1492 год в истории испании

Этот день в истории: 1492 год — эдикт об изгнании евреев из Испании

1492 год в истории испании

31 марта 1492 года был подписан Альгамбрский эдикт — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство.

1469 году арагонский король Фердинанд II и королева Кастилии Изабелла I сочетались браком, что привело к объединению их государств. В результате этого брака в Испании началась активная христианизация. В 1472 году была основана инквизиция. После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха «отвоевания Родины», известная как Реконкиста. По иронии судьбы победа над маврами, стала возможной во многом благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора.

После этого «христианнейшие монархи» решили насильственно крестить евреев и мусульман, с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Впрочем, у изгнания евреев были не только религиозные предпосылки. Этому способствовали также мощные антисемитские настроения в Испании XV века, в основе которых лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и немногочисленной еврейской общиной. Последняя активно занималась торговлей и ростовщичеством, проникая во многие сферы административного управления, в том числе финансового.

31 марта 1492 года королевские величества подписали Альгамбрский эдикт об изгнании со всех территорий своих королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство. Указ мотивировал это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры и отдалить их от нее и привлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.

В эдикте указывалось на то, что среди принявших крещение евреев имеется немалое количество «плохих христиан», которые оказывают негативное влияние на новообращенных. Причиною этого является слишком близкое, смешанное существование христиан и иудеев в испанском обществе. Так как все прежние меры по уменьшению отрицательного влияния иудейства на жизнь христиан — переселение евреев в гетто, введение инквизиции, высылка за пределы Андалузии — оказались малоэффективными, принимается решение об изгнании всех иудеев из Испании.

Евреям был дан срок до конца июля 1492 года. До истечения этого срока евреи формально оставались под «защитой и покровительством королевских величеств», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать все свое имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Однако все эти гарантии были малоэффективны. На деле продажа имущества часто была насильственной и приносила огромный убыток продавцу.

Евреям запрещалось вывозить из Испании золото, серебро и любую иную чеканную монету, а также многие другие вещи. Материальные потери изгнанников были огромны. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилия, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев. И все равно до 31 июля всех евреев выселить не удалось, что вынудило продлить срок до 2 августа. Эдикт запрещал евреям не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества.

Изгнание евреев оказало серьёзное негативное воздействие на испанскую экономику. Несмотря на то что имущество евреев, их дома и земли, распродавались к выгоде коренного населения по низкой цене, серьёзный ущерб понесли торговля, финансы страны и банковское дело. Кроме этого, страна лишилась многих искусных мастеров-ремесленников, дипломатов и языковедов, врачей и учёных.

Общее число евреев, которые вследствие Альгамбрского эдикта вынуждены были покинуть Испанию до сих пор остается спорным — в оценках ученых оно колеблется от 130 тысяч и до 300 тысяч. Количество оставшихся и принявших крещение установить еще сложнее, так как такой учет попросту не велся и их число в источниках не указывается.

Источник

Почему евреев выгнали из Испании в 1492 году

1492 год в истории испании

О массовом геноциде евреев в фашисткой Германии знают все. Однако этот многострадальный народ подвергался ужасным гонениям на протяжении всей истории своего существования. Одним из государств, правители которого попытались полностью избавиться от иудеев, является средневековая Испания.

31 марта 1492 года король Фердинанд II и его супруга Изабелла приняли Альгамбрский декрет, который предписывал всем евреям покинуть страну в течение трех месяцев. Что же стало причиной такого беспрецедентного решения?

Погромы и резня

Долгое время Испания была родным домом для множества еврейских общин. Сотни тысяч иудеев жили в этой стране, занимаясь различными ремеслами, предпринимательской деятельностью, наукой. Были среди них и государственные служащие, врачи, финансисты.

Однако уже в XIV веке ситуация кардинально меняется: под влиянием католического духовенства среди испанцев усиливаются юдофобские настроения. Например, 15 марта 1391 года священник Фернандо Мартинес произнес перед жителями Севильи речь, обличающую евреев и их религию, которую он считал идолопоклоннической. Разгоряченная толпа верующих начала погром иудейского квартала. События, спровоцированные Мартинесом получили название «севильская резня».

Нападения на евреев, массовые грабежи и убийства прокатились по всем городам Испании. Тогда, опасаясь за свои жизни, многие иудеи были вынуждены креститься. Таких людей, насильно принявших христианство, стали называть марранами (то есть, отверженными). За ними постоянно следили, подозревая в тайной приверженности религии предков.

В 1480 году в Севилье начался суд над марранами, которых обвинили в тайной приверженности иудаизму. Поскольку часть имущества казненных поступала в королевскую казну, а другая часть доставалась доносчикам, жечь евреев на кострах инквизиции было прибыльным делом.

Юдофобское движение в Испании возглавлял Томас Торквемада, оставшийся в истории как свирепый изувер. С бесчинствами его приспешников-инквизиторов могут тягаться только гестаповские палачи. Тысячи евреев погибли в огне, остальные жили в постоянном страхе.

Как известно, два крупнейших испанских королевства – Кастилия и Арагон – объединились в одно государство в 1474 году. Тогда между Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской был заключен брачный союз. Королевская чета поставила перед собой цель: освободить Испанию от иноверцев. После победы над маврами и изгнания их из Гранады закончилось восьмивековое присутствие мусульман на Пиренейском полуострове. Затем наступила очередь евреев.

Томас Торквемада убедил короля и королеву, что иудеи губят Испанию, подрывая христианские устои. Кроме того, утверждал инквизитор, соседство с евреями губительно для марранов, которые могут вернуться к вере своих предков под влиянием иудеев.

Мальчик из Ла Гуардии

Помимо общественно-политических причин, побудивших испанскую королевскую чету принять Альгамбрский декрет, катализатором беспрецедентного изгнания евреев из Испании послужила история о мальчике из города Ла Гуардия, который якобы был зверски замучен евреями во время кровавого магического ритуала.

В конце 1490 года еврея-христианина Бенито Гарсия обвинили в краже из католического храма гостии – небольшого хлебца, используемого во время литургии. После жесточайших пыток несчастный продавец шерстяной одежды признался в колдовстве и измене католической вере. Инквизиторы арестовали знакомых Бенито, среди них были: Хуан де Окния, Гарсия Франко и трое его сыновей – Алонсо, Хуан и Лопе, а также Йосеф Франко и Моше ибн Нахмиас. В этом громком процессе было всего 8 обвиняемых.

Если верить инквизиторам, Бенито Гарсия украл католическую гостию и принес ее в пещеру, расположенную неподалеку от Ла Гуардии. Там его уже ждали сообщники. Для иудейского магического ритуала им также потребовалось сердце христианина. Тогда Хуан Франко похитил мальчика, гулявшего возле кафедрального собора Толедо. Евреи якобы зверски пытали ребенка, а затем распяли его на кресте, при этом проклиная Иисуса Христа.

Как следует из обвинения, используя похищенную гостию и сердце мальчика, в Страстную пятницу колдуны-иудеи хотели наслать бешенство на всех христиан и тем самым полностью искоренить католическую веру.

Судилище над евреями, учиненное инквизиторами, длилось до конца 1941 года, когда обвиняемые были казнены. А тем временем в народе распространялись все новые слухи, описывающие страдания несчастного христианского мальчика. Отношение к евреям в испанском обществе, и без того негативное, стало резко отрицательным. И никого не интересовало, что в окрестностях Ла Гуардии никто не сообщал о пропавшем ребенке, не было найдено ни тела жертвы, ни даже могилы.

В принципе, этот навет на иудеев мало отличается от других подобных обвинений. Правда, чаще всего евреям вменяли в вину, что они используют христианскую кровь для выпечки мацы.

Через несколько лет на месте пещеры, где евреи якобы замучили и убили мальчика ради кровавого ритуала, была построена церковь.

После изгнания

Альгамбрский декрет стал для иудеев национальной катастрофой. Еврейский ученый и чиновник Исаак Абарбанель (1437-1509 гг.), руководивший казначейством страны, и другие видные представители народа пришли к королевской чете, со слезами умоляя отменить принятое решение. Они даже предложили выкуп в размере 30 тысяч дукатов, но Томас Торквемада гневно сравнил эти деньги с теми 30 серебренниками, за которые Иуда продал Христа. И участь сотен тысяч людей была решена, а Испания стала исключительно католическим государством.

Примечательно, что евреям было запрещено вывозить с собой золото, серебро и драгоценности. Они были вынуждены обменивать свое имущество на то, что может пригодиться в пути: лошадей, ослов, повозки. Многие погибли в пути от рук разбойников, голода, тягот и лишений.

Изгнанных иудеев стали называть сефардами (сфардами), поскольку Сфарад — еврейское название Испании. Сами они приняли решение больше никогда не возвращаться в эту страну, которую долгое время считали своей родиной. Многие евреи отправились в Турцию, Италию или Северную Африку. Более 100 тысяч человек переселились в Португалию, где многих из них также принудили принять христианство.

Источник

Этот день в истории: 1492 год — Альгамбрский эдикт об изгнании евреев

1492 год в истории испании

31 марта 1492 года в замке Альгамбра недалеко от Гранады был оглашен указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля того же года откажутся принять христианство.

После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха Реконкисты. С этого момента в Испании была свёрнута и политика некоторой религиозной терпимости в отношении еврейского населения.

Евреям не помогло даже то обстоятельство, что последние военные кампании, закончившиеся полной победой над маврами, стали возможными в том числе и благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора.

Альгамбрский (Гранадский) эдикт, изданный 31 марта 1492 года, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона.

Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало национальной катастрофой.

Эдикт касался всех последователей иудаизма, независимо от этнической принадлежности. Смысл указа состоял в лишении их защиты закона, то есть делал беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд.

Разумеется, в таких условиях была невозможна никакая коммерческая и финансовая деятельность, являвшаяся основным занятием испанских евреев. Для возвращения под защиту закона достаточно было принять крещение, но большая часть евреев предпочла сохранить веру и эмигрировала из Испании.

Стоит отметить, что переход в христианскую веру на самом деле евреям ничего не гарантировал. В эдикте, подписанном в гранадской Альгамбре Изабеллой и Фердинандом, указывалось на то, что среди принявших крещение евреев имеется немалое количество «плохих христиан», которые оказывают негативное влияние на новообращённых.

Подозреваемых в «мнимом христианстве» сразу же брала в оборот Святая инквизиция, основанная за двадцать лет до этого Томасом Торквемадой. Еще до 1490 года инквизиторы уличили в этом «преступлении» более 13 тысяч крещёных евреев (марранов). Все они были арестованы и осуждены, многие из них были сожжены на костре.

Изгнание евреев оказало серьёзное воздействие на испанскую экономику. Несмотря на то, что имущество евреев, их дома и земли распродавались к выгоде коренного населения по низкой цене, серьёзный ущерб понесли торговля, финансы страны и банковское дело.

С уходом из Испании еврейских капиталов стало невозможным финансирование крупных государственных, военных и хозяйственных проектов, пришло в упадок кредитное хозяйство (так как христианам запрещалось заниматься ростовщичеством). Кроме этого, страна лишилась многих искусных мастеров-ремесленников, дипломатов и языковедов, врачей и учёных.

Одной из целей принятия Альгамбрского эдикта в Испании было обеспечение религиозного единства страны наряду с уже достигнутым политическим единством. Поэтому вслед за евреями в 1501 году из Испании были изгнаны также все мавры-мусульмане, отказавшиеся принять крещение.

А в 1609—1614 годах были изгнаны и мориски (мавры, принявшие христианство). Новокрещенные евреи и мавры находились под надзором инквизиции, которая то и дело отправляла на костер очередного «отступника». Тем не менее многие бывшие иудеи и мусульмане и после принятия католичества продолжали тайно исповедовать свою прежнюю религию.

Источник

Изгнание евреев из Испании

1492 год в истории испании

1492 год в истории испании

Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре, (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало национальной катастрофой.

Эдикт касался всех последователей иудаизма, независимо от этнической принадлежности. Смысл указа состоял в лишении евреев защиты закона, то есть делал их беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд. Разумеется, в таких условиях была невозможна никакая коммерческая и финансовая деятельность, являвшаяся основным занятием испанских евреев. Для возвращения под защиту закона достаточно было принять крещение, но большая часть евреев предпочла сохранить веру и эмигрировала из Испании.

Содержание

Предыстория и причины изгнания

Предпосылкой изгнания стали мощные антисемитские настроения в Испании XV века, в основе которых лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и немногочисленной еврейской общиной, активно занимающейся торговлей и ростовщичеством, а также проникшей во многие сферы административного управления, в том числе финансового. Ростовщичество было запрещено для христиан как грех, но широко использовалось евреями и к концу века привело к тяжёлому социальному конфликту.

В результате брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в Испании началась активная христианизация. Было решено захватить мусульманскую Гранаду и насильственно крестить евреев и мусульман, с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Реализация плана началась с преследования насильственно крещённых евреев. Инквизиция судила каждого подозреваемого в исполнении иудейских религиозных обрядов. Имущество осуждённых шло на финансирование войны с Гранадой. Для поощрения доносов доносчикам отдавали часть имущества, поэтому находилось всё больше и больше желающих поправить своё благосостояние за чужой счёт.

Несмотря на преследование, еврейская община оставалась сильной (и прежде всего в Кастилии), во-первых, благодаря своим богатствам, нажитым или путём крупных коммерческих операций (банки, крупные ссуды и т. д.), или производственной деятельностью, которой занимались массы еврейского населения, и, во-вторых, вследствие участия в органах управления и особенно в органах финансового ведомства (именно это участие и навлекало на евреев недоброжелательное к ним отношение со стороны народа) [2]

Законодательство продолжало защищать евреев против произвола чиновников и частных лиц. Об этом свидетельствуют письмо председателя королевского совета (от 1 марта 1479 г.) касающееся жалобы еврейской общины Авилы на незаконное требование налогов; распоряжения от 18 сентября 1479г. и от 8 января 1480г., подтверждающие привилегии евреев того же города, согласно которым воспрещалось брать у евреев в залог дома, одежду и другие объекты, причём евреи освобождались от городских налогов и повинностей; приказ главного капитана эрмандады о предотвращении насилия над евреями Авилы (1480 г.), которые часто становились жертвами грабежей и бесчинств; королевское распоряжение от 15 марта 1483 г., защищавшее еврейский квартал от нападений соседей-христиан, разрушавших его ограду; грамота от 16 декабря 1491г., обеспечивавшая безопасность личную и имущественную, выданная той же общине в связи с избиением камнями одного еврея и опасениями, возникшими у остальных евреев, которые боялись, что их «схватят, изувечат и убьют», и другие документы того же порядка. В то же время евреям Гранады по договору о капитуляции этого города была предоставлена полная религиозная и гражданская свобода.

Указ о выселении 1492 года

Однако сразу же после окончания Реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 года об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона. Указ мотивирует это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры и отдалить их от неё и привлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.

Евреям был дан срок до конца июля, причём им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать всё своё имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Однако все эти гарантии в действительности были малоэффективны. Насильственная продажа часто приносила огромный убыток продавцу, особенно из-за конкуренции, которая должна была возникнуть при почти одновременной продаже имущества всех евреев. А так как к тому же им запрещалось вывозить из Испании «золото, серебро, иную чеканную монету и другие вещи, запрещённые к вывозу законами нашего королевства, кроме товаров, не запрещённых или не приобретённых путём обмена», то ясно, что потери изгнанников были огромны. Но многие из них старались обойти закон, прибегая к денежным переводам за границу, используя свои связи с еврейскими банкирами и купцами различных стран. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилия, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев. [2] До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлён до 2 августа.

Марраны

Ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни иного наказания за отказ от крещения. Но так как эдикт делал евреев беззащитными от посягательств на их жизнь и имущество, те, кто не захотел уехать, крестились. Такие евреи назывались марранами. Тем не менее часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения тогдашнего права такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду Инквизиции, который, как правило, карал за это сожжением на костре.

Попытки евреев обманом сохранить свою традиционную веру, притворяясь крещёнными христианами, легко раскрывались, так как соблюдение обрядов иудаизма требовало некоторых очевидных атрибутов — хранения в доме Торы и отказа работать (и вообще что-либо делать) в субботу. Благодаря этим знакам Инквизиция успешно выявляла и наказывала клятвопреступников.

Точное число изгнанников, лишённых имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее, число избравших крещение было велико.

Интересные факты

Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни). [3]

Источник

Изгнание евреев из Испании (1492)

1492 год в истории испании

1492 год в истории испании

Изгнание евреев из Испании, Альгамбрский декрет.

Начиная с XIV века в Испании набирали силу антисемитские настроения, евреев преследовали, принуждали креститься. Некоторые из крестившихся продолжали тайно исповедовать иудаизм. В 1492 году испанская королевская чета эдиктом, принятым в Альгамбре, приказала всем евреям Испании в трёхмесячный срок покинуть пределы страны или креститься, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Оттоманскую Империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало чудовищной национальной катастрофой.

В результате брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в Испании началась активная католизация. Было решено захватить мусульманскую Гранаду и насильственно крестить иудеев и мусульман, с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Реализация плана началась с преследования насильственно крещённых иудеев. Инквизиция судила каждого подозреваемого в исполнении иудейских религиозных обрядов. Имущество осуждённых шло на финансирование войны с Гранадой. Для поощрения доносов доносчикам отдавали часть имущества, поэтому находилось всё больше и больше желающих поправить своё благосостояние за чужой счёт.

В 1483 году главой католической инквизиции стал Томас Торквемада, прославившийся своей жестокостью. Архивы инквизиции содержат 49,092 досье. Но только 1.9% из них определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора. Остальные 98.1% были либо оправданы, либо получали лёгкое наказание (штраф, покаяние, паломничество). [1]

Идея пополнения казны за счёт евреев понравилась настолько, что после завоевания Гранады 31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и её владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну. Всякий некрещёный еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона. Эдикт основывался на версии, что евреи совращают христиан в иудаизм, а новые христиане не могут из-за влияния евреев стать честными католиками. Попытки придворных евреев, в частности Ицхака Абраванеля и Аврахама Сениора (1412?–1493?) добиться отмены эдикта оказались безуспешными, и подавляющее большинство евреев покинуло Испанию.

Необходимость спешно ликвидировать имущество заставила евреев продавать его за бесценок; лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу; общинное имущество конфисковывалось властями и большей частью передавалось муниципалитетам, иногда использовалось для постройки церквей или монастырей; кладбища были превращены в выгоны, а надгробия снесены. По оценке историков, число изгнанников достигло 200 тыс. человек, огромное количество по демографическим понятиям того времени. До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и срок был продлён до 2 августа.

Число избравших крещение было велико. Согласно генетическим исследованиям Лидского университета проведенным в 2008 году 20% современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11% имеют арабские и берберские корни). [2]

Большая часть евреев (около 120 тыс.) нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены; около 50 тыс. направились в Северную Африку, многие нашли убежище в Турции, единственной крупной державе, открывшей доступ изгнанникам, небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии.

Изгнание 1492 г. запечатлелось в сознании еврейского народа как одна из величайших национальных катастроф, положило конец развитию еврейской культуры на территории Испании и привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык, в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *