1418 год в истории россии события

Этот день в истории: 1418 год — завершился Констанцский вселенский собор

1418 год в истории россии события

22 апреля 1418 года в Констанце (город в Германии, на Боденском озере, на границе со Швейцарией) закончился XVI вселенский собор, начавшийся 16 ноября 1414 года. Констанцский собор был созван папой Иоанном XXIII по настоянию германского императора Сигизмунда. Его главной задачей было преодолеть раскол католической церкви.

Великий западный раскол (также Папский раскол, или Великая схизма) произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году. В ходе начавшейся Великой схизмы (1378—1417) сразу два (а с 1409 года — три) претендента объявили себя истинными папами.

Григорий XI (1370—1378) был последним папой эпохи Авиньонского пленения. Уже на склоне лет, в январе 1377 года, он смог вернуться из Авиньона в Рим. Григорий стал первым понтификом, который обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец).

Но уже 27 марта 1378 года он скончался. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или по меньшей мере итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (1378—1389). Он был представителем французской династии, которая правила Неаполем. Поэтому казалось, что новый папа должен устроить всех.

Однако вскоре кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными как совершённые под давлением толпы, и курия отлучила Урбана от церкви за незаконное провозглашение себя папой. «Альтернативным» папой был избран Климент VII (1378—1394), который вернулся в Авиньон.

Таким образом, у католической церкви стало два предстоятеля и оба они сразу же занялись активным упрочением своих позиций. Папы назначали своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы — раскол стал окончательным. Возникло две линии пап — римская и авиньонская.

В 1409 году обе стороны согласились съехаться на Собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII — отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.

16 ноября 1414 года был собран очередной Вселенский собор в Констанце. Формально он был созван папой пизанской линии Иоанном XXIII, избранным преемником умершего Александра V. Однако всем было известно, что за его спиной стоит германский император Сигизмунд.

По всей видимости, Иоанн надеялся с помощью императора всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако его надежды не оправдались — 11 ноября 1417 года Собор низложил всех трёх пап.

Соборные отцы приняли отречение римского папы Григория XII и пизанского папы Иоанна XXIII, который тайно сбежал из Констанца. Папа авиньонской ветви Бенедикт XIII отказался отрекаться и был низложен и отлучён от церкви. В результате новых выборов папой был избран Оддоне Колонна, принявший имя Мартин V.

С избранием Мартина Великий раскол практически прекратился. Григорий XII, а через некоторое время и Иоанн XXIII признали решения Собора, отказались от притязаний на папство и получили от Мартина V сан кардинала.

После этого фактически Великая схизма была преодолена и 22 апреля 1418 года Собор в Констанце был распущен, поскольку поставленные перед ним задачи были решены.

Не признавший Констанцского собора и отлучённый им от церкви Бенедикт XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок Пеньискола в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых антипап, не признанных ни одним государством.

Источник

РАССКАЗ О ВОССТАНИИ В НОВГОРОДЕ В 1418 ГОДУ

РАССКАЗ О ВОССТАНИИ В НОВГОРОДЕ В 1418 ГОДУ

Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод В. В. Колесова

Рассказ ο восстании 1418 г. в Новгороде восходит в летописании κ Новгородской первой летописи младшего извода. Из этой летописи он, очевидно, был заимствован в Новгородско-Софийский свод — протограф Новгородской четвертой и Софийской первой летописей; κ Софийской первой летописи восходит рассказ великокняжеского свода начала 70-х гг. XV в. (Никаноровская и Вологодско-Пермская летописи). Московский свод 1479 г., составленный после окончательного присоединения Новгорода и отмены новгородских вольностей, совсем выпустил рассказ ο восстании 1418 г.

Социальный характер восстания 1418 г. особенно ясно подчеркнут в Софийской первой летописи: «. сташа чернь с одной стороны, а с другую — бояре»; вместе с тем восстание это отражало и традиционный для Новгорода антагонизм между Торговой (где собиралось вече) и Софийской сторонами. Ср.: Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.—Л., 1961, с. 178—180, 190—199; Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV веках. М., 1960, с. 737—739; Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962, с. 251—257.

Рассказ ο восстании 1418 г. публикуется по Комиссионному списку Новгородской первой летописи младшего извода — ФИРИ, ф. 11 (собр. Археографической комиссии), № 240, лл. 249—250 об. с исправлениями по Академическому списку той же летописи — БРАН, 17. 8. 36.

В год 6926 (1418). Предзнаменование было в церкви святой мученицы Анастасии: шла от иконы Покрова святой Богородицы словно кровь по обе стороны с риз ее — месяца апреля в девятнадцатый день.

И в тот же месяц случилось такое в Новгороде наущением дьявольским: человек один — Степанко — схватил боярина Данилу Ивановича, Божина внука, и, держа, кричал людям: «Да, государи мои, помогите же мне таково расправиться со злодеем этим!» Люди же, услыхав его крики, протащили боярина, словно злодея, до веча и избили его чуть не до смерти, а потом, сведя с веча, сбросили его с моста.

Один же из Людина конца, Личков сын, желая ему помочь, подобрал его в лодку, и народ, разъярясь на того рыбака, дом его разграбил. А помянутый боярин, желая за бесчестье свое отомстить, схватил своего противника и стал мучить — желая рану исцелить, еще большее бедствие воздвиг; не припомнил сказавшего: «Аз отмщение».

Народ же, прознав, что схвачен Степанко, начал звонить на Ярославле дворе к вечу, и собиралось людей множество, кричали, препираясь, несколько дней: «Пойдем на того боярина и дом его разграбим!» И пришли, вооружась и со стягом, на Козьмодемьянскую улицу, пограбили дом его и других дворов много, и на Яновской улице берег ограбили.

А после грабежа того, перепугавшись, как бы хуже не стало им, козьмодемьянцы вернули Степанка и, придя к архиепископу, молили его послать кого-нибудь к собранию народному. И святитель внял молениям их и отправил Степанка со священником и со своим боярином; и люди приняли Степанка. И вновь разъярился народ, все словно пьяные, на другого боярина, на Ивана на Иевлича с Чудинцевой улицы, и вместе с домом его много разграбили домов боярских, и монастырь святого Николы на Поле разграбили, говоря: «Здесь житницы боярские!» И еще в то же утро на Людогощей улице пограбили дворов множество, приговаривая: «Нам враги они!» — и на Прусскую улицу пришли, но там отбились от них.

И с того часа стала вражда множиться: прибежали они на свою Торговую сторону, закричали: «Софийская сторона хочет против нас ополчиться и дома наши пограбить», и стали звонить по всему городу, и начали люди сбегаться с обеих сторон, как на битву, в доспехах на мост Великий; были и погибшие: те от стрел, а те от мечей, и мертвые были будто в бою. И от ужаса того страшного, и от мятежа того великого всколыхнулся весь город, и напал страх на обе стороны.

Прослышав же о междоусобной схватке среди своей паствы, архиепископ Семеон пролил слезы из очей своих и повелел приближенным собрать собор свой; и, войдя в храм святой Софии, начал архиепископ молиться со слезами, и облачился в священные ризы со всем своим собором, и, повелев взять крест Господен и образ пресвятой Богородицы, — пошел на мост. И вслед за ним шли священники и причт церковный, и именитые люди за ним пошли, и множество народа, проливая слезы, говоря: «Усмири же, Господи, молитвами господина нашего!» И люди богобоязненные припадали к ногам святителя со слезами: «Иди, господине, да усмирит Господь твоим благословением междоусобную схватку». Другие же говорили: «Пусть бедствие падет на зачинщиков усобицы!»

И, подойдя, святитель стал посреди моста, и, подняв животворный крест, стал благословлять обе стороны; те же, взирая на честной крест, рыдали. Как узнала та сторона о прибытии святителя, пришел посадник Федор Тимофеевич с другими посадниками и с тысяцкими, поклонились владыке. Владыка внял их мольбам, послал архимандрита Варлаама и отца своего духовного протодиакона на Ярославль двор, чтобы благословили степенного посадника Василия Есифовича и тысяцкого Кузьму Терентьевича и чтобы разошлись все по домам своим.

И разошлись молитвами святой Богородицы и благословением архиепископа Семеона, и настала тишина в городе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

60. ВОССТАНИЕ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ В НОВГОРОДЕ В 1418 г

60. ВОССТАНИЕ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ В НОВГОРОДЕ В 1418 г

По «Новгородской первой летописи».

Того же месяца[83] съедеяся тако в Новегороде: научением диаволим человек некыи Степанко, изымавше боярина Данила Ивановича Божина внука, держаще въпиаше людем: «Господо! пособите ми тако на злодеа сего». Людие же, видяще его въпль, влечахуть акы злодеа к народу, и казниша его ранами близ смерти; и сведше и 2 с веча и сринуша и с мосту. Некто же людин, Личков сын, хотяше ему добра, въсхыти его в челн; и народ възярившеся на того рыбника, дом его разграбиша. И рекомыи боярин, хотя бесчестие свое мьстити, въсхытив супостата 3 и нача мучити, хотя вред исцелити паче большую язву въздвиже… Слышав же народ, яко изымай бысть Степанко, начаша звонити вече на Ярославле дворе; и събирахуся людии множество, кричаху въпиюще по многы дни: «поедем на оного боярина, да идом его расхытим». И пришед в доспехех, с стягом, на Кузмодемиану улицу, пограбиша дом его и иных дворов много, и на Яневе улице берег пограбиша. И по грабежи том възбоявшеся Кузмодемьянци, да не горе будеть на них, отъдаша Степанка, пришедше к архиепископу молиша его, да пошлеть к собранию людску. Святитель же послуша молениа их, посла его с попом да с своим боярином; они же прияша его. И пакы възъярившеся, акы пиани, на иного боярина на Ивана Иевлича, на Чюдинцеве улице, и с ним много разъграбиша домов боярских; нъ и манастырь святаго Николы на поле разъграбиша, ркуще: «зде житници боярскыи». И пакы, того же утра, на Люгоще улице изъграбиша дворов много, ркуще: «нам супостата суть». Такоже и на Прускую улицу приидоша, и они пакы отбишася их. И от того часа нача злоба множитися: прибегши они на свою Тръговую сторону, и реша: яко Софеискаа сторона хощеть на нас въоружитися и домы наши грабити. И начаши звонити по всему граду, и начаша людие сърыскыватися, с обою стран, акы на рать, в доспесех, на мост великий; бяше же и губление: овы от стрел, овы от оружиа, беша же мертвый, яко на рати. И от грозы тоя страшныя и от възмущениа того великого въстресеся весь град и нападе страх на обе стране. Слышав же владыка Симеон усобную рать промежи своими детьми, и испусти слезы из очию, и повеле предстоящим събрати събор свои 4 ; и въшед архиепископ в церковь святыа Софиа, нача молитися с слезами, и облечеся в священныа ризы, с своим събором, и повеле крест господень и пречисгыа богородица образ взяти, иде на мост… И пришед святитель ста посреде мосту, и взем животворящий крест, нача благословляти обе стране; ови взирающе на честный крест плакахуся. Услышав же она страна пришествие святите-лево, и прииде посадник Феодор Тимофеевичь, с иными посадникы и с тысячьскыми, поклонитися владыце. Владыка послуша молениа их, посла архимандрита Варлама, и отца своего духов-наго и протодиакона на Ярославль двор, да подадуть благословение степенному посаднику Василию Есиповичу и тысяцкому Кузме Терентьевичу, да идуть в домы своа — и разыдошася…. и бысть тишина в граде…

ВОССТАНИЕ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ В НОВГОРОДЕ В 1418 г. (Перевод)

Святитель пришел и стал посреди моста, взял животворящий крест и начал благословлять обе стороны; те, смотря на честный крест, плакали. Услыхала та сторона о приходе святителя, пришел посадник Федор Тимофеевич с другими посадниками и тысяцкими поклониться владыке. Владыка выслушал их мольбы, послал архимандрита Варлаама и отца своего духовного и протодьякона на Ярославль двор — дать благословение степенному посаднику Василию Есиповичу и тысяцкому Кузьме Терентьевичу, пусть идут по домам своим — и разошлись…

Читайте также

33. Колдуны в черных мундирах

33. Колдуны в черных мундирах Для управления землями, которые предстояло завоевать в России, создавался Остминистериум, министерство восточных территорий. Глава этого почтенного учреждения, Розенберг, проконсультировался у Гитлера, как правильнее строить свою

В ТЕНИ «ЧЕРНЫХ ДРАКОНОВ»

В ТЕНИ «ЧЕРНЫХ ДРАКОНОВ» Через широкую площадь перед императорским дворцом в Токио мчался черный лимузин. Однако он не свернул в ворота дворца, а поехал дальше, по бесконечным улицам и переулкам с низкими маленькими домиками. Лишь после длительной поездки шофер свернул на

Глава 5. Три черных орла[51]

Глава 5. Три черных орла[51] Другая ПруссияКонсолидация и реакцияНемецкий Союз ПруссииКапитуляция при Ольмюце [52]В десятилетия после 1815 года миру предстала другая Пруссия. В 18-м веке это было прогрессивное, воинственное и свободомыслящее государство эпохи Просвещения.

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая. Вместо горла — темный

ВОССТАНИЯ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ

ВОССТАНИЯ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ Наши источники дают очень мало сведений о социальных отношениях и классовой борьбе в Москве XIV- XV вв. Летописи, занятые главным образом описанием событий, происходивших в княжеской и духовной среде только случайно отмечают отдельные моменты

1418 ГАРФ. Ф. 5548. Оп. 14. Д. 5. Л. 12-13.

93. ВОССТАНИЕ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ В СМОЛЕНСКЕ В 1440 г

93. ВОССТАНИЕ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ В СМОЛЕНСКЕ В 1440 г Запись о восстании 1440 г. в Смоленске, повидимому, сделана в Смоленске и была занесена в летопись в виде отдельного рассказа. Отрывок из летописи дан по изданию «Западно-русские летописи» (Полное собрание русских летописей, т.

1418 Открытое письмо ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза. С.

§ 6. Классовая борьба в Новгороде в конце XIV в. Восстание в Двинской земле в 1397 г. и ее временное присоединение к Московскому княжеству

§ 6. Классовая борьба в Новгороде в конце XIV в. Восстание в Двинской земле в 1397 г. и ее временное присоединение к Московскому княжеству В последней четверти XIV в. в Новгороде развивалось антифеодальное движение в форме ереси стригольников. Об этой ереси писали и

1418 Княжнин Я.Б. Несчастие от кареты. Спб., 1779.

Источник

Еще одно «стояние на Угре», про которое почти не вспоминают

В 1408 году произошло первое «стояние на Угре». Правда, оно куда менее известно, чем знаменитое «стояние» 1480 года, после которого было окончательно покончено с ордынским игом. Но и события начала XV века сыграли очень большую роль в российской истории. Да и всей Восточной Европы, пожалуй.

Новые споры

В 1405 году резко обострились противоречия между двумя Великими княжествами — Московским и Литовским. Правитель Литвы Витовт, человек весьма энергичный и воинственный, решил прибрать к рукам Псков. Горожане обратились за помощью к Москве. Московский князь Василий I — к слову, зять Витовта — воевать с литовцами особо не хотел. Но настойчивые просьбы псковичей и уговоры бояр все же сподвигли его выступить на помощь.

В 1406 году московское и литовское войска встретились на реке Плава. До битвы, впрочем, дело не дошло — князья решили заключить перемирие сроком на один год.

В следующем году военные действия возобновились, противники обменялись ударами, захватив ряд городов. Армии Василия I и Витовта встретились у Вязьмы. Но сражение опять не произошло, правители двух государств опять заключили перемирие.

Но спустя некоторое время во владения московского князя сбежал соперник Витовта — Свидригайло Ольгердович. Василий Дмитриевич принял его с распростертыми объятиями, как самого дорогого друга. И отдал ему «в кормление» чуть ли не половину своих владений. Включая такие города, как Владимир, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и многие другие.

Такое демонстративное дружелюбие к его сопернику в буквальном смысле взбесило Витовта. Он вновь двинулся к границам Московского княжества.

Еще одно «стояние на Угре»

На этот раз противники встретились на берегах реки Угра, которая была границей между владениями Витовта и его московского зятя. Характерно, что в московском войске были ордынские отряды.

Однако начать битву предводители русской и литовской армий не решились и на этот раз. Дело в том, что у обоих были куда более серьезные проблемы. Витовт готовился к войне с Тевтонским орденом — его отряды через два года присоединились к полякам на поле битвы при Грюнвальде.

А Василия I тревожили вести из Орды. Тамошний фактический правитель Едигей еще раз собирался напомнить князю, кто кому вассал и кто кому должен платить дань. В том же году отряды Едигея действительно вторглись в русские земли. Москву не взяли, но другие территории разорили.

На реке Угре в январе 1408 года Василий I и Витовт заключили договор, который можно считать выгодным именно литовскому правителю. Московский князь отказался от поддержки Свидригайло, признал власть Литвы над бывшим Смоленским княжеством. Резко упрочилось влияние Витовта на дела Пскова и Новгорода. Фактически Василий I отказался от противодействия амбициям литовского правителя. Литва стала одним из гегемонов в Восточной Европе, не уступая в этом плане Польше.

С другой стороны, этот договор послужил основой для длительного мира между двумя государствами. Официально он действовал до 1492 года. И хоть очередная московско-литовская война началась в 1487 году, мир между двумя государствами все равно сохранялся почти 80 лет. Большое достижение для того времени.

Источник

Даты основных событий

Даты основных событий

862 – установление власти Рюрика в Новгороде

882 – объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Условная дата образования Древнерусского государства.

907, 911 – походы Олега на Константинополь

941, 944 – походы Игоря в Византию

957 – крещение княгини Ольги

964–966 – походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата

967–972 – Дунайские походы Святослава

980 – языческая реформа Владимира

988 – принятие христианства как государственной религии Руси

1036 – разгром печенегов Ярославом Мудрым

1054 – разделение христианской церкви на католическую и православную

1068, 1113 – восстания в Киеве

1097 – съезд князей в Любече

1147 – первое упоминание в летописи о Москве

1157 – перенесение столицы из Киева во Владимир

1185 – поход на половцев Игоря Святославича

1202 – образование ордена Меченосцев

1206–1211 – завоевательные походы монголов в Сибири

1211–1215 – завоевание монголами Северного Китая

1219–1223 – завоевание монголами Средней Азии и Закавказья

1223, 31 мая – битва на р. Калке

1236 – вторжение монголов в Волжскую Булгарию

1237–1238 – вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь

1237 – разгром Рязани

1237 – объединение ордена Тевтонцев и Меченосцев

1238 – битва на р. Сити

1240 – взятие монголами Киева, Галицко-Волынской Руси, вторжение в Западную Европу

1240, 15 июля – Невская битва

1242, 5 апреля – Ледовое побоище

1252 – Неврюева рать

1257–1259 – создание на Руси системы баскачества. Восстания в Новгороде

1262 – восстания против золотоордынцев в городах Руси

1293 – Дюденева рать

1299 – перенесение кафедры митрополита из Киева во Владимир

1301 – присоединение Коломны к Московскому княжеству

1305, 1308, 1317 – войны Московского государства с Тверью

1326 – перенесение митрополии из Киева в Москву

1327 – восстание в Твери

1362–1363 – борьба Москвы и Нижнего Новгорода за ярлык на великое княжение

1377 – битва на р. Пьяне

1378 – битва на р. Воже

1380, 8 сентября – Куликовская битва

1382 – поход Тохтамыша на Москву

1385 – война с Рязанью. Подписание вечного мира Рязани и Москвы

1385 – Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей

1392 – присоединение Нижнего Новгорода к Москве

1406–1408 – война с Великим княжеством Литовским

1408 – нашествие Едигея на Русь

1433–1453 – Феодальная война

1439 – Флорентийская уния

1449 – избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси

1453 – взятие турками-османами Константинополя

1456 – поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор

1463 – присоединение Ярославского княжества к Москве

1465–1469 – война с Казанским ханством

1471, 1478 – военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве

1472 – венчание Ивана III на Софье Палеолог

1474 – присоединение Ростовского княжества к Москве

1487 – поход Ивана III на Казань

1480 – «стояние на Угре»

1485 – присоединение Тверского княжества к Москве

1492–1494, 1500–1503, 1507–1508, 1512–1522 – «порубежные» война с Великим княжеством Литовским

1495–1497 – война со Швецией

1497 – судебник Ивана III

1501–1503 – война с Ливонским Орденом

1510 – присоединение Псковской земли к Русскому

1514 – присоединение Смоленска к Русскому государству

1521 – присоединение Рязанского княжества к Русскому государству

1547 – провозглашение Ивана Грозного царем

1547–1548, 1548–1550, 1551–1552 – походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства

1549 – созыв первого Земского собора

1549–1560 – деятельность Избранной рады

1550 – Судебник Ивана Грозного

1550-е гг. – начало складывания приказной системы

1551 – Стоглавый собор

1551 – присоединение Чувашии

1553 – начало книгопечатания в Москве

1556 – отмена системы кормлений

1556 – взятие Астраханского ханства

1557 – присоединение Башкирии и Ногайской Орды

1580–90-е гг.– походы Ермака и царских воевод в Сибирь

1558–1583 – Ливонская война

1564 – бегство Андрея Курбского в Литву

1564 – первая книга Ивана Федорова

1569 – Люблинская уния и образование Речи Посполитой

1570, лето – массовые казни в Москве

1572 – поход Девлет-Гирея на Москву, битва у села Молодь

1581 – гибель царевича Ивана Ивановича

1582 – Ям-Запольский мир с Польшей

1583 – Плюсское перемирие со Швецией

1581– введение «заповедных лет»

1589 – установление патриаршества в России

1590–1593 – война со Швецией

1591 – гибель царевича Дмитрия в Угличе

1597 – указ об «урочных летах»

1598 – пресечение династии Рюриковичей

Дубликаты не найдены

Какой полезный пост, терь заживём все лучше!

О, за 20 лет подвинули историю Руси еще на 200 лет назад )

В IX веке Руси не было?

в середине 1990-х говорили что нет )

1418 год в истории россии события

вот общаешься с человеком на какую то серьезную тему, высказываешь свое мнение, выслушиваешь его, всё вполне душевно и спокойно, и обязательно найдется юный онанист, который думает, что его озабоченность и спермотоксикоз может хоть как-то вписаться в тему разговора! просто возьмет и ляпнет что первое придет на ум, которого еще особо и нет! а ты сидишь потом и думаешь как бы так намекнуть этому головастику на то, что его фраза оставляет желать лучшего и что всего двумя словами он сказал о себе настолько много, что и рядом с ним в одной ветке комментов стоять-то не особо хочется, а уж если вдруг произойдет личная встреча, то руки ему не подавать.

К экзаменам готовишься?

это коллоквиум по предмету история россии

Я чот не понимаю, или это сюда уже шпаргалки постить начали?

1418 год в истории россии события

Анимированная история Руси на карте от канала Гео-КартоГрафЪ

1418 год в истории россии события

История Руси. Часть первая. Легендарные князья.

Посмотреть видео можно на канале Гео-КартоГрафЪ

Основано на «Повести временных лет» 12 века, а также на более поздних летописных легендах и исследованиях историков.

Древнерусская государственность зародилась на Восточно-Европейской равнине, где испокон веков бок о бок в мире и согласии проживали различные славянские, тюркские, фино-угорские, а также балтские племена. Население этих территорий в основном тяготело к берегам крупных рек, коими изобиловали эти земли. Помимо источника воды и пропитания, реки выступали ещё и в качестве транспортных артерий: соединённые волоками, они связывали воедино сию огромную равнину. Крупнейшими торговыми путями были «путь из варяг в арабы» и «путь из варяг в греки», на севере проходившие по рекам и озёрам системы Невы, а на юге – по Волге, Дону и Днепру. Эти пути соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Скандинавских путешественников, странствующих по славянским рекам, называли варягами. Эти торговцы, авантюристы и пилигримы отличались суровым нравом, и были не прочь поживиться тем, что плохо лежало, будь то домашний скот, мёд, зерно, женщины, и прочие товары, которые производились местными племенами. Раздобытое добро они продавали на рынках Византии и северного Ирана. Многие из племён были вынуждены платить дань варягам, которые уже в середине 8 века, по данным археологов, основали своё первое поселение на севере будущей Руси, в Старой Ладоге.

В начале 9 века ситуация стала меняться: славяне и финно-угры начали всё чаще противостоять варягам. Согласно поздней ИоАкимовской летописи (носящей возможно, легендарный характер), Буривой, – вождь ильменских словен, – прекратил платить дань и выдворил варяжских находников со своей территории. Развивая успех, он начал наступление на варяжские земли. Буривой прогнал варягов до реки Кумени, что в Финляндии, где попал в засаду и потерпел поражение. Ему вместе с дружиной удалось укрыться в городе Бярма, расположенном на острове, посреди озера, где он занял оборонительную позицию.

Победив Буривого, варяги вернулись к ильменским словенам и снова обложили их данью. Племя без своего вождя с дружиной не смогло дать варягам должный отпор. Долго терпеть тяготы угнетения словене не смогли, и послали людей, за помощью к Буривому. Тот прислал к словенам своего сына, Гостомысла, который стал их новым вождём. Организовав сопротивление, Гостомысл изгнал варягов. При Гостомысле, вокруг ильменских словен была создана Северная конфедерация племён, как её называют современные историки. В этот нерушимый союз, помимо словен, вошли псковские кривичи и финно-угорские меря, чудь и весь. Северная конфедерация стала серьёзным противником для варягов, которые были вынуждены с ней считаться. Гостомысл заключил с варягами перемирие, и в дальнейшем жил с ними в мире и согласии. Две его дочери, Ефанда и Умила, были выданы замуж за варяжских князей, первая отбыла к урманАм, то есть в Норвегию, а вторая в Финляндию. А мужем его старшей дочери, по всей видимости, стал вождь одного из соседних славянских племён.

Гостомысл правил почти полвека, но за своё долгое правление он так и не обзавёлся наследником. Все его сыновья умерли ещё при его жизни. В одном из своих снов, Гостомысл увидел, как из чрева его дочери Умилы прорастает необъятное древо, окутавшее своими ветвями огромный град. Волхвы истолковали данный сон как предзнаменование, что один из её сыновей должен стать его наследником.

В 860 году Гостомысл отошёл в мир иной. Сразу после его смерти в Северной конфедерации разразилась усобица, и встал род на род, кои начали сами собой владеть и стали все воевать друг с другом. Ситуация усугибилась ещё очередным вторжением варягов, которое словене, с большим трудом, но отбили и не дали им дани. Старейшины решили, что пора искать князя, который бы владел ими и судил по праву. Здесь они вспомнили про пророчество Гостомысла, касательно его дочери Умилы, у которой было три сына, Рюрик, Трувор и Синеус. Эти товарищи, проживавшие тогда с отцом в варяжских землях, вполне подходили на роль вождей.

И пошли старейшины за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Произошло так называемое призвание варягов.

Дальнейшая история известна уже не только по поздним легендарным источникам, но и по древней Повести временных лет, – сокращённо ПВЛ.

В 862 году Рюрик и его братья, вместе с варяжскими дружинами прибыли в Ладогу, чтобы вступить в наследство. Братья разделили власть между собой. Трувору достался кривический город Изборск с округой, Синеусу – Белоозеро в землях веси и чуди, а Рюрик стал править в Ладоге, в центре земли словен.

В те времена финно-угры, а вслед за ними и славяне всех выходцев из скандинавских стран называли русью или русами (по-фински это слово означало гребцов на кораблях). И хотя, согласно легенде, Рюрик и его братья по матери были славянами, говорили свободно на древнерусском языке, и вполне вероятно, что исповедовали славянское язычество, – родную для славян религию, – за ними и их людьми прочно закрепилось определение «Русь». А все племена, которыми они правили, назывались русскими племенами, или просто русскими. И не важно были это славянские, финно-угорские, балтские или тюркские племена, все стали русскими. Этот же этноним дал название их государству, Северная конфедерация, отныне стала называться Русью.

В 863 году Рюрик с братьями подчинили оставшиеся земли Северной конфедерации. Полочане и меря стали их данниками.

В этом же году, за тридевять земель от Руси случилось другое, весьма значимое событие. Два греческих монаха, братья Кирилл и Мефодий, во время своей Моравской миссии, где они обращали в христианство местное славянское население, изобрели новую азбуку, которую позднее назвали кириллицей. Эту азбуку придумали, чтобы переводить церковную литературу с греческого на старославянский языки. Именно эту азбуку мы используем по сей день.

После смерти братьев Рюрик перенёс свою столицу из Ладоги на юг, к истоку реки Волхов из озера Ильмень. Его княжеский дворец, ныне известный как Рюриково городище, положил начало будущему Новгороду, столицы северной Руси.

В этом же 864 году, среди правящей верхушки новообразованного государства произошли разногласия. И под предлогом похода на Царьград, часть русов, под руководством Аскольда и Дира, покинули Рюрика. Они спустились вниз по течению Днепра и захватили Киев, где на землях полян основали своё собственное государство.

Рюрик, разобравшись с восстаниями, принялся укреплять свою власть. Полоцк и Ростов окончательно вошли в состав его государства. Киевляне, в свою очередь, также не сидели без дела, и обложили данью древлян.

В то время как южное Киевское государство обрастало исключительно славянскими племенами, Рюрик, напротив, активно присоединял финно-угорские племена. В конце 864 года ему покорились мурома и мещера, восточным форпостом Руси на долгие годы стал былинный город Муром.

В 865 году, согласно Никоновской летописи, между двумя русскими государствами началось первое противостояние. Киевляне стремились установить контроль над торговым путём «из Варяг в Греки», и пытались захватить Полоцк. Впрочем, Рюрику удалось остановить их продвижение и вернуть часть потерянных территорий.

После столкновения с Рюриком, Аскольд и Дир повернули на восток, где обложили данью племена северян и радимичей.

Киевское государство Аскольда и Дира было достаточно сильным и развитым в военном отношении. Согласно Повести временных лет, в 866 году братья предприняли поход на Царьград, первый в истории Руси кстати. Они осадили город и бесчинствовали в округе. Византийцы поспешили откупиться от них и заключили с ними мирный договор, заплатив русам огромный выкуп и убедив Аскольда и Дира принять христианство.

В 869 году, согласно Никоновской летописи, киевляне пошли в поход на Смоленск. О результате этого похода ничего неизвестно, но судя по дальнейшим событиям, Смоленск отпал от державы Рюрика.

В начале семидесятых годов девятого века киевляне расширили своё влияние на донских славян, обложив их данью и взяв под свою защиту.

В 872 году сын Аскольда погиб в войне с чёрными булгарами – остатками единого племенного союза булгар, живших в Приазовье до разделения на волжских булгар и дунайских болгар. Неизвестно, были ли у Аскольда другие дети. Не исключено, что из-за первого известного столкновения Руси с кочевиниками-тюрками Киевское государство лишилось наследника и ослабло.

В 875 году, всё по той же Никоновской летописи, воины Аскольда сразились с будущей грозой Руси, тюрками-печенегами. Это был отряд разведчиков, неожиданно напавший на донских славян, в то время как основная часть печенегов кочевала в заволжских степях.

В этом же году киевляне окончательно покорили Смоленск.

В 876 году, Ефанда Урманская, средняя дочь Гостомысла, деда Рюрика, то есть его родная тётка, овдовела. Рюрик решил, что негоже такой завидной невесте пропадать задаром и взял её себе в жёны. Как говорится, запретный плод всегда сладок. У них родился сын Игорь.

В 879 году Рюрик отправился в свой последний поход. Этот поход был против карелов. Рюрику удалось обложить данью ряд земель, но в одном из столкновений с карелами он погибает.

Наследнику Рюрика Игорю, на тот момент было всего два года. У Ефанды, тётки Рюрика и матери его сына, не получилось взять власть в свои руки. И регентом при их сыне Игоре стал Олег, верный друг и соратник Рюрика. Не исключено, что именно по совету Олега, Рюрик взял в жёны свою тётю. Олег узурпировал власть, отстранив Ефанду.

Киев по сравнению с Новгородом имел гораздо более выгодное расположение и Олег сделал его столицей своего государства, назвав, по словам летописи, «матерью городов русских». С этого времени начинается история объединённой Киевской Руси, тогда как предыдущий период историки называют Новгородской или Ладожской Русью.

Так было основано Древнерусское государство.

Утвердившись в Киеве, Олег принялся расширять своё влияние. Он подчинил племя древлян, обложив их данью. А вслед за древлянами, данниками Олега стали северяне. Немного позднее радимичей постигла та же участь. Северяне и радимичи были данниками Хазарского каганата, и наверняка с радостью и добровольно предпочли данничество Руси. Впрочем, летопись умалчивает о подробностях.

После 885 года Олег пошёл войной на уличей. Исход этого столкновения не ясен, но известно, что с уличами русское государство потом ещё долго воевало. Вероятно, Олег всё же смог покорить часть уличей по Днепру, обечив безопасность торгового пути «из варяг в греки».

В 889 году, угры, то есть современные венгры, досель кочевавшие в придонских степях, под давлением печенегов, которые в свою очередь были атакованы торками, мигрировали на запад. По пути угры атаковали Киев, который смог устоять и выдержать их осаду. Неудача под Киевом вынудила угров продолжить путь далее, в Паннонию.

Часть историков считает, что Олег заключил с уграми союз, обеспечив им надёжный тыл, пока они завоёвывали свою новую родину. За это угры помогли Олегу присоединить оставшиеся восточнославянские племена.

К 898 году, когда по русским летописям угры окончательно ушли за Карпаты, волыняне и бужане стали данниками Руси. А примерно год спустя белые хорваты и тиверцы также были обложены данью. Единственные, кто продолжал упорно сопротивляться Руси, были уличи.

В начале 10 века, Олег расширил облагаемые данью земли на севере, в его племенной союз временно вошли даже легендарные вятичи, самое сильное восточнославянское племя, дольше всех прочих племён сохранявшее независимость от Руси.

На востоке, однако, в начале 10 века укрепилось тюркское государство – Волжская Булгария, включившее в себя ряд финно-угорских племён. Около 900 года был основан город Булгар. Продвижение Руси в этом направлении было остановлено.

При Олеге площадь территории Руси увеличилась более чем в 2 раза. В те времена, Русь напоминала скорее федерацию племён и городов, нежели унитарное государство. В административном отношении территория была разделена на удельные княжества, князья которых подчинялись Великому князю, то есть Олегу. Олег посадил во главе этих княжеств своих людей – родственников, свойственников и боевых товарищей.

Около того же 907 года угры, пропущенные ранее Олегом мимо Киева, окончательно разгромили Великую Моравию, некогда мощнейшее из славянских государств. На западе от Руси возник политический вакуум, который Русь с удовольствием и заполнила, укрепив свою власть над восточнославянскими племенами и начав продвижение в сторону западных славян.

В 907 году состоялся эпический поход Олега на Царьград, хвалебно описанный в русских летописях, но подозрительно не упомянутый в греческих. Из Киева выступило огромное войско, включающее в себя все племена, подчинённые Олегом.

Основная часть войска на ладьях, коих насчитывалось до двух тысяч, по Днепру, а затем по Чёрному морю, вплавь пошла на Царьград. Вторая часть войска на конях двигалась вдоль берега. Греки, испугавшись прибывшей армии, заперлись в цитадели. Олег осадил город, а его войска разграбили округу.

По легенде, перед началом штурма города, Олег поставил свои корабли на колёса, и с попутным ветром они двинулись на стены города. С военной точки зрения сие действо абсолютно бессмыслено, но греки, испугавшись, запросили мира. Они принесли Олегу отправленное вино и пищу, но Олег, почуяв угрозу, отказался их принимать, за что был прозван Вещим.

Олег заключил с греками выгодный для него мир. Греки заплатили ему и всем его князьям единоразовую выплату, и в дальнейшем обязались выплачивать дань ежегодно. Для славянских купцов, Олег выторговал беспошлинную торговлю в Византии.

Заключённый с Византией мирный договор стал первым известным письменным документом в русской истории. В рассказе о его заключении впервые упомянуты важные впоследствии города Чернигов и ПереяслАвль.

В знак победы над Византией, Олег прибил к вратам Царьграда свой щит, и с триумфом вернулся восвояси.

Друзья, надеюсь вам понравилось видео. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Ваша поддержка даёт мне силы творить далее.

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Русская душа

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы.

Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

События 2020 года в фотографиях

Ушедший год был очень сложным. Однако чем тяжелей ситуация в мире, тем больше работы у фотографов. Представляю вам подборку одних из лучших репортажных снимков, которые показывают каким был 2020 год. Здесь нет политики, принятия или осуждения каких-либо событий, давайте просто посмотрим на фотографии.

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Антон Ваганов / Reuters, Владимир Смирнов / ТАСС

Black Lives Matter

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Julia Rendleman / Reuters, Брайан Смит

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg, Getty Images

Протесты в Беларуси

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Василий ФЕДОСЕНКО, REUTERS

Протесты в Хабаровске

1418 год в истории россии события

Фото: Игорь Волков / AP

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Валерий Мельников, Артем Микрюков / Reuters

1418 год в истории россии события

Фото: Михаил Алаеддин

1418 год в истории россии события

Фото: Александр Кряжев

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Фото: Dan Kitwood / Getty Images

1418 год в истории россии события

В 1702г 10 января Петр I издал указ, запрещающий падать ниц перед царем.

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Александр Пересвет, прежде бывший боярин Добрянский, как герой истории и живописи

Надо сказать, что «Житие Преподобного Сергия» Епифания Премудрого эпизод с иноками не упоминает, так что вполне возможно, что они были и не из Троице-Сергиева, а из одного из Московских монастырей. Или были послушниками, а иноческий чин им дали непосредственно перед походом.

Дальше, как мы помним, из вражеских полков выезжает Челубей (Телебей и т. д.), и наш инок говорит не вполне смиренные слова: «Сой человек противника собе хощет, аз хощу с ним видетися!» и выезжает на поединок. Чем дальше, тем больше подробностей, так в одной из редакций зловредный Челубей, углядев в русской рати Пересвета и Ослябю требует у Мамая, чтобы ему дали сразиться именно с этими русскими. В этом варианте Пересвет не говорит про равного себе противника, а просто кротко просит прощения.

Известно, однако, что вся история с поединком (как и переодеванием Дмитрия перед боем), перекочевали в «Сказание» из другого произведения, очень распространенного на Руси в 15-16 вв

Как это ни печально, но в изобразительной традиции утвердилась как раз поздняя традиция. Пересвета рисуют эдаким умильным мнихом, который выезжает на бой иногда даже без доспехов (искушая Бога, что, вообще говоря, в христианстве считается в некотором роде грехом) и всем своим обликом прощая врага. Ну, с Глазуновым все понятно, он просто хреновый художник, было бы странно ожидать от него хорошей картины:

1418 год в истории россии события

Но ведь он такой не один! Вот, к примеру, как оттрактовал бедного Пересвета Евгений Муковин:

1418 год в истории россии события

Про креатив Рыженко все уже не раз говорили:

1418 год в истории россии события

Не менее жестоко припечатал немолодого воина художник Сергей Ерошкин. Не удовлетворившись умильно-няшным обликом богатыря (его взгляд напоен такой любовью к ближнему, что на месте Челубея я бы к нему спиной не поворачивался), не зная, как еще унизить бедного боярина, он обрядил его в ЛАПТИ! Вот да, боярин добрянский идет на битву в лаптях! Художник, конечно, не знает, что нога в лапте тупо не встанет нормально в стремя, заточенное под сапог, ну да чего там:

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

1418 год в истории россии события

Апофеозом всего этого умильнобесия идет картина художника Безукладникова Г. А.:

1418 год в истории россии события

На ней мы видим, как доктор Айболит, укравший у грузинской княжны ее покрывало, неустрашимо идет наказывать, видимо, Бармалея, чтобы тот не хватал бы, не глотал бы, этих маленьких детей.

Однако не все так плохо. Мощный образ нашего героя создал художник А. В. Городничев:

1418 год в истории россии события

Старина Корин очень любил рыцарские доспехи и хотел бы нарядить в них всех героев русской истории, чтобы они построились патриотическим русским клином и закатали всех недругов под асфальт. на его эскизе старый Пересвет одет в схиму поверх фуллплейта и готов накидать любому Челубею, будь он хоть сколько раз исполином:

1418 год в истории россии события

Константин Васильев не мог не зигануть по такому поводу:

1418 год в истории россии события

Однако, поскольку картины мастера полны всякого символизма, мы не можем точно сказать, какую фигу в кармане он держал в данный конкретный момент. Так что не исключено, что это никакой не «Пересвет и не Челубей», а, скажем, «Западный Мир из последних сил противостоит хамскому натиску красно-монгольской азиатчины».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *