13 век русь картинки
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Николай Рерих
Славяне на Днепре
1905
Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.
Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…
Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.
Виктор Васнецов
Бой скифов со славянами
1881
Неизвестный художник
Торг у древних Славян
На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!
Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.
А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.
Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.
Генрих Семирадский
Похороны знатного руса
Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.
На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:
“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.
Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.
Клавдий Лебедев
Ночь на Ивана Купалу
У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.
Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.
Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.
За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Неизвестный художник
Убиение Аскольда и Дира Олегом
Николай Рерих
Княжья охота. Вечер.
1901
Николай Бодаревский
Князь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда
Виктор Васнецов
Прощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
1899
Виктор Васнецов
Баян. Тризна.
1910
В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.
Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна.
Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.
Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.
В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.
Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.
Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…
Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.
Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.
Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.
Василий Сазонов
Первая встреча князя Игоря с Ольгой
Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.
Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.
В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.
Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.
Клавдий Лебедев
Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года
1903
Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани.
После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.
В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
Андрей Иванов
Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.
Около 1810
Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.
Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.
Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.
Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.
Иван Акимов
Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.
1773
Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.
Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.
Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.
Клавдий Лебедев
Свидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.
Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.
На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.
На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.
Андрей Рябушкин
Пир богатырей у ласкового князя Владимира
1888
На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.
Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.
О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.
Виктор Васнецов
Витязь на распутье
1882
Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.
Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.
В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.
Евграф Сорокин
Ян Усмовец, удерживающий быка
1849
Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.
В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.
Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.
В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.
Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.
Василий Перов
Первые христиане в Киеве
1880
Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.
Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.
Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.
Клавдий Лебедев
Убиение двух варягов
1903
Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.
Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.
Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.
Хромолитография
Нестор-летописец
Виктор Васнецов
Княгиня Ольга
1885-1896
Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.
Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.
Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.
Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.
Серия “Русская история в картинах” будет продолжена в следующих постах – вплоть до начала XX века и вы познакомитесь с замечательными творениями русских живописцев на темы отечественной истории.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Статистика
Между востоком и западом. Русская история в картинах. XIII-XV век. Часть 3.
Третий пост серии посвящён событиям XIII – XV веков.
Гнёт татаро-монгольского ига, эпоха становления Московского государства…
Русские живописцы посвятили свои полотна этому периоду отечественной истории.
Сергей Архипов. Схватка русских с татарами. XIII век. (1916 г.)
В 1223 году на реке Калке произошло первое столкновение русских и половецких войск с монголо-татарами. В декабре 1237 года монголо-татары напали на ослабленную междоусобицами князей Русь и завоевали её. На Руси установилось монголо-татарское иго. Для поддержания своей власти и сбора дани ордынские ханы множество раз вторгались на Русскую землю. Но борьба Руси за независимость не прекращалась ни на день. Уже в 1380 году великий князь Дмитрий, внук Александра Невского, прозванный “Донским”, в знаменитой Куликовской битве разгромил и прогнал карательное войско “ордынского царевича”. А с усилением Москвы в XIV столетии татарское иго начало ослабевать.
Алексей Максимов. Враг под стенами
Сергей Иванов. Баскаки. 1908 г.
Баскак – представитель монгольского хана – сидит на коне в золотистом халате, а перед ним стоит… дань. Тут люди, которые по бедности, за неуплату дани уводятся в рабство: среди них женщины, в том числе и девочки; мужик (он слева), который с ненавистью смотрит на монгола, сжимающего в руке плеть. Повсюду разъезжают чужеземные всадники, предупреждая недовольство русского населения. Но все стоят с опущенными головами. Люди знают: ордынцы скоры на кровавую расправу.
Как ни унизительна была эта данническая зависимость, участь Руси была легче, чем других стран: не было в наших землях постоянного монгольского войска. Имелись лишь отряды при баскаках, которые помогали в сборе дани.
Монгольская администрация на Руси подчинялась великим ханам в Каракоруме лишь до начала 60-х годов XIII века, затем зависела непосредственно от Золотой Орды. А уже в начале XIV века, после череды “вечевых” восстаний, ханы были вынуждены прекратить посылать на Русь баскаков, передав сбор дани русским князьям.
История всё поставила на свои места: Орды нет и в помине, а русский народ живёт в самой большой стране в мире и уверенно смотрит в будущее.
Пётр Шамшин. Боярин перед походом. 1871 г.
На картине Петра Шамшина изображён святой благоверный князь Александр Невский во время молитвы перед походом. В историю Отечества он вошёл как бесстрашный и умелый полководец, мудрый правитель и ревнитель православной веры. Ратными подвигами он обезопасил западные границы Руси, истощённой ордынским нашествием с Востока. За короткое время он пресёк шведский и немецкий походы на Русь, уничтожив и полонив большую часть захватчиков. А затем ненёс поражение литовским отрядам, решившим похозяйничать на наших землях, и снова победил шведов.
Александр Ярославич проявил себя и как умелый политик, стратег и дипломат. Продолжая укреплять северо-западные границы отчизны, он установил первые дипломатические отношения с Норвегией, заключив первый русско-норвежский договор. Отвергая попытки папской курии развязать войну между Русью и Золотой Ордой, он неоднократно посещал Орду, ослабляя тяготы монголо-татарского ига.
Фёдор Моллер. Александр Невский побеждает Ярла Биргера на реке Ижоре
Фёдор Моллер. Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере
Здесь изображены две самые знаменитые битвы Александра Ярославича – Невская битва и Ледовое побоище на Чудском озере. Первая из них произошла на берегу реки Невы, в устье реки Ижоры, 15 июля 1240 года. Руководил отрядом захватчиков будущий правитель Швеции Биргер. Он направил князю Александру Ярославичу письмо с вызовом. Князь ответил нападением на лагерь врагов, шведы были разбиты и бежали. Сам Биргер был ранен в лицо Александром.
За это сражение князь Александр Ярославич получил прозвание “Невский”. А шведы надолго запомнили преподанный им урок. Но этот урок ещё предстояло усвоить немецким рыцарям из Ливонского ордена.
В 1242 году Александр Невский освободил захваченный рыцарями русский город Псков, а потом дал врагам сражение на льду Чудского озера. Битва произошла ранней весной, 5 апреля, когда озеро было ещё сковано льдом. Подтаявший весенний лёд не выдержал тяжести закованных в латы конных рыцарей и стал под ними трескаться. Многие из них упали в ледяную воду и пошли ко дну. Поэтому сражение и получило название “Ледовое побоище”.
Фёдор Моллер. Александр Невский и папские легаты
Фёдор Моллер. Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту.
На картине в голубой одежде изображён князь Александр Невский, за ним стоят русские воины, а перед князем – посланники папы римского. Один из них протягивает князю письмо, но Александр Невский отстраняется. Что же хотели католики от православного князя? Если не получилось силой завоевать новгородские земли, то, может, попробовать обратить русичей в свою, католическую, веру и таким образом, без крови и сражений, подчинить их себе?
Некануне Невской битвы Александр получил чудесное предзнаменование: видение святых православных мучеников Бориса и Глеба. Православная икона всегда сопровождала его в походах. Вот поэтому князь вежливо, но решительно указал посланникам папы римского на дверь: вот Бог – в красном углу икона, а вот – порог, и ступайте себе подобру-поздорову, откуда пришли.
Благоверный князь был непоколебим в отстаивании веры предков. На другой картине мы видим приезд Александра Невского в Орду к хану Батыю. Каждый, кто посещал Орду, перед тем, как быть допущенным к хану, должен был под страхом смерти поклониться идолам, огню и кусту. Но Александр Невский, не желая проходить языческие обряды, ответил твёрдым отказом, несказанно поразив ордынцев своей смелостью.
Миниатюра. Ледовое побоище с изображением небесного войска
и молящихся перед иконой Святой Софии русских святых князей Бориса и Глеба. XVI век
Григорий Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 г.
Василий Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883 г.
Князь Михаил Всеволодович отказался принять чужую веру, за что и был убит в ставке Батыя. Произошло это в 1246 году.
Гордый и несломленный, он прижал к груди крест – в знак того, что за свою веру он готов отдать жизнь. Над князем уже занёс руку с ножом Доман Путивлец – предатель, принявший иноземную веру. Старик в балахоне с капюшоном показывает князю, какому богу надо поклониться. В левом углу картины спиной к зрителю – Елдига, сотник хана Батыя. Он ждёт, что ответит русский князь. Именно он отдаст команду забить его насмерть, а потом и отсечь ему голову.
За спиной князя Михаила – седобородый человек. Это боярин Фёдор, близкий друг и советник князя. В летописи записано, что он сказал Михаилу: “Помни, благочестивый князь, как обещался ты Христу положить за Него свою душу”. Он, как и князь, готов умереть за православную веру.
В правом нижнем углу картины – 16-летний сын князя Михаила. Уж ему-то известен нрав отца: от своего слова он и под страхом смерти не отступит. Юноша закрыл глаза, чтобы не видеть, как будут убивать отца.
Князь Михаил, растерзанный монголами, обрёл вечную жизнь в своих потомках и в благодарной памяти всего русского народа.
Пимен Орлов. Напутствие великого князя Михаила Тверского. 1847 г.
На этих двух картинах изображены последние минуты жизни святого благоверного князя Михаила Тверского (1271-1318).
Тогда Московский князь Юрий Данилович делал всё, чтобы свергнуть Михаила Ярославича. Проиграв Михаилу битву у Бортенева, он оклеветал его в отравлении своей жены – сестры хана Золотой Орды. И вот Тверского вызвали для суда в Орду. Русский князь ни минуты не сомневался, кто был его обвинителем. Не было у него сомнения и в том, что в Орде его убьют. И тем не менее он отправился на неправый суд.
Он отстоял заутреню, открыл Псалтырь и прочитал там такие слова: “Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя”. Это было написано как будто о нём – князь стоял на пороге неминуемой смерти. Как быть? И вновь он нашёл ответ в словах Псалтыри: “Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию”. Легко стало на душе у князя, ведь с ним Господь, который примет его душу.
Князь попращался с сыном Константином и велел передать матери и братьям, чтобы после его смерти они не переставали заботиться о подданных. А в его шатёр уже ломились убийцы, подосланные Юрием и его другом Кавгадыем. Они вырезали у Михаила сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921 г.
Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание, которое означает поясную суму для денег, скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.
Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель.
При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году. Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.
Но так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче обрела громкую славу и стала главным русским городом, а его самого называли “великим князем Московским”.
Яков Капков. Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Эскиз.
Однажды митрополит Алексий исцелил жену хана Орды Джанибека (великого Узбека – на картине – Чанибека) – Тайдулу. Ещё в детстве Алексию было предсказано, что он станет спасать души людей. Пришло время, и он стал митрополитом Московским. В середине XIV века ханом Золотой Орды был Джанибек. У хана случилась беда: ослепла ханша Тайдула. К каким только знахарям ни обращался хан, но никто не мог ей помочь. И вот приснился Тайдуле сон, что помочь ей сможет только Алексий из Московии. Послы тут же были посланы на Русь.
Не хотел Алексий ехать в Орду, но великий князь убедил его. Говорил, если не уважить хана, он может войной пойти на Русь. Тогда митрополит вошёл в храм и начал молиться. Вдруг у гроба чудотворца Петра сама собой загорелась свеча. Понял Алексий – это знак Божий. Взял он воск от этой свечи и отправился в путь.
А Тайдула увидела сон, как русские священники подъезжают к столице Орды. Сказала она Джанибеку, чтобы он с честью встретил Алексия и привёл его к ней. Пришёл митрополит к постели Тайдулы, зажёг свечу, прочитал молитву – и вдруг женщина вскрикнула от радости: “Я снова вижу!”
В благодарность хан подарил Алексию земельный надел в Кремле, который ему принадлежал. Там и был построен Чудов монастырь.
Клавдий Лебедев. Проповедь христианства. 1908 г.
Святителями в православии называют епископов, которые способствовали распространению христианской веры и были причислены к лику святых. Одним из них был Стефан Пермский (ок. 1340-1396), просветитель народа коми. Вот он, седобородый, стоит в центре картины с крестом в руке и проповедует святое учение перед зырянами (так раньше называли коми). Заметно, что его слушают с недоверием. Но всё же слушают, ведь епископ Стефан хорошо знал их язык. Он же дал этому народу письменность, создал несколько икон и крестов с надписями на коми-зырянском языке.
За Стефаном стоят ещё один служитель церкви и князь, за князем – дружинники. Они охраняют жизнь епископа.
Ещё дальше виден местный шаман, который бьёт в бубен, стараясь перекричать проповедника. А на высоком берегу реки под деревом, на ветвях которого висят ленточки с молитвами, стоит языческий идол.
Забегая вперёд, скажем, что миссионерская деятельность Стефана Пермского увенчалась успехом: нард коми принял православную веру.
Сам святитель умер в Москве и был похоронен в одном из пределов кремлёвской церкви Спаса на Бору. В 1933 году большевики снесли эту церковь. Зато 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование “Гора святителя Стефана Пермского”.
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия. 1892-1897
М.В. Нестеров изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. Ему была интересна духовная жизнь человека, и он создал цикл полотен, изображающих жизнь Сергия Радонежского. Одна из картин называется “Видение отроку Варфоломею” Встречей со старцем Сергию было предопределено: он избранник Божий.
“Юность преподобного Сергия” посвящена “пустынножительству” святого. Тогда тот жил в лесу – вдали от мира. “Звери приближахуся и окружаху его И от них един зверь, медведь…” На картине – у ног Сергия лежит медведь.
В цикл вошло несколько картин, в числе которых были “Сергий Радонежский”, “Старец в пути (На Руси)” и другие.
М.В. Нестеров в своих “Воспоминаниях” о временах, когда он писал картины о святом старце, отмечал: “Я был полон своей картиной. В ней, в её атмосфере, атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда”.
Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896-1897
Художник Михаил Васильевич Нестеров не один раз запечатлевал на своих полотнах жизнь великого русского святого Сергия Радонежского. Он запечатлел отрока, а вот он уже монах, который не гнушается никакой работы. Он носит воду, пилит брёвна, строит кельи для братьев – именно так и создавалась Троице-Сергиева лавра. Написал Нестеров Сергия и на склоне лет – он, как и в юности, любуется бесконечным разнообразием русской природы, этим совершенным творением Господа.
Один русский философ как-то заметил, что от образа Сергия “пахнет стружкой”. И это очень точное замечание: настоятель монастыря был тружеником и понуждал к труду других.
Существует предание о том, что спустя много лет после его кончины, когда Троицкий монастырь осаждали враги, Сергий вернулся к своей обители. Он указывал, где именно поляки делают подкоп под монастырскими стенами и где стоит их ждать, чтобы отразить атаку. Может, именно благодаря вмешательству основателя Трице-Сергиевой лавры, несмотря на все старания поляков, монастырь так и не удалось захватить.
Ну а Сергий, любимый святой всех православных, всегда приходит на помощь по молитвам ему.
Эрнст Лисснер. Троице-Сергиева лавра
На картине изображён один из важнейших эпизодов русской истории: преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкого монастыря, благословляет на битву князя Дмитрия Донского. Это сражение было выиграно русскими воинами.
События на картине происходят в монастыре, который позже получил статус лавры, а в наши дни стал духовным центром православной России. Здесь ещё нет величественных каменных храмов, только деревянная церковь Троицы, за ней звонница и кельи монахов, похожие на маленькие избушки. Настоятель монастыря поднял крест над головой ставшего на колено великого князя. За спиной стоят монахи Пересвет и Ослябля: их Сергий Радонежский благословит на битву с врагами. Оба они с честью сложат свои головы.
Несколько слов о том, что такое лавра. В переводе с греческого – это, буквально, многолюдная улица, а точнее – многолюдный монастырь. Первые лавры представляли собой крепости с высокими стенами для защиты от кочевников. Так выглядели основанная Евфимием Великим в V веке лавра в Палестине и основанный веком позже монастырь Феодосия Великого неподалёку от Иерусалима. В России самой большой является Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге и Печерская лавра в Псковской области уступают ей в размерах.
Виктор Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем
Николай Некрасов. Куликовская битва. 1904
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922
На картине – Москва времён князя Дмитрия Ивановича Донского. За каменными стенами видны деревянные дома и белокаменная церковь. К берегу одна за другой пристают лодки с товаром.
До Москвы столицей Русского государства был город Владимир. Там и должен был находиться правитель Руси – великий князь. Такой порядок был установлен сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого, Андреем Боголюбским. И даже Дмитрий Донской, который жил в Москве, ещё носил титул великого князя Владимирского.
Князь Дмитрий многое сделал для возвышения Москвы. Один за другим он присоединял города к Московскому княжеству. В 1367 году возвёл из белого камня крепость – Московский Кремль. Именно такую, какой мы её видим на картине.
Начали строиться монастыри: Чудов, Андроников и Симонов. Появляется много церквей. Растёт грамотность. Москва становится центром распостранения книг.
Широко велась торговля как с Востоком, так и с Западом.
Оставалось только провозгласить Москву столицей Руси.
Сын Дмитрия Донского, Василий I, уже именовался великим князем Московским, а это означало, что центр государства теперь находится в Москве.
Аполлинарий Васнецов. Оборона города. 1852
Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингисхана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.
Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Мамаева побоища, он напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не взять.
Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами.
Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. И начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…
Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.
Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…
Андрей Рублёв. Троица. 1422-1427
Павел Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому. 1861
На свадьбе великого князя Московского Василия II Васильевича пожилой боярин опознал на госте, Звенигородском князе Василии Юрьевиче Косом, золотой пояс Дмитрия Донского, деда жениха. Желая вернуть украденную давным-давно ценность своей семьи, великая княгиня Софья Витовтовна, мать жениха, вырвала пояс у гостя прямо во время свадебного пира.
Пояс этот был некогда отдан Дмитрию Донскому Суздальским князем Дмитрием Константиновичем в качестве приданого для своей дочери Евдокии. После свадьбы пояс был подменён, а настоящий, поистине княжеский, украшенный драгоценными каменьями, исчез.
Шли годы, и с пропажей почти смирились. Лишь позже узнали, что подменил пояса московский тысяцкий Вельяминов, отдав настоящий своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии.
Золотой пояс Дмитрия Донского был вновь утрачен во времена Лжедмитрия I, но это уже совсем другая история…
Источник
Предыдущие посты серии:
Русь Легендарная. Русская история в картинах. Часть 1.
Крещение Руси. X-XII века. Русская история в картинах. Часть 2.
Спасибо за ваши комментарии!
Процитировано 7 раз
Понравилось: 11 пользователям