17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

День основания морской авиации ВМФ России

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россииПалубный истребитель Су-33 (Фото: structure.mil.ru)

Дата 17 июля считается Днем основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации. Как праздничная она была установлена приказом главнокомандующего ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года.

17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

Сегодня авиация ВМФ РФ является родом сил Военно-морского флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. А функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил РФ.

Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский.

Другие праздники в разделе «Праздники России» 17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

Источник

День авиации Военно-морского флота России

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота.

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе «О типе морского аэроплана» изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

История морской авиации началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера «Бирмингем»; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера «Пенсильвания».

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе — сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского военно-морского флота. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации продолжится работа по модернизации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н «Новелла» и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Источник

День основания морской авиации ВМФ России

Другие названия:День авиации ВМФ России
Учрежден:Приказом главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15.07.1996 г.
Значение:Победа летчиков Российской империи в воздушном бою над немцами на острове Эзель 17.07.1916 г.
Традиции:Авиашоу; концерты; тематические статьи, передачи в СМИ

День основания морской авиации ВМФ России отмечается 17 июля 2022 года. Праздник посвящен части военно-морских сил, на которой лежит задача по поиску и уничтожению противника, прикрытию объектов от ударов врага с воздуха и другие военные операции. Его справляют летчики ВМФ РФ.

История и традиции

Праздник был установлен по приказу главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15 июля 1996 года. Дата имеет символическое значение. 17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, летчики Российской империи победили в воздушном бою. Защищая остров Эзель и расположенную на нем базу, они вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолетами над Балтийским морем. Победили без потерь, сбив два самолета противника.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. Мациевич на очередном заседании Морского техкомитета поделился своей идеей о поднятии самолетов в воздух с кораблей. В 1910 году впервые удалось успешно подняться в воздух с поверхности воды на гидроплане. Первые военные подразделения в Российской империи, в состав которых вошли гидроавиационные станции, были сформированы в 1913-1914 годах. К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 65 боевых морских самолетов. К концу военных действий их число увеличилось в 4 раза.

Ежегодно 17 июля в России устраиваются зрелищные масштабные авиашоу, выступления творческих коллективов. В эфир радио и телевидения выходят тематические передачи, в периодических изданиях публикуют статьи, которые посвящены авиации ВМФ РФ.

Интересные факты

Во время ВОВ советские летчики морской авиации уничтожили две трети кораблей, самолетов и других видов транспорта фашистских захватчиков.

Каждый из четырех флотов РФ – Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский – владеет собственной авиацией.

В 2016 году, к 100-летию праздника, учреждена юбилейная негосударственная общественная медаль.

Источник

Небесные асы — 17 июля День рождения морской авиации ВМФ России

День основания Морской авиации ВМФ молодой праздник. Праздник отмечают с 96-го года, хотя история этого армейского подразделения насчитывает более ста лет.

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

17 июля считается днем рождения морской авиации. Дату выбрали в честь победы русских летчиков над Балтийском морем в ходе Первой мировой войны в 1916-м. Гидросамолеты М-9 одержали в небе победу над четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом сражении и стала отправной точкой в истории морской авиации.

В годы Великой Отечественной войны пилоты морской авиации совершили более 35 тысяч боевых вылетов и были главной угрозой в боях на море для фашистов. За годы ВОВ советские летчики уничтожили в небе и на аэродрома свыше 5,5 тысяч немецких самолетов, а также 407 боевых кораблей и 371 грузовой транспорт.

Сегодня войска морской авиации выполняют широкий спектр задач от обнаружения и уничтожения вражеских подлодок и ликвидации надводных авианосцев и других кораблей до прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха. Также эти элитные войска ведут воздушную разводку, наводят на корабельные силы противника, уничтожают самолеты, вертолеты и крылатые ракеты. Этот род сил Военно-морского флота России участвует в минировании акватории, привлекается к противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, поисково-спасательным работам на море.

Основу корабельной авиации составляют самолеты Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, Су-25УТГ, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. На вооружении морской авиации самолеты радиоэлектронной разведки Ил-20, РЭБ Ил-22, а также самолеты военно-транспортной авиации. Глобально авиация ВМФ России делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. Все четыре флота России, Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский, располагают собственной авиацией.

Легенды авиации ВМФ

Знаменитого палубного летчика Тимура Апакидзе историки часто называют создателем российской корабельной авиации. В 80-е он командовал воинской частью — 100-м отдельным корабельным истребительным авиаполком, который до сих пор успешно выполняет задачи на новейших палубных истребителях МиГ-29КР/КУБР.

В 2015-м Минобороны России возродило 100-й полк. Его летчики воевали в небе над Сирией в составе авиакрыла «Адмирала Кузнецов».

Служба в авиационных войсках флота — одно из самых престижных направлений в армии. Авиация на флоте всепогодная. Единственная опасность для этих бравых ребят — плохая видимость. Если порог облачности ниже 150 метров, «в небо идут одни старики».

Источник

День основания морской авиации России

17 июля считается днем основания морской авиации ВМФ России. Именно в этот день в далеком 1916 году над Балтийским морем русские летчики одержали свою первую боевую победу. В бою приняли участие 4 гидросамолета М-9, взлетевшие с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота. В небе им противостояли 4 немецких самолета. Победа в этом воздушном бою Первой мировой войны положила начало истории отечественной морской авиации.

В России морская авиация начала развиваться с 1911 года с гидросамолетов, при этом первые машины приобретались за границей. Однако скоро отечественные конструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые приняли участие в Первой мировой войне. Российские гидросамолеты использовались для обстрела и бомбардировки с воздуха портов и военно-морских баз, кораблей в море, а также для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе флота впервые появились две отдельные воздушные дивизии — одна на Черном море, другая на Балтике. После 1917 года на Балтийском флоте начала формирование отдельная воздушная бригада особого назначения. Позднее отдельные отряды гидросамолетов появились и в составе Каспийской, Волжской и других флотилий. Всего же на всех фронтах гражданской войны использовалось 19 авиационных морских отрядов.

В 1930-е годы, когда вся страна «болела» Арктикой и следила за судьбой челюскинцев, именно морские летчики приняли активное участие в спасении полярной экспедиции. За спасение полярников Золотая звезда Героя Советского Союза была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который являлся воспитанником именно морской авиации.

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

Уже в послевоенные годы морская авиация продолжила совершенствоваться, оттачивая свое боевое мастерство и осваивая новую поступающую на вооружение технику. Именно летчик-североморец в 1961 году первым проложил путь человечества к звездам. В это же время в стране появились новые рода морской авиации — морская противолодочная и ракетоносная, шло совершенствование морской разведывательной авиации. Принципиально новым направлением для флота стало появление в его составе самолетов корабельного базирования вертикального взлета и посадки, а также постройка первых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев» и «Новороссийск». В дальнейшем появление палубной истребительной авиации, главным предназначением которой является прикрытие группировок флота в море, стало эпохальным событием в развитии отечественной морской авиации.

В настоящее время ВМФ России располагает в своем составе боеспособными пилотами истребительной авиации, а также экипажами вертолетов корабельного базирования. Традиции прославленных морских летчиков-ветеранов бережно хранит и преумножает сегодняшнее поколение морских авиаторов, которые продолжают нести службу и самоотверженно трудиться над укреплением боеготовности отечественного морского флота.

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

Сегодня на вооружении морской авиации России находятся современные реактивные самолеты и различные вертолеты. Собственной авиацией располагают все 4 флота нашей страны: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. При этом морская авиация продолжает оставаться одним из наиболее маневренных родов войск в составе российского военно-морского флота, который может действовать как во взаимодействии с другими родами войск, так и полностью самостоятельно.

Морская авиация — это отдельный род сил ВМФ России. Она предназначена для поиска и последующего уничтожения десантных отрядов противника, его боевых сил флота, морских конвоев и одиночных судов как в море, так и в морских базах. Помимо этого, морская авиация обеспечивает прикрытие объектов флота и группировок кораблей от вражеских воздушных ударов, занимается уничтожением воздушных целей: самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника. Также морская авиация осуществляет ведение воздушной разведки, наведения на корабли противника собственных ударных сил и выдачу им необходимых целеуказаний. Морская авиация может быть привлечена для постановки минных заграждений, осуществления противоминных действий, воздушной перевозки и десантирования войск и грузов, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), осуществления поисково-спасательных работ на море. Основу ее сегодня составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация России подразделяется на рода авиации: истребительную, морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательного и вспомогательного назначения (РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, обеспечения управления и связи, противоминную, транспортную, поисково-спасательную, санитарную, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе). Морская авиация может базироваться на авианесущих кораблях и аэродромах. По месту базирования ее подразделяют на авиацию берегового базирования и палубную авиацию.

17 июля праздник день основания морской авиации вмф россии

Подавляющая часть российской морской авиации имеет береговое базирование. В настоящее время в состав российского флота входит лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По состоянию на 2014 год российская корабельная авиация представлена четырьмя типами самолетов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, а также учебно-тренировочными машинами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолетами МиГ-29КУБ. Все они во время походов могут базироваться на палубе российского авианосца вместе с вертолетами Ка-27 и Ка-29.

В отличие от оригинальной машины, обновленный Ил-38Н оснащен современной цифровой аппаратурой, которая существенно расширяет возможности данного самолета. Машина может использоваться для слежения за надводными и подводными кораблями противника, патрулирования российской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций на море. Аппаратура модернизированного самолета обладает открытой архитектурой, что позволяет в любое время дополнить ее разного рода оборудованием в зависимости от стоящих перед самолетом задач. Во время модернизации Ил-38Н прошел также капремонт, что позволило продлить срок службы самолета еще на 20-25 лет. В общей сложности на вооружении ВМФ России сегодня находится около 40 самолетов данного типа, 28 из них планируется модернизировать до 2020 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *