15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона

Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Молитвословия

Богоро́дице Присноде́во,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным Рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи [1],/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Иной тропарь, греческий, глас 3 [2]

Боже́ственное облаче́ние щедро́т Твои́х/ и одея́ние безсме́ртия,/ святу́ю Твою́ ри́зу и нетле́нную,/ насле́дие Твое́, Отрокови́це, дарова́ла еси́,/ во спасе́ние всех и соедине́ние./ Те́мже, Пренепоро́чная,/ боже́ственное ея́ положе́ние благоче́стно почита́юще,// Тя велича́ем.

Кондак, глас 4 (подобен: Вознесыйся:)

Одея́ние всем ве́рным нетле́ния, Богоблагода́тная Чи́стая, дарова́ла еси́,/ свяще́нную ри́зу Твою́,/ е́юже свяще́нное те́ло Твое́ покрыва́ла еси́,/ покро́ве все́х челове́ков,/ ея́же положе́ние пра́зднуем любо́вию/ и вопие́м со стра́хом Ти, Чи́стая:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим святы́я ри́зы Твоея́// честно́е положе́ние.

Источник

Церковь празднует Положение честной ризы Богородицы во Влахерне

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В среду 15 июля 2020 года Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V в.).

По Преданию, риза (одеяние) Божией Матери была обретена приближенными византийского императора Льва Македонянина братьями Гальбием и Кандидом вблизи Назарета, в доме одной благочестивой еврейки.

Оттуда ков­чег с великой христианской святыней братья пе­ре­ве­зли в Кон­стан­ти­но­поль, где ее с благоговением приняли святой Патриарх Константинопольский Ген­на­дий и им­пе­ра­тор Лев.

В пригороде Константинополя Влахерне, вблизи моря, был построен храм в честь Божией Матери, куда 2 июля 458 года и была торжественно перенесена риза, помещенная в новый ковчег. Впо­след­ствии в ков­чег с ри­зой Бо­го­ро­ди­цы по­ло­жили Ее свя­той омо­фор и часть Ее по­я­са.

В дальнейшем, по молитвам к Божией Матери, во Влахернском храме перед Ее ризой происходили многочисленные чудеса. В первую очередь, спасение Константинополя от иноземных захватчиков.

Так, например, Богородица спасла город во вре­мя оса­ды ава­ра­ми в 626 году, пер­са­ми – в 677-м, ара­ба­ми – в 717-м, а также в 860 году русским флотом князя Аскольда.

Когда Константинополь был уже на грани захвата русскими воинами, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о спа­сении цер­ков­ных свя­ты­нь, и преж­де все­го – свя­той ри­зы Бо­го­ро­ди­цы.

По­сле все­на­род­но­го мо­леб­на святыню крест­ным хо­дом об­нес­ли во­круг го­род­ских стен, по­гру­зи­ли с мо­лит­вой край ее в во­ды Бос­фо­ра, а за­тем пе­ре­нес­ли в центр города – в храм Свя­той Со­фии.

В результате, Бо­жия Ма­терь незримо усми­ри­ла рус­ских во­и­нов, после чего было заключено пе­ре­ми­рие и снята оса­да Кон­стан­ти­но­по­ля. Взяв большой выкуп, но, не разорив города, русские дружины ушли.

2 июля 860 года (15 июля по н. ст.) чу­до­твор­ную ри­зу тор­же­ствен­но вернули в ра­ку Влахерн­ско­го хра­ма. В вос­по­ми­на­ние этих со­бы­тий свя­тым пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем и бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние По­ло­же­ния честной ри­зы Бо­го­родицы во Влахерне.

Источник

Православная Церковь вспоминает положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери).

Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье.

Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса.

С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернский храм.

В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Праздник Ризоположения с древности празднуется и на Руси. В его честь святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Здесь со святыней также связаны многие чудесные и знаменательные события.

Так, например, летом 1451 г. к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 г. она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в середине XVII века Теремного дворца, храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля в 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей.

Читайте также:

Источник

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Православный календарь на 15 июля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

15 июля (2 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный. На трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. В Русской Церкви совершается праздник Ризоположения Пресвятой Богородицы, а также память ряда православных святых и трёх почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Церковный праздник, связанный с историей уникальной христианской реликвии, относящейся ещё ко времени земной жизни Божией Матери, — Её честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. Более подробно об этом торжестве, а также посвящённом ему московском храме вы сможете прочесть в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский. Этот великий святой был Предстоятелем Иерусалимской Церкви с 420 по 458 год от Рождества Христова. Святитель был современником таких великих христианских подвижников, как преподобные Евфимий Великий, Симеон Столпник, Герасим Иорданский, и многих других святых Церкви Христовой. Наиболее же близок духовно Патриарх Иувеналий был с преподобным Евфимием Великим. Святитель Иувеналий был Патриархом в очень непростое для Православия время.

Уже отошёл период антихристианских гонений, однако Церковь потрясали многочисленные ереси, включая несторианство (умалявшее Божественную природу Христа) и евтихианство — монофизитство (напротив, умалявшее Человеческую природу Христа). Против этих лжеучений Иувеналий активно боролся, утверждая истинность Святого Православия. Одно время святитель был даже изгнан еретиками с Патриаршего престола и укрывался в Константинополе, но в итоге Истина восторжествовала, и Патриарх Иувеналий вернулся в Святой град Иерусалим.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Этот русский святой первой половины XV века был родом из Греции. Родившись в годы, когда Империя ромеев (Византия) уже переживала времена своего заката, будущий святитель с юности выбрал путь монашеского служения. В 1408 году Константинопольский Патриарх рукоположил его на Русскую кафедру, после чего владыка Фотий более 20 лет был Первоиерархом Русской Церкви, чей титул сохранял наименование «Киевский», однако в реальности кафедра уже была перенесена в Москву.

Очень многое святитель сделал для воссоединения Русских земель, в частности, упразднив Литовскую митрополию, которая раскалывала Русскую Церковь по политическому признаку (Русь Литовская к тому времени уже была сильно поражена католическими влияниями). В конце жизни митрополит Фотий сподобился видения Ангела Господня, который предсказал святителю время его кончины. Упокоился владыка в июле 1431 года, успев написать перед этим духовное завещание — Духовную грамоту.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца. Один из самых почитаемых святых Тверской земли, её архипастырь в конце XIV — начале XV столетия. В молодости будущий святитель принял монашеский постриг в первом русском монастыре — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, после чего служил архидиаконом при митрополите Киевском Киприане и управлял делам Киевской митрополии.

В 1390 году от Рождества Христова отец Арсений был направлен в Тверь и рукоположен в епископский сан во времена, когда Тверское княжество раздирали всевозможные нестроения. Как великий молитвенник и миротворец святитель Арсений смог не только исцелить эти раздоры, но и значительно укрепить Православие на Тверской земле. В 1409 году от Рождества Христова владыка мирно отошёл ко Господу и был погребён в созданном им Жёлтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Святитель Арсений Тверской. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Братья по плоти, схимники, совершавшие монашеские духовные подвиги в XVI столетии в одной из подмосковных обителей. Также сегодня совершается память преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских и празднование Собору Тверских святых.

Феодотьевская, Пожайская и Ахтырская иконы Божией Матери. Эти чудотворные образа Пресвятой Богородицы, особенно почитающиеся в Русской Православной Церкви, были явлены соответственно в 1487 году, в XVII веке и 1739 году от Рождества Христова. Отметим, что каждый православный христианин, почитая иконы Божией Матери, молится не образу, а Самой Небесной Владычице.

15 июля положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне с праздником

Ахтырская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Источник

Положение Честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне (V)

Историческое содержание

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской «Хроники Феофана» говорит, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484–1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *