1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем
Римский император Константин Великий провозгласил воскресенье днем отдыха
Памятник Константину Великому в Йорке, Англия (Фото: © Snake81 / Фотобанк Фотодженика)
Сегодня в большинстве стран мира, включая Россию, воскресенье является официальным выходным днём.
Впервые воскресенье было объявлено выходным днем 7 марта 321 года. Именно в этот день римский император Константин Великий, восемью годами ранее впервые разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днем отдыха. Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина.
На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не налагалось.
До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин несколько изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу.
С тех пор в христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. В некоторых странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.
Юбилей воскресенья: 1700 лет первому выходному в европейской истории
1700 лет назад 7 марта 321 года император Римской империи Константин I своим декретом объявил воскресенье выходным днем. Впервые в истории.
День радости и отдыха
До этого в европейской традиции выходные дни никогда не привязывались к дням недели. Регулярных выходных не существовало в принципе. После декрета Константина I воскресенье постепенно становилось днем, когда люди должны были отдыхать.
Традиция появилась не сразу и не сама по себе – ее насаждали свержу. Так эдикт 386 года запрещал торговлю и судебную деятельность в воскресенье. Позже, в V веке появился эдикт о обязательном богослужении в воскресенье и участия в нем всех военных и солдат из христиан.
Также христианской традицией (а именно из нее Константин почерпнул идею воскресенья, как дня радости и отдыха) в воскресенье запрещался траур, строгий пост, молитвы на коленях. Даже нельзя было проводить заупокойные службы.
После размежевания христианства на католичество и православие, сложившаяся традиция сохранилась во обеих ветвях. В целом к Х веку во всей Европе воскресенье считалось днем радости и отдыха. Сельскохозяйственные работы в воскресенье разрешались только в крайней необходимости и церковью не одобрялись.
«Неделя» — не делать
День недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. В русский язык слово «воскресенье» пришло из древнеславянского от глагола «воскрешати». Во всех славянских языках, кроме русского воскресенье называется «неделя» — польский niedziela, украинский неділя, белорусский нядзеля, чешский neděle и т. д., то есть днем, когда «не делают», то есть не работают.
В английском языке воскресенье это «Sunday» и слово возникло до 1250 года из слова «sunedai», которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) «Sunnandæg» — буквальное значение «день солнца». Название родственно другим германским языкам, включая древнефризское «sunnandei», древнесаксонское «sunnundag», средневековое голландское «sonnendach» (на современном голландском — «zondag»), древневерхненемецкое «sunnun tag» (на современном немецком «Sonntag»), древнеисландское «sunnudagr» (в современных датском и норвежском — «søndag», в шведском — «söndag»).
Трудовая история воскресенья
С развитием крепостного права в России и Европе воскресенье постепенно теряло статус нерабочего дня. а церковь на это закрывала глаза, хотя официально и законодательно нельзя было принуждать человека работать в воскресенье. Например, в России в 1699 году князя Оболенского даже ненадолго посадили в тюрьму за то, что он принуждал своих крепостных к труду в воскресенье. И все же такие случаи были редки, а крестьяне в воскресенья работали – если не на барина, то на своем поле (потому что в будни трудились на барской земле).
В 1818 году в России вышел императорский указ, в котором говорилось, что церковь и церковные люди должны сообщать императору о случаях принуждения работать в воскресенье. Позже этот надзор от церкви передали губернским властям.
Но никакой надзор не мог справиться экономическими реалиями. С развитием фабрик и заводов труд по воскресеньям стал обычным делом. А так как на заводах рабочим платили больше, чем могли заработать крестьяне в деревне, рабочие держались за свои места и не протестовали.
Поворот и перегибы
Только к 1880-м годам с развитием движения за права рабочих в Европе, США и России воскресенье заново становится выходным днем. 22 и 23 декабря 1886 года в Женеве состоялась международная конференция по правам рабочих, на которой все цивилизованные страны признали воскресенье выходным.
В некоторых случаях это доходило до абсурда. Например, в Англии по воскресеньям перестали работали трактиры, кафе и часть гостиниц. Путешественник, оказавшись в Англии конца XIX века в воскресенье на 100% оставался голодным и без ночлега. Также ряд европейских стран ограничили железнодорожное сообщение по воскресеньям – железнодорожники забастовками добились права не работать по воскресеньям.
В России до таких крайностей не дошло, но, например, вся почтовая служба страны замирала по воскресеньям. В других отраслях воскресенье в России было тоже выходным днем, и без острой нужды работать запрещалось.
При этом Городское положение 1887 года, регламентировавшее многие сферы тогдашней жизни в России разрешало беспрепятственно работать по воскресеньям только лицам еврейской национальности, но если у еврея в подчинение работали люди других национальностей, то эти люди должны были отдыхать.
С 1930-х годов воскресенье окончательно стало пиком культурной жизни недели на Западе и частично в России. Ключевые спортивные события, развлекательные радио и телеэфиры, итоговые недельные выпуски газет и журналов проходят и выходят по воскресеньям. Воскресенье безоговорочно и повсеместно стало выходным днем.
7 марта 321 г. Император Константин Великий провозгласил Воскресение праздничным днем!
(Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей)
Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина.
Равноапостольный император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.
К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: « Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов ».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.
Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.
В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: « Сим (этим) побеждай » (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα ). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.
Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: « Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана ».
В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.
Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).
Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.
(Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века)
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.
В Москве начались нерабочие дни. Что закроется, а что будет работать в столице с 28 октября по 7 ноября?
Дополнительные ограничения и выходные дни в Москве связаны с ростом новых случаев коронавируса, их ввел мэр Сергей Собянин.
С 28 октября по 7 ноября в столице приостановят работу всех организаций, за исключением тех, которые обеспечивают функционирование городской инфраструктуры, а также предприятий непрерывного цикла и ряда федеральных учреждений, чья работа не может быть прекращена в соответствии с указом президента России Владимира Путина.
Во время длинных выходных на рабочем месте разрешено присутствовать сотрудникам, которые обеспечивают охрану и содержание предприятий, а также заняты в безостановочном производстве. К последнему, в частности, относится начисление и выплата заработной платы.
Во время нерабочих дней не будут работать аттракционы в парках, торговые центры, ночные клубы, бары, а также значительная часть предприятий сферы услуг. Среди них — салоны красоты, солярии, бани, спорткомплексы, фитнес-клубы, бассейны и другие.
Запрещено проведение массовых зрелищных, спортивных, развлекательных и других мероприятий, за исключением тех, которые проходят с разрешения органов власти, либо по согласованию со столичным управлением Роспотребнадзора.
При этом пункты вакцинации и экспресс-тестирования, которые работают в торговых центрах, а также в центрах госуслуг, продолжат принимать москвичей и в нерабочие дни.
Посещение театров и музеев Москвы с 28 октября по 7 ноября возможно только при предъявлении QR-кода, который подтверждает пройденную вакцинацию или перенесенную инфекцию. При этом максимальная заполняемость помещений не должна превышать 50 процентов. Также обязательным для посетителей является использование защитных масок.
После 7 ноября QR-коды для посещения театров и музеев сохранятся, однако их заполняемость разрешат поднять до 70 процентов. Также электронный документ будет необходим для концертных, развлекательных и спортивных мероприятий с числом зрителей более 500.
Кроме того, компаниям и предпринимателям, которые оказывают людям услуги очно, рекомендовано обслуживать только посетителей с QR-кодом, а также в медицинской маске.
При этом планов по введению в Москве QR-кодов для поездок на общественном транспорте нет, заверили городские власти.
Рабочая суббота: когда это было обычным делом
28 апреля 2018 года интернет-редакция ОТР вместе со всей страной проводит на рабочем месте: выходной день с субботы перенесен на понедельник 30 апреля. Самое время поговорить о выходных и праздничных днях и вспомнить, когда суббота завершала рабочую неделю.
Конец «шестидневки».
К хорошему привыкаешь быстро. Современному поколению российских граждан трудно себе представить, что в неделе может быть всего один выходной день. Но обычаю проводить субботу и воскресенье на родных шести сотках не так много лет. В прошлом году он отпраздновал скромный полувековой юбилей. В марте 1967 года Президиум Верховного Совета и ЦК КПСС серией постановлений и указов оформили решение, принятое за год до этого XXIII съездом партии. Субботу объявили нерабочим днем. При этом часовая продолжительность рабочей недели – не более 42 часов – сохранялась. С понедельника по пятницу работать сталь на час с небольшим дольше. Шестидневная рабочая неделя сохранялась для общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений.
42-часовая рабочая неделя просуществовала до декабря 1971 года, когда Верховный Совет РСФСР в новом Кодексе законов о труде сократил ее на час. А через шесть лет это положение было зафиксировано новой Конституцией СССР.
А что было раньше
После Октябрьской революции в ноябре 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) был установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной неделе. С 1929-го по 1933-й год 48-часовая рабочая неделя была постепенно заменена на 42-часовую. При этом постановление СНК СССР от 26 августа 1929 года устанавливало так называемый табельный календарь: неделя состояла из 5 дней – 4 рабочих, пятый выходной. В ноябре 1931 года этот календарь был изменен на шестидневный: выходными становились 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта. И только в 1940 году страна вернулась к обычной неделе с выходным в воскресенье. В годы Великой Отечественной войны действовал Указ ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», отменявший отпуска и вводивший обязательные сверхурочные работы.
Краткая история выходных
История выходных и их положение среди дней недели тесно связано с астрономическими наблюдениями представителей различных цивилизаций и их календарями. У большинства народов мира календари основаны на 7 дневной неделе, что первоначально, скорее всего определялось лунными циклами. Эти представления закреплялись в религиозных учениях. Так в Ветхом Завете процесс сотворения мира Богом укладывается в шесть дней. А седьмой описывается как день отдыха, когда Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Книга «Бытие», гл.2, ст.2). У некоторых народов седьмой день недели считался посвященным Богу Солнца. Это нашло свое выражение в названии дня в различных языках. Так в английском Sunday восходит к древнеанглийскому Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»).
Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считался первым днём недели. Такое положение этого дня существовало и у представителей других культур. Например, во вьетнамском языке понедельник переводится как «второй день», т.е. идущий после первого – воскресенья.
В 321 году н.э. первый христианский император Римской Империи Константин определил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Соответственно, в христианской культуре за воскресеньем закрепилось значение праздника – дня, когда верующие обычно посещают церковь. Здесь интересно отметить, что в раннем христианстве, в отличие от иудаизма, значение дня, посвященного Господу, перешло с субботы на воскресенье. Последователи Торы продолжают чтить субботу, и именно суббота считается нерабочим днем. В христианстве свое название воскресенье получило в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.
Российские праздники
Если сравнивать с количеством праздников, устанавливавшихся царским указом 1897 года (14 праздников), Российская Федерация ведет себя гораздо скромнее. Сейчас в нашем календаре их всего восемь: Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства и Новый Год. Но если учитывать правила переносов, когда праздник приходится на обычный выходной, нерабочих дней получается больше, чем в Российской империи.
В этом году россиянам предстоит еще два раз столкнуться с рабочей субботой. Выходной с 9 июня будет перенесен на 11-е, и на День России мы будем отдыхать с 10-го по 12-е июня. А выходной 29 декабря окажется перенесенным на последний день года. День народного единства 4 ноября в этом году выпадает на воскресенье. Поэтому праздничный уикенд будет продлен до 5 ноября включительно.