13 июля день рождения бабеля
Бабель Исаак Эммануилович
Писатель и драматург. Журналист. Известен циклами коротких, емких и разошедшихся на цитаты рассказов о России времен гражданской войны и жизни еврейской Одессы. Его книги переведены на многие иностранные языки. Его творчество получило широкое признание в Советском Союзе.
Исаак Бабель родился 13 июля 1894 года в городе Одесса, Украина. Мальчик вырос в зажиточной и образованной еврейской семье. Учился в Одесском коммерческом училище имени Николая Iю Затем продолжил обучение в Коммерческом институте. Увлекался историей, изучал языки: немецкий, английский, французский.
Писать начал в пятнадцать лет. Участвовал в любительских спектаклях и сочинял пьесы. Завершив образование не пошел по финансовой части, а стал служить в книжном издательстве. Одесса его детства, юности: яркий, колоритный, праздничный мир, который любил. У жителей города имелся свой особый говор, бытовой уклад и редкостное чувство юмора. Сгустком энергии Одессы была Молдаванка, где обитали извозчики, грузчики, налетчики и воры: основные персонажи «Одесских рассказов» писателя.
Бабель в 1920 году отправился в Ростов-на-Дону, где присоединился к первой конной армии Семена Буденного. Участвовал в боевых действиях и вел дневник, ставший основой цикла рассказов «Конармия». Буденный оказался в гневе, прочитав рассказы, и требовал защитить от безответственной клеветы тех, кого писатель оплевывает художественной слюной классовой ненависти. Однако Максим Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов первой конной ярче, чем Николай Гоголь казаков.
С 1922 по 1923 год рассказы Бабеля стали печататься в одесских газетах «Лава», «Силуэты», «Известия» и журнале «Моряк». Среди них самыми заметными стали «Грищук» и «Король». На протяжении следующего года произведения писателя начали публиковаться в московских литературных журналах «Леф», «Красная новь», «Прожектор», в газете «Правда».
В середине и второй половине 1920-х годов Бабель создал и опубликовал большую часть своих произведений, став одним из наиболее заметных отечественных писателей. В 1925 году отдельным изданием вышли три сборника его рассказов. В 1926 году в печати появилось первое издание новелл из цикла «Конармия». Впоследствии оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось. Всего Бабелем было задумано 50 новелл, опубликовано только 37. Последним из опубликованных произведений цикла стала новелла «Аргамак».
В 1927 году писатель принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек». Через год дебютировал как драматург, написав пьесу «Закат». В цикле «Одесские рассказы», который выпущен отдельным изданием в 1931 году, в романтическом ключе изобразил жизнь еврейских уголовников начала XX века. Самым ярким героем этих произведений стал налетчик Беня Крик, прототипом которого выступил легендарный одесский налетчик Мишка Япончик.
Перу Бабеля принадлежит также ряд киносценариев. В июле 1925 года написал киносценарий «Соль». Затем последовали сценарии фильмов «Еврейское счастье», «Блуждающие звезды», «Беня Крик», «Китайская мельница», «Летчики». Также Исаак работал над экранизациями романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и поэмы Всеволода Багрицкого «Дума про Опанаса». В 1935 году совместно с Сергеем Эйзенштейном написал сценарий для картины «Бежин луг», которая в последствие оказалась запрещена как «идейно порочная» и уничтожена. Последний сценарий «Мои университеты», по трилогии Максима Горького написан для киностудии «Союздетфильм».
Помимо собственного творчества Бабель занимался переводами с французского и идиша писателей: Ги де Мопассана, Шолома-Алейхема, Давида Бергельсона, Менделе Сфорима. Бабель часто бывал за границей, некоторое время жил во Франции. В 1935 году стал участником проходившего в Париже Конгресса писателей в защиту культуры.
С середины 1930-х годов у писателя начался творческий кризис: мало писал, в основном собирал материалы для будущих книг, почти не публиковался. Одним из наиболее заметных произведений этого периода стала пьеса «Мария». В 1936 году издан последний сборник новелл Бабеля. В 1937 году отдельно напечатан рассказ «Ди Грассо». В том же году писатель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Григории Котовском, а затем и о завершении сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений при жизни писателя опубликовано не было.
Летом 1938 года президиум Союза Писателей СССР утвердил Бабеля членом редакционного совета Государственного издательства художественной литературы.
Исаак Бабель арестован 15 мая 1939 года на даче в Переделкино по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. При аресте у него изъяли несколько папок рукописей, которые оказались навсегда утраченными. После серии непрерывных допросов Бабель вынужден дать признательные показания, от которых позднее во время судебного заседания отказался.
Российский писатель Исаак Эммануилович Бабель расстрелян 27 января 1940 года. В тот же день его тело предано огню в крематории Донского монастыря. Сведений о месте захоронения праха нет. Полностью реабилитирован только в 1954 году.
Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединенных в сборники, две пьесы и пять киносценариев.
Цикл статей «Дневник» (1918) о работе в ЧК и Наркомпросе.
Серия очерков «На поле чести» (1920) на основе фронтовых записок французских офицеров.
«Конармейский дневник 1920 года»
Сборник «Конармия» (1926), переизд. 1933.
«Одесские рассказы» (1931).
Пьеса «Закат» (1928).
Пьеса «Мария» (1935).
Неоконченный роман «Великая Криница», из которого была опубликована только первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», № 10, 1931).
фрагмент повести «Еврейка» (опубликован в 1968 г.).
Конармейский дневник 1920 года.
Издания сочинений
Постановки спектаклей
Пьеса «Закат», которую показал на сцене МХАТ 2-й еще при жизни автора (1928), в перестроечное и постсоветское время была вновь поставлена многими театрами, в том числе:
Начиная с 1960-х годов, в профессиональных и самодеятельных театрах разных городов СССР осуществлялись постановки инсценировок по «Конармии» и «Одесским рассказам». В 1968 г. в Ленинграде режиссер Ефим Давидович Табачников поставил спектакль по пьесе И.Бабеля «Мария» в народном театре при Дворце культуры Ленсовета. Наиболее известен спектакль «Пять рассказов Бабеля», поставленный Ефимом Кучером в Театре на Таганке (1980).
Экранизации
«Беня Крик» / «Карьера Бени Крика» 1926 Владимир Вильнер Юрий Шумский немой
«Биндюжник и король» 1989 Владимир Алеников Максим Леонидов
«Искусство жить в Одессе» 1989 Георгий Юнгвальд-Хилькевич Сергей Колтаков
«Закат» 1990 Александр Зельдович Виктор Гвоздицкий
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» 2011 Сергей Гинзбург Евгений Ткачук
Бабель, Исаак Эммануилович
Исаак Эммануилович Бобель
30 июня (12 июля) 1894 ( 1894-07-12 )
рассказы, очерки, пьесы
Исаа́к Эммануи́лович Ба́бель (первоначальная фамилия Бобель [1] ; 30 июня (12 июля) 1894, Одесса — 27 января 1940, Москва) — русский писатель и драматург.
Содержание
Жизнеописание
Биография Бабеля имеет ряд пробелов и неточностей, связанных с тем, что автобиографические заметки, оставленные самим писателем, во многом являются приукрашенными, изменёнными, или даже «чистым вымыслом» [2] в соответствии с художественным замыслом или политическим диктатом времени.
Дата рождения
Существует расхождение в различных источниках по поводу точной даты рождения будущего писателя. Часто утверждают, что Бабель родился по старому стилю 1 июля, а по новому 13 июля, однако встречается и другой вариант — 30 июня (12 июля). Правильной следует считать именно вторую дату, поскольку составленная У. М. Спектором по архивным данным «Краткая летопись жизни и творчества Исаака Эммануиловича Бабеля» ссылается на запись о его рождении в метрической книге за 30 июня 1894 года [3] (тот же день рождения Бабель указал в собственноручной автобиографии 1915 года, сохранившейся в документах Киевского коммерческого института). Но «Краткая летопись» Спектора содержит ошибку перевода старого стиля в новый: здесь 30 июня ст.ст. соответствует 13 июля н.ст. (а должно быть 12 июля). Надо полагать, что подобная ошибка и получила распространение в справочной литературе.
Детство
Не позднее осени 1895 года семья переехала в Николаев Херсонской губернии, где И. Э. Бабель жил до 11 лет. [9] В ноябре 1903 года он поступал в первый набор приготовительного класса открывавшегося 9 декабря того же года Николаевского коммерческого училища имени С. Ю. Витте, но выдержав три устных экзамена (по Закону Божию, русскому языку и арифметике) на пятёрки, не был принят «за недостатком вакансии». После поданного его отцом 20 апреля 1904 года прошения о повторном испытании, Исаак Бабель в августе заново сдал экзамены и по результатам испытаний был зачислен в первый класс, а 3 мая 1904 года переведён во второй. Согласно автобиографии И. Э. Бабеля, помимо традиционных дисциплин он частным образом изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. [10]
Молодость и раннее творчество
Свободно владея идишем, русским и французским языками, Бабель первые свои произведения писал на французском языке, но они не сохранились.
Период литературной активности
В июне 1921 года в популярной одесской газете «Моряк» был впервые опубликован рассказ Бабеля «Король», ставший свидетельством творческой зрелости писателя. В 1923–1924 годах журналы «Леф», «Красная новь» и другие издания поместили ряд его рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сразу же получил широкое признание как блестящий мастер слова. Его первая книга «Рассказы» вышла в 1925 году в издательстве «Огонек». В 1926-м увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного.
Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».
«Под пушек гром, под звоны сабель от Зощенко родился Бабель» (эпиграмма, цитируется по В. Катаеву) |
Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.
Весной 1924 года Бабель находился в Одессе, где 2 марта того же года умер его отец, после чего вместе с матерью и сестрой окончательно поселился в Москве.
В 1926 году выступил редактором двухтомного собрания произведений Шолом-Алейхема в русских переводах, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1928 Бабель опубликовал пьесу «Закат», в 1935 — пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев, он сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном.
С ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Занимался переводами с языка идиш. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность. С сентября 1927 по октябрь 1928 и с сентября 1932 по август 1933 жил за границей (Франция, Бельгия, Италия). В 1935 году — последняя поездка за границу на антифашистский конгресс писателей.
Исаак Эммануилович Бабель
Фото Все
Видео Все
Роковой треугольник. Исаак Бабель | Телеканал «История»
«История в лицах» Николай Сванидзе, Исаак Бабель
Исаак Бабель — биография
Исаак Бабель – известный писатель, сценарист, драматург, переводчик, журналист, военный корреспондент.
Исаак Бабель так стремительно взлетел на литературном поприще, что даже у самых известных критиков не возникало сомнений по поводу его гениальности и блестящего будущего. Однако они даже и представить не могли, настолько оно будет трагическим. Его лучшие произведения – «Конармия» и «Одесские рассказы» вышли в 20-х годах и, по мнению коллег, представляли собой лучшие образцы европейской литературы. Критики называли их острыми, как спирт, и цветистыми, как драгоценные камни. А все от того, что в них описана реальная жизнь, сложная и противоречивая, романтичная и жестокая, ошеломившая писателя, так как полностью противоречила его жизненным и культурным идеалам.
Детство
В биографии писателя есть много белых пятен и неточностей. Это объясняется тем, что сам Бабель оставил после себя автобиографические заметки, приукрашенные и даже немного измененные, нужные для создания художественного замысла или в связи с политической диктатурой тех лет.
Исаак Бабель в детстве
Даже дата рождения писателя имеет несколько трактовок в зависимости от источника. Краткая литературная энциклопедия гласит, что Бабель родился 1 июля по старому летоисчислению или 13 июля по новому. Но Метрическая книга канцелярии, которую вел одесский городской раввин, содержит несколько другую информацию, а именно, что день рождения Исаака 30 июня по старому стилю, и 12 июля по новому.
Одно известно точно, настоящее имя писателя – Исаак Маньевич Бобель, и что родился он в Одессе, в еврейской семье Эммануила и Фейги Бобель. На момент его рождения родители уже воспитывали двух детей – Аарона и Анну. Исаак был совсем маленьким, когда семья перебралась в Николаев. В этом городе Бабель жил до одиннадцатилетнего возраста.
Буквально сразу после переезда умирают старшие брат и сестра Исаака, но в 1899-м родилась еще одна девочка, которой удалось выжить — Мера (Мария). В 1903-м Исаак предпринял попытку стать учеником коммерческого училища им.Витте в Николаеве. Мальчик успешно справился с тремя экзаменами, сдал арифметику, русский язык и Закон Божий (хотя придерживался совершенно другого вероисповедания). Однако попытка поступить оказалась провальной. Несмотря на то, что он на отлично сдал экзамены, Исаака не приняли, мотивируя отсутствием свободных мест.
Через некоторое время его отец отправил прошение о том, чтобы сына зачислили на учебу, и спустя год Исаак уже учился в училище. Дела старшего Бабеля шли отлично, он сумел заработать в Николаеве приличный капитал, позволивший вернуться в родную Одессу в 1905-м. Как и все отцы, Эммануил хотел, чтобы сын продолжил его дело, поэтому Исааку пришлось менять учебное заведение. Он попытался стать студентом Одесского коммерческого училища императора Николая I.
Исаак Бабель в молодости
При поступлении Бабель столкнулся с такими же трудностями, что и в Николаеве. Существовала так называемая «процентная норма» для лиц еврейской национальности, и парню удалось ее преодолеть, однако и это не привело к зачислению. Удачной оказалась только вторая попытка, спустя год. На протяжении этого времени Исаак учился дома.
Причем он проходил на домашнем обучении гораздо больше предметов, чем этого требовали в училище. К 16-ти годам Бабель изучил общеобразовательные предметы, и, как все евреи из приличных семей, выучил иврит, Талмуд и Тору. Помимо этого молодой человек учился играть на скрипке, под руководством выдающегося музыкального педагога того времени Петра Столярского. Когда его все-таки приняли в школу, Исаак как будто попал на отдых, настолько трудным было домашнее обучение.
Учился Исаак легко, особенно он преуспевал в языках. На момент выпуска из училища, он отлично знал идиш, русский, английский, немецкий, французский языки и иврит.
Из стен училища парень вышел в 1912 году, однако дальнейшее обучение в университете Одессы для него было закрытым, отсутствовал аттестат об окончании гимназии. Родителям пришлось отправлять наследника в Киев, где он стал студентом Коммерческого института. Это было первое длительное расставание с семьей. С началом Первой мировой войны Бабель эвакуировался в Саратов, где в 1916-м и окончил вуз. Мало того, молодой человек получил ученую степень кандидата экономических наук.
Книги
Творческая биография Исаака Бабеля началась еще в 1913-м, после того, как он отдал в печать свое дебютное произведение под названием «Старый Шлойме». Это был короткий рассказ, но даже в столь лаконичном изложении он поражал неприглядной правдой жизни. Полубезумный еврей накладывает на себя руки из-за того, что его сын решил принять христианство. В дальнейшие годы творчества писатель еще не раз коснется еврейской темы, она пройдет лейтмотивом многих его произведений, хотя напрямую поднимать вопросы иудаизма Бабель не рисковал.
Исаак Бабель в творческом процессе
Исааку совершенно не хотелось заниматься коммерцией, как его отец. Он понял, что его призвание – писательское дело. Ради воплощения в жизнь своей мечты, Бабель отправляется в Петроград в 1916 году, где становится студентом Петроградского психоневрологического института. Его приняли на юридический факультет, причем сразу на четвертый курс. Однако диплом этого вуза он так и не получил.
В своих заметках писатель говорил, что находился в Петрограде на нелегальной основе, и это соответствовало действительности. Так и было, в те годы евреи не имели права поселяться в крупных городах. Но спустя некоторое время исследователям удалось отыскать документ, выданный петроградской полицией, в соответствии с которым Бабель мог легально проживать в городе, во всяком случае, пока учился в вузе.
Исаак Бабель в журнале «Летопись»
В 1918-м, после дезертирства из армии, принимавшей участие в Первой мировой войне, Бабель поселился в Петрограде, стал переводчиком иностранного отдела ЧК. В те годы его произведения выходили на страницах журнала «Новая жизнь». В 1920-м писатель снова ушел воевать, на этот раз он участвовал в Гражданской войне. Заручившись поручительством Михаила Кольцова, Исаак попал в 1-ю Конную Армию, куда его взяли военкором.
Это время нашло отражение в одной из самых популярных книг Бабеля в Советском Союзе – «Конармия». Сборник начали печатать в 1920-м. Сразу это был «Конармейский дневник», состоящий из записок, написанных Бабелем в годы службы. Как только книга появилась в печати, вокруг нее разгорелись нешуточные баталии.
Неоднозначное восприятие творчества Бабеля объясняется тем, что его произведения сильно отличались от привычных красноармейских агиток, выпускаемых в Гражданскую войну. Лучше всего об этом говорят рассказы «Письмо» и «Соль», в которых честно описывается весь ужас происходящего, и то, как происходит обесценивание незыблемых до этого морально-этических правил. Об этом красноречиво говорит сценка, где солдаты жестоко расправляются с женщиной или где отец зарезал собственного сына или сын казнил родного отца.
Спустя некоторое время Бабель поступил на работу в Одесский губернский комитет, потом занял должность выпускающего редактора 7-й советской типографии. Работал в качестве репортера в Тифлисе, Одессе. В 1922-м был сотрудником тифлисской газеты «Заря Востока», совершил поездки по Абхазии и Аджарии, как корреспондент этого издания.
К середине 20-х Исаак принялся за свой второй большой труд – цикл, получивший название «Одесские рассказы». В главном герое – Бене Крике четко просматривался его прообраз, известный бандит Мишка Япончик. Чтобы описание получилось максимально достоверным, Исаак решил погрузиться в ту среду, которая описывалась в его рассказах.
С этой целью писатель нашел себе съемное жилье на Молдаванке, у какого-то старого еврея. По слухам, старик был наводчиком у бандитов. Большую часть информации Бабель черпал и у правоохранительных органов. Исааку разрешили знакомиться с материалами уголовных дел.
Яркие образы, описанные Бабелем в этих рассказах, не дают покоя кинематографистам уже много лет. Историю Бени Крика (Мишки Япончика) неоднократно экранизировали, причем первый раз в 1926-м, когда кино еще было немым, и последняя экранизация состоялась в 1989-м.
В 1928-м вышла из печати пьеса Бабеля под названием «Закат». Ее поставили на подмостках двух театров. В 1935 году писатель издал еще одну пьесу – «Мария». А вот у романа «Великая Криница» и у повести «Еврейка» не такая успешная судьба. Исаак их дописать не успел, его арестовали и вскоре расстреляли.
Личная жизнь
Успех сопутствовал писателю не только на литературном поприще, но и в личной жизни. Он три раза женился, отцом тоже стал трижды. Помимо этого, у Бабеля был очень бурный роман с Евгенией Хаютиной, муж которой – нарком Николай Ежов.
Первый раз Исаак женился в 1919-м. Его избранницей стала молодая художница Евгения Гронфайн, отец которой вел бизнес вместе с отцом Исаака. Но это не помешало ему быть категорическим противником этого брака. Дочь не послушалась, и отправилась венчаться в синагогу с любимым человеком, придерживаясь всех правил иудаизма.
Исаак Бабель с сыном
Этот брак не принес счастья никому. Евгении надоело закрывать глаза на постоянные измены супруга, и в итоге, женщина уехала во Францию, где и прожила всю жизнь.
После расставания с женой, Исаак привел в дом вторую избранницу – актрису театра им.Мейерхольда Татьяну Каширину. В 1926-м она родила писателю сына Эммануила. Мальчика назвали в честь деда.
Однако и эти отношения сохранить не удалось. Бабель отправился во Францию, сошелся с первой супругой, и в 1929-м снова стал отцом. Евгения родила писателю дочку Натали. Татьяна Каширина вышла замуж еще раз, за Всеволода Иванова, официально усыновившего ее сына от Бабеля. Мальчику сменили имя, и Эммануил стал Михаилом. Супруги не давали Бабелю общаться с сыном, и о том, кто его настоящий отец, Михаилу сообщили только в двадцать лет.
Исаак Бабель с Антониной Пирожковой
Арест и смерть
В конце 30-х годов прошлого века путь выдающихся советских людей от вершины славы и всеобщей любви до полной опалы нередко сокращался до минимума. В середине 1938-го Исаак вошел в редакционный совет Государственного издательства художественной литературы, казалось бы, карьера стремительно пошла вверх. Но прошло всего чуть более полугода, как случился арест. 15 мая 1939-го ему предъявили стандартное для многих в те годы обвинение в антисоветской и террористической деятельности. Во время ареста у писателя изъяли рукописи, и с тех пор их никто не видел, они утрачены безвозвратно.
Ордер на арест Исаака Бабеля
На допросах писателя пытали, снимки, находившиеся в архивах НКВД, подтверждают наличие на его лице явных следов побоев. Бабель не выдержал пыток, и оговорил себя, он признался в связи с троцкистами. Хотя некоторое время назад Исаак задавал вопрос главе НКВД Генриху Ягоде, с которым был близко знаком, о том, как вести себя во время ареста и допросов, и тот ответил, что свою вину признавать нельзя, ни при каких обстоятельствах.
26 января 1940-го Бабелю зачитали приговор Военной коллегии Верховного суда Советского Союза – высшая мера наказания. Исаака Бабеля расстреляли на следующий день, он умер от пулевого ранения. У писателя даже нет своей могилы, вместе с сотнями казненных, его похоронили на Донском кладбище, в Общей могиле №1.
Памятник Исааку Бабелю
Жена так и не узнала, что мужа уже нет в живых. Ей сказали, что он отправлен в лагеря и не имеет права на переписку. Вплоть до 1954-го женщина надеялась, что Исаак вернется живым, она писала массу писем во все органы и просила облегчить ему наказание. Писатель был реабилитирован посмертно только в 1954-м. Спустя два года «реабилитировали» и его творчество. Книги Исаака Бабеля вновь чтят как классику советской литературы.
Родной город писателя – Одесса, чтит память выдающегося земляка. В 2011-м ему поставили памятник, автором которого стал Георгий Франгулян.