179 дней в автомобиле
179 дней в автомобиле
Этот дневник — документ автомобильного путешествия из Москвы во Владивосток.
Записи сохранены здесь в том порядке, как они велись в дороге.
В этой книге шесть главных героев.
Май живет на Волге. Июнь мы встретили на Урале. Июль — новосел Восточной Сибири. Август трудится на западе Сибири. Сентябрь — в Забайкалье. Октябрь — на Дальнем Востоке.
Шесть героев шестой пятилетки.
Авторы путевых заметок нередко оговариваются: «Разумеется, мы не претендуем на исчерпывающую картину, тем не менее…» Мне хочется сказать то же самое.
О многом, что происходило позже, я не мог знать в те дни, когда делались записи. Поэтому в отдельных случаях в основной текст вносились необходимые дополнения.
Однажды мне захотелось заменить некоторые фамилии, но потом я решил: документ должен оставаться документом.
На площади Революции продавали мимозы — шел мокрый московский март тысяча девятьсот пятьдесят шестого года.
Около метро светилась неоновая реклама: «Такси — самый удобный и быстрый вид транспорта».
Под рекламой стояли «Победы» мышиного цвета с шахматными полосками. Я сел в автомашину, и у нас с шофером завязался разговор:
Мы поехали. Ехали и молчали.
Вспыхнул на углу Петровки красный, как у кролика, глаз светофора. Машина остановилась. Мы посмотрели друг на друга и расхохотались.
Так я познакомился с водителем 8-го таксомоторного парка города Москвы Александром Васильевичем Ломакиным.
Это был уже восемнадцатый водитель, которого я приглашал в путешествие. Я искал спутника. Я давно мечтал проехать на автомашине из Москвы во Владивосток, но, к сожалению, ни один таксист на это не решался. А тут сидел со мной рядом здоровенный парень и, спокойно покачивая баранку, говорил:
— Прежде всего заедем в парк, доложим начальству. Во-вторых, надо достать открытый лист на бензин. Это точно. В-третьих, раздобыть подробные карты областей. В-четвертых, это уже совершенно точно, захватить с собой вот какие запчасти…
Ломакин готов был ехать на Дальний Восток в такси, лишь бы не возражало начальство. Но когда я сказал, что в нашем распоряжении имеется легковой автомобиль «М-72» (бежевый вездеход с кузовом «Победы» и передним ведущим мостом, как у «ГАЗ-69»), шофер первого класса Александр Ломакин пришел в неописуемый восторг. Мы поехали на Красную Пресню. Там, в тесном дворе дома № 25, вокруг нашей автомашины выстроилась очередь за марокканскими апельсинами. Очередь облегченно вздохнула, когда мы выехали на улицу. Но здесь тяжело вздохнули рабочие: они снимали трамвайную линию, и мы им тоже мешали.
Пришлось отыскивать укромный переулок, где Ломакин мог уже спокойно обследовать автомашину и обсудить все вопросы нашей длительной поездки.
С этих пор мы с ним уже не расставались. Мы решили пригласить в путешествие какого-нибудь художника-графика. Обратились в Оргкомитет Союза художников СССР. Там был назван ряд кандидатур. Все «кандидатуры» хотели ехать, но не могли: у одних были солидные заказы, другие собирались за границу. Тогда мы с Ломакиным стали называть имена молодых. Но они не были членами Союза художников, и поэтому им командировок не давали.
Словом, с Оргкомитетом у нас установились такие отношения: кого они хотели — те не могли, а тот, кто мог, того они не хотели…
Дирекция 8-го парка дала Ломакину полугодовой отпуск за свой счет и разрешила в своем таксомоторном гараже переоборудовать нашу автомашину.
Как только Ломакин освободился, он стал душой наших сборов и все технические заботы взял на себя. Он узнал, что в Москве имеется Центральный мотоклуб, а при нем автотуристическая секция. Уже через неделю мы были в этом клубе «своими людьми».
Инструктор секции автотуризма, вечно улыбающийся Кудрявцев, горячо нас поддерживал:
— Молодцы! Давайте! Можете на меня положиться.
Потом у нас происходили такие разговоры:
— Товарищ Кудрявцев, нам нужен открытый лист на бензин.
— Насчет бензина ничем помочь не могу. Зато мы вас поддерживаем морально. Это больше!
— Но, может быть, можно у вас раздобыть географические карты по нашему маршруту?
— Какие карты? Ведь вам известно, что наши автотуристы по такому маршруту не ездили. Вы первые. Карты у нас будут, когда вы вернетесь. Зато мы вам дадим маршрутный лист. Это больше, чем карты! Отмечайте лист в крупных городах, как командировку, и возможно, после путешествия вам присудят спортивный разряд.
— Но поймите, товарищ Кудрявцев, нам нужны дефицитные запчасти. Клуб должен их раздобыть. Вот список.
— При чем тут список? Разве вам мало? Мы вам бесплатно даем вымпел мотоклуба и официальный старт, как положено.
— Все. Главное — дадим старт. Это больше, чем запчасти.
Все, что предлагал или делал для нас Кудрявцев, — это безусловно было больше того, на что мы рассчитывали.
— А как насчет автотуристского оборудования? Нам нужна самовытягивающая лебедка, нужен багажник, бензозаправочный инвентарь… В клубе кое-что имеется… Я вам дам расписку и все верну после поездки.
— Расписку? Что вы, товарищи! Зачем вы меня обижаете? Пусть все, что вам надо, остается у вас навсегда, — доказывал Кудрявцев. — Я вам дам адреса знаменитых мастеров и автотуристов. Они смастерят и продадут все, что вам нужно. А вы говорите — расписка. Платите наличными и пользуйтесь на здоровье…
Первым из династии знаменитых автотуристов был председатель технической комиссии, бородатый Панютин. Потом мы познакомились с изобретателем Синельниковым, со знатоком автотуристского комфорта Гартенбергом и просто Бергом — председателем маршрутной комиссии, с шумным, увлекающимся Агеевым, который помог нам сделать откидное сиденье, с генералом Кривошеиным и капитаном Щедринским, с Нероновым и Мыльниковым, умевшими давать ценные советы.
Долго ничего не получалось с багажником. Сначала сделали раму на лапках, которые упирались в кузов и продавливали его. Это нас не устраивало. Тогда возникла коллективная мысль: лапки багажника надо установить так, чтобы они как бы вонзались в водостоки кузова. Крепления с обратной винтовой резьбой и резиновая прокладка между лапками и кузовом — вот и все детали нового багажника, который оказался весьма прочным и вместительным.
Пока Ломакин трудился в парке над оборудованием машины, я добывал карты. Нам нужно было достать подробные карты двенадцати областей, трех краев, пяти национальных округов и автономных республик. Поиски мы начали в Министерстве автомобильных и шоссейных дорог РСФСР. Заодно решили проконсультироваться насчет маршрута, чтобы уточнить его. Карты дали и маршрут уточнили.
От Москвы до самых до окраин |
Экзотический вид нашей машины вызывал в рядах милиции законное волнение. Говорили: «Это вам Москва, и уродовать машину не положено! В самом деле, что будет, если каждый начнет громоздить на свою машину всякие багажники, забивать радиаторы посторонними предметами и уверять, что это холодильник. Завод не сделал — значит не нужно. Так что, товарищ, платите для начала штраф и всю эту музыку ликвидируйте. Вот поедете — тогда и оборудуйте сколько угодно. А сейчас надо снять. И смотрите, больше не попадайтесь, а то пробью талон…»
В эти дни я получил трехмесячную командировку от Союза писателей, Ломакин взял отпуск за свой счет, а Тихомиров… Однако пора рассказать, как Игорь Тихомиров — студент института кинематографии — стал членом нашего экипажа. Когда мы поняли, что с художником ничего не получится (один молодой график совсем было дал согласие, но ему отсоветовала жена), мы решили обратиться во Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Дело в том, что у нас уже был «Бортовой журнал», и один товарищ, член автомотоклуба Горбунов, сделал в нем такую запись:
«Считаю вашей ошибкой то, что вы не запаслись киноаппаратом, так как это очень оживило бы ваш путь и дало бы много интересного материала нам».
Легко сказать — киноаппарат. А где его достанешь? Мы стали бегать по комиссионным магазинам. Ломакин, крупнейший фотолюбитель, заявлял, что овладеть киноаппаратом — «пара пустяков». Главное — побольше достать кинопленки!
В эти дни напряженных сборов нам помогали наши друзья. Был даже организован штаб автотуристического путешествия. Начальником штаба стал мой друг Спартак Селивановский, и в самый затруднительный момент, когда до отъезда оставались считанные дни, у него возникла гениальная идея.
— Третьим участником путешествия, — сказал он, — должен быть студент-дипломант операторского факультета ВГИКа. Он получит киноаппарат и пленку и во время поездки сделает фильм, который и будет его дипломной работой.
С письмом из Союза писателей мы поехали во ВГИК, и я не совру, если скажу, что не менее двадцати молодых кинооператоров готовы были отправиться в путешествие «хоть сейчас».
Надо было выбрать такого товарища, который бы понравился и мне и Ломакину. Это оказалось Не просто. Мы смотрели курсовые работы молодых кинооператоров, и все они нам понравились. Ломакин сказал, что «собственными силами мы такие киносъемки никогда не сделаем. Это точно».
Двадцать дипломантов операторского факультета стали нашими друзьями. Мы заходили к ним в общежитие, вместе обедали в студенческой столовой, встречались на дому.
Третий член экипажа «М-72», молодой кинооператор, должен был обладать сплавом качеств: во-первых, хваткой кинорепортера — быстро и хорошо вести съемки; во-вторых, водить автомашину, ну хотя бы в такой степени, как я; в-третьих, в-четвертых и в-пятых, выдвигался еще целый ряд требований, которые были бы по плечу далеко не каждому.
Помню, Ломакин вручал разобранную «тулку» дипломанту и говорил: «Собери». Дипломанты прошлым летом проходили военную подготовку На лагерных сборах, ползали по-пластунски и учились кидать гранаты, но собрать «тулку» умел не каждый.
Факт, что Тихомиров собрал «тулку». Факт, что его курсовая киносъемка была не хуже, чем у других студентов. По крайней мере, нам так казалось. Правда, некоторые говорили: «Есть у нас талантливее». Но ведь бывает и так: в студенческие годы хвалят, превозносят, а потом не видно человека, и наоборот: тот, кто был в тени, после института становится хорошим мастером своего дела. Тихомиров любил природу и умел ее «схватить» на кинопленку. И последний немаловажный факт: он прекрасно водил автомашину. Более того, он обещал, что если с нашей «М-72» произойдет какая-либо серьезная авария (утонет в Иртыше или в Амуре, сгорит от удара молнии или будет изуродована встречным транспортом), он, Тихомиров, не раздумывая, отдает свою «Победу» «М-20» для продолжения путешествия от того пункта, где произойдет несчастье. О переброске его автомашины к месту возможной аварии мы заранее договорились с Министерством путей сообщения. Платформу нам обещали дать немедленно.
Итак, Тихомиров стал нашим спутником. Прибавились новые учреждения, которые надо было аккуратно посещать, чтобы ни в чем не нуждаться в дороге. Например, Центральная студия документального фильма. Здесь мы раздобыли еще один киноаппарат непонятной фирмы — гибрид «Аймо» и «КС-50», а также хороший штатив. После дружеских напутствий директора студии В. Головни и декана кинооператорского факультета ВГИКа А. Головни с кинохозяйственной подготовкой было покончено.
Все шло хорошо, и только магнитофон до сих пор еще был в производстве. В радиоклубе его конструировала целая бригада во главе с девятнадцатилетним Володей Худяковым.
Нам нужен был аппарат, которого не было ни в одном магазине. Все магнитофоны, находившиеся в продаже, питались от электросети. Как раз это нас не устраивало: мы собирались производить ферромагнитные записи на полях, на берегах рек, в горах и среди лесов. Чтобы запечатлеть говорок работающего комбайна или голоса амурских волн, шум водонапорной струи, размывающей гору, или песни электропил, нам нужен магнитофон с питанием от аккумулятора нашей автомашины.
Работа в радиоклубе шла полным ходом, и я должен был каждый день возить Худякова в институт звукозаписи, где он получал консультацию самых видных специалистов-магнитофонщиков. Они относились к нам скептически, но помогали.
Это было уже шестьдесят второе учреждение, в которое мы обращались, собираясь в поездку. И вообще, за исключением Оргкомитета союза художников, нам нигдe не отказывали.
Как все граждане, я стоял в знаменитой автомобильной очереди, внес деньги и стал хлопотать, чтобы вместо «Победы» «М-20» дали «М-72». Министр автомобильной промышленности Н. И. Строкин написал резолюцию: «Направьте одну машину «М-72» в счет рыночного фонда в московский магазин». Оказалось, что попасть на прием к министру гораздо легче, чем думалось мне прежде.
Неожиданно у нас на руках появилось много документов, справок, отношений. Так мы получили Открытый лист № 28/4447: «Всем управлениям Главнефтесбыта». Этот документ дает нам право получать нефтепродукты и 1000 килограммов бензина на любой нефтебазе нашей страны.
Есть у нас и маршрутный лист Центрального московского автомотоклуба ДОСААФ, в котором сказано, что мы совершаем туристское путешествие по маршруту Москва — Урал — Сибирь — Забайкалье — Дальний Восток — Приморье и все областные автомотоклубы должны нам оказывать всяческое содействие.
Есть документ из Главного управления грузовой Работы и планирования перевозок за № 521340/225, который гласит: «…в случае затруднений предоставлять железнодорожную платформу для перевозки автомашины через мосты…» Копия — НОД (начальникам отделения дорог): Горьковской, Казанской, Южно-Уральской, Свердловской, Омской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Амурской, Дальневосточной.
У членов автомотоклуба мы закупали автотуристический инвентарь. Амплитуда колебания цен на эти предметы — от 350 рублей за спальный мешок до 25 рублей за номерной замок на руль. Цены падали и снова поднимались до высокого уровня надувных, матрацев, багажника и лебедки Синельникова.
Все созданное по последнему слову автотуристской техники, все самое модное, самобытное и остроумное к 28 апреля было в наших руках. Прежде всего хочется назвать бензозаправочный гарнитур. Он состоит из ведра, масляного бачка с фигурным днищем и воронки, в которую вставлялся резиновый шланг для перекачки этилированного бензина. Есть у нас в хозяйстве сетки от комаров на окна машины, электрострубцина, фигурные столики на руль и под пишущую машинку, над которыми, когда это нужно, зажигается переносная лампочка с зажимом.
В машине разместились: саперная лопатка, которая может превратиться в маленькую мотыгу, надувная лодка со складным байдарочным веслом, спиннинги и ружья, портативный охотничий примус и таблетки сухого спирта; шесть пар запасных цепей на колеса и десятка два целлофановых мешочков для хранения продуктов; две канистры, топор и шкаф кинофотохозяйства…
Как говорится, не хватало только птичьего молока. Но зато было молоко сгущенное, порошковое, миндальное (чтобы не обветривались лица) и даже кофе с молоком в трехлитровом китайском термосе, который подарил нам поэт Павел Антокольский.
Завтра мы уезжаем. Несколько месяцев мы жили только подготовкой к этому дню. Все это время у меня не было свободной минуты, и только сейчас я вспоминаю и записываю стремительные события этих дней.
Так бывает перед поездкой: упакованы чемоданы билет в бумажнике — остается только присесть и помолчать минутку, чтобы счастливой была далекая трудная дорога.
О большом приключении пост …
Каким то чудесным образом попала тут ко мне в руки данная книга «179 дней в автомобиле», как и откуда, что в ней описывается, это уже целая история. Начать с того, что купил я ее очень далеко аж в Красноярске, и шла она оттуда долго, а ожидания как известно изведут и самого спокойного и терпеливого да причем так, что я начал читать ее в интернете ссылка. И вот она пришла, я погрузился в чтение.
Все очень просто, трое ребят: автор (Виктор Урин), простой водитель таксопарка и студент ВГИКа отправились покорять просторы Сибири и Дальнего востока, и на чем?! На отечественном новой в то время модели, внедорожнике ГАЗ М-72, который тоже не просто так достался и когда?! 56 год, страна только начинает оправляться от прошедшей войны, подниматься и восстанавливать свои силы великое постепенно формируется могучее государство СССР. Дорог конечно нет, связи нет, запчастей нет, да что там говорить, даже карты нет! А что же есть спросите вы?
А то о чем позабыли в нашем новом мире, энтузиазм, смелость, решительность и вера в себя, в народ, в свое любимое сердцу дело! Конечно в книге многое преукрашенно это абсолютно так, ведь нельзя просто так сказать что где то не могут физически убрать или посеять зерно, выполнить ту или иную норму, но мы сейчас не об этом))
И так продолжаем! 1956 год, Виктор Урин, член союза писателей СССР, продумывает поездку-путешествие через всю нынешнюю нашу страну Москва — Владивосток! Лихо? И не говорите! Что делать? Нужны финансы, а главное поддержка сверху, которую так же не просто получить. И выход был найден, путем выставления одной из целей поездки на первое место, пропаганда Советской власти и изучение уклада жизни в стране. А на такое уже и взгляд у управления другой.
И теперь все по порядку, куплен автомобиль ГАЗ М-72, подготовлен известными инженерами и умельцами того времени. Да что тут говорить, было их не мало, (в каждом!) институте или профильной организации работали только знающие и понимающие свое дело люди. Собрать портативный магнитофон с преобразователем на 12В для автопутешествия — не вопрос! Холодильник на решетку радиатора, раскладной стол, автомобильный оружейный сейф и многое другое, проблем ничего не вызывало, а только азарт тех людей что желали хоть как то по участвовать в этой экспедиции. Так же были получены карты отдельных регионов, каких то не было вовсе, дано задание по возможности составить самим, так же автору удалось получить талон на заправку топливом на любом объеме на любой АЗС СССР (пожалуй это основное в данном путешествии).
Килограммы писем получил автор от его читателей и сочувствующих людей, все желали лишь удачи, здоровья и ровной дороги. Ну а что еще нужно? Всё! Пожалуй и правда)
Читая книгу очень сильно трогают и восхищают такие вещи, как каждый второй рабочий человек говорит, не деньги мне нужны а главное быть нужным и полезным своей стране! Такого конечно нельзя однозначно сказать о колхозниках, но тем не менее никто особо не жалуется на жизнь, хоть и чувствуется что автор слегка сглаживает жизненные реалии. Все же жилось непросто. Тем не менее книга вселяет чувство огромной надежды на светлое будущее, перспективы колоссальны, кажется что энтузиазм народа безграничен! Но все же мой пост не о какой то затуманенной и неизвестной мне ностальгии, без которой невозможно это все прочитать, а о путешествии и автомобиле (к сожалению не так много сказано о нем как хотелось бы).
И ведь описать как то в кратце что пришлось вынести участникам экспедиции даже не хочется, прочитать куда интереснее.
Далее выложу просто фото из книги которых нет в интернете, да и вообще если попытаться найти информацию об этой книге, ничего, абсолютно ничего и на это тоже есть свои причины…
А вот и долгожданный финиш
Вот такое достаточно интересное чтиво, очень хотелось осветить его здесь хоть как то, что я и сделал! Считаю что данное событие не имеет права быть забытым. А почему оно забыто, я думаю ответ вам придет прочитав биографию писателя, поэта, путешественника и автора этой книги Виктора Урина, человек был очень интересный… А книга о путешествиях на Победе далеко не последняя, в дальнейшем автор ездил с Владивостока в Магадан, затем вернулся в Ленинград и изъездил северную Азию. Так же отмечу такой момент, что студент ВГИКа что был участником данного путешествия, снимал фильм «По дорогам Родины», о котором в книге постоянно встречается упоминание, где эти съемки очень большой вопрос.
Вот такой обзор получился)
P.S. Ну что?! Владельцы полноприводных Побед! Может повторим?
Я поеду!
Комментарии 38
После некоторого серфинга интернетов на победо-форуме наткнулся на это : gaz20.spb.ru/books/1001_day_01.htm
Вот я и написал что книга не единственная из серии этих путешествий) Именно эту 1001 день в автомобиле я не прочитал, пока. А вот «По Колымской трассе к полюсу холода» даже нашел-купил оригинал))
Это пожалуй лучшие моменты))
Ну ещё вертолет просил для своих путешествий!
И умер в 2004 году в Нью-Йорке… Богатая событиями жизнь была у человека.
Вот я и написал что книга не единственная из серии этих путешествий) Именно эту 1001 день в автомобиле я не прочитал, пока. А вот «По Колымской трассе к полюсу холода» даже нашел-купил оригинал))
Только за 5000 нашёл «По Колымской трассе к полюсу холода». Намного дешевле удалось приобрести?
Намного) Рублей за 200-300 где то под Рязанью на Авито. А за 5000 висят на каком то сайте обе книги, тоже их встречал.
Вообще адекватная цена! Это обнадёживает, буду посматривать периодически объявления. С его сборниками стихов проблем нет, всегда в продаже, значит и эти издания могут промелькнуть.
Ну больше 1000р я вряд ли бы отдал) Как раз «179 дней в автомобиле» мне обошлась в районе этой суммы с учетом доставки.
глянул био Урина.
ну, изобретательный был товарищ)))
что то какой то подозрительный эпизод с переборкой двигателя на заводе.
типа они до Нижнего доехали, и на заводе вдруг обнаружили что «они реально собрались ехать дальше! собираем один нормально!»?))
На сколько помню обнаружили задиры в ЦПГ и решили провести полный ремонт.
Отличная книга! К моей радости, у меня тоже такая есть!
По тем временам это был на самом деле подвиг! В книге было описано много сложностей, с которыми столкнулись участники пробега и в книге был такой эпизод:
Инструктор секции автотуризма, вечно улыбающийся Кудрявцев, горячо нас поддерживал:
— Молодцы! Давайте! Можете на меня положиться.
Потом у нас происходили такие разговоры:
— Товарищ Кудрявцев, нам нужен открытый лист на бензин.
— Насчет бензина помочь не могу. Зато мы вас поддерживаем морально. Это больше!
— Но, может быть, можно у вас раздобыть географические карты по нашему маршруту?
— Какие карты? Ведь вам известно, что наши автотуристы по такому маршруту не ездили. Вы первые. Карты у нас будут, когда вы вернетесь. Зато мы вам дадим маршрутный лист. Это больше чем карты! Отмечайте маршрутный лист в крупных городах, как командировку, и возможно, после путешествия, вам присудят спортивный разряд.
— Но поймите, товарищ Кудрявцев, нам нужны дефицитные запчасти. Клуб должен из раздобыть. Вот список.
— При чем тут список? Разве вам мало? Мы вам бесплатно даем вымпел мотоклуба и официальный старт, как положено.
— Все?
— Все! Главное дадим старт. Это больше, чем запчасти.
— А как насчет автотуристического оборудования? Нам нужна самовытягивающая лебедка, багажник, бензозаправочный инвентарь… В клубе кое-что имеется… я вам дам расписку и все верну после поездки.
— Расписку? Что вы, товарищи! Зачем вы меня обижаете! Пусть все, что вам надо, остается у вас навсегда, — доказывал Кудрявцев. — Я дам вам адреса знаменитых мастеров и автотуристов. Они смастерят и продадут все, что вам нужно. А вы говорите — расписка. Платите наличными и пользуйтесь на здоровье…
Как это по-нашему. Надеюсь Г-на Кудрявцева (имелось в виду гандона конечно же) черти по полной программе в аду жарят.
Да, человек не захотел поддержать такую крутую экспедицию!
По-серьезному не вписался, ладно. Но клубных вещей на время не выделить это уже откровенный саботаж.
Чувствуется много недосказанности.
А вообще у меня только что появилась мечта: заиметь себе такую же книгу. Друзья, может кто продает? На авито поискал, не нашел((
На Победе тоже готов поучаствовать в путешествии — приглашайте))