100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

Классный час посвящен жизни и творчеству первого академика Республики Калмыкия Эрдниева Пюрви Мучкаевича

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классный час 12.10.2021г. в 8-В классе, посвященный жизни и творчеству первого академика Республики Калмыкия Эрдниева Пюрви Мучкаевича:

«От учителя до академика»

Цель проведения: ознакомить обучающихся с выдающимися заслугами

ученого П.М.Эрдниева; воспитание патриотической

гордости за талантливого соотечественника; развитие

I. Вступительное слово.

II. Краткие биографические данные о П. М.Эрдниеве

I. Вступительное слово.

Всю жизнь он посвятил беспокойной преподавательской работе, за его плечами десятки выпусков учителей в Калмыцком университете и Ставропольском пединституте. Однако в нашей стране и за рубежом имя П. М.Эрдниева широко известно, прежде всего, как исследователя- новатора в дидактике. Он отнюдь не относится к разряду кабинетных ученых, его сила в практике, в знании нужд школы, в тесной связи со школой.

«Пюрвя Эрдниев – ученик»

Помню вопрос, возникший у меня в голове: трава горит, а будет ли гореть что-нибудь другое, например, моя шапка. В поисках ответа сую шапку в огонь: шерсть задымилась, пошел запах овчины. Мне стало жалко своей шапки, недавно сшитой сестрой из шкуры ягненка, и я закричал «галд махла» ( «шапка в огне»). Подбежала сестра, схватила горящую шапку и сунула ее в снег у порога кибитки…»

…Уже в психике дошкольника активно проявляется, по терминологии академика И.П.Павлова, условный рефлекс «Что такое?» (вопрос к природе). Малышу важно узнать: если горит трава, то будет ли гореть другой предмет, отличающийся от травы? Это образец умственного действия маленького человека, обращенного к природе. Привычка к подобным суждениям возникает в уме человека уже в раннем детстве.

… В старину говорили, что у бравого и храброго солдата в его вещевом мешке может лежать до поры до времени генеральский жезл. А здесь мне хотелось рассказать о том, как в ученической заштопанной сумке хранилась мантия академика.

С первых же месяцев учебного года Пюрвя учился по всем предметам на отлично, особенно он преуспевал по математике.

… После окончания шестого класса, ему, как отличнику учебы, предложили путевку в детский санаторий «Артек», но Пюрвя … отказался

В каникулярное время он вынужден был работать учетчиком в колхозе, чтобы хоть как-то поддержать мать и сестренку. А всего парнишке в ту пору было лишь четырнадцать лет. Нужда заставила его оставить школу в 1938 году и поступить в Астраханское педагогическое училище. Уже с осени 1939 года он работал учителем и директором неполной средней школы в поселке Большой Царын.

«Пюрвя Эрдниев – солдат»

В конце 1940 года он был призван на службу в Красную Армию. Артиллерист Пюрвя Эрдниев встретил начало войны на западной границе. Первый бой принял в 1941году как наводчик 45-миллиметровой пушки под г. Бердичевым на Украине. Расчету орудия было приказано прямой наводкой уничтожить десант противника, занявшего выгодную огневую позицию на водонапорной башне.

Задание было выполнено, но с большими потерями среди наших, еще необстрелянных молодых ребят.

«Пюрвя Эрдниев – студент»

Мужественный солдат разделил горестную судьбу своего народа. После демобилизации, вместо родной Калмыкии, Пюрвя Мучкаевич Эрдниев вынужден был уехать на Алтай. Но, несмотря на невзгоды, он с удивительным упорством и настойчивостью взялся за учебу, одновременно работая учителем математики и физики в сельской школе. Вот что пишет про те далекие годы профессор кафедры калмыцкой литературы А. Ш.Кичиков :”Алтайский край. 1947год. Конец августа. Какой-то холодный серый день. Я стою на перроне вокзала станции Шипуново. Здесь, в Шипунове, я провел три дня. Насмотрелся: тут много моих сородичей-калмыков, все бесправны, работают там, где велит комендант.

И он рассказал следующее.

— вышел из госпиталя. Поехал в Сибирь. Нашел семью здесь, в деревушке под Шипуновым. Семья у меня большая, работать практически некому. И я, как видишь, не работник. И поэтому я решил учиться. Приехал в Барнаул, в педагогический институт. Вхожу к директору. Пишет. Стою. Наконец, обратил внимание на меня.

— Вам нужны круглые отличники? Будущие?

— Так вот один из них стоит перед Вами.- изумленный непривычным оборотом событий директор произносит:

— Пожалуйста, ваши документы.

И директор зачислил…

А как семья, Пюрвя?- вырвалось у меня.

Тяжелой была студенческая жизнь Пюрви. Обремененный семьей, понимая свою ответственность за нее, ему приходилось зарабатывать на хлеб насущный и, как следствие, часто пропускать занятия. Однако он был одним из немногих на факультете, в зачетной книжке которых значились только отличные оценки. Кстати, Пюрвя отличался высокой языковой грамотностью. В конце 40-х годов все выпускники института писали в конце обучения диктант по русскому языку. Успешное написание диктанта являлось «пропуском» к государственным экзаменам. В год своего выпуска Пюрвя оказался единственным студентом института, получившим за диктант отличную оценку.

Много горьких минут пережил Пюрвя за все годы студенчества. Он нередко выезжал к семье в Шипуновский район, где она жила. По пути следования его часто задерживала милиция, так как он был лишен права свободного передвижения даже внутри края. Парадокс того времени: советский офицер, ставший инвалидом на войне, становится спецпереселенцем, лишенным права без разрешения спецкомендатуры выезжать за пределы Барнаула.

1949 году П. М.Эрдниев закончил с отличием Барнаульский пединститут и уехал работать в сельскую школу.

«Пюрвя Эрдниев – гражданин»

После восстановления республики П. М.Эрдниев переехал с семьей в город Ставрополь, где устроился на работу в педагогический институт. Он работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры элементарной математики.

Когда в Элисте организовали педагогический институт Пюрвя Мучкаевич в числе первых приехал в родную столицу. С 1964 года по настоящее время Пюрвя Мучкаевич Эрдниев заведует кафедрой сначала калмыцкого пединститута, а затем и университета.

IV. Организатор науки

Работая в сельской школе на Алтае учителем математики и физики, а затем завучем школы, он много думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшей осознанности знаний.

Проверяя и пробуя на собственных уроках, он постепенно подошел к идее создания новой эффективной системы математического образования методом укрупнения дидактических единиц. В ходе исследования, проведенного Эрдниевым, были обнаружены ранее не известные в психологической науке скрытые резервы развития мышления учащихся.

Началом научной деятельности академика Эрдниева можно условно считать далекий 1953 год, когда в июньском номере журнала «Математика в школе» была опубликована его первая статья «Проверка решения как необходимый элемент обучения математике». В статье данного периода впервые были сформулированы новаторские дидактические положения: о роли обратных задач в обучении математике, о сравнении и обобщении, о роли самостоятельности и творчества учащихся, о преемственности начального и среднешкольного циклов обучения математике, о связи теории информации и педагогики. Эти и другие идеи получили развитие в последовавших методических монографиях Пюрвя Мучкаевича.

Важнейшими из них можно считать следующие книги:

За прошедшие десятилетия он защитил кандидатскую и докторскую диссертации; оттачивая новую технологию математического образования в российской школе, стал автором десятков книг и статей; организовал усвоение учительством многих городов созданной им новой технологии математического образования-укрупнения дидактических единиц.

Формулировка нового научного понятия признана в научном мире важнейшим достижением академика из Калмыкии.

При подготовке докторской диссертации его научным консультантом был ученик Ивана Петровича Павлова академик Петр Кузьмич Анохин-создатель ключевого понятия современной философии и психофизиологии-теории обратных связей. Вот корни знаменитой методики обратных задач, которая пронизывает все труды академика Эрдниева и которая так нравится учителям.

Предложение коллектива профессора Эрниева о необходимости совместного изучения в школах двуединых тем (сложение-вычитание и т. п.) было принято Министерством образования РФ в 1971 году.

Прикладное же значение исследования профессора П. М. Эрдниева состоит в том, что он одним из первых поставил вопрос о критерии времени как при решении глобальных вопросов педагогики, так и в микродидиактике урока. Создав теорию укрупнения знаний, П. М. Эрдниев сделал венцом своего поиска создание экспериментальных учебников математики.

…Профессор П. М. Эрдниев полон творческих забот по расширению и углублению своей концепции, оказавшейся столь актуальной в настоящее время.»

»… Знание есть единство содержания (сведений о мире) и знаковой формы выражения, соответственно информации и сигналов, и ее несущих. Доказано, что трудность усвоение знания не в количестве информации, а в длине сообщения, Т. е. в количестве знаков, которыми знание представлено. Каждый из нас может овладеть любыми массивами информации, лишь бы овладеть знаковой формой, в которой эта информация фиксирована. Человек способен с первого предъявления запомнить 7 + 2 произвольно подобранных понятия, слова, вообще знака. Это биологический предел. Но его можно значительно раздвинуть, насытив знаки большей информационной емкостью, достигая, по выражению Г-В. Лейбница, « максимум знаний в минимуме протяжения ».

На этом и основана концепция укрупнения дидактических единиц восприятия, разрабатываемая П. М. Эрдниевым и его школой.

Идея укрупнения, естественно, заинтересовала не только математиков, но и физиков, химиков, биологов, лингвистов, представителей ряда других наук. Эта идея явилась основой докторской диссертации П. М. Эрдниева «Проблемы интенсификации обучения математике» (1973), многочисленных статей и книг, опубликованных в нашей стране и зарубом ( Болгария, Венгрия, Германия, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Япония).»

Источник

100 лет со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

Родился 15 октября 1921 года в урочище Хуцун Толга (территория Красносельского района Калмыкии), педагог, математик-методист, академик Российской академии образования (1993 г.); академик Академии педагогических наук СССР с 1989 г., доктор педагогических наук (1973 г.), профессор (1972 г.), заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.). На педагогической работе с 1939 г. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Барнаульский педагогический институт (1949 г.), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957 г.) преподавал в Ставропольском педагогическом институте. С 1964 г. заведовал кафедрой алгебры, геометрии и методики математики в Калмыцком педагогическом институте (ныне – Калмыцкий государственный университет) в Элисте.

В 50–70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Психологическим обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И.П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслительных процессах (П.К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и др. Переход от традиционных схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать учебный процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия учебного предмета и многих явлений действительности.

П.М. Эрдниев составил учебники по математике для 1–6-х классов (1973–1989 гг.). Их апробирование в школах (1977–1980 гг.) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов школьного курса и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на русском и калмыцком языках). В 1992 г. в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева.

В 1998 году удостоен премии президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)». В 1999 году П. М. Эрдниев выиграл конкурс по международному внедрению этой передовой технологии.

Профессор П.М. Эрдниев является автором многочисленных публикаций, а также целого ряда монографий и учебных пособий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Фотография на главной РИА КАЛМЫКИЯ

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевичконкурс, СССР, учитель года 100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич15.10.2021, 53 просмотра.

Источник

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

Родился 15 октября 1921 года в урочище Хуцун Толга (территория Красносельского района Калмыкии), педагог, математик-методист, академик Российской академии образования (1993 г.); академик Академии педагогических наук СССР с 1989 г., доктор педагогических наук (1973 г.), профессор (1972 г.), заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.). На педагогической работе с 1939 г. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Барнаульский педагогический институт (1949 г.), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957 г.) преподавал в Ставропольском педагогическом институте. С 1964 г. заведовал кафедрой алгебры, геометрии и методики математики в Калмыцком педагогическом институте (ныне – Калмыцкий государственный университет) в Элисте.

В 50–70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Психологическим обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И.П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслительных процессах (П.К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и др. Переход от традиционных схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать учебный процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия учебного предмета и многих явлений действительности.

П.М. Эрдниев составил учебники по математике для 1–6-х классов (1973–1989 гг.). Их апробирование в школах (1977–1980 гг.) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов школьного курса и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на русском и калмыцком языках). В 1992 г. в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева.

В 1998 году удостоен премии президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)». В 1999 году П. М. Эрдниев выиграл конкурс по международному внедрению этой передовой технологии.

Профессор П.М. Эрдниев является автором многочисленных публикаций, а также целого ряда монографий и учебных пособий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Фотография на главной РИА КАЛМЫКИЯ

Источник

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

В 1938 году окончил сельскую школу в Малых Дербетах. В 1939—1940 годах учился в Астраханском педагогическом училище. Учёбу совмещал с работой учителя неполной средней школы. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. Рядовым, сержантом, младшим лейтенантом прошёл всю войну. Награждён орденами Отечественной войны I и II степени, медалями.

После демобилизации в 1945 году поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института, окончив который в 1949 году стал работать заведующим учебной частью Нечунаевской семилетней школы Алтайского края. В 1957 году окончил аспирантуру Академии педагогических наук СССР, по окончании которой работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Ставропольского педагогического института. С 1964 года по 2019 г. заведовал кафедрой алгебры, геометрии и методики математики в Калмыцком университете.

В 50—70-х гг. XX столетия на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ).

В 1972 году защитил диссертацию доктора педагогических наук по методике преподавания математики. В 1989 году был избран академиком Российской академии образования.

В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССР, по которому разработал и издал альтернативные учебники математики для учеников 1—8 классов российской средней школы.

В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)». Её принципы изложены коллективом авторов (совместно с Б. Эрдниевым и О. Эрдниевым) в методических руководствах для учителей начальной школы и учителей математики. В 1999 году П. М. Эрдниев выиграл конкурс по международному внедрению этой передовой технологии.

Профессор П. М. Эрдниев является автором многочисленных публикаций, а также целого ряда монографий и учебных пособий, в том числе: «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» (М.: Просвещение, 1992), «Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики 3—4 класса» (М.: Просвещение, 1995), «Обучение математике в начальных классах» (М.: Столетие, 1996) и другие.

Источник

100 летие со дня рождения академика российской академии образования эрдниев пюрвя мучкаевич

В 1938 году окончил сельскую школу в Малых Дербетах. В 1939—1940 годах учился в Астраханском педагогическом училище. Учёбу совмещал с работой учителя неполной средней школы. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. Рядовым, сержантом, младшим лейтенантом прошёл всю войну. Награждён орденами Отечественной войны I и II степени, медалями.

После демобилизации в 1945 году поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института, окончив который в 1949 году стал работать заведующим учебной частью Нечунаевской семилетней школы Алтайского края. В 1957 году окончил аспирантуру Академии педагогических наук СССР, по окончании которой работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Ставропольского педагогического института. С 1964 года по 2019 г. заведовал кафедрой алгебры, геометрии и методики математики в Калмыцком университете.

В 50—70-х гг. XX столетия на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ).

В 1972 году защитил диссертацию доктора педагогических наук по методике преподавания математики. В 1989 году был избран академиком Российской академии образования.

В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССР, по которому разработал и издал альтернативные учебники математики для учеников 1—8 классов российской средней школы.

В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)». Её принципы изложены коллективом авторов (совместно с Б. Эрдниевым и О. Эрдниевым) в методических руководствах для учителей начальной школы и учителей математики. В 1999 году П. М. Эрдниев выиграл конкурс по международному внедрению этой передовой технологии.

Профессор П. М. Эрдниев является автором многочисленных публикаций, а также целого ряда монографий и учебных пособий, в том числе: «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» (М.: Просвещение, 1992), «Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики 3—4 класса» (М.: Просвещение, 1995), «Обучение математике в начальных классах» (М.: Столетие, 1996) и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *