100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

Администрация Новобессергеневского СП запись закреплена

К 100-ЛЕТИЮ ИВАНА ПАВЛОВИЧА МЕЛЕЖА. ЕГО ИМЯ ПРИСВОЕНО ПЕТРУШИНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ, ОПАЛЁННОЙ ВОЙНОЙ

Дорогие, читатели! 8 февраля исполняется 100 лет со дня рождения И.П. Мележа, чье имя носит наша библиотека. Мы знакомим вас с интересными фактами из жизни писателя.
Любовь во время войны. Встреча с Лидой
Поколение Ивана Мележа взрослело рано. В 1939 году юноша из полесской глубинки, из простой многодетной крестьянской семьи, с отличием окончивший школу в Хойниках, поступил в Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского. Но учиться там ему почти не довелось. С первого курса Ивана Мележа призвали в Красную армию. В 1940 году он участвовал в походах в Бессарабию и Буковину. В 1941-м первый раз был ранен. В следующем окончил курсы политработников, и его откомандировали в 51-ю стрелковую дивизию сотрудником газеты. Но под Ростовом-на-Дону Иван Мележ получил второе тяжелое ранение и оказался в госпитале в Тбилиси. После ампутации плечевого сустава правая рука держалась на одних сухожилиях с помощью марлевой повязки. Для поправки здоровья Иван Павлович получает отпуск и отправляется посмотреть Россию — родину классиков русской литературы, о чем мечтал с юности. Передвигаться по стране в то время приходилось по определенным маршрутам. Его путь лежал через Баку, Каспийское море, Гурьев, Куйбышев. Неизвестно, почему он решил заехать в Бугуруслан. В годы войны там действовало Центральное справочное бюро по розыску эвакуированных. Искал ли кого-то Иван Мележ, доподлинно неизвестно, но совершенно точно, что в небольшом городке Оренбургской области он нашел свою судьбу в лице Лиды Петровой. Она оказалась дочкой хозяйки, Клавдии Ивановны Петровой, в доме которой разместили Ивана Павловича. Супруг Клавдии Ивановны — начальник политотдела 37-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа — умер в Пятигорске в конце 1922 года в возрасте 37 лет. 26-летняя вдова вернулась в Бугуруслан, к маме, происходившей из зажиточной купеческой семьи. К слову, родная сестра ее супруга — Ксения Петрова — была писательницей, поэтессой, драматургом. Закон гостеприимства, который сохранялся в этом доме даже в самые тяжелые годы войны, собрал под его крышей множество эвакуированных, с которых не брали плату за квартиру, чай, свет.
«Иван Павлович обратил на себя внимание своей бледностью, худобой, странной одеждой — широкие черные матросские брюки и солдатская гимнастерка, — вспоминала впоследствии Лидия Яковлевна Петрова-Мележ. — Рука, согнутая в локте, лежала на марлевой повязке. Светлые, выгоревшие волосы слегка вились и требовали стрижки. Полупустой вещмешок за плечами. Потом я узнала, что там были всего лишь три тома «Тихого Дона». Ходил он всегда быстро, несколько наклонившись вперед из-за больной руки… Вечерами что-то писал левой рукой, отмечал на карте СССР сводки Информбюро «В последний час».
При близком знакомстве с Иваном Павловичем Лиду Петрову удивила «его внутренняя чистота, внутренний свет, какое-то вдохновение в его серых глазах, необыкновенная любовь и вера в человека, в великую силу литературы». «Такая одухотворенность восхищала людей и одновременно озадачивала, — отмечала Лидия Яковлевна. — Откуда это? Уж очень она не соответствовала тяготам того времени. Он казался человеком из другого мира».
Иван Павлович тоже сразу обратил внимание на девушку, отметив в своих дневниках: «Лидия — девушка особенная. Нужно к ней внимательно присмотреться».
Наверное, для того чтобы «присмотреться», он и задержался в Бугуруслане почти на год. Несмотря на молодость, и Иван Мележ, и Лида Петрова чувствовали себя взрослыми и самостоятельными людьми. В апреле 1943 года, не сказав никому ни слова, они пошли в загс и расписались. Свадьбы не устраивали. В 1944 году в Бугуруслане у них родилась дочь Людмила. Когда девочке исполнился год, родители оставили ее на попечение Клавдии Ивановны, а сами уехали — сначала на станцию Сходня под Москвой, где размещался БГУ (Мележ уже заочно учился на филологическом факультете), а после — в Минск.
Возвышенное и земное
Первая однокомнатная квартира, в которой Мележи поселились в Минске, располагалась на улице Клары Цеткин. Потом семья перебралась на улицу Ульяновскую, 29, в коммунальную квартиру, которую делили с вдовой Кузьмы Чорного — Ривекой Израилевной. Клавдия Ивановна, которая последовала за дочкой и зятем в Минск, чтобы помогать с Людмилой, приятельствовала с этой женщиной, обменивалась с ней кулинарными рецептами. Люда подружилась с детьми Пилипа Пестрака и сыном Максима Танка. Позже Мележу дали квартиру в писательском доме на К. Маркса, 36. Затем на улице Интернациональной, 26. Последним пристанищем Мележа стала квартира в доме № 7 на улице Я. Купалы. Сегодня на нем висит мемориальная доска.

С дочерью Ларисой
— Запомнились праздники, — рассказывает старшая дочь Ивана Мележа Людмила Васильева. — На Новый год мы с бабушкой мастерили елочные украшения из подручного материала. Мне шили костюм Снегурочки и делали корону. В эту ночь мне разрешалось спать под елкой, и утром я просыпалась в окружении подарков. По случаю семейных торжеств бабушка пекла свои фирменные пироги. В такие дни папа позволял себе отведать и их, и любимые драники с кусочком сала. А обычно Клавдия Ивановна специально для него готовила вегетарианские супы, каши, тушила овощи: папа соблюдал диету из-за проблем с почками.
Незабываемые впечатления остались у Людмилы Ивановны от пребывания в Ялте накануне рождения сестры Ларисы. Ивану Мележу было уже 40 лет, когда выяснилось, что Лидия Яковлевна ждет второго ребенка. Беременность протекала тяжело. У Ивана Павловича обострились легочные недомогания. И тогда, взяв с собой Людмилу, в ноябре 1959 года супруги отправились в Ялту.

Лариса Мележ, Иван и Борис Семилетовы
— Мама в Ялте почти все время лежала в больнице на сохранении, — вспоминает Людмила Ивановна. — Когда ей стало лучше, она возвратилась в Минск: ей хотелось рожать дома, рядом с Клавдией Ивановной. А мы с папой остались. Он оканчивал роман «Людзi на балоце», а я готовилась к выпускным школьным экзаменам. Папа баловал меня, покупал яблоки, мармелад. Вечерами гуляли с ним по набережной. Однажды мы столкнулись там с его знакомыми, московскими писателями. Увидев нас, те пошутили: «О, какая девушка рядом с вами, Иван Павлович!» Отец заулыбался: «Это моя дочь». Я видела, как ему приятно. А в июне нам доставили телеграмму: «Родилась девочка. Глазки черненькие»…
В собственной семье Иван Мележ оказался в окружении женщин. И сам факт, что он со всеми — женой, тещей, дочерьми — ладил, говорит о нем как о мудром человеке, который ценил семью, умел строить отношения и не подавлял близких своим авторитетом и исключительностью.
— Папа никогда не забывал о родителях — Павле Федоровиче и Марии Денисовне, чем мог помогал братьям и сестрам, — отмечает Людмила Ивановна. — У нас долгое время жила его младшая сестра Люба. Проявлял внимание к друзьям, землякам, а порой даже к незнакомым людям, попавшим в беду. С ним было легче, чем с мамой, которая требовала от меня безупречности в учебе и поведении. До 8-го класса у меня вообще за четверть стояли одни пятерки. Школу окончила с серебряной медалью. И все равно умудрялась получать от мамы замечания. Отец в одном из писем к маме даже просил: «Лида, не ругай Люду за четверки». Настрадавшись в жизни сам, он всем сочувствовал, боялся причинить боль. Однажды на рыбалке папа так описал мне, как мучается пойманная рыбка, что я выпустила ее обратно в реку.
— А я помню, каким расстроенным он вернулся однажды с охоты, куда его пригласили по случаю визита высокопоставленных гостей, — продолжает Лариса Ивановна. — Способность сопереживать я бы назвала главной чертой отца. Считаю его отличным воспитателем. Ко мне он относился так, будто я взрослая и сама знаю, как учиться, как себя вести. Иногда я спрашивала его: «Хочешь, чтобы за год у меня не было ни одной четверки?» А он отвечал, что отметки, грамоты, похвальные листы — это не главное. Важно, чтобы я стала порядочным человеком, не совершала некрасивых, недостойных поступков. Не припомню, чтобы отец меня ругал. Только иногда высказывал пожелания, чтобы больше рисовала. Мечтал, чтобы я стала художником и оформила его книги.
Несмотря на подорванное войной здоровье, Иван Мележ считал, что ему очень повезло: он уцелел под пулями, в то время как большинство его однополчан не вернулись домой. 20-летнему Ивану Павловичу врачи сказали, что из-за проблем с почками большим счастьем будет, если он доживет до 40 лет. И он торопился жить, торопился сделать как можно больше. Очень много работал. Даже ночью часто в его комнате горел свет.
«Иногда я проклинала этот талант-муку, — признавалась в своих мемуарах его супруга Лидия Яковлевна. — Не желала никому из своих ближних такого, не хотела талантливых мужей своим дочерям. Но для Ивана Павловича было великим счастьем то, что он стал писателем, что он мог на бумаге оставить свои мысли о бедах, радостях, счастье и горе. Этот адский труд давал одновременно и великое облегчение, иначе было бы просто невозможно жить такому человеку, как он. Не случайно после работы за письменным столом Иван Павлович выходил из кабинета совсем другим человеком: веселым, доброжелательно настроенным, шутил, а иногда напевал, словно сбросил пудовый груз со своих плеч. Но этого хватало ненадолго. Вскоре снова замыкался, сосредотачивался и уходил в себя».

Иван Шамякин, Иван Мележ, Петр Машеров
— Отец любил путешествовать и всегда стремился брать маму и меня с собой, — рассказывает Лариса Ивановна. — Вспоминаю наши поездки в Таллин, Ригу, Вильнюс, Москву, Киев. Повсюду у папы были друзья — писатели, поэты и переводчики, с которым велись интересные беседы. Много ходили по музеям и выставочным залам — отец интересовался живописью и хорошо в ней разбирался. Отлично знал всемирную историю искусств. В 1960-е годы он был председателем правления Белорусского отделения общества «СССР — Франция», председателем Белорусского комитета защиты мира, членом Всемирного совета мира. Путешествовал по Европе, привозил альбомы художников Клода Моне, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Эдуарда Мане и других. Разбирался в классической музыке — восхищался Моцартом, Бахом, Бетховеном. В нашем доме часто звучала музыка. Иногда отец пел сам — у него был мягкий, приятного тембра баритон. Исполнял русские романсы, особенно любил «Гори, гори, моя звезда…». Получалось очень проникновенно. Отец учил видеть красоту и понимать природу. Рядом с ним было приятно находиться, ощущалась замечательная энергетика. Такие люди способны создавать свой мир, иную реальность не только в своих произведениях, но и вокруг себя. Отец остался навсегда для меня самым удивительным человеком из всех, кого я встречала.
Когда самочувствие супруга заметно ухудшилось, Лидия Яковлевна оставила любимую работу (она преподавала на географическом факультете БГУ) и почти завершенную диссертацию и посвятила себя мужу. Вместе со старшей дочерью она часто выполняла корректуру произведений супруга.
Людмила по просьбе отца к тому же перевела на русский язык его роман «Мiнскi напрамак».
Старшая дочь Ивана Мележа Людмила окончила иняз (сейчас МГЛУ), недолго преподавала английский, а потом работала референтом-переводчиком в Институте математики НАН Беларуси.
Ее старшая дочь Анна вышла замуж за итальянца и живет на родине супруга. Правнуки Ивана Мележа — Паола и Никола Кальдероли — пока еще школьники. Младшая дочь Людмилы Ивановны Дарья живет с семьей в Минске. Белорусская правнучка Мележа Полина учится в одной из столичных гимназий и очень гордится своим прадедушкой-писателем. Младшая дочь Ивана Мележа Лариса, как и мечтал отец, стала художником-графиком, занимается оформлением книг. Будучи студенткой БГТХИ (теперь БГАИ — Белорусская государственная академия искусств), она вышла замуж за однокурсника Бориса Семилетова. Творческая атмосфера, которая царила в доме, постоянные разговоры об искусстве определили и выбор их сына — Ивана Семилетова. Он художник уже в третьем поколении. Его дедушка по отцовской линии Александр Федорович долгие годы преподавал в БГТХИ. Иван Семилетов уже хорошо известен в профессиональных кругах. Работает в монументальной и станковой живописи, графике. Некоторые искусствоведы определяют его творческий почерк как фантастический реализм. Его дочь в честь бабушки по маме назвали Лидой.
Иван родился уже после смерти своего знаменитого дедушки. Как отмечают родные, на Ивана Павловича он похож своей сосредоточенностью и поглощенностью искусством.
— Не напрямую, но влияние творчества деда я ощущаю в своей живописи, — говорит Иван Семилетов. — Недавно у меня появилось несколько работ на военную тему, навеянных фотографиями дедушки военных лет.
***
— Никогда не забуду, — говорит Людмила Ивановна, — как мы с мамой вычитывали текст романа «Завеі. Снежань» для журнала и в заключении там следовало указание: «Працяг будзе». Папа зашел в комнату, его взгляд упал на эти слова, и он в раздумье сказал: «Хто ведае — будзе цi не будзе…» От этих слов все внутри сжалось.
Чуткое сердце подлинно народного писателя перестало биться, когда ему было всего 55 лет. «Палеская хроніка» (а Мележ, о чем малоизвестно, задумывал ее в 5 книгах) осталась незавершенной. И все-таки он успел очень много. Создать дружную семью. Воспитать достойных дочерей. Оставить о себе добрую память. И конечно, книги, которые и сегодня помогают осмыслить самих себя, свои корни, свой путь.

Источник

К 100-летию со дня рождения народного писателя Беларуси Ивана Мележа

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного писателя Беларуси, лауреата многочисленных премий Ивана Мележа.

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

100 лет со дня рождения ивана мележа

В школьные годы он увлеченно и много рисовал, мечтая стать художником. Охотно участвовал в драматическом кружке, выступал в школьных спектаклях. Много читал, пробовал писать стихи.

После окончания школы в 1938 году работал в райкоме комсомола в Хойниках. В 1939 году стал студентом Московского института истории, философии и литературы, с первого курса его призвали в Красную Армию, службу проходил в артиллерийском полку. В 1940 году он участвовал в освобождении Северной Буковины и Бессарабии.

В декабре 1941 года получил ранение. После выздоровления был направлен на курсы политсостава, где заместителем начальника был Леонид Брежнев. Он и подписал документы, что курсы окончены на отлично.

В октябре 1942 года Мележ получил свидетельство об инвалидности и попал в Бугуруслан (Россия), где тогда размещался один из центральных пунктов по эвакуации населения. С ноября 1942 года преподавал военную подготовку и заочно учился на литературном факультете Молдавского пединститута. В 1943-1944 годах работал в Белорусском государственном университете, который находился в то время на станции Сходня под Москвой.

Иван Мележ активно занимался общественной деятельностью. Он был председателем правления Белорусского отделения товарищества «Беларусь-Франция», председателем Белорусского комитета защиты мира, членом Международного совета мира, депутатом Верховного Совета БССР.

Война не прервала литературного творчества Ивана Мележа. Находясь на лечении в тбилисском госпитале, начал писать рассказы. В сентябре 1943 года в «Бугурусланской правде» был опубликован его рассказ «Последняя операция». В 1944 году в газете «Звязда» был напечатан первый рассказ на белорусском языке «Сустрэча ў шпіталі».

Кузьма Чорный был первым, кто увидел у Ивана Мележа задатки таланта и благословил его на литературную деятельность. Он высоко оценил его ранние произведения, особенно рассказ «В метель», давший название первому сборнику рассказов начинающего прозаика, вышедшему в 1946 году. В сборник вошли произведения, написанные в 1942-1945 годах, посвященные событиям войны.

Масштабным и многоплановым по охвату событий, богатым на настоящие народные характеры был первый роман Ивана Мележа «Минское направление», в котором автор показал освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков летом 1944 года в ходе операции «Багратион».

В 1950 году Иван Мележ вернулся до малых эпических произведений. Он издал сборники прозы «Близкое и далекое», «В горах дожди», «Что он за человек», «Жизненные заботы». Писатель попробовал свои силы и в драматургии. Он создал одноактные пьесы «Лицом к лицу», «Кто пришел ночью», многоактные «Пока вы молодые», «Дни рождения», «В новом доме».

Самым значимым произведением, в котором талант Мележа раскрылся с особой силой, стала трилогия «Полесская хроника». Это главное его произведение, рассказ о близком и дорогом писателю родном крае. Цикл состоит из романов: «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Метель, декабрь» (не окончен). В черновом варианте остались недописанные романы «За осокою берег» и «Святая весна». В «Полесских хрониках» прозаик раскрыл судьбу крестьянства в переломный период истории, отобразил события 1920-х годов и коллективизацию на Полесье. Он создал народную книгу, национальную эпопею. Образы Ганны, Василя, Апейки и других героев стали воплощением национального характера, образами-типами общечеловеческого звучания. По значимости и художественному достоинству эту трилогию сравнивают с «Новой землей» Я. Коласа, романами К. Чорнага, «Тихим Доном» М. Шолохова.

В 1972 году прозаику за большие достижения в развитии белорусской литературы было присвоено почетное звание народного писателя Беларуси. Он является лауреатом Литературной премии имени Я. Коласа (1962), Ленинской премии (1972), Государственной премии БССР имени Я. Коласа (1976), награжден несколькими орденами и медалями.

Умер Иван Павлович Мележ в 1976 году в возрасте 55 лет.

Произведения Ивана Мележа получили мировое признание и переведены на многие языки. По многим из них созданы радио и телепостановки, поставлены спектакли на сценах областных и республиканских театров, сняты теле- и кинофильмы.

В 1980 году Союзом писателей БССР была учреждена литературная премия имени Ивана Мележа.

Его именем названы улицы в Минске, в Гомеле, в Кобрине, в Хойниках, в поселке Лельчицы. В Минске на доме №7 по улице Янки Купалы, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Имя писателя также присвоено библиотеке №2 города Гомеля, гомельской Белорусско-славянской гимназии №36, Мозырскому драматическому театру.

В родной деревне Мележа Глинище имя писателя носит не только улица, но и школа, установлен бронзовый бюст. Здесь же в 1983 году открыт для посетителей Литературный музей имени писателя. В экспозиции представлено свыше 400 экспонатов: вещи, фотодокументы, рукописи, живопись, графика, книги о творчестве Мележа. В книге посетителей музея свои отзывы оставили государственные и общественные деятели Беларуси, делегации из Германии, Италии, Великобритании и других стран.

В 2008 году музей посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко. В книге записей музея глава государства отметил: «Книги Ивана Мележа стали настоящей национальной эпопеей, энциклопедией народной жизни, источником воспитания патриотизма и любви к родному языку, истории и культуре нашего Отечества. Очень приятно, что здесь на малой родине Ивана Мележа, так бережно сохраняется память о нем».

В городском парке в Хойниках 5 сентября 2010 года открыта скульптурная композиция по мотивам романа «Люди на болоте». Автор многофигурной композиции Валерий Кондратенко в бронзе и граните увековечил образы героев романа, который является первой частью трилогии Мележа «Полесская хроника».

Жизни и творчеству писателя посвящен документальный фильм «Иван Мележ», снятый на киностудии «Беларусьфильм» по сценарию известного белорусского писателя Вячеслава Адамчика.

К 100-летию со дня рождения белорусского писателя 28 января в Национальной библиотеке Беларуси открылась литературно-художественная выставка, где представлены издания произведений Ивана Мележа из фондов Национальной библиотеки. Среди них самые первые, раритетные, издания, в том числе с иллюстрациями знаменитых художников.

8 февраля в Государственном музее истории белорусской литературы откроется литературно-документальная экспозиция «Ад палескіх імхоў да асвейскіх крыніц. «, где будут представлены портреты и фотографии писателя, графические работы известных художников Арлена Кашкуревича, Натальи Поплавской к произведениям Ивана Мележа, эпистолярии, личные вещи, книги с автографами.

Министерство связи и информатизации 8 февраля выпустит в обращение почтовый блок «Народные писатели Беларуси», один из них посвящен Ивану Мележу. Канал «Культура» Белорусского радио отметит годовщину со дня рождения писателя трансляцией постановочных рассказов «У завіруху» и «Ноччу», радиоспектаклей «Хто прыйшоў уначы» и «Подых навальніцы».

Источник

100 лет со дня рождения Ивана Мележа: малоизвестные и неизвестные факты о классике белорусской литературы

Адрес и режим работы Национальная библиотека Беларуси

тел.: (8 017) 368 97 02
факс: (8 017) 368 97 06

санитарный день – последний
понедельник каждого месяца

метро: станция «Усход»

автобус: № 25, 27, 34, 64, 77, 80, 87с, 89э, 91, 95, 113, 145с, 165, 921

Версия для слабовидящих

100 лет со дня рождения Ивана Мележа : малоизвестные и неизвестные факты о классике белорусской литературы

Иван – крестьянский сын

В 1940 году Мележа призвали в армию, и юный поэт поучаствовал в походах на Бессарабию и Буковину, освобождая оккупированные Румынией земли. Затем грянула Великая Отечественная война, начало которой он встретил в Карпатах. Именно на фронте в Иване Мележе проснулся прозаик – невзирая на запреты, он до 1943 года вел дневник.

Фрагменты из дневника Мележ смог опубликовать только в 1969 году. Отдельно издан дневник был уже после его смерти и получил название «Першая кнiга» – потому что именно первой своей книгой и считал его писатель. А лежа в тбилисском госпитале, Иван Мележ написал повести «Сустрэча» и «Апошняя аперацыя». Левой рукой.

«Полесская хроника» Ивана Мележа по праву считается национальной эпопеей и одним из важнейших произведений в белорусской литературе ХХ века. В трилогии «Людзi на балоце», «Подых навальнiцы» и «Завеi. Снежань» писатель подробно описывает свою малую родину – деревеньку, ютившуюся буквально на островке суши меж полесских болот, и жизнь крестьян в период коллективизации 1920—1930‑х годов. Все герои имеют реальных прототипов и взяты писателем из памяти, это образы земляков, живших в родной деревне Глинищи.

Мало кто, кроме специалистов, знает, что «Полесская хроника» задумывалась Иваном Мележем как пятитомник. Несмотря на тяжелую болезнь, он планировал написать еще два романа, завершающих историю Василя Дятлика и Ганны.

Для не написанных еще книг писатель даже успел придумать названия – «За асакою бераг» и «Праўда вясны». Есть в черновиках Мележа фрагмент, рассказывающий о военной жизни Василя и о том, как тот возвращается в родную деревню Курени и видит ее сожженной, но, несмотря ни на что, говорит: «И все‑таки мы будем жить. Нас – не истребить! Потому что мы – народ!»

Источник

«Чтобы человек жил как человек. »: выставка к 100-летию со дня рождения Ивана Мележа и Ивана Шамякина (+видео)

100 лет со дня рождения ивана мележа

По случаю 100-летнего юбилея народных писателей, классиков белорусской литературы Ивана Мележа и Ивана Шамякина 28 января в галерее «Атриум» начала работу литературно-художественная выставка «Чтобы человек жил как человек. ». Ее цель – отдать дань уважения летописцам эпохи, напомнить посетителям о творчестве художников слова, поддержать интерес читателей к литературному наследию авторов.

В экспозиции представлены издания произведений Ивана Мележа и Ивана Шамякина из фондов Национальной библиотеки Беларуси. Первые из них, самые редкие, юбилейные, с автографами мастеров слова, в переводе, с прекрасно оформленными обложками и иллюстрациями знаменитых художников. Кроме книг можно увидеть иллюстрации к произведениям писателей таких авторов, как Арлен Кашкуревич, Людвиг Осецкий, Сергей Романов, Эдуард Агунович, Николай Гаев и др., украсивших тексты, добавивших литературным героям искренности и правдивости, глубокого и тонкого психологизма.

С приветственным словом выступила первый заместитель генерального директора Национальной библиотеки Беларуси Елена Долгополова:

«Больше недели отделяет юбилеи этих великих творцов. Но слова, вынесенные в название сегодняшней выставки – «Чтобы человек жил как человек» (цитата из произведения Ивана Мележа) – характерны для творчества обоих писателей. Каждый из них оставил после себя значительный след в национальной культуре. При подготовке выставку мы обратили внимание на самые знаковые их романы, старались показать не только издания, которые увидели свет в Беларуси, но и за пределами нашей страны, в том числе в переводах на другие языки».

Первый заместитель председателя общественного объединения «Белорусский союз художников», искусствовед Наталья Шарангович напомнила об особенностях экспозиции:

«В наших традициях литература и искусство всегда были сопряжены и объединены. Это позволяет заглянуть глубже в нашу культуру. Кроме творчества знаковых белорусских писателей на выставке можно увидеть иллюстрации тех художников, которые сегодня также уже стали классиками. Например, линогравюры Натальи Поплавской к роману «Люди на болоте» Ивана Мележа. Она сделала их в качестве дипломной работы еще студенткой. Совсем недавно мы отметили ее 90-летие».

100 лет со дня рождения ивана мележа

В мероприятии также приняли участие детский писатель, публицист, первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси Елена Стельмах, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский союз художников» по творческой работе, художник-график Андрей Басалыга, искусствовед, арт-критик, арт-директор авторской некоммерческой концептуальной галереи «Брама» Лариса Финкельштейн.

100 лет со дня рождения ивана мележа

Романы, повести и рассказы народных писателей затрагивают одни из самых непростых периодов жизни белорусского народа, поднимают острые проблемы современности, бытия, становятся значительными вехами для самоопределения и самовосприятия белорусов, рассказывают о проблемах отцов и детей, гражданском неравнодушии, моральных и этических спорах, насущных человеческих вопросах. Во всех литературных произведениях центром внимания является человек, его мысли, ошибки и поступки.

Посетить выставку и ознакомиться глубже с произведениями, ставшими золотым фондом белорусской литературы, найти вдохновение и утешение можно до 24 мая 2021 г. Дата ее окончания может быть изменена.

Материал предоставлен отделом связей с общественностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *