18 июля 2021 день пожарного надзора
18 июля – День государственного пожарного надзора
Государственному пожарному надзору (ГПН) МЧС России исполняется 94 года! Созданию службы предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности. Сегодня Госпожнадзор – мощная и результативная структура по предупреждению и профилактике пожаров, реализующая эффективные меры по защите населения и материальных ценностей от огня.
Точкой отсчета в истории возникновения ГПН стало подписание 18 июля 1927 года «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». После чего начала складываться единая система, которая должна была обеспечивать решение всего комплекса вопросов по успешной борьбе с огнем в городах, сельской местности и на промышленных предприятиях.
У инспекторов пожарного надзора очень ответственные задачи. Именно они призваны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения правил пожарной безопасности путем проведения различных профилактических мероприятий и проверок. Наряду с контрольно-надзорными функциями сотрудники ГПН также участвуют в создании нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности, проводят большую работу по лицензированию и сертификации противопожарной продукции, повышению культуры безопасного поведения.
В настоящее время численность государственного пожарного надзора столицы составляет 567 сотрудников, многие из которых имеют как высшее пожарно-техническое, так и высшее юридическое образование.
В последние годы надзорные органы МЧС России значительно изменили свой облик, превратившись в современную открытую структуру. Изменились и подходы к осуществлению непосредственно самого контроля за обеспечением пожарной безопасности. Профессиональная и эффективная работа инспекторов Госпожнадзора позволила добиться значительных результатов в области предупреждения и профилактики пожаров.
18 июля – День государственного пожарного надзора МЧС России
Государственный пожарный надзор МЧС России – это мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров в России, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.
На всех этапах развития государства перед ГПН МЧС России ставились важные и объемные задачи, решение которых давало главный результат – защита и сохранение человеческой жизни.
18 июля Государственному пожарному надзору МЧС России исполняется 84 года. Точкой отсчета в истории возникновения ГПН МЧС России стало подписание в этот день 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 г.
84 года прошлого с того исторического момента, когда контроль над соблюдением мер пожарной безопасности в народном хозяйстве был возложен на органы государственного пожарного надзора.
Сотрудники ГПН МЧС России наряду с контрольно-надзорными функциями участвуют в создании нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности, проводят большую работу по лицензированию и сертификации противопожарной продукции, повышению культуры безопасного поведения россиян. Их профессиональная и эффективная работа позволила добиться значительных результатов в области предупреждения и профилактики пожаров.
18 июля – День Государственного пожарного надзора МЧС России
Государственный пожарный надзор (ГПН) МЧС России – система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения. На всех этапах развития государства перед ГПН ставились важные задачи по охране и сохранению человеческой жизни.
18 июля Государственному пожарному надзору исполняется 93 года. История специального вида деятельности противопожарной безопасности начинается с подписания Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР» в 1927 году.
Накануне профессионального праздника мы поговорили с заместителем начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новосибирской области полковником внутренней службы Игорем Гончаренко.
— Государственный пожарный надзор – это контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений. Как проходят ваши рабочие будни?
— Как часто проходят проверки объектов на пожарную безопасность?
— В соответствии с законодательством все объекты поделены на шесть категорий риска. От этого и зависит периодичность контроля. Чрезвычайно высокий риск – детские оздоровительные лагеря, дошкольные учреждения и дома престарелых – проверяются раз в год. Дальше идет категория высокого и среднего риска – школы, лицеи, гимназии, объекты здравоохранения, объекты с массовым пребыванием людей, институты, академии, университеты и т.д., их мы инспектируем раз в два и три года соответственно. Объекты низкого риска мы не проверяем, только если поступило обращение граждан о нарушении, мы выезжаем на внеплановую проверку.
— Сколько сотрудников находится в штате ГПН МЧС России на территории Новосибирской области?
— В составе управления надзорной деятельности и профилактической работы есть четыре отдела: организации надзорных и профилактических мероприятий, административной практики и дознания, надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и вновь организованный нормативно-технический. Также в состав управления входят 25 территориальных отдела надзорной деятельности и профилактической работы, расположенные в городских округах и районах области. Сейчас штатная численность планомерно увеличивается. Идет активный набор специалистов, берем и с гражданским образованием – юридическим или строительным. К сожалению, часто кандидаты не проходят «по здоровью», несмотря на третью группу предназначения, в которой есть послабления. Но самое главное требование – это любовь к Родине и желание работать на её благо, ну и, конечно же, желание самосовершенствоваться, так как идет постоянное развитие государственного пожарного надзора и используются новые формы и методы профилактической работы.
— Что входит в обязанности дознавателей и инспекторов госпожнадзора?
— Дознаватели в случае пожара выезжают на место происшествия, собирают объяснительные с очевидцев, проводят расследования для установления причины возгорания, при необходимости вызывают сотрудников Испытательной пожарной лаборатории. В случае выявления виновника пожара, принимают решение или о привлечении к административной ответственности или о возбуждении уголовного дела.
На инспекторов непосредственно возложены функции надзора за состоянием пожарной безопасности организаций и предупреждения пожаров. В ходе проведения комплекса мероприятий по контролю, особенно пристальное внимание уделяется объектам с массовым пребыванием людей, учреждениям здравоохранения и образования. Для повышения грамотности населения в вопросах пожарной безопасности проводятся уроки, организованные сходы граждан в населенных пунктах, инструктажи на предприятиях — это составная часть профилактической работы. В ходе рейдовых мероприятий гражданам раздаются памятки, также различные материалы размещаем в СМИ и в социальных сетях.
— Какие изменения в законодательстве произошли в последние несколько лет?
— До прошлого года в Российской Федерации действовала старая система учета пожаров и их последствий. С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в порядок учета пожаров и их последствий. Изменения предусматривают учет всех случаев неконтролируемого горения, в том числе загораний, которые до изменений не подлежали учету. Также установлен тридцатидневный срок для учета травмированных и погибших на пожаре (ранее учету подлежали только погибшие непосредственно на пожаре). В апреле текущего года в Правила противопожарного режима в Российской Федерации внесены дополнительные требования, предъявляемые к размещению детских палаточных лагерей. Вступили в силу два новых свода правил по блокам начальных классов в составе школ и по многофункциональным зданиям.
— В канун профессионального праздника что бы вы пожелали коллегам?
— Поздравляю с праздником ветеранов государственного пожарного надзора, желаю им крепкого здоровья и долгих лет жизни. Действующих сотрудников также поздравляю с днем ГПН, желаю им не терять «огонек» в глазах, желание трудиться на благо людей. Желаю успехов по службе, чтобы на пути по карьерной лестнице им не попадались скользкие ступени, удачи и благополучия. Еще хочу поздравить всех коллег со знаменательной датой — в этом году МЧС России исполняется 30 лет.
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Уже в первые годы после утверждения Положения Центральным пожарным отделом (ЦПО) издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, выходит закон «О службе в пожарных организациях», «Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций», а также другие документы, направленные на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.
В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию. Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников. Кроме этого создавались учебные команды, курсы переподготовки начсостава, курсы подготовки комсостава для сельской местности.
Деятельность ЦПО по созданию нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, научно-техническая политика, пропаганда вопросов пожарной безопасности, значительно усилили работу государственного пожарного надзора, подняв эффективность работы много выше периода создания. И в этот этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед государственным пожарным надзором, были выполнены.
Самоотверженную работу в военное время продемонстрировали работники государственного пожарного надзора в тылу, где в это время сконцентрировалась промышленность и значительно увеличилась численность населения.
В первые послевоенные годы пожарная охрана испытывала острый дефицит квалифицированных кадров, который удалось ликвидировать лишь спустя несколько лет.
С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия. Под руководством начальника отдела Рассадкина И.Д. было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.
В 70-х годах широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предотвращено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» был принят в 1994 году. В нем излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг. С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, т.к. закон давал право ГПС организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности. В начале 90-х годов по инициативе ГУ ГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС.
Созданная в указанный период времени нормативная база просуществовала вплоть до 2008 года, когда в стране был принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), ставший основополагающим законодательным актом для дальнейшего совершенствования нормативной работы и являющийся таковым на сегодняшний день. Важно отметить, что на ряду с государственным пожарным надзором Техническим регламентом впервые введены альтернативные формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе, такие как аудит и декларирование пожарной безопасности. У собственников появилась возможность самим определять способы обеспечения пожарной безопасности на эксплуатируемых объектах защиты.
Сама же система надзора начала меняться уже в начале 2000-х годов. Основной причиной таких изменений стало развитие предпринимательской деятельности и частной собственности.
В данной связи 08 августа 2001 в стране был принят Федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», основные положения которого актуальны до настоящего времени и содержатся в аналогичном, действующем на сегодняшний день Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Также важно отметить, что существенное влияние на развитие государственного пожарного надзора оказала проведенная в 2001 году реформа, в результате которой Федеральная противопожарная служба МВД России передана в подчинение другому ведомству – МЧС России. В результате этих изменений на базе органов государственного пожарного надзора создается «единый надзор», который объединил в себе функции органов государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дальнейшее развитие гражданского общества и рыночной экономики государства, потребовало принятия дополнительных мер по совершенствованию деятельности надзорных органов страны. Сегодня эта работа осуществляется в рамках Приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным направлениям (протокол от 21.12.2016 №12), исходя из которой основной задачей является принципиальное изменение подходов в осуществлении надзорной деятельности. В первую очередь, это уход от тотального надзора к риск-ориентированному, снижение административной нагрузки и предупреждение нарушений обязательных требований преимущественно профилактическими мерами.
18 июля – день Государственного пожарного надзора
87 лет назад 18 июля 1927 года органами власти РСФСР было утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением, руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Сегодня Государственный пожарный надзор занимает ведущие позиции среди надзорных служб мира. Об этом свидетельствует тот факт, что подразделения дознания и судебно-экспертные учреждения, испытательные пожарные лаборатории за последние несколько лет в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации» получили современное оборудование, позволяющее установить причину возгорания на пожаре любой сложности. Благодаря пожарно-техническим экспертизам, проводимых на высокоточном оборудовании, теперь не существует пожаров «непонятного происхождения». В 99% случаев причина пожара устанавливается с достаточной ясностью. Но причина успехов Государственного пожарного надзора не только в уникальной технике, но и в людях. В ведомстве работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени, а также инженеры высшей квалификации.
Теперь развитие Госпожнадзора связано с переходом к профилактической работе. Инспекторский состав переориентирован из плоскости исключительно административных мер в плоскость профилактических. С этим связано и изменение названия службы. На днях ее переименовали, и теперь она называется департаментом надзорной деятельности и профилактической работы. С этого года основной силы направлены не на применение штрафных санкций, а на работу по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности. Подобная деятельность позволяет предотвратить большое количество возгораний, оправданность это работы подтверждает статистика. В 2014 году количество пожаров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в среднем на 3%, а гибель на них людей – почти на 8%. Это – более 400 сохранённых человеческих жизней.
Есть и другие изменения в работе Государственного пожарного надзора. С 1 января вступили в силу изменения в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющие порядок организации надзора в отношении муниципальных образований. Теперь плановые проверки органов местного самоуправления проводятся не чаще одного раза в два года. Также установлено, что внеплановые проверки проводятся органами государственного надзора по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании поступивших обращений, а также в соответствии с поручениями Президента, Правительства, либо требованиями прокуратуры.
В настоящее время проходит процедуру официального согласования законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Его принятие позволит устанавливать в отношении объектов малого и среднего бизнеса, а также широкого перечня объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, добровольный формат декларирования. Фактически Технический регламент и нормативные документы по пожарной безопасности предусматривают систему гибкого нормирования с использованием механизмов оценки рисков. Вся работа по внесению поправок должна быть завершена в этом году.
Готовится и новый противопожарный ГОСТ. Все документы нацелены на упрощение процедур исполнения требований пожарной безопасности. Ранее существовали тысячи нормативных актов в сфере противопожарной безопасности, в которых было сложно разобраться простому гражданину. Теперь идет сокращение количества требований, в том числе путем отмены устаревших.