1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Русская Церковь отмечает 1000-летие мученической гибели Бориса и Глеба

Москва, 5 августа 2015 г.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенным им в ходе торжественных мероприятий, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и празднованию Дня Крещения Руси, жизнь Бориса и Глеба — это яркое историческое свидетельство перемен, произошедших в результате цивилизационного выбора их отца, великого князя Владимира, пример «слома старых ценностей и обретения новых».

«Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование “страстотерпцы”», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви в проповеди после Литургии в храме Христа Спасителя в День Крещения Руси.

«Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси», — продолжил он.

Ранее, подчеркивая мученический подвиг князей Бориса и Глеба, Патриарх Кирилл также отметил, что «перед лицом самого страшного, что может быть, — перед лицом смерти эти люди остались верны заповедям Христовым».

«Они ничем не посрамили своего христианского призвания — ни злобой, ни гневом, ни чем иным, что естественно проявляется в человеке перед лицом смертельной опасности», — сказал Святейший Патриарх после окончания богослужения в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре.

В рамках торжеств в честь мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба уже анонсированы памятные мероприятия, которые пройдут в Воронежской, Вятской, Тверской и других епархиях Русской Православной Церкви.

Расправившись с Борисом, Святополк замыслил убийство другого своего младшего брата — Глеба (в крещении Давид). Понимая, что и он станет жертвой междоусобицы, Глеб оплакал кончину Бориса и молился о том, чтобы и самому погибнуть, но не совершать братоубийства. Дружина Святополка зарезала Глеба.

Почитание святых братьев, которые предпочли умереть, но не идти против совести, началось вскоре после восшествия на киевский великокняжеский престол Ярослава Мудрого. В 1019 году мощи Глеба, обретенные благодаря чудесному явлению, были торжественно перенесены в Вышгород и погребены рядом с мощами его брата Бориса. В 1026 году был освящен первый Борисоглебский храм, построенный князем Ярославом над местом погребения своих братьев.

Память святых благоверных князей Бориса и Глеба празднуется Русской Православной Церковью дважды в год: 2 / 15 мая и 24 июля / 6 августа.

Источник

Дни памяти: 15 мая- перенесение мощей и 6 августа

6 августа 2015 года исполнилось 1000 лет со дня мученической кончины святых князей Бориса и Глеба.
После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром семя веры Христовой начало обильно возрастать на Русской земле и приносить благодатные плоды.
Церковь видит подвиг Бориса и Глеба в кротости и смирении, с которыми они предали себя воле Божией и принесли, подобно Спасителю, «вольную жертву».
Князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, заслуживших горячую народную любовь и почитание. Святые братья сподобились от Господа мученических венцов, а на земле были прославлены многими чудесами. Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками земель Святой Руси и небесными помощниками руководителей государственного строя на Руси. (житие см.(http://stihi.ru/2014/08/05/8790)

Сразу после убийства, Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия. Однако спустя несколько лет братья легли рядом, вместе.
При Ярославе Мудром мощи святого князя Глеба были найдены и оказались нетленными. По Днепру мощи привезли в Киев, где их встречал киевский митрополит Иоанн I (он же впоследствии составил службу святым братьям), а потом с большими почестями и при стечении большого числа людей перенес в Вышгород, в храм святого Василия.

Почти сразу началось почитание святых братьев как чудотворцев, потому что у места их погребения стали совершаться чудеса. В 1026 году был построен пятиглавый Вышгородский Борисоглебский храм, ставший княжеским семейным храмом. Когда он обветшал, а в Киев в 1069 году вернулся ранее изгнанный киевлянами великий князь Изяслав, то в благодарность за воцарившийся в княжестве мир, он построил новый храм в честь князей Бориса и Глеба. В этот храм 2 мая (15 мая по новому стилю) были перенесены святые мощи. Без малого тысячу лет этот день почитается Православной церковью как день перенесения мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизованных Русской Церковью.

Как могли они исполнять заповедь о любви к другим людям, если к ближнему своему, к брату своему любви бы не имели. Вот это для нас, современных христиан, очень важно. Потому что часто мы простираем любовь свою и часто считаем, что наша любовь и забота должна быть о каких-то других людях, безликих, которых мы лично не знаем.
Но, когда касается дело взаимоотношений с нашими ближними, прежде всего, со сродниками нашими по плоти, с теми, с кем мы причащаемся из одной Чаши, вот тут, оказывается, вся немощь нашего естества выходит наружу, потому что мы не можем переступить через себя.
Мы живем иногда так же, как живет мир безбожный, подходим к жизни своей с теми же подходами, с которыми учит нас подходить мир. «Бери от жизни всё!» Есть возможность – устрани человека, есть возможность – схвати богатство, есть возможность – захвати власть. Это всё чуждо духу Христову и противно в глазах Божиих.

И начинать преобразовывать свою жизнь нужно не с других людей, а с самих себя. Нужно научиться в человеке, в ближнем своём, даже в самом отъявленном негодяе, видеть образ Божий, как видели образ Божий святые благоверные князья Борис и Глеб, видели в брате-убийце образ Христа. Научиться этот образ видеть в других людях поможет только очищение себя, внутренняя работа над собой, духовное исправление в заповедях Божиих. Если око наше будет тёмно, не просветлено светом Христовой истины, мы не сможем даже среди бела дня разглядеть этот образ в другом человеке.
Но как же святые благоверные князья увидели этот образ в брате-убийце, если не верой своей, если не чистотой жизни своей, если не глубокой молитвой своей? Потому и сопротивления с их стороны не было, потому что в Святополке они видели не врага, но брата любящего, видели те качества добрые, божественные, которые еще были свойственны его жизни, которые не были у него уничтожены, но на которые опираясь, Господь хотел исправления его жизни. Потому и не было сопротивления этой злобе со стороны Бориса и Глеба, потому что ждали обращения, ждали исправления, видели только светлое.

Преподобный Нестор Летописец пишет: «Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людях, и все удивлялись его кротости и смирению», и далее о младшем брате: «Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам.
Можно предположить, что, если бы князья Борис и Глеб не погибли в кровавой междоусобице, то под их управлением Ростов и Муром засияли бы поистине небесной красотой.
И как был далёк от Христа Святополк, несмотря на то, что был крещен в православной вере и носил имя Петра в честь святого Апостола. Однако без любви к Богу и ближнему христианство Святополка превратилось в «окаянство», и, если бы Святополк победил, то не только он – вся Русь под водительством своего «окаянного» правителя могла бы стать «окаянной».

Тогда понятно, о чем просить святых Бориса и Глеба – о том, чтобы, по примеру и молитвам святых братьев, и мы во всех обстоятельствах своей жизни искали бы «прежде всего Царства Божия и правды его» (Мф.6,33). Чтобы, как они старались жить по заповедям Христовым, так и нам помогали всё делать с любовью к Богу и ближнему, и тогда в пределах нашего Отечества – не в переносном, а в прямом смысле – засияет Святая Русь, Царство Небесное.
В противном случае, всё, что мы будем создавать без любви, станет Святополковым, «окаянным». «Окаянная» наука изобретёт новые способы уничтожения людей и природы, «окаянная» культура растлит души, «окаянное» образование подготовит необходимые для этого кадры, а «окаянное» государство осуществит их планы в «окаянном» масштабе.

Если кто-то сомневается в том, что это возможно, пусть вспомнит ещё один юбилей 2015 года – 70-летние окончания Второй Мировой войны, в которой погибли миллионы людей. Пусть вспомнит, что Гитлера остановил именно «крещёный мир» солдаты которых, в своём большинстве, являлись христианами и ради прекращения этой братоубийственной бойни были готовы «положить свои души за друзей своих» (Ин.15,13). Как когда-то тысячу лет назад это сделал князь Ярослав и его воины
А впереди перед нами всё тот же выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, Богом и диаволом, который, по-прежнему, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5, 8).

Сегодня, словно в напоминание об этом накануне 1000-летия подвига святых Бориса и Глеба в Киевской земле снова разгорелся пожар междоусобицы, в основе которой всё тоже Святополково желание прожить без любви, но с эффективным менеджментом. Поэтому, как и тысячу лет назад, исход не только этого конфликта, но всей истории человечества будет зависеть от тех, кто призван стоять за любовь – от христиан.
От того, будем ли мы стремиться жить по заповедям Божиим и не только в личной жизни, но также в государственном строительстве, военном деле, науке, образовании, культуре – одним словом, во всём – во главу угла ставить любовь к Богу и ближнему. Как всегда, поступали и чему вот уже тысячу лет учат нас святые Борис и Глеб – наши современники.
И не случайно этот подвиг был Церковью поставлен во главу угла российской святости, не случайно Церковь Божия сказала нам, что кто поступает так в жизни, тот идёт по пути святых угодников Божиих.

Сегодня, когда мы притекаем к молитвенному предстательству первых наших святых сродников Борису и Глебу, будем особенно усердно, дорогие братья и сестры, просить их о том, чтобы в Отечестве нашем, в Богом хранимой стране нашей Российской, не алчность и зависть, не коварство и ухищрения мира сего, но подлинная любовь и братолюбие восторжествовали.
Потому что только на этом фундаменте можно строить прочную государственность, созидать духовно-нравственное общество, о котором все мы мечтаем и о котором молимся. И пусть молитва наших сродников по плоти – святых благоверных князей Бориса и Глеба укрепляет нас в этом великом жизненном подвиге служения ближнему своему и Отечеству нашему».

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился с Посланием к архипастырям и пастырям и всем верным чадам со словами:
«В этом году Православная Церковь отмечает 1000-летие мученической кончины святых князей Бориса и Глеба.
После преставления равноапостольного великого князя Владимира, Киевская Русь могла погрузиться в длительную и кровавую смуту. Для этого святым князьям Борису и Глебу нужно было только заявить свои права на великокняжеский престол, собрать дружины и начать вооруженную борьбу за власть с другими братьями. Однако они выбрали другой путь – блаженный путь миротворцев, которые положили свои души, чтобы спасти жизни других и сохранить свое Отечество. Сохранить от разорения, распрей и взаимной ненависти.

Сегодня беда снова пришла в наш дом. Продолжается вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях. Продолжается и небывалая информационная война. Пропаганда разрушает братские отношения между народами и разрывает даже кровные родственные связи. Где нам искать спасения? Как преодолеть трудности и раздор, когда между братьями по вере обильно посеянные семена вражды и междоусобиц, дают свои кровавые всходы? Пролитая за последний год на нашей земле кровь взывает к Небу.

В это трудное время, я обращаюсь ко всем братьям по вере с призывом всегда помнить об ответственности перед будущим нашей Святой Церкви и нашей Родины – Украины. Мы должны сделать все возможное, чтобы прекратить войну и установить долгожданный мир в нашем Государстве. Для духовенства недопустимы любые призывы к военной агрессии и вражды. Ни в коем случае мы не имеем права оправдывать войну религиозными лозунгами.
Я призываю православных, которые находятся сегодня по разные стороны вооруженного конфликта, увидеть друг в друге братьев и стать на путь примирения. Среди бушующего пламени страстей мира сего, Церковь призвана быть местом, где царит мир, милосердие, покаяние и прощение для всех.

Призываю всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве ко Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба и всех Святых, которые просияли на нашей земле. Будем просить Бога, чтобы Он вразумил нас и приумножил в наших сердцах любовь.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа пусть пребывает со всеми нами!
Сегодня мы как никогда нуждаемся в ходатайстве и заступничестве святых князей Бориса и Глеба, их молитвенной помощи в прекращении междоусобной брани на Руси.
Да помилует нас Господь их святыми молитвами и продлит православному народу время на покаяние».

Тропарь, глас 2
Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3
Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Величание:
Величаем вас, страстотерпцы святии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий!
Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы,
испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗИЕ-СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИСЕ И ГЛЕБЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Дорогие читатели, проявим любовь к своим братьям и сестрам, помолимся Господу и Пресвятой Богородице о прекращении братоубийственной войны, умягчении и просветлении сердец и наступлении мира в Украине молитвами святых князей Бориса и Глеба.

Источник

Древние храмы Суздаля готовят к 1000-летнему юбилею города

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

3 октября в главном туристическом городе Владимирской области Суздале после капитальной реставрации освящена церковь в честь Иконы Божией Матери Живоносный Источник (в простонародье — церковь Бориса и Глеба) на улице Борисова Слобода, недалеко от Музея деревянного зодчества. Постоянные богослужения в одном из красивейших храмов города-музея не проводились почти 100 лет.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Борисоглебская (или Источниковская) церковь на Борисовой стороне была построен предположительно в 1749 году в нетипичном для Суздаля стиле московского барокко. Храм, благодаря своему месторасположению и высоте хорошо виден с разных точек города. Изящная постройка богато украшена резными наличниками, пилястрами и порталом.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

В советские годы церковь чудом уцелела. Ее закрыли в 1923 году и наметили к сносу. Однако разобран был только рядом стоящий зимний Никольский храм 1718 года постройки. Борисоглебская церковь несколько десятилетий стояла заброшенной, а в 1960-х годах в рамках музеефикации памятников Суздаля храм был отреставрирован.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

В 1990-х церковь, как и большинство культовых построек в Суздале, была передана Российской Православной Автономной Церкви. Храм изъяли у РПАЦ в 2014 году, решение было принято без суда в «административном порядке». Это была последняя старинная церковь в городе, забранная у «автономщиков» в пользу РПЦ.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Как рассказал Зебра ТВ благочинный города Суздаля, иеромонах Арсений (Смирнов), восстановление храма началось около трех лет назад. Большой вклад в реконструкцию внес известный меценат Александр Шишкин. В церкви поменяли окна, купола, подвели коммуникации, был сделан иконостас, произведена роспись и новая облицовка фасада, облагорожена прилегающая территория.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Обновленный храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Освящение провел митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, а также Преосвященный епископ Ковровский Стефан, секретарь Владимирской епархии и благочинный города Суздаля, иеромонах Арсений.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Как сообщает официальный сайт Владимирской епархии, за труды по восстановлению храма иерей Михаил Тимофеев был награжден правом ношения наперсного креста, юбилейными медалями святого благоверного князя Александра Невского награждены Александр Шишкин, Александр Коротков, Ярослав Сквроцов и назначенный настоятель освященного храма иерей Иоанн Власов.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

По словам благочинного города Суздаля иеромонаха Арсения, в городе-музее в настоящее время все старинные храмы переданы РПЦ (кроме одной церкви в Коровниках, переданной старообрядцам). Из них 14 функционируют и 6 находятся в процессе реставрации. Как заявил благочинный, к юбилейному 2024 году все суздальские церкви должны быть переведены в порядок и открыты.

Источник

«Меч у Бориса и Глеба коротковат»

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Преподобный Нестор Летописец через 90 лет так описывает это событие в «Чтении о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»: «С наступлением лета плотники возвели во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба клетскую церковь, в которой была поставлена рака с мощами святых. Христолюбивый князь украсил церковь пятью куполами и всякими красотами, иконами и иными росписями. Повелел он написать и икону святых, чтобы входящие в церковь люди перед той иконой, как перед самими святыми, с верой и любовью поклонялись и целовали их образ. После этого христолюбец обратился к архиепископу с просьбой освятить церковь и совершить в ней святую службу».

А 6 августа, в день убийства Бориса, в память о блаженной кончине князей Ярослав Мудрый поставил в храме раку с мощами святых братьев и установил в этот день праздновать их память.

«По окончании святой литургии благоверный князь Ярослав собрал всех участников торжества на трапезу, чтобы все, как и он, христолюбец, исполнились духовной радости о благодати, которой сподобились его святые братья, – говорится в летописи. – Этот великий праздник в честь святых христолюбец сотворил не только для бояр, но для всех людей, особенно нищих и вдовиц, повелев подать от своего имения всем нуждающимся, что продолжалось все семь дней праздника».

Знаменательно, что тысячелетняя Русь началась и закончилась страстотерпцами великокняжеского рода – от Рюриковичей Бориса и Глеба до последнего убитого нечестивой властью императора Николая Александровича Романова с семьёй и домашними.

История младших сыновей крестителя Руси великого князя Владимира Святославича Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида, имеет свои загадки. Была ли мать Бориса и Глеба некая «болгарыня» или византийская царевна Анна? Кто из старших сыновей Владимира был заказчиком убийства: Святополк или сам инициатор их прославления – Ярослав Мудрый? Был ли Святополк сыном Владимира или его старшего брата Ярополка, убитого Владимиром? Молили жертвы убийц о помиловании или нет? Но всё это не влияет принципиально на явление святости русских князей и на те соображения, которыми я хотел бы здесь поделиться.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Картина «Святополк I Окаянний», художник В.Шереметьев, 1867 год. Фото: wikimedia.org

«Возможно, образ Бориса и Глеба повлиял на развитие всей русской духовной традиции, – говорит первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак. – Борис и Глеб не прославились как горячие свидетели Христа и проповедники, но они остались в памяти народной как страдальцы за принцип братской любви, который не нарушили даже тогда, когда брат оказался изменником. Такое безусловное исповедание крепости братских уз, когда вне зависимости от верности брата мы сохраняем ему верность. Это может показаться абсурдным, нелогичным, диким и даже разрушительным. Неслучайно нынешний наш президент не признал значение подвига этих первых русских святых».

Академик Сергей Аверинцев писал о князьях Борисе и Глебе, которых помнили у нас все века, что «именно в “страстотерпце“, воплощении чистой страдательности, не совершающем никакого поступка, даже мученического “свидетельствования“ о вере, а лишь “приемлющем“ свою горькую чашу, святость державного сана только и воплощается по-настоящему. Лишь их страдание оправдывает бытие державы».

– Борис и Глеб – святые, это понятно. Но они всё отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют.

– Мне это чуждо, – согласился с Путиным «народный художник СССР» Илья Глазунов, после чего пообещал переделать картину.

«Подвиг непротивления», который одинаково воспринимался великими русскими мыслителями Николаем Бердяевым и Георгием Федотовым «подлинным религиозным открытием новокрещённого русского народа», стал после ста лет советского помрачения восприниматься как слабость, а не подвиг.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Строительство деревянного храма-усыпальницы (сверху) и перенос в него раки князей Бориса и Глеба (внизу). Фото: wikimedia.org

Думается, что сегодня многое в нашей судьбе зависит от того, сможем ли мы отыскать в себе этот «борисоглебский» ген братолюбия, посмеем ли хотя бы захотеть такой дружбы, любви, общения, отступления от которых боишься больше потери власти и авторитета, даже больше смерти.

Алексей Наумов – о национальных спорах вокруг переписи населения

Новости к началу недели

80 лет назад Аркадий Гайдар нашёл спасение, как многие считали, от мук памяти – в смерти на войне

Источник

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

30 июля 1021 года была освящена первая церковь, построенная в честь святых Бориса и Глеба. Предлагаем совершить путешествие по стране и отыскать 7 русских Борисоглебских храмов.

В маленьком городке Кидекше можно найти одну из самых ранних церквей Северо-восточной Руси. Она была построена в 1152 году в период правления Юрия Долгорукого, который, вероятнее всего, повелел заложить церковь в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба. Для Долгорукого имена первых прославленных русских святых были особенно значимы – они являлись покровителями княжеского дома. Сдержанность внешнего декора и простота линий храма, сложенного из великолепно отёсанных и положенных почти всухую квадратов белого камня, свидетельствует о том, что он замышлялся как главный собор, расположенный на восточных границах Суздальского княжества.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

На норвежской границе, на левом берегу реки Паз, в поселке Борисоглебский, что в Мурманской области, можно найти еще одну церковь Бориса и Глеба. В XVI веке в этом месте находится Пазрецкий погост, а в 1565 году его основатель Святой Трифон решил построить здесь же небольшую деревянную церковь с колокольней, тем самым пытаясь облегчить свою миссионерскую деятельность по распространению православной веры среди коренного населения – колттов и саамов. В 20-е годы XIX века левый берег реки Паз, где находится церковь, отошел Норвегии, однако, участок в один квадратный километр, на котором расположена церковь, был оставлен России. Посетивший Пазрецкий погост летом 1870 года князь Алексей Александрович выделил средства на ремонт обветшавшей церкви, а затем инициировал строительство нового здания. Через четыре года состоялась освящение храма. В данный момент в церковь не так просто попасть из-за того, что она находится на приграничной территории.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Упоминание об одном из главных рязанских храмов можно найти уже с 1152 года. Правда, в те времена он представлял собой не белокаменный собор, а деревянную церковь, которая во времена святителя Василия стала кафедрой рязанских епископов. Следующее упоминание о церкви находим только в 1568 году. Современный вид храм получил спустя век: в 1686-1687 годах он был построен на развалинах старой церкви на средства архиерейской казны. До революции в храме хранились древние иконы: резной образ Спасителя, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери и Корсунская икона Богоматери. Как водится, были в жизни храма трудные времена: в 1924 году он использовался как зернохранилище, а в 1934 году был и вовсе закрыт. После войны, в 1946 году в храме возобновилось проведение служб. Статус кафедрального, полученный храмом в те годы, он сохранил и до наших дней.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Церковь Бориса и Глеба в древнем Новгороде построили в 1536 году на фундаменте древнего храма, который был разобран. Летописцем подчеркивается, что храм возвели за 5 месяцев двадцать новгородских «больших мастеров» при помощи жителей Запольской и Конюховой улиц и участии «новгородских и московских гостей». Облик церкви полностью отражает новые веяния, которые были характерны для новгородского зодчества XVI века: пятиглавие, фасады завершаются декоративными килевидными арками, на барабанах и апсиде храма многократно повторен пояс из пятиугольных плоских двухступенчатых нишек. Как и прочие новгородские постройки того периода, церковь Бориса и Глеба была сложена из кирпича. В 60-е годы прошлого года церковная колокольня «не вписалась» в новый облик набережной – ее разобрали, а церковь превратили в склад. В 80-90-е годы, после проведения исследований церковь была отреставрирована, с 1992 года в ней возобновилось проведение служб.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Борисоглебская церковь была построена в Суздале на правом берегу реки Каменки в конце XVII – начале XVIII века. До этого времени на этом месте находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен во времена Смуты. Современный облик храм получил предположительно в конце XVII века – документально этот факт не подтвержден, однако, к такому выводу специалисты пришли в ходе изучения архитектуры здания. Построенный в стиле местного «барокко» из красного кирпича храм богато украшен резными наличниками, порталом и пилястрами. Особенный интерес представляет система перехода от четверика к восьмерику, выполненная в форме глубоких ниш. Внутри храма можно найти роспись XVIII и XIX веков.

1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных бориса и глеба

Еще один храм в память благоверных князей Бориса и Глеба можно найти в древнем селе Госома Брянской области. Точная датировка строительства храма, к сожалению, отсутствует, однако, первое упоминание прихода села встречается в церковных книгах 1610 года. Спустя два века помещица Екатерина Тютчева повелевает построить вместо ветхого деревянного храма новый каменный. Желание помещицы пришлось на непростой 1812 год: то ли из-за спешного строительства, то ли в силу каких-то строительных просчетов позже, храм «пошел трещинами», и в 1895 году его пришлось разобрать. Правда, почти сразу же были начаты работы по строительству нового храма во имя Бориса и Глеба. К началу прошлого века храм был закончен, освящен и в нем начали проводить богослужение. В годы Великой войны храм сильно пострадал. Новую жизнь храм, форма которого с высоты птичьего полета представляет собой крест, получил в 1992 году – в нем была возрождена приходская община, начались восстановительные работы сначала собственными силами жителей, а затем при помощи средств областного бюджета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *