1111 год крестовый поход

Как Русь победила Степь. О нашем единственном крестовом походе

1111 год крестовый поход

27 марта 1111 года Владимир Мономах одержал знаменитую победу над половцами в битве при Сальнице.

Когда любители правильных черепов сообщают, что русские «это финно-угры, тюрки и калмыки», – они не понимают, что хвалят русских. Ибо это означает, что Русь, оказавшаяся один на один с Великой Степью, сумела вобрать её в себя. И сегодня, когда мы отмечаем годовщину главной битвы единственного крестового похода в нашей истории, стоит поговорить о том, как нам это удалось.

Постоянный сюжет ранней истории русских земель – войны княжеств со степняками: набеги или же наоборот, ответные карательные походы. Начиная с конца первого тысячелетия через территорию будущего Древнерусского государства прокатываются волны сменяющих друг друга кочевников. Все они известны и памятны ещё со школьной программы: печенеги, половцы, монголо-татары…

Непосредственно с половцами земли Древнерусского государства столкнулись во второй половине XI века. До этого приходилось иметь дело с печенегами, которых половцы теснили из западной части Великой Степи – пространства, простирающегося от Румынии до Китая. Впрочем, именно печенеги позднее станут союзниками русских князей по древнему принципу «враг моего врага – мой друг».

Набеги половцев можно отнести к ранним вызовам Древнерусского государства, принуждавших князей к тому, что несколько веков спустя будут называть «собиранием русских земель», – т.е. интеграции в единое государство. Однако это будет после, а пока дело ограничивалось объединением усилий перед лицом военной угрозы.

1111 год крестовый поход

Владимир Мономах

Идейным вдохновителем походов против половцев стал Владимир Мономах. Первый, пробный поход (1103) был успешен, удалось даже достичь дипломатической победы: с т.н. ближними половцами, т.е. жившими ближе всего к русским землям, был заключён союз, скреплённый династическими браками сыновей Владимира Мономаха и Олега Святославича. Однако поход 1111 года уже качественно отличался от первого.

Во-первых, он был уже не разведывательным, а ставил чёткую цель: снять угрозу набегов надолго, лучше навсегда. Во-вторых, к тому времени русских земель достигли известия о крестовом походе и освобождении Иерусалима (1099 г.). Поход против половцев также решено было идеологически выдержать как защиту христианской веры. Войско, выступившее из Переяславля, проезжало мимо специально установленного креста, получая благословение священников. После чего те пошли крестным ходом впереди воинов.

1111 год крестовый поход

Битва при Сальнице (именно ей закончился поход) прошла более чем удачно: бой в окружении с превосходящим противником и победа над ним. Почти 15 лет после неё половцы не ходили на Русь. Однако ценна победа совсем не этим.

Как уже сказано, сама идея мероприятия – крестовый поход – перенята Владимиром Мономахом в Европе. Кратко вспомним, как дела обстояли там.

300 лет европейские королевства будут утилизировать своё население в битвах за Иерусалим. Плюс Реконкиста – не менее изнурительное, а главное длительное мероприятие. Европейская и исламская цивилизации будут непрерывно враждовать почти 1000 лет: с начала 8 века до Венской битвы 1683 г., которая станет концом исламской экспансии в Европу.

С половцами всё вышло гораздо скромнее. Крестовый поход против них был только один. Да и вообще, с тех пор русские князья этой заморской диковиной больше не увлекались. В походы, в т.ч. и против половцев, ходили, но уже в обычные. Иногда удачные, иногда – как на картине Васнецова.

1111 год крестовый поход

В. Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами

Есть и другое отличие. Постепенно половцы начинают принимать всё более активное участие во внутренней политике русских земель (т.е. в междоусобных войнах княжеств). Союзы, заключаемые для этого, всё чаще скрепляются браками: русские князья и половецкие ханы становятся роднёй. Поэтому совсем неудивительно, что в 1223 году русичи вместе с половцами стоят против татар на Калке. В дальнейшем же половцы частично вливаются в формирующийся русский этнос.

Ничего подобного в противостоянии европейской и исламской цивилизации мы не наблюдаем. Да, европейские державы будут привлекать арабов к своим внутренним разборкам и наоборот. Однако ни к каким попыткам сближения это не приведёт. Европейский и арабский мир обогатят друг друга, но всё же останутся глубоко чуждыми.

Последствия этого можно наблюдать уже в наше время. Начало современных миграционных волн арабов в Европу – 50-е годы прошлого века. С одной стороны, 60 лет – не срок, делать окончательные выводы рано. С другой, уже сейчас заметно, что за это время взаимное напряжение только растёт. К тому же последние 60 лет – только вершина айсберга более чем тысячелетней истории. И похоже, что эта история не имеет иного содержания, кроме взаимной войны на уничтожение. Последнее сомнительное достижение на этом поприще – превращение мусульманских анклавов на Балканах в опорные пункты исламистов и хаб для глобального наркотрафика. Связь между этими событиями и практикой крестовых походов безусловно есть, араб-мусульманин до сих пор в Европе чужой, источник опасности.

Постоянное соседство со Степью научило русских князей одной простой вещи: сколько ни ходи против неё походами, когда-нибудь оттуда придёт войско, которое не победить в одиночку. А потому с печенегами, половцами, монголами дальновиднее заключать союзы и династические браки, набирать дружины степняков на службу (даже в XIX веке личная охрана российских императоров будет частично комплектоваться черкесами, ногайцами – наследниками половецких племён).

Это определяет по сей день многонациональный характер современных русских государств. Это расширило понятие «Русская земля» от Бреста до Тихого океана, а понятие «Русский мир» – от Крымского полуострова до Кольского и от Балтики до Тянь-Шаня.

И тем, кто отрицает природу этого мира и свою причастность к нему, – остаётся, пожалуй, только гордость за свои черепа. Их содержанием гордиться причин явно нет.

Читайте также:

Андрей Сорокин, Николай Калинин. Прибалтийские легионы СС: местечковый позор вместо истории общих побед

Андрей Сорокин. «28 панфиловцев»: если их не было – значит, Гитлер взял Москву. Об одной нужной и правдивой легенде

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 2: экономические причины Первой мировой

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом нужно знать и в чём сомневаться

Источник

«Крестовый» поход против половцев

В 1111 году произошло великое сражение между половецкими и русскими войсками. Дружины сумели разбить половцев, после чего они навсегда прекратили набеги на Русь.

Предыстория

В конце XI века на древнерусское государство начали нападать отряды кочевников. Они грабили, убивали и забирали в плен местных жителей, а потом быстро отступали обратно в степь. Впервые в летописях об этих кочевниках упоминается в 1055 году. Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода, столкнулся с племенем во главе с ханом Болушем. Знакомство прошло мирно. Новые соседи стали именоваться «половцами». Под таким названием они и вошли в историю.

Уже в 1061 году половцы стали вести агрессивно и нападать на Переяславские земли. Пока Киевская Русь была сильна, набеги кочевников случались изредка. Для защиты от них усиливались воинские дружины, строились более мощные стены и замки. А затем князья Изяслав, Всеволод и Святослав начали борьбу за власть.

Ослабление княжеской власти и углубление междоусобицы способствовали активизации набегов половцев на земли Руси. При этом инициаторами нападения были как и сами кочевники, так и русские князья. Они нанимали половцев в качестве военной силы в междоусобных войнах.

1111 год крестовый поход

К концу XI века стало очевидно, что необходимо объединить усилия для сдерживания могущественных кочевников. В 1103 году переяславский и киевский князья Владимир Мономах и Святополк совершили первый поход против врага в степи. В 1107 году они разбили войска ханов Шарукана и Боняка на реке Сула. А самым успешным сражением против половцев стал поход 1111 года.

Поход

Победа княжеских войск в 1103 году сильно разозлили половцев, поэтому они решили нанести контрудар. На подготовку наступления, в котором участвовали все кланы, ушло 8 лет. В 1110 году воевода Дмитр Иворович, пробравшись в половецкие земли, узнал об этих планах.

26 февраля 1111 года дружины, возглавляемые князьями Святополком, Давыдом и Владимиром, двинулись к половецкому городу Шарукань. Этот поход начинался необычно. Перед войском выступили священники, которые вынесли с пением большой крест и установили его рядом с воротами города. Каждый воин, проходя мимо него, получал благословение епископа. Поэтому историки говорят о том, что поход 1111 года носил характер крестового.

Шарукань без боя сдался русским войскам на пятый день осады. Параллельно князьями был сожжен город Сугров. 24 марта состоялось первое яростное сражение у Донца, в котором дружины одержали победы. А через несколько дней, 27 марта, на реке Сальнице началась вторая основная схватка.

1111 год крестовый поход

Имевшие численное преимущество половцы окружили русских. Они рассчитывали обстрелом из луков расстроить ряды, а затем ударить по ним конницей. Князья же по совету Владимира Мономаха направили свои войска в наступление. Половцы уже не смогли воспользоваться луком и начали атаковывать пехоту. В это время на их конницу, увязшую в грязи, обрушился запасной полк Мономаха. В результате половцы были разбиты.

Последствия

Во время битвы под Салницей погибло около 10 тысяч половцев, а большая часть выживших попала в плен. После такого катастрофического поражения кочевники прекратили набеги на русские земли.

Победа сыграла важную роль в объединении Руси. Поход усилил влияние и авторитет Мономаха. Через несколько лет переяславский князь занял киевский престол и вошел в историю как правитель-миротворец. Он сумел добиться объединения разрозненных княжеств и прекращения междоусобных войск.

Поход укрепил православную веру на Руси и способствовал ее становлению как государственной религии. Никто не сомневался, что его успех был предопределен небесными силами. Известия об успешном походе против половцев дошла до Византии и европейских стран, подняв авторитет князей как защитников христианства от неверных.

Источник

Как Русь победила Степь. О нашем единственном крестовом походе

___________________

1111 год крестовый поход27 марта 1111 года Владимир Мономах одержал знаменитую победу над половцами в битве при Сальнице.

Когда любители правильных черепов сообщают, что русские «это финно-угры, тюрки и калмыки», – они не понимают, что хвалят русских. Ибо это означает, что Русь, оказавшаяся один на один с Великой Степью, сумела вобрать её в себя. И сегодня, когда мы отмечаем годовщину главной битвы единственного крестового похода в нашей истории, стоит поговорить о том, как нам это удалось.

Постоянный сюжет ранней истории русских земель – войны княжеств со степняками: набеги или же наоборот, ответные карательные походы. Начиная с конца первого тысячелетия через территорию будущего Древнерусского государства прокатываются волны сменяющих друг друга кочевников. Все они известны и памятны ещё со школьной программы: печенеги, половцы, монголо-татары…

Непосредственно с половцами земли Древнерусского государства столкнулись во второй половине XI века. До этого приходилось иметь дело с печенегами, которых половцы теснили из западной части Великой Степи – пространства, простирающегося от Румынии до Китая. Впрочем, именно печенеги позднее станут союзниками русских князей по древнему принципу «враг моего врага – мой друг».

Набеги половцев можно отнести к ранним вызовам Древнерусского государства, принуждавших князей к тому, что несколько веков спустя будут называть «собиранием русских земель», – т.е. интеграции в единое государство. Однако это будет после, а пока дело ограничивалось объединением усилий перед лицом военной угрозы.

1111 год крестовый поход

Владимир Мономах.

Идейным вдохновителем походов против половцев стал Владимир Мономах. Первый, пробный поход (1103) был успешен, удалось даже достичь дипломатической победы: с т.н. ближними половцами, т.е. жившими ближе всего к русским землям, был заключён союз, скреплённый династическими браками сыновей Владимира Мономаха и Олега Святославича. Однако поход 1111 года уже качественно отличался от первого.

Во-первых, он был уже не разведывательным, а ставил чёткую цель: снять угрозу набегов надолго, лучше навсегда. Во-вторых, к тому времени русских земель достигли известия о крестовом походе и освобождении Иерусалима (1099 г.). Поход против половцев также решено было идеологически выдержать как защиту христианской веры. Войско, выступившее из Переяславля, проезжало мимо специально установленного креста, получая благословение священников. После чего те пошли крестным ходом впереди воинов.

1111 год крестовый поход

Битва при Сальнице (именно ей закончился поход) прошла более чем удачно: бой в окружении с превосходящим противником и победа над ним. Почти 15 лет после неё половцы не ходили на Русь. Однако ценна победа совсем не этим.

Как уже сказано, сама идея мероприятия – крестовый поход – перенята Владимиром Мономахом в Европе. Кратко вспомним, как дела обстояли там.

300 лет европейские королевства будут утилизировать своё население в битвах за Иерусалим. Плюс Реконкиста – не менее изнурительное, а главное длительное мероприятие. Европейская и исламская цивилизации будут непрерывно враждовать почти 1000 лет: с начала 8 века до Венской битвы 1683 г., которая станет концом исламской экспансии в Европу.

С половцами всё вышло гораздо скромнее. Крестовый поход против них был только один. Да и вообще, с тех пор русские князья этой заморской диковиной больше не увлекались. В походы, в т.ч. и против половцев, ходили, но уже в обычные. Иногда удачные, иногда – как на картине Васнецова.

1111 год крестовый поход

В. Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами.

Есть и другое отличие. Постепенно половцы начинают принимать всё более активное участие во внутренней политике русских земель (т.е. в междоусобных войнах княжеств). Союзы, заключаемые для этого, всё чаще скрепляются браками: русские князья и половецкие ханы становятся роднёй. Поэтому совсем неудивительно, что в 1223 году русичи вместе с половцами стоят против татар на Калке. В дальнейшем же половцы частично вливаются в формирующийся русский этнос.

Ничего подобного в противостоянии европейской и исламской цивилизации мы не наблюдаем. Да, европейские державы будут привлекать арабов к своим внутренним разборкам и наоборот. Однако ни к каким попыткам сближения это не приведёт. Европейский и арабский мир обогатят друг друга, но всё же останутся глубоко чуждыми.

Последствия этого можно наблюдать уже в наше время. Начало современных миграционных волн арабов в Европу – 50-е годы прошлого века. С одной стороны, 60 лет – не срок, делать окончательные выводы рано. С другой, уже сейчас заметно, что за это время взаимное напряжение только растёт. К тому же последние 60 лет – только вершина айсберга более чем тысячелетней истории. И похоже, что эта история не имеет иного содержания, кроме взаимной войны на уничтожение. Последнее сомнительное достижение на этом поприще – превращение мусульманских анклавов на Балканах в опорные пункты исламистов и хаб для глобального наркотрафика. Связь между этими событиями и практикой крестовых походов безусловно есть, араб-мусульманин до сих пор в Европе чужой, источник опасности.

Постоянное соседство со Степью научило русских князей одной простой вещи: сколько ни ходи против неё походами, когда-нибудь оттуда придёт войско, которое не победить в одиночку. А потому с печенегами, половцами, монголами дальновиднее заключать союзы и династические браки, набирать дружины степняков на службу (даже в XIX веке личная охрана российских императоров будет частично комплектоваться черкесами, ногайцами – наследниками половецких племён).

Это определяет по сей день многонациональный характер современных русских государств. Это расширило понятие «Русская земля» от Бреста до Тихого океана, а понятие «Русский мир» – от Крымского полуострова до Кольского и от Балтики до Тянь-Шаня.

И тем, кто отрицает природу этого мира и свою причастность к нему, – остаётся, пожалуй, только гордость за свои черепа. Их содержанием гордиться причин явно нет.

Источник

§ 5. Крестовый поход в степь 1111 г

§ 5. Крестовый поход в степь 1111 г

И все же, несмотря на долго еще продолжающуюся смуту среди князей. Мономаху удалось добиться главного: Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. В 1100 г. в город Витичев, неподалеку от Киева, князья съехались вновь для того, чтобы окончательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев. Зачинщик смуты Давыд был наказан – у него отняли город Владимир-Волынский. Святополк послал туда своего наместника. Лишь после этого Мономах вновь выдвинул свою идею об организации общерусских сил против половцев.

Половцы словно почувствовали назревающую угрозу: по их предложению в 1101 г. в городе Сакове состоялся съезд ведущих русских князей и половецких ханов, который рассмотрел отношения Руси со степью. На этом съезде стороны снова заключили мир, обменялись заложниками. Кажется, что это соглашение поставило под вопрос все усилия Мономаха, но правильность его линии подтвердилась уже на следующий год. Осенью, когда он был в Смоленске, гонец принес ему весть из Киева о нападении войска Боняка на переяславские земли. Получив после встречи в Сакове год передышки, половцы сами перешли в наступление.

Святополк и Владимир Мономах тщетно гнались за войском Боняка. Тот, разграбив переяславские земли, вышел к Киеву. Братья поспешили за ним, но половцы уже ушли на юг. И снова все более ощутимой становилась задача предупредить дальнейшие половецкие набеги.

В 1103 г. русские князья съехались к Долобскому озеру, где договорились, наконец, о совместном походе против половцев. Мономах настаивал на немедленном весеннем выступлении, когда половцы еще не вышли на летние пастбища и вволю не накормили своих коней. Но возражал Святополк, который не хотел отрывать смердов от весенних полевых работ и губить их лошадей. Кое-кто из князей поддержал его. Мономах выступил с короткой, но яркой речью: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль». Выступление Мономаха положило конец спорам и колебаниям.

Вскоре русское войско, в которое вошли дружины всех видных русских князей (не пришел лишь, сославшись на болезнь, черниговский князь Олег, старинный друг половцев), а также пешне полки, выступило в весеннюю степь. Решающая битва с половцами произошла 4 апреля близ урочища Сутень, неподалеку от Азовского побережья. На стороне половцев в ней принимали участие более 20 видных ханов. Летописец позднее записал: «И поидоша полкове, аки борове, и не бе презретн нхъ. И Русь поидоша противу имъ» («И двинулись полки половецкие как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу»). Но на истомленных долгой зимой конях половцы не сумели нанести своего знаменитого стремительного удара. Их войско было рассеяно, большинство ханов убито. Хана Белдюэя взяли в плен. Когда он предложил за себя огромный выкуп, Мономах сказал ему, что хан предлагает просто вернуть награбленное на Руси, и приказал зарубить его в назидание другим. А затем русские дружины пошли по половецким «вежам», освобождая пленников, захватывая богатую добычу, отгоняя к себе табуны коней, стада.

Это была первая большая победа русов в глубине степи. Но до основных становищ половцев они так и не дошли. На три года прекратились половецкие набеги. Лишь в 1105 г. половцы потревожили русские земли. Они воспользовались тем, что русские князья были втянуты в этот год в войну с полоцким князем. На следующий год половцы нагрянули снова. Через год объединенное войско Боняка и Шарукана опять появилось на Руси, разоряя киевские и переяславские земли. Объединенное войско русских князей неожиданным встречным ударом опрокинуло их на реке Хорол. Русы зарубили брата Боняка, едва не пленили Шарукана, захватили огромный половецкий обоз. Но основные силы половцев ушли восвояси.

И снова затихли половцы. Но теперь русские князья не стали ждать новых набегов. Дважды русские дружины наносили удары по половецкой территории. В 1111 г. Русь организовала против половцев грандиозный поход, который достиг сердца их земель – города Шаруканя вблизи Дона. С ближними же дружественными половцами закреплялись мирные отношения. В эти годы Мономах и Олег женили своих сыновей, Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича, на дочерях союзных половецких ханов. Так в семье Рюриковичей кроме славян, шведов, греков, англичан появилась и половецкая династическая линия.

Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. Инициа-тором этих походов выступил папа римский Урбан П. А в 1096 г. начался первый крестовый поход западных рыцарей, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского королевства. Священная идея освобождения «гроба Господня» в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. Было известно, что во втором крестовом походе принимал участие граф Гуго Вермендуа, брат французского короля Филиппа 1, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Мономаха, Святополка и Олега. Одним из тех, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в крестоносном королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против «поганых» характера крестового нашествия. Этим и объясняется та роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына – Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

Достигнув реки Ворсклы, перед выходом в половецкую степь Мономах снова обратился к духовенству. Священники воздвигли на холме большой деревянный крест, украшенный золотом и серебром, и князья целовали его на глазах всего воинства. Крестовая символика похода продолжала соблюдаться.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к Шаруканю – это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Перед приступом Мономах снова выдвинул вперед духовенство и оно освятило русскую рать. Но депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп за сохранение жизни го– рожай.

Жители города Сугрова, к которому русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться. Тогда под прикрытием подвижных «веж» русы подошли к городу и забросали его горящими факелами, засыпали стрелами с подожженными смоляными наконечниками. Пылающий город был взят приступом. Пленных в этом бою не брали: Мономах хотел надолго выбить орду хана Сугрова из общеполовецких воинских сил.

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Желтый крестовый поход

Желтый крестовый поход В 1253 г. на зеленеющих берегах извилистых верховьев Онона состоялся очередной курилтай монгольского народа-войска. Было принято решение завершить войну в Китае, для чего был назначен царевич Хубилай, и освободить от мусульман Иерусалим, что было

Германский Крестовый поход и Поход дворян

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

7. Шестой Крестовый Поход

7. Шестой Крестовый Поход Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

Второй крестовый поход

Второй крестовый поход «Торе королю Людовику, из-за которого мое сердце оделось в траур», — говорил трубадур Маркабрю устами юной девы, оплакивающей расставание с уходящим в Крестовый поход возлюбленным. Ему вторит и святой Бернар, с гордостью написавший папе Евгению:

Третий крестовый поход

Третий крестовый поход Саладин продолжал завоевывать государства крестоносцев. Отнимая приморские города, он везде уничтожал христианские гарнизоны и заменял их мусульманскими. Страшным поражением христиан обернулась битва при Тивериаде; король Иерусалимский и князь

15. Второй крестовый поход

15. Второй крестовый поход Основанное крестоносцами Иерусалимское королевство пришло, спустя несколько десятилетий, в упадок, и восточные магометане вновь начали теснить христиан. Тогда в Европе стали готовиться к новому крестовому походу. Во главе крестоносцев стояли:

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Крестовый поход пастушков

Крестовый поход пастушков Людовик так и не дождался подкреплений с родины. Но его послание вызвало довольно неожиданную реакцию. Послушаем Гийома из Нанжи: «1251. Чудо чудное и неслыханное приключилось во Французском королевстве. Главари разбойников, чтобы совратить

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Поход в половецкую степь Май 1223 г.

Поход в половецкую степь Май 1223 г. Пока я нахожусь в Киеве — по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная татарской сабле не махать. Мстислав Романович Киевский Огромная, объединенная русско-половецкая рать начала скапливаться у Зарубинского брода. Место было

Крестовый поход

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Третий крестовый поход

Третий крестовый поход М. А. Заборов так писал об успехах Саладина, последовавших за взятием Иерусалима: «Овладев Иерусалимом и прекратив сопротивление последних крестоносных рыцарей во внутренней Палестине, Салах ад-Дин, однако, безуспешно пытался взять Тир, обороной

1111 Поход русских князей на половцев

1111 Поход русских князей на половцев Поход 1111 г. был не первым. Русские полки еще весной 1103 г. ходили в степь на половцев. Тогда поход удался, и близ урочища Сутень, неподалеку от Азовского побережья, войско 20 половецких ханов было разбито. Но поход 1111 г. был особым. К этому

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *