11 октября день святой марии
Именины Марии
Ближайшие именины Марии
Даты именин Марии в 2021 году по православному календарю
Святые с именем Мария в 2021 году почитаются 41 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Мария.
Январь
Февраль
Апрель
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Открытки
Поздравления Марии с именинами
Милая Мария!
Поздравляю тебя с именинами! В День Ангела желаю тебе, чтобы ты всегда оставалась на высоте. Пусть каждый твой новый день будет лучше предыдущего! Не переставай мечтать, и твои желания обязательно сбудутся.
Что подарить на именины
Свеча. Красивая восковая свеча с гравировкой или оригинальным дизайном станет хорошим подарком на именины. Свеча прекрасно впишется в уголок с иконами и станет украшением на праздничном столе.
Набор банных полотенец. Набор банных полотенец станет отличным вариантом для любительниц практичных подарков. В тематику праздника можно подобрать принт в виде ангелов или именем той, кому этот презент предназначается.
Плед. Теплый пушистый плед станет замечательным презентом для ценительниц домашнего уюта. Эта вещь подарит комфорт и согреет холодными вечерами.
История имени. Грамота или свиток с историей имени будет отличным презентом. Эффект старины и шелковая лента придаст такому подарку стильный и необычный вид.
Молитва святому, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Мария, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Происхождение и характеристика
имени Мария
Сегодня празднуются Дни Ангела 8 имен:
8 мужских
Именины Марии
Все именины Марии в 2021 году
32 изображения святой Марии
День Ангела Марии по месяцам
Февраль 8 февраля: Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная 19 февраля: Мария Азийская, мученица, дева 25 февраля: Мария Вифинская, преподобная
Июнь 5 июня: Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева 11 июня: Мария, дева
Мария Устюжская 15 июня: Мария, мученица 17 июня: Мария Вифанская 20 июня: Мария Кесарийская (Палестинская), мученица 22 июня: Мария Персидская, мученица 24 июня: Мария Пергамская, мученица
Июль 25 июля: Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница
Август 4 августа: Мария Магдалина, равноапостольная 22 августа: Мария Константинопольская, мученица, патрицианка 24 августа: Мария синклитикия 28 августа: Пресвятая Дева Мария, Богородица
Сентябрь 8 сентября: Мария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая 21 сентября: Пресвятая Дева Мария, Богородица 28 сентября: Мария Егисская, преподобная
Ноябрь 11 ноября: Мария Хиданская, преподобная
Именины 👼 Марии
Характер именинника и происхождение имени
Значение имени Мария — «любимая» (древнееврейское).
Желательно с детства звать ее Марией, а не Машенькой. Имя одно, но звучит по-разному, что может сформировать противоречивый, раздражительный характер. У взрослой Марии возникнет внутренний дискомфорт.
Характер Мария наследует отцовский. С матерью отношения складываются трудно. С возрастом они все больше расходятся.
Чаще всего Машу воспитывает дома бабушка, с которой она капризна, эгоистична, плохо ест. В коллективе девочка совершенно преображается. Она добра и спокойна, прекрасно со всеми ладит. Сообразительна. Может.
Святые с именем Мария согласно православному календарю 2021 поминаются 38 раз в году.
Ближайшие именины Марии
Как правильно определить духовного покровителя и день именин Марии по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:
Именины Марии в январе
Именины Марии в феврале
Именины Марии в марте
Именины Марии в апреле
Именины Марии в мае
Именины Марии в июне
Именины Марии в июле
Именины Марии в августе
Именины Марии в сентябре
Именины Марии в октябре
Именины Марии в ноябре
Именины Марии в декабре
Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.
День Ангела Марии – это день ее крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.
А Именины имени Марии – это день почитания одной из святых с именем Мария.
Открытки-поздравления 🖼 с именинами для Марии
Порадовать именинницу можно поздравительной картинкой с днем ангела или именинами Марии, сопроводив стихотворным поздравлением, варианты которых вы найдете ниже.
Что подарить 🎁 Марии на именины
Камни-талисманы для Марии: сапфир, сердолик, алмаз и гранат:
Поздравления 🥳 с именинами для Марии
От имени Мария веет сказкой,
Народной, русской, милой и простой,
В нём женственность, гармония и ласка,
И Машу знают именно такой!
Общаться с ней сплошное наслажденье,
Всю грусть она развеет, словно дым.
Желаем только счастья и везенья
Подруге с милым именем таким!
.
Имя Мария — не редкое вовсе
Тебе при рождении было дано.
И может быть, святостью девы Марии,
Женщинам так помогает оно.
Пусть же, Мария, тебя не оставит
Лик Богородицы нашей святой,
Если почувствуешь в сердце усталость —
Просто под образом тихо постой.
.
Желаю от души, тебе Мария,
Как можно больше в жизни доброты,
И быть всегда от счастья в эйфории,
В реальность воплощать легко мечты!
Пускай будет улыбок очень много,
Веселья, солнца, радости, тепла,
Желаю настроения лишь цветного,
Чтоб ты, будто цветочек, расцвела!
Маша, день твой наступил,
Он днем ангела зовется,
В этот праздник много сил
Пусть с небес в тебя вольется.
Я удачи пожелать
И добра хочу немало,
Никогда не унывать,
Чтоб тепло на сердце стало!
Святые покровители 😇 Марии по церковным святцам
Каждый христианин может узнать памятью какого подвижника освящен день его рождения. Чтобы найти ответы на важные вопросы собственной жизни и осознать, какое предназначение уготовано ему самому, имеет смысл ознакомиться с подробностями жития и подвижнических подвигов “своего” святого.
† Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского
Мать известного святого Сергия Радонежского.
О родителях, детских, юношеских годах, о том, когда Мария Радонежская вышла замуж, не сохранилось достоверной информации. Но известно, что по происхождению относилась к знатным боярам. В начале пятнадцатого века праведные супруги Кирилл с Марией проживали в малом селе Варницы в собственном поместье. Муж служил двум ростовским князьям.
Вместе с мужем Кириллом часто ходила в храм, почитая Господа, помогала небогатым людям, давала ночлег путешественникам.
Поминают её по современному календарю 31 января, 11 сентября, а также в Соборах Ростово-Ярославских и Радонежских Святых.
† Мария Египетская, преподобная
Святая, почитается христианами как покровительница женщин, сожалеющих о совершённых греховных деяниях. Множество храмов возведено в честь Марии, а в самом иерусалимском храме Господнего Гроба возведена часовня, на том самом месте, где она совершала молитвы.
Причастившись и перейдя Иордан, Мария ещё 47 лет уединялась, раскаиваясь в совершенных грехах. Первые семнадцать лет ещё мучилась искушениями и дурными воспоминаниями, но затем обрела божественное просветление.
† Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица
Обычно изображается с открытой головой, длинными распущенными волосами и сосудом, из которого омывала ноги Христа.
В византийских книгах сохранилась информация о Марии Магдалине: через некоторое время после того, как Иисус был распят, путешествовала в Эфес к Иоанну Богослову вместе с Девой Марией и помогала Иоанну в его делах. Интересно, что наиболее всего из евангелистов рассказал о Марии как раз Иоанн.
Считается, что служила в Риме, где её называли Мириам. Умерла мирно, в Эфесе.
† Мария Дивеевская (Федина), блаженная
Однажды с попутчицами отправилась в Саров и так и осталась скитаться между ближайшими городами. В любую погоду ходила с голыми ногами, в рваной и нечистой одежде, её часто кусали собаки. Нередко обвиняла случайных людей в грешных деяниях, за что её били. На свою жизнь, однако, никогда не жаловалась, и уже в молодости стали замечать, что она прозорливее, чем кажется.
Молитва святому покровителю Марии
С установлением христианства стало традиционным называть ребенка в честь святого, приобретая, тем самым, в их лице покровителей и молитвенников. Именно этот подвижник Божий помогает ребенку, будет молитвенно отвечать за него перед Господом.
Во многих семьях молятся и с особым почитанием относятся к какому-нибудь святому и хотят назвать в его честь ребенка.
Такое стремление только приветствуется. При этом, не лишним будет узнать и святого, в день которого родился ребенок. Ведь можно обращаться в молитве сразу к двум духовным покровителям.
Молитва преподобной Марии Египетской
О, великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым — исцеление, падшим — возстание, заблуждшим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам — заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.
Молитва мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной
О, дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие – древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия – ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о, страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о, прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о, исцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, – не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобная Мария Радонежская схимонахиня
Дни памяти
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
19 июля – Собор Радонежских святых
Житие
Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне – матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех – Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Со временем семейство обеднело из-за частых хождений преподобного Кирилла «с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Около 1328 г. обедневшие Кирилл и Мария со сродниками, со всем домом своим, переселились из Ростова в Радонеж. «И, пришедши туда, поселился [Кирилл с семейством] около церкви, названной в честь святого Рождества Христова».
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».
Чудесный же юноша Варфоломей с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца.
Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих». После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.
Летопись Хотько́вского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
Общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
«Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом»
11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, состоявшегося в крайне скорбных обстоятельствах в 1918 году. А весной нынешнего, 2021 года, мы отмечали другое значимое событие –130 лет со дня перехода в Православие принцессы Гессен-Дармштадтской протестантского вероисповедания 27-летней супруги Великого князя Сергия Александровича Романова (которую в Старом Свете называли самой красивой принцессой Европы, имея в виду прежде всего ослепительную внешнюю красоту. Хотя – справедливости ради – многие отмечали и ее душевную красоту). Новая Родина с восторгом приняла такое решение Великой княгини. Растроган до слез был и сам супруг, которому она после присоединение к Православию, состоявшемуся через таинство Миропомазания, могла сказать словами из Библии: «Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом» (Руфь 1; 16). Преисполнены были великой радости и все православные родственники Дома Романовых. Здесь же, на ее новой Родине, русские люди, искренне полюбившие Великую княгиню, стали называть ее Великой матушкой или белым ангелом России.
Когда религия найдена!
Затем в помраченной разумом России случилась глобальная духовная катастрофа – и многие из преданных ей всем сердцем сынов и дочерей были расстреляны, многие – заколоты штыками. А Великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Царской семьи большевики сбросили в шахту под Алапаевском на 80-метровую глубину и закидали живых узников гранатами. Затем забросали яму хворостом и подожгли его. Такая вот страница нашей истории. Сегодня уже известная во многих своих жутких подробностях.
Но, слава Богу, мы живем с вами в то время, когда по Промыслу Божию всё же восстанавливается в родном настрадавшемся Отечестве историческая справедливость в отношении многих событий церковной истории прошлого века. И имена святых из великого сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской теперь часто вспыхивают в сознании, в сердце истинно верующего человека. Да не просто вспыхивают! Мы не просто читаем жития, где есть и описание ужасов злодейских расправ, что творились над защитниками веры Христовой, не просто переживаем и сопереживаем – мы научаем себя молитвенно к ним обращаться, веря, что велика сила их предстательства на Небесах за Россию в целом и за каждого из нас. Конечно, большинство прошло, скажем, разные этапы знакомства со святыми подвижниками. Первый – из времен неофитства – это окрыляющая радость открытия, которая сподвигает человека узнавать всё больше и больше о том или ином угоднике Божием, искать о нем разные свидетельства. Разумеется, не ради любопытства. Как подчеркивала биограф преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, создатель традиции по проведению ежегодных Елизаветинских чтений, член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) И. К. Кучмаева в введении к своему капитальному труду «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», что цель ее книги, состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека. Одна из основных целей – постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути.
Помнится, давно еще, находясь, пожалуй, на начальном этапе воцерковления, мы по приглашению Калужского отделения ИППО совершали паломническую поездку в те места Калужской земли, которые связаны с именем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Побывали на месте ныне разрушенного Сергиева скита, основанного в честь Великого князя Сергия Александровича, московского генерал-губернатора, первого председателя Императорского Православного Палестинского общества, злодейски убитого террористом в 1905 году. Здесь, в деревянном храме преподобного Сергия Радонежского, Елисавета Феодоровна, посетившая скит в 1911 году, молилась. Молилась она на Литургии и в Тихоновой пустыни, и в благословенной Оптиной. Мы в то памятное паломничество посетили эти великие святыни, но сейчас хочу сказать о другом. Всю дорогу в нашем микроавтобусе был включен привычный для того времени катушечный магнитофон, а на бобинах были записаны письма преподобномученицы своим близким.
Дорога наша с переездами из одного места в другое заняла долгие часы, но в каком-то едином порыве мы не отвлекались на досужие разговоры, не пытались вздремнуть в пути. Всё слушали и слушали эти удивительные письма, впитывали в себя каждое слово. И письмо Эллы (Эллы – для ее любящего отца, сестер и брата) о своем решении перейти из лютеранства в Православие, конечно же, потрясло. Из России в Германию дочь писала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Пронзительно и предельно искренне звучит и такая строка: «Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена». Умоляя отца дать ей благословение на столь важный шаг, Великая княгиня Елисавета Феодоровна просит его: «Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо». Однако телеграммы не последовало. Вместо нее пришло письмо, в котором великий герцог Гессен-Дармштадтский и Рейнский Людвиг IV сообщал дочери, что ее решение приносит ему боль и страдания и дать благословения он не может. Лишь ее бабушка, легендарная английская королева Виктория (взошедшая на трон в 18 лет, где пробыла более 63 лет) написала внучке желанные слова утешения.
Марфо-Мариинская обитель милосердия: век XX-й и век XXI-й
Думается, что сегодня большое число православных людей в нашем Отечестве перешло на новый этап восприятия подвижнической деятельности Великой княгини Елисаветы Феодоровны, и это укрепило силу их молитвенных воздыханий к святой. Из года в год почти по всей России проходят Елизаветинские чтения. А сколько современных издательств выпустили замечательные книги об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве – обители нового типа; о крестном пути преподобномученицы, посвятившей свою жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых и – вспомним! – отказавшейся покинуть Россию «в ее минуты роковые», хотя такая возможность была. Презентации лучших книг этого ряда прошли в наши дни и в самой Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве, которая с 2014 года является ставропигиальным монастырем. Чуть более трех лет назад здесь была проведена презентации книги «Елизавета Федоровна» из полюбившейся читателям разных поколений серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Автор этого труда Д. Б. Гришин, кандидат исторических наук, председатель Сергиевского мемориального фонда, действительный член ИППО, рассказал собравшимся об истории создания книги. И нельзя было не увидеть символичности в том, что на мероприятии присутствовал С.В. Степашин – известный российский государственный и политический деятель, с 2007 года бессменно возглавляющий Императорское Православное Палестинское общество. (Как мы знаем, Великий князь Сергий Александрович был первым его Председателем и к началу XX века Палестинское Общество уже имело на Святой Земле восемь подворий, которые принимали за год до десяти тысяч паломников из России. Также было построено 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием).
Елисаветинские чтения, книги о преподобномученице, их презентации, прекрасные тематические выставки и многое дургое – всё это крайне важно, это всё очень нужно. Но особой милостью Божией можно считать тот факт, что созданная Великой княгиней в 1909 году Обитель любви и милосердия (причем как церковное благотворительное учреждение, не знающее аналогов во всем мире), после многих десятилетий государственного атеизма была возвращена нашей Церкви (1992 год), и сегодня мы видим великое чудо ее возрождения. Возрождаются и стены, возрождается и дух обители, сохранившей особый уклад жизни, восходящий к ее основательнице преподобномученице Елисавете. В одном из интервью порталу «Монастырский вестник» – «По заветам Великой княгини» – настоятельница монастыря игумения Елисавета (Позднякова), получившая в монашестве имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, подробно рассказала, как развиваются современные проекты монастыря, продиктованные нуждами нашего времени. Если в начале прошлого века внимание Великой матушки и дореволюционных сестер устремлялось на конкретных несчастных людей, ютившихся в подвалах на Хитровом рынке, если требовалось пристроить сирот и детей пьяниц, а также помочь девушкам, приехавшим из провинции и не имеющим средств к существованию, получить образование и выйти замуж (а в годы первой мировой войны – устроить здесь лазарет и ухаживать за тяжело раненными), то сейчас жизнь диктует другие задачи. Хотя, как и во времена Великой княгини, в обители есть детский дом, ставший совместным ее проектом с православной службой помощи «Милосердие».
Есть здесь центр реабилитации детей с детским церебральным параличом, где детям-инвалидам оказывается помощь. Действует паллиативная выездная служба, которая помогает семьям с неизлечимо больными детишками. Существуют Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ведется работа с зависимыми от алкоголя людьми. Направлений социальной деятельности немало, и информацию о них можно найти на сайте обители.
А мне хочется обратить внимание читателя на следующие обстоятельства. 9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с Великой княгиней в крестовые сестры и следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В тот день Великая княгиня сказала слова, которые вряд ли кого-то из наших современников, не утративших способность сопереживать, откликаться на чью-то беду, оставят равнодушными: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». К 1918 году в Марфо-Мариинской обители милосердия насчитывалось уже 105 насельниц, и фронт работ у них был огромный! В настоящее время в обители на Большой Ордынке подвизаются около сорока монашествующих и несколько сестер милосердия. (Сестер милосердия сейчас немного по той причине, что остальные сестры приняли монашеский постриг). Есть еще сестричество – это сестры которые не живут в монастыре, но регулярно помогают. Монахини в большей степени заняты богослужением, хозяйственными, административными делами. Сестры милосердия служат в социальных проектах. И огромная нагрузка по претворению этих проектов в жизнь ложится на плечи сотрудников обители и большого числа добровольцев, которые, по словам игумении Елисаветы, по сути являются теми сестрами милосердия, что служили здесь при Елисавете Феодоровне. «Они также приходят сюда, желая послужить Христу», – тепло говорит о них матушка-настоятельница.
На примере Марфо-Мариинской обители в Москве можно наглядно увидеть, что социально значимые дела, ставшие смыслом жизни преподобномученицы Елисаветы Федоровны, сейчас пусть и в несколько иных формах, в иных масштабах (исходя из возможностей) в ее любимом и выстраданном детище неуклонно развиваются. И что в нашем, казалось бы, прагматичном, со стремительно ускоряющимся временем веке, милосердие неиссякаемо.
Последнее их пристанище на земле
Но вернемся к дате 11 октября 1918 года, когда из заброшенной шахты на Урале извлекли останки алапаевских мучеников. Известно, что пальцы правой руки Великой княгини Елисаветы были сложены для совершения крестного знамения, а на груди у нее находилась икона Нерукотворного Спаса, подаренная невестке после ее перехода в Православие Императором Александром III. Это был список с чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце из часовни Спасителя в домике Петра I (XVII век). Икона подложена малиновым бархатом, на золотой дощечке выгравирована надпись: «Вербная Суббота. 13 Апреля 1891 года». С этим драгоценным образом Великая княгиня никогда не расставалась.
В одной из современных публикаций попалось сообщение, что тела Елисаветы Феодоровны Романовой и ее верной келейницы Варвары один неизвестный монах повез в наскоро сколоченных гробах через охваченную гражданской войной Сибирь – сначала в Пекин, затем в Харбин. После они были перевезены на Святую Землю. Тут хочется возразить: известный монах. И на данный момент, можно сказать, что достаточно хорошо известный. Это Белогорский игумен Серафим (Кузнецов), который знал о желании Великой княгини быть погребенной в крипте русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память Императрицы Марии Федоровны, матери ее мужа Сергия Александровича. Вспоминается совершенно замечательное мероприятие двухлетней давности – международная конференция, проходившая в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На нее прилетел из Сан-Францисско протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора РПЦЗ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которому было что сказать. Из Горненского монастыря в Иерусалиме приехала монахиня Мариам (Юрчук). А сколько людей не только из Москвы, но и из разных уголков России приняли участие в том форуме, посвященном 60-летию кончины игумена Серафима (Кузнецова)! Были монашествующие из Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, были братия из Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря, где когда-то подвизался игумен Серафим (Кузнецов).
На конференции был показан удивительный во многих отношениях – поражающий многогранностью, «заполненностью» людьми с их живыми рассказами, суждениями – документальный фильм (о чем мы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в публикации «Игумен Серафим. Духовный подвиг»). Именно таково и название фильма, над созданием которого послушница Ксения Хайнбюхер, немка по происхождению, принявшая Православие, трудилась многие-многие годы. И красной нитью через весь фильм проходит мысль, что подвижник сделал всё возможное и – горячо уповая на Господа – даже невозможное, чтобы выполнить просьбу Великой княгини Елисаветы Феодоровны, заключавшейся в следующих словах: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». С того момента, как игумен Серафим привез святые мощи преподобномученицы Елисаветы и ее верной помощницы инокини Варвары (Яковлевой) в Иерусалим, прошло сто с небольшим лет. А в 1959 году для него самого, уроженца Пермского края, прибывшего из вздыбленной России на Святую Землю с такой необычной миссией, земная Родина нашего Спасителя тоже стала последним пристанищем.
Снимки взяты из открытого доступа