18 февраля день транспортной полиции

День транспортной полиции России

Другие названия:День транспортника; День работников транспортной полиции
Значение:приурочен к изданию ВЦИК 18.01.1919 декрета «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог»
Традиции:показательные выступления; вручение отличившимся работникам медалей и званий; обряд «обмывания звезд»; памятные мероприятия в честь погибших полицейских; праздничные концерты

День транспортной полиции России – профессиональный праздник работников подразделений обеспечения правопорядка на железнодорожном, воздушном и водном транспорте МВД РФ. В торжествах участвуют сотрудники органов внутренних дел на транспорте, ветераны, курсанты профильных специальностей.

В России в 2022 году День транспортной полиции отмечается 18 февраля и проходит на неофициальном уровне.

Значение: праздник приурочен к изданию ВЦИК 18.01.1919 декрета «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог».

Традиционно к празднику приурочивают показательные выступления, праздничные концерты, памятные мероприятия в честь погибших полицейских. На неформальных мероприятиях виновники торжества устраивают обряд «обмывания звезд».

История праздника

День транспортной полиции России – неофициальный праздник. Дата приурочена к изданию декрета Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог» 18 февраля 1919 года. Декрет положил начало развитию подразделения МВД РФ, ответственного за безопасность на транспорте. Сейчас это подразделение называется «Главным управлением на транспорте МВД России».

Традиции праздника

В этот день транспортные полицейские устаивают показательные выступления. Кинологическая служба демонстрирует навыки питомцев. Отличившиеся работники получают медали и звания, награждаются почетными грамотами, благодарностями, премиями. Обладатели новых знаков отличия проводят ритуал «обмывания звезд»: опускают звезды в стакан со спиртным, после чего выпивают напиток. Проводятся памятные мероприятия в честь погибших сотрудников. В учреждениях культуры проходят праздничные концерты.

Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о работе транспортной полиции в России.

Интересные факты

Тосты

«От всей души поздравляю с Днём транспортной полиции России, с праздником правопорядка, организованности и спокойствия во всей округе. Желаю достойно нести свою службу, всегда проявлять себя с лучшей стороны, пользоваться большим уважением на работе, всегда оставаться счастливым человеком в своём доме».

«Сотрудникам транспортной полиции, в ее профессиональный праздник я желаю бодрости и резвости, а также крепчайшего здоровья, ведь работа на транспорте – не сахарок! И, кроме того – бдительности и смекалки, ведь преступники так хитры и изворотливы! Ну и конечно же – исполнения всех желаний, ведь труд должен вознаграждаться не только начальством но и судьбой»!

Подарки

Букет из еды. Букет из еды станет оригинальным презентом к празднику. Любителю пива можно преподнести букет с бутылочкой импортного пива с закуской из копченостей или сыров. Сладкоежка придет в восторг при виде букета из конфет, зефира и печенья.

Сувениры с гравировкой. Брелок для ключей, зажигалка, открывалка, кулон с именной гравировкой послужат интересным вариантом подарка и станут памятным талисманом.

Кожаные аксессуары. Кожаный ремень, портмоне, визитница, обложка для документов станут практичным и стильным презентом.

Настольная игра. Набор для игры в шашки, нарды, шахматы, домино, монополию, мафию станут замечательным подарком для любителя проводить время в компании за настольными играми.

Конкурсы

Погоны
Заранее необходимо подготовить реквизит для конкурса – наборы пагонов из бумаги с прикольными рисунками. Участники конкурса должны положить на плечи погоны и пройти через весь зал и вернуться в изначальную точку, не придерживая руками и не уронив их. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Фоторобот
Участникам конкурса раздается по листку бумаги и карандашу. Ведущий начинает описывать человека, чей фоторобот конкурсантам предстоит нарисовать. Лучше выбрать кого-то из известных личностей: Мэрилин Монро, Александр Сергеевич Пушкин, Альберт Эйнштейн и т.д. Во время описания, ведущий не называет имя, а после того, как все справятся с заданием, показывает фото загаданного персонажа. Побеждает тот, чья робота будет наиболее похожа на оригинал.

Лучший рассказчик
Гостям конкурса предлагается вспомнить и рассказать какой-то забавный случай со своей службы. Побеждает тот, чья история окажется наиболее интересной и смешной. В качестве приза заранее необходимо подготовить шуточную медаль или грамоту.

О профессии сотрудника транспортной полиции

Этот праздник в других странах

В Казахстане День транспортной полиции отмечается 18 февраля.

В Беларуси этот праздник проходит под названием День транспортной милиции и проходит также 18 февраля.

Источник

18 февраля день транспортной полиции

В Российской истории о специальных полицейских подразделениях на транспорте заговорили в 1809 году, когда императором Александром-1 вся территория страны была разбита на 10 транспортных округов и в каждом сформированы «полицейские команды дирекции водных и сухопутных коммуникаций».

А спустя практически 100 лет, 18 февраля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». С этой даты началась новая глава в истории становления транспортной полиции России.

В 20 и 30-е годы прошлого столетия страна развивалась стремительными темпами. Строительство новых городов, плотин, каналов, требовало развития морских, речных и железнодорожных путей сообщения, в том числе и на Дальнем Востоке. И в 1937 году был создан отдел транспортной милиции с дислокацией в городе Хабаровске. В те нелегкие для страны годы Дальневосточная транспортная милиция стала гарантом безопасного железнодорожного сообщения «Запад-Восток».

В годы Великой Отечественной войны, послевоенные годы, годы строительства Байкало-Амурской магистрали, непростой период перестройки и годы двух Чеченских кампаний, сотрудники Дальневосточного УВДТ на транспорте всегда были и остаются образцом мужества, героизма, самоотверженности и верного служения долгу.

Сегодня, обеспечивая безопасность граждан и стабильное функционирование транспортного комплекса региона, сотрудники дальневосточной транспортной полиции сохраняют преданность долгу и избранному делу, чтут преемственность и приумножают опыт старшего поколения сотрудников, оправдывая высокую степень доверия граждан к органам внутренних дел.

В минувшем году достойно выполнены приоритетные задачи, стоящие перед сотрудниками транспортной полиции по обеспечению общественного порядка, борьбе с хищениями имущества, экономическими и коррупционными преступлениями, незаконным оборотом наркотиков.

В минувшем году раскрыто в два раза больше преступлений экономической и коррупционной направленности.

В суд направлено уголовное дело в отношении сотрудника инспекции по маломерным судам, задержанного оперативниками Комсомольского линейного отдела совместно с коллегами из УФСБ края, за получение взятки. Доказана причастность обвиняемого в совершении 12 эпизодов преступной деятельности.

Следственной частью Управления направлено в суд резонансное уголовное дело в отношении двоих жителей Якутии, обвиняемых в контрабанде бивней мамонта стоимостью свыше 62 миллионов рублей. Благодаря слаженной работе силовых ведомств, фигурантам не удалось вывезти за границу 880 бивней мамонта и их фрагментов, представляющих интерес для науки и являющихся культурными ценностями.

Оперуполномоченными ОКОН Управления, во взаимодействии с коллегами из других территориальных органов, полностью перекрыты несколько крупнейших межрегиональных каналов поставки синтетических наркотиков на территорию региона.

Совместно с оперативниками Комсомольского линейного отдела ликвидирован крупный Интернет-магазин по продаже синтетики.

Поставлена точка в расследовании уголовного дела о ликвидации крупнейшей на Дальнем Востоке нарколаборатории. Организатор и один из участников преступной группы осуждены к реальным срокам лишения свободы.

Так, в марте 2020 года сотрудник Управления майор полиции Владимир Зубков спас местного жителя, тонувшего в реке Амур.

Источник

18 февраля – День органов внутренних дел на транспорте

Отправной точкой создания современных органов внутренних дел на транспорте послужил Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», подписанный ВЦИК РСФСР 18 февраля 1919 года.

Главной задачей подразделения уже многие годы остается противодействие преступности и защита граждан от противоправных посягательств на объектах транспортной системы страны. Перед органами внутренних дел на транспорте ставятся ответственные задачи по обеспечению правопорядка в условиях многомиллионного пассажиропотока, масштабных грузоперевозок и интенсивного развития транспортной системы страны.

В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции Главным управлением на транспорте МВД России и территориальными подразделениями принимались своевременные меры реагирования на изменение оперативной обстановки. С момента вступления в силу ограничительных мер обеспечен общественный порядок в период прибытия в страну более 8,5 миллиона российских граждан, находившихся за границей, и убытия иностранных граждан на территорию своих государств.

Значительную роль в достижении поставленных целей играют ветеранские организации. Ветераны передают свой опыт и вдохновляют своим примером молодых сотрудников транспортной полиции на добросовестную службу, сохранение и продолжение лучших традиций органов внутренних дел на транспорте.

В минувшем году многоцелевым скоростным катерам УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу класса «река – море» присвоены имена заслуженных ветеранов «Виктор Свистунов», «Михаил Исаков» и «Виталий Кузнецов». Новые названия патрульных катеров не только увековечили историческую память, но и повысили престижность службы на них.

По случаю празднования Дня органов внутренних дел на транспорте начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Дмитрий Шаробаров отметил: «Сегодня транспортная полиция – одна из важнейших составляющих системы МВД России, обеспечивающая соблюдение законности на объектах транспортной инфраструктуры страны. От нашей компетентности, ответственности, принципиальности во многом зависит безопасная работа авиа-, железнодорожного и водного транспорта, защита собственности граждан, противодействие коррупционным проявлениям, решительная борьба и эффективное выявление каналов перевозки наркотиков».

Дмитрий Шаробаров выразил слова особой благодарности в адрес сотрудников и ветеранов органов внутренних дел на транспорте за бескорыстное служение Родине.

Источник

18 февраля – День сотрудников органов внутренних дел на транспорте

18 февраля день транспортной полиции

18 февраля органы внутренних дел, несущие свою службу на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта Российской Федерации, отмечают День образования транспортной полиции.

Официальной датой создания этой службы в России считается 18 февраля 1919 года, когда был подписан декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны».

Сегодня главными задачами органов правопорядка на транспорте продолжают оставаться борьба с преступностью и террористической угрозой, обеспечение личной и имущественной безопасности пассажиров, профилактика травматизма.

Транспортный комплекс Российской Федерации – чрезвычайно важный и сложный механизм, требующий повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. И немаловажную роль в обеспечении надлежащего правопорядка и безопасности играет транспортная полиция Управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу.

В оперативном обслуживании Управления тысячи километров железнодорожного полотна и водной глади, сотни вокзалов и грузовых станций, аэропорты и речные порты, расположенные в одиннадцати субъектах Российский Федерации. Транспортная полиция Северокавказского региона является высокоорганизованной составляющей правоохранительной системы и способна эффективно выполнять возложенные на нее задачи.

Воздушная гавань и безопасность полетов также вотчина транспортной полиции. Тщательный досмотр на входе в аэровокзал, все те же рамки металл детектора, рентгеновский аппарат для багажа, при необходимости дополнительная проверка документов и чемоданов. Особый контроль уделяется безопасности багажа. Совместно со службой авиационной безопасности стражи правопорядка работают на всех этапах воздушного путешествия, как перед полетом, так и после его завершения.

Обеспечение правопорядка на речном и морском сообщении – также задача транспортных полицейских. Начиная от патрулирования речных портов и заканчивая работой по выявлению преступлений на объектах водного транспорта.

Основная роль в обеспечении бесперебойного и устойчивого функционирования транспортных артерий нашего региона возложена на работу оперативных подразделений транспортной полиции.

В декабре прошлого года сотрудники уголовного розыска УТ МВД России по СКФО совместно с коллегами из Ростовского линейного управления и линейного отдела полиции на станции Батайск в ходе проведённого комплекса оперативных мероприятий задержали двух местных жителей, подозреваемых в совершении разбойного нападения. Установлено, что эти граждане в вечернее время зашли в помещение котельной компрессорной станции Батайск, избили кочегара и похитили сотовый телефон потерпевшего. Так же добычей нападавших стали металлические инструменты, находившиеся в помещении котельной. По данному факту было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи «Разбой».

Оперуполномоченные подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы линейного отдела полиции на станции Батайск в ходе проведения оперативных мероприятий по подозрению в совершении кражи задержали группу, состоящую из четырех человек. Все они жители Ростовской области. Как установили полицейские, мужчины на ходу движения товарного состава похитили из железнодорожного вагона 66 слитков алюминия общей стоимостью около 130 тысяч рублей. В отношении всех подозреваемых возбуждены уголовные дела по статье УК РФ «Кража».

Во Владикавказе сыщики уголовного розыска регионального Управления МВД России на транспорте совместно с коллегами из Владикавказского линейного отдела задержали ранее неоднократно судимую местную жительницу, которая пыталась продать автомат «АКС-74У». Подозреваемая дала признательные показания, в отношении нее возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Незаконные приобретение, сбыт или хранение оружия».

Реализуя оперативную информацию сотрудники ЭБ и ПК линейного отдела МВД России в порту г. Ростова-на-Дону совместно с коллегами из регионального Управления и при силовой поддержке бойцов Ростовского транспортного ОМОНа, по подозрению в хищении горюче-смазочных материалов задержали четырех человек из судовой команды. Как установили оперативники, подозреваемые по ходу следования по реке Дон пришвартовали свои суда бортами, и путем слива с одного теплохода на другой 47 тонн судового дизельного топлива, совершили хищение имущества коммерческой организации. Ущерб, причиненный при этом, составил около 1 млн 400 тыс. рублей. В отношении подозреваемых возбуждены уголовные дела по части 4 статьи УК Российской Федерации «Присвоение или растрата», а также по статье «Контрабанда стратегически важных материалов и ресурсов».

Уже в этом году сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УТ МВД России по СКФО выявили факт уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. Директор одной из судоходных компаний, в течение нескольких лет вносил в налоговые декларации заведомо ложные сведения, и тем самым уклонился от уплаты налогов на прибыль. Сумма причиненного ущерба составила более одного миллиарда двухсот восьмидесяти миллионов рублей. В отношении директора компании, Южным СУТ СК России возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса Российской Федерации (Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).

В результате проводимых транспортными полицейскими региона оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие нелегальному обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, только за 2015 год оперативниками изъяты сотни тысяч литров контрафактного алкоголя, и такая работа продолжается.

Не остается без внимания и работа по повышению боеготовности личного состава и готовности его к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В связи с этим как в Управлении, так и в линейных подразделениях регулярно проводятся плановые учения и тренировки различного уровня.

Немаловажную роль УТ МВД России по СКФО уделяется профилактике травматизма среди детей и подростков. В этой связи инспекторами по делам несовершеннолетних линейных подразделений в образовательных учреждениях регулярно проводятся лекции и разъяснительные беседы о правилах поведения и мерах безопасности на железной дороге.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что на земле, воде и в воздухе безопасность граждан в профессиональных, а главное надежных руках транспортной полиции.

Пресс-служба УТ МВД России по СКФО

Источник

День транспортной полиции: немного об исторических корнях службы

18 февраля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации. Именно они обеспечивают порядок и раскрывают преступления на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, охраняют безопасность пассажиров и грузов, предотвращают террористические акты, ловят преступников, находящихся в федеральном и даже международном розыске. Поэтому грех не поздравить в этот день сотрудников транспортной полиции. Желая им всего самого наилучшего, успехов и в службе, и в жизни, совершим небольшой экскурс в историю российской транспортной полиции.

Охрана порядка на транспорте стала одной из важнейших задач российского государства в процессе развития транспортных коммуникаций. Хотя День транспортной полиции отмечается 18 февраля, поскольку именно этим числом датирован вышедший в 1919 г. декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог», в действительности история правоохранительных органов России на транспорте представляется куда более продолжительной. Формирование подразделений, отвечающих за охрану порядка на транспорте и безопасность пассажиров и грузов, происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий. Хотя завершенный вид институциональное оформление органов охраны порядка на транспорте приняло лишь в XIX веке, функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы в 1718 и 1722 гг. соответственно.

Следует отметить, что до реформ Петра I, коснувшихся и организации служб правопорядка, обеспечение безопасности на транспорте (гужевом и водном) не выделялось в специальную компетенцию. Дальнейшему развитию системы охраны правопорядка на транспорте способствовал экономический рост страны в XVIII — начале XIX вв., сопровождавшийся увеличением и усложнением транспортных коммуникаций. Возрастала потребность в охране перевозимых грузов, защите транспорта от возможных нападений разбойников.

Железнодорожная жандармерия Российской империи

В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в котором, в числе прочего, предусматривалось и создание системы полицейской охраны перевозок. Таким образом, более двухсот лет назад в стране были заложены нормативно-правовые основы деятельности транспортной полиции. Вслед за созданием правовой базы последовали и практические шаги. При Дирекции водных и сухопутных коммуникаций — новом ведомстве, отвечавшем за пути сообщения и включавшем в себя 10 транспортных округов, были созданы полицейские команды. В список их задач входили охрана грузов и обеспечение безопасности на водном и гужевом транспорте.

18 февраля день транспортной полиции

В 1810 г. управление полицейскими командами на транспорте было возложено на Министерство полиции, а в компетенцию подразделений были включены охрана специальных грузов, таможенный контроль, конвоирование заключенных, поиск и задержание беглых крепостных крестьян, контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными.

Дальнейшее развитие системы охраны порядка на транспорте последовало за появлением в Российской империи железнодорожного сообщения. 22 марта 1836 г. был утвержден устав железной дороги, построенной между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В том же 1836 году в Российской империи был организован Отдельный корпус жандармов. В его компетенцию вошло и обеспечение безопасности на транспорте, в том числе — на железных дорогах Российской империи. Для решения этой задачи формировались жандармские эскадроны и команды, позже преобразованные в полицейские управления железных дорог. 27 апреля 1846 г. был сформирован временный Жандармский эскадрон, являвшийся сводным подразделением, комплектуемым за счет прикомандированных жандармов из Санкт-Петербургского и Московского жандармских дивизионов, Новгородской, Выборгской, Петрозаводской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской, Владимирской и Витебской жандармских команд. В задачи этого эскадрона входило обеспечение безопасности на железной дороге «Санкт-Петербург — Москва», в связи с чем он был подчинен главному начальнику железной дороги. В следующем 1847 году эскадрон был преобразован в Полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, начальником которого стал полковник барон Карл Тизенгаузен.

В 1861 г. было утверждено «Положение о Полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах», а в 1866 г. полицейские управления на железных дорогах были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. С 31 декабря 1866 г. железнодорожные жандармские полицейские управления были переподчинены от Министерства путей сообщения Отдельному корпусу жандармов. 16 марта 1867 г. были утверждены организационные основы деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог.

18 февраля день транспортной полиции

Почему охрана порядка на транспорте была отдана жандармам, а не обычной полиции? Протяженность многих железных дорог и их удаленность от населенных пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур. Поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, выполнявшей функции политической полиции, но также и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом, в том числе и на железных дорогах страны. При этом, помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей. Жандармские полицейские управления были созданы на Николаевской Санкт-Петербургско-Варшавской, Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Ярославской, Рижско-Динабургской и Динабургско-Витебской, Венско-Бромбергской железных дорогах. Каждое полицейское управление отвечало за участок железной дороги протяженностью в две тысячи верст.

Как набирались и служили жандармы

Структура жандармского полицейского управления железной дороги выглядела следующим образом. Возглавлял управление начальник, обычно в звании полковника или подполковника. При нем состоял офицер — адъютант. Кроме того, в подчинении начальника управления находились начальники отделений и от 120 до 300 жандармских унтер-офицеров. Система комплектования была такой же, как и в других жандармских подразделениях. Нижние чины железнодорожной жандармерии комплектовались посредством набора сверхсрочников из кавалерийских частей российской армии. Поэтому практически все жандармы носили унтер-офицерские звания, а возраст нижних чинов колебался между тридцатью и пятьюдесятью годами. Что касается офицерского состава, то он также набирался из числа перешедших из гвардейских кавалерийских частей. От жандармских офицеров требовалось наличие образования и знания иностранных языков. Офицеры и унтер-офицеры жандармерии носили кавалерийские звания. То есть, вместо фельдфебелей в жандармерии были вахмистры, вместо подпоручиков — корнеты, вместо капитанов и штабс-капитанов — ротмистры и штабс-ротмистры.

В составе Отдельного корпуса жандармов железнодорожная жандармерия была наиболее многочисленным и, в то же время, эффективным подразделением. Она представляла собой своего рода элиту российской жандармерии, что объяснялось, с одной стороны, разнообразием возложенных на нее обязанностей, а с другой стороны — высокими требованиями по отношению к кандидатам на замещение унтер-офицерских и офицерских должностей. В железнодорожную жандармерию отбирали лучших офицеров, не замеченных в каких-либо аморальных поступках и способных по уровню образования и морально-психологическим характеристикам выполнять возложенные на жандармских офицеров обязанности. Отобранных кандидатов направляли на четырехмесячные курсы в Санкт-Петербург, где будущие начальники отделений жандармских полицейских управлений железных дорог изучали не только свои должностные обязанности и уголовное право, но и железнодорожное дело, основы железнодорожного производства, устав железных дорог.

18 февраля день транспортной полицииЧто касается нижних чинов железнодорожной жандармерии, то они также имели многочисленные обязанности, требовавшие всесторонних знаний не только в правоохранительной деятельности, но и в железнодорожном деле. В частности, унтер-офицеры были обязаны вести учет бывших каторжников, лично знать всех железнодорожных сотрудников, ямщиков и извозчиков вверенного участка, осуществлять контроль за покупкой билетов и проездом пассажиров. Жандармы проверяли исправность вагонных дверей, люков и запоров, сохранность перевозимого груза. Что касается практических навыков, то унтер-офицер железнодорожной жандармерии должен был знать основы телеграфирования, уметь разогреть паровоз, вывести его из депо, набрать воды, взять состав и вести поезд. Таким образом, станционный жандарм владел не только правоохранительной специальностью, но и профессией железнодорожника, хотя бы на самом общем уровне. Эти навыки стали особенно актуальными в период первой русской революции 1905-1907 гг., когда по всей стране вспыхивали забастовки, в том числе и железнодорожных служащих и рабочих, и от жандармов требовалось в случае необходимости заменить бастующего машиниста или помощника машиниста. При необходимости жандармы могли прибегать к помощи обер-кондукторов и кондукторов, путевых обходчиков и других железнодорожников, поскольку последние давали гражданскую присягу и в случае направления на помощь жандармскому полицейскому управлению железной дороги находились в прямом подчинении его начальника, выполняя по сути полицейские вспомогательные функции.

Следует отметить, что поступить на службу в железнодорожную жандармерию было достаточно непросто. Наблюдался значительный поток желающих, что объяснялось не только приличным жалованьем, но и многочисленными льготами, которые ждали и нижних чинов, и офицеров. В частности, чины жандармерии пользовались бесплатным проездом по всем линиям, обслуживаемым их управлением. Также право бесплатного проезда имели и члены семей чинов жандармерии. Чины обеспечивались казенными квартирами или денежными средствами на съем жилья, а медицинское обслуживание жандармов осуществлялось в лечебных учреждениях, где наблюдались железнодорожники.

Помимо охраны грузов, объектов железнодорожной инфраструктуры и общественного порядка, железнодорожная жандармерия занималась и агентурно-розыскной деятельностью. Первоначально жандармские полицейские управления железных дорог не вели агентурной и сыскной работы, однако ухудшение политической обстановки в стране, связанное с ростом и активизацией революционного движения, заставило руководство МВД Российской империи пересмотреть взгляды на должностной функционал железнодорожной жандармерии. Так, циркуляр Департамента полиции от 16 июня 1912 г. называл агентурную работу главнейшей обязанностью железнодорожной жандармерии. Поскольку железные дороги имели стратегическое для страны значение, власть была заинтересована в контроле над политическими настроениями и поведением работников железных дорог.

На крупных железнодорожных станциях и в больших железнодорожных мастерских жандармские управления должны были иметь агентов из числа политических активистов, а на маленьких станциях и в небольших мастерских могли ограничиваться и обычными агентами, не связанными с революционным движением. Агентурная сеть железнодорожной жандармерии подразделялась на постоянных агентов, негласных сотрудников и случайных агентов. Также имелось разделение на внутреннюю агентуру, работавшую непосредственно в составе политических партий и организаций; вспомогательную агентуру, не состоящую в партиях, но имеющую связи с активистами; разовую агентуру, которая могла за вознаграждение привлекаться для выполнения единичных задач. Финансирование агентурной сети осуществлялось из отдельных источников и ему также уделялось большое значение, поскольку руководство жандармерии прекрасно понимало важность наличия эффективно работающих агентов для обеспечения безопасности российского государства в непростое время.

С другой стороны, взяв на себя обязанности политической полиции, железнодорожная жандармерия длительное время отличалась низкой эффективностью в борьбе с общеуголовной преступностью на транспорте. Обычная полиция показывала куда более серьезные результаты, тогда как железнодорожные жандармы не могли похвастать количеством раскрытых преступлений или предотвращенных хищений грузов. Это объяснялось отсутствием специализированных подразделений, которые бы отвечали за сыскные мероприятия по предотвращению хищения грузов. С хищениями боролись жандармские патрули и сторожа, однако специальных сыщиков, работающих в штатской одежде, в жандармских полицейских управлениях железных дорог долгое время не было. Жандармам запрещалось переодеваться в гражданскую одежду, что не могло не отражаться на эффективности сыскной деятельности.

Речная полиция Российской империи

Параллельно с формированием подразделений железнодорожной жандармерии, российское правительство озаботилось и решением проблемы обеспечения безопасности на водных путях. 27 июня 1867 г. в составе полицейского управления Санкт-Петербурга была создана Речная полиция. В состав речной полиции входили управляющий, три помощника управляющего, нижние чины и команда матросов и морских унтер-офицеров, прикомандированных от Морского министерства.

Должность управляющего речной полицией занимал штаб-офицер флота, назначаемый градоначальником совместно с начальником главного морского штаба. Из числа бывших морских офицеров подбирались его помощники, а низшие чины разделялись на три разряда и повышались по службе в зависимости от выслуги лет. В 1885 г. была увеличена численность речной полиции за счет введения должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух должностей старших городовых и 10 должностей младших городовых. В компетенцию речной полиции входили также несение караульной службы в портах и на каналах, оказание помощи утопающим, тушение пожаров на воде. В 1894 г. с целью охраны правопорядка и безопасности в военных портах Российской империи была учреждена портовая полиция, в состав которой входили портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские.

К началу ХХ в. речная полиция Санкт-Петербурга включала по штату следующие должности: управляющий речной полицией — 1, помощник управляющего речной полицией — 4, инженер-механик — 1, корабельный инженер — 1, письмоводитель — 1, старший городовой — 20, младший городовой — 75, машинист — 1. Таким образом, за безопасность столичных рек и каналов отвечало 104 человека. Однако в период навигации численность личного состава речной полиции возрасталадо 304 человек. К управлению прикомандировывались 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых, 5 кочегаров и 5 матросов. В июле 1902 г. в состав речной полиции включили также 28 портовых стражников. Что касается судовых средств речной полиции Санкт-Петербурга, то они включали в себя два парохода «Санкт-Петербург» и «Бодрый», 8 катеров, 1 паровую шлюпку «Прилив», 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. В отличие от других жандармских и полицейских подразделений, служащие речной полиции носили особую форму, расцветка и наличие якоря на эмблеме которой свидетельствовало об особой связи этого правоохранительного подразделения с военно-морским флотом Российской империи.

Послереволюционный период

Февральская революция 1917 г. сыграла роковую роль в судьбе российской железнодорожной жандармерии и речной полиции. 4 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение об упразднении правоохранительных институтов старой власти, включая Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Все офицеры и унтер-офицеры, служившие в железнодорожной жандармерии, отправлялись в подразделения действующей армии, многих ждало увольнение со службы без пенсионного содержания и причитавшихся ранее льгот и выплат. Так прекратила свое существование одна из наиболее действенных и многочисленных правоохранительных структур дореволюционной России.

Свои коррективы в вопросы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на транспорте внесла Октябрьская революция. Новая власть практически с первых дней существования столкнулась с необходимостью обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В январе 1918 г. Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог. 23 марта 1918 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог.18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановления «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции».

18 февраля день транспортной полиции

В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции. Соответственно, при уездных исполкомах советов были созданы уездные отделы железнодорожной милиции. В составе железнодорожной милиции были созданы отделения уголовного розыска. Однако уже в декабре 1921 г. железнодорожная милиция была распущена. Только 26 июня 1937 г., учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. В сентябре 1938 г. железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры. С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сел страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти героические годы имели место практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.

Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сел пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоемах. Многие сотрудники транспортной полиции принимали участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации. О непростой службе сотрудников одного из его региональных управлений, каждодневно находящихся на передовом краю борьбы с преступностью, со временем будет рассказано в отдельном материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *