12 стульев главный персонаж
12 стульев краткое содержание
Сатира «12 стульев» Ильфа и Петрова была написана в 1927 году. Яркий, искрометный роман двух писателей в сатирической форме отобразил социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.
Главные герои
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.
Остап Бендер – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.
Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.
Другие персонажи
Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.
Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.
Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.
Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.
Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.
Краткое содержание:
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1-8
«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.
О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.
Главы 9-11
От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.
Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».
Главы 12-16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфаломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17-23
В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.
На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».
Главы 24-33
Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.
Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34-37
Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложи свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстер, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.
Главы 38-40
На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние». Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Заключение:
Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочесть роман в полной версии.
«12 стульев» краткое содержание романа Ильфа и Петрова – читать пересказ онлайн
Сатира «12 стульев» Ильфа и Петрова была написана в 1927 году. Яркий, искрометный роман двух писателей в сатирической форме отобразил социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «12 стульев» по главам и частям.
Главные герои
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.
Остап Бендер – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.
Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.
Другие персонажи
Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.
Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.
Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.
Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.
Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.
Краткое содержание
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1-8
«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.
О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.
Главы 9-11
От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.
Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».
Главы 12-16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфаломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17-23
В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.
На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».
Главы 24-33
Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.
Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34-37
Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложи свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстер, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.
Главы 38-40
На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние». Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Главы 41-43
Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.
Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.
Заключение
Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочесть роман в полной версии.
Краткое содержание: «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Главные герои романа, цитаты
«Старгородский лев»
«12 стульев» — роман, разделенный волею создателей на три части. «Старгородский лев» — название, которое получила первая часть произведения. История начинается с того, что бывший уездный предводитель дворянства Воробьянинов узнает о кладе. Теща Ипполита на смертном одре признается зятю в том, что спрятала фамильные бриллианты в одном из стульев гостиного гарнитура.
Ипполит Матвеевич, которого революция лишила положения в обществе и превратила в скромного сотрудника ЗАГСа, остро нуждается в деньгах. Похоронив тещу, он незамедлительно отправляется в Старгород, надеясь отыскать когда-то принадлежащий его семье гарнитур и завладеть бриллиантами. Там он сталкивается с загадочным Остапом Бендером, который убеждает Воробьянинова сделать его своим компаньоном в таком сложном деле, как поиск сокровищ.
Есть и еще один персонаж книги, которого нельзя не упомянуть, пересказывая ее краткое содержание. «12 стульев» — роман, третьим главным героем которого является отец Федор. Священнослужитель, исповедовавший умирающую тещу Ипполита Матвеевича, также узнает о кладе и отправляется на его поиски, становясь конкурентом для Бендера и Воробьянинова.
Анализ романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
1. История создания произведения.
Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.
Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.
3. Название произведения и его смысл.
Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.
Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.
Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.
7. Система образов произведения.
Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.
На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.
8. Композиция произведения.
Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.
Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.
Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.
10. Отзыв о произведении.
И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.
Понравилось сочинение? А вот еще:
«В Москве»
«В Москве» — так решили назвать вторую часть Ильф и Петров. «12 стульев» — произведение, в котором действие происходит в различных городах России. Во второй части компаньоны ведут розыскную деятельность в основном в столице, параллельно пытаясь избавиться от отца Федора, идущего за ними по пятам. В процессе поисков Остап успевает провернуть несколько мошеннических операций и даже жениться.
Бендеру и Воробьянинову удается установить, что фамильный гарнитур, ранее принадлежавший семье Ипполита Матвеевича, будет продан с аукциона, который пройдет в Музее мебели. Друзья успевают к началу торгов, у них почти получается завладеть вожделенными стульями. Однако выясняется, что накануне Киса (прозвище бывшего предводителя дворянства) спустил в ресторане все деньги, которые они намеревались потратить на покупку гарнитура.
В конце второй части романа «Двенадцать стульев» у мебели появляются новые владельцы. Стулья, являющиеся частью гарнитура, по результатам аукциона были распределены между театром Колумба, газетой «Станок», остроумцем Изнуренковым и инженером Щукиным. Конечно же, это не заставляет компаньонов сдаться, отказавшись от охоты за кладом.
Охота на драгоценные стулья
«Двенадцать стульев» писались стремительно. Работа началась в сентябре 1927 года. Через месяц готова первая часть. К январю 1928 года роман полностью завершён. В январском номере ежемесячника «30 дней» появляются первые главы произведения. Публикация в журнале продолжалась до июля.
Отдельной книгой работа Ильфа и Петрова выпущена издательством «Земля и фабрика» в июле 1928 года. В отличие от журнального варианта, имевшего 37 глав, роман состоял из 41.
Действие происходит в разных городах европейской части СССР. Двадцать один второстепенный персонаж встречается на страницах «12 стульев». Герои романа, ведущие охоту за кладом, немногочисленны. Список главных действующих лиц:
Встречи в Старгороде
15 апреля 1927 года в городе N скончалась тёща Воробьянинова. Перед смертью мадам Петухова кратко рассказала зятю, что зашила, скрывая от большевиков, бриллианты стоимостью в 70 тыс. царских рублей в сиденье одного из стульев гостиного гарнитура. О сокровищах узнал и отец Фёдор, исповедавший Клавдию Ивановну перед кончиной.
Для поисков тёщиного наследства Ипполит Матвеевич отправляется в Старгород. Здесь происходит встреча с мелким мошенником Остапом Бендером. Авантюристы договариваются о совместной деятельности, определив её как концессию.
Выяснилось, что один стул из гарнитура находится в доме соцобеспечения. Приют для старушек занимал особняк, когда-то принадлежавший Воробьянинову, в то время предводителю дворянства. Бендер обследовал всё здание, но ничего не нашёл.
Пропажу обнаружил Ипполит Матвеевич. На улице концессионер встретил отца Фёдора, приехавшего в Старгород за кладом. Священник нёс стул из гарнитура. Завязалась драка. В потасовке противники сломали шедевр мебельного искусства. Бриллиантов внутри не оказалось.
Чтобы выяснить судьбу остальных 11 стульев, Остап отправился к Варфоломею Коробейникову, некогда служившему в жилищном отделе города. Посулив архивариусу 70 рублей, Бендер получил ордера на мебель. Он узнал, что десять стульев передано в московский музей мебели, а ещё один достался жителю Старгорода товарищу Грицацуеву.
С документами в кармане комбинатор ушёл, не заплатив ни копейки. Бендера сменил отец Фёдор. Его тоже интересовал гарнитур из гостиной мадам Петуховой. За 5 золотых червонцев Коробейников продал священнику ордер на 12 стульев, принадлежавших генеральше Поповой.
Остап женился на вдове гражданина Грицацуева, дабы завладеть кладом. Но мошенников ждала неудача. Бриллианты не обнаружились.
На поездку в Москву нужны деньги. Здесь удача улыбнулась концессионерам. Воробьянинова и Бендера приглашают в гости к Елене Станиславовне, давней знакомой Ипполита Матвеевича, всё ещё влюблённой в предводителя дворянства. Остапу приходит в голову идея провести аферу. На квартиру к Елене Станиславовне приглашаются люди, бывшие не в ладах с советской властью.
Под видом учреждения мифического «Союза меча и орала» Бендер собирает пожертвования, якобы предназначенные для помощи беспризорникам. Собранных средств оказалось 500 рублей. Дорога на Москву открыта.
Гарнитур расходится по частям
В Москве концессионеры поселились в студенческом общежитии. Здесь Остап встретил давнего друга Николая, который недавно женился на студентке Лизе.
Бендер и Воробьянинов осматривали Музей мебели в поисках орехового гарнитура, но безрезультатно. Зато им встретилась Лиза. Пока великий комбинатор выяснял судьбу стульев, бывший предводитель дворянства предлагает девушке провести вечер вместе.
Остап узнаёт, что стулья продадут на завтрашнем аукционе. Студентка соглашается пойти с Ипполитом Матвеевичем в ресторан. Утром после романтического ужина у старого ловеласа осталось только 12 рублей из 200, полученных от Бендера после дележа денег, которые пожертвовали старгородские заговорщики из «Союза меча и орала».
На аукционе стулья мастера Гамбса продавались одним лотом. Стартовая цена — 80 рублей. Когда стоимость гарнитура достигла 145 рублей, Остап предложил 200, и конкуренты сдались.
По аукционным правилам покупатель лота обязан заплатить комиссионный сбор. Бендер потребовал, чтобы Воробьянинов внёс недостающую сумму. Денег у Ипполита Матвеевича не было. Торг на гарнитур отменили. Стулья начали продавать по отдельности. Места, по которым разошёлся ореховый гарнитур мадам Петуховой:
Чтобы заполучить стул у Эллочки, Бендер расстался с золотым ситечком, позаимствованным у гражданки Грицацуевой. Второй стул, доставшийся Щукину при разводе, комбинатор заполучил, когда помог незадачливому инженеру открыть квартиру, которую затапливала вода из открытого крана. Оба шедевра мастера Гамбса не хранили в себе сокровищ. Забрать стулья у Изнуренкова и Ляписа-Трубецкого не составило труда. Клад не обнаружился. Стул, вскрытый Остапом ночью в кабинете главного редактора «Станка», также оказался пустым.
В театре Колумба стулья использовались как реквизит в авангардной постановке «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Но театр уезжал на гастроли по Волге. Концессионеры последовали за ним.
«Сокровище мадам Петуховой»
Итак, что же происходит в третьей части произведения «12 стульев»? Герои вынуждены отправиться в круиз по Волге, так как на борту парохода оказываются стулья, принадлежащие театру Колумба. В пути Остап и Киса сталкиваются с разнообразными проблемами. Их ссаживают с судна, им приходится скрываться от обманутых Бендером шахматистов из городка Васюки и даже просить подаяние.
Священнослужитель Федор также продолжает охотиться за сокровищем, выбрав другой маршрут. В результате претенденты на клад встречаются в Дарьяльском ущелье, где несчастный Федор сходит с ума, так и не увидев бриллиантов.
Центральные персонажи произведения «Двенадцать стульев», проверив почти все предметы гарнитура и не обнаружив клад, вынуждены вернуться в столицу. Именно там находится последний стул, затерявшийся в товарном дворе Октябрьского вокзала. Приложив неимоверные усилия, Бендер узнает, что искомый объект был отдан Клубу железнодорожников.
Краткое содержание
Часть 1. Старгородский лев
Главы 1-8
«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.
О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.
Главы 9-11
От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.
Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».
Главы 12-16
Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфаломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.
Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.
Часть 2. В Москве
Главы 17-23
В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.
На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».
Главы 24-33
Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.
Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.
Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.
Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Главы 34-37
Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложи свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстер, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.
Главы 38-40
На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние». Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».
Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.
Главы 41-43
Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.
Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.
Грустный финал
К сожалению, печальный финал решили подарить своему знаменитому роману Ильф и Петров. «12 стульев» — произведение, концовка которого разочарует читателей, надеявшихся, что Киса и Остап все же сумеют завладеть кладом. Воробьянинов, решая избавиться от конкурента и забрать бриллианты себе, перерезает бритвой горло спящему Бендеру.
Обезумевшему Ипполиту Матвеевичу также не удается завладеть сокровищем мадам Петуховой (его тещи). Посетив Клуб железнодорожников, несчастный сотрудник ЗАГСа выясняет, что клад найден еще несколько месяцев назад. Деньги, полученные от продажи тещиных бриллиантов, потрачены на благоустройство Клуба.
Остап Бендер
Разумеется, разобраться в мотивах поступков центральных персонажей едва ли поможет краткое содержание. «12 стульев» — произведение, самым ярким героем которого является Остап Бендер. Немногие из тех, кто прочитал роман, знают, что изначально «потомку янычар», как он сам себя называет, было уготовано лишь мимолетное появление в одной из глав. Однако писателям настолько понравился придуманный персонаж, что они отвели ему одну из ключевых ролей.
Прошлое Остапа, которого авторы описывают как «молодого человека лет 28», остается загадкой. Содержание первой же главы, в которой появляется этот герой, дает читателям понять, что перед ними ловкий мошенник. Бендер обладает привлекательной внешностью, сообразителен, умеет найти подход к любому человеку. Также он наделен великолепным чувством юмора и богатым воображением, склонен к сарказму, циничен. Остап способен находить выход из самых безнадежных ситуаций, что делает его незаменимым помощником для Воробьянинова.
Существует ли прототип у такого яркого персонажа как Остап Бендер? «12 стульев» — роман, впервые опубликованный в 1928 году. Почти столетняя история существования не мешает книге оставаться предметом жарких дебатов поклонников, причем наибольшего внимания удостаивается личность «великого комбинатора». Наиболее популярная теория гласит, что прототипом для этого образа стал Осип Шор – авантюрист из Одессы, завоевавший репутацию денди.
Киса Воробьянинов
«12 стульев» — книга, одним из главных героев которой Ильф и Петров изначально планировали сделать Ипполита Матвеевича. Герой появляется в первой же главе произведения, представая перед читателями в роли сотрудника ЗАГСа. Далее раскрывается, что в прошлом Киса являлся уездным предводителем дворянства, пока в его жизнь грубо не вмешалась революция.
В первых главах романа Воробьянинов практически никак себя не проявляет, выступая в роли марионетки легко подчинившего его себе Бендера. У Ипполита Матвеевича полностью отсутствуют такие достоинства, как энергичность, доходчивость, практичность. Однако постепенно образ бывшего предводителя дворянства претерпевает изменения. В Воробьянинове появляются такие черты, как жадность, жестокость. Развязка становится вполне предсказуемой.
Известно, что прототипом для Кисы послужил родной дядя Евгения Петрова. Евгений Ганько был известен как общественный деятель, жуир и гурман. При жизни он отказывался расставаться с золотым пенсне и носил бакенбарды.
LiveInternetLiveInternet
наменитый роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» стал предметом многочисленных мистификаций еще в момент своего написания. Будущие соавторы советского бестселлера – поэт и публицист Илья Арнольдович Файнзильберг (Ильф) и сотрудник одесского уголовного розыска Евгений Петрович Катаев (Петров) – встретились в 1926 году, когда вместе стали работать в газете «Гудок», рупоре профсоюза железнодорожных работников.
В этом же издании работал брат Петрова и друг Ильфа – Валентин Петрович Катаев, уже известный к тому времени писатель, автор сатирической пьесы «Растратчики», которая с успехом шла на сцене Московского Художественного театра в постановке знаменитого Станиславского.
Именно Катаеву пришел в голову сюжет будущего сатирического романа, прославившего его соавторов.
По задумке Валентина Катаева, друзьям предстояло работать над романом втроем. Такое поступательное совместное творчество в чем-то напоминало опыты немецких романтиков начала XIX века и деятелей русского «Арзамаса», которые устраивали коллективные творческие «симпосии». Собираясь вместе, писатели читали фрагменты из своих произведений, после чего обычно происходили оживленные дискуссии на тему услышанного, во время которых авторские тексты не только обсуждались и критиковались, но и писались совместными усилиями, превращаясь тем самым в намеренно создаваемое коллективное произведение искусства. Литературным плодом подобных совместных встреч и креативных бдений стал, к примеру, роман Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья». Название этого произведения в 1920-е годы в Советской России было использовано группой молодых литераторов (в их число входили Зощенко и Каверин), пытавшихся перенести принципы романтической иронии в изображении действительности на реалии молодого пролетарского государства. По сути, творческие и художественные принципы «Серапионов», в особенности Зощенко, легли в основу стиля и манеры изложения «Двенадцати стульев».
Благодаря НЭПу крестьяне получили возможность торговать излишками произведенной продукции
Предполагалось, что черновик романа будет написан Ильфом и Петровым, а Катаеву отводилась роль маститого литературного редактора, чья популярность была залогом коммерческого успеха произведения. Прочитав первую редакцию романа в сентябре 1927 года, Катаев, однако, отказывается от соавторства — предполагаемые «литературные негры» сами прекрасно справились с поставленной задачей. Получив одобрительную рецензию именитого коллеги, Ильф и Петров с удвоенной энергией берутся за работу, пишут и днем, и ночью — уже с января главы «12 стульев» начинают публиковаться в иллюстрированном журнале «Тридцать дней». Своеобразная игра в «литературного отца» романа — стратегия, прочно укрепившаяся в русской литературной традиции. Не случайно в воспоминаниях Петрова история о сюжете-«подарке» связана с одним из псевдонимов Катаева — Старик Собакин (Старик Саббакин). Петров таким образом напомнил читателям о расхожей пушкинской строке: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил», которая подвергалась постоянным ироническим обыгрываниям в 1920-е. Посвящением Катаеву открывалось и первое издание «12 стульев».
Уже в начале публикации роман обрел невиданную популярность и сразу же разошелся на цитаты — небывалый случай в советской литературе.
Однако, критика долгое время пребывала в растерянности, не понимая, как следует политически грамотно отреагировать на изданное произведение. В итоге, советские литературоведы условились считать объектом сатиры Ильфа и Петрова «отдельные недостатки», а не весь «советский образ жизни»: очень удобная формулировка как для поклонников, так и для оппонентов авторов «12 стульев». Стоит отметить, что действие в романе начинается весной и завершается осенью 1927 года — как раз накануне юбилея прихода к власти партии большевиков, десятилетия Советского государства.
На это же время пришелся решающий этап открытой полемики официального партийного руководства с «левой оппозицией» — Л. Д. Троцким и его единомышленниками. Именно в контексте антитроцкистской полемики роман был необычайно актуален, тем более, что его сюжет строился на тезисах официальной пропаганды.
Частное предпринимательство в 1920-е годы
«12 стульев» можно со всей основательностью назвать «энциклопедией» советской жизни 1920-х годов. Не только главные герои романа, Остап Бендер и Киса Воробьянинов, но и эпизодические персонажи, созданные с помощью гротескного преувеличения, фельетонной гиперболизации, вышли со страниц романа и превратились в практически нарицательные типажи и даже своеобразные литературные «шаблоны».
Роман-путешествие бывшего уездного предводителя дворянства по своей структуре напоминает и авантюрные странствия Дон-Кихота, и масштабные картины русской действительности у Гоголя в «Мертвых душах».
Действие «12 стульев» начинается в 1927 году.
Путь Воробьянинова начинается в уездном городе N, откуда Ипполит Матвеевич отправляется в Старгород — туда же направляется и Остап Бендер. Их встреча стала некой «точкой бифуркации» для сюжетной канвы романа, а дальнейший совместный маршрут включает в себя тысячи километров пути.Зачин романа — «В уездном городе N…» — подчеркнуто традиционен и даже сказочен, нарочито связан с обыгрыванием и цитированием мотивов других литературных произведений. Образ провинциального городка создаётся с помощью изобразительных нюансов, растиражированных советской литературой 1920-х годов: безлюдные пространства в городской черте, животные наравне с развлекательными плакатами и афишами, единственный в уезде автомобиль.
Беспризорники в общежитии у приемника слушают радио
Описания советской столицы начинаются с небольшого лирического очерка о девяти вокзалах, через которые в Москву ежедневно входят тридцать тысяч приезжих. С Рязанского вокзала (ныне — Казанский) компаньоны направляются к общежитию имени Бертольда Шварца. В машинописную рукопись романа была включена фраза: «Когда проезжали Лубянскую площадь, Ипполит Матвеевич забеспокоился», — в журнальной же версии эту фразу решили убрать из политических соображений. Охотный Ряд описывается авторами как место, где царит суматоха; пресса тех лет, в том числе зарубежная, постоянно обращала внимание на беспорядочную уличную торговлю и борьбу милиции с несанкционированными «беспатентными» продавцами. Скелет — собственность студента Иванопуло — был куплен на Сухаревке, где находился большой стихийный рынок, а люди продавали фамильные ценности.
Кстати, описание «общежитного» быта практически полностью совпадает с реальными обстоятельствами жизни Ильфа, который, устроившись в 1923 году на работу в газету «Гудок», поселился в примыкающей к типографии комнате. Вся обстановка нехитрого быта состояла из матраса и стула, а вместо стен, как писал впоследствии Евгений Петров, стояли три фанерные ширмы. Это помещение стало прототипом комнаты-«пенала», в которой ютятся Коля и Лиза — обитатели общежития имени Бертольда Шварца. Обособление от коллективных реалий раннего советского общества и стремление к автономному, независимому существованию напоминает квартиру профессора Преображенского в калабуховском доме и «нехорошую квартиру» Воланда на Большой Садовой, 302-бис.
Москва 1920-х годов
Одной из ярких примет советского быта 1920-х годов стала предпринимательская активность, показанная в романе на примере торговых «проектов» отца Федора: собаководство, изготовление мраморного стирочного мыла, разведение кроликов и организация домашних обедов. Современники отмечали, что объявления о частных кухнях были распространённым явлением: такого рода услуги нередко оказывали интеллигентные семьи, оказавшиеся в сложном финансовом положении. В момент встречи конкурентов в коридоре старгородской гостиницы «Сорбонна» Бендер обращается к отцу Фёдору со словами: «Старые вещи покупаем, новые крадём!». По воспоминаниям легендарного певца Леонида Утёсова, первая часть этой фразы была известна всем одесситам, а в послереволюционную пору и москвичам — так обозначали своё появление старьевщики, торговавшие во дворах подержанными вещами. Из их лексикона была взята и другая реплика Бендера, адресованная священнику: «Мне угодно продать вам старые брюки».
Частная торговля на улицах Москвы
В главе «Муза дальних странствий», где повествуется о приезде в Старгород сначала отца Фёдора, а затем Воробьянинова, присутствует панорамная зарисовка о поведении путешественников в дороге. Фраза «Пассажир очень много ест» совпадает с наблюдениями современников Ильфа и Петрова — тема продуктового изобилия в поездах зачастую становилась объектом газетных очерков: «Все пьют, обложившись продовольствием — огромными хлебами, огромным количеством ветчины, огромными колбасами, огромными сырами».
Ироничное отношение к вагонным кушаньям соседствовало в прессе с критикой в адрес тех, кто отличался «жадностью к мясу». Лозунг «Мясо — вредно», предложенный Альхеном во 2-м доме Старсобеса, таким образом, полностью соответствовал идеологическим установкам того времени. Похожую фразу («Какая-нибудь свиная котлета отнимает у человека неделю жизни!») произносит в разговоре с Лизой и Коля Калачов, а упоминаемые в диалоге мужа и жены монастырский борщ, фальшивый заяц и морковное жаркое входили, вероятно, в меню недорогих студенческих столовых. Название вегетарианского заведения «Не укради», в котором питаются супруги, — вымышленное, однако в Москве действительно существовал трактир с названием «Дай взойду» и диетические столовые «Я никого не ем», «Примирись» и «Гигиена».
Карикатура на типичных «нэпманов» в журнале «Крокодил», 1922 год
Менялась политическая и идеологическая обстановка в стране, а с ней — и отношение к роману Ильфа и Петрова.
После очередного издания в 1948 году было вынесено специальное постановление секретариата Союза писателей, в котором публикация «12 стульев» называлась «грубой политической ошибкой».
Сам роман объявлялся «вредным», а авторы, не сразу поняв направлений общественного развития в СССР, «преувеличили место и значение нэпманских элементов».
Шедевр Ильфа и Петрова попал под цензурный запрет, который продолжался с 1949 по 1956 годы. Однако и с наступлением оттепели, позволившей «реабилитировать» роман, тысячи тиражей «12 стульев» непременно должны были сопровождаться пояснительными комментариями, которые, с одной стороны, восхваляли сатирические достоинства манеры Ильфа и Петрова, а с другой — представляли их, по словам писателя Константина Симонова, «людьми, глубоко верившими в победу светлого и разумного мира социализма над уродливым и дряхлым миром капитализма».
Отец Федор
«12 стульев» — книга, в которой фигурирует также такой интересный персонаж, как священник Федор. Отец Федор, как и Киса Воробьянинов, появляется в самой первой главе. Ипполит Матвеевич сталкивается с ним, заходя навестить умирающую тещу. Узнав о кладе во время исповеди мадам Петуховой, священник делится полученной информацией с супругой, которая убеждает его отправиться на поиски бриллиантов.
Судьба Федора Вострикова оказывается комичной и трагичной одновременно. Гоняясь за сокровищами, постоянно уплывающими из его рук, конкурент Остапа и Кисы постепенно сходит с ума. Писатели Ильф и Петров наделили этого героя такими качествами, как добродушие и наивность, заставив читателей сочувствовать ему.
Двенадцать стульев
В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. в городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она сообщает ему, что в один из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они бежали после революции, ею зашиты все фамильные драгоценности. Воробьянинов срочно выезжает в родной город. Туда же отправляется исповедовавший старуху и узнавший о драгоценностях священник Федор Востриков.
Примерно в то же время в Старгород входит молодой человек лет двадцати восьми в зеленом в талию костюме, с шарфом и с астролябией в руках, сын турецко-подданного Остап Бендер. Случайно он останавливается ночевать в дворницкой особняка Воробьянинова, где и встречается с его бывшим хозяином. Последний решает взять Бендера себе в помощники, и между ними заключается что-то вроде концессии.
Продолжение после рекламы:
Начинается охота за стульями. Первый хранится здесь же, в особняке, который ныне «2-й дом соцобеса». Заведующий домом Александр Яковлевич (Альхен), застенчивый вор, устроил в дом кучу своих родственников, один из которых продал этот стул за три рубля неизвестному. Им оказывается как раз отец Федор, с которым Воробьянинов вступает на улице в схватку за стул. Стул ломается. Драгоценностей в нем нет, но зато становится ясно, что у Воробьянинова с Остапом появился конкурент.
Компаньоны переезжают в гостиницу «Сорбонна». Бендер отыскивает на окраине города архивиста Коробейникова, хранящего у себя на дому все ордера на национализированную новой властью мебель, в том числе и на бывший воробьяниновский ореховый гарнитур работы мастера Гамбса. Оказалось, что один стул был отдан инвалиду войны Грицацуеву, а десять переданы в московский музей мебельного мастерства. Пришедшего вслед за Бендером отца Федора архивариус обманывает, продавая ему ордера на гарнитур генеральши Поповой, переданный в свое время инженеру Брунсу.
Брифли существует благодаря рекламе:
На Первомай в Старгороде пускают первую трамвайную линию. Случайно узнанного Воробьянинова приглашают на ужин к его давней любовнице Елене Станиславовне Боур, подрабатывающей ныне гаданием. Бендер выдает собравшимся на ужин «бывшим» своего напарника за «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору» и призывает к созданию подпольного «Союза меча и орала». На будущие нужды тайного общества собирается пятьсот рублей.
На следующий день Бендер женится на вдове Грицацуевой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь уходит от нее, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул — пуст, и они с Воробьяниновым уезжают на поиски в Москву.
Концессионеры останавливаются в студенческом общежитии у знакомых Бендера. Там Воробьянинов влюбляется в молоденькую жену чертежника Коли — Лизу, ссорящуюся с мужем на предмет вынужденного, из-за нехватки средств, вегетарианства. Случайно оказавшись в музее мебельного мастерства, Лиза встречает там наших героев, ищущих свои стулья. Выясняется, что искомый гарнитур, семь лет провалявшийся на складе, именно завтра будет выставлен на аукцион в здании Петровского пассажа. Воробьянинов назначает Лизе свидание. На половину суммы, полученной от старгородских заговорщиков, он везет девушку на извозчике в кинотеатр «Арс», а затем в «Прагу», ныне «образцовую столовую МСПО», где позорно напивается и, потеряв даму, оказывается наутро в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане. На аукционе Бендер выигрывает торг на цифре двести. Столько денег у него есть, но нужно ещё заплатить тридцать рублей комиссионного сбора. Выясняется, что денег у Воробьянинова нет. Парочку выводят из зала, стулья пускают в продажу розницей. Бендер нанимает окрестных беспризорников за рубль проследить судьбу стульев. Четыре стула попадают в театр Колумба, два увезла на извозчике «шикарная чмара», один стул покупает на их глазах блеющий и виляющий бедрами гражданин, живущий на Садово-Спасской, восьмой оказывается в редакции газеты «Станок», девятый в квартире у Чистых прудов, а десятый исчезает в товарном дворе Октябрьского вокзала. Начинается новый виток поисков.
Продолжение после рекламы:
«Шикарная чмара» оказывается «людоедкой» Эллочкой, женой инженера Щукина. Эллочка обходилась тридцатью словами и мечтала заткнуть за пояс дочь миллиардера Вандербильдшу. Бендер легко меняет один её стул на украденное ситечко мадам Грицацуевой, но незадача в том, что инженер Щукин, не выдержав трат супруги, съехал накануне с квартиры, взяв второй стул. Живущий у приятеля инженер принимает душ, неосмотрительно выходит, намыленный, на лестничную площадку, дверь захлопывается, и, когда тут появляется Бендер, вода уже льется вниз с лестницы. Открывшему дверь великому комбинатору стул был отдан едва ли не со слезами благодарности.
Попытка Воробьянинова овладеть стулом «блеющего гражданина», оказавшегося профессиональным юмористом Авессаломом Изнуренковым, заканчивается крахом. Тогда Бендер, выдав себя за судебного исполнителя, уносит стул сам.
В бесконечных коридорах Дома народов, в котором находится редакция газеты «Станок», Бендер наталкивается на мадам Грицацуеву, приехавшую в Москву искать мужа, о котором узнала из случайной заметки. В погоне за Бендером она запутывается в многочисленных коридорах и уезжает в Старгород ни с чем. Тем временем арестованы все члены «Союза меча и орала», распределившие между собой места в будущем правительстве, а затем в страхе донесшие друг на друга.
Брифли существует благодаря рекламе:
Вскрыв стул в кабинете редактора «Станка», Остап Бендер добирается и до стула в квартире стихоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. Остается стул, пропавший в товарном дворе Октябрьского вокзала, и четыре стула театра Колумба, уезжающего на гастроли по стране. Посетив накануне премьеру гоголевской «Женитьбы», поставленную в духе конструктивизма, сообщники убеждаются в наличии стульев и отправляются вслед за театром. Сначала они выдают себя за художников и проникают на корабль, отправляющийся вместе с актерами на агитацию населения для покупки облигаций выигрышного займа. В одном стуле, похищенном из каюты режиссера, концессионеры находят ящичек, но в нем оказывается только именная пластинка мастера Гамбса. В Васюках их сгоняют с парохода за дурно изготовленный транспарант. Там, выдав себя за гроссмейстера, Бендер проводит лекцию на тему «плодотворная дебютная идея» и сеанс одновременной игры в шахматы. Перед потрясенными васюкинцами он развивает план преображения города в мировой центр шахматной мысли, в Нью-Москву — столицу страны, мира, а затем, когда будет изобретен способ межпланетного сообщения, и вселенной. Играя в шахматы второй раз в жизни, Бендер проигрывает все партии и бежит из города в заранее подготовленной Воробьяниновым лодке, переворачивая барку с преследователями.
Догоняя театр, сообщники попадают в начале июля в Сталинград, оттуда в Минеральные Воды и, наконец, в Пятигорск, где монтер Мечников соглашается за двадцатку похитить необходимое: «утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, утром — стулья». Чтобы добыть деньги, Киса Воробьянинов просит милостыню как бывший член Государственной думы от кадетов, а Остап собирает деньги с туристов за вход в Провал — пятигорскую достопримечательность. Одновременно в Пятигорск съезжаются бывшие владельцы стульев: юморист Изнуренков, людоедка Эллочка с мужем, воришка Альхен с супругой Сашхен из собеса. Монтер приносит обещанные стулья, но только два из трех, которые и вскрываются (безрезультатно!) на вершине горы Машук.
Тем временем колесит по стране в поисках стульев инженера Брунса и обманутый отец Федор. Сперва в Харьков, оттуда в Ростов, затем в Баку и наконец на дачу под Батумом, где на коленях просит Брунса продать ему стулья. Жена его распродает все, что можно, и высылает отцу Федору деньги. Купив стулья и разрубив их на ближайшем пляже, отец Федор, к своему ужасу, ничего не обнаруживает.
Театр Колумба увозит последний стул в Тифлис. Бендер и Воробьянинов едут во Владикавказ, а оттуда идут пешком в Тифлис по Военно-Грузинской дороге, где им и встречается несчастный отец Федор. Спасаясь от погони конкурентов, он залезает на скалу, с которой не может слезть, сходит там с ума, и через десять дней его снимают оттуда владикавказские пожарные, чтобы отвезти в психиатрическую больницу.
Концессионеры добираются наконец до Тифлиса, где находят одного из членов «Союза меча и орала» Кислярского, у которого «одалживают» пятьсот рублей на спасение жизни «отца русской демократии». Кислярский спасается бегством в Крым, но друзья, пропьянствовав неделю, отправляются туда же вслед за театром.
В конце октября Бендер находит его в новом клубе железнодорожников. После шуточного торга с Воробьяниновым за проценты с будущего капитала Остап засыпает, и несколько повредившийся в рассудке за полгода поисков Ипполит Матвеевич перерезает ему бритвой горло. После чего пробирается в клуб и вскрывает там последний стул. Бриллиантов нету и в нем. Сторож рассказывает, что весной случайно нашел в стуле сокровища, спрятанные буржуазией. Оказывается, на эти деньги и было построено, ко всеобщему счастью, новое здание клуба.
Эллочка-людоедка
Конечно же, выше перечислены еще далеко не все достойные внимания персонажи произведения «12 стульев». Эллочка-людоедка появляется на страницах романа лишь мимолетно, однако ее образ производит неизгладимое впечатление на читателей. Известно, что в лексиконе героини присутствует всего тридцать слов, ограничиваясь которыми, она умудряется успешно общаться с окружающими.
Писатели не скрывали, что словарь Эллочки разрабатывался ими очень долго. К примеру, выражение «толстый и красивый», любимое героиней, позаимствовано у приятельницы одного из авторов – поэтессы Аделины Адалис. Слово «мрак» обожал произносить художник Алексей Радаков, выражавший с его помощью недовольство.
Мадам Грицацуева
Мадам Грицацуева – эффектная женщина, которую невозможно обойти вниманием, пересказывая краткое содержание. «12 стульев» — произведение, второстепенные герои которого не уступают в плане яркости центральным персонажам. Мадам Грицацуева – чрезвычайно пухлая дама, мечтающая о замужестве, легко поддавшаяся чарам Остапа. Она — владелица одного из стульев, за которыми на протяжении всей истории гоняются главные герои. Именно ради приобретения этого предмета мебели Бендер женится на Грицацуевой.
Благодаря введению в повествование этой интересной героини появилась знаменитая фраза: «Знойная женщина – мечта поэта».
Другие персонажи
Архивариус Коробейников – один из второстепенных персонажей произведения «12 стульев». Появившись всего в одной главе, этот герой сумел оказать значительное влияние на ход событий. Именно он направил отца Федора, разыскивающего стулья из гарнитура мадам Петуховой, по ложному следу ради того, чтобы взять с него деньги за предоставление информации.
Еще один второстепенный герой – завхоз Александр Яковлевич. Альхен (как называет его супруга) – застенчивый воришка. Ему стыдно обкрадывать вверенных его попечению пенсионерок, однако он не может удержаться от соблазна. Поэтому щеки «голубого воришки» неизменно украшает стыдливый румянец.
Основные персонажи романа
Роман «12 стульев»: цитаты
Разумеется, радуют читателей меткими высказываниями и другие персонажи произведения «12 стульев». Цитаты Кисы Воробьянинова также завоевали известность. «Поедемте в нумера!», «Торг здесь неуместен», «Же не манж па сис жур» — фразы, которые хотя бы однажды слышал каждый житель РФ.
Литературно-музыкальная композиция по произведению «12 стульев»
ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Сценарий
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ
«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» (с элементами викторины по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова)
Разработала преподавательрусского языка илитературы
Гусева Ирина Бениковна
Цель: углубление представлений обучающихся об эпохе 20-х гг. XX века на основе сатирического романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»
Задачи:1) развивать творческую активность обучающихся; 3) воспитывать компетентного читателя; 4) создавать условия для развития коммуникативных компетенций обучающихся как средства повышения самооценки.
2. Ведущий
Евгений Петров (13.12.1903–02.07.1942). У него тоже есть настоящая фамилия – Катаев.
Он родной младший братписателя, который подарил нам книгу «Белеет парус одинокий
«Евгений Петров стал работать сначала в журнале «Красный перец», а потом в газете «Гудок» (к слову, печатный орган советских железнодорожников), где писал статьи, фельетоны.
Именно там и состоялась его историческая встреча с Ильей Ильфом.
1.Ведущий
Как-то раз в«убойную» комнату неудержимых остряков Ильфа и Петрова пришел Валентин Катаев,
— Есть отличная тема, – сказал Катаев, – стулья. Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти. Чем не авантюрный роман?
2.Ведущий
Счастливейший момент, когда драгоценная рукопись романа (в папке с пришпиленной к ней бумажкой «Нашедшего просят вернуть по такому-то адресу» на возможный случай потери), была готова к отправке в редакцию.
Роман, завершённый в январе 1928 года,начал своё путешествие к читателям.
А роман продолжает свое путешествие к читателям :
СЦЕНА 1
1.РАССКАЗЧИК : В уездном городе N жизнь была тишайшей.Вопросами любви и смерти в этом замечательном городе с девяти утра до пяти вечера занимался Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель дворянства, человек задавленный бедностью и своей тёщей Клавдией Ивановной Петуховой.
СЦЕНА 2
Мелодия № 1 ( продолжается)
1.РАССКАЗЧИК: Новость ошеломила Ипполита Матвеевича. В брильянтовых мечтах даже тёща показалась ему милее, чем была. Он решил отправиться в Старгород и найти клад.
Мелодия 2 Песня беспризорника
Вполовине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
— Дядя! — весело кричал он. — Дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал.
— Дай десять копеек!
Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:
— Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал.
Мелодия 2 ( продолжается)
1.РАССКАЗЧИК
Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы эту квартиру отпереть.
2. РАССКАЗЧИК ;Судьба послала Ипполиту Матвеевичу помощника Остапа Бендера, который показался «предводителю дворянства» жуликом. Но, несмотря на это, Воробьянинов рассказал Остапу, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи
сцена 3
БЕНДЕР: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!! За дело берусь я. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Заседание продолжается
СЦЕНА 4
Мелодия № 5 (продолжается).
1.РАССКАЗЧИК: Началась настоящая охота за 12 стульями, в которой технический руководитель дела Остап проявлял неистощимую энергию и изобретательность.
Викторина
Где и кем служил И.М. Воробьянинов? (в ЗАГСе, стол регистрации смертей и браков)
СЦЕНА 4( СКоробейниковым )Вот они условия
Бендер.Где здесь гражданин Коробейников? Я к вам по делу. Вы служите в архиве Старкомхоза— А раньше служили в жилотделе?
Коробейников( сказалвесело.)— Я всюду служил, Позвольте все-таки узнать, чем обязан?—
Бендер Позволю, — Я Воробьянинова сын.
Коробейников— Это какого же? Предводителя?
Бендер — Его.
Коробейников — А он что, жив?
Бендер — Умер, гражданин Коробейников. Почил.
Коробейников — Все умирают, — вот и бабушка моя тоже… зажилась. А… все-таки разрешите узнать, по какому делу, уважаемый, вот имени вашего не знаю…
Коробейников — … Владимир Ипполитович? Очень хорошо. Так. Я вас слушаю, Владимир Ипполитович.( Он присел к столу, покрытому клеенкой в узорах, и заглянул в самые глаза Остапа.)
Бендер— Я хотел бы, найти что-нибудь из мебели папаши, чтобы сохранить о нем память. Не знаете ли вы, кому передана мебель из папашиного дома?
Коробейников — Сложное дело, —это только обеспеченному человеку под силу… А вы, простите, чем занимаетесь?
Бендер— Свободная профессия. Собственная мясохладобойня на артельных началах в Самаре.
Бендер — Так вот,
Коробейников— Так вот, трудно, но можно…
Бендер— Потребует расходов?.
Коробейников — Небольшая сумма…
Бендер— Ближе к телу, как говорил Мопассан. Сведения будут оплачены.
Коробейников — Ну что ж, семьдесят рублей положите.
Бендер — Это почему ж так много? Овес нынче дорог?
Коробейников — Изволите шутить.
Бендер— Согласен, папаша. Деньги против ордеров. Когда к вам зайти?
Коробейников — Деньги при вас?
Остап с готовностью похлопал себя по карману.
Коробейников (торжественно сказал ). — Тогда пожалуйте хоть сейчас, —
Архивариус подошел к шкафу и, поднявшись на цыпочки, достал нужную пачку солидных размеров.
Коробейников — Вот-с. Вся вашего батюшки мебель тут. Вам все ордера?
Бендер— Куда мне все… Так… Воспоминания детства — гостиный гарнитур в гостиной, на ковре Хорошее было время — золотое детство. Так вот, гостиным гарнитуром мы, папаша, и ограничимся.
Но Остап, движимый любовью исключительно к родителям, схватил ордера, засунул их на самое дно бокового кармана,.
Коробейников — Можно расписочку писать? —
Бендер( любезно сказал) — Можно, —— пишите, борец за идею.
Бендер — Ну, пока,я вас, кажется, сильно обеспокоил. Не смею больше обременять своим присутствием. Вашу руку, правитель канцелярии.
Ошеломленный архивариус вяло пожал поданную ему руку.
Коробейников л— А деньги?
Бендер — Какие деньги? —Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
Коробейников — Да как же! За мебель! За ордера!
Бендер — Голуба, ей-богу, клянусь честью покойного батюшки. Рад душой, но нету, забыл взять с текущего счета…
Бендер (грозно) — Тише, дурак,говорят тебе русским языком — завтра, значит, завтра. Ну, пока! Пишите письма!…— Лед тронулся! Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Мелодия № 7 Танго(продолжается)
2.РАССКАЗЧИК: На ужине у давней любовницы бывшего предводителя дворянства (Елены Станиславовны) Остап представил гостям своего напарника как «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближённую к императору», и призвал к созданию подпольного «Союза МЕЧА и ОРАЛА». На будущие нужды тайного общества Бендер собрал пятьсот рублей.
1.РАССКАЗЧИК: На следующий день Остап женился на вдове Грицацуевой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь ушёл от неё, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул вдовы оказался пуст, и подельники уехали на поиски сокровищ в Москву.
РАССКАЗЧИК 2: В столице концессионеры провалили операцию: 10 стульев с позором ушли из рук великого комбинатора, их распродали на аукционе поодиночке. Два стула из 10 купила Эллочка Щукина, очаровательное создание, словарный запас которой состоял из 30 слов: в 10 раз меньше, чем словарь дикаря из людоедского племени «Мумбо-Юмбо».
Мелодия № 8 (продолжается)
СЦЕНА5
Эллочка и её новый халатик, отороченный «загадочным» мехом.
1.РассказчикЭллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью словами
ивыбрала из них наиболее выразительное — «хо-хо».
Песня ЭллочкиМелодия продолжается
Остап постучал в дверь, совершенно не думая о том, под каким предлогом он войдет. Для разговоров с дамочками он предпочитал вдохновение.
Эллочка— Ого?
Бендер — По делу, —
ябЕНДЕР: Прекрасный мех!
ЭЛЛОЧКА (нежно): Шутите! Это мексиканский тушкан.
БЕНДЕР: Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце
ЭЛЛОЧКА: Вы – парниша что надо.
БЕНДЕР: Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
ЭЛЛОЧКА: Хо-хо!
БЕНДЕР: Но я к вам по одному деликатному делу.
ЭЛЛОЧКА: Шутите!
БЕНДЕР: Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
ЭЛЛОЧКА: Хамите!
БЕНДЕР: Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
ЭЛЛОЧКА: Жуть!
БЕНДЕР: Милая девушка, продайте мне стул. Он мне очень нравится. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.
ЭЛЛОЧКА (лукаво): Хамите, парниша.
БЕНДЕР (втолковывая):Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно. Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привёз в подарок. Забавная вещь.
ЭЛЛОЧКА (заинтересованно): Хо-хо Должно быть, знаменито.
(Остап вынимает из кармана ситечко. На Эллочку оно производит неотразимое впечатление.)
ЭЛЛОЧКА: Хо-хо.
Остап кладёт ситечко на стол, берёт стул и, галантно раскланявшись, уходит.
Эллочка с ситечком уходит в другую сторону.
СЦЕНА6
ЯВЛЕНИЕ 1 краковяк
Мелодия № 8 (продолжается)
РАССКАЗЧИК 1: Так же легко и артистично великий комбинатор добывает заветные стулья у инженера Щукина, у юмориста Авессалома Изнурёнкова, у редактора «Станка», у стихоплёта Никифора Ляписа-Трубецкого. Однако брильянтовые мечты остаются мечтами. Время идёт, а сокровище не найдено.
Ведуший ВикториныПоможем Остапу
1.Как назывался родной город Кисы Воробьянинова? (Старгород)
2. Во что был одет Остап Бендер, когда вошел в Старгород? (Зеленый в талию костюм, шарф несколько раз обмотал шею, лаковые штиблеты с замшевым верхом апельсинового цвета; носков у него не было.)
1. Елена Станиславская это:
А) знойная женщина Остапа Бендера Б) соседка Отца Федора В) давняя любовь Ипполита Матвеевича Г) жена дворника Тихона
А) владелец похоронного агентства Б) инженер В) сторож клуба Г) дворник
мелодия № 9 (бой часов — фоном).
СЦЕНА8
Мелодия № 10 ( камыш)
2.РАССКАЗЧИК : Стул, исчезнувший в товарном дворе Октябрьского вокзала, оставался тёмным пятном на сверкающем плане концессионных работ. Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. Но театр уезжал в поездку по Волге с тиражным пароходом «Скрябин».
1.РАССКАЗЧИК : Догоняя театр, Остап Бендер и Киса Воробьянинов оказались в Пятигорске, где было много музыки, много весёлых людей и никому не было дела до двух грязных искателей брильянтов.Остапу удалось свести знакомство с монтёром театра Мечниковым, великим докой.
Монтёр, Бендер, Киса.
МОНТЁР (обнимаясь с Остапом): Можно, это всегда можно, дуся. С нашим удовольствием, дуся.
БЕНДЕР: Ну, за всё дело десятку!
МОНТЁР (удивленно): Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
БЕНДЕР: Сколько же вы хотите?
МОНТЁР: Положите полста. Ведь имущество-то казённое. Я человек измученный.
БЕНДЕР: Хорошо. Берите двадцать! Согласны? Ну, по глазам вижу, что согласны.
МОНТЁР: Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.
БЕНДЕР (Монтёру.) Когда же вы стулья принесёте?
МОНТЁР: Стулья против денег.
БЕНДЕР: Это можно.
МОНТЁР: Деньги вперёд: утром – деньги, вечером – стулья или вечером – деньги, а на другой день утром – стулья.
БЕНДЕР: А может быть, сегодня – стулья. А завтра – деньги?
МОНТЁР: Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.
БЕНДЕР: Но ведь я только завтра получу деньги по телеграфу.
МОНТЁР: Тогда и разговаривать будем. А пока, дуся, счастливо оставаться у источника, а я пошёл: у меня работы много. Сил не хватает. А одним нарзаном разве проживёшь?
Музыка Нет я не плачу