантность и готовность к диалогу в наших душах; мечеть, православный храм, костел и синагога рядом друг с другом в наших городах; мир и согласие на нашей земле — это очевидные истины и реалии жизни казахстанцев. Но перед лицом современных вызовов и угроз, на фоне непрекращающихся попыток использования национальных и религиозных чувств людей для эскалации конфликтов и напряженности в других странах мы должны не только сохранить стабильность и согласие в обществе, но и преумножить их. Пусть День духовного согласия превратится в дни единения и милосердия, добра и процветания!».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Казахстан исторически всегда был перекрестком цивилизаций, местом встречи и диалога различных религий и культур Востока и Запада. Поэтому унаследованная современным поколением казахстанцев толерантность в духовной сфере стала основой для сохранения мира и стабильности в будущем.
Сегодня можно без преувеличения сказать, что созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию — это итог целенаправленной политики Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. Свидетельством этого является ежегодное празднование в Республике Казахстан Дня духовного согласия.
Начало этой замечательной традиции положил Первый Всемирный конгресс духовного согласия, проходивший в октябре 1992 года в г. Алматы, на заключительном заседании которого 18 октября был объявлен Всемирным Днем духовного согласия. С тех пор этот день отмечается в Казахстане как общенародный праздник.
История становления нашей республики продемонстрировала всему мировому сообществу возможность бесконфликтного сосуществования разных этносов и конфессий на основе постоянного диалога. Наиболее ярко эту мысль характеризует высказывание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева на 1-й сессии Ассамблеи народа Казахстана: «В основе всех религий лежат практически одинаковые нравственные принципы — любовь к людям, порицание аморальности и прощение искренних заблуждений, терпимое отношение к инакомыслию. Иными словами, независимо от вероисповедания, все прихожане в республике одинаково толе-рантны, нравственны и миролюбивы».
Благодаря усилиям Президента Республики Казахстан, направленным на утверждение позиций Казахстана как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества, наша страна является активным сторонником развития «диалога цивилизаций» и межкультурного сотрудничества. Неслучайно, что экс-Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал нашу страну примером межнационального согласия, стабильного и достойного развития для других государств.
Признанием вклада Казахстана в сохранение стабильности между религиями стало успешное проведение в Астане по инициативе нашего Президента съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые продемонстрировали не только эффективность казахстанской модели межконфессионального согласия и диалога, но и стали достойным вкладом нашей страны в расширение взаимопонимания и развитие глобального диалога между цивилизациями.
Выбор Казахстана местом проведения столь важного мероприятия свидетельствует о доверии к нашей стране мирового сообщества. Потому съезд мировых религий знаменует собой качественно новый этап в духовной жизни нашего общества. По большому счету, межрелигиозное согласие вкупе с политической и этнической стабильностью позволяет Казахстану взять на себя ответственную роль миротворца, как это не раз бывало в новейшей истории страны.
Следует выделить три основных принципа казахстанской государственной политики в области свободы совести: нейтралитет, толерантность и паритет. Казахстанская модель развития гражданского общества зиждется на соблюдении конституционных прав и свобод человека, независимо от его вероисповедания и религиозных убеждений. Выступая на торжественном собрании по случаю 20-летия Независимости РК, Глава государства отметил: «Благодаря независимости, религия наших отцов процветает. Мы испокон веков хорошо знаем: где нет независимости, нет и религии».
Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований. Характерной чертой последних десятилетий стала достаточно динамичная структурная трансформация конфессионального пространства Казахстана. В настоящее время общая численность составляет свыше 3000 религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий.
Уделяется внимание укреплению инфраструктуры духовной сферы. Сегодня в областном центре ведется работа по строительству новых мечети и храма.
Религиозные организации приобрели права субъектов социальных отношений, развивается сектор негосударственного образования, включающий учебные заведения религиозных организаций.
В Казахстане функционируют Египетский университет исламской культуры «Нұр Мубарак», 9 медресе. Сегодня в их стенах обучаются 38 акмолинцев.
В республике религиозные праздники — Курбан айт, Рождество Христово — объявлены праздничными выходными днями, чтобы верующие могли полноценно проводить свои культовые мероприятия.
Сохранение межрелигиозного согласия, создание в обществе атмосферы диалога и взаимопонимания являются важными составляющими гражданского мира и политической стабильности в стране. Главенствующее место при этом отводится принципу мировоззренческого нейтралитета государства, включающему в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений.
О приоритетности этого фактора в государственной политике свидетельствует и постоянное внимание Главы государства к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих.
События, происходящие сегодня во многих регионах мира и Центральной Азии, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства, задач сохранения национальной безопасности.
Глава государства отмечал, что, учитывая глобальные тренды, мы должны найти эффективную модель взаимодействия государства, общества и религии. В данном контексте главным приоритетом внутренней политики становится упрочение толерантных межэтнических и межрелигиозных отношений в стране. Сегодня для сохранения межрелигиозного согласия, создания в обществе атмосферы диалога и взаимопонимания необходима мобилизация всех ресурсов в интересах всеобщего мира, диалога и гармонии.
Поэтому разъяснение нравственных постулатов, заложенных в вероучениях, становится ключом к пониманию действительности, ценностью каждого прожитого дня, важностью добрых деяний и служения на благо других.
Гульжанар ШУКЕЕВА,
руководитель областного управления внутренней политики.
Смирением возвышаемый
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — «во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения», епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Сердечно поздравив с этим событием, мы взяли у него интервью о его духовном поприще.
— На врученном мне ордене значится «Смирением возвышаемый» — эти слова преподобного Сергия, чье 700-летие в этом году отмечается, указание нам, мирянам, найти это смирение в себе. Я с младых ногтей был в храме, благодаря верующей бабушке, учился христианским добродетелям, почувствовав свое призвание в служении Богу. Как и у всех людей, был свой тернистый путь и у меня, не всем было по нраву, что я отказывался носить красный галстук, вступать в комсомол. На это меньше обращали внимания в противовоздушных войсках, где я служил, там, в первую очередь, требовались дисциплина и профессионализм. Затем я поступил в православную духовную семинарию, дальше в академию и параллельно вступил в братию монастыря Троице-Сергиевой лавры, был пострижен в монашество, избрав для себя такой одинокий путь: монах, монос — это один. Ехал куда меня посылали, в минувшем году исполнилось 25 лет моего священнического служения.
У любого человека, что бы он ни делал, с цветами роз проявляются и шипы. Путь священнический не прост, но вместе с тем и радостен. Это путь соработничества с Господом, он, желая спасения каждому, Пастырь с большой буквы, а священник — тоже пастырь, только с маленькой буквы. Как его последователи, мы противостоим миру зла, который не хочет, чтобы добро творилось, но, несмотря на это, мы несем эти вечные ценности людям. Радость от такого деяния намного выше тех скорбей, которые все же случаются. А где бы мы ни были — везде земля Божия, и она нуждается в научении добра, любви, надежды…
— Вы — монах, но выполняете социальное служение, это что — требование времени?
— Да, сегодня крайне важно нести слово Божье. И не обремененные другими заботами монахи себя посвящают этому служению. Приходят в храм люди самые разные, отягощенные всякими болячками — телесными и духовными, для них церковь Божия — это больница, куда идут за исцелением. И эти лекарства у нас есть, раздаются ежедневно — в таинствах причащения, исповеди, покаяния… Помолясь Богу, человек чувствует облегчение и утешение. Тем, кто особенно нуждается, — инвалидам, больным, одиноким — помогаем и материально, хотя делаем это осмотрительно, чтобы не развивать леность.
Когда я приехал сюда, было трудно, но Господь, давая служение, дает и силы, снисходит божественная благодать, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет». Не все получается сразу, но я на это смотрю так: не сегодня, так завтра получится. Молитвенное общение с Богом дает ощущение своей нужности, появляется желание и трудиться, и жить, раздавать эту радость Христову тем, кто в ней нуждается.
— Сегодня очевидно: тяга к изучению религии предков у людей есть, но возможностей мало, вот и здесь, в Кокшетау, старенький тесный храм не дает расширить эти возможности, что-то будет меняться в этом плане?
— Проблемы, конечно, есть. Но по закону мы не можем проповедовать свою религию вне храма, а люди действительно все больше хотят знать о пути спасения своей души, и здесь, в этой церкви, мы испытываем определенные ограничения. Второй храм нужен, как воздух, и вопрос этот давно надо было решать. Конечно, место, которое определено под него, имеет свои плюсы и минусы. Сейчас идут различные затяжные согласования. Мы хотим еще рядом с будущим храмом построить духовно-культурный центр, где сможем заниматься с людьми всех возрастов. Обращаются к нам и молодежь, побывавшая в сектах, и наркозависимые, мы беседуем с ними, но не всегда можем оказать ту специальную помощь, в которой они нуждаются, из-за стесненных условий. Учим, что нужно придерживаться настоящего, а не ложного в жизни. В тоталитарных сектах нередко присутствуют элементы гипноза, их адепты так воздействуют на своих последователей, что они готовы за ними и в огонь, и в воду, иногда даже становясь смертниками. Что говорит о их духовной нежизнеспособности. Во всех наших приходах мы пытаемся достучаться до каждой заблудшей души, раскрываем суть веры, но в церковь они идут редко, надо больше вести профилактику, а нам это запрещено в школах и вузах, хотя в соседней России священники это делают.
— Владыка, как складываются Ваши отношения с исламским духовенством, и Ваше отношение к постулату, что все верующие — братья?
— К Вам приходят люди, чтобы услышать мудрое слово, попытаться в этом непростом сегодня мире все же спасти свою душу, ведь этого очень трудно добиться человеку в каждодневной мирской суете…
— Человек сам, без Бога, вряд ли сможет совладать с собой и спасти свою душу, нужны обоюдные усилия — и человека, который будет изо всех сил стремиться это сделать, и Господа, который желает, чтобы человек был спасен. Только в таком согласном единении происходит это спасение. Конечно, у каждого в жизни хватает проблем, тяжело, но Христос сказал: «Придите ко мне все — и скорбящие, и обремененные, и я упокою вас». Нужно, чтобы человек, придя в храм, научился доверять себя Богу и довериться ему. А все наши испытания — это, если хотите, драгоценный камень, который Господь положит нам на главу в «день оный», поэтому мы, верующие, иначе претерпеваем все эти скорби, где-то даже с радостью, благодаря за все. Это ведь такое счастье — открыть себя навстречу Богу…
Беседовала Александра МЯКОТА.
Пропуская через себя
Повышение религиозного просвещения, формирование толерантного сознания — главные цели созданного в прошлом году центра анализа и развития межконфессиональных отношений при облуправлении по делам религий.
С его директором Гульнарой Оразбаевой мы встретились в дни Курбан айта, и она разъясняла суть праздника, как это делает всегда, предельно доступно, пропуская через себя. Иначе, считает, как еще человек поймет суть традиционнойрелигии?
— Это идет издревле: чтобы человек что-то получил от Бога, он должен чем-то пожертвовать, чтобы подняться, к примеру, на какую-то высоту. Так вот Курбан айт — один из символичных таких праздников, имеющих сакральный смысл: когда человеку нечего было отдать Всевышнему, он, искренне веруя в него, готов был пожертвовать сыном. Ангел его удержал, и он принес в жертву ягненка. Подобное описано и в христианстве, и в иудаизме. Особо этот день почитаем и в исламе, потому как надо показать суть нашей веры, раздать милостыню, поддержать кого-то, на этом ислам строится — на сострадании и милосердии. И в этом большой воспитательный смысл праздника.
В наше время распространилось очень много нетрадиционных религиозных организаций, в народе их называют сектами — из-за отдаления от общества.
— Ладно, — продолжает наш разговор Гульнара Какеновна, — когда это человек делает в сознательном возрасте, заблудившись, попав в какие-то ловушки по ряду различных психоэмоциональных причин, но ведь самое страшное — они ведут туда детей, и те оказываются лишенными детства, подчиняясь чужой воле и страдая. Тому много примеров. Известный пример американской религиозной организации «Дети Бога», которые заставляли девочек заниматься проституцией, или, когда верующие с детьми ушли в джунгли строить город братства, работали, как на каторге, а потом все 900 человек в один день выпили лимонад с цианистым калием.
Что далеко ходить, и в нашем обществе представители иных сект, претендуя на истину, запрещают своим детям смотреть фильмы, отмечать дни рождения и праздники, служить в армии. В России не так давно озвучен такой случай, когдапосле аварии мальчику запретили переливать кровь по религиозным причинам, и ребенок умер. У нас в Кокшетау одна бабушка долго молчала о своей беде, а потом решилась и написала заявление о том, что ее дочь насильно водит своих троих детей в секту, не разрешает смотреть фильмы, петь песни, избивает за малейшее непослушание. Усилиями общественности старшую девочку удалось избавить от насилия и отправить к отцу.
Недавно работники центра были по жалобе о нарушении прав детей в одном детском благотворительном пансионате религиозной направленности, имеющем большое подсобное хозяйство. И здесь очень удивили слова детей, которые рассуждали примерно так: «Если ты вовремя не подоила коров или мало вырастила урожая, то должна быть наказана, а как иначе?».
Особая тема — это дети из семей, исповедующих нетрадиционный ислам, которых тоже появляется все больше. Это совершенно другая идеология, но, похоже, кому-то очень выгодно, чтобы она и у нас развивалась, имела реальных последователей и расширяла свои ряды. Есть и в наших селениях и городах такие семьи, где дети мал-мала меньше, отец или сидит, или находится постоянно в разъездах, а с ними одна мать, на всех и вся обозленная и фанатичная. Центр совместно с общественным объединением «Сана» изучает положение таких семей, стараясь помочь в их нелегком, а порой, просто бедственном положении. Конечно, общение, разговоры о толерантности не всегда продуктивны с людьми, объявившими других предателями веры. Но общество все же старается начать с ними диалог. Не так давно организовали для детей из таких семей экскурсию в Бурабай, с ними работали психологи, воспитатели. Что и говорить, нельзя допустить, чтобы с юных лет они росли в ненависти и отчуждении. Стараясь разубеждать такие семьи, к ним проявляются предельная толерантность и терпение. Ведь все прекрасно понимают, что они орудие в чужих руках.
— Запреты в таких семьях, как и у христиан-баптистов, распространяются буквально на все, дети в них просто загнаны в угол, — продолжает моя собеседница. — Недавно при посещении одной из таких семей в Щучинске сама лично видела, сколь категорично запрещают детям играть даже в игрушки. Это же нонсенс в наше время! Признавая себя радетелями веры, люди забывают, или хотят забыть, что вера должна быть облегчающей, в ней не должно быть тяжести.
Мы социологические исследования проводим, создаем свои документальные фильмы. В некоторых из них подробно, исходя из конкретных исследований ученых, объясняем, как отличить традиционный ислам от нетрадиционного. Последние годы такая информация стала появляться все больше, она приходит из сборников и книг, мы изучаем ее, составляем видеолекции, стараемся делать это так, чтобы было доступно каждому. Есть даже ролик о связи наших национальных традиций с исламом.
Центр анализа и развития межконфессиональных отношений оказывает психологическую, правовую, практическую помощь в реабилитации жертв, пострадавших от воздействия радикальных, деструктивных и тоталитарных культов, а также экстренную психологическую помощь лицам, обратившимся по телефону доверия 72-25-96.