1290 год в истории

1290 год

Годы
1286 · 1287 · 1288 · 1289 — 1290 — 1291 · 1292 · 1293 · 1294
Десятилетия
1270-е · 1280-е — 1290-е — 1300-е · 1310-е
Века
XII век — XIII век — XIV век
2-е тысячелетие
XI век — XII век — XIII век — XIV век — XV век
1190-е1190119111921193119411951196119711981199
1200-е1200120112021203120412051206120712081209
1210-е1210121112121213121412151216121712181219
1220-е1220122112221223122412251226122712281229
1230-е1230123112321233123412351236123712381239
1240-е1240124112421243124412451246124712481249
1250-е1250125112521253125412551256125712581259
1260-е1260126112621263126412651266126712681269
1270-е1270127112721273127412751276127712781279
1280-е1280128112821283128412851286128712881289
1290-е1290129112921293129412951296129712981299
1300-е1300130113021303130413051306130713081309
Хронологическая таблица

Содержание

События

Родились

См. также: Категория:Родившиеся в 1290 году

Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1290 году

См. также

1290 год в истории Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.

1290 год в истории

Полезное

Смотреть что такое «1290 год» в других словарях:

1290-е — XIII век: 1290 1299 годы 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · 1310 е 1290 · 1291 · 1292 · 1293 · 1294 · 1295 · 1296 · 1297 · 129 … Википедия

1290-е годы — XIII век: 1290 1299 годы 1290 • 1291 • 1292 • 1293 • 1294 • 1295 • 1296 • 1297 • 1298 • … Википедия

1312 год — Годы 1308 · 1309 · 1310 · 1311 1312 1313 · 1314 · 1315 · 1316 Десятилетия 1290 е · 1300 е 1310 е 1320 е · … Википедия

1299 год — Годы 1295 · 1296 · 1297 · 1298 1299 1300 · 1301 · 1302 · 1303 Десятилетия 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · 1310 е … Википедия

1298 год — Годы 1294 · 1295 · 1296 · 1297 1298 1299 · 1300 · 1301 · 1302 Десятилетия 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · 1310 е … Википедия

1297 год — Годы 1293 · 1294 · 1295 · 1296 1297 1298 · 1299 · 1300 · 1301 Десятилетия 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · … Википедия

1288 год — Годы 1284 · 1285 · 1286 · 1287 1288 1289 · 1290 · 1291 · 1292 Десятилетия 1260 е · 1270 е 1280 е 1290 е · … Википедия

1261 год — Годы 1257 · 1258 · 1259 · 1260 1261 1262 · 1263 · 1264 · 1265 Десятилетия 1240 е · 1250 е 1260 е 1270 е · … Википедия

1286 год — Годы 1282 · 1283 · 1284 · 1285 1286 1287 · 1288 · 1289 · 1290 Десятилетия 1260 е · 1270 е 1280 е 1290 е · … Википедия

1275 год — Годы 1271 · 1272 · 1273 · 1274 1275 1276 · 1277 · 1278 · 1279 Десятилетия 1250 е · 1260 е 1270 е 1280 е · … Википедия

Источник

Закат эпохи крестовых походов

1290 год в истории

Последние десятилетия существования Святой земли были печальным временем в истории крестовых походов. Остатки Иерусалимского королевства попали в зависимость от купеческих республик и городских коммун. Короли без королевств, князья без княжеств, графы без графств были привычным явлением той эпохи. От защиты Святой земли крестоносные государства перешли к гораздо более мирским занятиям. Меж тем правители соседнего Египта не дремали, и над иерусалимским престолом нависла зловещая тень мусульманской угрозы.

Последние годы мира

Отсутствие капиталов и земель не способствовало росту благосостояния рыцарства. Ещё никогда защитников святых мест не было так мало. Дошло до того, что во Франции осуждённым предоставлялся выбор между исполнением приговора и отбытием в Землю Обетованную — так рекрутировались новые бойцы для крестоносных государств.

Если первое Иерусалимское королевство (1099–1187), не отличаясь особым богатством, всё же могло покрыть текущие издержки, то синьория Акры не имела даже собственных сельскохозяйственных угодий, способных прокормить её же население, и часть продуктов приходилось покупать у мусульман. Развитое ремесло (военное и красильное) приносило мало дохода из-за многочисленных льгот и привилегий, розданных итальянцам и церквям. Это касалось и таможенных пошлин. Акра всё больше переходила на содержание Европы и особенно Рима. Короли Людовик IX Святой, Альфонс Кастильский, Эдуард I Английский, папы Адриан V и Николай IV отправляли немалые суммы на помощь Святой земле.

Военная сила держалась на рыцарских орденах, не подвергшихся сильной деградации, и французском отряде, который Людовик после Седьмого крестового похода оставил на Ближнем Востоке, и тот регулярно пополнялся. Собственных сил у Иерусалимского королевства почти не было. Каждый город — Тир, Акра, Бейрут и другие — самостоятельно вёл дела с мусульманами. И в то же время эта обуза для Европы процветала, принося огромные прибыли итальянским факториям. В Акре проживало до 40 000 человек, и единственным городом Сирии, который мог бы тогда с ней поспорить в этом аспекте, был Дамаск. Но если раньше смыслом существования крестоносных государств была защита святых мест, то теперь осталась одна торговля.

Обратный отсчёт

Падение Маргата

В 1285 году Калаун обвинил рыцарей-госпитальеров в нарушении перемирия и начал военную кампанию против Маргата (Маркаба) — главного после падения Крак-де-Шевалье замка ордена. Этот могущественный оплот христианства устоял против атаки Бейбарса, но на этот раз ему суждено было пасть.

В апреле Калаун выступил из Дамаска в сопровождении сильной армии и большого парка осадных орудий. Был пущен слух, что целью похода является замок Калат в верховьях Евфрата, но 17 апреля мамлюки появились перед стенами Маргата. Численность армии позволила взять замок в плотное кольцо, и мощные катапульты принялись за своё смертоносное дело. Госпитальеры поначалу оказывали ожесточённое сопротивление. С помощью артиллерии они смогли разрушить многие орудия сарацин и провести несколько вылазок. Однако параллельно с артиллерийской борьбой Калаун начал подкоп под башни Маргата. 25 мая одновременно со всеобщим штурмом мамлюки подожгли деревянные опоры в одном из подкопов. Штурм был отбит, и Калаун был близок к общему отступлению, но вечером внезапно рухнула угловая башня — как оказалось, огонь долго тлел и разгорелся только через много часов. Госпитальеры решили, что подкопы зашли так далеко, что под угрозой находятся все стены (в действительности это было не так), и согласились на капитуляцию в обмен на сохранение жизней.

Овладение Маргатом позволило Калауну взять под стратегический контроль район Антиохии и Лаодикеи (Латакии).

Итальянские интересы на Ближнем Востоке

В 1287 году вновь обострились отношения между Генуей и Венецией. В Восточное Средиземноморье отправились эскадры Томаса Спинолы и Орландо Аскьери. Генуэзцы заручились нейтралитетом Калауна и начали блокаду сирийского побережья. 31 апреля 1287 года они разгромили венецианско-пизанский флот и начали осаду Акры. О том, насколько это было подходящее время, говорит захват 20 апреля мамлюкскими войсками Лаодикеи (Латакии) — последнего независимого города бывшего Антиохийского княжества. Только совместные просьбы трёх военных орденов «прекратить эту гнусность» заставили генуэзцев снять осаду Акры и уйти в Тир.

Но ничто не могло помешать Генуе вмешаться в наследственные дела Триполийского графства. 19 октября умер бездетный Боэмунд VII, и династический кризис перерос в холодную войну. С одной стороны, на власть претендовала сестра покойного графа Люсия, с другой — его мать Сибилла, с третьей — городская коммуна, решившая заручиться поддержкой Генуи. За всем этим ревниво наблюдали венецианцы и мамлюки. В апреле 1288 года принцесса Люсия подтвердила привилегии как коммуны, так и Генуи и обосновалась в Триполи.

Успехи Генуи заставили венецианцев и пизанцев направить послов к султану Калауну, чтобы объяснить тому, какую опасность для торговли Ближнего Востока несёт доминирование республики святого Георгия. Калаун воспринял посольство как приглашение к завоеванию. Когда 25 марта 1289 года армия Калауна осадила Триполи, враждующие стороны примирились и отправили на поддержку города несколько отрядов. Но было уже поздно.

Падение Триполи

Триполи располагался на выступе, с трёх сторон окружённом морем, и был очень сильно укреплён, однако мощь стенобитных и камнемётных машин мамлюков не позволила ему продержаться больше месяца. Мусульманский историк Макризи сообщает, что при осаде Триполи было применено 19 больших катапульт, которые обслуживали 1500 человек. 27 апреля состоялся общий штурм, и сарацины ворвались в город. После яростного сражения, в котором погибло два мамлюкских эмира и несколько христианских баронов, защитники в ужасе бежали в гавань, пытаясь спастись на кораблях или на близлежащем острове. Было много погибших и ещё больше пленных. Калаун приказал разрушить Триполи и основать невдалеке новый город с тем же названием, который существует до сих пор.

Генуэзский адмирал Бенито Заккария в отместку за Триполи совершил нападение на египетский порт Тиннис. В ответ султан Калаун летом 1289 года приказал закрыть Александрию для генуэзских судов, и тогда центральное правительство Генуи распорядилось прекратить все враждебные действия против Египта. Призывы папы Николая IV к новому крестовому походу провалились: европейские государи пришли в ужас от судьбы Триполи и продолжили свои войны за Сицилию и Шотландию. Предоставленная сама себе Акра вымолила 10-летнее перемирие с мамлюками.

Наибольшие усилия для укрепления города приложила Венеция, что понятно, ведь это была её главная фактория в Сирии. Зимой 1289–1290 годов в Италии было завербовано 1600 наёмников из Ломбардии и Тосканы, а также оснащено 20 галер. Флот под предводительством Никколо Тьеполо, сына венецианского дожа, вошёл в гавань Акры 2 апреля 1290 года.

Именно эта помощь и стала причиной последнего акта трагедии. После заключённого перемирия Акра наполнилась мусульманскими купцами и торговцами. Пьяная солдатня, незадолго до того прибывшая из Италии, решила начать войну с неверными прямо сейчас. Наёмники устроили погром, убив несколько десятков мусульман и христиан, похожих на мусульман.

Калаун потребовал выдать ему виновников преступления. Коронный совет отказался выполнить просьбу султана, заявив, что обвиняемые, будучи крестоносцами, подлежат юрисдикции папы римского. Более того, в отправленном Калауну письме вина за беспорядки возлагалась на мусульман. Султан созвал в Каире собрание имамов-правоведов. Те рассмотрели дело и пришли к выводу, что перемирие нарушено франками и более не действительно. Калаун объявил мобилизацию сирийской и египетской армии.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

От Вильгельма I до Генриха I: 1066–1135 гг.

Я написал это недавно, изложив на бумаге то, что сказал еврей, когда раньше спорил со мной против нашей веры в защиту его собственного закона, и что я ответил в пользу веры вопреки его возражениям. Я не знаю, где он родился, но он получил образование в Майнце ; он хорошо разбирался даже в нашем законе и литературе, а также умел применять Писания и споры против нас. Он часто приходил ко мне как друг по делам и повидаться со мной, так как в некоторых вещах я был ему очень нужен, и, когда мы собирались вместе, мы вскоре начинали в дружеском духе разговаривать о Священном Писании и наших Вера. В определенный день Бог предоставил и ему, и мне больше свободного времени, чем обычно, и вскоре мы начали, как обычно, допрос. И поскольку его возражения были последовательными и логичными, и поскольку он столь же последовательно объяснил свои предыдущие возражения, в то время как наш ответ встретил его возражения вплотную и его собственное признание, казалось, в равной степени поддерживалось свидетельством Священного Писания, некоторые из прохожих просили меня чтобы наши споры могли быть полезны другим в будущем.

Этот диспут отличался беспристрастным изложением как христианской, так и еврейской точек зрения, а также благоприятным тоном разговора.

Поначалу статус евреев строго не определялся. Была предпринята попытка ввести континентальный принцип, согласно которому все евреи были собственностью короля, и соответствующая оговорка была добавлена ​​при короле Генрихе I в некоторые рукописи так называемых Leges Edwardi Confessoris «Законы Эдуарда Исповедника».

Евреи не селились за пределами Лондона до 1135 года.

Стефан Генриху II: 1135–1189

1290 год в истории

Христианско-еврейские отношения в Англии были нарушены при короле Стефане, который сжег дом еврея в Оксфорде (по некоторым сведениям, в нем находился хозяин), потому что он отказался платить взнос на расходы короля. Именно в это время был впервые зарегистрирован кровавый навет против евреев по делу Вильгельма Норвичского (март 1144 г.).

В то время как крестоносцы в Германии нападали на евреев, восстания против последних в Англии, согласно еврейским летописцам, были предотвращены королем Стефаном.

Резня в Лондоне и Йорке (1189–1190)

1290 год в истории

Постановление еврейства 1194 г.

По возвращении Ричард решил организовать еврейскую общину, чтобы гарантировать, что он больше не будет лишен его справедливых взносов в качестве универсального наследника еврейства в результате любых подобных вспышек, подобных тем, которые произошли после его коронации. Соответственно, в 1194 году Ричард решил, что королевские чиновники должны вести записи обо всех операциях евреев, без которых такие операции не были бы законными.

В то время евреи обладали многими из тех же прав, что и неевреи. Однако их ссуды могли быть взысканы по закону, в то время как ростовщик-христианин не мог получить больше своей первоначальной ссуды. Они были в прямом отношении к королю и его дворам; но это не означало произвольной власти короля взимать с них налоги или забирать их деньги без возврата, как это часто демонстрируется на свитках трубок.

Руководство главных раввинов, 13 век

Под Иоанном, 1205–1216 гг.

Но с потерей Нормандии в 1205 году отношение Иоанна к своим евреям, похоже, изменилось. В разгар своего триумфа над папой он потребовал не менее 100 000 фунтов стерлингов от религиозных домов Англии и 66 000 марок от евреев (1210 г.). Одному из последних, Аврааму Бристольскому, который отказался выплатить свою квоту в 10 000 марок, по приказу короля вырывали семь зубов по одному в день, пока он не захотел извергнуть кровь.

Хотя Иоанн выжал из еврейской общины как можно больше, они были важным элементом на его стороне в трехсторонней борьбе между королем, баронами и муниципалитетами, которая составляет конституционную историю Англии во время его правления и правления его сына. Даже в Великую хартию вольностей были вставлены пункты, запрещающие королю или его еврейским подданным получать проценты во время меньшинства наследника.

Усиливающиеся гонения, 13 век

Соответственно, королю во многих случаях направлялись прошения с просьбой выселить его евреев из районов, и они были изгнаны из Бери-Сент-Эдмундс в 1190 году, Ньюкасла в 1234 году, Уикома в 1235 году, Саутгемптона в 1236 году, Беркхемстеда в 1242 году, Ньюбери в 1244 году. Симон де Монфор издал указ о изгнании еврейского населения из Лестера в 1231 году, «в мое время или во времена любого из моих наследников до конца света». Он оправдал свой поступок «ради блага моей души и душ моих предков и преемников». Похоже, евреи нашли убежище в пригородах, неподконтрольных ему.

Папство продолжало развивать свою теологическую приверженность ограничениям иудаизма и евреев. В Англии ряд бенедиктинских монастырей проявляли особую враждебность к евреям или стремились извлечь из этого выгоду. Выдуманные истории о еврейских ритуальных убийствах, например, возникли из бенедиктинских монастырей, очевидно, пытаясь создать конкурирующие местные культы. В Вустере епископ Вильгельм де Блуа настаивал на более жестких ограничениях в отношении евреев, письменно обращаясь к Папе Григорию IX с просьбой о помощи в обеспечении сегрегации между евреями и христианами, включая ношение значков и запрет на христианскую работу на евреев, особенно в их домах.

Значение еврейской общины для королевской казны значительно уменьшилось в течение XIII века из-за двух обстоятельств: доходы царя из других источников постоянно увеличивались, а вклад евреев уменьшался как в абсолютном, так и в относительном смысле. Помимо этого, король нашел другие источники для получения ссуд. Итальянские купцы, «папские ростовщики», как их называли, снабжали его деньгами, иногда под залог еврейства. Из-за сокращения площади, на которой евреям было разрешено заниматься ссудной деятельностью, их средства прибыли уменьшились, в то время как король своими постоянными поборами предотвратил автоматический рост процентов.

К середине 13 века евреи Англии, как и евреи континента, стали движимым имуществом короля. Казалось, не было предела поборам, которые он мог наложить на них, хотя, очевидно, было против его собственных интересов полностью лишить их капитала, без которого они не могли бы получить для него проценты. Большое финансовое давление, которое Генрих оказал на евреев, заставляло их принудительно возвращать ссуды, разжигая антиеврейское негодование. Еврейские облигации покупались и использовались более богатыми баронами и членами королевского круга Генриха III в качестве средства приобретения земель менее крупных землевладельцев путем невыплаты платежей.

Генрих построил Domus Conversorum в Лондоне в 1232 году, чтобы помочь обращать евреев в христианство, и после 1239 года усилия активизировались. К концу 1250-х годов около 10 процентов евреев в Англии были обращены в христианство в значительной степени из-за ухудшения их экономических условий.

Кровавые наветы и маленький святой Хью из Линкольна

Дальнейшие ограничения и Статут еврейства 1253 г.

Генрих III принял Статут еврейства в 1253 году, в котором была предпринята попытка остановить строительство синагог и усилить ношение еврейских значков (вместо того, чтобы принимать штрафы). Запрет христианским слугам, работающим на евреев, был также запрещен для снижения «риска» сексуальных контактов. Остается неясным, в какой степени этот статут был фактически реализован Генри. Сами законы следовали существующим заявлениям католической церкви.

В конце 1250-х годов, поскольку Генрих не контролировал полностью правительство, бароны потребовали ограничения на перепродажу еврейских облигаций. Еврейские займы стали мотивирующим фактором в следующей войне. Политика Генриха до 1258 года, заключающаяся в чрезмерном еврейском налогообложении, антиеврейском законодательстве и пропаганде, вызвала очень важные и негативные изменения.

Нападения на евреев во время конфликта с баронами

Хотя уровень долгов еврейским ростовщикам был на самом деле ниже в 1260-х годах, чем в 1230-х, политика Генриха III заставила классы землевладельцев опасаться, что долги евреям приведут к лишению их земель, которые использовались для получения ссуд. Одним из факторов было чрезмерное налогообложение евреев, заставляющее их собирать деньги независимо от обстоятельств. Во-вторых, король поддерживал придворных и родственников, которые покупали еврейские ссуды, чтобы лишить неплательщиков их земельных владений. Это были опасения, которые де Монфор и его сторонники использовали, чтобы поддержать свое восстание.

Более поздняя политика Генриха III

Как только де Монфор был мертв и повстанцы были разбиты, политика Генриха изменилась, и, насколько он мог, долги были возвращены. Однако финансы Генриха были очень слабыми, и он также хотел продолжить крестовый поход, который он пытался организовать в 1250-х годах. Парламент отказался подчиниться без законодательства, ограничивающего злоупотребление еврейскими финансами, особенно христианами. В 1269 году Генрих согласился на ограничение бессрочной ренты, прекращение продажи еврейских ссуд христианам без разрешения короны и запрет на взимание процентов по ссудам, купленным христианами. Эти недовольства способствовали разжиганию более широкого кризиса с 1239 года. В 1271 году он признал запрет евреям владеть землей в собственность и снова приказал применить предыдущее законодательство. Тем не менее, эта политика не могла помочь развеять более широкие опасения, которые быстро всплыли при Эдварде I.

Эдуард I и изгнание

Эдуард I вернулся из крестовых походов в 1274 году, через два года после своего вступления на престол Англии. В 1275 году он издал несколько экспериментальных указов. Церковные законы против ростовщичества были недавно подтверждены с большей, чем обычно, энергичностью на Втором соборе в Лионе (1274 г.), и Эдуард в Statutum de Judaismo (Статут еврейства) категорически запретил евреям давать ссуды на ростовщичество, но разрешил им это делать. заниматься торговлей и ремеслами и даже владеть фермами на срок, не превышающий десяти лет, хотя он прямо исключил их из всех феодальных преимуществ владения землей.

Однако это разрешение на владение землей, которое рассматривалось как средство, с помощью которого евреи в целом могли зарабатывать себе на жизнь, было иллюзией. Земледелие не может быть начато в мгновение ока, равно как и ремесла не могут быть приобретены сразу. Более того, в Англии в 13 веке гильдии уже обеспечивали монополию на всю квалифицированную рабочую силу, и на большинстве рынков покупать и продавать могли только те, кто был членами Гильдии торговцев.

Изгнание, 1290

Антииудаизм не исчез с изгнанием евреев. Джереми Коэн пишет об обвинениях в осквернении хоста :

Смотрите также

использованная литература

Примечания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *