1430 год в истории россии
1430 год в истории россии
Краткая история геоэтноса русские, факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза: Предпосылки: 1401- 1450 гг.
По всей России строятся монастыри.
Монастыри в 15 веке окружали Москву со всех сторон, весь северо-восток покрылся целой сетью обителей. Огромное количество последователей Сергия Радонежского уходили в чащи глухого леса все дальше и дальше от Москвы.
В образовавшихся обителях трудились монахи несколько лет, затем спрашивали у старца благословение на отшельническую жизнь, взяв крест, икону, немного хлеба, уходили в пустынные края.
Случалось иному отшельнику жить довольно долго в совершенном одиночестве, в суровых погодных условиях, питаясь тем, чем могла его обеспечить скудная северная природа. Отшельники верили, что, что в лесах и дебрях, незаселенных местах, обитает темная сила, враждебная всякому, кто посягает на её великое достоинство, против этой темной силы действенна вера в бога, крест и молитва.
Редкое население, общаясь с отшельниками, знакомилось с верой православной.
Князья выражали свое уважение к монастырям, поддерживали строительство новых обителей. По княжеским грамотам, крестьяне, живущие в монастырских землях, освобождались от княжеской дани.
Великое Московское княжество в начале 15 века.
Государство Василия (Василия 1) было славно и счастливо: он усилил Великое княжение знаменитым приобретением без всякого кровопролития: видел спокойствие, благородство, избыток граждан в областях своих: обогатил казну доходами; уже не делился ими с Ордою и мог считать себя независимым. Хотя послы ханские от времени до времени являлись в Москву (царевич Эйтяк в 1403 году, и Мирза, казначей Шадибеков в 1405): но вместо дани, получали единственно маловажные дары и возвращались с ответом, что Великое княжество московское будто бы оскудело и не в силах платить серебром ханам. Напрасно Тимур Кутлук и Шадибек звали к себе Василия: он не хотел посылать к ним никого из своих братьев или бояр старейших, ожидая, чем кончится междоусобица в Орде.
(Н.М. Карамзин «Предания Веков»)
В сие время Москва славилась иконописцами, Симеоном Черным, старцем Прохором, Даниилом и монахом Андреем Рублевым. И в литейном художестве Москва имела искусных мастеров.
(Н.М.Карамзин «Предания веков»)
Присоединение к Москве смоленского княжества.
Воспользовавшись временным ослаблением Литвы после битвы на Ворскле (1399) Василий Дмитриевич распространил свою власть на Смоленск.
Византийская империя в начале 15 века.
Во времена Латинской империи католикам не удавалось закрепиться на полуострове Пелопоннес из-за сильного противодействия латинянам православных общин на полуострове Пелопоннес.
Борьба Московского княжества с Литвой.
Литовский князь Витовт направил свое войско на завоевание русских земель. Он взял город Смоленск, Вязьму, затем приступил к захвату Перемышльского, Одоевского, Новосильского, Воротынского княжеств. Василий 1 обратился за помощью к хану Шадибеку в Орду, и тот прислал войско. Военная экспансия литовцев на восток была остановлена.
Набег татар на русские земли.
Хан Шадибек, союзник Василия 1, был убит и новый правитель в Орде Едигей правивший от имени хана Пуланд-Темир, который был ребенком, потребовал за военную помощь оказанную Москве в борьбе с Литвой большую сумму денег. Василий 1 отказался платить, тогда Едигей направил свои войска на разорение русских земель. Были разграблены города Нижний Новгород, Ростов, Переславль, Владимир и приступи к осаде Москвы.
Василий Дмитриевич покинул столицу и отправился на север собирать войска. В Орде было неспокойно и Едигей, получив от москвичей откуп в 3 тысячи рублей, снял осаду и увел войска.
В 1406 году умер митрополии грек Киприан. Будучи митрополитом, он ввел в России новое летоисчисление, новый год теперь начинался не с марта, а сентября. Только на третий год прибыл в Москву, назначенец Константинополя грек из Мореи Фотий. По пути в Москву он 7 месяцев провел в Киеве. Татары под предводительством Эдигея, опустошили Киев, митрополит направился в Москву. Он прибыл во Владимир. В это время к Владимиру подступили татары, митрополит бежал из Владимира в Москву перед самым захватом города татарами.
После того, как татары, получив откуп, ушли от стен Москвы, Фотий прибыл в митрополичий дом в 1410 году и увидел, что после смерти его предшественника имущество митрополита плохо охранялось, и было разграблено.
…митрополичий дом был разграблен, села и угодья, принадлежавшие митрополитичьей кафедре, были разорены и расхищены сильными людьми: некоторые опали даже в казну великокняжескую. Митрополит стал требовать возвращения расхищенного, и этим навлек на себя недовольство. Поднялись обвинения и ропот; многие говорили, что митрополит заботится более о мирском, чем о духовном.
( А.Н. Бахметова. «Рассказы из Русской церковной истории. Москва, 1904)
Нападение крестоносцев на Литовское княжество в конце 14 начале 15 века носило регулярный характер. С 1340 по 1410 год крестоносцы до 100 раз вторгались на земли, которые контролировали литовские князья. Это заставило Литву объединить литовцев, поляков и Восточных славян для борьбы с немецкими рыцарями.
Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, было наемное войско, в которое входили немцы, швейцарцы, англичане, чехи и поляки.
Войска противников сошлись 15 июля 1410 года на Грюнвальдском поле (к юго-западу от устья Вислы. Витовт, начав сражение, нанес литовской конницей по левому флангу орденских войск. Немцы ответили атакой на правом фланге и сумели потеснить войско Витовта и Ягайлы. Однако окончательно сломить сопротивление не смогли, так как наткнулись на ожесточенное сопротивление трех смоленских полков. Введя в бой свежие резервы, Витовт и Ягайло сумели достичь победы – рыцари были окружены и разгромлены, магистр орде Юнгинген погиб во время битвы. Грюнвальдская битва положила конец господству Ордена в Прибалтике. Немцы были вынуждены на тягостных для себя условиях заключить с Витовтом Торуньский мир.
(С.Н. Гумилев «От Руси до России»)
Насильственная католизация населения Литвы.
Литовский князь Витовт (1392-1415) к концу своей жизни попал под влияние католиков. Началась насильственная католизация православного населения Литовского государства. Из Литвы в Москву бежали многие знатные люди (вельможи, князья), где имели радужный прием у московских князей. Православное население Литовского государства противилось насильственной католизации. Витовт понял свою ошибку, приостановил католизацию, но противостояние между католиками и православными стало разрушать литовскую государственность, при следующем правителе Ягайло Литва попала в зависимость от Польши.
Религиозный переворот в литовской православной церкви.
15 сентября 1419 года выпал глубокий снег, когда хлеб не был убран; сделался общий голод и продолжался около трех лет во всей России; люди питались кониной, мясом собак, кротов, даже трупами человеческими. В 1421 году необыкновенное наводнение затопило большую часть Новгорода и 19 монастырей: множество домов и церквей обрушилось. Умирали тысячами в домах и гибли на дорогах от зимнего необыкновенного холода в 1422 году.
(Н.М. Карамзин «Предания веков»)
Умер Великий князь Василий Дмитриевич.
Василий Дмитриевич представился на 53 году от рождения, прокняжив 36 лет, с именем властителя благоразумного, чтимый князьями, народом, уважаемый друзьями и неприятелями. Присвоив себе Нижний Новгород, Суздаль, Муром и прочие области. Не хотел он мечем покорять ни Рязани, ни Твери, Василий имел решительное большинство над князьями их и следственно приближался к единовластию в России. Он менее всех своих предшественников платил дань монголам.
(Н.М.Карамзин. «Предания веков».)
Великий Новгород находился под постоянной угрозой завоевания её земель Литвой. В этих условиях Новгородцы признавали верховную власть московского великого князя Василия 1, но в то же время в качестве наемников приглашали литовских князей, давая им на кормление северные и западные территории Новгородской земли.
Наследником великокняжеского престола, согласно завещания, становился десятилетний сын Василий при регентстве княгини Софьи Витовны, её отца великого князя литовского Витовта, а также князей Андрея и Петра Дмитриевичей.
На великокняжеский престол претендовал Галицкий князь Юрий Дмитриевич, дядя Василия Васильевича. Митрополит Фотий выступил посредником и убедил Юрия Дмитриевича не искать «великое княжение».
Война Литвы с Псковом и Новгородом.
Так как в Москве княжил малолетний князь Василия Васильевича, внук Витовта, то, направляясь на завоевание Пскова и Новгорода, Витовт знал, что помощи от Москвы они не получат.
В 1426 году Витовт с многочисленным войском осадил Опочку, город Псковский и хотел его взять штурмом.
Жители Опочки употребили хитрость: сделали тонкий мост перед городскими воротами, укрепив его одними веревками, и набив под ним, в глубоком рве, множество острых кольев; а сами укрылись за стенами. Неприятели, не видя никого, вообразили, что крепость пуста, и толпами бросились на мост; тогда граждане перерезали веревки. Литовцы, падая на колья, умирали в муках; другие взятые в плен, терпели ещё лютейшия: граждане сдирали с них кожу, в глазах Витовта и всего осаждающего войска, сие варварство имело успех – Витовт отступил к Вороничу, здесь сделалась буря с грозой, столь необыкновенная, что литовцы ожидали конца света и запросили мира… через посла псковичи обещали заплатить Витовту 1450 рублей серебра.
(Н,М. Карамзин. «Предания веков».)
В 1428 году, войско Витовта, вместе с войском тверского князя, вторглись в пределы Новгородской земли и осадили крепость Порхов, Новгород был вынужден запросить мира. По Порховому миру было выплачено осаждающим 10 тыс. рублей.
Грабительский налет татар на русские земли.
Витовт пригласил к себе в гости своего внука Василия, который прибыл в Литву в сопровождении митрополита Фотия. По случаю приезда внука восьмидесятилетний Витовт созвал торжественный съезд известных вельмож.
Летописцы говорят, что сей торжественный съезд представлял зрелище редкое; что гости старались удивить хозяина великолепием своих одежд и многочисленностью слуг, а хозяин изумлял гостей пирами роскошными, каких не бывало в Европе и для коих ежедневно из погребов княжеских отпускалось 700 бочек меда, кроме вина, романеи и пива, а на кухню привозили 700 быков, 1400 баранов, 100 зубров, столько же лосей и кабанов. Праздновали около семи недель в Троках и Вильне.
(Н.М. Карамзин «Предания веков»)
Во время этих празднования предполагалась коронация Витовта из рук римского посла с грамотой, подтверждающих права Витовта на королевскую корону. Все ожидали прибытие посла, но по дороге посол был схвачен поляками, которые не желали, чтобы Литва стала королевством, корону рассекли на две части. Виттов, узнав об этом, расстроился, занемог и слег. Гости разъехались, уехал и князь Василий Васильевич, задержался митрополит Фотий на несколько дней по церковным делам, потом он направился в Новогородок, где его застало известие о смерти Витовта.
После смерти Витовта великим князем в Литве был избран католик Свидригайла избравший своей опорой православных. Он стал укреплять свое положение, как в Литве, так и в Польше, стараясь заручиться поддержкой, как католиков, так и православных. Отстаивание прав православных привело к тому, что поляки и литовцы предприняли попытку организовать переворот, они решили поставить Великим князем брата Витовта Сигизмунд Кейстутовича. В конце августа 1432 Сигизмунд неожиданно напал на Свиригайлу и чуть не пленил его. В Литве стало два Великих князя: у католиков Сигизмунд, у православных Свиригайла. Началась гражданская война. Начались попытки осуществить унию православной и католических церквей. Эти попытки стал осуществлять Свидригайла, православные священники, возглавляемые избранным литовским митрополитом Герасимом, стали сопротивляться этому. Вспылив, Свидригайла отправил митрополита Герасима на костер, православных возмутила неслыханная жестокость. Вещающую битву на реке Святой была Свидригайла проиграна Сигизмунду, так как православные полки Свидригайла не стали сражаться с противником. Единственным Великим князем был признан Сигизмунд.
Тогда и Иона направился в Царьград; но там был встречен известием, что для России уже посвящен митрополит грек Исидор. Исидор был поставлен с особой целью, для которой конечно не годился бы Иона. Он должен был содействовать соединению Церкви Греческий и Латинской, или вернее подчинению православной Церкви папской. Для этой цели готовился церковный собор в Италии.
Великий литовский князь Сигизмунд возобновляет унию между Литвой и Польшей.
Борьба за великокняжеский престол в России.
Император Византии Иоанн 8 перед лицом турецкой угрозы и полного покорения Византии, предпринял попытку обледенить католическую православную церкви. Соглашение об объединении церквей было заключено в июле 1439 года во Флоренции, на католическом Соборе который был переведен папой Евгением 4 из Ферраты во Флоренцию. В соответствии с соглашением (Флорентийской унией) церкви объединялись на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал и Московский митрополит грек Исидор.
Исидор, после возвращения из Флоренции, предпринял попытки изменить богослужение в соответствии с решениями Флорентийской унии, однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию. Исидор,
по приказанию Василия 2, заключен был под стражу, и над ним предполагался религиозный суд как над отступником от веры, до суда Исидору удалось бежать в Италию. В 1447 году на соборе русских епископов, без утверждения в Константинополе, священник Иона был избран митрополитом Московским.
С этого времени митрополитов утверждал русский православный собор, что ознаменовало полное отделение русской православной церкви от греческой.
Восточные патриархи, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, высказались также против унии, и на Иерусалимском соборе 1443 году Флорентийский собор был назван «скверным». Флорентийская уния не сплотило православных против общего врага, а расколола церковь, началась борьба между признавшим и не признавшими флорентийскую унию православными, что ускорило гибель Византийской империи.
Убийство Великого князя Сигизмунда, к власти приходит Казимир.
Сигизмунд проявил себя как защитник «холопского рода» от произвола шляхты, что вызвало недовольство польских феодалов. Его заговорщики убили в часовне в 1440 году. Началась смута в результате которой правителем стал сын Ягайлы от белорусской княжны Казимир, объединивший вновь Польшу Литвой в унию, при главенстве Польши.
Война с татарами и пленение Василия 2.
Междоусобица в Орде привела к тому, что противоборствующие стороны стали грабить русские земли. Василий Васильевич был вынужден направить войско на борьбу с татарами, захватившими Нижний Новгород, то протерпел поражение и был взят в плен, а затем за большой выкуп освобожден.
Борьба за великокняжеский престол между Шемякой и Василием Темным.
Во время пленения Василия 2 Великим князем объявляет себя Дмитрий Юревич (Шемяка). Возвращение Василия 2 вносит раскол в обществе. Против прибывшего из плена Василия 2 возник заговор. Князя приехавшего на богомолье в Троице-Сергиев монастырь схватили сторонники Шемяки и ослепили. Он начал переговоры с ослепленным Василием Васильевичем (Темным), во время которых Василий 2 отказался от претензий на великое княжение и был отправлен в ссылку в пожалованный ему удел в Вологде. Василий Темный нарушил данную им клятву. Вологда стала местом подготовки восстания против Шемики. В начале 1447 года войска поддержавшие Василия Васильевич разбили войска Шемяки под Угличем, и Василий 2 с триумфом возвратился в Москву, затем Шемяка потерпел поражение под Устюгом в 1451 году. В 1453 году Шемяка умер в Новгороде при загадочных обстоятельствах.
1430 год
Годы |
---|
1426 · 1427 · 1428 · 1429 — 1430 — 1431 · 1432 · 1433 · 1434 |
Десятилетия |
1410-е · 1420-е — 1430-е — 1440-е · 1450-е |
Века |
XIV век — XV век — XVI век |
2-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XIII век — XIV век — XV век — XVI век — XVII век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
1430 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. Это 1430 год нашей эры, 430 год 2 тысячелетия, 30 год XV века, 10 год 3-го десятилетия XV века, 1 год 1430-х годов.
Содержание
События
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1430 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1430 году
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Полезное
Смотреть что такое «1430 год» в других словарях:
1434 год — Годы 1430 · 1431 · 1432 · 1433 1434 1435 · 1436 · 1437 · 1438 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1431 год — Годы 1427 · 1428 · 1429 · 1430 1431 1432 · 1433 · 1434 · 1435 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1433 год — Годы 1429 · 1430 · 1431 · 1432 1433 1434 · 1435 · 1436 · 1437 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1432 год — Годы 1428 · 1429 · 1430 · 1431 1432 1433 · 1434 · 1435 · 1436 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1437 год — Годы 1433 · 1434 · 1435 · 1436 1437 1438 · 1439 · 1440 · 1441 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1425 год — Годы 1421 · 1422 · 1423 · 1424 1425 1426 · 1427 · 1428 · 1429 Десятилетия 1400 е · 1410 е 1420 е 1430 е · … Википедия
1439 год — Годы 1435 · 1436 · 1437 · 1438 1439 1440 · 1441 · 1442 · 1443 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1438 год — Годы 1434 · 1435 · 1436 · 1437 1438 1439 · 1440 · 1441 · 1442 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1436 год — Годы 1432 · 1433 · 1434 · 1435 1436 1437 · 1438 · 1439 · 1440 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
1435 год — Годы 1431 · 1432 · 1433 · 1434 1435 1436 · 1437 · 1438 · 1439 Десятилетия 1410 е · 1420 е 1430 е 1440 е · … Википедия
Этот день в истории: 27 января 1450 года — сражение у Галича и конец московской «войны Роз»
Династическая междуусобица, разразившаяся в Московском Великом княжестве между потомками Дмитрия Донского, известна куда меньше, чем война Алой и Белой розы в Англии. А вместе с тем две эти гражданские войны не только имеют много общих черт, но еще и примерно совпадают по длительности и даже произошли в один и тот же исторический период. Правда, нашей войне куда меньше «повезло» в плане популяризации — события «войны роз» в Англии, как известно, воспел сам великий Шекспир. В результате чего про Ричарда III слышал почти каждый, а про Василия Косого — почти никто.
С чего все началось? Да конечно же, со слабого монарха, который не имел никаких шансов на сохранение престола при куче сильных родственников, которые были уверены, что уж они-то куда лучше справятся с управлением страной. Прибавьте к этому отсутствие четкой законодательной основы престолонаследия, которая к тому же еще и размывалась старыми традициями удельного княжения, и вам станет понятно, в каком шатком и опасном положении оказался 10-летний князь Василий Васильевич 27 февраля 1425 года. Именно в этот день умер его отец — великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, который был старшим сыном Дмитрия Донского.
Нужно сказать, что пока Василий был жив, никто из его братьев не предпринимал попыток занять его трон — у них просто не было на это шансов. Василий потому и получил в нашей историографии номер Первый, что великокняжеский престол ему достался исключительно по наследству по завещанию Дмитрия Донского без какого-либо согласования с Ордой. В истории великого московского княжества это было впервые и являлось прямым результатом Куликовской победы. Кроме этого, Дмитрий, чьи дальновидность и государственная мудрость ничуть не уступали его военным талантам и личной храбрости, заранее позаботился о том, чтобы положение его наследника было как можно более прочным. Его стараниями Василий был женат на Софье — дочери великого князя литовского Витовта, которого на тот момент без всякого преувеличения можно считать самым сильным государем Восточной Европы.
Понятно, что при таком раскладе оспаривать трон Василия I его братья не пытались, однако, как только он умер, старший из них — Юрий Дмитриевич Звенигородский сразу же заявил права на великокняжеский престол. На какое-то время его амбиции удавалось сдерживать — на стороне Василия II по-прежнему оставались его дед и опекун Витовт и митрополит Фотий. Однако в 1430 году Витовт умер, и Юрий начал действовать. Примечательно, что поначалу он пытался придать своим действиям, говоря современным языком, легитимный характер, для чего попытался получить ярлык на великое княжение в Орде. Однако интриги сторонников Василия эти планы разрушили, и тогда Юрий Дмитриевич в апреле 1433 года просто явился в Москву во главе армии и свергнул племянника, сослав его в Коломну. Однако уже к октябрю Василий вернул себе власть — возмущенная узурпаторскими действиями Юрия московская знать отказалась ему служить и стала массово покидать столицу, стекаясь в Коломну. Поняв, что ему просто некем править, Юрий Дмитриевич решил не дожидаться неизбежного военного поражения и добровольно освободив престол, отъехал в свою вотчину — Галич.
Но тут Юрий Дмитриевич, который у Шекспира, несомненно, бы занял место герцога Йоркского, скончался на самом пике своего триумфа и на престоле оказался его старший сын Василий. Его братья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный тут же его предали и переметнулись в стан его врага Василия II. В результате чего страна на два года погрузилась в кровавую гражданскую войну между двумя Василиями с жестокими военными преступлениями, нарушенными перемириями, братоубийством и бесконечными предательствами. Наконец весной 1436 года Василий II одержал окончательную победу — у ростовского села Скорятино войско Василия Юрьевича было разбито, а сам он попал в плен. Сейчас уже нельзя точно сказать: в результате чего в этот несчастный для себя день пленный князь лишился одного глаза — то ли это произошло в сражении, то ли явилось результатом мести со стороны победителя. Но именно поэтому за ним и закрепилось прозвище «Косой».
Однако эта победа не принесла Василию Васильевичу счастливого спокойного царствования — практически сразу же началась долгая война с казанским ханом Улу-Мухаммедом. И эта война оказалась для великого князя на редкость несчастной — на всем ее протяжении с 1437 по 1445 год московское войско терпело одни поражения. Хан несколько раз брал Нижний Новгород, подходил к Москве и сжигал ее окрестности, а весной 1445 года у Юрьева окончательно разгромил Василия II, взяв его самого в плен и потребовав за его освобождение огромный выкуп. Именно эти обстоятельства и спровоцировали новый виток московской династической междоусобицы, главным героем которой теперь стал брат Василия Косого Дмитрий Шемяка.
Нужно отдать должное Дмитрию Юрьевичу — он хорошо подготовился и смог дождаться самого удачного момента для своего сольного выхода на сцену, учтя ошибки своего отца и брата. Действуя интригами и подкупом, он сумел перетянуть на свою сторону многих московских бояр и купцов, и даже значительную часть духовенства. Кроме того, он заручился поддержкой своего двоюродного брата — авторитетного Ивана Андреевича Можайского, который также являлся внуком Дмитрия Донского. И вдобавок ко всему на руку Шемяке еще и сыграл пожар, в результате которого выгорело пол-Москвы. Потерявшие в огне близких и лишившиеся крова люди вдруг узнали, что их князь в плену, а с них теперь будут собирать деньги для его выкупа. Началась смута.
Короче говоря, когда выкупленный за огромные деньги Василий вернулся в конце 1445 года в свою обгоревшую столицу, над ним (стараниями приспешников Дмитрия) уже витало обвинение в национальном предательстве и намерении отдать святую Русь под власть казанского хана. Дождавшись, когда Василий отправится в Троицкий монастырь помолиться о своем избавлении из плена, 2 февраля 1446 года заговорщики во главе с Дмитрием Шемякой и Иваном Можайским захватили Москву. Жена и мать великого князя были пленены, казна его разграблена, а сохранившие верность бояре частью порублены, а частью избиты и ограблены. После чего наутро Иван Можайский с конным отрядом помчался в Троицу, где схватил князя прямо в монастыре и доставил его в Москву на подворье к Шемяке. Ночью 16 февраля Василий Васильевич был ослеплен по приказу Дмитрия, в результате чего он и вошел в историю как «Темный».
Так что Василий Васильевич не только не был убит, но еще и получил в 1447 году от победителя в удел Вологду в обмен на клятву никогда более не искать великого княжения. Все же остается большой загадкой — как получилось, что Дмитрий Шемяка не просчитал совершенно очевидных последствий своего опрометчивого шага. Ну сами подумайте: в столице сидит галицкий узурпатор, захвативший власть путем переворота и ведет себя по отношению к населению как настоящий оккупант. Тирания, беззаконие и полный беспредел стали нормой — такие фразы как «шемякин суд» просто так в народе не рождаются. А в это время в Вологде сидит несправедливо свергнутый, очень легитимный и очень несчастный слепой государь — страдалец. И, конечно же, в Вологду потянулись его приверженцы, точно так же, как в свое время они стекались в Коломну, когда на Москве оказался отец Шемяки Юрий Дмитриевич. И как только под знамена Василия собралось достаточно сил, он двинулся на Москву, заглянув по пути в Кириллово-Белозерский монастырь, где игумен Трифон освободил его от клятвы не искать верховной власти.
По пути он оброс таким количеством союзников, что выступивший ему навстречу Дмитрий Шемяка отказался от сражения — к Василию присоединились литовские, тверские войска, и даже татарская конница сыновей его старого врага Улу-Мухаммеда. А в тылу у Шемяки вспыхнул бунт — едва его отряды покинули Москву, как она оказалась в руках восставших сторонников Василия. Дмитрий Юрьевич бежал в Каргополь и с помощью матери Василия Софьи Витовтовны добился перемирия, которое правда продолжалось недолго. Вскоре мятежный князь снова собрал войска и в 1449 году осадил Кострому. Василий же в ответ решил действовать по уже однажды отработанному плану и двинулся на вотчину Дмитрия — Галич, перенося войну на территорию врага. Однако на этот раз он решил положить конец междоусобной войне и не просто совершить карательный рейд, а взять Галич под свою руку и тем самым лишить Дмитрия его удела. Без удела у князя нет земли. Нет армии. Нет казны. Ему нечем воевать.
Понимал это и Дмитрий Юрьевич, почему и приготовился к решающему бою, намереваясь защищать свой город до последнего. Его армия расположилась перед Галичем на горе, с которой хорошо просматривалось замерзшее озеро. 27 января 1450 года дозорные подняли тревогу — вдоль обледеневших берегов реки Вёксы к озеру начали подходить полки Василия Оболенского — главного московского воеводы. Через некоторое время, обгоняя их, на озеро высыпала татарская конница хана Касыма и стремительно понеслась к подножию горы, на которой расположилось галицкое войско. Виртуозно, используя овраги и складки местности, татары начали взбираться на холм навстречу оборонительным позициям галичан. Те открыли огонь из пушек, пищалей и самострелов, однако, как утверждают исторические источники, серьезного вреда наступавшим это не нанесло. Вскоре подошли пешие московские полки, и завязалось рукопашное сражение, в ходе которого превосходящими силами галицкая оборона была опрокинута — полки Шемяки, не выдержав натиска побежали, и за ними ринулась татарская конница, не давая пощады никому. Практически вся галицкая «пешая рать» полегла на поле боя, а сам Дмитрий Юрьевич едва спасся, укрывшись за стенами своего города.
Правда и оттуда ему пришлось бежать почти сразу: видя полный разгром своего войска галичане решили не сопротивляться московскому князю и без боя открыть ему ворота. Шемяка бежал в Великий Новгород, а Василий Темный вошел в Галич, который объявил под своей рукой, посадил своего наместника, после чего вернулся в Москву. Битва у Галича фактически положила конец междоусобной войне московских Рюриковичей, хотя Дмитрий Шемяка борьбу против Василия не прекращал и после потери Галича. Однако серьезной военной угрозы для великого князя он больше не представлял и до своей смерти в 1453 году лишь однажды с небольшим войском смог ненадолго захватить Устюг.