14 июля праздник церковный косьмы и дамиана поздравления
Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В грамоте XI века из Новгорода есть упоминание Козмодемьяна. Именно так воспринимали жители Древней Руси двух братьев- святых — как нераздельное целое. Кузьма и Демьян — вот как зазвучали русифицированные имена врачей- чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Когда Православная Церковь празднует день свв. Косьмы и Дамиана
Асийские братья — 14 ноября, «зимние кузьминки»
Святые Косма и Дамиан Асийские
В Евангелии Христос повелевал Своим ученикам:
«Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12,10.).
Полезные материалы
И случилось чудо: заговорил человеческим голосом верблюд, когда-то исцеленный чудотворцами, и поведал о случившемся. Братья были погребены в одной раке.
Римские мученики — 14 июля, «летние кузьминки»
Бессребрениками были и мученики Косьма и Дамиан, жившие в Риме. Родные братья были воспитаны родителями-христианами и отданы в учение к лекарю. За благочестие и целомудренную жизнь братья получили дар исцеления от Господа.
Гнев римских властей вызвало то, что бессребреники многих обращали к вере. Братьев любили и почитали. Когда стало известно, что их ищут солдаты, чудотворцев спрятали в надежное место. Но, когда вместо Косьмы и Дамиана были схвачены другие христиане, братья добровольно отдали себя в руки властей.
Аравийские братья — 30 октября
Помощники в трудах и целители недугов
Святых братьев почитали на Руси прежде всего как бессребреников-врачей, но не только.
Верили, что Кузьма и Демьян помогают в крестьянском труде. В народном сознании прочно связаны дни памяти святых и годовой цикл хозяйственных работ. Летние и осенние «Кузьминки» — покос и встреча зимы. И это не отголоски язычества, а вера в молитвенную помощь святых братьев в повседневных трудах.
Божьи кузнецы — так называли Косьму и Дамиана, и кузнецы считали их своими святыми покровителями. Верили, что святые помогают учению, не только обучению детей грамоте, но и книжному учению. А еще святые братья считались покровителями скота, вероятно, это связано с чудом о говорящем верблюде, исцеленном Асийскими святыми.
Проповедь архиепископа Феогноста в день памяти мучеников Космы и Дамиана
14 июля Косьма и Домиан. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ сегодня в церковный праздник?
14 июля – народно-христианский праздник Кузьмы и Демьяна, названный в народе «летними кузьминками». Православные священнослужители в этот день почитают память бессребреника Космы и Дамиана, выходцев из Малой Азии.
Они были братьями и имели чудодейственный дар исцелять от тяжелых телесных и душевных болезней при помощи молитвы. Они могли исцелять людей, от которых уже отказались обычные врачи.
Во время императорских гонений братьев схватили и под жестокими пытками вынуждали принести жертву языческим богам. Но они отказывались.
В это время император серьезно заболел и ни один придворный лекарь не мог ему помочь. Косма и Демиан силой молитвы излечили императора, после чего были отпущены на свободу со всеми почестями.
Что можно делать на Кузьмы и Демьяна
В народе день Кузьмы и Демьяна считался «женским» праздником. Все женщины деревни собирались вместе и устраивали так называемые « братчины».
Что разрешается делать на Кузьмы и Демьяна:
В Летние кузьминки женщины не только собирались на праздничные посиделки, но и успевали поработать.
Она выполняли различные работы в саду, поле и на огороде, собирали красильные травы, которые использовали для окрашивания тканей и полотен.
Что нельзя делать на Кузьмы и Демьяна
В день Кузьмы и Демьяна есть несколько традиций, примет и обрядов, которые на Руси соблюдались всеми православными.
Что запрещается делать на Кузьмы и Демьяна:
14 июля нельзя отказывать в помощи просящим. Кузьма и Демьян славились милосердием и добротой, поэтому в этот праздник старались оказать посильную помощь просящему человеку.
14 июля день Косьмы и Демьяна. ПОЛУЧИТЬ СЧАСТЛИВУЮ СУДЬБУ поможет простой способ!
Народный праздник «Летние Кузьминки» отмечается 14 июля (по старому стилю – 1 июля). В церковном календаре день посвящается памяти мучеников-бессребреников Космы и Дамиана Римских. Другие названия праздника: «Кузьма и Демьян», «День Козьмы и Демьяна», «Бабий праздник», «Женский праздник».
Обряды и традиции 14 июля
На Руси 14 июля традиционно отмечали летние Кузьминки, так называли женский праздник (в древности говорили «бабьи посиделки»). Хозяюшки собирались у кого-то дома, каждая несла свою провизию – крупу, соль, молоко, муку, яйца, сахар.
Вскладчину готовили разные блюда и устраивали пир. Стоит взять на заметку такой хороший обычай и собраться сегодня с подружками на вечеринку-девичник.
Согласно народным поверьям, в день Кузьмы и Демьяна получается самое вкусное малиновое варенье.
С утра хозяйки малину собирали, а днем варенье варили. Каждая свой секрет и рецепт имела, который втайне хранила. Но 14 июля, если кто-то попросит рецептом поделиться, отказывать нельзя, иначе все заготовленное варенье пропадет.
Девушки в этот день подцепляли себе суженого с помощью колючей ветки крыжовника. Надо было подойти к парню, который нравится, и слегка уколоть его веточкой. Через время он обращал внимания на девушку, влюблялся, а потом дело и до свадьбы доходило.
Сегодня попросите у близких людей прощения, и раздайте конфеты
Кузьма и Демьян считаются покровителями домашней птицы, кузнечных дел, детишек и брака.
На Руси 14 июля родители обращались к святым с просьбами даровать их детям здоровье и счастливую судьбу. Чтобы Кузьма с Демьяном услышали и просьбу выполнили, было принято раздавать малышам кульки с конфетами и леденцы (не только своим, но и соседским).
Верили, чем больше конфет раздать, тем слаще и удачнее сложится жизнь ребенка.
Свадебные традиции на 14 июля
В день Кузьмы и Демьяна у наших предков существовала еще одна хорошая традиция – до захода солнца просили друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно или невольно.
Мы ведь порой переносим свои рабочие проблемы в семью, возвращаемся домой уставшие или на взводе, не можем сдержаться и обижаем самых дорогих людей. Если имеет место такая ситуация, то обязательно надо попросить прощения.
Нельзя откладывать на потом и думать, что все забудется само собой. 14 июля как раз хороший день, чтобы сказать друг другу: «Прости».
Народные приметы 14 июля
Сорока 14 июля раскричалась – к продолжительному зною.
В ночь на Кузьму и Демьяна наблюдают за луной. Если ночное светило имеет красноватый оттенок, значит, ждите сильных ветров. Затупленные (не острые) концы у луны предвещают ливни.
14 июля – Праздник св. Космы и Дамиана: СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ Косме и Дамиану, что нельзя делать, какие молитвы читать?
14 июля – Праздник святых Космы и Дамиана: СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ Косме и Дамиану, оберегающие от беды и проблем, что нельзя делать и какие молитвы читать? 👇👇👇
Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан жили в Риме, в третьем веке, были родными братьями. Искусные врачи, мученики обрели дары Духа Святого – силою молитв исцелять душевные и телесные недуги, хранить души свои в нестяжательности и братолюбии. К этим святым врачам обращаются за молитвенной помощью в болезнях. Их просят помочь при притеснениях начальством и преподавателями, просят защиты от завистников и недоброжелателей.
О чем еще молятся Косьме и Дамиану?
Будучи врачами при жизни, Косма и Дамиан почитаются как целители и теперь. Молитву святым Косьме и Дамиану Римским читают при разных недугах и болезнях. Простуда, хроническое заболевание, опухоль, язва – со всеми этими проблемами помогут бороться святые. Зависимость от наркотиков, алкоголизм также считаются болезнями. Молитва Косьме и Дамиану об исцелении очень сильная, к её прочтению нужно относиться серьезно и с чистыми помыслами.
Родители, бабушки и дедушки читают молитву святым о здравии своих детей и близких. Они помогают всем просящим, защищают и поддерживают.
Святые вели праведный образ жизни, как наставлял Иисус Христос. Они известны своим целомудрием и добродетелью. При разладе в семье нередко читают молитву бессребреникам Косме и Дамиану от измен.
Все молитвы бессребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану
Тропарь безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.
Кондак безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, глас 2
Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.
Молитва первая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, об исцелении
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, перед операцией
О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.
Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Величание безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану
Величаем вас, святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждших, исцелители болящих и собеседницы Ангелов
Бессребреники и чудотворцы Косма ́ и Дамиа ́ н Асийские, и мать их Феодо ́ тия
День памяти
Жития
Жития бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии
Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их – Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому, что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых, потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.
Отец их был грек и язычник, мать – христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1Тим.5:5).
Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.
Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать – дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью – служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф.10:8).
Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.
За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч.12:10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.
Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.
В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.
В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.
С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.
Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.
Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы по преставлении их не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя. » Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.
Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.
И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, – так начал речь бессловесный, – много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».
Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.
Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.
Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях–минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.
В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.
Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».
Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.
Святые всегда близки ко всем призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, – отвечали святые, – Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.
Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.
Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.
Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.
Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.
Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.
Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.
Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.
Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа – бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».
Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой – принял Святое Крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.
Некто – любитель народных зрелищ – страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.
В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.
Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».
Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду – ему не верили.
Наконец, решили, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.
Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.
В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.
Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить отчасти самое житие их, отчасти и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи, тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.
В четьях–минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».
Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая Церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?
Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское, потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем после витиеватого вступления содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста, а в конце делается молитвенное к ним обращение.
Примечания
[1] Азия, иначе Асия – это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную водами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего Малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море, называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах – Откр.1:4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему Малоазийскому полуострову, наконец – ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.
[2] Слово «туне» и означает даром, без платы.
[3] Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р. Тигра) и был разрушен турками при первых завоеваниях их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.
[4] Здесь разумеются три еврейских отрока – Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже – со всеми одеждами (Дан.3)
[5] Здесь, вероятно, разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.