1000 летие крещения руси картинки
28 июля 988. День крещения Руси. История празднование этой даты в России и СССР
28 июля в России будет отмечается День крещения Руси. Во избежание путаницы стоит отметить, что эта дата чисто символическая, установленная в современная время, в 2010 году, депутатами Госдумы и приуроченная ко дню памяти крестителя Руси Владимира Святославича.
На самом деле же точной даты крещения Руси нет и быть не может. Христианизация России — достаточно длительный и болезненный процесс: принятие новой религии сопровождалось сопротивлением народных масс, как это обычно и бывает. Восстания волхвов происходили и спустя 50 лет после крещения, а отдельные волхвы упоминаются в летописях спустя несколько столетий.
Кроме того, до сих пор точно не известен точный год крещения Руси. Общепринятой датой считается 988 год, но есть и другие мнения. Например, считают, что Крещение произошло на год раньше. Также называются 990 и 991 годы. Но общепринятая в в истории точка зрения относит крещение к 988 году.
Крещение Руси впервые праздновалось на государственном уровне в Российской Империи, в 1888 году. Это празднование стало одним из крупнейших общественных событий правления Императора Александра III.
Мысль о праздновании 900-летия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, представившему Св. Синоду свой проект празднества еще в 1886 году.
Но Синод принял соответствующее постановление лишь в феврале 1888-го, во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. Обер-прокурор Св. Синода Константин Победоносцев выступил с заявлением о том, что 900-летие Крещения Руси является настолько выдающимся юбилеем, что его следует признать событием не только для православной Руси, но и для всего православного мира.
Празднование Крещения Руси в Киеве в 1888 году
Помимо Киева, центрами празднования 900-летия Крещения Руси стали также Петербург и Москва. Размах праздников вполне соответствовал статусу двух столиц. Москва, по мнению “Московских ведомостей”, была “после Киева первым русским городом, стяжавшим себе вечную славу насаждением и укреплением православия в России. Ввиду этого участие Москвы в праздновании девятисотлетнего существования православия в России имело такое же первостепенное значение, как и участие Киева”. В Санкт-Петербурге 900-летие Крещения России праздновалось с “подобающим величием” при участи Государя и членов Царствующего Дома.
900-летие должно было предвосхищать предстоящее празднование 1000-летия Крещения Руси. Киевский митрополит Платон сказал в те дни: “давно бы следовало праздновать, и если не молились Богу за сто лет после крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией”.
Празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 году стало важной вехой в истории позднеперестроечной демократизации. Все же на государственном уровне в СССР прежде не праздновали религиозных праздников.
Первоначально масштабные торжества планировала устроить РПЦз. Православная церковь за границей считала именно себя наследником дореволюционного православия и находилась в весьма напряженных отношениях с московским Патриархатом.
Подготовка празднования началась в РПЦЗ за целых 11 лет до даты, когда была образована специальная комиссия по подготовке события. В 30-е годы РПЦз проводила торжества по поводу 950-летия крещения, так что опыт уже был.
Разумеется, в СССР не могли равнодушно пройти мимо этих приготовлений, тем более что церковь играла важную роль в послевоенной советской внешней политике, став дополнительным дипломатическим рычагом, а представлявший священническую дипломатию ОВЦС (отдел внешних церковных сношений) стал кузницей кадров для руководства РПЦ.
Поэтому еще при Брежневе в 1980 году было принято решение о масштабных празднованиях тысячелетия крещения Руси, что само по себе было достаточно необычно, ведь СССР всегда позиционировал себя в качестве атеистического государства.
Брежнев, будущий патриарх Алексий ll ( в центре) и дествующий в то время патриарх Пимен
Более того, Брежнев перед смертью распорядился передать церкви комплекс бывшего Даниловского монастыря, что само по себе стало сенсацией.
Пока шла подготовка, политическая ситуация в стране изменилась.
Начались Перестройка и Гласность, стало разрешено вслух говорить о перегибах и ошибках прошлого, вторая половина 80-х годов стала, пожалуй, самым необычным периодом в советской истории церкви.
Имидж православия России достиг пика, истории о гонениях большевиков на веру были в тренде, даже некоторые диссиденты сознательно принимали православие и становились верующими христианами из солидарности к некогда гонимым, но выстоявшим.
Весной 1988 года, незадолго до торжеств, Горбачев лично встретился с Патриархом и произнес речь, в которой назвал дату крещения важнейшей вехой в российской истории. Вскоре после этого из Оружейной палаты церкви был передан ряд конфискованных в советское время ценностей.
Горбачев и Патриарх Пимен
Группу видных митрополитов наградили орденами Красного знамени (звучит забавно, но правда). Среди награжденных были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и будущий «раскольник» и создатель УПЦ Киевского патриархата Филарет, в те времена еще считавшийся одним из вероятных кандидатов на престол патриарха РПЦ.
Празднование тысячелетия крещения состоялось в июне 1988 года. В Москву съехались иерархи всех православных церквей, масштабные торжества проходили в Москве, Киеве и других городах и широко транслировались по советскому телевидению. Аккурат к празднику состоялась очередная передача церкви конфискованного имущества, в частности, возвращены мощи, хранившиеся в музеях, и несколько монастырских комплексов.
Торжества оказались важными и для Горбачева, которому было важно продемонстрировать всем свои твердые намерения проводить в жизнь новую политику. После масштабных торжеств действительно изменилась церковная политика, началось массовое открытие храмов, были облегчены правила создания религиозных организаций, официальные СМИ начали освещать вопросы религии, священнослужители пошли в политику.
Столь масштабные торжества затмили более скромное празднование в РПЦз. Горбачев умело использовал момент, чтобы всем понравиться и заставить верить в скорые перемены. Церковь вышла из полуподполья и стала мейнстримом.
Празднование тысячелетия крещения Руси
Руководство Православной церкви с давних времен был агентурой КГБ
Мероприятие прошли в разных городах страны, центром конечно же стали Москва и Киев. Подготовку мероприятия освящали журналисты СССР и со всего мира. 26 мая 1988 года в Оружейной палате Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви священных реликвий, находившихся на хранении в музеях Московского кремля.\
Далее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и ряд других служителей церкви были награждены орденом Дружбы Народов.
Органы власти не обошли стороной этот религиозный праздник
Делегация архипастырей Русской православной церкви на встрече с Михаилом Горбачевым
Основные юбилейные торжества проходили 5—12 июня 1988 года в Загорске и Москве. В Москву съехались участники Поместного собора 211 делегаций из 89 стран — всего 517 гостей,
Празднование у Данилова монастыря, в Москве
Празднование в Киеве
Митрополит Филарет (Денисенко) во время празднования – через 28 лет он поддержит войну на Донбассе, убийства «безбожников» и будет способствовать церковному расколу
Молебен на Владимирской горке по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, в Киеве
Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен, выступая на закрытии юбилейных торжеств, отметил:
«Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени — Византии. Эта культура попала на благодатную почву… Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви. Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в доме Божием… землю же Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь.»
13 июня 1988 года в Москве, в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Все это происходило еще в СССР.
Крещение Руси
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Крещение Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история Руси — уже как православного государства.
Крещение Руси — дата
Историческая наука приводит разные даты Крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других — 990 или 991 годы.
Сейчас дата празднование Крещения Руси совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. В этот день мы отмечаем провозглашение христианства в качестве государственной религии на Руси.
Крещение Руси — история
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Сейчас источник, где их крестили, называется Крещатиком.
Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.
По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Крещение Руси: икона праздника
Уже с XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения Руси на фресках и иконах. Вероятно, такие изображения появлялись и раньше, но, к примеру, одно из первых, до нас дошедших, это фрагмент житийной иконы равноапостольного князя Владимира из Вологодской церкви Рождества Богоматери. На этой иконе мы видим клейма со сценами отправления послов для выбора веры, Крещения и прозрения самого Владимира и другие.
В том же XVI веке, а точнее — в середине столетия — в монументальной живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни из самых ранних — в украшениях кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще — на росписях Золотой палаты и в Архангельском соборе в Кремле.
Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.
Интересная находка историков — резные фигуры равноапостольных Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской церкви святителя Власия.
Самый первый храм, посвященный событию, это, скорее всего храма-памятник в Херсонесе. Решение о его постройке было принято в 1825 году, когда император Александр I посетил с официальным визитом в Севастополь. Собор во имя святого Владимира вырос на центральном холме Севастополя, освятили его в рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году.
Крещенияе Руси: молитвы
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.
Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси
Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.
Митрополит Сурожский Антоний — о христианстве на Руси
Отрывок из книги «О встрече», главы «Христианство сегодня»
— Считаете ли Вы, что влияние христианства в России возросло? Если да, то почему? Если можно говорить о возрождении христианства, то что именно возрождается: доктрина, культ с обрядностью, этическое учение Церкви илихристианство как часть русской идентичности?
— Мне трудно судить о том, насколько христианство сейчас влияет на судьбы России. Впечатление у меня такое, что интерес и отзывчивость к духовным ценностям возросли, что люди гораздо больше, чем в какой-либо минувший период, воспринимают законность этих ценностей, понимают, что можно быть культурным человеком и современным человеком, не отрицая духовную область, что не обязательно быть материалистом для того, чтобы быть человеком нашего времени. С другой стороны, люди еще не обнаружили того, что, если уж говорить о материализме, христианство – единственный совершенный материализм в том смысле, что материалист рассматривает материю как строительный материал, тогда как для нас, из-за воплощения Христа, в Котором «вся полнота Божества обиталателесно» (Кол 2:9), материя получила какое-то абсолютное значение, это святыня. И в этом смысле мы могли бы перебросить мост между христианским, православным мировоззрением и неверующими, показав им, что образ человека слишком мелкий в материализме и что самая материя ими унижена, что она имеет громадный потенциал, о котором они даже не подозревают: обожение, пронизывание – как в таинствах – Божественным реальным присутствием.
Я думаю, что причина, почему Россия открывается духовным ценностям, и в частности, христианству, в том, что за семьдесят лет люди изголодались. Нельзя жить только телесностью, материальной жизнью (причем, порой чрезвычайно трудной) и чисто умственными выкладками, – и опять-таки, очень ограниченными ввиду того, что они должны были совпадать с определенной идеологией и не могли переступить какой-то порог. И ещё (и это связано с вопросом, который Вы дальше ставите, когда спрашиваете, что именно возрождается): русское православие, русское христианство с самого начала было благочестием, то есть способностью поклоняться Богу, Который воспринят нутром. Богословие, доктрина принадлежали определенному кругу людей, но в целом русское православие – это православиемолитвы, а также и богослужения, в которых сочетаются разные стихии. С одной стороны, очень большая красота; Платон говорил, что красота – это убедительная сила истины. Когда вы не можете о чем-нибудь сказать: «Как прекрасно!», это значит, что до вас не дошло, это объективный факт вне вас. И поэтому красота, величие православного богослужения – это не просто “инсценировка”, это выражение народного духа в форме красоты вещей, воспринятых духовно нутром. С другой стороны, есть, конечно, опасность обрядоверия. Это риск большой, потому что очень легко считать обряд самодовлеющим или переживать обрядовую сторону богослужения и пройти мимо какой-то глубины содержания. Но тем не менее, мне кажется, что возрождение христианства в России связано главным образом с тем, что в России Бог, Христос, вся реальность христианства воспринималась как личный духовный опыт, которым люди делились, то есть который был и общий, и невыразимо-личный. И в этом, мне кажется, есть большая сила, потому что если бы христианство было только мировоззрением, оно не могло бы охватить любые слои народа, а только лишь привилегированный, интеллектуальный или эстетический класс; а здесь это глубокий личный опыт.
Но с этим связано и другое: еще Лесков говорил в XIX веке, что Русь была крещена, но никогда не была просвещена. То есть религиозного, духовного образования не было дано, и поэтому опыт, который внутри клубится невыразимо, никогда не был – для широкого народа, я не говорю: для богословов – оформлен так, чтобы он мог, с одной стороны, быть выражен, с другой стороны – быть защищен, и еще – обогащал бы человека в другой области, нежели просто сердце. Максим Исповедник говорил, что богослов тот, у кого сердце – как пламя, а ум – как лед, то есть, кто может холодно, строго думать, но – думать на основании пламенения. И вот это сейчас громадная проблема перед нами.
Когда Вы употребляете слово «доктрина» – если это понимать как учение о Боге, о Христе, о Церкви, о таинствах, о человеке, о материи, которое выражает собой с силой и глубиной внутренний опыт – да; если это умозрение некоторых богословов, которое, можно сказать, порой бывает похоже на высшую математику, недоступную никому, или на абстрактное искусство, о котором художник-абстракционист Ланской говорил: это язык, на котором только один человек может говорить и три или четыре человека понимать, – конечно, это не наша линия. Но нам надо все больше найти способы выражать весь внутренний опыт, личный и коллективный, в таких формах, которые его бы не унижали, которые были бы духовны. И это не просто доктринальное обучение.
Чем очень страдает, мне кажется, христианство везде, и в России тоже, это этическая сторона. Я говорю “везде и всегда”, потому что еще апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Имя Божие хулится ради вас» (Рим 2:24). Если мы не живем в уровень того, что проповедуем, то мы просто отрицаем видимо, очевидно перед людьми правду, которую мы будто исповедуем. Я помню первого секретаря Всемирного Совета Церквей, который говорил, что можно быть еретиком жизнью, исповедуя всю истину на словах, потому что если твоя жизнь расходится с этой истиной, ты изменил своей вере. И вот это – проблема, которая, мне кажется, стоит сейчас очень остро. Какие-то основы веры надо проповедовать, какие-то истины веры должны быть объяснены и усвоены; но, с другой стороны, как говорили некоторые древние писатели, понимание Евангелия происходит через исполнение того, что оно говорит. Если мы только его читаем и восхищаемся его красотой, то мы до истины его не можем дойти; и вот это большая проблема для современности. Это должно бы быть проповедью каждого священника, каждого епископа: живи согласно твоей вере. Как говорил апостол Иаков: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих» (Иак 2:18). Если это не осуществится, если соединение духовного опыта и доступного, но чистого, истинного умственного выражения (выражения и этого опыта, и этого понимания в красоте) не будет осуществлено в жизни, то никто не сможет поверить христианству в конечном итоге.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |