11 июня праздник святителя луки

11 июня – день памяти святителя Луки Крымского

11 июня праздник святителя луки«Примером вашим воспитывайте детей». Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский — в миру хирург с мировым именем, профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В Симферопольском Свято-Троицком кафедральном сборе (ныне это Симферопольский Свято-Троицкий женский монастырь) покоятся святые мощи архиепископа Луки. В жизни святителя Луки особенно поражает то, как он смело проповедовал веру православную в годы воинствующего атеизма, эпохи, в течение которой он совершал свой крестный путь. Вот случай из жизни архиепископа Луки: к нему на операцию привезли женщину – жену высокопоставленного партийного чиновника. Просили оперировать именно его, так как Валентин Феликсович считался большим авторитетом. Но святитель Лука сказал, что он не войдет в операционную, пока не вернут туда икону Божьей Матери. Властям пришлось уступить…. Входя в операционную, профессор Войно-Ясенецкий крестил себя, весь медицинский персонал, пациента, которому предстояла операция, и только после этого преступал к операции, призывая на помощь Врача душ и телес наших. Оперировал он в облачении и с панагией на груди. Где бы и кого бы не лечил легендарный врач, он никогда не стеснялся искренне отвечать пациентам: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему…».

В 1946г. профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий получает Сталинскую премию I степени за научный труд «Очерки гнойной хирургии», книги, которая и поныне является учебным пособием для студентов мединститута и врачей- хирургов. Лауреат Сталинской премии I степени — и узник сталинских же лагерей! Сам владыка Лука говорил: «Я готов учить врачей тому, что знаю сам; я вернул жизнь и здоровье сотням и наверняка мог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам…». Даже находясь в ссылках, святитель Лука продолжает оперировать и работать над своими рабочими трудами.

Свою паству святитель Лука постоянно наставлял в необходимости неустанной молитвы, искреннего обращения к Богу во всех нуждах и обстоятельствах жизни. И вот, спустя годы, современные ученые, как бы продолжая дело всей жизни врача и архиепископа Луки об исследовании взаимодействия науки и религии, о значении молитвы в жизни человека, пришли к такому важному научному открытию, как «четвертое состояние сознания». «В конце ХХ века ученые пришли сенсационным для атеистического мира выводам: молитва необходима человеку для полноценной, гармоничной жизни так же, как деятельное бодрствование, как сон.… До этого открытия наука знала три состояния сознания: бодрствование, медленный и быстрый сон.… Теперь миру известно отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании (молитва). Ученые пришли к выводу, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных», — пишет В. Глущенко в своей книге «Святитель Лука- взгляд в будущее. Панагия и белая мантия».

Теме взаимодействия, взаимоотношения науки и религии святитель Лука уделял много внимания в течение всей своей жизни. Он говорил об этом в частых беседах, проповедях, систематизировал свои размышления в книге «Наука и религия». «Он сам – ученый и священнослужитель в одном лице являл пример плодотворного, благодарного соединения этих двух реалий человеческого бытия», — пишет В. Глущенков и приводит высказывание из книги архиепископа Луки: «Научное мышление доказывает, что должен быть Бог, а религия – Его открывает и сообщает о Нем. Наука доказывает необходимость Его бытия логически, эстетика показывает идеальное бытие в образах, а религия соединяет, приводить в общение с Богом. Наука без религии – “небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира».

В 1958г. Господь послал владыке Луке новое испытание – слепоту на оба глаза. Однако святитель Лука видел духовными очами. Он продолжал регулярно совершать богослужения, проповедал и принимал страждущих.

Скончался святой исповедник и архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день всех святых, в земле Российской просиявших. В августе 2000г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священно исповедника Луку сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века для обще церковного почитания. Это есть призвание к новому служению, но уже в качестве небесного заступника, имеющего особое дерзновение молиться перед Престолом Божьим о своей земле и народе. По молитвам святителя Луки совершаются чудеса, страждущие и болящие получают исцеления.

Кроме научных трудов по медицине святитель Лука оставил после себя многочисленные проповеди, которые изданы отдельной книгой. Одна из них – «Правда — на сынах ваших» — о воспитании детей: «Во веки веков благословление Божье на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии… во веки веков будет тяготеть проклятие Божье над теми, кого не воспитали вы в духе христианского благочестия. Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали детей своих древние христиане…. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам Святого Писания. Они никогда не позволяли сесть ребенку за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем – о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». …А как же насаждать в них высшую нравственность? Прежде всего, вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. …Примером вашим воспитывайте детей».

Думаю, что слово архиепископа Луки о нашей ответственности за воспитание детей будет интересно и полезно не только родителям, но и педагогам.

Когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит, уже приблизить их к самому сердцу», И мы сегодня с благословением в сердце взываем: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!».

Подготовила: Лариса Леонидовна Телегина, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Христова

Источник

Невидимый хирург: простое чудо святителя Луки

11 июня праздник святителя луки

Верно сказано о святых: «Дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13). Бывает, совершится праздничная служба святому, и после этого ты узнаешь об удивительной помощи, которую святой оказал кому-то из близких тебе людей. Вот какую историю поведал мне священник Сергий, с которым мы очень давно знакомы. В самой истории есть и нечто комичное, и нечто трагичное. Но есть главное – духовный смысл, который и постараемся извлечь из случившегося.

Еще будучи подростком, играя в футбол, он получил небольшую травму ноги, на пальце образовалась шишка. Это ничему не мешало. Он спокойно отслужил в армии, спокойно отучился в семинарии, и теперь совершенно спокойно совершал служение священника. Но с какого-то времени ему стало казаться, что шишка в обуви натирается. Вроде ничего особенного, но как будто мешает, и ради полного комфорта захотелось ее устранить.

У отца Сергия, надо сказать, много знакомых. И вот один знакомый хирург, осмотрев палец на ноге, заявил, что дело пустяковое. Мол, проведем элементарную косметическую операцию, и никакой шишки не будет, уйдут и кажущиеся неудобства. Ввиду простоты и незатейливости предстоящей задачи, хирург поручил совершить всё это действо своему ассистенту. Тот и совершил. Только потом оказалось, что он перерезал важное сухожилие. Кроме того, неведомо какими путями, в рану проникло заражение.

Если раньше проблема с пальцем только казалась таковой, то теперь она возникла на самом деле

Удивлению отца Сергия, да и его знакомого хирурга, предела не было. Если раньше проблема с пальцем только казалась таковой, то теперь она возникла на самом деле. Наступать на ногу было больно. Воспаление давало знать о себе. Страждущему прописали сильные антибиотики. Вот здесь приоткроем еще один секрет – принимать антибиотики отец Сергий не стал. Мало ли что у нас воспаляется, думал он, всегда ведь всё как-то само собой проходило, рассасывалось. Попечение о здоровье он на время отложил, ввиду других, более важных, как он считал, дел и жизненных задач.

В итоге он потерял время. Воспаление захватывало новые ткани, поражало хрящи, перекинулось на ногу. В какой-то день отец Сергий понял, что проблема не просто есть. Вероятно, она очень серьезна. Он снова пошел в клинику. Там сделали какие-то снимки, обследования и что-то еще в том же роде. То, что отец Сергий услышал, потрясло его до самых глубин:

«К сожалению, заражение уже невозможно вычистить. Вам грозит гангрена. Мы вынуждены будем ампутировать палец, захватив часть стопы. Причем терять время нельзя».

Наконец, в одном научно-исследовательском институте в Москве, выслушав обо всех его злоключениях и скитаниях по медцентрам, его обрадовали: «Скорее ложитесь к нам. У нас есть вероятность вылечить вас без ампутации». Он тут же согласился и лег. Намечалось какое-то оперативное вмешательство, может быть, чистка тканей, как он полагал. Но ближе к вечеру, накануне самой операции, к нему зашел врач и сказал: «Вы знаете, поскольку вы батюшка, я не могу вас обманывать, завтра у вас будут отнимать палец». Оказалось, они приняли такое решение, не оповещая его, чтобы спасти его от гангрены. Иного выхода у врачей в данном случае просто не было. Не губить же пациента, оставляя его в бесконечных раздумьях и скитаниях по медцентрам. Узнав о предстоящем, отец Сергий не нашел ничего лучшего, как тут же сбежать.

Что двигало им в этот момент? Вопрос риторический. Скажем лишь, что мы, священники, такие же люди, как и все: с теми же страхами, сомнениями, переживаниями. Иногда мы и сами не знаем, как правильно поступить. Мы верим, что Бог не оставит, но каков должен быть следующий шаг, чтобы не погрешить, – этого мы не ведаем. Иногда мы даже не можем как-то горячо помолиться и чего-то с дерзновением попросить. Но отец Сергий и при всех перипетиях с его больной ногой продолжал литургическое служение в храме. Продолжал исповедовать, причащать, проповедовать. Хоть и хромая на одну ногу, он все же шествовал пастырским путем, которому когда-то посвятил себя всей душой.

Еще, и вот это уже ближе к делу, он, совершенно независимо от всей своей больничной истории, заказал на свой приход икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и попросил частицу мощей этого святого целителя. Он не давал никаких обетов и вообще не дерзал вымаливать себе какого-то чуда. Он просто хотел поместить икону нашего знаменитого чудотворца в храм как раз к празднику святителя Луки – 11 июня.

Он не дерзал вымаливать себе какого-то чуда. Он просто молился. Без надрывов и без заламывания рук

И вот, икона написана, а частица мощей передана. Мощевик разместили на самой иконе. Икона помещена в храме. Отец Сергий в положенный день, то есть 11 июня, совершил литургию, молебен святителю, прочитал молитву, спел вместе со всеми величание, подошел к иконе, приложился к святым мощам. Всё, как у всех на таких праздничных службах. Думать про свою больничную ситуацию не хотелось. Он просто молился. Без надрывов и без заламывания рук. Молился так, как написано в служебнике, в молитвослове, в требнике. А на следующее утро, 12 июня, он проснулся и вдруг обнаружил удивительную вещь.

Ни на пальце, ни на стопе никакого воспаления не было. Словно ничего и не случилось. При этом в местах прежнего заражения оказались мелкие швы, как будто ночью, пока он спал, его прооперировал невидимый хирург – и спас его от возможной гангрены и от неминуемой ампутации. Обследование подтвердило: нога и палец здоровы, и даже повреждения сухожилия не наблюдается.

Вот, собственно, и всё, что произошло со знакомым мне отцом Сергием. Дивны дела Твои, Господи!

Вывод же, наверное, будет таким. Если у тебя нет серьезной проблемы, то не создавай ее себе сам. Если же ты успел завести себя в дебри, то не отчаивайся. Помни, у нас есть святые угодники, в Небесном мире они предстоят пред Богом, они видят нас и могут, по милости Божией, вывести из любых жизненных тупиков.

Источник

Православная Жизнь

Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

11 июня праздник святителя луки

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский

С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.

Молитвы

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче и архипа́стырю Кры́мския земли́,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ сто́лпе непоколеби́мый, Правосла́вия наста́вниче,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/Христа́ Спа́са непреста́нно моли́/ ве́ру непоколеби́му правосла́вным дарова́ти// и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

Я́коже звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи,/ бы́л еси́, святи́телю,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́,/ сего́ ра́ди святи́тельства са́ном поче́тся,/ во изгна́нии же от безбо́жных мно́го пострада́,/ и непоколеби́м ве́рою пребы́в,/ враче́бною му́дростию мно́гия исцели́л еси́./ Те́мже ны́не честно́е те́ло твое́ от землены́х не́др обре́тенное ди́вно Госпо́дь просла́ви,/ да вси́ ве́рнии вопие́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// земли́ Кры́мския похвало́ и утвержде́ние.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Источник

Приход храма Воскресения Словущего в Марьинском Парке

Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого. Открыт ежедневно с 8.00 до 19.00

Престольный праздник — день памяти святителя Луки

Cвятитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник.

Дни памяти: 18(5) марта Обретение мощей свт. Луки, 11 июня (29 мая)

11 июня праздник святителя луки

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», получил степень доктора медицины. В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

12 мая [2] 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.

В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского. 25 января 1925 года был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру.

С 5 октября по 11 ноября 1927 г. — епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске. В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии».

13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

Был возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1942 года был назначен на Красноярскую кафедру.

8 сентября 1943 года был участником Собора Русской Православной Церкви.

В конце 1943 года переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.

Скончался 11 июня 1961 года. Похоронен на городском кладбище Симферополя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *