115 лет со дня рождения хармса

30 декабря – рождения Даниила Хармса (1905-1942)

«Я отнюдь что детские писатели непременно должны заниматься таким озорством, забыв других литературных задачах (это ужасно детской поэзии), чтобы педагоги признали наше законное право словесные игры, очень близкие детской психике».

Даниил Хармс своих стихов для детей

Даниил Хармс был артистом смысле этого слова. искусством, как рыба живёт водой, когда «река» искусства мелела.

Даниил Хармс родился (17 декабря по старому стилю) Настоящее имя Хармса – Даниил Иванович Ювачёв. писателя, Иван Павлович Ювачёв, бывший политзаключённый, при советской власти занимал скромное положение. Хармс рос способным, усидчивым ребёнком. Известно, что в маленький Даниил самостоятельно научился читать, в писать. его немецкому языку, отец – английскому. году мужу писала: «Данилка страшно увлекается опять книгами просит меня ничего ему кроме книг».

В стал учеником Главного немецкого училища святого Петра (Петришуле), где его запомнили как выдумщика Известные события вынудили прервать учёбу. Даниил начал учиться во 2-й Детскосельской единой трудовой школе, директором которой была его тётя, Наталья Ивановна Колюбакина. время начиняет сочинять стихи. Ювачева появился псевдоним Хармс, который позже ручкой второй фамилии.

В Даниил учился электротехникуме, впрочем, его вскоре исключили. занятия редко, занимался общественной работой. сам Хармс дневнике, физиологически». Попробуем представить себе студенческую аудиторию, сплошь состоящую молодёжи: простонародные привычки появляется чудаковатый юноша, прекрасно владеющий двумя иностранными языками, увлекающийся серьёзной классической музыкой довольно вызывающе. Увлечённый английской культурой, фигурой Шерлока Холмса, Даниил Иванович старательно копировал костюм поздней викторианской эпохи: бриджи, клетчатый пиджак, аксессуары.

В возникает новое литературное сообщество, которое называется «ОБЭРИУ» («Объединение реального искусства»). Помимо Хармса, кружке состояли Александр Введенский, Игорь Бахтерев литературные деятели.

В те годы многие писатели обратились книг для детей. огромные тиражи сильного идейного давления властей. году была создана «Ассоциация писателей детской литературы». других вошли и пригласил их редакцией Госиздата. это стало единственной возможностью литературного заработка. Хармса связывали дружеские отношения. книжке за Хармс назвал его своим «учителем, наряду писал, что «Маршак уловил Хармса ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье – словом, то, что очередь воспринимается детьми. что ругали Хармса (заумь, «чрезмерное» внимание словотворчество превратится плюс, будучи примененным литературе».

Шёл по улице отряд —
сорок мальчиков подряд:
раз, два,
три, четыре,

Труды Даниила Хармса можно было увидеть изданиях «Ёж», «Чиж» и «Сверчок». Причём, помимо стихотворений, публиковал рисовал карикатуры которые разгадывали как дети, так и

Хармсу удалось завоевать популярность среди маленьких мальчиков которым мамы бабушки прочитывали стихотворения отведать винегрета про пузатый самовар весёлого старичка, который страсть как боялся пауков.

115 лет со дня рождения хармса

«Иван Иваныч Самовар», издание
Источник: ПроДетЛит

«Иван Иваныч Самовар» – один памятников словесной игры, где всему повествованию придана смехотворно-однообразная детская) форма.

115 лет со дня рождения хармса
Даниил Хармс, начало 1930-х гг.

В декабре были арестованы. удалось прервать высылку писать без надежды Материальное положение его оставалось сложным, детские книги выходили количестве. Весной появилась возможность подрабатывать выступлениями библиотеках, клубах. обожали: после его выступления все слушатели встали как крысоловом, поезда…».

В была написана пьеса для детей «Цирк Шардам». опубликовали вольный пересказ книги немецкого писателя Вильгельма Буша «Плих (1936). году «Плих вышли отдельным изданием. его книги для детей издавались редко, задерживали. Причиной этому стало опубликованное «Чиж» стихотворение «Из дома вышел человек…» После этого произведения окончательно перестали печатать.

Возобновилась публикация его детских произведений «Чиж» только в а в отдельными изданиями вышли «Рассказы подписями и «Лиса Хармса

На доме Хармса в размещена памятная доска, изображён портрет писателя, строка стихотворения надпись.

115 лет со дня рождения хармса
Мемориальная доска Санкт-Петербург, улица Маяковского, д.11

Именем Хармса назвали астероид, улицу Также учреждена литературная премия. были экранизированы более двадцати раз, Даниила Ивановича снято пять фильмов, как документальных, так

Детские произведения Даниила Хармса востребованы мультипликации: «Весёлый старичок» (режиссёр Анатолий Петров, 1972), «Плюх (режиссёр Натан Лернер, 1984), «Самовар Иван Иваныч» (режиссёр Цезарь Ольшанский, 1987), «Случаи» (режиссёр Алексей Туркус, 1989)

Мы предлагаем Вашему вниманию мультипликационный фильм «Однажды» (режиссёр Александр Гурьев), вышедший в альманаха «Весёлая карусель» («Союзмультфильм», 1990) (начало: 2:50).

библиотеке

115 лет со дня рождения хармса115 лет со дня рождения хармса115 лет со дня рождения хармса

Источник

30 декабря – рождения Даниила Хармса (1905-1942)

«Я отнюдь что детские писатели непременно должны заниматься таким озорством, забыв других литературных задачах (это ужасно детской поэзии), чтобы педагоги признали наше законное право словесные игры, очень близкие детской психике».

Даниил Хармс своих стихов для детей

Даниил Хармс был артистом смысле этого слова. искусством, как рыба живёт водой, когда «река» искусства мелела.

Даниил Хармс родился (17 декабря по старому стилю) Настоящее имя Хармса – Даниил Иванович Ювачёв. писателя, Иван Павлович Ювачёв, бывший политзаключённый, при советской власти занимал скромное положение. Хармс рос способным, усидчивым ребёнком. Известно, что в маленький Даниил самостоятельно научился читать, в писать. его немецкому языку, отец – английскому. году мужу писала: «Данилка страшно увлекается опять книгами просит меня ничего ему кроме книг».

В стал учеником Главного немецкого училища святого Петра (Петришуле), где его запомнили как выдумщика Известные события вынудили прервать учёбу. Даниил начал учиться во 2-й Детскосельской единой трудовой школе, директором которой была его тётя, Наталья Ивановна Колюбакина. время начиняет сочинять стихи. Ювачева появился псевдоним Хармс, который позже ручкой второй фамилии.

В Даниил учился электротехникуме, впрочем, его вскоре исключили. занятия редко, занимался общественной работой. сам Хармс дневнике, физиологически». Попробуем представить себе студенческую аудиторию, сплошь состоящую молодёжи: простонародные привычки появляется чудаковатый юноша, прекрасно владеющий двумя иностранными языками, увлекающийся серьёзной классической музыкой довольно вызывающе. Увлечённый английской культурой, фигурой Шерлока Холмса, Даниил Иванович старательно копировал костюм поздней викторианской эпохи: бриджи, клетчатый пиджак, аксессуары.

В возникает новое литературное сообщество, которое называется «ОБЭРИУ» («Объединение реального искусства»). Помимо Хармса, кружке состояли Александр Введенский, Игорь Бахтерев литературные деятели.

В те годы многие писатели обратились книг для детей. огромные тиражи сильного идейного давления властей. году была создана «Ассоциация писателей детской литературы». других вошли и пригласил их редакцией Госиздата. это стало единственной возможностью литературного заработка. Хармса связывали дружеские отношения. книжке за Хармс назвал его своим «учителем, наряду писал, что «Маршак уловил Хармса ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье – словом, то, что очередь воспринимается детьми. что ругали Хармса (заумь, «чрезмерное» внимание словотворчество превратится плюс, будучи примененным литературе».

Шёл по улице отряд —
сорок мальчиков подряд:
раз, два,
три, четыре,

Труды Даниила Хармса можно было увидеть изданиях «Ёж», «Чиж» и «Сверчок». Причём, помимо стихотворений, публиковал рисовал карикатуры которые разгадывали как дети, так и

Хармсу удалось завоевать популярность среди маленьких мальчиков которым мамы бабушки прочитывали стихотворения отведать винегрета про пузатый самовар весёлого старичка, который страсть как боялся пауков.

115 лет со дня рождения хармса

«Иван Иваныч Самовар», издание
Источник: ПроДетЛит

«Иван Иваныч Самовар» – один памятников словесной игры, где всему повествованию придана смехотворно-однообразная детская) форма.

115 лет со дня рождения хармса
Даниил Хармс, начало 1930-х гг.

В декабре были арестованы. удалось прервать высылку писать без надежды Материальное положение его оставалось сложным, детские книги выходили количестве. Весной появилась возможность подрабатывать выступлениями библиотеках, клубах. обожали: после его выступления все слушатели встали как крысоловом, поезда…».

В была написана пьеса для детей «Цирк Шардам». опубликовали вольный пересказ книги немецкого писателя Вильгельма Буша «Плих (1936). году «Плих вышли отдельным изданием. его книги для детей издавались редко, задерживали. Причиной этому стало опубликованное «Чиж» стихотворение «Из дома вышел человек…» После этого произведения окончательно перестали печатать.

Возобновилась публикация его детских произведений «Чиж» только в а в отдельными изданиями вышли «Рассказы подписями и «Лиса Хармса

На доме Хармса в размещена памятная доска, изображён портрет писателя, строка стихотворения надпись.

115 лет со дня рождения хармса
Мемориальная доска Санкт-Петербург, улица Маяковского, д.11

Именем Хармса назвали астероид, улицу Также учреждена литературная премия. были экранизированы более двадцати раз, Даниила Ивановича снято пять фильмов, как документальных, так

Детские произведения Даниила Хармса востребованы мультипликации: «Весёлый старичок» (режиссёр Анатолий Петров, 1972), «Плюх (режиссёр Натан Лернер, 1984), «Самовар Иван Иваныч» (режиссёр Цезарь Ольшанский, 1987), «Случаи» (режиссёр Алексей Туркус, 1989)

Мы предлагаем Вашему вниманию мультипликационный фильм «Однажды» (режиссёр Александр Гурьев), вышедший в альманаха «Весёлая карусель» («Союзмультфильм», 1990) (начало: 2:50).

библиотеке

115 лет со дня рождения хармса115 лет со дня рождения хармса115 лет со дня рождения хармса

Источник

115 лет со дня рождения хармса

В 2020 году исполняется 115 лет со дня рождения замечательного поэта Даниила Хармса (1905-1942), (настоящая фамилия – Ювачёв). Его слава пришлась на 20-30-е годы прошлого века. Стихотворения Хармса не просто необычны, в них всё перевёрнуто с ног на голову, и это очень нравится детям, ведь дети любят игру в чепуху, словесное озорство и потешные нарушения порядка. Озорные, веселые, игровые стихи Даниила Хармса, такие как «Удивительная кошка», «Кораблик», «Врун», «Бульдог и таксик», «Иван Топорышкин», «Иван Иваныч Самовар», «Плюх и Плих» учат ребенка воспринимать мир радостно и живо и даже сочинять вместе с автором!

Очень-очень вкусный пирог

Много лет Хармс печатался и в детском журнале «Чиж». К стихам он придумывал рисунки, загадки и ребусы. Всего у Хармса издано двадцать детских книжек. Выступая перед ребятами, Хармс не только чудесно читал свои детские стихи, но и показывал со сцены фокусы, так что дети визжали от восторга. «Ещё! ещё!! ещё. » – требовали они. Хармс носил костюмы как у английского сыщика Шерлока Холмса, брюки-гольф, шапочку с длинным козырьком.

Поэт умер от голода в феврале 1942 года в тюремной больнице блокадного Ленинграда, куда его отправили по ложному обвинению. Если бы жизнь Даниила Ивановича Хармса не оборвалась едва ему исполнилось 36 лет, он бы написал ещё много великолепных стихов и рассказов – и для детей, и для взрослых.

Стихи и рассказы поэта любят и знают уже несколько поколений читателей. Все любители веселых стихов могут найти книги Даниила Хармса у нас в библиотеке и в электронной библиотеке ЛитРес.

Источник

115 лет со дня рождения Даниила Хармса

115 лет со дня рождения хармса

Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв; 17 [30] декабря 1905 — 2 февраля 1942)

Писатель, поэт и драматург. Мастер абсурда, чинарь и обэриут.

Я хочу быть в жизни тем же, чем Лобачевский был в геометрии.

Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьётся.

Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? Я думаю, что нет: больше не нужно ничего, сюда входит всё настоящее.

Всё крайнее сделать очень трудно. Средние части делаются легче. Самый центр не требует никаких усилий. Центр — это равновесие. Там нет никакой борьбы.

Люблю писать. Люблю наблюдать приятных мне людей. Люблю наблюдать красивых женщин. Люблю есть. Люблю курить трубку. Люблю петь. Люблю голым лежать в жаркий день на солнце возле воды, но чтобы вокруг меня было много приятных людей, в том числе много интересных женщин. Люблю маленьких гладкошерстных собак. Люблю хороший юмор. Люблю нелепое. Люблю часы, особенно толстые, карманные. Люблю записные книжки, чернила, бумагу и карандаши. Люблю гулять пешком в Петербурге, а именно: по Невскому, по Марсову полю, по Летнему саду, по Троицкому мосту. Люблю гулять в Екатерининском парке Царского Села. Люблю гулять возле моря, на Лахте, в Ольгино, в Сестрорецке и на курорте. Люблю гулять один. Люблю находиться среди деликатных людей.

Сила, заложенная в словах, должна быть освобождена. Есть такие сочетания из слов, при которых становится заметней действие силы. Нехорошо думать, что эта сила заставит двигаться предметы. Я уверен, что сила слов может сделать и это. Но самое ценное действие силы почти неопределимо. Грубое представление этой силы мы получаем из ритмов ритмических cтихов. Пока известно мне четыре вида словесных машин: стихи, молитвы, песни и заговоры. Эти машины построены не путём вычисления или рассуждения, а иным путём, название которого АЛФАВИТ.

Не надо путать плодовитость с производительностью. Первое не всегда хорошо; второе хорошо всегда. Мои творения, сыновья и дочери мои. Лучше родить трёх сыновей сильных, чем сорок, да слабых.

Не путай производительность и плодливость. Производительность — это способность оставлять сильное и долговечное потомство, а плодливость — это только способность оставлять многочисленное потомство, которое может долго жить, но, однако, может и быстро вымереть. Человек, обладающий производительной силой, обыкновенно бывает в то же время и плодовит.

Если отбросить древних, о которых я не могу судить, то истинных гениев наберётся только пять, и двое из них русские. Вот эти пять гениев-поэтов: Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин и Гоголь.

Ищи то, что выше того, что ты можешь найти.

Обладать только умом и талантом слишком мало. Надо иметь ещё энергию, реальный интерес, чистоту мысли и чувство долга.

Довольно праздности и безделья! Каждый день раскрывай эту тетрадку и вписывай сюда не менее полстраницы. Если нечего записать, то запиши хотя бы, по совету Гоголя, что сегодня ничего не пишется. Пиши всегда с интересом и смотри на писание как на праздник.

Когда человек привык очень поздно ложиться спать, то ему очень трудно отучиться от этого. Чтобы ложиться рано, существует единственный правильный метод: перескочить сутки, т. е. ложиться всё позднее и позднее, сначала поздно ночью, потом рано утром, потом днём и, наконец, вечером. Так можно добраться до нормального часа.

Жизнь — это море, судьба — это ветер, а человек — это корабль. И как хороший рулевой может использовать противный ветер и даже идти против ветра, не меняя курса, так и умный человек может использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели.
Пример: Человек хотел стать оратором, а судьба отрезала ему язык, и человек онемел. Но он не сдался, а научился показывать дощечки с фразами, написанными большими буквами, и при этом, где нужно, рычать, а где нужно, подвывать, и этим воздействовать на слушателей ещё более, чем это можно было сделать обыкновенной речью.

Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении.
Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства.

Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех.

Грех не входит в человека, а только выходит из него. Подобно пище: человек съедает хорошее, а выбрасывает из себя нехорошее. В мире нет ничего нехорошего, только то, что прошло сквозь человека, может стать нехорошим.

Память — это вообще явление странное. Как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть! А то и так бывает: запомнишь одно, а вспомнишь совсем другое. Или: запомнишь что-нибудь с трудом, но очень крепко, и потом ничего вспомнить не сможешь.

Моё мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь такое, что потом и забыть будет невозможно.

Я долго изучал женщин и теперь могу сказать, что знаю их на пять с плюсом. Прежде всего женщина любит, чтобы её не замечали. Пусть она стоит перед тобой или стонет, а ты делай вид, что ничего не слышишь и не видишь, и веди себя так, будто и нет никого в комнате. Это страшно разжигает женское любопытство. А любопытная женщина способна на всё.

Я другой раз нарочно полезу в карман с таинственным видом, а женщина так и уставится глазами, мол, дескать, что это такое? А я возьму и выну из кармана нарочно какой-нибудь подстаканник. Женщина так и вздрогнет от любопытства. Ну, значит, и попалась рыбка в сеть!

Вдохновение и интерес — это то же самое. Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает всё и остаётся только оно одно. Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В их основе лежит подлинный интерес. Подлинный интерес — это главное в нашей жизни. Человек, лишённый интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; ещё один толчок, и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса. Если истинный Интерес человека совпадает с направлением его долга, то такой человек становится великим.

Я гений пламенных речей.

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.
Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.

Постоянство веселья и грязи

Вода в реке журчит, прохладна,
И тень от гор ложится в поле,
и гаснет в небе свет. И птицы
уже летают в сновиденьях.
А дворник с чёрными усами
стоит всю ночь под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик весёлый,
и топот ног, и звон бутылок.

Проходит день, потом неделя,
потом года проходят мимо,
и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.
А дворник с чёрными усами
стоит года под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик весёлый,
и топот ног, и звон бутылок.

Луна и солнце побледнели,
созвездья форму изменили.
Движенье сделалось тягучим,
и время стало как песок.
А дворник с чёрными усами
стоит опять под воротами
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик весёлый,
и топот ног, и звон бутылок.

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Источник

Литературный час «Веселые стихи Д. Хармса» (к 115-летию со дня рождения поэта)

115 лет со дня рождения хармса

115 лет со дня рождения хармса115 лет со дня рождения хармса

А вы знаете, что ПА,

А вы знаете, что ПЫ,

Что у папы моего было сорок сыновей?

Ну, ну, ну, ну! Врешь, врешь, врешь, врешь!

Еще двадцать, еще тридцать, ну, еще туда-сюда, а уж сорок

Ровно сорок – это просто ерунда!

Автор этого стихотворения жил в Ленинграде, как назывался тогда Санкт-Петербург. Он ходил по улицам родного города всегда с зонтиком, на согнутом локте — тяжелая трость, на голове — причудливая шляпа. Нарядный галстук выглядывал из-под воротника.

Звали его… Даниил Иванович Ювачев. Это детский и взрослый писатель, поэт и сказочник, вошедший в литературу под именем Даниил Хармс.Ему посвящены стихотворения Самуила Маршака «Жил человек рассеянный» и Юрия Владимирова «Чудаки». Этот человек жил в ожидании чуда и сам совершал чудеса, любил придумывать шутки для клоунов и сам показывал фокусы, когда читал свои стихи детям.

30 декабря исполняется 115 лет со дня рождения Д. Хармса.

К юбилею поэта 17 декабря в СОШ № 18 для второклассников был проведен литературный час «Веселые стихи Д. Хармса». Вместе с ведущей мероприятия, библиотекарем отдела обслуживания дошкольников и младших школьников ИОЦ Сумьяновой Л.Т., дети с удовольствием читали стихотворения: «Про Мистера Смита», «Очень страшная история», «Дворник Дед Мороз», «Как Володя быстро под гору летел», — удивляясь неожиданным и от этого смешным концовкам. Сравнивали построение стихотворения «Иван Иваныч Самовар» с сюжетом русской народной сказки «Репка», разгадывали стихи-загадки.

Теперь эти ребята будут знать и любить поэзию Д. Хармса, как и несколько поколений читателей до них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *