1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем

Римский император Константин Великий провозгласил воскресенье днем отдыха

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днемПамятник Константину Великому в Йорке, Англия (Фото: © Snake81 / Фотобанк Фотодженика)

Сегодня в большинстве стран мира, включая Россию, воскресенье является официальным выходным днём.

Впервые воскресенье было объявлено выходным днем 7 марта 321 года. Именно в этот день римский император Константин Великий, восемью годами ранее впервые разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днем отдыха. Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина.

На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не налагалось.

До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин несколько изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу.

С тех пор в христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. В некоторых странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.

Источник

Юбилей воскресенья: 1700 лет первому выходному в европейской истории

1700 лет назад 7 марта 321 года император Римской империи Константин I своим декретом объявил воскресенье выходным днем. Впервые в истории.

День радости и отдыха

До этого в европейской традиции выходные дни никогда не привязывались к дням недели. Регулярных выходных не существовало в принципе. После декрета Константина I воскресенье постепенно становилось днем, когда люди должны были отдыхать.

Традиция появилась не сразу и не сама по себе – ее насаждали свержу. Так эдикт 386 года запрещал торговлю и судебную деятельность в воскресенье. Позже, в V веке появился эдикт о обязательном богослужении в воскресенье и участия в нем всех военных и солдат из христиан.

Также христианской традицией (а именно из нее Константин почерпнул идею воскресенья, как дня радости и отдыха) в воскресенье запрещался траур, строгий пост, молитвы на коленях. Даже нельзя было проводить заупокойные службы.

После размежевания христианства на католичество и православие, сложившаяся традиция сохранилась во обеих ветвях. В целом к Х веку во всей Европе воскресенье считалось днем радости и отдыха. Сельскохозяйственные работы в воскресенье разрешались только в крайней необходимости и церковью не одобрялись.

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем

«Неделя» — не делать

День недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. В русский язык слово «воскресенье» пришло из древнеславянского от глагола «воскрешати». Во всех славянских языках, кроме русского воскресенье называется «неделя» — польский niedziela, украинский неділя, белорусский нядзеля, чешский neděle и т. д., то есть днем, когда «не делают», то есть не работают.

В английском языке воскресенье это «Sunday» и слово возникло до 1250 года из слова «sunedai», которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) «Sunnandæg» — буквальное значение «день солнца». Название родственно другим германским языкам, включая древнефризское «sunnandei», древнесаксонское «sunnundag», средневековое голландское «sonnendach» (на современном голландском — «zondag»), древневерхненемецкое «sunnun tag» (на современном немецком «Sonntag»), древнеисландское «sunnudagr» (в современных датском и норвежском — «søndag», в шведском — «söndag»).

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем

Трудовая история воскресенья

С развитием крепостного права в России и Европе воскресенье постепенно теряло статус нерабочего дня. а церковь на это закрывала глаза, хотя официально и законодательно нельзя было принуждать человека работать в воскресенье. Например, в России в 1699 году князя Оболенского даже ненадолго посадили в тюрьму за то, что он принуждал своих крепостных к труду в воскресенье. И все же такие случаи были редки, а крестьяне в воскресенья работали – если не на барина, то на своем поле (потому что в будни трудились на барской земле).

В 1818 году в России вышел императорский указ, в котором говорилось, что церковь и церковные люди должны сообщать императору о случаях принуждения работать в воскресенье. Позже этот надзор от церкви передали губернским властям.

Но никакой надзор не мог справиться экономическими реалиями. С развитием фабрик и заводов труд по воскресеньям стал обычным делом. А так как на заводах рабочим платили больше, чем могли заработать крестьяне в деревне, рабочие держались за свои места и не протестовали.

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем

Поворот и перегибы

Только к 1880-м годам с развитием движения за права рабочих в Европе, США и России воскресенье заново становится выходным днем. 22 и 23 декабря 1886 года в Женеве состоялась международная конференция по правам рабочих, на которой все цивилизованные страны признали воскресенье выходным.

В некоторых случаях это доходило до абсурда. Например, в Англии по воскресеньям перестали работали трактиры, кафе и часть гостиниц. Путешественник, оказавшись в Англии конца XIX века в воскресенье на 100% оставался голодным и без ночлега. Также ряд европейских стран ограничили железнодорожное сообщение по воскресеньям – железнодорожники забастовками добились права не работать по воскресеньям.

В России до таких крайностей не дошло, но, например, вся почтовая служба страны замирала по воскресеньям. В других отраслях воскресенье в России было тоже выходным днем, и без острой нужды работать запрещалось.

При этом Городское положение 1887 года, регламентировавшее многие сферы тогдашней жизни в России разрешало беспрепятственно работать по воскресеньям только лицам еврейской национальности, но если у еврея в подчинение работали люди других национальностей, то эти люди должны были отдыхать.

С 1930-х годов воскресенье окончательно стало пиком культурной жизни недели на Западе и частично в России. Ключевые спортивные события, развлекательные радио и телеэфиры, итоговые недельные выпуски газет и журналов проходят и выходят по воскресеньям. Воскресенье безоговорочно и повсеместно стало выходным днем.

Источник

7 марта 321 г. Император Константин Великий провозгласил Воскресение праздничным днем!

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем
(Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей)

Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина.

Равноапостольный император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: « Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов ».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: « Сим (этим) побеждай » (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα ). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: « Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана ».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем
(Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века)

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

Источник

В Москве начались нерабочие дни. Что закроется, а что будет работать в столице с 28 октября по 7 ноября?

Дополнительные ограничения и выходные дни в Москве связаны с ростом новых случаев коронавируса, их ввел мэр Сергей Собянин.
С 28 октября по 7 ноября в столице приостановят работу всех организаций, за исключением тех, которые обеспечивают функционирование городской инфраструктуры, а также предприятий непрерывного цикла и ряда федеральных учреждений, чья работа не может быть прекращена в соответствии с указом президента России Владимира Путина.
Во время длинных выходных на рабочем месте разрешено присутствовать сотрудникам, которые обеспечивают охрану и содержание предприятий, а также заняты в безостановочном производстве. К последнему, в частности, относится начисление и выплата заработной платы.

Во время нерабочих дней не будут работать аттракционы в парках, торговые центры, ночные клубы, бары, а также значительная часть предприятий сферы услуг. Среди них — салоны красоты, солярии, бани, спорткомплексы, фитнес-клубы, бассейны и другие.
Запрещено проведение массовых зрелищных, спортивных, развлекательных и других мероприятий, за исключением тех, которые проходят с разрешения органов власти, либо по согласованию со столичным управлением Роспотребнадзора.
При этом пункты вакцинации и экспресс-тестирования, которые работают в торговых центрах, а также в центрах госуслуг, продолжат принимать москвичей и в нерабочие дни.

Посещение театров и музеев Москвы с 28 октября по 7 ноября возможно только при предъявлении QR-кода, который подтверждает пройденную вакцинацию или перенесенную инфекцию. При этом максимальная заполняемость помещений не должна превышать 50 процентов. Также обязательным для посетителей является использование защитных масок.
После 7 ноября QR-коды для посещения театров и музеев сохранятся, однако их заполняемость разрешат поднять до 70 процентов. Также электронный документ будет необходим для концертных, развлекательных и спортивных мероприятий с числом зрителей более 500.
Кроме того, компаниям и предпринимателям, которые оказывают людям услуги очно, рекомендовано обслуживать только посетителей с QR-кодом, а также в медицинской маске.
При этом планов по введению в Москве QR-кодов для поездок на общественном транспорте нет, заверили городские власти.

Источник

Рабочая суббота: когда это было обычным делом

1700 лет со дня объявления воскресенья нерабочим днем

28 апреля 2018 года интернет-редакция ОТР вместе со всей страной проводит на рабочем месте: выходной день с субботы перенесен на понедельник 30 апреля. Самое время поговорить о выходных и праздничных днях и вспомнить, когда суббота завершала рабочую неделю.

Конец «шестидневки».

К хорошему привыкаешь быстро. Современному поколению российских граждан трудно себе представить, что в неделе может быть всего один выходной день. Но обычаю проводить субботу и воскресенье на родных шести сотках не так много лет. В прошлом году он отпраздновал скромный полувековой юбилей. В марте 1967 года Президиум Верховного Совета и ЦК КПСС серией постановлений и указов оформили решение, принятое за год до этого XXIII съездом партии. Субботу объявили нерабочим днем. При этом часовая продолжительность рабочей недели – не более 42 часов – сохранялась. С понедельника по пятницу работать сталь на час с небольшим дольше. Шестидневная рабочая неделя сохранялась для общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений.

42-часовая рабочая неделя просуществовала до декабря 1971 года, когда Верховный Совет РСФСР в новом Кодексе законов о труде сократил ее на час. А через шесть лет это положение было зафиксировано новой Конституцией СССР.

А что было раньше

После Октябрьской революции в ноябре 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) был установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной неделе. С 1929-го по 1933-й год 48-часовая рабочая неделя была постепенно заменена на 42-часовую. При этом постановление СНК СССР от 26 августа 1929 года устанавливало так называемый табельный календарь: неделя состояла из 5 дней – 4 рабочих, пятый выходной. В ноябре 1931 года этот календарь был изменен на шестидневный: выходными становились 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта. И только в 1940 году страна вернулась к обычной неделе с выходным в воскресенье. В годы Великой Отечественной войны действовал Указ ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», отменявший отпуска и вводивший обязательные сверхурочные работы.

Краткая история выходных

История выходных и их положение среди дней недели тесно связано с астрономическими наблюдениями представителей различных цивилизаций и их календарями. У большинства народов мира календари основаны на 7 дневной неделе, что первоначально, скорее всего определялось лунными циклами. Эти представления закреплялись в религиозных учениях. Так в Ветхом Завете процесс сотворения мира Богом укладывается в шесть дней. А седьмой описывается как день отдыха, когда Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Книга «Бытие», гл.2, ст.2). У некоторых народов седьмой день недели считался посвященным Богу Солнца. Это нашло свое выражение в названии дня в различных языках. Так в английском Sunday восходит к древнеанглийскому Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»).

Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считался первым днём недели. Такое положение этого дня существовало и у представителей других культур. Например, во вьетнамском языке понедельник переводится как «второй день», т.е. идущий после первого – воскресенья.

В 321 году н.э. первый христианский император Римской Империи Константин определил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Соответственно, в христианской культуре за воскресеньем закрепилось значение праздника – дня, когда верующие обычно посещают церковь. Здесь интересно отметить, что в раннем христианстве, в отличие от иудаизма, значение дня, посвященного Господу, перешло с субботы на воскресенье. Последователи Торы продолжают чтить субботу, и именно суббота считается нерабочим днем. В христианстве свое название воскресенье получило в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.

Российские праздники

Если сравнивать с количеством праздников, устанавливавшихся царским указом 1897 года (14 праздников), Российская Федерация ведет себя гораздо скромнее. Сейчас в нашем календаре их всего восемь: Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства и Новый Год. Но если учитывать правила переносов, когда праздник приходится на обычный выходной, нерабочих дней получается больше, чем в Российской империи.

В этом году россиянам предстоит еще два раз столкнуться с рабочей субботой. Выходной с 9 июня будет перенесен на 11-е, и на День России мы будем отдыхать с 10-го по 12-е июня. А выходной 29 декабря окажется перенесенным на последний день года. День народного единства 4 ноября в этом году выпадает на воскресенье. Поэтому праздничный уикенд будет продлен до 5 ноября включительно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *